Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _
 Клиника



Профилактика, социальная сеть нарком.ру

Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику Narcom.ru

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику Narcom.ru
Решись стать разумным, начни!





Кризис жанра в формате де жа вю

 


> Сверхценные идеи > Косые взгляды > Кризис жанра в формате де жа вю

«Уйдя из системы, я, простите за тавтологию, стал думать системно. И пришел к выводу: каждый должен нести свой чемодан. Медики развивать систему лечения, определять методику помощи, искать новые формы реабилитации. Силовики – предупреждать преступления, ловить, изымать дурь. А между ними - суды, которые, как Апостол Петр, должны определять - этих в зону, этих в центр! Образование, молодежные организации и спорт - формировать систему альтернативных увлечений, дабы сократить рынок спроса!»

А. Михайлов

Недавно мне в ужасе позвонил старый знакомый, работающий в системе исполнения наказаний.
-Я в шоке! Вступили в силу поправки в Уголовно исполнительный кодекс и в Уголовный – альтернативное лечение взамен лишения свободы для наркоманов, осужденных по статьям 228 (ч.1), 231, и 233 УК РФ. У меня обвал заявлений от заключенных.
Вошел в «Гарант», посмотрел.

«Статья 178.1. Отсрочка отбывания наказания осужденным, признанным в установленном порядке больным наркоманией, и контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания

1. Осужденному, впервые совершившему преступления, предусмотренные частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 Уголовного кодекса Российской Федерации, признанному больным наркоманией и изъявившему перед судом желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию, суд может предоставить отсрочку отбывания наказания до окончания курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации, но не более чем на пять лет.

2. Исполнение определения суда об отсрочке отбывания наказания возлагается на уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного, в которую направляется копия такого определения.

3. Администрация исправительного учреждения, получив определение суда об отсрочке отбывания наказания в отношении осужденного, освобождает его. У осужденного администрацией исправительного учреждения берется подписка о явке в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в трехдневный срок со дня прибытия.

4. Уголовно-исполнительная инспекция ставит осужденного на учет и в дальнейшем осуществляет контроль за его поведением и прохождением им курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации.

5. Порядок осуществления контроля определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

6. В случае, если осужденный отказался от прохождения курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации или продолжает после объявленного предупреждения уклоняться от их прохождения, уголовно-исполнительная инспекция по месту его жительства вносит в суд представление об отмене отсрочки отбывания наказания и о направлении осужденного для отбывания наказания, назначенного приговором суда. К представлению прилагается копия определения суда об отсрочке отбывания наказания.

7. Осужденный считается уклоняющимся от прохождения курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации, если он, не отказавшись от их прохождения, не посещает или самовольно покинул лечебное учреждение и (или) учреждение медико-социальной реабилитации, либо два раза не выполнил предписания лечащего врача, либо продолжает употреблять наркотические средства или психотропные вещества, систематически употреблять спиртные напитки, одурманивающие вещества, занимается бродяжничеством или попрошайничеством, либо скрылся от контроля уголовно-исполнительной инспекции и его место нахождения не установлено в течение более 30 суток.

8. После прохождения осужденным курса лечения от наркомании, а также медико-социальной реабилитации и при наличии ремиссии, длительность которой после окончания лечения и медико-социальной реабилитации составляет не менее двух лет, уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного с учетом заключения врача и поведения осужденного направляет в суд представление об освобождении осужденного от отбывания наказания или оставшейся части наказания.

9. В случае неприбытия осужденного в двухнедельный срок со дня его освобождения из исправительного учреждения в уголовно-исполнительную инспекцию, а также если осужденный скрылся от контроля после постановки его на учет, уголовно-исполнительная инспекция осуществляет первоначальные розыскные мероприятия, а в случае недостижения результатов направляет материалы для объявления осужденного в розыск. Скрывшийся осужденный может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток».

 

К этой норме мы шли очень долго. Еще во времена ОБНОНов эта тема обсуждалась. Абсолютно гуманная и правильная. Статья позволяет получить возможность вместо срока в колонии, избавиться от нарконедуга лечением. И за это можно голосовать двумя руками: наркоманы это наши люди! И мы, как гуманисты должны им помочь. Но, тем не менее, рассматривая проблему комплексно, мы понимаем, что не так просто это право наркомана реализовать. Как впрочем, и право здорового человека, который не хочет, чтобы рядом с ним лечился и жил преступник, осужденный судом. 20 лет обсуждения не привели к грамотному и техническому реализуемому решению. Как всегда по российской традиции «хотели как лучше!».

