Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!




Назад К содержанию Дальше

Здоровые города
Руководство
(Часть 2)

Т. НОРРИС
при участии сотрудников Национального гражданского союза

Сокращенный перевод с комментариями В.Л. Ушакова, Ю.Е. Абросимовой, О.Б. Ильиной

Новый подход к здоровью населения
Оценка внешних условий

Второй шаг фазы планирования “здорового города” – начало практической работы.

Итак, проект приобрел какие-то определенные формы. До сих пор инициативный комитет занимался в основном организационной структурой проекта. Поле деятельности подготовлено, лидеры проекта подобраны и готовы приступить к работе.

Первое собрание должно задать тон будущей работы. Это прежде всего – атмосфера абсолютного равенства всех присутствующих за “круглым столом”, несмотря на то, что часть из них имеет определенный опыт и знания, а другие – новички в этой области.

Для начала председатель и члены инициативного комитета представляются лидерам проекта и рассказывают о разработке проекта и его развитии до настоящего момента. Лидеры проекта должны получить полное представление обо всем, что уже сделано и делается по проекту. Затем лидеры проекта должны уделить какое-то время тому, чтобы каждый рассказал о себе хотя бы кратко. Поскольку их несколько десятков, можно сделать это не сразу, а в начале каждого собрания отводить на знакомство какое-то время.

Если к проекту привлекают Национальный Гражданский Союз, его представители обычно выступают с докладом на тему “Новая реальность, с которой города столкнулись в 90-е годы” и обсуждают проект “Здоровые города” с точки зрения общенациональной. Затем он сравнивают процесс принятия политических решений в традиционном варианте и в предлагаемой модели, а также подробно рассказывают о процессе планирования и организационной структуре.

Полезно сразу принять правила проведения собраний. Вот примеры таких правил:

• не переходить на личности:

• участвуют все;

• никто не должен подавлять остальных, доминировать;

• приходить вовремя и на все собрания; избежать посторонних разговоров;

• не говорить одновременно;

• решения принимаются на основе консенсуса;

• не курить;

• на первых заседаниях все перед выступлением представляются;

• принимать повестку дня и придерживаться ее;

• не бояться выносить на обсуждение свои идеи;

• не стесняться сказать выступающему, если его не слышно;

• вовремя заканчивать собрания.

Смысл стартовой фазы проекта в том, чтобы лидеры проекта поняли и приняли его цели и используемый подход.

Теперь инициативное ядро проекта должно принять НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ. Это может быть, собственно, не определение, а развернутое описание этого понятия, с перечислением основных (как это представляется на данном этапе) факторов, которые влияют на здоровье людей в данном городе. Смысл такого описания – яснее осознать весь этот набор факторов, как единый комплекс, влияющий на здоровье и благополучие населения данного города (это, отметим, означает, что лидеры проекта приняли современное понимание здоровья, пропагандируемое Всемирной организацией здравоохранения). Это должно быть прикладное, рабочее определение, которое поможет яснее увидеть цели проекта “Здоровый город”.

При этом необходимо рассмотреть следующие категории факторов:

физическое и психическое здоровье;

• экономические возможности (доход на семью, работа, обучение, трудоустройство);

• проблемы окружающей среды (иногда их условно называют экологическими);

• жилищные условия (в т.ч. проблемы бездомных);

• общественная безопасность;

забота о детях;

• условия досуга;

образование, школы;

• алкоголизм, курение, наркомания;

транспорт;

искусство и культура;

питание;

• муниципальные службы, городская планировка и т.д.

Разумеется, это только ориентировочный список основных категорий факторов. На самом деле в конкретной стране и тем более в конкретном городе каждая из этих категорий разбивается на подпункты. Например, в “Healthy People 2000” – национальных задачах США в области здоровья населения – здоровье рассматривается по 22 позициям, объединенным в четыре категории:

    1. укрепление здоровья и здоровый образ жизни;
    2. охрана здоровья;
    3. служба профилактики;
    4. система анализа данных и мониторинга. (На последнее нужно обратить особое внимание, поскольку этот пункт не совсем традиционен. Его включение в число общенациональных задач подчеркивает важность и сложность работы с информацией.)

РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ рабочего определения здоровья проводится ЛИДЕРАМИ ПРОЕКТА по методу “мозгового штурма”. На этом этапе они должны достичь “консенсуса в первом приближении”, т.е. расхождение во мнениях по отдельным пунктам допустимо, но эти пункты должны быть определены и разные мнения зафиксированы.

