Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _
 Клиника



Профилактика, социальная сеть нарком.ру

Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику Narcom.ru

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику Narcom.ru
Решись стать разумным, начни!





Основные подходы к профилактике и диагностике повышенного риска зависимости от психоактивных веществ в подростковом возрасте

 


> Сверхценные идеи > Косые взгляды > Основные подходы к профилактике и диагностике повышенного риска зависимости от психоактивных веществ в подростковом возрасте

«В настоящее время выделяют первичную, вторичную и третичную формы профилактики. Цель первичной профилактики — препятствование приобщению к психоактивным веществам. Вторичная профилактика направлена на предотвращение пагубного, опасного употребления психоактивных веществ (при уже начавшемся их употребле­нии). В таких случаях человека призывают и обучают нормальному, умеренному потреблению, рассказывают, как избежать проблем, связанных с передозировкой, уменьшить опасность заражения СПИДом. Третичная профилактика направлена на избегание повторения рецидива заболевания у зависимого. Ее цель уменьшить вероятность неоднократного лечения подростка в больнице».

Н. Курек

В настоящее время выделяют первичную, вторичную и третичную формы профилактики. Цель первичной профи­лактики — препятствование приобщению к психоактивным веществам. Вторичная профилактика направлена на предотвращение пагубного, опасного употребления психо­активных веществ (при уже начавшемся их употребле­нии). В таких случаях человека призывают и обучают нор­мальному, умеренному потреблению, рассказывают, как избежать проблем, связанных с передозировкой, умень­шить опасность заражения СПИДом. Третичная профилак­тика направлена на избегание повторения рецидива забо­левания у зависимого. Ее цель уменьшить вероятность неоднократного лечения подростка в больнице.

Выделяется несколько моделей профилактики.

Первая — «запрещающая». В ряде стран введен «су­хой закон» для всех видов наркотиков, осуществляется полный государственный контроль над ними. К негатив­ным последствиям такой запрещающей модели можно от­нести рост преступности, нанесение вреда здоровью под­ростков, страдающих зависимостью и уклоняющихся от официальной регистрации.

Вторая модель — «информационная». Она направле­на на формирование негативного отношения к наркотикам. Для этого используется большое количество приемов. Например, широко распространяется информация о нега­тивных последствиях наркотиков. Для создания негатив­ных установок используются высказывания авторитетных сверстников, популярных киноартистов, рок-певцов, про­водятся публичные дискуссии в классе и семье, в которых обсуждаются все доводы «за» и «против» употребления психоактивных веществ.

Третья модель профилактики — «обучающая навы­кам». Она направлена на формирование социально-психо­логических навыков, которые могут помочь противостоять потреблению наркотиков. Проводятся «прививки» устано­вок против психоактивных веществ. Так, «семиклассников учили реагировать на рекламу, подразумевающую, что раскрепощенная женщина курит, такой фразой: «Какая же она раскрепощенная, если зависит от табака». Они также участвовали в ролевых играх, в которых игрок, которого обозвали «желторотым» за то, что отказался от сигареты, должен был отвечать фразой типа: «Я был бы желторотым, если бы закурил только ради того, чтобы произвести на тебя впечатление» (Майерс Д. 1997. С. 350).

В России в настоящее время применяются программы, которые можно условно разделить на три типа — семейные, школьные, уличные. Семейные — делают акцент на семейном неблагополучии, нарушениях родительско-детских отношений, наличии родственников-наркоманов или алкоголиков и предлагают различные мероприятия по улучшению отношений в семье. Школьные — как правило, ориентируются на формирование альтернативного (наркотизации) здорового образа жизни, умении противостоять негативному влиянию сверстников-одноклассников. В них предлагается проводить уроки формирования социальных навыков сопротивления наркотизации. В рамках учебных программ распространяется информация о негативных последствиях злоупотребления наркотиками. Уличные — делают акцент на вредном влиянии безнадзорности детей, дворовых компаний. В них в сотрудничестве с милицией предлагается организовать свободное от школы время детей так, чтобы они были заняты под контролем взрослых.

