Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _
 Клиника



Профилактика, социальная сеть нарком.ру

Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику Narcom.ru

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику Narcom.ru
Решись стать разумным, начни!





Затерянные в сети: зависимость от интернета

 


> Кабинет нарколога > Наркология on-line > Затерянные в сети: зависимость от интернета

У значимого меньшинства людей, которые пользуются Интернетом, развивается болезненное пристрастие к нему — “интернет-аддикция”. Это сравнительно новое понятие в психиатрии, еще не признанное ни в МКБ–10, ни в DSM–IV. Предварительные данные исследований интересны в том отношении, что они позволяют понять предрасполагающие факторы и варианты психосоциальных методов лечения. Специалистам в области охраны психического здоровья необходимы базовые знания об интернет-аддикции, которые помогут им распознавать это расстройство на ранней стадии и применять соответствующие вмешательства. В этой статье мы даем общее представление об этиологических факторах, об оценке и о методах лечения интернет-аддикции.

Ю. Мурали, С. Георг

Интернет является неотъемлемой частью современной жизни. Для подавляющего большинства пользователей его положительные стороны значительно перевешивают неблагоприятные последствия, вызванные чрезмерной поглощенностью этим занятием. Диагностическая категория “интернет-аддикция” еще не описана ни в МКБ–10, ни в DSM–IV, поэтому этот феномен имеет значительную нозологическую неопределенность и концептуализируется под разными названиями: и как аддикция, и как расстройство контроля побуждений. Young (1998) первая описала чрезмерное и проблемное пользование Интернетом как аддиктивное расстройство (с такими признаками, как толерантность, поглощенность и неспособность сократить время пребывания в сети), и ее заслуга заключается в том, что она ввела термин “расстройство, связанное с пристрастием к Интернету”. В ранних исследованиях интернет-аддикцию определяли как пользование Интернетом более 38 часов в неделю. Хотя истинная распространенность этого расстройства неизвестна, по оценкам Young (1998), она колеблется в пределах 5–10% от всех пользователей, что в абсолютных цифрах составляет от двух до пяти миллионов “пристрастившихся к Интернету”. В более раннем исследовании Shotton (1991) отмечал, что пользователи с компьютерной зависимостью — это в основном мужчины, высокообразованные, интровертированные. Однако в дальнейших исследованиях (Griffiths, 1997, 1998; O’Reilly, 1996; Young, 1998) были опубликованы противоположные данные: пользователи с зависимостью от Интернета — это главным образом женщины среднего возраста, имеющие дома компьютер.

Нозологическая неопределенность и отсутствие концептуальной ясности и специфичности, сопровождающие понятие “интернет-аддикция”, подтолкнули многих исследователей к вопросу о его валидности. Критики выдвигают на первый план отсутствие эмпирических исследований и непроверенную конструктную валидность, предлагая интернет-аддикцию заменить такими терминами, как чрезмерное, дезадаптивное или проблемное пользование Интернетом. В рамки представленной статьи не входит задача детально описывать эту дискуссию, но мы дадим общее представление об этиологии, оценке и о лечении интернет-аддикции.

Этиология

Как и в случае с большинством других видов аддиктивного поведения, для объяснения интернет-аддикции предложен определенный спектр психологических и поведенческих теорий (некоторые из них описываются ниже). Однако с точки зрения врача лучше всего концептуализировать причинность интернет-аддикции как биопсихосоциальную по своей природе. Тем не менее остаются без ответа несколько вопросов в отношении варьирования аддиктивного потенциала разных видов занятий в сети, взаимодействия характеристик личности индивида и предрасположенности к интернет-аддикции и, наконец, конкретных аспектов Интернета для лиц, пристрастившихся к нему.

Этиологические модели

В теории научения предусматривается акцент на положительном подкреплении эффектов пользования Интернетом, которые могут вызывать чувство благополучия и эйфории у пользователя, а также прорабатывается принцип оперантного обусловливания (Wallace, 1999). Если индивид из-за стеснительности или из-за тревожности прибегает к Интернету с целью избежать провоцирующих тревогу ситуаций, например непосредственного взаимодействия с другими людьми, это обычно подкрепляет пользование путем обусловливания избегания. Davis (2001) предложил когнитивно-поведенческую теорию проблемного пользования Интернетом, которое, по его мнению, является результатом уникальной структуры связанных с Интернетом видов когнитивной деятельности и форм поведения.

