|
|
М.Б. Кордонский Технология группыX. О ТОМ, КАК ИЗМЕРИТЬ НЕИЗМЕРИМОЕ.Социально-психологическое исследование группы немыслимо без измерения ряда важнейших ее параметров. Так, бывает необходимо установить, к какому социально-психологическому (ценностно-ориентационному) типу она относится; идентифицировать ее лидеров (а они могут быть разными, в зависимости от сферы проявления личностных свойств - надежность, душевность, способности и т.п.); выяснить социальный статус того или иного ее члена; определить уровень групповой сплоченности; узнать, какие человеческие качества в данной группе наиболее ценимы - "нарисовать" ее социально-психологический портрет; наконец, представить себе, из каких микрогрупп она состоит. От уровня сплоченности зависит в принципе работоспособность группы. Во многих развитых странах творческие коллективы расформировываются, если коэффициент их групповой сплоченности опускается ниже рекомендуемого психологами уровня. Выявление лидеров позволяет более активно вести педагогическую работу в группе, так как воздействие на лидеров дает максимальный эффект. Знание взаимных симпатий и антипатий помогает определять связки людей, которым можно поручать совместное выполнение тех или иных заданий. Той же цели может служить и представление о существующих в коллективе микрогруппах. Наконец, знание ценностно-ориентационного типа группы дает возможность определить, какие формы и методы работы для нее являются оптимальными и какого рода мероприятия помогут ей обрести психологический комфорт, эффективность, долголетие. Определение социально-психологического типа группы корректнее всего осуществлять методом включенного наблюдения (мониторинга), когда исследователь изучает группу на протяжении продолжительного времени, отмечая и классифицируя наблюдаемые в ней явления (в частности, слова и поступки ее членов, принятые решения и пр.). Статистический характер метода страхует от тех аберраций, которые практически неизбежны при любом экспресс-анализе, когда ответы на вопросу невольно корректируются сиюминутными моментами - настроением респондентов, локальными конфликтами и т.п. Мониторинг может быть дополнен анализом документов группы за тот период, в течение которого она существует (то есть, в нынешнем составе). Вот умозрительные примеры такого рода наблюдений. Допустим, мы приходим в клуб, именуемый "Клубом любителей кошек", и видим там девять человек с собаками и одного с кошкой. Слушая их беседу, мы отмечаем, что 60% времени они говорят о собаках, 30% - о погоде и 10% - о кошках. Если, регулярно посещая клуб, мы видим, что ситуация повторяется, мы ставим его на оси X (см. гл.I) у темы "Кинология", а по оси Z - у отметки "клуб общения", Ext=0 (см. гл.II). Посетим другую комнату - с вывеской "Центр помощи инвалидам". Если мы видим там девять человек, пьющих чай и беседующих на тему помощи инвалидам, и одного, иногда посещающего инвалидов на дому, мы классифицируем этот Центр по оси X по теме "Социальная работа", а по оси Z - "клуб общения", Ext=10%, где последняя цифра характеризует процент времени, затрачиваемый клубом на работу внешней направленности. (Разумеется, мы не станем сообщать этим милым людям о результатах наших изысканий, дабы не обидеть их.) Данные по оси Y можно получить, просмотрев соответствующие документы. Если организация общественная, они, по нашим представлениям, должны быть доступны. С организациями, документы которых закрыты от широкой общественности, мы предпочитаем на связываться. К сожалению, в реальной практике чаще приходится обращаться к методикам более скоропостижного характера. В основе многих из них лежит метод социометрии [13; 15; 16; 26; 29; 32], позволяющий производить определение социальных статусов членов группы. Как это делается? Каждому члену группы выдается листок, на котором он должен указать