Вот примерный список отправных вопросов для “мозгового штурма”:

• какие факторы понимаются как имеющие отношение к здоровью (в данном городе в настоящее время)?

• включаем ли мы что-то, выходящее за рамки собственно медицинской помощи и служб общественного здоровья?

• каковы скрытые факторы, влияющие на здоровье и качество жизни?

• какие проблемы и какие общественные службы нам надо рассмотреть, чтобы учесть нужды всех жителей, особенно групп риска?

• какие проблемы касаются ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ?

какие - ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ?

В результате лидеры проекта составят общее мнение о том, что такое здоровье населения (применительно к данному конкретному проекту). Кроме того, здесь же следует распределить обязанности: кто конкретно каким фактором будет заниматься более прицельно.

Третий шаг фазы планирования “здорового города” – оценка внешних условий.

Это короткая, но очень важная стадия проекта.

Лидеры проекта “сканируют” внешние условия на предмет их возможного влияния на здоровье города и на ход выполнения городского проекта. Перед этим они должны уже иметь какое-то представление (и прийти к какому-то общему мнению) о том, какие условия вне города будут оказывать влияние на выполнение программы оздоровления. Без этого невозможна доработка списка приоритетов и рабочего плана, поскольку могут выявиться важные проблемы, решать которые требуется на другом (не городском) уровне. Примеры таких факторов: государственная система образования, новые технологии и их стоимость, система здравоохранения и уровень медицинской промышленности, а также региональные и общегосударственные программы оздоровления.

Основную работу здесь выполняют КОМИТЕТ ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ШТАТ. Свои результаты они представляют на рассмотрение ИНИЦИАТИВНОГО КОМИТЕТА. Важно отметить, что это не должно быть просто заключением экспертов. Специалисты ведут предварительную работу, а окончательные выводы, тем более практические, остаются за ЛИДЕРАМИ ПРОEKTA поскольку, подчеркнем еще раз, население само, в лице своих я представителей, должно принимать все решения по проекту, иначе он потеряет поддержку общественности и просто не будет работать.

Обычно работа происходит так: после общего обсуждения вопросы передаются для дальнейшей проработки в малые группы лидеров проекта, а затем их выводы вновь выносятся на рассмотрение большой группы. Это может показаться более сложным, но на деле работает эффективнее.

Теперь можно перейти к следующему важному этапу.

Оценка текущего положения и тенденции

Как было сказано выше, эта работа состоит из двух частей: оценка здоровья населения и оценка его способности решить выявленные проблемы. На выходе должны быть составлены, соответственно, два документа: “Профиль здоровья города” и оценка “Гражданского индекса”.

Четвертый шаг фазы планирования “здорового города” – а) оценка абсолютных величин и тенденций изменения показателей здоровья населения.

Выше (в разделе “ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ”) мы уже объясняли суть такого исследования, рассматривали возможные источники данных и привели основные разделы трех “Профилей здоровья” из реальных проектов в городах США. (Как мы уже отмечали, изложение всех пунктов этих Профилей здоровья, во многом отражающих специфику американских городов, не входило в наши задачи и только затруднило бы восприятие; во всяком случае, сейчас уже опубликованы “профили здоровья” ряда европейских и американских городов, проводивших у себя оздоровительные программы, в том числе и в рамках проекта “Здоровые города”).

Однако целесообразно провести еще одно исследование: социологический опрос для выяснения того, как сами жители города оценивают здоровье населения и его тенденции и как они относятся к своему здоровью, какие видят в настоящее время сильные и слабые стороны проблемы здоровья в городе. Результаты этого исследования также должны войти в “Профиль здоровья”.

“Профиль здоровья” разрабатывается КОМИТЕТОМ ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ и группой ЛИДЕРОВ ПРОЕКТА. На конечном этапе работы ЛИДЕРЫ ПРОЕКТА должны обсудить на очередном заседании все те вопросы, которые предлагается включить в опрос населения, и их оценки (по большей части, естественно, чисто качественные) тоже войдут в “Профиль здоровья”.

Четвертый шаг фазы планирования “здорового города” – б) оценка способности населения к совместному решению проблем. Гражданский индекс.