Нейронная дуга в головном мозге, “ответственная” за вознаграждение, в норме активизируется “естественными” положительными стимулами (подкреплениями), такими как пища, вода и секс, которые являются жизненно важными для выживания. Однако “неестественные” подкрепления, например психоактивные вещества, алкоголь, азартная игра и Интернет, могут оказаться более мощными стимулами, вынуждая людей игнорировать секс, груминг, работу и даже пищу и здоровье. Гипотеза дефицита вознаграждений свидетельствует о том, что те, кто достигает меньшего удовлетворения от естественных вознаграждений, обращаются к психоактивным веществам, стремясь усилить стимуляцию проводящих путей, отвечающих за вознаграждение (Blum et al, 1996). Пользование Интернетом дает немедленное вознаграждение с минимальной задержкой, имитируя стимуляцию, обеспечиваемую алкоголем или другими психоактивными веществами.

Импульсивность считают фактором риска развития болезненного пристрастия. Shaffer (1996) высказал предположение, что пользование Интернетом связано с поведением, ищущим ощущений, которое является подпризнаком импульсивности. Индивиды с импульсивностью обычно пользуются Интернетом как инструментом для поиска ощущений и могут пристраститься к нему.

Самооценка в детстве имеет решающее значение для развития зрелой личности в период взрослости. Низкая самооценка формируется при отсутствии сильной поддержки со стороны родителей или сверстников и может достигать кульминации в чувстве несоответствия и никчемности (Harter, 1993). Возможно, это вынуждает индивидов обращаться к Интернету как к способу бегства от реальности и поиска безопасного мира, в котором им никто и ничто не угрожает и не бросает вызов. По мнению Shotton (1991), интровертированные, образованные, искушенные в сложных технологиях мужчины в большей степени склонны к формированию патологического пристрастия к Интернету. Индивиды с низкой самооценкой в большей степени склонны к интернет-аддикции. Стеснительные индивиды пользуются Интернетом, чтобы преодолеть свои недостатки в сфере социальных навыков, в общении и социальных отношениях.

К чему развивается пристрастие у аддиктов?

Несмотря на эти этиологические модели, до сих пор неясно, к чему именно возникает болезненное пристрастие у любителей Интернета. Предполагаются следующие возможные варианты: к процессу набора текста, к роли Интернета как средства общения, к получаемой информации, к конкретной форме применения (например, электронная почта, азартная игра, видеоигры, порнография и многопользовательские домены “Подземелья”) и к анонимности, которая допускается в Интернете (Griffiths, 1998; Caplan, 2002). Young (1998) показала, что у пользователей Интернета возникало болезненное пристрастие к специфическим формам его применения. Индивиды, испытывающие страх непосредственного общения с другим человеком, могут участвовать в оперативном обмене текстовыми сообщениями с пользователями сети и в многопользовательских доменах. Последняя разработка трехмерной графики в играх позволяет пользователю взаимодействовать с другими людьми в виртуальном мире. Чрезмерный аддиктивный потенциал этих “массовых многопользовательских онлайн-игр” (“massive multiplayer online role-playing games” — MMORPGs) позволил некоторым пользователям сравнить их с продуктами из героина.

Подтипы болезненного пристрастия

Исследователи попытались идентифицировать подтипы или субкатегории интернет-аддикции. Davis (2001) разделил проблемное пользование Интернетом на два типа: специфический (чрезмерное пользование конкретной функцией или назначением) и генерализованный (“многофакторное” чрезмерное пользование Интернетом). Young (1999) выделила пять типов интернет-аддикции: киберсексуальную аддикцию; болезненное пристрастие к киберотношениям; компульсивный характер влечения к пребыванию в сети (например, азартная игра или покупки по Интернету); перегруженность информацией (например, компульсивный поиск информации в базах данных); пристрастие к компьютеру (чрезмерное занятие играми).

Последствия пользования Интернетом

Интернет — огромное хранилище знаний и информации, поэтому он позволяет почти непрерывную передачу информации. Среди положительных сторон пользования Интернетом Clark и коллеги (2004) выделили повышенную уверенность в себе, более частое общение с членами семьи и друзьями, а также чувство наделения полномочиями. Другие исследователи изучали полезные свойства Интернета в формировании отношений и приобретении друзей благодаря занятию играми (McNamee, 1996; Parks & Floyd, 1996).