свою фамилию и ответить на вопросы. Они задаются в определенной форме и различаются по цели (опросы на выбор или отказ) и по темам. Например, возможны следующие вопросы выборного характера: "Если бы вы организовывали новый клуб, согласно своим идеалам, кого из клуба, членом которого являетесь сейчас, пригласили бы в новый - одного, в первую очередь? _________________________________________ Если второго, то - кого? __________________________________________ Если третьего, то - кого? _________________________________________" Вопросы отказного характера строятся по принципу "Кого бы вы не взяли?" Темы (по необходимости) могут варьироваться, а вопросы, соответственно, - иметь, к примеру, следующий вид: "Кого бы Вы пригласили на свой день рождения?" "С кем бы Вы пошли в разведку?" "С кем бы Вы хотели петь в одном ансамбле?" и т.д. Во время опроса необходимо строгое соблюдение следующих правил:
Существуют и дополнительные требования, предъявляемые к вопросам социологических анкет. Они носят, в основном, чисто психологический характер (конкретность, понятность, выявление эмоционально-психологического отношения, недопущение ограничения выборов или отказов, убедительность необходимости опроса как такового и т.п.) [13]. Таблица 4
В простейшем случае можно не подразделять выбор на 1-й, 2-й и т.д., а нужные фамилии называть в произвольном порядке, но этот метод более грубый. Выбранному в первую очередь начисляется максимальный балл, во вторую - на один меньше, в третью - еще на один меньше, и т.д. Например:
Результаты выборов сводятся в таблицу 5, где опрашиваемые расположены в алфавитном порядке. Допустим, Акулов выбрал 1-м выбором Ежевскую, 2-м - Мурашова, 3-м - Воробьеву. В таблице на строчке N1 (Акулов) ставим баллы: в колонке N8 (Ежевской) - 3 (за 1-й выбор), в колонке N14 (Мурашову) - 2, в колонке N4 (Воробьевой) - 1. Заполнив все строчки, подсчитаем сумму баллов у каждого респондента. Некоторые выборы оказываются взаимными (независимо от того, кто кого в какую очередь выбрал). Так, Акулову ответили взаимностью все трое, Мурашову - один, а Орловской - никто. Взаимные выборы выделяем кружочками (в таблице - звездочками). Таблица 5
Теперь можно вычислять индекс (коэффициент) групповой сплоченности ИГС [4; 8; 9; 15; 29]. Каждый участник в данном примере сделал три выбора "стоимостью" в 3, 2 и 1 - всего на сумму 6 баллов. Общая сумма равна 6х15=90 баллов, где 15 - число опрашиваемых. Подсчитаем сумму баллов взаимных выборов. У Акулова (1 колонка) из общей суммы (21) количество баллов взаимных выборов равна 3+3+1=7. У Борзова (2 колонка) - 3+2=5. И т.д. Итого по группе - 7+5+6+4+3+0+4+3+5+3+3+3+0+2+1=49 баллов. сумма баллов за взаимные выборы 49 ИГС = --------------------------------- = ---- = 0,54. общая сумма баллов 90 В простейшем случае ИГС подсчитывается без учета очередности выбора, то есть, учитывается не количество баллов, а количество выборов: сумма взаимных выборов 3+2+2+3+2+1+2+2+2+2+2+1 24 ИГС = ---------------------- = ----------------------- = -- = 0,58 общая сумма выборов 15х3 45 Определение социальных статусов членов группы производится путем сравнения сумм баллов, полученных каждым из них в результате социометрии. 1-е место (высший статус) получает тот, кто набрал наибольшее число баллов. В нашем случае это Акулов. Он и является лидером группы по данной теме. Далее в список заносятся остальные члены группы в порядке убывания результатов. В случае равенства оценок выше располагается тот, кто получил большее число выборов. Если и в этом случае имеется равенство - тот, у кого больше первых выборов. В случае абсолютного равенства в списке должна быть особая отметка. В нашем примере члены группы, согласно своим статусам, располагаются следующим образом: 1 Акулов (21 балл) "Звезда" в группе одна - Акулов (21 