| |
Статья публикуется в порядке обсуждения.
Л. Тимофеев
Наркобизнес и коррупция – двойная криминальная угроза:
стратегии преодоления
1. Десять миллионов наркоманов заставят нас забыть о демократии
Наркомания распространяется по России со скоростью лесного пожара в сильный
ветер. Три года назад мы говорили, что число наркоманов в стране подбирается к
миллиону, сегодня уже три миллиона человек, - в основном, люди совсем еще юные,
"сидят на игле". Медицинские последствия этой эпидемии хорошо всем известны,
однако экономические и политические как-то оказываются вне общественного
внимания. Между тем, уплачивая, казалось бы, невеликие деньги за "чек" героина
или за дозу какого-нибудь там амфитамина или эфедрона, потребители наркотиков по
всей стране ежегодно дают возможность наркомафии (по самым скромным подсчетам)
получать по пять-шесть миллиардов долларов прибыли.
Наркотики распространяются в открытую. Безнаказанность наркобизнеса легко
покупается все теми же миллиардами. Специалисты, изучающие проблему, утверждают,
что значительное количество милицейских чинов и других должностных лиц постоянно
работают "в доле" с наркомафией или, точнее, находятся у нее на содержании.
Репрессивные усилия имеют скорее формально-демонстративный характер и
направляются, в основном, против тех, кто приобретает и хранит наркотики "без
цели сбыта", - то есть против потребителей. Между тем даже мелкие розничные
торговцы, садятся на скамью подсудимых куда реже, дельцы же оптового рынка
практически никогда не привлекаются к ответственности. Что же касается крупных
менеджеров нелегального рынка, то о них вообще ничего не известно
общественности, и мы не знаем, известно ли о них что-либо правоохранительным
органам.
Вместе с тем, представляя себе общий размах наркорынка в стране, можно с большим
основанием предполагать, что люди, его контролирующие, значительно более
могущественны, чем те, кто контролирует легальные рынки, – скажем, рынок нефти,
газа или алюминия (если это уже не одни и те же люди). При российском размахе
коррупции и теневых экономических отношений нет даже необходимости специально
"отмывать" грязные деньги. Не выводя капиталы в легальный оборот, на них можно
купить и заводы, и нефтяные компании, и рудные месторождения, и, что самое
важное (а для нас – самое тревожное), купить участие в законодательных и
исполнительных органах, в управлении регионами, экономическими отраслями, армией
и т.д. То есть, в конечном счете, купить участие в решении судеб страны в целом.
России угрожает оккупация наркомафией. Мы можем согласиться, что представление о
единой криминальной организации, контролирующей весь наркорынок, весьма условно
и вряд ли соответствует действительности. Но оттого, что мафия не одна, а их
пять-шесть, и контролируют они не только рынок наркотиков, но еще и другие
нелегальные и легальные рынки, нам не легче. Более существенно значение других
чисел: если темпы развития наркобизнеса в России в ближайшие пять-семь лет
сохранятся, то количество тяжелых наркоманов в стране достигнет десяти
миллионов, а прибыли наркобизнеса превысят уровень госбюджета. При таком
развитии событий не следует относить к разряду фантастических антиутопий
вероятность, что государственная власть (а вместе с ней – армия и прочие силовые
ведомства), окажется под контролем тех сил, которые сейчас распоряжаются рынком
наркотиков.
О том, каким окажется политический облик тех, кто воспользуется результатами
полной наркотизации страны (или кто ее спровоцирует), оставим размышлять
политологам или специалистам по мировой геополитике. Но одно очевидно: в
политике восторжествуют уголовные порядки, которые впрочем, могут (и обязательно
будут!) прикрываться какими-нибудь популярными лозунгами (может быть, даже с
решительной антинаркотической фразеологией). Нет сомнения, что в стране с
десятью миллионами наркоманов любому безумному диктатору, поддержанному
наркомафией, гарантирован политический успех.
2. Специалисты в растерянности
Все, о чем сказано выше, хорошо известно и ученым, и политикам, и работникам
правоохранительных органов. Не известно только, что надо делать, чтобы спасти
страну. Все сколько-нибудь конструктивные идеи, которые высказываются на
различных (впрочем, весьма редких и узких) совещаниях и конференциях, сведены к
трем основным: первая - ужесточить наказание (вплоть до смертной казни); вторая
– увеличить штаты правоохранительных органов и создать специальные подразделения
по борьбе с коррупцией вообще и наркокоррупцией, в частности; и третья –
направить больше бюджетных денег на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и на
антинаркотическую пропаганду. Меры, казалось бы, полезные. Однако в других
выступлениях на тех же конференциях и совещаниях выясняется, что ни одна из них
или не даст результата, или в принципе не может быть реализована.