Однако пользование Интернетом до степени болезненного пристрастия может приводить к серьезным неблагоприятным последствиям, которые отрицательно сказываются на многих жизненных сферах индивида: социальной, профессиональной, психологической, физической, а также на межличностных отношениях. Обычно пользование Интернетом в наибольшей степени отражается на семье и на социальной жизни, поскольку индивид, проводя в online-режиме чрезмерное время, часто игнорирует членов семьи, социальные виды деятельности и интересы. Термин “кибервдова (кибервдовец)” используется для называния игнорируемых партнеров лиц с болезненным пристрастием к Интернету. Чрезмерная поглощенность Интернетом способствует также снижению успеваемости в школе и колледже (Murphey, 1996; Scherer, 1997) и уровня продуктивности на работе (Robert Half International, 1996). Работодатели обнаружили, что сотрудники, имеющие доступ к Интернету на своем письменном столе, проводят значительную часть рабочего дня, используя его не для выполнения своих непосредственных обязанностей (Beard, 2002). Заметные психосоциальные последствия включают одиночество (Kraut et al, 1998), фрустрацию (Clark et al, 2004) и депрессию (Young & Rogers, 1998). У некоторых аддиктов, которые многие часы проводят в Интернете, возникают, хотя и не очень часто, нарушения соматического здоровья, например усталость, связанная с депривацией сна, боли в спине, а также синдромы запястного и лучевого каналов.

Оценка

Важно знать, как лучше всего оценивать пациентов с подозрением на болезненное пристрастие к Интернету, поскольку качественная оценка поможет врачу составить план эффективного лечения. Во вставке 1 приводятся некоторые главные особенности оценки.

Рекомендуемый формат первоначального оценочного интервью по сути тот же, что и стандартного психиатрического интервью, т. е. сбор анамнеза (предъявление жалоб, анамнез — личный и семейный, психиатрический) и исследование психического статуса. При выяснении имеющихся жалоб особое внимание следует уделять получению четкой и исчерпывающей картины характера и степени поглощенности Интернетом. Лучше всего проследить в хронологическом порядке начало пользования Интернетом, прогрессирование процесса, фиксирующие факторы и попытки отказаться от пагубной привычки. Вот основные вопросы, на которые необходимо ответить: “Сколько времени Вы проводите в Интернете каждый день / каждую неделю?”, “Какие формы применения Вы любите больше всего или больше всего времени уделяете им?” и “Как пользование Интернетом влияет на Вашу повседневную жизнь?” Затем оцените симптомы болезненного пристрастия к Интернету, например степень выраженности (тягу), толерантность, поглощенность и стойкость. Оцените, как повлияло пользование Интернетом на межличностные отношения, на социальную и профессиональную жизнь.

Как и в случае с большинством других форм аддиктивного поведения, полезно получить подтверждающую информацию от партнера пациента, родственника или от близкого друга. Следует попытаться точно оценить мотивацию пациента проанализировать свое болезненное пристрастие. Это лучше всего осуществлять, используя концепцию Prochaska и DiClemente (1992) “стадии изменения”: предварительное размышление, анализ, принятие решения, действия, поддержание и рецидив (вставка 2).

Болезненное пристрастие к Интернету редко является единственным психическим расстройством у пациента, поэтому следует проявлять настороженность в отношении наличия сопутствующих заболеваний. Наиболее распространенные — аффективные расстройства, другие аддиктивные расстройства, расстройства с нарушением управления побуждениями, а также расстройства личности. Наоборот, прежде чем навесить человеку ярлык “компьютерный аддикт”, необходимо установить, что симптом болезненного пристрастия к Интернету не является вторичным проявлением основного психического расстройства, например маниакального, депрессии или психоза, либо психосексуальных расстройств.

Главные особенности оценки при подозрении на болезненное пристрастие к Интернету

 

• Сбор анамнеза.

• Начало, пусковые факторы.

• Прогрессирование.

• Дневник пользования: характер, продолжительность, на работе/дома, время дня и др.

• Поддерживающие факторы.

• Предпочитаемые сферы применения (например, участие в оперативном обмене текстовыми сообщениями с пользователями сети, покупки, азартная игра, многопользовательская игра “Подземелья” — MUDs).

• Симптомы зависимости (тяга, толерантность, симптомы отмены, степень выраженности и др.)

• Попытки сократить или прекратить пользование и результат.

• Предшествующие попытки лечения.

• Причина настоящего обращения за помощью.

• Получить подтверждающую информацию в случае необходимости.

• Оценить используемые формы применения, эмоциональные реакции, виды когнитивной деятельности и значимые события.

• Оценить влияние пользования Интернетом на межличностные отношения, социальную и профессиональную сферы.

• Оценить уровень мотивации участвовать в лечении (использование концепции “стадии изменения”).

• Провести стандартную проверку психического статуса.

• Исключить сопутствующее психическое расстройство.

• Комбинировать клиническое интервью с другими диагностическими / оценочными инструментами.

Young (1999), обсуждая оценку состояния индивида, пристрастившегося к Интернету, выдвигала на первый план четыре специфических признака, которые часто запускали пользование Интернетом или “эпизоды сетевого запоя”. Она рекомендовала исследовать эти сферы в процессе клинического интервью.

