Национальный институт наркологии США
Национальный институт здоровья

Книга для учителя

Никотин

Вспомогательная информация

Табак, который получают преимущественно из растения nicotiana tabacum, используется веками. Его курят, жуют, нюхают. Первое описание пристрастия к табаку содержится в отчете из Нового Мира, в котором испанские солдаты признаются, что не могут бросить курить.

Когда никотин был извлечен из листьев табака в 1828 году, ученые начали изучать его влияние на мозг и организм. Исследования показали, что хотя табак содержит тысячи химических веществ, главным ингридиентом, воздействующим на мозг и обусловливающим зависимость, является никотин. Недавние исследования показали, что зависимость от никотина чрезвычайно сильна и, по крайней мере, не слабее, чем от героина и кокаина.

Эффекты никотина включают изменения в дыхании и кровяном давлении, сжатие артерий, повышенную тревожность. Многие из эффектов производятся путем воздействия на центральную и периферическую нервную систему.

Механизм воздействия

Никотин легко проникает в организм. Во время курения никотин попадает в кровь через легкие. При жевании или вдыхании – через слизистые мембраны рта или носа. Он также может попасть в кровь и через кожу. Неважно, как никотин попадает в кровь, он распространяется по всему организму и мозгу, активируя cholinergic рецепторы. Эти рецепторы есть во многих структурах мозга, мускулах, адреналиновых гландах, сердце и других органах. А активируются они медиатором ацетилхолин (acetylcholine), производимым мозгом и нейронами периферической нервной системы. Ацетилхолин и его рецепторы задействованы во многих функциях, включая дыхание, поддержание ритма сердца, память, настороженность (alertness), движение мускулов.

Так как химическая структура никотина схожа с ацетилхолиновой, он способен активировать cholinergic рецепторы, одновременно нарушая нормальную работу мозга. Регулярное употребление никотина приводит к изменению числа cholinergic рецепторов и их чувствительности к никотину и ацетилхолину. Некоторые изменения приводят к возникновению терпимости к никотину. После этого человек должен регулярно снабжать мозг никотином для поддержания нормального функционирования мозга. Если уровень никотина падает, то человек начинает испытывать неприятные симптомы абстиненции.

Недавно было установлено, что никотин также стимулирует выпуск дофамина в кругооборот удовольствия мозга. С помощью microdialysis, техники, позволяющей измерить количество медиаторов в определенной области мозга в минуту, было открыто, что никотин обусловливает повышенный выпуск дофамина в nucleus accumbens. Это схоже с тем, что происходит при употреблении героина и кокаина, и объясняет удовольствие, испытываемое курильщиками.

Другое исследование предоставило новые ответы на вопросы о том, как никотин влияет на мозг. Cholinergic рецепторы – относительно крупные структуры, состоящие из нескольких вспомогательных копмонентов. Один из них – бэта-компонент – играет роль в никотиновой зависимости. Используя высокие биоинженерные технологии, ученые смогли создать новую породу мышей, у которых отсутствовал ген, производящий бэта-компонент. У этих мышей, которых назвали “исключенные” (knockout), так как ген был исключен, соответственно и бэта-компонент не производился. Исследователи выявили, что в отличие от обычных мышей, эти не подвергались воздействию никотина. Это говорит о том, что бэта-компонент играет критическую роль в обеспечении удовольствия от никотина. Результаты также предоставили новую ценную информацию о том, как никотин воздействует на мозг, информацию, которая может привести к созданию совершенного лечения никотиновой зависимости.

Никотин, возможно, не единственный психоактивный ингридиент табака. С помощью совершенных технологий изображения мозга стало возможно увидеть, что курильщик делает со своим мозгом. Используя позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ), ученые открыли, что курение приводит к огромному снижению уровня важного фермента, поглощающего дофамин.

Уменьшение этого фермента, называемого monoamine-oxidase-A (MAO-A), приводит к росту уровня дофамина. Важно то, что этот эффект производится не никотином, а каким-то другим неизвестным пока веществом сигаретного дыма. Сам по себе никотин не влияет на уровень МАО-А, он воздействует на дофамин по-другому. Таким образом, существует множество путей, которыми курение влияет на медиатор дофамин, что обусловливает чувство удовольствия и вознаграждения.

То, что никотин – наркотик, вызывающий зависимость, можно легко доказать, вспомнив сколько много людей продолжает использовать табакопродукцию, зная об ее вредных для здоровья эффектах и даже смертельных исходах. Фактически, не менее 90% курильщиков хотели бы бросить, но каждый год меньше, чем 10% из тех, кто пытается, преуспевают в этом. В то время, как никотин обеспечивает зависимость от табачных продуктов, существуют тысячи других химических веществ в табаке, отрицательно сказывающихся на здоровье.

Курение сигарет или сигар может привести к проблемам с дыханием и сердцем, раку легких, emphysema, заболеваниям сосудов. Фактически, курение – самая распространенная причина преждевременной смертности и различных заболеваний. Курение сигарет убивает ежегодно как минимум 400 000 человек в США и обеспечивает бессчетное количество болезней другим, включая тех, ктo находится рядом. Применение табака без дыма также приводит к серьезным проблемам со здоровьем. Жевание табака может обеспечить рак полости рта, глотки, гортани и пищевода, а также привести к повреждению десен, что кончится выпадением зубов. Курение без дыма, популярное среди спортсменов, тоже ослабляет физическое состояине.

Следующие занятия, использованные совместно с серией по никотину, помогут объяснить студентам как это вещества влияют на мозг и тело.

Цель

Никотин. Занятие 1.

Студенты поближе познакомятся с концепциями и терминологией нейронауки, относящимися к эффектам никотина и табакопродуктов на мозг и организм.

Предложите студентам “Найди слово”, а затем сделайте обзор слов, обсудив какое отношение эти термины имеют к употреблению табака. Ответы включены в гид.

Цель 

Никотин. Занятие 2.

Студенты поймут, что никотин – это наркотик, приводящий к зависимости, и что став зависимым, очень трудно бросить курить, даже осознавая серьезность последствий со здоровьем.

Предложите студентам позвонить в больницу и узнать имена врачей, проводящих лечение табакозависимости, а затем написать письмо одному или нескольким врачам с приглашением их прийти и рассказать классу о трудностях в борьбе с никотинозависимостью. Перед визитом врача нужно подготовить список вопросов. Например,
1) сколько человек смогли бросить курение при первой или хотя бы второй попытке?

2) сколько людей постоянно пытаются бросить и безуспешно?

3) продолжают ли люди курить, уже имея угрожающее их жизни заболевание, сердечное или рак?

 Цель

Никотин. Занятие 3.

Студенты узнают, что сигаретный дым содержит молекулы, оседающие вдоль всего дыхательного тракта, включая легкие. Эти молекулы не только покрывают легкие и другие части дыхательной системы черным налетом, но и приводят к раку и другим дыхательным заболеваниям.

Студенты проводят следующий эксперимент:

Материалы: сигарета, прозрачный пластиковый шприц, шарики ваты, спички или зажигалка.

Наполните шприц ватными шариками. Вставьте конец шприца в фильтр сигареты. Зажгите сигарету и потяните поршень, чтобы втянуть дым в шприц. Вы увидите, как вата чернеет, когда частицы дыма попадают в шприц. Обсудите то, что вы видели. Студенты смогут представить воздействие ежедневного курения на легкие в течение многих лет, увидев, эффект только одной сигареты.

Назад В начало Дальше

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100