Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _
 Клиника



Профилактика, социальная сеть нарком.ру

Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику Narcom.ru

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику Narcom.ru
Решись стать разумным, начни!





www.evro-market.ru стеллажи металлические торговля

evro-market.ru

Бассейн купить на дачу каркасный

Продажа бассейнов и оборудования. Оборудование для бассейнов и ИК-саун

greshop.ru

О словах и выражениях

 


> Кабинет нарколога > Наркология on-line > Технология группы > О словах и выражениях

В данном курсе, наряду с терминами, традиционно употребляемыми в соцпсихологии и клубоведении, встречаются и такие, которыми уже много лет пользуются клубные практики, но считают их чем-то вроде профессиональных жаргонных слов и словосочетаний. Некоторые из них настолько удачны, что вряд ли нуждаются в замене специально разработанными научными терминами. Прочное вхождение их в практику наводит на мысль - узаконить их.

Что касается традиционных терминов, смысл употребления некоторых из них у разных авторов весьма различен, поэтому необходимо условиться о том, что мы будем понимать под ними в наших текстах. С другой стороны, разные авторы обозначают одни и те же понятия различными словами, что влечет за собой необходимость сведения их в единый перечень.

Кроме того, желательно расшифровать целый ряд однозначно трактуемых, но специфических, и поэтому не всем понятных слов и словосочетаний.

Прежде всего о том, что такое социальная психология.

Социальная психология - наука, изучающая явления психики, существующие только в группе людей (общественное мнение, психологический климат, мода, паника) или у личности только в группе (коллективизм, психологическая совместимость) [31].

Предметом особого нашего внимания является группа.

Группа - человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака (наличие или характер совместной деятельности, уровень развития межличностных отношений, особенности организаций и т.п.) [23]. Это может быть нация, личный состав воинской части, всемирное общество пок- лонников творчества (или иных достоинств) Богдана Титомира, а может быть хоккейная команда, экипаж космического корабля, семья или клуб любителей кактусов.

Группа неформальная (неофициальная) не имеет юридически фиксированного статуса. Для нее характерны отношения дружбы, проявления симпатии, эмоциональной притягательности, взаимопонимания и уважения [23].

(Словарное определение, видимо, несколько устарело (в первой части), так как по нынешним временам получить официальный статус весьма несложно, чем многие организации (группы) и пользуются, оставаясь неформальными по сути.)

Чаще всего мы будем говорить о малых группах.

Группа малая - насчитывает , как правило, от 2-3 до 30-40 человек, находящихся между собой в непосредственном общении [23]. В силу этого обстоятельства она же, как правило, - группа контактная, каждый член которой достаточно хорошо лично знаком и находится в регулярном взаимодействии со всеми остальными. Многими психологами максимальная численность контактной группы оценивается числом 15.

Группа референтная - та, на нормы, ценности, мнения которой индивид ориентируется в своем поведении в первую очередь [23]. Из ряда групп, к которым он принадлежит (школьный класс, семья, дворовая компания, туристская секция), референтной является одна. Иногда такую группу называют эталонной [31].

По уровню группового сознания различают следующие виды групп (по Л.И.Уманскому):

  • Группа-конгломерат - еще не осознавшая единой цели своей деятельности [31] (аналогичны этому понятия диффузная [23] или номинальная [15] группы.
  • Группа-ассоциация - имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность, организационное и психологическое единство) отсутствуют [15].
  • Группа-кооперация - характеризуется единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности [15].
  • Группа-корпорация - которую выше кооперации ставит наличие организационного и психологического единства [15] (иногда такую группу называют автономной [31]). Для корпорации характерно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоциальности [15] (например, банда).
  • Коллектив - группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами высокого гуманизма [15].
  • Гомфотерный ("сбитый") коллектив - в котором ко всем прочим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля) [15].
    При прочих равных условиях коллектив обладает наибольшей эффективностью (особенно при решении задач с ярко выраженным общественным содержанием), наиболее человечными межличностными отношениями, большей стойкостью к трудностям.