Действительно, ужесточение наказания может быть эффективно только, если
наказание будет неотвратимо и направлено против тех, кто играет ключевые роли в
общей системе наркобизнеса. Если же сейчас наркоделец даже среднего уровня может
откупиться от угрозы тюремного заключения, то затратив чуть больше денег (а их у
него – не меряно), он и от смертной казни откупится. Ну, разве что милиция и
судьи "заработают" несколько больше, чем сегодня. Впрочем, этого дельца еще и не
поймают никогда, да и ловить не будут. Законы можно изменить, но милиция-то еще
годы и десятилетия останется та же, напоминают скептики… Чтобы увеличивать штаты
и создавать специальные подразделения, во-первых, в бюджете нет денег, а
во-вторых, опять-таки нет никаких гарантий, что и эти специальные подразделения
не будут куплены наркомафией, которая уже сегодня способна тратить на подкуп
должностных лиц по всей стране два-три миллиарда долларов в год (то есть
значительно больше, чем из бюджета тратится на зарплату работникам
правоохранительных органов)… И уж, конечно же, правительству неоткуда взять
деньги на расширение антинаркотической пропаганды.
Людей, предлагающих крутые меры, нельзя обвинить в незнании дела. Все их
предложения вполне соотносятся с мировым опытом борьбы с наркобизнесом.
Например, близкая по сути политика реализовывалась в последние годы в США, - и,
вроде бы, рост числа наркоманов там приостановился и спрос на наркотики
несколько снизился. Еще даже и смертной казни вводить не потребовалось. Но то,
что хорошо в Америке, невозможно повторить у нас в стране: у нас нет тех
пятнадцати-семнадцати миллиардов долларов, которые тратятся там ежегодно на
антинаркотические программы. Нет и тех правоохранительных и судебных органов с
их высоким общественным престижем. А значит, для того, чтобы страна не погибла,
мы обязаны рассмотреть какие-то иные подходы к решению проблемы – и такие
подходы есть.
3. Если нелегальный рынок нельзя подавить, его следует легализовать
Экономическая наука знает: чем круче репрессии, тем выше норма прибыли в
запрещенном бизнесе, тем больше денег могут подпольные миллиардеры вкладывать в
инновации в своей отрасли, сводя эффективность запретительных мер к минимуму.
(Кстати, знание этого парадоксального закона позволяет некоторым специалистам
скептически оценивать даже и нынешние американские успехи, считая их временными,
а потому и неоправданно дорогими.)
С точки зрения экономической теории, наиболее простой способ покончить с
наркобизнесом – снять запрет с рынка наркотиков. В этом случае наркотики
низводятся до уровня, скажем, табачной продукции, - соответственными будут и
цены, и прибыли производителей. Считается, что хотя легализация, по крайней
мере, на первых порах, не снизит число наркоманов, но зато значительно сократит
общественные потери и сильно ударит по могуществу наркомафии. Дискуссия о
возможности легализации продолжается на Западе уже не первое десятилетие. Однако
нигде в мире идеи эти пока не реализованы (если не считать робких, половинчатых
и потому малоэффективных экспериментов в Голландии). Возможные последствия
легализации все еще плохо просчитаны, и пока у западных государств есть
возможность противостоять наркобизнесу силовыми методами, люди предпочитают не
рисковать.
В России же, хотя силовые методы не дают и, видимо, не дадут ощутимого
результата, об отмене запрета вообще не говорит никто нигде и никогда. Надо
полагать, что дело не только в характерной для большинства наших сограждан
приверженности к морально-репрессивном методам решения общественных проблем.
Дело еще и в том, что политика легализации в том виде, как она предлагается на
Западе, для нас заведомо не приемлема. Западными приверженцами легализации она
понимается как синоним либерализации, как разрешение свободного, конкурентного
рынка. К чему может привести конкурентный рынок подобного товара в России, мы
хорошо видели (да и теперь еще продолжаем наблюдать) на примере рынка алкоголя,
с его миллионами декалитров нелегальной, "паленой" водки и миллиардами рублей
черного нала.
