Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Деформация личностной идентичности в случаях зависимости от психоактивных веществ

 
> Родительский уголок > Родители родителям > Деформация личностной идентичности в случаях зависимости от психоактивных веществ

Проблема идентичности личности является одной из «модных» про¬блем, разрабатываемых в современной науке. Она является комплексной. Здесь стыкуются интересы таких наук, как философия, социология, психоло¬гия, этика. Каждая их них определяет свой вклад и подход к анализу этой проблемы.

Н. Крылова

В ходе изучения проблемы зависимости от ПАВ мы установили, что основной причиной формирования зависимости является искажение лично­стной идентичности, о механизмах процесса которой пойдет речь ниже.

Проблема идентичности личности является одной из «модных» про­блем, разрабатываемых в современной науке. Она является комплексной. Здесь стыкуются интересы таких наук, как философия, социология, психоло­гия, этика. Каждая их них определяет свой вклад и подход к анализу этой проблемы.

Термин «идентичность» лишь в последние годы прочно вошел в рус­скоязычную научную лексику. Он существенно потеснил более привычные отечественные термины «самоопределение», «самосознание», «самоощуще­ние», «тождественность». В западной науке термин «идентичность» вошел в словарь гуманитарных наук приблизительно во второй половине 1970-х годов. С английского identification переводится как отождествление, узнавание.

Наиболее глубоко проблемы групповой и индивидуальной идентично­сти в настоящее время разработаны в психологии (3. Фрейд, Э. Эриксон) и в теоретической социологии (Д. Мид, Ч. Кули, Р. Тернер, Э. Гоффман).

Под идентичностью мы понимаем психологическое представление че­ловека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством своей инди­видуальной самотождественности и целостности, отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично неосознаваемое) с теми или иными типологическими категориями.

Становление идентичности - это динамический процесс развития лич­ности через преодоление кризисов идентичности, когда возникает конфликт между сложившейся к данному моменту конфигурацией элементов идентич­ности с соответствующим ей способом «вписывания» себя в окружающий мир и изменившейся биологической или социальной нишей существования индивида. Для выхода из кризиса индивид должен приложить определенные усилия с тем, чтобы найти и принять новые ценности, виды деятельности. Термин «кризис» употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитив­ному, а другая - к негативному его направлению.

Дж. Марсиа (1966) подразделил «кризис идентичности» на четыре уров­ня (статуса), формы или варианта: «диффузную идентичность», «предрешенность», «мораторий» и «зрелую идентичность», которые зависят от степени профессионального и идеологического самоопределения молодого человека. Для построения модели используется два параметра:

1. Наличие или отсутствие кризиса - состояние поиска идентичности.

2. Наличие или отсутствие единиц идентичности - личностно значи­мых целей, ценностей, убеждений.

Эти стадии отражают общую логическую последовательность форми­рования идентичности. Однако это не означает, что каждая из них является необходимым условием для последующей. Первоначально Дж. Марсиа счи­тал, что эти статусы сменяют друг друга в точной последовательности. Одна­ко позднее Дж. Марсиа говорил, что люди могут проходить некоторые этапы развития идентичности более одного раза в жизни. Так, например, человек, который в определенный период уже достиг идентичности, может впоследст­вии снова пройти этап моратория.

Идентичность развивается на протяжении всей жизни человека. Суще­ствует различение двух путей достижения идентичности:

1. Постепенное осознание некоторых данных о себе, этот путь ведет к формированию присвоенной, или преждевременной, идентичности.

2. Самостоятельное принятие человеком решений относительно того, каким ему быть. Этот путь ведет к формированию конструируемой, или дос­тигнутой, идентичности.

Вслед за Дж. Марсиа мы попытались дополнить статусы идентичности. Рассмотрим статусы, которыми обладают люди, употреб­ляющие алкоголь или наркотики.

