Национальный институт наркологии
США
Национальный институт здоровья
Книга для учителя
Метамфетамин
Метамфетамин – наркотик из класса
стимуляторов. К стимуляторам также
относятся кокаин, кофеин и др. Метамфетамин
производится нелегально из относительно
недорогих ингредиентов, использующихся в
хозяйстве, многие из которых (такие как
средство для чистки водостока, кислота из
элементов питания, антифриз) чрезвычайно
опасны. Быстрое распространение “основных”
лабораторий по производству метамфетамина
привело к большим проблемам во многих
районах США.
Метамфетамин очень сильно воздействует
на мозг и организм. Кратковременными
эффектами могут быть беспокойный сон,
возросшая физическая активность, плохой
аппетит, учащенное дыхание, гипертермия,
раздражительность, дрожь, конвульсии и
агрессивность. Гипертермия и конвульсии
могут закончиться смертью. Отдельные дозы
метамфетамина также приводили к
повреждению нервных окончаний в опытах с
животными. Длительные эффекты включают в
себя зависимость, паралич, агрессивное
поведение, беспокойство, волнение, паранойю,
слуховые и визуальные галлюцинации,
перепады настроения. Долговременное
употребление может привести к повреждению
дофаминовых нейронов, которое продолжается
долго после прекращения приема наркотика.
Механизм воздействия
Метамфетамин
воздействует на циркуляцию удовольствия в
мозге, изменяя количество определенных
медиаторов, находящихся в синапсе.
Химически метамфетамин очень схож с
амфетамином, но его эффекты в центральной
нервной системе гораздо значительнее. Он
также химически похож на дофамин и другой
медиатор – норэпинэфрин. Эффект
заключается в том, что он приводит к выпуску
дофамина и норэпинэфрина в синапс в
нескольких областях мозга, включающих nucleus
accumbens, предлобовую часть коры и striatum,
задействованных в управлении движениями.
Специфично то, что метамфетамин проникает в
нервные окончания, проходя непосредственно
через мембаны нервных клеток. Он также
поступает в нервные окончания с
перевозчиком, который обычно возвращает
сюда из синапса дофамин и норэпинэфрин.
Оказавшись в нервном окончании,
метамфетамин проникает в пузырьки,
содержащие дофамин и норэпинэфрин, приводя
к их выпуску. Ферменты клетки обычно
съедают излишек дофамина и норэпинэфрина,
однако, метамфетамин блокирует это
действие. Избыток медиаторов перевозится в
синапс. Высокая концентрация дофамина в
синапсе обеспечивает чувство удовольствия
и эйфории. Избыток норэпинэфрина под
воздействием метамфетамина вызывает
настороженность и отсутствие усталости, но
метамфетамин влияет на мозг и другими
путями. Например, он может привести к отеку
головного мозга, кровоизлиянию в мозг,
паранойе, галлюцинациям. Некоторые эффекты
метамфетамина на мозг могут быть
длительными и даже постоянными. Последние
исследования показали, что даже через 3 года
после прекращения употребления
метамфетамина у тех, кто им “баловался”
долгое время, все еще сохранялась
пониженная способность возвращения
дофамина в нейроны. Это четко демонстрирует
долговременное ухудшение функционирования
дофамина в результате употребления
наркотика. Это очень важно, потому что
дофамин играет большую роль во многих
функциях мозга, включая получение
удовольствия, настроение и движение. В тех
же исследованиях ученые сравнили нарушения
дофаминовой системы как результат
употребления метамфетамина и как результат
болезни Паркинсона. Болезнь Паркинсона
характеризуется прогрессирующей потерей
дофаминовых нейронов в участках мозга,
отвечающих за движения. Хотя повреждения
дофаминовой системы были больше при данной
болезни, мозг у бывших наркоманов
представлял собой нечто похожее на случай с
болезнью Паркинсона. Ученые полагают, что
нарушения в дофаминовой системе при
длительном употреблении метамфетамина
могут обусловить симптомы болезни
Паркинсона (необходимо отметить, что
болезнь Паркинсона не является результатом
употребоения наркотика). В подтверждение
этого опыты с лабораторными животными
продемонстрировали, что один прием высокой
дозы или несколько небольших доз разрушают
до 50% нейронов, производящих дофамин в
определенных частях мозга.
Метамфетамин воздействует также и на
другие части организма. Он может привести к
высокому кровяному давлению, аритмии, болям
в груди, ослаблению дыхания, тошноте, рвоте
и диарее. Он также может поднять
температуру тела, что может оказаться
смертельным при передозировке.
Следующие упражнения, используемые
совместно с данным циклом по метамфетамину,
помогут объяснить ученикам, как это
вещество влияет на мозг и организм.
Цели |
Метамфетамин. Упражнение 1. |
Ученики лучше ознакомятся
с концепцией нейронауки и терминологией,
связанной
с воздействием метамфетамина
на мозг и организм |
Выдайте ученикам для заполнения форму
“Найди слово”. Учитель делает обзор
слов, ученики обсуждают, какое отношение
данные термины имеют к злоупотреблению
метамфетамина. Копия “Найди слово” и
ответы включены в путеводитель. |
Цели |
Метамфетамин. Упражнение 2. |
Ученики лучше узнают о роли
метамфетамина в изменении функции мозга
и о потенциальном долговременном
воздействии этих перемен |
Повторите материал о воздействии
метамфетамина на мозг, уделите внимание
его влиянию на медиатор дофамин. Пусть
ученики разобьются на маленькие группы.
Попросите каждую группу написать и
организовать небольшое выступление,
демонстрирующее, как метамфетамин
изменяет нормальное функционирование
нейронов, содержащих дофамин. Обсудите с
учениками, как эти перемены приводят к
долговременным ухудшениям функций
дофамина и последствиям этого (неспособность
чувствовать удовольствие, симптомы
болезни Паркинсона). |
Цели |
Метамфетамин. Упражнение 3. |
Студенты узнают больше о том, как
метамфетамин и другие наркотики
изменяют работу мозга. |
Повторите с учениками функции
различных областей мозга (например, amygdala,
гиппокамп, мозжечок и др.). Пусть ученики
разобьются на маленькие группы, каждая
из которых будет отвечать за отдельную
область мозга. Попросите их обсудить,
как метамфетамин и другие наркотики
влияют на выбранную ими область мозга.
Обсудите функции этой области мозга и
как перемены в ней изменяют чувства
человека, его поступки, память и т.д.
Пусть каждая группа представит итоги их
обсуждения всему классу. Дополнительно
можно предложить ученикам обсудить и
представить, как технологии изображения
мозга (ПЭТ, позитронно-эмиссионная
томография) помогают ученым изучать
влияние наркотиков на мозг человека. |
|