Кроме того, программы бывают общие (они проводятся со всей популяцией подростков) и специальные (они по показаниям проводятся с частью подростковой популяции). Последние проводятся с группами риска наркомании. Они предполагают предварительную диагностику группы повышенного риска наркомании. У подростков высокого риска зависимости от психоактивных веществ, как прави­ло, отмечаются нарушения психики, предрасполагающие к возникновению психологической и физиологической зависимости. Поэтому употребление ими даже небольших доз психоактивных веществ опасно и пагубно для их пси­хического и физического здоровья и требует интенсивной профилактики, ориентированной на коррекцию этих пси­хических расстройств.

Можно выделить ряд подходов к диагностике и коррек­ции повышенного риска заболевания наркоманией у под­ростков.

Психиатрический подход основное значение придает психическим болезням: неврозам, психопатиям, депрессиям, патологическим акцентуациям личности. Особое внима­ние обращается на наличие в анамнезе резидуально-органического поражения ЦНС (синдром дефицита внимания, энурез, речевые нарушения, дислексия) (Кулаков С. А. 1998. С.13).

Личко А. Е., Битенский В. С. (1991) выделяют следу­ющие психические особенности, повышающие вероят­ность наркомании у подростков: неустойчивость, гипертимность, эпилептоидность, истероидность. Подобные акцентуации (заострения характера) встречались у 100% подростков-наркоманов. При обследовании других контингентов личностей с такими акцентуациями оказалось гораздо меньше — около 50%.

Для диагностики риска наркомании очень часто исполь­зуется популярный психиатрический тест MMPI (ДурандинаА. И., Сирота Н.А. 1985; Goldstein G. W., Soppington G.Т. 1977 и многие другие). Основным признаком склон­ности к употреблению психоактивных веществ считается психопатия (пик на 4-й шкале) и мания (пик на 9-й шкале).

В настоящее время психиатры, как правило, перечис­ляют бесконечный список личностных черт, предраспола­гающих к формированию зависимости: «избегание реше­ния проблем, нестабильность отношений с окружающими, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям, эгоцентризм, агрессивное или неуверенное поведение, появление социофобий, ориентация на слишком жесткие нормы и требования, нетерпи­мость и нетерпеливость, не позволяющие отношениям лич­ности обрести устойчивость» и т. д. (Кулаков С. А. 1998. С. 6).

Проблема признаков риска формирования алкоголиз­ма и наркоманиии в подростковом возрасте пересекается с проблемой преморбидных особенностей личности. «Не­которые исследователи, говоря о «донаркотической лично­сти наркомана, выделяют следующие черты личности мо­лодых людей, которые могут, хотя и не обязательно, стать причиной наркомании: эмоциональная незрелость, непол­ноценная психосексуальная организация, садистские и мазохистские проявления, агрессивность и нетерпимость, слабые адаптивные способности, склоннность к регрессив­ному поведению, неспособность к межличностному обще­нию с партнером и т. д.» (Энциклопедия преступлений и катастроф: Наркотики и яды. 1996. С. 228).

Однако за длинными психиатрическими списками лич­ностных качеств, которые являются признаками риска злоупотребления психоактивными веществами, нет, как правило, какой-либо продуманной концепции психики, эм­пирических данных, основанных на сравнительных экспе­риментальных исследованиях. О произвольности сужде­ний психиатров говорят вопросы, которые предлагаются для выявления предупреждающих сигналов надвигающей­ся наркомании (Кулаков С. А. 1998. С. 9). Например, суж­дение: «Я испытываю сильное напряжение во время конф­ликта» якобы свидетельствует о неадекватности реакции на стресс. Хотя во время конфликтов, наверное, практи­чески все люди испытывают напряжение. А суждение: «У меня возникает импульс принять наркотик (или бросить­ся под проходящий транспорт)», якобы, говорит о стрем­лении к самолечению. С таким же правом можно утверж­дать, что подобное утверждение является признаком стремления к самоубийству. Наряду с этим психиатры дают и полезные советы. Например, предлагается при рас­спросе родителей обратить внимание на следующие мо­менты: «Не произошло ли снижение успеваемости за пос­леднее время?». «Не изменились ли привычки, увлечения подростка?». «Нет ли признаков, что подросток что-то скрывает от родителей, его контакты с ними резко изме­нились? («секретное поведение»: уносит телефон в свою комнату, просит не спрашивать о чем-либо)». «Не произош­ло ли заметных изменений личности за последнее время, например, нет ли заметных беспричинных колебаний на­строения?» «Не ухудшилось ли физическое состояние под­ростка (потеря веса, изменение аппетита)?» (Там же. С. 9).