Рис. 1

Для начала употребления наркотиков необходима психологическая го­товность к этому, которая, в свою очередь, и формируется вследствие небла­гоприятного протекания и разрешения кризиса идентичности, вследствие че­го формируется диффузная идентичность, которая сопровождается началом формирования аддиктивного поведения. Деструктивное разрешение кризиса идентичности ведет к ее утрате, одним из исходов которой является нарко­мания и алкоголизм. Причем у алкоголиков формируется отрицательная идентичность, а у наркоманов - псевдоидентичность. Это происходит по­этапно (рис. 1).

На поведенческом уровне возможно рассмотрение идентичности как результата процесса решения жизненно значимых проблем.

Механизмами становления личностной идентичности являются: самоопределение, персонализация, самоорганизация. Самоопределение - это каждое принятое реше­ние по поводу себя и своей жизни с учетом персонализации - взаимодейст­вия и отношений с другими людьми путем самоорганизации (выкристаллизовывания определенной формы образа «Я»).

Выбирая, «Я» осуществляет самоопределение, самоорганизуется и пер­сонализируется. Человек строит такое отношение к границам своих возмож­ностей, при котором преодолеваются препятствия самореализации. Самооп­ределением и персонализацией человек определяет свою принадлежность к социальной категории, посредством самоорганизации обретает устойчивую структуру и форму. Самоопределения в различных ситуациях, персонализация через отношения с другими, самоорганизация как приобретение устой­чивой структуры и формы интегрируются в идентичность (Шнейдер Л.Б., 1999). Результатом этой интеграции является репрезентация «Я», объеди­няющая в себе самооценивание «Я» и самоотношение к «Я», что характери­зует человека в его уникальности и неповторимости.

Идентичность характеризует актуальное состояние человека, качест­венную определенность «Я» в переживании Я-целостности и тождественно­сти на срезе жизненного пути.

На основе неструктурированной идентичности путем самоопределения (личностной определенности) возникает преждевременная идентичность. Напомним что, этот статус приписывается человеку, который никогда не пе­реживал состояние кризиса идентичности, но, тем не менее, обладает опре­деленным набором целей, ценностей и убеждений. В дальнейшем происхо­дит самоорганизация (приобретение устойчивой структуры и формы), которая может развиваться несколькими путями: достигнутая идентичность, мораторий, диффузная (рис. 2).

Статусы идентичности - это как бы этапы развития личности и вместе с тем ее типы.

Под достигнутой идентичностью мы понимаем статус идентичности, которым обладает человек, сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений, переживающий их как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. Репрезентацией достигнутой идентичности является позитивная идентичность - стабильное принятие своей уникальности и сво­его бытия при положительном оценивании собственных качеств и стабиль­ной связи с социумом, а также полной координации механизмов идентифи­кации и обособления, которое начинается с механизмов персонализации и проявляется в механизмах репрезентации.

Критериями позитивной (зрелой) идентичности являются: высокое са­момнение, самоуверенность, отсутствие внутренней напряженности; пред­ставление о том, что личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемой ценности своего Я для других; эмоциональ­ное, безусловное принятие себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками; желание что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенность собой; повышенная рефлексия, глубокое проникновение в себя, осознание своих трудностей, адекватный об­раз Я и отсутствие вытеснения; отсутствие самообвинения, низкая степень неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией; определенность жиз­ненной ситуации; уверенность в себе; высокая событийность и общитель­ность, это объясняется загруженностью жизни и озабоченностью повседнев­ными делами; значимы семья и собственное здоровье.

Критериями позитивной (зрелой) идентичности являются: высокое са­момнение, самоуверенность, отсутствие внутренней напряженности; пред­ставление о том, что личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемой ценности своего Я для других; эмоциональ­ное, безусловное принятие себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками; желание что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенность собой; повышенная рефлексия, глубокое проникновение в себя, осознание своих трудностей, адекватный об­раз Я и отсутствие вытеснения; отсутствие самообвинения, низкая степень неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией; определенность жиз­ненной ситуации; уверенность в себе; высокая событийность и общитель­ность, это объясняется загруженностью жизни и озабоченностью повседнев­ными делами; значимы семья и собственное здоровье.