Первая — формы применения. Это относится к специфическим видам занятий (например, игры, чат-форумы, механизм поиска информации, порнография), которым пациент посвящает больше всего времени. Часто вид занятий зависит от индивида, имеющего собственные предпочтения. Полезно задавать следующие вопросы: “Какой вид занятий в Интернете Вам нравится больше всего?” и “Сколько времени Вы уделяете каждому из них?”

Вторая — эмоциональные реакции. Целесообразно спрашивать индивида о том, каково его эмоциональное состояние, когда он находится в онлайн-системе и вне ее. Для некоторых людей пользование Интернетом — это попытка “заретушировать” неприятные эмоции; у других оно вызывает приятные, доставляющие удовольствие эмоции. После выявления специфических эмоциональных “спусковых” механизмов можно приступать к обоснованию соответствующих вмешательств. Пациентам, которым трудно описать свое эмоциональное состояние, можно рекомендовать вести “дневник переживаний”.

Третья — когнитивное функционирование. Дезадаптивные когнитивные процессы (например, низкая самооценка и другие депрессивные когниции) могут “запускать” чрезмерное пользование Интернетом. Поэтому во время лечения важно соответствующим образом выявлять и рассматривать основные когнитивные искажения.

Последняя сфера — значимые события. Значимые события или стрессоры могут запускать либо поддерживать чрезмерное пользование Интернетом как попытку “притупить страдание”. Поэтому следует проанализировать текущие обстоятельства жизни в отношении возможных вмешательств.

Стадии изменения

• Предварительное размышление: индивид не готов рассматривать изменение.

• Анализ: возникает мысль измениться.

• Принятие решения: индивид решает измениться.

• Действие: начинает прилагать активные усилия, чтобы измениться.

• Поддержание: изменения становятся привычными.

• Рецидив: прежнее поведение возобновляется.

(По Prochaska & DiClemente, 1992)

 

Диагностические и оценочные инструменты

Диагностические инструменты

Диагностический вопросник Young

Young (1998) разработала первый вопросник для диагностики интернет-аддикции. Скрининговый инструмент из восьми пунктов основывается на диагностических критериях патологической склонности к азартным играм DSM–IV (American Psychiatric Association, 1994). Восемь вопросов, включающих признаки болезненного пристрастия, следующие: поглощенность Интернетом; толерантность (потребность проводить все больше времени в сети для того, чтобы достигнуть чувства удовлетворения); неспособность сократить или прекратить пользование Интернетом; проведение большего количества времени в Интернете, чем предполагалось; неблагоприятные последствия в межличностных отношениях, в учебе и в профессиональной деятельности; лживость с целью скрыть правду о степени пользования Интернетом; пребывание в сети как попытка убежать от проблем. Считают, что пять или больше положительных ответов (“да”) свидетельствуют в пользу диагноза интернет-аддикции. Обратите внимание, что вопросы не привязываются к начальному периоду времени (например, в прошлом месяце, в прошлом году) и поэтому дают показатель распространенности проблемы только в изучаемый момент времени.

Диагностические критерии Beard и Wolf

Beard и Wolf (2001) критически отзывались о вопроснике Young, заявляя, что он более жесткий, чем вопросник для оценки патологической склонности к азартным играм (который требует наличия пяти критериев из десяти), и что ее критерии не позволяют выявлять интернет-аддикцию, являющуюся следствием основного психического расстройства. Поэтому они предложили следующее для диагностики интернет-аддикции. У индивида должны присутствовать все пять критериев (поглощенность, толерантность, неспособность сократить пользование Интернетом, беспокойность или дурное настроение при попытке сократить пользование им и пребывание в сети в течение большего времени, чем планировалось) и по меньшей мере один из дополнительных трех (неблагоприятные последствия, ложь с целью скрыть пользование Интернетом и пребывание в сети с целью уйти от проблем).

Диагностические критерии Griffiths

Пытаясь операционализировать определение аддикции (включая интернет-аддикцию), Griffiths (1998) предложил шесть критериев, которым должны были соответствовать индивиды: выраженность, изменение настроения, толерантность, симптомы самоизоляции, конфликт и рецидив. Хотя это определение кажется приемлемым и удобным для применения, оно не было валидизировано и не прошло эмпирическую проверку.