Цель этого этапа работы – понять и оценить ГРАЖДАНСКУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ населения. Для деятельности проекта она играет ту же роль, что городская инфраструктура для жизни города. Для успешного решения проблем необходим достаточно высокий уровень всех его десяти показателей. Это:

• участие граждан в управлении (“активность масс”): сделать это стремлением каждого, а не обязанностью;

• лидерство (ведущая роль самого сообщества граждан во всей жизни города): оно должно быть повсеместным;

• исполнительная власть (характеристика местного администрирования): профессионализм, предприимчивость, открытость;

• благотворительность, добровольная помощь: каждый помогает по мере сил;

• взаимоотношения разных общественных групп: понять, что в нашем разнообразии – наша сила;

• общественное образование: сообщество граждан как школьный класс;

• распространение информации среди жителей: это отнюдь не только просмотр вечерних новостей;

• возможности сотрудничества и достижения взаимопонимания: превратить потенциальный конфликт в стимул к позитивной деятельности;

• отношение к прошлому города и взгляд на будущее: невозможно построить будущее, если не гордишься прошлым;

• сотрудничество с другими городами: с кем мы на деле конкурируем?

Составив Гражданский индекс города, лидеры проекта увидят: 1) как сейчас сами жители влияют на городскую жизнь, 2) какие краткосрочные и стратегические цели можно наметить для улучшения ситуации и 3) что нужно сделать в каждой области. Это войдет затем в РАБОЧИЙ ПЛАН “Здорового города”.

Теперь расшифруем десять позиций Гражданского индекса.

1. Участие граждан в управлении:

  • стремятся ли жители или группы жителей высказать свое отношение к проблемам здоровья и к элементам “здорового города”?
  • поддерживают ли политику оздоровления политики и администраторы: мэр, совет, депутаты от города в парламент и т.д.?
  • представлена ли общественность в комиссиях, занимающихся проблемами здоровья?
  • отражает ли состав комиссий и комитетов все разнообразие населения города?
  • осведомлены ли жители о работе городской администрации?
  • насколько реально для жителей участвовать в диалоге с городскими властями (по проблемам, связанным со здоровьем)?

2. Лидерство:

• есть ли в тех или иных городских кругах лидеры, которых можно рассматривать как носителей концепции “здоровых городов”?

• есть ли уже существующая организационная структура, которая может служить как форум для широкого обсуждения всех связанных с проектом вопросов (в противном случае ее надо создавать заново)?

• есть ли механизмы, заставляющие лидеров общества отвечать за взятые на себя обязательства?

• участвуют ли выборные городские руководители в решении проблем здоровья вообще и в проекте в частности?

• планируют ли местные лидеры решение стратегических задач в области здоровья населения?

3. исполнительная власть:

• соответствуют ли муниципальные службы новому взгляду на здоровье населения?

• насколько эффективно работают эти службы?

• как относятся люди к этим службам, насколько они доверяют городской администрации, когда дело касается проблем здоровья?

• следует ли администрации расширить круг служб (объем работы по проблемам здоровья населения?

• какие службы нужно создать (расширить), ликвидировать (сократить)?

• кому лучше всего руководить этими службами: государственном сектору, частному, общественным организациям и т.д.?

4. Благотворительность, добровольная помощь:

• насколько вошла концепция здоровья в суть благотворительных программ?

• связаны ли организационно благотворительные организации в решении проблем здоровья? нужно ли это сделать?

• существует ли программа благотворительных фондов для ежегодного празднования успехов в программах оздоровления?

5 .Взаимоотношения разных общественных групп:

• все ли слои общества пользуются адекватным медицинским обслуживанием; удовлетворены ли остальные их нужды, связанные с проблемами здоровья?

• сбалансированы ли интересы разных групп и слоев населения (имеется в виду социальное, этническое и т.п. деление общества) при решении проблем города?

• благоприятна ли обстановка для сотрудничества разных групп населения в решении проблем “здорового города”?

6. Общественное образование:

• есть ли в школьных программах разделы, внедряющие в сознание школьников концепцию здоровья населения?

• есть ли видимые пути вовлечения школ и школьников в проект “здоровый город”?

• как решаются проблемы здоровья и здорового образа жизни в школах города?

• есть ли (реально работающие) образовательные программы для взрослых?

• способствует ли в целом система образования формированию у людей ответственности за здоровье города?

7. Распространение информации:

• существует ли какой-либо общественный “форум” для обсуждения проблем здоровья?

• освещаются ли должным образом проблемы здоровья в средствах массовой информации? если нет, как этого можно добиться?

• предпринимаются ли реальные шаги для того, чтобы люди осознали степень влияния социальных и экологических факторов на свое здоровье?

• располагают ли жители города информацией, достаточной для

широкого обсуждения?

8. Возможности сотрудничества и достижения взаимопонимания:

• существуют ли в городе отработанные модели взаимодействия и достижения соглашения между тремя основными кругами: административными, деловыми и некоммерческими?