Вместе с тем исторический опыт государственных манипуляций с рынком алкоголя,
неэффективность различного рода ограничительных мер и "сухих законов" (включая
сюда и приснопамятную "антиалкогольную кампанию") как раз и не позволяет напрочь
отвернуться от идеи легализации наркотиков. Если наиболее эффективной политикой
в отношении рынка алкоголя считается не запрет, но строгий государственный
контроль, то, может быть, в этом же направлении стоит искать и спасительную
программу действий в отношении рынка наркотиков?
4. Государственная монополия как средство спасения
Похоже, сегодня для государства российского есть только одна возможность не
подпасть под полное влияние хозяев наркобизнеса: для этого следует снять запрет
с рынка наркотиков и взять его под свой, государственный контроль, самому стать
его полным хозяином. Политика подобного рода не означала бы легализации
наркобизнеса, как она понимается западными либералами. Речь, собственно, идет
лишь о снятии запрета с права покупать и потреблять наркотики. Но монопольное
право производить и продавать этот гибельный "товар" государство должно оставить
за собой.
Не трудно предвидеть, что уже с первых же слов это предложение вызовет бурю
нравственного протеста: как это государство будет само (и по ценам ниже
нынешних) отдавать наркотики в руки гибнущих детей и подростков. Понимая всю
трагедию тех, кого трясина засасывает у нас на виду, и прямо глядя в глаза их
близким, мы все-таки должны иметь мужество признать, что легализация и
государственный контроль - это как раз единственная сегодня возможность спасти
детей и подростков.
Экономические интересы наркомафии являются весьма существенной, если вообще не
основной причиной нынешней наркотизации России. Дельцы от наркобизнеса заботливо
выращивают наркоманов, не только снабжая их первыми бесплатными дозами, но и
формируя определенный пропагандистский фон в молодежной среде. Одно только
пресечение этого агрессивного маркетинг способно, если и не остановить, то
значительно замедлить рост числа наркоманов. Однако, мало этого, вытеснение
нелегального бизнеса с рынка наркотиков может дать государству значительные
ресурсы и для расширения сети лечебных и профилактических учреждений, и для
организации широкой антинаркотической пропаганды, и для усиления репрессий
против той же наркомафии, которая, понятное дело, будет до последнего драться за
место под солнцем и за сохранение собственных прибылей. Заметим, что при
коррумпированном государственном аппарате это, видимо, будет удаваться ей еще
достаточно долго, тем более, что от имени государства-монополиста на рынке будут
действовать все те же коррумпированные чиновники.
Однако, напомним еще раз, что речь идет не о легализации наркотиков как таковой,
а о комплексной программе мер, в которую должны войти:
- легализация прав на приобретение и потребление любых наркотиков (включая
героин, кокаин и т.д.);
- ведение государственной монополии на производство и продажу наркотических
средств;
- всемерное ужесточение санкций против незаконного оборота наркотиков;
- расширение и укрепление подразделений правоохранительных органов,
предназначенных для борьбы с незаконным оборотом наркотиков (и прежде всего
значительное, в десятки, если не в сотни раз увеличение финансирования);
- решительная активизация антинаркотической пропаганды с широким привлечением
общественности;
- создание и поддержка широкой сети лечебных и реабилитационных учреждений для
наркоманов;
- активизация научных исследований с целью поиска лекарственных и других
медицинских средств для борьбы с наркоманией;
- организация исследований социальных причин и последствий наркомании.
Деньги для реализации этой программы как раз и должен дать государственный
контроль над рынком наркотиков, государственная монополия. И стоит еще раз
подчеркнуть, что речь идет о комплексной программе, каждый пункт которой может
быть эффективно реализован только, если будут приняты к исполнению и все
остальные. Понятно, что перед нами лишь начальные подступы к выработке
комплексных мер против наркомании и наркобизнеса в России, и уже сейчас очевидны
значительные трудности в их реализации (а трудностей, по всей вероятности,
значительно больше, чем видно на первый взгляд). Но как бы ни была сложна
задача, такая программа в кратчайшие сроки должна быть выработана специалистами
и подвергнута широкому общественному обсуждению.
Об авторе:
Лев Михайлович Тимофеев (letim@rsuh.ru) -
директор Центра по изучению нелегальной экономической деятельности (РГГУ,
Москва)
|