Неструктурированная идентичность

Самоопределение

Самоорганизация

 

Персонализация

 

Репрезентация

Преждевременная идентичность

Рис. 2. Динамика развития идентичности

Мораторий - это статус идентичности, при котором человек находится в состоянии кризиса идентичности и активно пытается разрешить его, пробуя различные варианты. Так, «мораторий» обычно предполагает высокий уровень тревожности, а «преждевременная идентичность» - низкий. Для более высо­ких уровней идентичности характерно более высокое самоуважение. Непо­средственных связей между уровнем идентичности и интеллектом не выявле­но, но установлены значимые различия в стиле мышления. «Диффузной идентичности» и «преждевременной идентичности» соответствует меньшая интеллектуальная самостоятельность, особенно при решении сложных задач в стрессовых ситуациях. Представители первого типа в таких случаях чувст­вуют себя скованными, а второго - пытаются выйти из игры. «Мораторий» и «зрелая идентичность» сочетаются с более сложными и дифференцирован­ными культурными интересами, более развитой рефлексией. «Преждевре­менная идентичность» дает самые высокие показатели по авторитарности и самые низкие - по самостоятельности.

Диффузная идентичность - это статус идентичности, при котором не имеется прочных целей, ценностей и убеждений и попыток их активно сформировать. Подросток с «диффузной идентичностью» может вступить в стадию «моратория» и затем перейти к «зрелой идентичности». Но он мо­жет также навсегда остаться на уровне «преждевременной идентичности», отказавшись от активного выбора и самоопределения или пойти по пути диффузии.

Критерием размытой (диффузной) идентичности является средняя степень выражения таких параметров, как: неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнение в способности вызвать у других уваже­ние; сомнение в ценности собственной личности, отстраненность, гранича­щая с безразличием к собственному Я, потеря интереса к своему внутрен­нему миру; ригидность Я-концепции - нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Представление о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать презрение, непонимание, осуж­дение; несогласие с собой, наличие внутренних конфликтов личности, со­мнений, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых чувством ви­ны, постоянная неудовлетворенность с собой протекает на фоне заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то изме­нить или предпринять; самообвинение, готовность поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки ярко выражены. При та­ком статусе идентичности нарушены хронотопы - в будущем и настоящем существует на неосознанном уровне неопределенность ситуации, бессозна­тельно прошлое как бы «оказывает давление» на настоящее и будущее, обо­стрено осознание одиночества (отчужденности), что совпадает с зависимы­ми от алкоголя другой группы.

Существенные различия между статусами идентичности наблюдаются также в стиле общения и межличностных отношений. Сопоставление психо­логической интимности, глубины и взаимности межличностных отношений юношей и девушек (выделено три стиля общения: интимные отношения, сте­реотипные отношения и состояние изоляции) с их статусами идентичности показало, что наибольшая интимность характерна для индивидов, находя­щихся на стадиях «моратория» и «зрелой идентичности», тогда как те, кому свойственны «преждевременная идентичность» и «диффузная идентич­ность», как правило, не выходят за пределы стереотипных контактов. Среди юношей и девушек с «диффузной идентичностью» оказалось больше всего изолированных. В число людей, чье общение характеризовалось как интим­ное, не попал ни один человек этого статуса и только 18% с «предрешенным» статусом. Существенно отличаются эти группы и по своим отношениям с ро­дителями, друзьями и любимыми (см. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - С. 37).

Итак, на основе определенной самоорганизации - достигнутой иден­тичности, моратория и диффузной идентичности - происходит определение своей принадлежности к социальной категории (персонапизация) по двум пу­тям: развивающейся идентичности и в виде утраты идентичности: мазохизма, эгоцентризма, безумия, демонстративного суицида (рис. 2).

Со структурной точки зрения утрата идентификации проявляется как несоответствие поведения нормативным требованиям среды. Идентифика­ция, сформированная в процессе социализации, может быть утрачена по двум основным причинам:

1. В результате кардинальных психических изменений.