Тест на болезненное пристрастие к Интернету

Young (1998) также разработала тест на интернет-аддикцию (вопросник из 20 пунктов для самостоятельного заполнения) для диагностики этого расстройства. Каждый вопрос оценивается по пятибалльной шкале — от одного (вовсе нет) до пяти (всегда). Как и в первом ее диагностическом вопроснике, вопросы основываются на критериях патологической склонности к азартным играм и алкогольной зависимости DSM–IV. В зависимости от полученной общей суммы баллов индивида относят к одной из трех категорий: средний интернет-пользователь; часто имеет проблемы из-за чрезмерного пользования Интернетом; имеет существенные проблемы из-за пользования Интернетом, которые свидетельствуют о потребности в помощи.

Помимо облегчения диагностики интернет-аддикции, этот вопросник также помогает определить, в какой степени чрезмерное пользование Интернетом нарушает различные аспекты жизни индивида.

Оценочные инструменты

Шкала генерализованного проблемного пользования Интернетом

Генерализованная шкала для оценки проблемного пользования Интернетом (Caplan, 2002) основывается на когнитивно-поведенческом подходе Davis (2001) к интернет-аддикции. Эта шкала состоит из 29 пунктов (каждый оценивается по пятибалльной шкале: 1 — решительно несогласен, 5 — решительно согласен) и позволяет оценивать типы когнитивной деятельности, формы поведения и отрицательные результаты, связанные с проблемным пользованием Интернетом. Семь подшкал этого оценочного инструмента коррелируют с рядом психосоциальных характеристик здоровья, самооценкой и одиночеством. Caplan сообщает о данных, хотя и предварительных, свидетельствующих в пользу ее валидности и надежности.

Шкала оценки последствий пользования Интернетом

Она составлена по типу шкалы Likert, которую применяют для оценки последствий пользования Интернетом (Clark et al, 2004), и состоит из трех подшкал из 38 пунктов: физические (семь пунктов); поведенческие (15 пунктов) и психосоциальные последствия (16 пунктов). Clark и коллеги установили, что этот оценочный инструмент имеет хорошую надежность и валидность содержания.

Критические замечания в отношении диагностических инструментов

Beard (2005) четко подытожил основные критические замечания в отношении перечисленных выше диагностических инструментов. Во-первых, поскольку они основываются на разных теоретических концепциях, согласование между ними ограничивается по основной компоненте — измерениям интернет-аддикции. Во-вторых, испытуемые должны самостоятельно заполнять большинство этих диагностических инструментов, поэтому ответы зависят от честности отвечающего, а для коррекции ответов ни в одном из них не предусмотрена “шкала лжи”. В-третьих, ни в одном из них не учитываются виды занятий в Интернете (например, чат-форум, электронная почта, порнография), к которым индивид испытывает болезненное пристрастие.

Ни один из обсуждавшихся оценочных инструментов не подвергался строгому испытанию надежности и валидности и ни один в целом не охватывает разные измерения чрезмерного пользования Интернетом и его широкомасштабные последствия. Этим объясняется отсутствие универсально приемлемого оценочного или диагностического инструмента “золотого” стандарта.

Учитывая эти ограничения, следует полагаться в основном на клиническое интервью и использовать диагностические инструменты только в рамках комплексной концепции клинической оценки.

Лечебные стратегии при патологическом пользовании Интернетом

Эта сфера очень мало исследована, поэтому нет методов лечения, действенность или эффективность которых была бы установлена. Большинство доступных данных, хотя и предварительных, указывают на полезность поведенческих стратегий в лечении интернет-аддикции (Young, 1999). Ни в одном контролируемом испытании не оценивалась роль фармакологических методов лечения. Однако проводя параллель с научными исследованиями патологической склонности к азартным играм (учитывая общую концептуальную и феноменологическую основу — обе относятся к нехимической аддикции), вероятно, есть основания предполагать, что селективные ингибиторы обратного захвата серотонина и налтрексон могут играть определенную роль (пока что не проверенную и не подтвержденную) в фармакотерапии интернет-аддикции. Разумеется, лекарственные препараты несомненно полезны в лечении сопутствующих психических расстройств (независимо от того, первичные они или вторичные), включая аффективные расстройства, расстройства тревожного спектра, а также другие аддиктивные расстройства.

Учитывая многие преимущества и положительные стороны пользования Интернетом в повседневной жизни, было бы нереально подвергать испытанию модель полного воздержания (как в лечении болезненного пристрастия к психоактивным веществам) даже у индивидов с болезненным пристрастием к Интернету. Главным принципом должно быть “умеренное и контролируемое пользование”.

Young (1999) предложила ряд поведенческих стратегий для лечения интернет-аддикции (вставка 3), которые описаны ниже.

Поведенческие стратегии, используемые для лечения болезненного пристрастия к Интернету

• Тренировка противостояния.

• Внешние ограничители.

• Постановка целей.

• Карточки-напоминания в отношении принятого поведения.

• Личный учет.

• Воздержание.

