Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _
 Клиника



Профилактика, социальная сеть нарком.ру

Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику Narcom.ru

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику Narcom.ru
Решись стать разумным, начни!





чернила для струйных принтеров - продажа в Минске

Центр реабилитации алкозависимых

Реабилитация наркозависимых. Нам не все равно. Гарантия Звоните

lechenie-narkomanii-ufa.ru

К концепции укрепления правопорядка

 


> Закон сур-р-ов! > Даешь систему! > К концепции укрепления правопорядка

“Избушка-избушка, встань ко мне передом, к лесу задом”. (Избушка – родимая страна).

Я. Гилинский

Концептуальные требования к укреплению правопорядка

Несмотря на обилие документов федерального и регионального уровня под названиями “Концепция”, “Программа” в современной России отсутствует научно обоснованная концепция стратегии и тактики укрепления правопорядка, противостояния преступности. Это объясняется (1) реальной сложностью проблемы, (2) недостаточной развитостью теоретической криминологии, (3) превалированием практически-политических сиюминутных требований.

Сложная задача разработки обоснованной концепции не может быть решена ad hoc. Ниже предлагаются тезисно лишь некоторые исходные предпосылки.

1. Привычные представления о правопорядке как несомненной социальной ценности сегодня не кажутся бесспорными. Динамичное развитие современного — “постмодернистского” Западного (и отчасти российского) общества подтвердило сомнения в принципиальной возможности установить “порядок” в обществе, добиться реализации “рационального порядка” путем администрирования, правового регулирования, рационального социального контроля.

“Эрозия и ослабление государственной власти, когда-то увлекшейся миротворческой миссией, углубляется изо дня в день... Меры для установления и поддержания искусственного порядка, опирающегося на законодательство и государственную монополию на средства принуждения, лояльность обывателей и нормирование их поведения ныне не кажутся такими первоочередными и обязательными, как в начальной фазе процесса “осовременивания” (модернизации)... Вместо нормативного регулирования поведения обывателя — соблазнение потребителя... Речь идет о видении действительности человеческого общежития не как объекта административного воздействия, нормативного регулирования и функциональной координации, но как области самопроизвольных и слабо скоординированных процессов”. Так что “на долю философов и социологов выпало разоблачать ложь обещаний успокоительной уверенности и навсегда устроенного порядка, которыми заманивают в тоталитарные ямы миражом освобождения от груза проблем”. Это — задача и криминологов. Хотя для ее решения требуется “освободиться от навыков мышления” (З. Бауман), широко распространенных в научном сообществе.

Социальные реалии современного мира требуют пересмотра привычных парадигм и западными и отечественными обществоведами. Следует учиться жить в обществе нестабильном, неупорядоченном, нерациональном, противостоять сторонникам “твердой руки” и “порядка”.

2. Правопорядок — лишь элемент общественной системы, обусловленный ею. Хорошо известна зависимость преступности и иных правонарушений от экономических, социальных, политических, идеологических и проч. условий бытия. Затяжной, глубокий, тотальный (экономический, социальный, политический, экологический, нравственный) кризис в России, анемичность общества не могли не повлечь за собой роста преступности и иных проявлений отклоняющегося поведения (пьянство, наркотизм, самоубийства и др.), дестабилизацию социального порядка. Хотя, стоит отметить, что “порядок” в тоталитарном СССР сам был патологичен, поддерживался неадекватными, нецивилизованными средствами и начал рушиться задолго до горбачевской “перестройки”.

Наиболее криминогенные (вообще деликтогенные) факторы: резкая социальная и экономическая дифференциация населения (разрыв между средним доходом 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных граждан составил: 1990 — 4,4; 1991 — 4,5; 1002 — 8,7; 1993 — 11,4; 1994 — около 15); относительное и абсолютное обнищание значительных слоев населения; утрата уверенности в завтрашнем дне (угроза безработицы, экономическая и политическая нестабильность, потеря имевшихся накоплений “на черный день” и т.п.); крушение многих идеологических иллюзии: невозможность реализовать свой интеллектуальный, профессиональный потенциал; небывалая коррумпированность органов власти, управления, правопорядка и полная социальная незащищенность населения.

При объективной обусловленности роста правонарушаемости не следует уповать на какие бы то ни было административно-запретительные. правовые, репрессивные меры сокращения преступности, иных правонарушении.

Многовековой исторический опыт, в том числе — отечественный, свидетельствует о полной бесперспективности “наведения порядка”, сокращения преступности я иных правонарушений без изменений социальных, экономических. политических условий, без нейтрализации основных криминогенных факторов.