2. В результате быстрых и значительных изменений в окружающей со­циальной среде.

Идентификация личности связана с основными институтами (семьей, государством, экономикой, образованием) и проявляется через соответствие поведения институциональным требованиям и соответствующую реакцию институтов.

Решающим признаком деидентификации является утрата биографии. Индивидуальная человеческая биография характеризуется соотношением прошлого и будущего или, конкретнее, соотношением пройденного жизнен­ного пути и перспективных жизненных планов. Но не прошлое, а именно планируемое, ожидаемое и предвидимое будущее обеспечивает в субъектив­ном восприятии самого индивида единство и целостность его биографии и, следовательно, прочность и долговременность его идентификаций. Прошлое — это тень, отбрасываемая будущим.

Прошлое превращается в неупорядоченный набор событий и фактов, не обладающий собственной внутренней целостностью. Такое разрушение биографий происходит, как правило, у людей, ориентированных на употреб­ление алкоголя или наркотиков.

Утрата идентичности происходит постепенно, сначала на первый план выдвигаются внешние свидетельства идентификации:

а) усвоение поведенческого кода и символики одежды, которое проис­ходит на сознательном уровне - молодой человек выбирает стиль одежды, музыки, походки;

б) выработка лингвистической компетенции - овладение сленговыми словами, относящимися к употреблению ПАВ;

в) освоение пространств, в которых происходит презентация избранной культурной формы, как правило, презентация происходи в местах большого скопления молодежи (дискотеки, школы, клубы).

Из практики

От 25.04.2010 г.

К психологу пришло обращение мамы подростка И. в воз­расте 11 лет по поводу отравления алкоголем ребенка с после­дующей экстренной госпитализацией в реанимационное отделе­ние городской больницы. На прием пришли вдвоем.

Со слов мамы: семья полная, отец является владельцем не­большого мебельного предприятия, мама по профессии бухгал­тер. В семье один ребенок. Родился и развивался без патологий. Отношения в семье хорошие, доверительные. Поступок сына явился полной неожиданностью, «шоком».

Подросток на приеме в начале беседы держится несколько напряженно. Движения суетливые в большей степени, прояв­ляющиеся на фоне эмоционального напряжения, связанного по большей части с новой обстановкой (впервые у психолога), а не с самой причиной обращения. В процессе беседы эмоциональное состояние выравнивается, в движениях появляется плавность. Фон настроения ровный. Мимические реакции нюансированы. Суждения легковесные, незрелые.

В беседе установлено, что И. обучается в 5 классе обще­образовательной школы г. Калининграда в течение года, ранее обучался в другой общеобразовательной школе (причина смены школы — переезд в другой район города). Учится хорошо, в ос­новном на 4-5. Особенно нравятся математика и история. От­ношения со сверстниками хорошие, но крепкой дружбы на новом месте пока не завязалось, зато сохранились теплые дружеские отношения с учениками из прежней школы, любит ездить к ним в гости на выходных. В качестве увлечений называет компью­терные игры и таэквондо. В секции таэквондо занимается уже 3 года, является призером областных соревнований. Себя харак­теризует как «обычного, доброго».

Касаясь ситуации употребления алкоголя, рассказывает спокойно, что в тот день поехал в гости к друзьям, вместе с ни­ми гулял в «старом дворе», потом кто-то предложил (имя за­чинщика скрывает - Прим. автора) выпить спиртное, пошли в магазин и купили коктейль «Блейзер» (1,5 литровая бутылка, сла­боалкогольный коктейль (8,0% об.) - Прим. автора). Рассказыва­ет, что пили из бутылки, «по кругу». Потом почувствовал, что «ноги мягкие и голова как будто кружится», ощущение понрави­лось. Когда бутылка по кругу доходила, стал делать более боль­шие глотки коктейля. Потом помнит, что ребята вдвоем помо­гали идти, затем стало тошнить, и открылась рвота, упал, потерял сознание, очнулся в луже на асфальте, когда друзья вы­звали скорую помощь. Раскаянья, стыда и чувства вины не испытывает, говорит, что ничего страшного не сделал и не пони­мает такого сильного волнения родителей - «ну, выпил, у нас в старом дворе все пьют, что такого?!».