• есть ли готовая организация, учреждение для проведения в жизнь решений по проблемам здоровья?

• встречаются ли лидеры разных кругов общества для достижения соглашений по проблемам здоровья?

• достигают ли соглашения лидеры общества, принимают ли совместные решения и проводят ли их в жизнь?

9. Отношение к прошлому города и взгляд на будущее:

  • как оценивает население качество жизни, какие видит плюсы и минусы? улучшилась или ухудшилась жизнь за последние десять лет?
  • совместим ли взгляд населения города на свое будущее с действующим генеральным планом развития города?
  • старается ли население города добиться, чтобы хотя бы некоторые цели проекта “здоровый город” отражали более общие взгляды на то, каким должен быть город?
  • каково поле деятельности: идет ли речь об одном и том же “населении” в различных разделах проекта (разные части города или района могут иметь разный административный статус)?
  • есть ли у населения ясное, конкретное и более или менее общепринятое представление о том, каким должно быть здоровье их города?

10. Сотрудничество с другими городами:

сотрудничают ли местные администрации разных городов (районов) в решении общих проблем?

• существует ли отработанный механизм решения вопроса о том, нужно ли в каждой данной ситуации сотрудничество на региональном уровне?

• сотрудничает ли город с другими городами региона так, как это необходимо?

• по каким вопросам заключаются межгородские соглашения?

• каких успехов достиг город на этом поприще за последнее время?

* как проводятся межгородские совещания?

Итак, ситуация в городе получила достаточно подробную оценку.

Параллельно проект всячески пропагандируется в городе и широко освещается всеми доступными средствами информации, чтобы привлечь к работе или хотя бы просто обсуждению проекта как можно более широкие слои населения. Теперь можно переходить к следующей стадии проекта “Здоровый город”

Разработка модели “желаемого будущего”
Выбор и оценка ключевых направлений деятельности

К этому времени накоплен уже большой объем информации, лидеры проекта пришли к соглашению относительно общего взгляда на проблему, оценили здоровье населения и возможности города в решении проблем здоровья. Взгляды самого населения на эти проблемы выявлены и проанализированы. Имеющийся материал позволяет построить модель “желаемого будущего”. Как это сделать?

Пятый шаг фазы планирования “здорового города” – разработка модели “желаемого будущего”.

Как мы уже говорили, модель “желаемого будущего” – это утопия (в хорошем смысле слова): идеальное состояние, которого город надеется достичь. Этот идеал должен быть общим для всех жителей (еще и поэтому он будет не совсем четким): чтобы все действительно могли считать его своим. Пусть даже этот идеал недостижим – он определяет те стратегические направления, которых следует придерживаться и очерчивает те области, которые наиболее важны для города. Таким образом, создаются предпосылки для осуществления следующих шагов проекта. Формально это может выглядеть по-разному: написанные тезисы, развернутое описание, даже графическое изображение. Исходя из имеющегося опыта, мы можем дать следующие РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ “ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО”:

* не ограничивайте себя экономическими и политическими реалиями; в данном случае лучше завысить требования, чем занизить;

* лидеры проекта должны ответить буквально на такие, например, вопросы: “Допустим, через много лет Ваши внуки отвечают на вопрос о здоровье населения в вашем города, какие слова, в идеале, Вы хотели бы услышать?”, “Как бы вам хотелось описать качество жизни в вашем городе в будущем?”, “Какими конкретнокачествами должен обладать город, чтобы качество жизни людей и ощущение благополучия возросли?”;

• описывать ситуацию в городе надо в виде констатации факта, в настоящем времени (типа: “подростковая беременность в нaшeм городе находится на низком уровне, не превышая х %);

• язык описания должен быть простым, понятным и красивым, он должен будить воображение;

• перед разработкой модели ИНИЦИАТИВНЫЙ КОМИТЕТ должен определить, модель сколь отдаленного будущего надо разрабатывать. Обычно не имеет смысла намечать временную точку ближе, чем через 10 лет. Обычно оказывается эффективным промежуток в 15–25 лет от настоящего момента;

• в центре внимания модели должно быть качество жизни людей Она должна быть основана на ценностях, общих для всего населения города;

• к разработке модели нужно привлечь как можно больше людей и формулировать ее, только достигнув единого мнения;

• в модели “желаемого будущего” должны быть сохранены черт1 определяющие своеобразие данного города.