В настоящее время в России существует всего 138 наркологических диспансеров,в большинстве которых есть стационарные отделения,а также 1856 наркологических кабинетов. Имеется и 25.5тысяч коек для больных. Много это или мало?

Судите сами – в России более 3 миллионов человек страдающих наркологическими расстройствами (алкоголики, наркоманы, токсикоманы). Это только стоящие на учете в наркологической службе. Но если число наркоманов мы умножаем на 5, то алкоголиков, я думаю надо умножать на 10 (по некоторым субъектам РФ)! Итого мы имеем целую армию людей реально нуждающихся в помощи. Как добровольной, так и принудительной. А потому коек не просто мало, а катастрофически мало! Впрочем, мне часто возражают, гордясь нашей наркологической службой – типа, хватит на всех! (Это только с землей на кладбищах проблемы).
Мои знакомые наркологи объясняют, что не все наркоманы нуждаются в стационарной помощи. Многие могут проходить ее амбулаторно. Наверное, так. Но как могут амбулаторной получать помощь осужденные, живущие в маленьких городках, где нет службы эффективной наркологической помощи? Которые, к тому же, должны быть под присмотром инспектора уголовно-исполнительной службы? В качестве примера возьмем не самую отдаленную область – Владимирскую, в которой есть только одно специализированное учреждение – Областной наркодиспансер.

Всего в ИТУ области подпадают под действие этой статьи (реально) около 700 человек, находящихся в заключении. В области 241 койка для лиц с наркологическими расстройствами. 46 для наркоманов. По формальному принципу больной может там находиться 10 дней (детоксикация). О лечении по большому счету речь не идет.

Желающий может продолжить лечение еще на 14 дней, но уже за деньги. О, как! А в чем тогда роль государства в борьбе за человека?
Допустим человек осужден в г. Гороховец (Ковров, Вязники, Петушки, Покров и пр). Судом он направлен на лечение и реабилитацию по месту жительства. А в силу отсутствия там специализированного мед. учреждения, он должен доехать до Владимира. Это 3 часа времени и 360 рублей билет на автобус. Плюс троллейбус по городу. Итого 500 рублей. А денег нет. А если надо являться 4 раза в неделю? Это более 2 тысяч в месяц. Значит коррупционная схема – плати за галочку в журнале учета…

Заработка нет, и вряд ли у осужденного будет. Есть родные – хорошо, помогут. Нет, то труба! Реальный заработок проституция или сбыт наркотиков… Тупик. А если он снова попался на сбыте с кого спрос, С участкового и с инспектора УИС. «Куда ты Ляпкин-Тяпкин смотрел?» А у этого Ляпкина территория обслуживания как две Швейцарии!

Более того осужденный возвращается в ту же среду, откуда был изъят… Не надо иметь семь пядей во лбу чтобы понять, что ввернувшись на землю все начнется снова. И мы столкнемся с возрождением розничного рынка, тем более, что по большому счету на нем никто и не работает. А если честно… Статистика изъятий сегодня, которой так кичатся начальники просто удручает. Наверное поэтому на сайте ФСКН мы не найдем данных за 2003-2008 год, а только последние три года. Более того там даже нет разбивки по видам наркотиков: все двух кучках – наркотические средства и психотропные вещества. Но даже это не спасает, так как общий объем изъятий за прошлый год это треть того что изымалось до 2008 года. А изъятие героина ведомством упало в три раза до 1050 кг!

Я не думаю, что это свидетельство плохой работы (ведь в некоторых управлениях можно по пальцам пересчитать оперов со стажем более 3 лет. Это тоже кризис жанра, так как ФСКН осталось за бортом повышения окладов силовикам), но и реально складывающейся ситуации, которая диаметрально расходится с заявлениями чиновников.

Меня доводит до психоза – попытка вычленить проблему наркомании из общей темы наркотических расстройств. Большие начальники закатывают глаза и ломают руки – «Катастрофа!!!» А то, что в стране от легальных наркотиков – водки гибнет более 300 тысяч человек не катастрофа? А то, что отрава производимся на сотнях легальных заводов в красивой упаковке не катастрофа? А то что многие заводы де-факто принадлежат государственным чиновникам? А то, что в России по официальным данным более трех миллионов людей с наркологическими расстройствами (по неофициальным пятнадцать)! Это почти половина репродуктивного населения СТРАНЫ!) Это не катастрофа? Вот где настоящая беда.