По характеру преимущественной направленности активности групп различают два их типа.

Активность группы типа "Internal" (Int-группы) направлена внутрь группы, на ее членов (всех вместе или по отдельности). Это детские клубы, психотерапевтические группы и т.п.

Активность группы типа "External" (Ext-группы) направлена вовне ее. К этому типу принадлежат объединения волонтеров, масонские ложи и т.п.

Группа, начиная с ассоциации, зримо обрастает атрибутами, получившими название "центры объединения". Это места встречи, характерные детали внешнего вида, символика, специфические слова и выражения, условные знаки - все то, что на внешнем уровне отличает данную группу от прочих.

Весьма важной характеристикой группы, проявляющейся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения, является групповая совместимость. Различают такие ее виды как физиологическая, психофизиологическая (например, темпераментов), психологическая (в частности, по интересам) и наивысшая ступень - идеологическая (включает ценностно-ориентационное единство) [23; 31].

Каждой группе присущ социально-психологический (психологический, морально - психологический) климат (атмосфера) - качественная сторона межличностных отношений. Она проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе [23]. Таковыми могут быть в первом случае симпатии, взаимопомощь, всеобщая заинтересованность в успехе, во втором - конкуренция, зависть, амбиции и т.п.

Весьма важными характеристиками группы являются ее ценностно-личностные ориентации (ЦЛО) - свойства личности, наиболее ценимые в данной группе. Это могут быть талант, положение в обществе, обаяние, деловые качества и т.п.

Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент (индекс) групповой сплоченности (взаимности) (КГС). Чем он выше, тем, как правило, сильнее группа (хотя иногда он свидетельствует лишь о большом количестве взаимно симпатизирующих пар индивидов, что может быть "уравновешено" не меньшим количеством взаимно антагонизирующих пар). Он может характеризовать, в частности, функциональный "расклад" симпатий, смысл которого в том, что один и тот же член группы для выхода на разведзадание может предпочесть совсем иного партнера, нежели для игры в покер. Значимость же тех или иных симпатий для группы в целом зависит от ее общегрупповых ЦЛО [15].

Исследование группы на КГС производится методом социометрии - опроса, в ходе которого одни члены группы выбирают (или отвергают) других по определенным критериям (деловым, интеллектуальным, моральным и др.) [15; 16; 29].

Социометрия позволяет определить социальный статус каждого члена группы - его место в иерархии внутригруппового общественного мнения. Верхнюю ступень этой табели о рангах занимают самые популярные - "звезды". Далее идут "приятные" и "предпочитаемые". Затем - "пренебрегаемые", лишенные внимания "изолированные" и, наконец, нежелательные - "отверженные" [16].

Необходимо обозначить такое понятие, как "член группы". Это индивид, систематически общающийся и взаимодействующий с другими индивидами, состоящими в группе. Его действия и мнение оказывает влияние на судьбу группы.

Лидер - начальник группы официальной или вожак неформальной. Особенно удачным является совмещение обоих качеств в одном лице. "Штатный" (универсальный) лидер назначается или избирается на достаточно длительный срок. Ситуативный лидер - член группы, взявший на себя функции ее лидера в отсутствие или по причине бездействия "штатного" в ситуации, потребовавшей срочного принятия решения, осуществления руководства.

Различают три основных типа взаимоотношений, стиля руководства группой.

  • Авторитарный (автократический) стиль - характеризуется явным неравноправием руководителя и рядовых членов группы, исполняющих его волю, основывается на авторитете или могуществе лидера.
  • Демократический - при котором руководитель, прежде чем принять решение, советуется с членами группы. Затем принятое решение реализуется. Ответственность - общая.
  • Либеральный (попустительский, анархический) - такой, при котором дела в группе идут сами собой, руководитель соглашается с любым мнением, даже если на стадии реализации решения предлагается все переменить. Этот стиль самый непродуктивный, гибельный для группы [1; 16].