Как проводить эту работу? Методику должны предварительно разработать ГРУППА ПОДДЕРЖКИ и ИНИЦИАТИВНЫЙ КОМИТЕТ. Общие рекомендации таковы. Сначала следует обсудить это в большой группе лидеров проекта. Все высказывания нужно зафиксировать ( большом листе бумаги) и сохранить как “групповую память” (кстати, это полезно на всех этапах работы, так что этим специально должен заниматься секретарь собрания или человек из группы поддержки).

После того как участники обсуждения, преодолев начальную скованность и включившись в творческий процесс, выскажут целый ряд плодотворных идей, встает задача более подробной разработки сформулированных предложений; эта работа происходит уже в группах 7–10 человек; в результате высказанные предложения формулируются более конкретно и детально, с примерами и иллюстрациями.

Затем снова собирается общая группа для обсуждения приоритетных вопросов. Позднее, лучше между собраниями, ликвидируется дублирование в материалах, представленных разными группами, и все записи собираются вместе и приводятся в порядок. Хорошо себя пока зал следующий прием: малые группы объединяются по две и продолжают обсуждение; когда они придут к единому мнению, новые группы опять объединяются по две и т.д.

Процесс этот трудоемкий. Не надо затягивать его, оттачивая фразы: сейчас следует сосредоточиться только на идеях. Все это обычно занимает больше восьми часов чистого рабочего времени, но не следует тратить больше 15 часов. Хорошая форма работы – сделать это за два вечера, собравшись на выходные.

Процесс построения модели “желаемого будущего” полезен тем, люди могут четко сформулировать, чего они хотят. После этого лидеры проекта готовы к установлению приоритетов.

Шестой шаг фазы планирования “здорового города” – выбор и оценка ключевых направлений деятельности.

Это те области деятельности, которые коренным образом изменяют в желаемую сторону существующие тенденции и на которые направляются основные усилия. Это точки приложения сил, переориентирующих дальнейшее развитие города с “вероятного” на “желаемое” будущее. Определив 4–5 ключевых направлений деятельности, группа лидеров проекта формулирует более конкретные цели. Здесь следует вспомнить о том, что не все проблемы здоровья одинаково важны и, с другой стороны, нельзя делать все сразу. Надо наметить как приоритетные те области, изменения в которых в наибольшей степени улучшат здоровье города, а позднее наметить проблемы “второго уровня срочности”. Обычно Инициативный комитет не советует группе лидеров проекта, какие области следует сделать приоритетными или как их выбирать. Все это диктуется результатами предыдущей работы.

По каждой из ключевых областей деятельности лидеры проекта, работая как целой группой, так и – в период между собраниями – небольшими командами по конкретным задачам, проводят работу из трех этапов:

1. оценивают текущее положение дел в данной области;

2. определяют краткосрочные и более отдаленные цели и задачи по данной проблеме;

3. рассматривают конкретные рабочие планы, оценивают необходимые затраты ресурсов и времени и определяют, кто будет руководить работой по данному направлению.

Предположим, в “желаемом будущем” есть пункт “чистый воздух”. Как ключевая область деятельности выбрано “качество воздуха”. Лидеры проекта, работая по этой задаче, обнаружили, что возможности города в уменьшении уровня диоксида серы в воздухе недостаточны. Они разрабатывают набор конкретных задач по этому вопросу (в частности, намечают, до какой концентрации нужно снизить уровень загрязненности). Команда лидеров проекта, занимающаяся этой проблемой, при помощи других лидеров проекта и экспертов создает рабочий план с подробным описанием того, что нужно сделать, и каких людей, какие организации и какие средства задействовать. После обсуждения и доработки в большой группе это включается в общий РАБОЧИЙ ПЛАН.

Коротко говоря, это как раз тот этап, когда опять следует вспомнить о конкретной жизненной ситуации и перейти от утопии к конкретным решениям.Здесь удобнее работать небольшими КОМАНДАМИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ЗАДАЧАМ, в каждой из которых есть свой руководитель, секретарь для ведения протоколов и человек из группы поддержки – и планировать ряд рабочих совещаний, приуроченных к общему собранию инициативного ядра проекта. С другой стороны, каждая команда должна выходить на сотрудничество не только с лидерами проекта, но и с другими людьми в городе. Протоколы рабочих совещаний представляются для обсуждения большой группой лидеров проекта периодически по мере продвижения работы. В это же время должна заканчиваться оценка Гражданского индекса. В конце данного этапа проекта лидеры проекта должны достичь консенсуса по каждому из ключевых направлений деятельности.

Еще раз подчеркнем, что не обязательно все мероприятия потребуют больших затрат. Часто это так, однако в ряде случаев имеющиеся ресурсы надо лишь переориентировать.

