Национальный институт наркологии США
Национальный институт здоровья

Книга для учителя

Метамфетамин

Метамфетамин – наркотик из класса стимуляторов. К стимуляторам также относятся кокаин, кофеин и др. Метамфетамин производится нелегально из относительно недорогих ингредиентов, использующихся в хозяйстве, многие из которых (такие как средство для чистки водостока, кислота из элементов питания, антифриз) чрезвычайно опасны. Быстрое распространение “основных” лабораторий по производству метамфетамина привело к большим проблемам во многих районах США.

Метамфетамин очень сильно воздействует на мозг и организм. Кратковременными эффектами могут быть беспокойный сон, возросшая физическая активность, плохой аппетит, учащенное дыхание, гипертермия, раздражительность, дрожь, конвульсии и агрессивность. Гипертермия и конвульсии могут закончиться смертью. Отдельные дозы метамфетамина также приводили к повреждению нервных окончаний в опытах с животными. Длительные эффекты включают в себя зависимость, паралич, агрессивное поведение, беспокойство, волнение, паранойю, слуховые и визуальные галлюцинации, перепады настроения. Долговременное употребление может привести к повреждению дофаминовых нейронов, которое продолжается долго после прекращения приема наркотика.

Механизм воздействия

Метамфетамин воздействует на циркуляцию удовольствия в мозге, изменяя количество определенных медиаторов, находящихся в синапсе. Химически метамфетамин очень схож с амфетамином, но его эффекты в центральной нервной системе гораздо значительнее. Он также химически похож на дофамин и другой медиатор – норэпинэфрин. Эффект заключается в том, что он приводит к выпуску дофамина и норэпинэфрина в синапс в нескольких областях мозга, включающих nucleus accumbens, предлобовую часть коры и striatum, задействованных в управлении движениями. Специфично то, что метамфетамин проникает в нервные окончания, проходя непосредственно через мембаны нервных клеток. Он также поступает в нервные окончания с перевозчиком, который обычно возвращает сюда из синапса дофамин и норэпинэфрин. Оказавшись в нервном окончании, метамфетамин проникает в пузырьки, содержащие дофамин и норэпинэфрин, приводя к их выпуску. Ферменты клетки обычно съедают излишек дофамина и норэпинэфрина, однако, метамфетамин блокирует это действие. Избыток медиаторов перевозится в синапс. Высокая концентрация дофамина в синапсе обеспечивает чувство удовольствия и эйфории. Избыток норэпинэфрина под воздействием метамфетамина вызывает настороженность и отсутствие усталости, но метамфетамин влияет на мозг и другими путями. Например, он может привести к отеку головного мозга, кровоизлиянию в мозг, паранойе, галлюцинациям. Некоторые эффекты метамфетамина на мозг могут быть длительными и даже постоянными. Последние исследования показали, что даже через 3 года после прекращения употребления метамфетамина у тех, кто им “баловался” долгое время, все еще сохранялась пониженная способность возвращения дофамина в нейроны. Это четко демонстрирует долговременное ухудшение функционирования дофамина в результате употребления наркотика. Это очень важно, потому что дофамин играет большую роль во многих функциях мозга, включая получение удовольствия, настроение и движение. В тех же исследованиях ученые сравнили нарушения дофаминовой системы как результат употребления метамфетамина и как результат болезни Паркинсона. Болезнь Паркинсона характеризуется прогрессирующей потерей дофаминовых нейронов в участках мозга, отвечающих за движения. Хотя повреждения дофаминовой системы были больше при данной болезни, мозг у бывших наркоманов представлял собой нечто похожее на случай с болезнью Паркинсона. Ученые полагают, что нарушения в дофаминовой системе при длительном употреблении метамфетамина могут обусловить симптомы болезни Паркинсона (необходимо отметить, что болезнь Паркинсона не является результатом употребоения наркотика). В подтверждение этого опыты с лабораторными животными продемонстрировали, что один прием высокой дозы или несколько небольших доз разрушают до 50% нейронов, производящих дофамин в определенных частях мозга.

Метамфетамин воздействует также и на другие части организма. Он может привести к высокому кровяному давлению, аритмии, болям в груди, ослаблению дыхания, тошноте, рвоте и диарее. Он также может поднять температуру тела, что может оказаться смертельным при передозировке.

Следующие упражнения, используемые совместно с данным циклом по метамфетамину, помогут объяснить ученикам, как это вещество влияет на мозг и организм.

Цели

Метамфетамин. Упражнение 1.

Ученики лучше ознакомятся
с концепцией нейронауки и терминологией, связанной
с воздействием метамфетамина
на мозг и организм

Выдайте ученикам для заполнения форму “Найди слово”. Учитель делает обзор слов, ученики обсуждают, какое отношение данные термины имеют к злоупотреблению метамфетамина. Копия “Найди слово” и ответы включены в путеводитель.

 Цели

Метамфетамин. Упражнение 2.

Ученики лучше узнают о роли метамфетамина в изменении функции мозга и о потенциальном долговременном воздействии этих перемен

Повторите материал о воздействии метамфетамина на мозг, уделите внимание его влиянию на медиатор дофамин. Пусть ученики разобьются на маленькие группы. Попросите каждую группу написать и организовать небольшое выступление, демонстрирующее, как метамфетамин изменяет нормальное функционирование нейронов, содержащих дофамин. Обсудите с учениками, как эти перемены приводят к долговременным ухудшениям функций дофамина и последствиям этого (неспособность чувствовать удовольствие, симптомы болезни Паркинсона).

 Цели

Метамфетамин. Упражнение 3.

Студенты узнают больше о том, как метамфетамин и другие наркотики изменяют работу мозга.

Повторите с учениками функции различных областей мозга (например, amygdala, гиппокамп, мозжечок и др.). Пусть ученики разобьются на маленькие группы, каждая из которых будет отвечать за отдельную область мозга. Попросите их обсудить, как метамфетамин и другие наркотики влияют на выбранную ими область мозга. Обсудите функции этой области мозга и как перемены в ней изменяют чувства человека, его поступки, память и т.д. Пусть каждая группа представит итоги их обсуждения всему классу. Дополнительно можно предложить ученикам обсудить и представить, как технологии изображения мозга (ПЭТ, позитронно-эмиссионная томография) помогают ученым изучать влияние наркотиков на мозг человека.

Назад В начало Дальше

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2012 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100