Анализ динамики преступности в бывшем СССР и в России за послевоенный период свидетельствует о снижении уровня преступности в периоды, когда у людей появлялась надежда на улучшение условий бытия: во время хрущевской “оттепели” (снижение уровня преступности за 1961-—1965 гг. на 18.9%) и горбачевской “перестройки” (уровень преступности за 1985—1987 гг. снизился в СССР на 15.4%. в России — на 17.3%).

3. Известные зарубежные (и отечественные) криминологи давно говорят о негативных последствиях чрезмерного нормирования человеческого поведения, о “кризисе наказания”, о необходимости поисков альтернатив уголовной юстиции, об институтах посредничества для применения ненасильственных, нерепрессивных мер разрешения конфликтов, о “пределах наказания” (Нильс Кристи), о принципе “минимума репрессий”, о роли позитивных (поощрительных) санкций в регулировании поведения, с бедах роста контингента пенитенциарных учреждений и связанной с этим “призонизацией” сознания и поведения.

К сожалению, в сознании представителей российских властных и правоохранительных структур, большинства населения, многих криминологов и криминалистов преобладают привычные, доставшиеся по наследству от советского тоталитаризма представления об “усилении борьбы с преступностью”, запрете и наказании как лучших способах “решения” проблем правопорядка.

4. Всеобщность и неизбывность “беспорядка”, “вечность” различных проявлений так называемого отклоняющегося поведения (преступности, пьянства, наркотизма, самоубийств, проституции и др.), их зависимость от условий социального бытия, “кризис наказания” и негативные последствия жестких, репрессивных форм социального контроля,— заставляют задумываться о неоправданности привычных парадигм, о неэффективности соответствующих им (и обыденному сознанию) форм социального контроля и поисках иных, “мягких” методов регулирования поведения людей и мягких форм социального контроля.

Западная теоретическая мысль и повседневная практика давно ищут новые парадигмы, новые формы социального контроля. К числу некоторых успешно апробированных направлений можно отнести следующие:

• последовательная реализация принципа “все можно, кроме того, что запрещено”;

• реализация принципа “минимум репрессий”;

• декриминализация большинства малозначительных, неопасных преступлений, “перевод” их в разряд административных проступков;

• безусловная отмена смертной казни и отношение к лишению свободы как “высшей мере” наказания, применяемой лишь в случаях, когда этого нельзя избежать;

• создание широкой сети государственных и негосударственных учреждений и организаций социальной помощи (бездомным, наркоманам, алкоголикам, лицам, освободившимся из мест лишения свободы и т.п.);

• создание сети государственных и негосударственных “институтов согласия” (Н. Моисеев), “институтов посредничества” (Н. Кристи) третейских судов по урегулированию отношений между правонарушителем и потерпевшим — как альтернативы уголовной юстиции (рестрибутивная, “восстановительная” юстиция вместо юстиции возмездия).

5. В основе общественного правопорядка лежит безусловная правопослушность, соблюдение законов и подчинение законам представителей власти, управления, охраны правопорядка. Ни о каком правопорядке не может быть речи при тотальной коррумпированности всех ветвей власти, при бюрократическом бездушии и издевательстве чиновников всех рангов, при их полном отрыве от нужд и забот населения, при произволе “правоохранительных органов”, дошедшем до того, что, по данным ряда социологических опросов (как в Петербурге, так к в других регионах), население начинает бояться милицию больше, чем преступников, а фермеры, предприниматели, банкиры предпочитают обращаться за помощью и защитой к “бандитам”, а не в органы правоохраны.

Пока органы государственной (федеральной и муниципальной) власти и управления, правоохранительные органы не вернут доверия населения, все попытки “укрепления правопорядка” обречены на полный провал.

Основные направления укрепления правопорядка

К сожалению, сегодня отсутствуют объективные условия для реального укрепления правопорядка. Поэтому представляется возможным назвать лишь некоторые тактические полумеры, теоретически реальные сегодня, но практически вряд ли осуществимые и малоэффективные в силу нерешенности стратегических проблем (сокращение непомерного разрыва материального положения сверхбогатых и обнищавших слоев населения; обеспечение реального прожиточного уровня для всех жителей; обеспечение достойного существования людей — в хорошо отапливаемых и пригодных для жилья помещениях, при нормально функционирующих городском транспорте и средствах связи, при современном уровне развития медицинской помощи...; преодоление тотальной коррумпированности органов власти, управления, правоохраны, их полной бездеятельности, когда речь заходит об удовлетворении законных интересов и защите прав граждан, и т.д.).