Создание рабочего плана и разработка стратегии его выполнения

Теперь все намеченные приоритеты и конкретные цели следует объединить в РАБОЧИЙ ПЛАН и сформулировать СТРАТЕГИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ проекта.

Инициативное ядро проекта (группа лидеров) должна в конце этого этапа опубликовать отчет о завершении фазы планирования и сам Рабочий план. Самое главное теперь – не застрять на этой стадии, а помнить о том, что проблемы пока решены только теоретически, практическое же внедрение решений надо еще “пробивать”.

Седьмой шаг планирования “здорового города”.

Прежде всего лидеры проекта, работая малыми и большими группами, представляют свои варианты стратегии внедрения и стараются прийти по этому вопросу к единому мнению.

Затем, когда План уже создан, надо распределить обязанности.

Некоторые мероприятия прямо подходят под компетенцию существующих административных структур или организаций, по другим направлениям деятельности организационные структуры должны быть созданы. Важно помнить одно: на каждую запланированную работу должен быть запланирован конкретный исполнитель (обычно имеется в виду организация), который взял на себя ответственность за ее проведение.

На этом формальное планирование завершается, и лидеры проекта и население города в целом должны взяться за внедрение. Этот поворотный пункт следует отметить ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ ПРОЕКТА И ОБЩИМ ПРАЗДНОВАНИЕМ. Это важный момент, позволяющий населению города почувствовать, что проект действительно начинает работать, и тем самым привлечь к его выполнению свежие силы.

Вторая фаза проекта “Здоровый город”

Выше мы говорили, что на внедрение Рабочего плана нужно отвести не менее двух лет. На самом деле, некоторые проекты требуют нескольких десятилетий. Не следует забывать, однако, что первые результаты должны появляться очень скоро, “здоровый город” возникает не вдруг, а путем непрерывного улучшения ситуации в городе, так что люди должны сразу же увидеть пользу проекта “Здоровый город”.

Первый шаг – переход от планирования к внедрению.

Это тот период, когда названные в Рабочем плане люди и организации принимают на себя ответственность за определенные участки работы и когда обеспечиваются необходимые ресурсы. Начать работу по обеспечению ресурсов лучше всего еще на фазе планирования или, по крайней мере, на данном этапе.

Если в стратегии проекта и рабочем плане остались какие-то нерешенные моменты, то сейчас самое время их окончательно доработать. В доработанном плане должны быть распределены обязанности (за каждую намеченную работу кто-то конкретно отвечает), определен календарный план, составлен бюджет (с указанием источников финансирования).

Хотя все уже было определено предыдущей работой, ответственные за крупные участки внедрения проекта должны еще раз публично подтвердить свои обязательства. Для начала работы следует воспользоваться моментом презентации проекта и городских мероприятий, сопровождающих ее, когда популярность проекта и энтузиазм занятых в нем будут максимальны.

Второй шаг – выбор организационной структуры для внедрения проекта.

Вероятно, на этой стадии структура КООРДИНАЦИОННОГО КОМИТЕТА частично обновится. Кто-то из лидеров проекта захочет покинуть комитет, и кто-то из жителей, напротив, может пожелать активнее в нем участвовать. Это нормальный процесс, и не следует относиться к нему отрицательно.

Текущие задачи той организационной структуры, которая руководит фазой внедрения проекта, таковы:

• следить за ходом работы и отмечать результаты;

• обеспечивать контроль за непрерывностью работы;

• служить общегородским форумом (с нейтральной позицией по всем важным вопросам);

• участвовать в работе общенационального и международного сообществ “Здоровых городов”.

Эту работу может выполнять либо КООРДИНАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ, либо КАКАЯ-ТО НОВАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, хотя чаще города выбирают первый вариант. Лучше, особенно в целях поддержания популярности проекта, чтобы это была именно новая, а не ранее существовавшая организация, иначе жители могут воспринять это так, что они перестали быть полноправными хозяевами проекта.

Третий шаг – мониторинг и оценка результатов.

Это касается двух отдельных (хотя тесно взаимосвязанных) областей деятельности:

• контроль за выполнением планов работы и соблюдением политических рекомендаций;

• мониторинг и оценка изменений выбранных ранее параметров здоровья и качества жизни населения, т.е. периодическая повторная оценка Профиля здоровья города.

Такая оценка, завершающаяся публикацией Профилей здоровья, должна проводиться КООРДИНАЦИОННЫМ КОМИТЕТОМ (или той структурой, которая его заменит) по крайней мере ежеквартально в течение первых двух лет и ежегодно – после этого.