Социальным институтом, отвечающим за идентичность, является идеология. Каждый новый исторический момент, производящий радикаль­ные перестройки, отражается на общественной и индивидуальной жизни большей части людей, порождая как субъектов нового типа, соответствую­щих духу времени, так и маргиналов - людей, находящихся за пределами характерных для данного общества социокультурных норм и традиций. В нашей стране на протяжении XX столетия неоднократно кардинально пе­рестраивалось и ломалось самосознание людей. В этом случае прерывались сущностные опоры: граждане зачастую оставались без традиций, без духов­ных святынь, не помнящими родства. Это является одним из факторов на­растающей в течение последних 10-ти лет эпидемии подростковой алкого­лизации и наркотизации.

Завершающим этапом утраты идентичности личности является усвое­ние некоего теоретического ядра и выработка соответствующего морально- эмоционального настроя.

Идентификация закрепляется на рациональном уровне, индивид обре­тает понимание своего места в мире и, соответственно, своего вновь обре­тенного интереса в мире и научается его рационально обосновывать. С выра­боткой морально-эмоционального настроя, соответствующего субкультуре употребляющего ПАВ, с которой он себя идентифицировал, процесс инсце­нирования, по сути, завершается. Далее следует жизнь в ее объективной ре­альности и необходимости, параллельно происходит развитие большого наркоманистического синдрома (Пятницкая И.Н., 1994), т.е. появляется синдром психической, а затем физической зависимости.

Симптомами утраты личностной идентичности являются: закрытость, неспособность или нежелание выдавать значимую информацию о себе; не­удовлетворенность собой и своими возможностями, сомнение в способности вызвать уважение; ожидание субъектами того, что личность, характер и дея­тельность не способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; переоценка своего духовного Я, сомнения в ценности собствен­ной личности, отстраненность, граничащая с безразличием к своему Я, поте­ря интереса к своему внутреннему миру; отсутствие дружеского отношения к себе, согласия с самим собой, одобрения своих планов и желаний; ригид­ность Я-концепции, привязанности, нежелания меняться на фоне общего по­ложительного отношения к себе; наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласий с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых пе­реживанием чувства вины; самообвинение, готовность поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.

Результатом утраты идентичности является репрезентация Я, объеди­няющая в себе самооценивание Я и самоотношение к Я, имеющая несколько типов: мазохизма, эгоцентризма, безумия, демонстративного суицида.

Индивидуальный мазохизм - явление личностное, оно проявляется в подчеркивании «мы» за счет «я», задержке развития своего собственного независимого Эго, жертвовании его компетенцией и создании заниженного и уничижительного восприятия своего «я». Он может быть присущ психо­логически нормальным людям как путь бегства от самого себя (Р. Баумей- стер). При мазохизме личность лишается самоосознания в высокоуровневых, символических, полнозначных пределах, распространяемых на прошлое и будущее. Сам по себе мазохизм фокусирует самосознание на исключи­тельно низких уровнях, таких, как физическая целостность, существующая в непосредственном настоящем, пассивно испытывающая ощущения и осуществляющая простейшие движения. Как противопоставление мазо­хизму - эгоцентризм.

Личностный эгоцентризм - это явление, обусловленное неадекватно­стью воображаемого «Я» в перспективе «Другого»; памятью о прошлом, если объективно уничтожено то, на чем была построена мотивация будущего; раз­рушение духовных ценностей или утрата материальных («Дом», «Вещь»), с которыми личность идентифицировала себя; фактор времени, который при­водит любую систему к конечному пункту бытия - смерти. Репрезентация как мазохизма, так и эгоцентризма определяется нами как «о′кей», так как личности существуют в коллективистских культурах, даже если их собствен­ные интересы приглушены или, напротив, слишком усилены. Коллектив сам по себе не может функционировать без определенной степени сотрудничест­ва личности с этим коллективом. В первом случае такое сотрудничество при­нимает форму жертвы, страдания или унижения, а в другом - агрессора, пре­следования и иллюзорного подчинения себе социума.