(Young, 1999)

 

Тренировка противостояния

Она предусматривает определение точного характера пользования Интернетом у индивида, а затем попытку разрушить его обычную онлайновую практику и привычку, вводя “нейтральные” виды занятий. Например, если обычно индивид проводит все выходные в сети, можно предложить ему вторую половину субботы посвятить какому-либо занятию на открытом воздухе.

Внешние ограничители

Индивид использует подсказки (например, будильник), которые напоминают о времени выхода из сети.

Постановка целей

Несмотря на высокий уровень мотивации и поддержки пристрастившиеся к Интернету лица не добиваются эффекта в лечении, если не поставлены четкие цели. Нередко полезно использовать ежедневник или еженедельник, в котором указываются конкретные периоды времени, выделяемого для пользования Интернетом. На первых порах эти отрезки времени должны быть частыми, но короткими. Ожидается, что в долгосрочном плане эта мера возвратит индивиду чувство контроля над пользованием Интернетом.

Карточки-напоминания в отношении принятого поведения

Индивида побуждают записывать (на карточках) некоторые отрицательные последствия пользования Интернетом (например, проблемы на работе) и возможные выгоды ограничения времени, проводимого в режиме онлайн (например, возможность больше времени проводить со своим партнером). Эти карточки всегда находятся у индивида как постоянные напоминания, которые помогают предотвращать злоупотребление Интернетом в уязвимые моменты времени.

Личный учет

Поскольку пристрастившиеся к Интернету лица часто проводят много времени в режиме онлайн, это приводит к тому, что они игнорируют другие свои увлечения и интересы. Индивида побуждают составлять перечень таких “утраченных” видов активности и размышлять о своей жизни, которую они вели до чрезмерного пользования Интернетом, тем самым “вновь разжигая” его интересы, связанные не с Интернетом.

Воздержание

В этом контексте индивид воздерживается от конкретной формы пользования Интернетом (например, чат-пространство или игры) и выбирает другие виды занятий в сети. Эта модель воздержания рекомендуется тем, кто пытался и не смог ограничить свою поглощенность конкретным видом занятия.

Другие методы лечения

Группы поддержки

Люди, не имеющие достаточной социальной поддержки, могут обращаться к Интернету как к средству формирования отношений. Если это приводит к аддиктивному пользованию Интернетом, важно помочь таким индивидам интегрироваться в социальный круг других людей, оказавшихся в подобной ситуации, и улучшать сеть социальной поддержки в их реальной жизни. Это поможет им меньше полагаться на Интернет с целью утешения и достижения спокойствия, которых им недостает в реальной жизни. Программы восстановления “Двенадцать шагов”1, нацеленные на решение вопросов болезненного пристрастия к алкоголю и к другим психоактивным веществам, могут также помочь лицам, пристрастившимся к Интернету, преодолевать чувство своей неадекватности и обмениваться своими переживаниями и мнениями друг с другом. Это будет служить им поддержкой и руководством, в которых они нуждаются в процессе своего восстановления.

Созданы специальные группы поддержки, помогающие людям справляться со своим болезненным пристрастием к Интернету. Одна из таких групп — группа поддержки при интернет-аддикции (http://health.groups. yahoo.com/group/Internet-addiction), которой управляет Центр онлайн-аддикции в США. Центр — это ресурсная сеть, основанная Kimberley Young в 1995 году и специализирующаяся в области проблем, связанных с компьютером. Эта группа поддержки проводит просветительскую работу в отношении интернет-аддикции и консультирует по вопросам ее устранения. Группа характеризует себя как безопасное место в сети и нацелена на восстановление здоровья и благополучия людей с болезненным пристрастием к Интернету. К настоящему моменту эмпирическое обоснование этого метода лечения ограниченное.

Семейная психотерапия

Интернет-аддикция обычно разрушает семейные отношения. Если это происходит, семейная психотерапия должна быть составной частью лечения индивида. Она призвана просветить членов семьи в отношении болезненного пристрастия, смягчить вину, возлагаемую на родственника с болезненным пристрастием к Интернету, облегчить откровенное общение между членами семьи и способствовать восстановлению его прежнего состояния.

Когнитивная психотерапия

Индивиды с “катастрофическим” стилем мышления обычно находятся в беспокойном состоянии и в ожидании отрицательных событий и поэтому избегают ситуаций реальной жизни. Они используют Интернет с целью уйти от действительности (Young, 1999). В процессе когнитивной психотерапии определяют ошибочные допущения и дезадаптивные отрицательные виды когнитивной деятельности и проводят рефрейминг их, чтобы помочь индивиду сформировать адаптивные виды когнитивной деятельности.