Широкое освещение проекта для населения города

Как мы уже отмечали выше, одним из ключевых моментов успеха проекта “Здоровый город” является широкая пропаганда проекта на подготовительной фазе и его широкое освещение по мере выполнения. Это необходимо потому, что залог успеха подобных проектов – в поддержке со стороны всех жителей города, всех общественных групп и организаций. Люди должны чувствовать свою причастность к проводимой работе и стремиться вносить свои предложения на всех стадиях проекта, а это возможно только на основе хорошо поставленной информации и постоянной пропаганды идей “Здоровых городов”.

Этой работой занимается КОМИТЕТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, куда входит 7-10 лидеров проекта, при поддержке штатных сотрудников и всей группы лидеров проекта. В задачи комитета входит:

• информировать все слои населения города о планировании и ходе выполнения проекта и обо всех решениях, принимаемых на заседаниях инициативного ядра проекта;

• изучать общественное мнение, оперативно получать и обрабатывать комментарии, советы и предложения от населения при планировании и по завершении конкретных мероприятий, чтобы лидеры проекта могли воспользоваться этой информацией.

При этом следует неукоснительно придерживаться принципа, который здесь уже неоднократно подчеркивался: должны быть охвачены все слои населения, каждый житель должен иметь возможность (а лучше всего – и желание) участвовать. Как этого добиться?

Во-первых, надо максимально использовать все общественные мероприятия, связанные с ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ и официальным началом проекта. Следует сделать эти мероприятия как можно более массовыми, как можно шире освещать их в местных средствах информации. В частности, презентация проекта (где нужно рассказать о его принципах и об истории разработки проекта в данном городе) должна сопровождаться ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЕЙ.

Желательно также проводить ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (для этого можно создать специальную группу лидеров проекта. При этом нужно задавать конкретные вопросы по конкретным городским проблемам (хотя один опрос может включать сразу ряд таких проблем). Сами вопросы должны отвечать следующим требованиям:

• быть ясными, не допускать неправильного толкования (иначе в исследование будет внесена дополнительная ошибка);

• быть ориентированными на конкретный круг опрашиваемых (например, на определенную возрастную группу);

• должны проводится периодически и регулярно, с тем, чтобы можно было проследить динамику возможных изменений общественного мнения.

Опросы могут проводить специальные люди из числа активных участников проекта, которые лично обращаются к жителям (на улицах, обходя квартиры и т.д. – это зависит от местных условий); можно устраивать телефонные опросы; можно, наконец, распространять анкеты. Опросы должны быть анонимными, но очень желательно все же классифицировать ответы по району проживания опрашиваемых, уровню их дохода, роду занятий и т.д.

Эти опросы проводятся по тем проблемам, которые уже определены, и охватывают случайную выборку жителей. Рекомендуется также и другой вид опросов, с прямо противоположным подходом – для выяснения того, какие проблемы существуют. Они более подробны, ориентированы на глубокое изучение проблемы и проводятся “прицельно” на выборках, представляющих все слои населения (по возрасту, национальности, социальному положению и т.д.) с целью выявления проблем, специфических для каждой из выделенных групп жителей. Это более тонкая и квалифицированная работу, поэтому рекомендуется проконсультироваться со специалистами (психологами, социологами, экономистами) или даже нанять их для проведения этого исследования.

Авторы Руководства рекомендуют также провести ряд общегородских собраний, по крайней мере, три: 1) после собрания лидеров проекта по оценке текущей ситуации в городе и тенденций, перед разработкой модели “желаемого будущего”; 2) перед работой по определению ключевых направлений деятельности и 3) после создания чернового варианта Рабочего плана и Стратегии внедрения. Цель все та же: “обратная связь” с населением, возможно более широкое участие всех жителей в обсуждении проекта на ключевых этапах его разработки.

(Мы не останавливаемся на этом подробнее, поскольку, естественно, все советы по сбору и проведению таких собраний ориентированы на американские, а не российские культурные традиции. Возможно, вообще у нас следует сделать упор на менее прямые формы взаимодействия с населением – через опросы, печать и т.д. По этой же причине в данном сокращенном переводе не рассматриваются такие формы работы, как выступления ораторов в общественных местах и специальные пункты с открытыми стендами для сбора мнений и пожеланий жителей. Тем не менее, надо постараться максимально использовать для “живого” обмена мнениями с населением презентацию проекта и общегородское празднование по окончании его разработки.)