Наркологический подход является разновидностью психиатрического. Но он имеет определенную специфику. Помимо чисто психиатрических критериев, основными признаками индивидуального риска считаются злоупот­ребление чаем, кофе, табаком, наследственная отягощенность наркологическими и психическими заболеваниями. Но трудно ждать, что если подросток закурил, то он запь­ет, а потом начнет колоться наркотиками; или после пива перейдет на портвейн, от вина — к водке, от водки — к легким, а потом и к тяжелым наркотикам.

Правоохранительный подход в качестве основных признаков индивидуального риска рассматривает опреде­ленные формы девиантного поведения: азартные игры, са­мовольные уходы из семьи, уклонение от учебы и работы, участие в антисоциальных подростковых группах.

При педагогическом подходе признаками риска счита­ются вредные привычки (грызение ногтей), педагогическая запущенность, воспитание в социально неблагополучных семьях.

Профилактическая работа с подростками, входящими в группу повышенного риска заболевания наркоманией и алкоголизмом, при указанных выше подходах сводится к постановке на учет в наркологических диспансерах, в ми­лиции, в инспекции по делам несовершеннолетних и бесе­дам врачей, педагогов, наркологов с подростками и их ро­дителями. В конце восьмидесятых годов у нас в стране в группу риска включались подростки, которые только по­дозревались в употреблении наркотиков. Они ставились на профучет в медпункте СПТУ, а также наркодиспансере и осматривались наркологами 1 раз в 1-3 месяца (Мето­дические рекомендации по раннему выявлению и профи­лактике наркомании и токсикоманий среди учащихся сис­темы профтехобразования. М., 1987. С. 13). В последнее время основной формой профилактики злоупотребления психоактивными веществами стали разные формы психо­терапии и тренинга социально-психологических навыков.

За рубежом в настоящее время для идентификации как отдельных подростков, так и субгрупп повышенного рис­ка злоупотребления психоактивными веществами исполь­зуется понятие «фактора риска». Выделяется несколько их групп. Первую — составляют демографические факторы: воз­раст, пол, национальность,раса, образование,занятость, доход. Вторую — психосоциальные факторы риска: семей­ные нарушения и дисфункции; семейное злоупотребление психоактивными веществами и нарушения родительских эмоциональных отношений; уровень поддержки положи­тельных школьных установок; дисфункции школьной среды; низкая мораль и нравственный уровень учителей. Третью группу — макросоциальные факторы риска: терпимость общества к психоактивным веществам; общественные дис­функции (например, преступность, связанная с наркоти­ками, высокий уровень их потребления); уровень обществен­ной поддержки борьбы с злоупотреблением психоактивны­ми веществами. Четвертую группу составляют биологичес­кие и генетические факторы риска: соматические заболе­вания, задержки психического развития, гиперактивность и дефицит внимания, поиск новых ощущений, чувствитель­ность к боли, алкоголизм у родителей и родственников (Drug Abuse Prevention At Risk Groups. 1997. P. 9-12).

P. Блюм (Blum R. 1972) изучал факторы риска употреб­ления наркотиков детьми и подростками, в том числе и се­мейные. Он предпринял попытку измерить многие харак­теристики семьи подростка, определяющие низкий, сред­ний или высокий уровень риска злоупотребления наркотиками. При этом были учтены тяжесть наркотика (галлюциногены имели более высокую оценку, чем мари­хуана) и способ употребления. Изучались также такие со­циально-экономические факторы, как принадлежность се­мьи к среднему классу, «синим воротничкам», к белой или черной расе, мексиканским американцам, хиппи. Основ­ным исследовательским средством были вопросники о ве­личине, роли семьи и характера взаимодействия в ней, зло­употреблении наркотиками, о принадлежности к религи­озным и общественным движениям. Также было проведено интервью личности и всей семьи. Автор определил психо­социальные стили в семье, определяющие высокий и низ­кий уровень риска злоупотребления наркотиками. Оказа­лось, что в семьях высокого риска доминировал либераль­ный стиль. Родители в них были менее строгими и менее авторитарными, чем в семьях низкого риска.