Следующим после группы важнейшим понятием является клуб. Слово это употребляется в самых различных сочетаниях: "клуб железнодорожников", "клуб молодой хозяйки", "клуб самодеятельной песни". В первом случае он (то есть клуб) время от времени требует ремонта, во втором проходит весело или скучно, в третьем способен распасться, или от него может отпочковаться новый клуб. Дело в том, что в первом случае это клубное учреждение со своим зданием, штатом, оборудованием; во втором - форма организации досуга, мероприятие; в третьем - объединение людей по интересам, иначе говоря клубное объединение.

Клуб по интересам - это общественная организация, добровольно объединяющая в свободное время людей, межличностные отношения которых опосредованы общественно - ценным и личностно - значимым содержанием совместной групповой деятельности.

Это определение близко к тому, что дал клубу В.Е.Триодин [37]. Именно в этом значении (клуб есть группа людей) мы и будем употреблять это слово в дальнейшем.

Член клуба - соответственно член этой группы.

Ядро - группа членов, играющая ведущую роль в ее жизни.

Актив - совокупность членов и не-членов клуба, оказывающих ему регулярную поддержку и помощь (в вопросах снабжения, распространения билетов, информации и т.п.).

Аудитория - контингент жителей данной местности, регулярно посещающих массовые мероприятия, проводимые клубом (концерты, слеты, празднества, соревнования).

Аура - совокупность людей (кроме актива), посещающих значительную часть текущих мероприятий (заседаний) клуба в качестве потребителей.

Клуб может существовать в разных социотехнических формах - иметь стабильный состав, помещение, оборудование, финансы, или не иметь их, ограничиваясь атрибутами духовного свойства; его формами могут быть "коллектив" и "поток", он может иметь облик "площадки" или быть "виртуальным клубом".

Кстати о социотехнике. Под термином "социотехника" мы понимаем набор знаний и методик, необходимых лидеру неформальной группы для практической работы,умение на деле реализовать избранную концепцию.

Коллектив как социотехническая форма отличается достаточно высокой стабильностью состава, что позволяет сформироваться взаимным симпатиям, являющимся залогом высокой эффективности такого рода групп.

Поток чаще реализуется в формах, допускающих одноразовое участие в мероприятиях группы большинства ее "членов" (очередь в магазине), хотя именно клубы имеют "при потоке" (а точнее, для его организации) стабильное ядро. Можно считать, что традиционный клуб-коллектив, проводя мероприятия на внешнюю аудиторию, образует в эти периоды как бы двойную структуру, где аудитория и является потоком.

Площадка - социотехническая форма группы, имеющей помещение, оборудование, а зачастую и официальный статус.

Виртуальный клуб проявляется в момент сбора и взаимодействия его членов, но не имеет постоянной базы и, чаще всего, официального статуса.

В числе основных видов деятельности клубных групп стоят коммуникация и общение. В процессе их происходит передача информации, установление и поддержание контакта. Общение возможно только между одушевленными существами, его особенностью является возможность обмена эмоциями. Коммуникация возможна и между роботами, между человеком и машиной [14].

Наконец, одна из главных функций клуба - воспитание. Очень часто в это понятие вкладывают понятие обучения, в лучшем случае - передачу опыта. Условимся, что в наших заметках под воспитанием будет пониматься прежде всего идейно-нравственное формирование личности, лишь опирающееся на обучение. Невозможно воспитать токаря или скрипача, так же как невозможно выучиться на предателя или гуманиста.

"Клубная генетика". Так в шутку была названа совокупность знаний о том, как создаются клубы; какими по своим социологическим параметрам (и почему) они получаются; какие "породы" клубов можно скрещивать между собой, а какие нельзя; как поступить в случае раскола клуба, чтобы его осколки были жизнеспособны; как создавать межклубные объединения [20].

Понятие "клубная геронтология" относится к области сведений о жизни и смерти клубного организма, его здоровья, молодости и старости - в частности о том, как продлить молодость и что делать с приближением старости [17].