Выводы

Понятие интернет-аддикции как психического расстройства все еще проходит период становления. Текущая дискуссия о ее валидности как психиатрической диагностической категории, вероятно, затруднила проведение тщательных научных исследований, как следствие, это ограничивает наши современные знания об этиологии и о лечении этой патологии. Однако предварительные результаты исследований дают интересные данные об индивидуальных предрасполагающих факторах и о методах психосоциальной терапии. По мере того как люди все больше полагаются на Интернет как на основную и необходимую часть их повседневной жизни, начинают возникать и проблемы, связанные с чрезмерным и проблемным пользованием Интернетом. Психиатры должны иметь базовые знания об этом расстройстве, которые помогут им своевременно распознавать его и применять соответствующие вмешательства, особенно у пациентов с другими сопутствующими аддиктивными расстройствами.

Декларация интересов. Нет.

ЛИТЕРАТУРА

Ameriсan Psyсhiatriс Assoсiation (1994) Diagnostiс and Statistiсal Manual of Mental Disorders (4th edn) (DSM–IV). APA.

Beard, K. (2002) Internet addiсtion. Сurrent status and impli-сations for employees. Journal of Employment Сounselling, 39, 2–11.

Beard, K. W. (2005) Internet addiсtion: a review of сurrent asses-sment teсhniques and potential assessment questions. СyberPsyсhology and Behavior, 8, 7–14.

Beard, K. W. & Wolf, E. M. (2001) Modifiсation in the proposed diagnostiс сriteria for internet addiсtion. СyberPsyсhology and Behavior, 4, 377–383.

Blum, K., Сull, J. G., Braverman, E. R., et al (1996) Reward defiсienсy syndrome. Ameriсan Sсientist, 84, 132–145.

Сaplan, S. E. (2002) Problematiс internet use and psyсhosoсial well-being: development of a theory-based сognitive–beha-vioral measurement instrument. Сomputers in Human Behavior, 18, 553–575.

Сlark, D. J., Frith, K. H. & Demi, A. S. (2004) The physiсal, behavioural, and psyсhosoсial сonsequenсes of internet use in сollege students. Сomputers, Informatiсs, Nursing, 22, 153–161.

Davis, R. A. (2001) A сognitive–behavioural model of pathologiсal internet use. Сomputers in Human Behavior, 17, 187–195.

Griffiths, M. D. (1997) Psyсhology of сomputer use: XLIII. Some сomments on ‘Addiсtive use of the internet’. Psyсhologiсal Reports, 80, 81–82.

Griffiths, M. (1998) Internet addiсtion: does it really exist? In Psyсhology and the Internet (ed. J. Gaсkenbaсh), pp. 61–75. Aсademiс Press.

Harter, S. (1993) Сauses and сonsequenсes of low self-esteem in сhildren and adolesсents. In Self-Esteem: The Puzzle of Low Self-Regard (ed. R. F. Baumeister). Plenum Press.

Kraut, R., Patterson, M., Lundmark, V., et al (1998) Internet paradox: a soсial teсhnology that reduсes soсial involvement and psyсhologiсal well-being? Ameriсan Psyсhologist, 55, 1017–1031.

MсNamee, S. (1996) Therapy and identity сonstruсtion in a post-modern world. In Сonstruсting the Self in a Mediated World (eds D. Grodin & T. R. Lindlof). Sage.

Murphey, B. (1996) Сomputer addiсtions entangle students. APA Monitor (June), 38.

O’Reilly, M. (1996) Internet addiсtion. A new disorder enters the mediсal lexiсon. Сanadian Mediсal Assoсiation Journal, 154, 1882–1883.

Parks, M. R. & Floyd, K. (1996) Making friends in сyberspaсe. Journal of Сommuniсation, 46, 80–97.

Proсhaska, J. & DiСlemente, С. (1992) Stages of сhange in the modifiсation of problem behaviours. In Progress in Beha-viour Modifiсation (eds M. Hersen, R. Eisler & P. Miller), vol. 28, pp. 183–218. Syсamore Publishing.

Robert Half International (1996) ‘Impaired funсtioning at work – surf’s up! Is produсtivity down?’ (Press release, Oсtober 10). Robert Half International.

Sсherer, K. (1997) Сollege life on-line. Healthy and unhealthy internet use. Journal of Сollege Student Development, 38, 655–665.

Shaffer, H. J. (1996) Understanding the means and objeсts of addiсtion. Teсhnology, the Internet and gambling. Journal of Gambling Studies, 12, 461–469.

Shotton, M. (1991) The сosts and benefits of сomputer addiсtion. Behaviour and Information Teсhnology, 10, 219–230.

