|
|
Присутствие России в Таджикистане (201-я мотострелковая дивизия, Группа пограничных войск ФПС России, поставки военной техники и т.д.) - дорогое для современной России удовольствие. Стоит ли оно таких людских и материальных затрат? Стоит ли Памир русских денег и силА. Собянин ДА, ПОТОМУ ЧТО: 1) Памир ограждает Россию от боевиков Ферганская долина - самая густонаселенная территория бывшего СССР, где плотность населения местами превышает 400 человек на квадратный километр. Среди населения узбекских городов Наманган, Андижан, Маргелан, Коканд и других сильны антиташкентские и антикаримовские настроения. Если боевики Исламского движения Узбекистана в этом или следующем году сумеют
пробиться из горных районов в любой из этих городов, неминуем взрыв, который
эхом отдастся не только в Узбекистане, но и в соседних государствах и
приграничных областях России. Держать границу по горным ущельям и перевалам
дорого, но дешевле, чем держать оборону на российско-казахском рубеже в случае
победы экстремистов в Средней Азии. 2) Наркотики: плотина или наводнение Сейчас талибы в Афганистане контролируют свыше 30% мирового производства наркотиков и около 65% поставок героина и анаши в Европу. Основные пути доставки наркотиков в Европу лежат через Бадахшан, Среднюю Азию, Россию. За последние несколько лет в Сибири и крупных городах Центральной России наркотики стали серьезной проблемой. Пока, худо-бедно, но пограничники удерживают "золотые трассы" Хорог-Ош и Хорог-Душанбе, хотя в последние несколько лет пути наркотиков стали уходить от контроля - из Бадахшана в таджикский Каратегин, затем в киргизскую Алайскую долину, затем по любому из перевалов к Ошу. Уход России из региона приведет к тому, что ручейки наркоторговли превратятся в ревущие бурные реки, потому что талибы как боевая сила однозначно сильнее правительственных войск среднеазиатских государств. Поэтому присутствие России в Бадахшане защищает наши города от потока наркотиков. 3) Выходы к ключевым для России странам Ни Азербайджан, ни Киргизия, ни Казахстан не являются полноценными "местами встречи" цивилизаций, "евразийским мостом" и тому подобное. Это не более, чем почтовые станции Шелкового пути. В Азии лишь два региона действительно влияют на то, что происходит во всех окружающих государствах, - это таджикский Памир и китайский Синьцзян. Больше ста лет назад Россия крепко встала на Крыше Мира1, чтобы когда-нибудь спуститься вниз по другому ее склону - в индийский Кашмир и китайский Кашгар. Пусть не сейчас. Важно - уйдя с Памира, обратно Россия не вернется. На ключевое место придут другие. 4) "Болевые точки" соседних государств У каждого из окружающих Памир государств есть свои "болевые точки". Для Афганистана и Пакистана это проблема разделенных пуштунов (которые представлены в основном в движении Талибан), для Китая - угроза создания независимого исламского государства в Синьцзяне, для Индии - проблема возвращения мусульманского Кашмира (две трети территории которого сейчас под контролем Пакистана). Помогая Таджикистану удерживать афганскую границу от экстремистов и наркодельцов, Россия имеет возможность малыми силами влиять на связанные с этим процессы. Но, уйдя из Бадахшана, не стоит рассчитывать на то, что впредь с нашими интересами будут считаться. Зато можно быть уверенным, что те, кто придут вместо нас на Памир, будут вмешиваться в развитие событий в сфере наших интересов. Случись новая гражданская война в Таджикистане, или приход к власти Исламского движения Узбекистана, отделение Южной Киргизии от Северной - и в Российскую Федерацию хлынут миллионы беженцев. Поэтому уход из Бадахшана будет означать для нас серьезные экономические и политические проблемы, а также необходимость принимать волны новых переселенцев. 5) Ресурсы На геологической карте СССР, где было отмечено распределение полезных ископаемых, в глаза бросались два белых пятна: Памир с Тянь-Шанем и Северо-Восточная Сибирь. Именно эти два региона современные американские геологи выделяют как наиболее перспективные для разведки и добычи. Среди других горных систем ни исхоженный геологами Кавказ, ни малоисследованные Гималаи не могут тягаться с этими кладовыми. Лишь крохотная часть богатств горного края была освоена в конце советского времени - построенный в узбекском Зеравшане горнообогатительный комплекс (золото, полиметаллы, уран) является теперь экономической опорой узбекской независимости. Сейчас у России, как и у Таджикистана с Узбекистаном, нет денег на разработку месторождений Памира и Тянь-Шаня, но в случае ухода ее с Памира доступ к этим ресурсам будет для нас закрыт окончательно и навсегда. 6) Китайско-Киргизская железная дорога (ККЖД) Современный уровень развития горнопроходческой техники позволяет решить проблему прокладки железной дороги из южного Синьцзяна в Киргизию (далее через существующую железную дорогу в Узбекистан, Россию и Европу). Трасса ККЖД (Кашгар - долина реки Кызыл-Су - пограничный пункт Иркештам - Сары-Таш - Гульча - Ош - Андижан) позволит решить массу проблем для целого ряда государств: закрепить экономически власть Пекина в мусульманских (тюркских) регионах КНР, оживить торговлей самую короткую ветку древнего Шелкового пути (сейчас работают северный путь через Казахстан и еще более долгий морской путь), но самое главное - позволит России все-таки извлекать прибыль из своего присутствия в регионе, прекратит войну в Таджикистане, укрепит власть Ташкента над населением Ферганской долины и положит конец торговле наркотиками, которая сейчас является единственным средством выжить для памирцев. НЕРАЗРЕШИМАЯ ПРОБЛЕМА Решение всех вышеперечисленных задач невозможно без серьезных изменений в российской политике. Сейчас в Среднюю Азию наезжают все больше российские дипломаты, а исторически по Шелковому пути должны двигаться генералы и купцы, которых пока что оттуда благополучно выдавливают. Серьезное препятствие состоит в том, что российская политика на Памире не является единым и последовательным целым. Обращаться же в Душанбе, Пекин, Кабул и т.д. можно лишь тогда, когда Москва решится перейти от латания дыр в рваном сюртуке государственной безопасности к пошиву богатого "халата". РАЗРЕШИМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ Только, если будет мир и стабильность в Бадахшане, Москва и Бишкек смогут
вести разговор с Пекином о ККЖД. Эта железная дорога сделала бы возможной
разведку и добычу полезных ископаемых на Крыше Мира. В случае ее постройки ни
одно приграничное государство не рискнет уже "отстать от поезда", отрезая себе
путь в международное сообщество экспортом войны и наркотиков. В этом случае РФ
сможет малыми деньгами решить проблемы собственной безопасности и резко
расширить свой рынок. Когда-то Россия и Англия договорились между собой и, не
беря в расчет мнение Кабула и Пекина, выделили Афганистану "Ваханский коридор"
(часто его называют "Афганский коридор") - узкую полоску от 30 до 50 километров
современной афганской провинции Бадахшан. Китай лишь в 1963 году примирился с
этим фактом. ККЖД открыла бы для России доступ к индийско-китайскому рынку в два
с половиной миллиарда человек, где, в отличие от США и Европы, наши промышленные
товары пока еще конкурентоспособны. (Слово "Памир" традиционно переводят как "Крыша мира", но означает оно "летовка, летнее пастбище" ("па" на восточно-иранском - "наверху", "верхний", "мир", "мр", - "зеленая трава", сравни русское "трава-мурава")). |
|