Термин "клубный новичок", так же как и "старик", "старожил клуба", в пояснении не нуждается. Вся разница между ними - в продолжительности пребывания в клубе, а также (и это гораздо важнее) в количестве опыта, знаний, навыков в сфере клубных интересов [17].

Во многих клубах наблюдается такое явление, как "бунт стариков", когда клубные старожилы подвергают дружной и резкой критике личность и действия клубного лидера. Бунт чреват самыми тяжелыми последствиями для клуба [17].

В ряде клубов принято расставаться с теми членами, которые прошли весь клубный цикл своего развития и их задержка в группе может либо затормозить дальнейшее совершенствование их как личностей, либо привести к "бунту стариков". В этом случае производится выпуск члена клуба, который впредь именуется выпускником.

В случае, когда выпуску подлежит подавляющее большинство членов клуба, после чего он с оставшимися членами будет нежизнеспособен, есть смысл говорить о роспуске клуба.

Слово "авторитет", в зависимости от контекста, будет употребляться в двух значениях:

а) общественное влияние, значение одного лица или группы в силу определенных качеств, заслуг; проявление престижа [31];

б) авторитетный член клуба, чаще - один из лидеров.

Коммунарская методика ("орлятская", методика коллективного творческого воспитания) - педагогическая методика, разработанная во второй половине 50-х годов молодыми ленинградскими педагогами во главе с И.П.Ивановым (впоследствии - доктор педагогических наук, академик) и впервые реализованная в "Коммуне юных фрунзенцев" во дворце пионеров Фрунзенского района г. Ленинграда.

В первые годы существования пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ "Орленок" методика была внедрена в нем, откуда распространилась по всей стране, что породило коммунарское движение.

В коммунарских клубах есть две специфические фигуры: это во-первых, комиссар - идейный лидер клуба, его педагог. Комиссаров в клубах может быть несколько. Чаще всего это взрослые, но в некоторых детских клубах бывают и подростки-комиссары.

Вторая фигура - это командир, осуществляющий деловое руководство клубом, его подразделением или временной функциональной группой. Нередко командир-комиссар двуедин [10; 17; 25; 34; 35; 36].

Общественная инициативая - идея общественно-полезной деятельности, реализуемая человеком или группой людей.

Общественное течение - возникновение и существование не связанных между собой людей или (и) групп, реализующих одну и ту же общественную инициативу.

Общественное движение - возникновение и существование горизонтальных (сетевых) связей между людьми или (и) группами общественного течения.

Ассоциация - возникновение и существование вертикальных связей между элементами общественного движения и его центром (центрами).

Общественная организация - структура соорганизации некоторого числа элементов общественного движения, при которой некоторые решения центра являются обязательными для всех членов организации (невыполнение этих решений влечет за собой исключение из организации).

Кроме вышеприведенных понятий и терминов, в наших текстах будут попадаться и другие, расшифровка которых последует в рабочем порядке [1 - 40].


Другие интересные материалы:
Социальный портрет потребителя медицинских услуг в России в период перехода к рыночной экономике
В сложившейся ситуации, как мы отметили, система медицинского обслуживания...

Переход к рыночной экономике вызвал принципиальные изменения в составе...
Гражданское общество: мираж в конце тоннеля?
“…единственным способом реальной защиты благополучия и индивидуальных прав...

Идея гражданского общества стала своего рода “Сезам, откройся!” -...
Критерии и перечни психотропных веществ, одурманивающих веществ, крупных и особо крупных размеров количеств наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном хранении или обороте; список веществ, находящихся под специальным контролем, используемых при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ, в соответствии с конвенцией ООН 1988 г.;
Критерии и список инструментов и оборудования, находящихся под специальным...

Источник публикации "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 3, 1997...
Духовность и эффективность в наркологии
В данной публикации поднимаются некоторые общие вопросы современной...

Довольно странная ситуация последние годы складывается в украинской и...
Теоретико-методологические проблемы оценки эффективности антинаркотической работы
Основные принципы построения профилактических программ, краткое описание...

Государство проводит политику, которая направлена на профилактику наркотизма...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2013 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт
Rambler's Top100