Кэннет, Дж. Шер (Kennet, Sher J. 1994) считает им­пульсивность основным индивидуально-психологическим фактором, предрасполагающим к злоупотреблению психо­активными веществами. Она способствует тому, что теряется контроль за поведением, которое становится в результате девиантным и антисоциальным. К ведущим индивиду­альным факторам риска в настоящее время относят также реактивность. Считается, что большинство послевоенных наркоманов принадлежит к так называемому реактивному типу личности, у которой зависимость возникает из реак­ций на стрессы, связанных с пубертатом, дефицитом ува­жения и любви взрослых и сверстников (Энциклопедия преступлений и катастроф: Наркотики и яды. 1996. С. 216).. В этом случае особую роль играют механизмы внушения, заражения, подражания. Реактивное употребление психо­активных веществ носит более пассивный характер, чем спонтанное, произвольное, и в большей степени зависит от других людей. Индуцированное реактивное употребление часто противоречит истинным намерениям «я», интересам и состоянию человека, принимает характер созависимости или опасного и пагубного потребления алкоголя, табака и наркотиков.

Для групп подростков высокого риска злоупотребления психоактивными веществами за рубежом предлагаются профилактические программы тренинга родительских, семейных, социально-психологических, детско-подростковых навыков (Drug Abuse Prevention At Risk Groups. 1997).

У подростков высокого риска зависимости от психоак­тивных веществ, как правило, отмечаются нарушения пси­хики, предрасполагающие к возникновению психологичес­кой и физиологической зависимости. Поэтому употребление ими даже небольших доз психоактивных веществ опасно и пагубно для их психического и физического здо­ровья и относится к злоупотреблению. В настоящей рабо­те в качестве признаков индивидуального риска формиро­вания зависимости предлагается использовать описанные выше нарушения эмоциональной и целенаправленной активности: адинамию уровня притязаний, дефицит воспри­ятия эмоций у другого человека, снижение уровня поло­жительных и повышение — отрицательных переживаний, нивелировку половых различий в эмоциональной активно­сти. Эти расстройства отражают слабость «я» подростка, утрату его основных функций, прежде всего адаптивной. Они были обнаружены в экспериментально-психологичес­ких исследованиях как у подростков, больных токсикоманией, так и у подростков группы повышенного риска фор­мирования зависимости (она была выделена наркологами на основании следующих критериев: частое употребление алкоголя, табака, эпизодическое — наркотиков; отклоня­ющееся поведение — прогулы занятий в школе, уходы из семьи; неблагополучие в семье, наличие родителей, боль­ных алкоголизмом).

При диагностике повышенного риска зависимости от психоактивных веществ у подростков следует ориентиро­ваться на значения показателей, характерные для них, при­веденные в таблицах.

В качестве признака среднего риска можно рассматри­вать наличие одного резко выраженного нарушения, при котором показатели психической активности выходят за пределы (x±2s) психической активности, или нескольких нерезко выраженных, при которых они выходят за преде­лы только (x±s), где х — среднее, a s — стандартное от­клонение. В качестве признаков высокого риска следует рассматривать два и больше резко выраженных рас­стройств активности, значения показателей которых вы­ходят за пределы x±2s.

Для профилактики высокого риска наркомании у под­ростков предлагаются психологические меры по коррек­ции психических нарушений эмоциональной и целенаправ­ленной активности.


Другие интересные материалы:
Современный русский национализм
Предлагаемая статья Владимира Малахова интересна тем, что четко...

Происхождение современного русского национализма Современный русский...
Принципы фармакотерапии наркомании
Изучение клинических закономерностей течения алкоголизма и наркомании, а...

К. Воронин Этапы лечебного процесса...
Значение личностных особенностей пациентов, страдающих наркотической зависимостью, для их психологической реабилитации
Подтверждение необходимости разработки не только новых методов лечения...

И. Тазетдинов, В. Менделевич Значение личностных особенностей...
Нецелесообразность тестирования учащихся на наркотики: научные аргументы против антинаркологических утопий, благих намерений и псевдогражданственности
С позиции наркологической и психиатрической науки, а также с использованием...

Несмотря на тот факт, что общественная дискуссия о необходимости внедрения...
Прием доктора Пилюлькина


Совершенно свободно! Абсолютно бесплатно! Строго конфиденциально!...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2013 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт
Rambler's Top100