Ханжество, которое стало общим местом в этой теме, просто убивает. Заседания, совещания, пресс-конференции начальника, сплошная болтовня! «Спорт против наркотиков!», «Общество против наркотиков!»… На заре создания ведомства мы также пробовали всякие приемы и методы. Многие (в том числе упомянутые) просто не прижились, превратившись в показуху… Обидно, конечно… И тем не менее от много отказались, за пять лет выработав новые формы, которые со сменой руководства остались не востребованы. Даже очень эффективные! Как будто не было тех очень важных для службы лет самой интенсивной и фундаментальной по сути работы: разработка нормативной базы, укрепление материально-технического состояния, реализация Федеральной целевой программы (ее нет, и судя по всему не будет!), выработка подходов, принципов и форм межведомственного взаимодействия. Суть которого была одна – помогать, поддерживать, не вмешиваясь в дела партнеров. Уважая их право делать свое дело так, как считают необходимым профессионалы.
Но почему история ничему не учит? Почему стартовым наркотиком мы по прежнему называем каннабис, а не пиво, не водку, не суррогаты… Для специалиста ясно, что и стартовый наркотик и пиво звенья одной цепи, одних и тех же причин и обстоятельств. И никто не пытается расширить сферу действия того же ГАКа, аппарат которого, к сожалению, состоит из людей, в большинстве своем крайне далеких от проблемы.

Помню историю его образования. Туда на моих глазах побежали те, кто ни на что не способен, кто не нужен на основных участках работы. Тех, кого прежние начальники просто не успели выгнать из ведомства. И перекрестились, когда смогли без крови избавиться от бездельников. Увы, теперь они диктуют условия профессионалам на земле, которые уже просто стонут от потока директив, бумаг и ненужных справок.

Появление очень важной, но пока невнятной по реализации 178 (прим) статьи ставит в тупик многих специалистов. Цифра, озвученная мной в 280 осужденных, относится к маленькому и очень благополучному субъекту РФ. А что делать, если процесс пойдет дальше, вширь. Московская Ленинградская, Свердловская области, Приморский край, Иркутск…

Сегодня в зонах находится 124000 осужденных за наркопреступления. Думаю, что процентов десять именно тот самый контингент. Ежегодно только по линии наркополиции осуждается 100 тысяч человек. И тоже часть из них по статьям 228 ч.1, 231, 233 УК РФ.
Следовательно, нагрузка на наркологию будет идти нарастающим итогом. (Отсрочка наказания до 5 лет! И каждый год - плюс 15-20 тысяч.).
При этом многие наркологи выражают недоумение – почему, если мы говорим о реабилитации, человеку дается один шанс (одна отсрочка), хотя реально пациенты уходят в ремиссию иногда после третьего или даже седьмого курса реабилитации. Профанация идеи? И почему такие преференции именно наркоманам? А алкоголики? Ведь причина преступлений одинакова – наркологическое расстройство. А наркоманы и алкоголики, осужденные за малозначимые преступления в силу своей болезни по другим статьям? Они-то почему вне зоны действия статьи? Они же тоже больные!

Снова ханжество в особо циничной форме. Это наша тема, наша слава, а алкоголики - это так…

И теперь новая идея: уголовная ответственность за неоднократное употребление. Общество взорвалось. Как так? Ведь вся новая наркополитика реализуемая с начала века построена на декриминализации потребления! Это ее принцип! Мы этим гордились, в том числе перед партнерами за рубежом.

Я не видел ни одного наркомана, который бы не занимался сбытом. Чем глубже заболевание, тем больше наркоман вовлечен в наркосбыт. А это, как вы понимаете - статья. Однако, то ли сил не хватает, то ли желания брать его на этом, но мои бывшие коллеги пошли по иному экзотическому пути: важен для уголовного дела не сбыт, а два факта употребления в течение года. При этом альтернатива в качестве лечения предлагается, даже тем, кто НЕ БОЛЕН!!! 2 факта - не диагноз. Следовательно, искусственно завышается статистика. И нагрузка перекладывается по факту на плечи медиков.