Очень важный способ пропаганды и широкого освещения проекта – РАБОТА СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Рекомендуются две основные формы работы – информационные выпуски и специальные статьи в местных газетах.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВЫПУСКИ предназначены для оперативного освещения основных мероприятий по проекту и периодического информирования населения о достигнутых результатах. Предварительные тексты таких сообщений следует рассылать во все местные средства массовой информации (местные газеты, местные или региональные радио– и телевизионные станции). Если информационный выпуск связан с каким-то общественным мероприятием, собранием и т.д., в нем должны быть обязательно отражены следующие моменты:

• спонсор мероприятия;

• сведения по истории проекта в городе – почему проводится данное мероприятие;

• что будет происходить, кому из жителей и почему будет интересно посетить это мероприятие;

• кто в нем участвует, кто будет присутствовать из инициативного ядра проекта и сколько всего ожидается людей;

место и время;

повестка дня и ожидаемые результаты (по каким вопросам надо будет принять решения);

• другие организационные детали (буфеты, детская комната, транспорт и т.д.);

• к кому обращаться за справками (координаты).

Если информационный выпуск освещает какой-то поворотный пункт в развитии проекта или результаты конкретной выполненной работы, в нем должно быть отражено:

• что это за поворотный пункт (или каковы результаты очередного этапа проекта);

• в чем суть проекта (этапа проекта);

• почему проводилась эта работа (кратко об истории развития проекта);

• кто проделал работу (или кто был ответственным);

• каково значение достигнутых результатов для города;

• некоторые подробности (затраченные деньги, время и силы, а также сведения о спонсорах);

• к кому можно обращаться за более подробной информацией (его координаты).

Возможно, иногда имеет смысл делать подобные сообщения еще и в областных или даже центральных средствах массовой информации, в зависимости от обстоятельств.

Первый тип информационных выпусков (т.е. объявления о собраниях и прочих массовых мероприятиях) дублируется ЛИСТОВКАМИ. В них следует указывать примерно то же, что и в соответствующих информационных выпусках (и распространять так же, как сейчас у нас распространяются рекламные листовки).

ГАЗЕТНЫЕ СТАТЬИ более подробно информируют жителей обо всех событиях, связанных с проведением проекта “Здоровый город”. Их пишут сами лидеры проекта, а не журналисты (чтобы это было не описанием стороннего наблюдателя, а рассказом участника проекта). Однако статья должна быть написана на хорошем профессиональном уровне: живым языком, с упором на актуальность освещаемого вопроса для жизни города – словом, должна заинтересовать читателя. При этом следует помнить, что, в конечном счете, цель редакции в том, чтобы их газету покупали, т.е. чтобы ее интересно было читать. Это совпадение интересов и надо подчеркнуть в письме редактору, с которого следует начинать общение с газетой. В письме нужно убедить редактора в том, что публикация серии статей в их газете на протяжении работы над проектом послужит ко взаимной пользе инициативного ядра проекта и газеты. При этом в письме надо описать и сам проект – его историю, цели, перспективы.

Еще о самих статьях. Статья должна сообщать прежде всего положительную информацию: что делается по проекту, как преодолеваются трудности. Нужны и подробности: изменения в составе группы лидеров и комитетов проекта, новые идеи и предложения. Следует четко обозначить, какие мероприятия уже завершены и что это дало городу. Наконец, все это должно быть изложено сжато – не более 1000 слов. Как показывает опыт, длинные статьи редакция все равно сократит по своему усмотрению; лучше это сделать самим, во избежание искажений.

Наконец, важный момент – публикация ИТОГОВОГО ОТЧЕТА Координационного комитета по окончании составления Рабочего плана. Это не только рабочий документ (каковым он должен быть несомненно). Он должен дать почувствовать всем участникам проекта и жителям города, что действительно проделана большая работа и что теперь нам понятно, куда двигаться дальше. Как он будет опубликован, определяется опять же местными условиями, но важно суметь использовать эту публикацию как еще одно средство пропаганды проекта.

Заключение

В заключение следует отметить, что все, изложенное в настоящем Руководстве – это описание некоторой общей модели, успешно применяемой рядом городов и территорий в США на протяжении нескольких лет. Каждому городу приходится создавать свой собственный проект, работая при этом в тесном контакте с теми, кто имеет опыт такой работы (в США это Национальный Гражданский Союз, в Западной Европе и в России, по-видимому, существующие союзы “Здоровых городов” и соответствующие подразделения ВОЗ).

Назад К содержанию Дальше

 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100