Итак:

• Обеспечение защиты и социальной помощи дезадаптированным группам населения (бездомным; больным алкоголизмом и наркоманией; лицам, освободившимся из мест лишения свободы; безработным; лицам с психическими отклонениями”; бездомным и безнадзорным детям и т.д.). Развитие государственной (муниципальной) сети соответствующих учреждений - с нормальными или же привилегированными бытовыми условиями, со штатом профессиональных психологов, наркологов, социальных работников. Финансовая, материально техническая, организационная помощь и поддержка общественных, неправительственных организаций (НПО), осуществляющих помощь дезадаптантам.

• Обеспечение социальной и психологической помощи жертвам преступлений, защиты их интересов (специализированные организации учреждения, “телефоны доверия” для жертв — детей и подростков, для жертв насильственных преступлений, для жертв сексуального насилия для жертв семейного насилия и т.п.).

• Защита населения от уличной и “квартирной” преступности (существенное кадровое увеличение и материально-техническое, транспортное усиление ППС; надлежащая дислокация сил; быстрота реагирования; освещение улиц, пустырей, подъездов домов; организация самозащиты населения и обучение жильцов микрорайонов. домов, соседей правилам самозащиты и взаимовыручки в случаях преступных посягательств оборудование технических средств защиты домов и квартир и т.п.).

• Обеспечение надлежащего контроля за качеством реализуемых алкогольных изделий. Лишение лицензий на право торговли и крупные денежные штрафы в отношении лиц, виновных в реализации фальсифицированных алкогольных изделий.

• Безусловная и открытая — для СМИ, населения — ответственность сотрудников правоохранительных органов и правоприменительных органов за каждый факт взяточничества, мздоимства, превышения власти и иные незаконные действия при обеспечении их (сотрудников) социальной защищенности.

• Переориентация работников правоохранительных органов: не “борьба” с преступностью, а защита населения, каждого жителя от незаконных посягательств. Изменение критериев оценки деятельности правоохранительных органов: не количество зарегистрированных преступлений (с рапортами о липовом “снижении”), не уровень раскрываемости (когда регистрируют только “очевидные” преступления, “добиваясь” нереальных абсурдных показателей — 60-70-80%,), а число жертв, количество потерпевших, сумма ущерба. Для предупреждения манипулирования этими показателями — проведение ежегодных (полугодовых, квартальных) выборочных репрезентативных виктимологических опросов населения, осуществляемых независимыми, вневедомственными организациями (при возможном участии правоохранительных органов).

• Постоянное повышение квалификации (переподготовка) сотрудников правоохранительных органов с включением в число изучаемых дисциплин основ современных социологических, криминологических, психологических знаний.

• Изменение правоохранительной практики правоохранительных органов и у головной юстиции: от упования на “усиление борьбы”, отождествляемой с усилением наказаний, репрессий, к “штучной” работе с каждым правонарушителем в целях избежания излишней репрессивности, озлобляющей виновного и приводящей к переполненности СИЗО и пенитенциарных учреждений.

• Улучшение кадрового, финансового, материально-технического обеспечения правоохранительных органов, но при непременном условии: прежде всего это должно касаться оперативных служб, служб и подразделений, работающих непосредственно по защите населения, а не занимающихся обеспечением безопасности проезжающих “отцов города”. Последние годы наблюдается тенденция: чем больше “иномарок” у руководства, тем меньше “ПМГ” на дорогах; чем больше кадров руководителей, тем меньше ППС на улицах. Перераспределение и передислокация кадров, транспорта, техники милиции должны стать предметом внимания и контроля муниципальных органов власти и управления.


Другие интересные материалы:
Перспективы российского суицида
Заявленной вице-премьером Ольгой Голодец уникальной программой по борьбе с...

6 сентября, на праздновании 20-летия ВШЭ, вице-премьер правительства РФ по...
Аргументы против легализации наркотиков
Текст, любезно предоставленный дружественным "Наркому" сайтом шведской...

Предисловие В ряде Европейских стран можно услышать настоятельные...
Наказание: криминологический подход
«Осознание неэффективности традиционных средств контроля над преступностью,...

  Всякое наказание преступно....
Продолжение для иллюзий
Представляем статью, присланную нашими коллегами из Новгорода. Нам...

Мы встретились с доктором А.С. Горским, заведующим дневным стационаром...
Нейрохимия синдрома психической зависимости при аддиктивных болезнях химической этиологии
Синдром психической зависимости от психоактивных веществ является важнейшим...

А. Головко, С. Головко, Л.Л еонтьева Введение Состояние...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2013 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт
Rambler's Top100