Но есть и другая сторона медали: человек, попавшийся на употреблении один раз становится заложником. Его могут шантажировать все. И ППС и ДПС и участковый. Вторая радостная встреча потребителя с Фемидой в погонах - это поле для шантажа: «плати или сядешь»! И будут платить! Кроме того разгоняется статистика раскрытых преступлений. Задержал за второй-третий раз употребления – вот тебе и раскрытое дело! Лафа!

Логика самой идеи, по мнению авторов, путем запугивания стимулировать на лечение. Как это цинично звучит из уст начальства! Запугать, чтобы вылечить? Это что такое? Ни один немотивированный человек не вылечится. А страх не стимул. Здесь надо много думать. Тем более, если нет диагноза (две сигареты в год не диагноз).

Где лечить тема особая: 5-10 дней в диспансере - не лечение. А реабилитационных центров попросту нет! Негосударственные центры - мишень для силовиков. Снова вопрос. Как простимулировать их создание и развитие. У медиков один подход, у ФСКН другой! Одни - развивать, другие - душить, если центр не относится к РПЦ! У РПЦ – их всего 60! Иных центров более 1500!!!

Сегодня в государственных медучреждениях только 25.5 тыс. коек. Но это только для детоксикации. Значит снова вопрос не о стационаре, а о реабилитационном центре (читай выше!). Речь идет о сотнях тысяч людей, в том числе в городах, где нет даже наркодиспансера. И таких тысячи городов!

Продумав систему ограничений в правах для наркоманов не определились с системой возврата прав. Когда человек, находясь в ремиссии вернется в профессию? На каком условии? Чем защищено его право стать водителем, охотником, диспетчером авиации? Непонятно.
Уйдя из системы, я, простите за тавтологию, стал думать системно. И пришел к выводу: каждый должен нести свой чемодан. Медики развивать систему лечения, определять методику помощи, искать новые формы реабилитации.

Силовики – предупреждать преступления, ловить, изымать дурь. А между ними - суды, которые, как Апостол Петр, должны определять - этих в зону, этих в центр! Образование, молодежные организации и спорт - формировать систему альтернативных увлечений, дабы сократить рынок спроса! На первый взгляд все просто.

Но, увы, у нас некоторые начальники, занимаются не тем, чем должны по статусу, а тем что проще - советовать другим, как работать в той их сфере! Полный бред! Отсюда мы до сих пор никак не определимся с социальным статусом наркомана: больной или преступник? Если больной надо лечить, а потом вернуть в социум с его прежними правами, Если преступник, то... Но в заключении хочу сказать, что проекта о котором мы говорим пока толком нет даже на бумаге. А потому именно общественное обсуждение самой темы может быть основой для его принятия или не принятия. И последнее: общество, которое себя считает гуманным, тем не менее, больше думает не о больном (подсознательно), а о себе, И вопрос о направлении на лечение подразумевает - устранение наркомана из своего окружения, как реальной скрытой угрозы.

И всем плевать, как его будут лечить, Важно чтобы его не было рядом! Этакий ханжеский гуманизм!
Так что есть основа для полемики, которой я не боялся никогда.

 

Об авторе:

Михайлов Александр Георгиевич - бывший руководитель Департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКНРоссии, генерал-майор ФСБ запаса, генерал-лейтенант милиции в отставке, генерал-лейтенант полиции в отставке.


Другие интересные материалы:
Нейрохимия опиатной наркомании
Опиатная наркомания является важной медицинской и социальной проблемой....

А. Головко*, Д. Коноплин, Ю. Некрасов, О. Романенко, М. Стрельский...
«Наркозависимый у нас — фигура исключения»
Кто такой наркоман с точки зрения закона и куда движется отношение к...

Кто такой наркоман с точки зрения закона и куда движется отношение к...
Интернет-аддикция как форма зависимого поведения
В предлагаемой статье рассматривается связь между факторами биологической...

А. Андреев, А. Анцыборов Введение в проблему Проблема...
Проблема злоупотребления наркотиками в современной России
Доклад на международной конференции, проводимой под эгидой Управления ООН по...

Главный нарколог против передачи сведений о больных в полицию (письмо Минздрава от 30.08.2013)
… полагаю, что требование органов прокуратуры о предоставлении персональных...

  В связи с поступающими в мой адрес обращениями руководителей...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2013 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт
Rambler's Top100