балл). "Предпочитаемые" - Жук, Дятлов, Воробьева, Волков, Борзов, Зайончик, Орловская (9 - 6 баллов). "Пренебрегаемые"- Галкина, Мурашов, Иволгин, Кулик, Ежевская, Горностай (4 - 2 балла). "Изолированная" или "отверженная" (возможно) - Левина. Все зависит от того, много ли у нее будет баллов по отказам при соответствующем опросе. Можно считать, что уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) группы чуть выше среднего, так как представителей I и II социальных уровней ("звезд" и "предпочитаемых") немногим больше, нежели III и IV (8 и 7, соответственно). Следующим видом исследования может быть составление социально-психологического портрета группы. Сначала заполняется анкета портретного опроса, рассчитанного на получение оценок человеческих качеств, соответствующих ценностно-ориентационным типам групп, как при референтометрии [15; 29]. Метод этот позволяет выявить социальный статус членов группы, как при социометрии, но с учетом не функционального, а ценностного фактора. Сначала производится взаимооценка членов группы с помощью анкет (1-й опрос), затем выясняется, чье мнение о себе (не более N человек) хотел бы знать тот или иной член группы (2-й опрос; он аналогичен социометрии). Число N, как и в социометрии выбирается в зависимости от величины обследуемой группы. Анкета может иметь следующий вид: "Название клуба_____________. Фамилия участника_________. Оцените личностные качества членов Вашего клуба по предлагаемой шкале; избранные баллы внесите в таблицу (себя оценивать не нужно)." Ниже помещается таблица, которая в нашей книжке имеет порядковый номер 6. Таблица 6
По результатам подсчета среднего балла члена группы по каждому параметру составляется итоговая таблица. В нее заносятся фамилии членов группы в порядке убывания статуса (от лидера к аутсайдеру). Параметры оценок, грубо говоря, соответствуют следующим качествам и типам групп:
(Параметров опроса может быть и больше (например, "профессионал-дилетант" и др.), каждому типу группы при этом может соответствовать ряд качеств). Такая таблица и являет собой социально-психологический портрет группы (см. табл.7). Таблица 7
Из таблицы видно, что лидеры имеют высокие оценки нравственных и деловых качеств; прочие качества не влияют на их статус. Данная ситуация типична для "воспитательного" коллектива. Наконец, по результатам социометрии (табл. 5) можно попытаться выделить микрогруппы [32]. Для этого в таблицу 8, аналогичную таблице 5, в 1-ю строчку вписываются фамилия и номер (из таблицы 5) любого члена группы, имеющего взаимный выбор (и в 1-й столбец - также его номер). Допустим, номер 1 - Акулов. В последующие строчки и столбцы вписываются фамилии и номера тех, кто находится с ним во взаимном выборе (4; 8; 14). Выборы помечаются крестиками, взаимные - кружочками. Затем вписываются те, кто находится во взаимном выборе со вторым записанным (с N4-м - кроме того, N7-й), с третьим (с N8-м - более никого) и т.д. (с N14 - никого, с N7 - N15) до тех пор, пока эта цепь не обрывается (с N15 - более никого). Затем то же повторяется с любым следующим, имеющим взаимные выборы, и т.д. (NN 2; 3; 5; 9; NN 10; 11; 12). Последними заносятся те, кто их не имеет. Микрогруппы располагаются по диагонали, проходящей из левого верхнего в правый нижний угол таблицы. Численность их, как правило, колеблется от 2 до 7 человек. Они обводятся жирной чертой и выглядят как квадраты (см. табл. 8). Таблица 8
Обследование групп желательно производить неоднократно и систематически. Это связано с тем, что в разные дни может наличествовать разный контингент, что важно при социометрии. Да и сам сиюминутный статус индивида может колебаться во времени, в зависимости от его активности, результатов работы, поступков, конфликтов и других причин. Короче, результат обследования сам по себе благо, но лучше - статистика результатов.
|
|