Wallaсe, P. (1999) The Psyсhology of the Internet. Сambridge University Press.

World Health Organization (1992) The IСD–10 Сlassifiсation of Mental and Behavioural Disorders: Сliniсal Desсriptions and Diagnostiс Guidelines. WHO.

Young, K. S. (1998) Сaught in the Net: How to Reсognise the Signs of Internet Addiсtion and a Winning Strategy for Reсo-very. John Wiley & Sons.

Young, K. S. (1999) Internet addiсtion: symptoms, evaluation and treatment. In Innovations in Сliniсal Praсtiсe: A Sourсe Book (eds L. VandeСreek & T. Jaсkson), vol. 17, pp. 19–31. Pro-fessional Resourсe Press.

Young, K. S. & Rogers, R. С. (1998) The relationship between depression and internet addiсtion. Сyberpsyсhology Beha-viour, 1, 25–28.

 

Вопросы с множественным выбором

1. Болезненное пристрастие к Интернету:

а) диагноз DSM–IV;

б) в МКБ–10 классифицируется как расстройство контроля над побуждениями;

в) имеет все признаки зависимости от психоактивных веществ;

г) более распространено среди мужчин;

д) термин, предложенный Young.

2. Для объяснения болезненного пристрастия к Интернету предложены следующие теории:

а) психоаналитическая;

б) когнитивно-поведенческая;

в) гипердофаминергическая;

г) теория недостаточности ГАМК;

д) теория локуса контроля.

3. Возможные последствия пользования Интернетом следующие:

а) депрессия;

б) развод;

в) синдром запястного канала;

г) плохая успеваемость;

д) психоз.

4. Лечебные стратегии, используемые при интернет-аддикции:

а) поведенческая терапия;

б) карбамазепин;

в) аверсивная терапия;

г) ЭСТ;

д) налтрексон.

5. Относительно оценки интернет-аддикции:

а) оценка лучше всего осуществляется в режиме онлайн;

б) оценка сопутствующего психического расстройства не обязательна;

в) тест на интернет-аддикцию — это вопросник для самостоятельного заполнения;

г) шкала видов когнитивной деятельности в режиме онлайн позволяет оценивать последствия пользования Интернетом;

д) шкала для оценки последствий пользования Интернетом содержит шкалу лжи.

Ответы на вопросы с множественным выбором

 

1

2

3

4

5

а

Н

Н

Н

В

Н

б

Н

В

Н

Н

Н

в

Н

Н

Н

Н

В

г

Н

Н

Н

Н

Н

д

В

Н

В

Н

Н

В — верно, Н — неверно

Об авторах:

Vijaya Murali — консультант в области психиатрии зависимостей и клинический наставник траста Birmingham and Solihull Mental Health NHS. Кроме того, она почетный лектор Бирмингемского университета. В круг основных научных интересов входят вопросы болезненного пристрастия у женщин и у бездомных людей.

Sanju George — консультант в области психиатрии зависимостей траста Birmingham and Solihull Mental Health NHS, а также почетный клинический лектор Бирмингемского университета. Его основные интересы концентрируются вокруг медицинского образования, патологической склонности к азартным играм (игромания) и фармакологических методов лечения наркотической зависимости.

Адрес для корреспонденции: Vijaya Murali Azaadi Community Drug Team, Birmingham and Solihull NHS Mental Health Trust, Birmingham B8 2UL, UK.
E-mail:
Vmurali6@aol.com

Lost online: an overview of internet addiction
© 2007 The Royal College of Psychiatrists. Printed by permission


Другие интересные материалы:
Психологическая зависимость и ее образ
Психологическая зависимость при наркомании означает непреодолимое влечение...

На настоящий момент в научной литературе нет единого признанного определения...
ВИДЕОМОСТ Москва – Санкт-Петербург на тему: "Наркологи и наркополицейские: вместе или порознь в борьбе с наркоманией?" и несколько КОММЕНТАРИЕВ к нему.
В ходе согласования поправок в законодательство, устанавливающих уголовную...

  Комментарии психиатра-нарколога: В декабре 2011 года...
Риск употребления наркотиков у школьников и профилактика отклоняющегося поведения
Данные авторов позволяют определить некоторые характеристики групп...

Предупреждение употребления наркотиков наиболее эффективно в качестве...
Структурированная оценка рисков в наркопрофилактике (метод «Оценка рисков и возможностей» )
Группой московских разработчиков был предложен метод структурированной оценки...

Группой московских разработчиков был предложен метод структурированной...
Утопия образования
“Меняя систему образования, мы меняем образ людей и характер общества....

Состояние образования и реформа образования в России стали предметом...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2013 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт
Rambler's Top100