Еще одним видом утраты личностной идентичности является само­убийство. Самоубийство квалифицируется как специфический вид смерти, подразумевающий три неотъемлемых компонента: элемент умирания, эле­мент убийства и элемент жертвы убийства. Демонстративный суицид - это явление, характеризующееся угрозой совершить самоубийство как средство воздействия на неблагополучную ситуацию. Репрезентацией демонстратив­ного суицида является истинный суицид - умышленное лишение себя жизни, наблюдается как у психически здоровых, так и при психических заболевани­ях, главным образом, протекающих с депрессией.

Изучение репрезентации таких видов утраты идентичности, как мазо­хизм, эгоцентризм, демонстративный суицид, не входило в сферу наших ис­следовательских интересов, поэтому мы в нашей работе подробно их не ос­вещаем.

Безумие - это явление, характерной чертой которого является отсутст­вие смысла и формы, при возможностях элементарных интеракций. Репре­зентация такого явления, по нашему мнению, может пойти по двум путям — отрицательной идентичности и псевдоидентичности.

Один вариант репрезентации безумия - отрицательная идентичность. Это отрицание своей уникальности и своего бытия при отрицательном оце­нивании собственных качеств и нарушении связи с социумом, а также нару­шение механизмов идентификации и обособления, которое начинается с ме­ханизмов персонализации и проявляется в механизмах репрезентации. Другой путь - псевдоидентичность - стабильное отрицание своего бытия и своей уникальности при положительном оценивании собственных качеств и нарушении связи с социумом, а также нарушение механизмов идентифика­ции и обособления вследствие тотального поглощения психоактивным веще­ством и, в конечном счете, полной идентификации с этим веществом.

Идентичность не возникает из ничего: нужны биологические предпосыл­ки, социальные условия и активность самой личности для ее обретения; она не может бесследно исчезнуть - ее утрата происходит в виде безумия, мазохизма или эгоцентризма, а трансформация - в виде искажения идентичности. Искаже­ние идентичности - это нарушение самореференции своего бытия и в психоло­гическом смысле она очевидна в виде отрицательной идентичности или псев­доидентичности, происходящей при экспериментировании, эпизодическом и систематическом употреблении алкоголя и наркотиков (рис. 3)

Неструктурированная идентичность

Самоопределение

Самоорганизация

 

Персонализация

 

Репрезентация

Преждевременная идентичность

Рис. 3. Искажение личностной идентичности при употреблении ПАВ

На уровне самоорганизации (приобретение устойчивой структуры и формы), развивающейся по пути моратория или диффузной идентичности, происходит экспериментирование с психоактивными веществами. На уровне персонализации, осуществляющейся вследствие взаимодействия и отноше­ний с другими людьми путем выкристаллизовывания определенной формы образа Я, происходит утрата идентичности, характеризующаяся несоответст­вием поведения нормативным требованиям среды, по пути мазохизма, эго­центризма безумия, демонстративного суицида. Этому уровню свойственно эпизодическое употребление психоактивных веществ, возникновение психи­ческой зависимости от психоактивных веществ. На уровне репрезентации Я, результата интеграции самоопределения, самоорганизации и персонализа­ции, возникает систематическое употребление психоактивных веществ, ха­рактеризующееся формированием наряду с психической, физической зави­симости, а также появлением синдрома измененной реактивности организма к действию данного наркотика (рис. 3).

Итак, начало употребления ПАВ связано с неблагоприятным протека­нием и разрешением кризиса идентичности, вследствие чего формируется размытая (диффузная) идентичность, сопровождающаяся аддиктивным пове­дением. Деструктивное разрешение кризиса идентичности ведет к ее утрате, одним из исходов которой является наркомания и алкоголизм. Со структур­ной точки зрения утрата идентификации проявляется как несоответствие по­ведения нормативным требованиям среды. Решающим признаком деиндентификации является утрата биографии. У людей, употребляющих ПАВ, на месте утраченной идентичности формируется псевдоидентичность (искажен­ная, наркоманистическая), или отрицательная, идентичность. На начальном этапе на первый план выдвигаются внешние свидетельства идентификации — этот этап характеризуется эпизодическим, несистематическим употреблени­ем ПАВ. Второй решающий этап культурной инсценировки характеризуется появлением синдрома измененной реактивности организма к действию дан­ного наркотика, формируется алкогольная или наркотическая зависимость. С выработкой морально-эмоционального настроя, соответствующего субкуль­туре употребляющего ПАВ, с которой он себя идентифицировал, процесс инс­ценирования, по сути, завершается. Дальше происходит развитие большого наркоманистического синдрома, т.е. появляется синдром психической, а затем физической зависимости. Таким образом, у алкоголиков формируется отрица­тельная идентичность, а у наркоманов - псевдоидентичность.

Критериями отрицательной идентичности являются:

- закрытость, нежелание и неспособность выдавать значимую инфор­мацию о себе;

- неудовлетворенность собой, сомнение в способности вызывать ува­жение;

- ожидания отрицательного отношения к себе со стороны других людей;

- высокий уровень внутренней конфликтности;

- самообвинение;

- неудовлетворенность текущей жизненной ситуацией;

- блокада основных жизненных потребностей;

- примитивизм;

- идентификация себя на бессознательном уровне с алкоголем или с атрибутами его употребления (бутылка, стакан);

- осознание динамичности жизни;

- осознание подчеркнутого одиночества (отчужденности);

- нарушение хронотопов и дезактуализация настоящего времени;

- утрата значимости для индивида семьи и собственного здоровья.

Симптомы псевдоидентичности:

- открытость, желание выдавать значимую информацию о себе;

- удовлетворенность собой, сомнение в способности вызывать ува­жение;

- ригидность Я-концепции;

- очень высокий уровень внутренней конфликтности;

- очень высокий уровень самообвинения;

- самоуважение;

- высокий уровень оценки собственного «Я» по отношению к социально-нормативным значимым критериям;

- положительное отношение к собственному Я - высокий уровень аутосимпатии;

- выраженная дезадаптация личности, связанная с высокими уровнями внутренней конфликтности и самообвинения;

- очень высокая степень неудовлетворенности текущей жизненной си­туацией, блокады основных жизненных потребностей подчиненного нарко­тическому веществу;

- осознание одиночества (отчужденности);

- высокий уровень динамичности жизни и отображения атрибутов смерти в будущем;

- нарушение хронотопов - дезактуализация настоящего;

- идентификация себя на бессознательном уровне с наркотическим ве­ществом или с атрибутами его употребления (шприцом, ложкой, порошком);

- семья и собственное здоровье для них не значимы.

Утрата и искажение идентичности предполагает восстановительную работу - восстановление целостного и упорядоченного образа мира, пусть он даже будет иным, чем раньше.

В одной из своих работ Дж. Марсиа и М. Фридман (1970) утверждали, что различным статусам идентичности соответствуют определенные типы личности. Таким образом, одни и те же типы идентичности могут быть рас­смотрены и как стадии развития идентичности, и как устойчивые особенно­сти личности.


Другие интересные материалы:
Законы и нормативные документы


Уличные дети - метафора, синдром бродяжничества или группа риска
В настоящей статье автор, опираясь на...

Сумма разногласий составляет консенсус...
Оценка методики ТРГЗ (И.Н. Гурвич)
По нашей просьбе д.пс.н., профессор...

И.Н. Гурвич Эмпирической основой...
Видео выступлений на конференции «STATUS PRAESENS ПСИХИАТРИИ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНСИЛИУМ»
28-29 ноября 2019 года в Санкт-Петербурге,...

1...
Часть 4


От: Julia Lna@karrier.kiev.ua Можно ли...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2021 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт