Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!





В сложившейся ситуации, как мы отметили, система медицинского обслуживания населения на основе ОМС становится безальтернативной. Согласно ли с этим выводом население - потребитель медицинских услуг и главный субъект системы ОМС?

А. Решетников

Социальный портрет потребителя медицинских услуг в России в период перехода к рыночной экономике

Переход к рыночной экономике вызвал принципиальные изменения в составе потребителей медицинских услуг в России. Это связано с экономической поляризацией социальных групп и слоев населения, исключающей возможность однообразного подхода к организации медицинского обслуживания.

В рамках широкого мониторингового экономико-социологического исследования (1991-1997), объектом которого являлась система обязательного медицинского страхования (ОМС) территориального уровня, автор проанализировал репрезентативные данные о потребителях медицинских услуг в Новосибирской области (в 1994-1996 гг. опрашивалось городское и сельское население). Выборка (рандомизированная, 900 человек) создавалась методом случайного отбора населения в возрасте 18 лет и старше. Ошибка выборки 3-4% от данных госстатистики.

Потребителем медицинских услуг является население. Его состав, социально-демографические, психологические и экономические характеристики во многом определяют функции, содержание деятельности и механизм взаимодействия всех субъектов обязательного медицинского страхования. Отметим такие характеристики, как пол, возраст, семейное положение, род занятий, уровень образования и доходов социальных групп. Следует учитывать и психографические данные: принадлежность к тому или иному социальному слою, стиль жизни, личностные и поведенческие качества. Без этого трудно однозначно определить степень случайности использования услуг в системе ОМС, желания приобрести статус постоянного клиента в конкретном лечебно-профилактическом заведении (ЛПУ), степень нуждаемости в услугах обязательного медицинского страхования

Семейное положение потребителей медицинских услуг

По данным наших социологических опросов 1994-1996 гг. преобладающая часть граждан живет в семьях. Одиноких - менее 10%; среди них почти треть составляют мужчины и женщины преимущественно предпенсионного и пенсионного возраста.

В основном в семьях два человека: либо молодые люди, еще не имеющие детей, либо пожилые, дети которых выросли и покинули родителей. Типичные нуклеарные семьи составляли большинство, их меньше в областных (краевых) центрах и больше всего в городах районного подчинения, райцентрах. Нуклеарная семья (родители с детьми) представляется наиболее перспективной, наиболее благополучной в отношении социального здоровья, которое ослабевает по мере "движения" от села к областным (краевым) центрам, мегаполисам. Под социальным здоровьем мы пониманием качество жизни, обусловленное состоянием здоровья, ведением здорового образа жизни, что зависит от общественных и местных условий.

Распространенность расширенных семей, в которых живут одновременно три поколения, как правило, связана с невозможностью молодой семьи приобрести собственную квартиру. Неполные семьи чаще всего представлены двумя типами: мать-одиночка с детьми и престарелые родители, проживающие у детей. К другим типам семей следует отнести совместное проживание мужчин и женщин в незарегистрированном браке.

Итак, больше всего граждан, оценивающих свое здоровье как хорошее, состоит в браке и живет в нуклеарных семьях. Неудовлетворительное здоровье в большей степени свойственно одиноким людям, среди которых высок процент пожилых.

Результаты самооценки населением состояния здоровья, носят, безусловно, субъективный характер и зависят от следующих факторов: 1) психологические особенности индивида. Пессимист, например, легкое простудное заболевание рассматривает как катастрофу. Оптимист, пережив инфаркт миокарда, может оценивать свое здоровье как хорошее. А мнительный человек в каждом "покалывании" склонен видеть нечто фатальное; 2) самочувствие в момент опроса. Человеку свойственно надеяться на лучшее, и, если в момент опроса он чувствует себя хорошо, все, что было с ним в прошлом, кажется ему не очень существенным. И наоборот, если в момент опроса респондент недомогает, то вероятность низкой самоценки здоровья резко возрастает; 3) состояние здоровья окружающих. Если среди родственников или знакомых имеются тяжелобольные или, наоборот, лица, отличающиеся великолепным здоровьем, оценка самочувствия неизбежно корректируется. 4) частота и тяжесть заболеваний, перенесенных респондентом в последние годы; 5) информированность о результатах медицинского обследования. Если они положительные, то даже острые болевые ощущения или длительное недомогание оцениваются им как нечто случайное и временное. И наоборот, плохие результаты воспринимаются как приговор, даже если общее самочувствие хорошее; 6) состояние окружающей среды. Логика оценивающего примерно такова: может ли здоровье быть хорошим, если вода, воздух и продукты питания недоброкачественны; 7) степень удовлетворенности уровнем медицинского обслуживания. Надежная, с точки зрения респондента, организация медицинской помощи дает ему основание с большим оптимизмом оценивать свое здоровье.

Хотя данные самооценки не являются, да и не могут являться основанием для точных научных выводов, их значимость не следует преуменьшать. Они – связующее звено между населением и учреждениями здравоохранения. Действительно, самочувствие является основанием для обращения за медицинской помощью и работы медицинского персонала, а также системы ОМС.

Так, по данным массового опроса населения (№ 900) в одном из крупнейших регионов России (Новосибирской области) в 1994-1997 гг., свое здоровье в 1996 г. как хорошее оценили 21% респондентов, как удовлетворительное - 47% и как неудовлетворительное - 25% (7% - погрешность измерения). Данные мониторинга состояния здоровья на основе самооценок позволяют сделать вывод о некотором ухудшении самочувствия населения. В 1995 г. свое здоровье как хорошее оценили 21% респондентов, как удовлетворительное - 61% и как неудовлетворительное – 18%. С 1994 по 1997 гг. снизился процент удовлетворительных оценок населением своего здоровья.

Возрастно-половые различия самооценки здоровья потребителями медицинских услуг

По данным опроса 1997 г. в Новосибирской области мужчины с большим оптимизмом, нежели женщины, оценивают состояние своего здоровья. Если процент оценивающих его как удовлетворительное среди мужчин и среди женщин примерно одинаков, то доля мужчин, оценивающих свое здоровье как хорошее, существенно выше доли женщин. Доля женщин, оценивающих свое здоровье как неудовлетворительное, выше аналогичной доли среди мужчин. На основании этих данных можно сделать предположение, важное для изучения спроса на медицинские услуги: женщины более критично относятся к состоянию своего здоровья и представляют собой более емкую и стабильную категорию, которая чаще будет обращаться за медицинской помощью.

В обыденном сознании существует стереотип, согласно которому не принято хвалиться здоровьем и выражать крайнее неудовлетворение им. Среди тех, кто свое здоровье считает хорошим, преимущественное большинство услугами учреждений здравоохранения практически не пользуется. Все население в зависимости от самооценки здоровья условно можно разделить на три группы: а) те, кто оценивает свое здоровье как неудовлетворительное и регулярно обращается к услугам медицинских учреждений; б) те, кто оценивает его как удовлетворительное и к медицинской помощи прибегает время от времени; в) те, кто оценивает свое здоровье как хорошее и к помощи ЛПУ прибегает очень редко. По данным нашего опроса (Новосибирская область, 1997) практически 3/4 взрослого населения и около 90% детей являются реальными потребителями медицинских услуг. Четверть опрошенных респондентов фиксирует неудовлетворительное состояние своего здоровья, что может означать наличие серьезного заболевания, не позволяющего вести полноценный образ жизни.

Результаты проводимых нами исследований позволяют установить: чем выше возраст, тем ниже самооценка состояния здоровья, Выявились и некоторые неочевидные зависимости. Например, порог, после которого самооценка резко снижается, равен 35 годам. Число тех, кто оценивает здоровье как хорошее в средней (35-49 лет) и старшей возрастной группах (65 лет и старше), примерно одинаково.

Респонденты в возрасте 35-49 лет крайне осторожны в оценках, преимущественное большинство считает свое здоровье удовлетворительным. Среди них также наибольший процент затруднившихся ответить на вопрос о состоянии здоровья. Отметим: на лицах данной возрастной группы лежит ответственность за благополучие семьи и общества в целом. В этом возрасте личность, как правило, самоопределилась. Происходит поворот от решения "внешних" проблем (создание семьи, рождение и воспитание детей, укрепление материальной базы и т.д.) к внутренним - самореализации. Здоровье многих представителей группы не всегда выдерживает нагрузки. Видимо, системе медицинского обслуживания на основе ОМС, не снижая внимания к состоянию здоровья других возрастных групп, следует держать ее под контролем.

Оценка родителями состояния здоровья детей

Обязательное медицинское страхование охватывает и детей. Опросы, как правило, проводятся среди взрослого населения, и характеристика состояния их здоровья дается родителями. Такой подход адекватен: дети, особенно малолетние, не способны дать объективную оценку. Согласно полученным данным, порядка 40% семей имеют несовершеннолетних детей. Есть семьи, в которых четверо и более детей в возрасте до 14 лет. Но подобных семей немного (менее 1%). Больше всего многодетных семей в селах и городах районного подчинения. Меньше всего - в крупных городах.

Хорошим здоровье своих детей из упомянутых 40% находят только 10%, удовлетворительным - 25%. Лишь 5% оценивают здоровье детей как неудовлетворительное. Среди родителей, оценивающих здоровье своих детей как хорошее, на 1-ом месте находятся жители крупных городов. Среди дающих неудовлетворительную подобную оценку больше всего городских жителей, меньше всего – сельских. Оценка "неудовлетворительно" предполагает наличие хронической патологии. На сегодняшний день примерно 90% детей, по мнению родителей, нуждаются в медицинской помощи и являются потребителями медицинских услуг.

Анализ показывает, что взрослые более осторожны в оценках, когда дело касается их детей. Родители, оценивающие свое здоровье как хорошее, в большей мере склонны давать подобную оценку здоровью своих детей. Вполне вероятно воздействие объективного и субъективного факторов. Нельзя исключить, что у людей, имеющих крепкое здоровье, дети также отличаются данным качеством. Возможна и генетическая предрасположенность, и влияние общей культуры образа жизни семей. Субъективизм, вероятно, проявляется в следующем: оценивая свое здоровье как хорошее, родители склонны видеть сходные качества в своих детях. Наоборот, наибольшее число неудовлетворительных оценок состоянию здоровья своих детей дают родители, оценивающие свое здоровье как неудовлетворительное.

Дифференциация самооценок здоровья потребителями медицинских услуг в зависимости от уровня образования и занятости в общественном производстве

Состояние здоровья во многом зависит также от уровня культуры личности, которая выражается и в организации правильного режима труда и отдыха, привычках и увлечениях. Не претендуя на всесторонность изучения влияния социально-культурного уровня населения, остановимся на одном из его показателей - образовании. Анализ наших данных позволяет сделать вывод: чем выше уровень образования, тем выше самооценки состояния здоровья. При этом необходимо помнить, что уровень образования коррелирует с возрастом, а возраст - решающий фактор, влияющий на состояние здоровья.

Среди респондентов с более высоким уровнем образования также больше доля тех, кто считает свое здоровье удовлетворительным. Оценка отличается от оценки респондентов с более низким уровнем образования сдержанностью, отсутствием бравады и безмерного пессимизма, стремлением избегать крайностей, максимально обоснованно оценивать себя и свое здоровье. Лица с высшим образованием принадлежат к группе тех, кто наиболее активно поддерживает медицинское страхование и более охотно заключает договоры добровольного медицинского страхования.

Здоровье граждан во многом зависит от рода деятельности, которая может как способствовать укреплению здоровья, так и оказывать на него негативное воздействие. Механизм взаимодействия сложный и многоплановый. Остановимся на одном показателе - зависимости между характером занятости гражданина и самооценкой состояния здоровья. Согласно данным исследований, выше свое здоровье оценивают сотрудники коммерческих организаций. Видимо, это связано, прежде всего, с тем, что большинство коммерсантов и предпринимателей - молодые люди. Среди них наибольшее число желающих заключить договор добровольного медицинского страхования.

Меньше оценивающих свое здоровье как неудовлетворительное и максимум - как удовлетворительное среди работников бюджетных организаций, что коррелирует с самооценками здоровья лицами, имеющими высшее образование (большинство работников этой сферы его имеет).

Относительно высока доля оценивающих свое здоровье как хорошее среди безработных (в основном, женщины до 35 лет). Слой резко пополнился в последние годы. Среди женщин много безработных: так, при сокращении штатов женщины, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком, автоматически зачисляются в состав безработных и получают денежное пособие. Многих подобное положение устраивает. Обязательства по медицинскому страхованию за них несут органы местного самоуправления.

На последнем месте по уровню самочувствия, естественно, находятся пенсионеры - наиболее активные потребители медицинских услуг. В то же время, обслуживание этой категории наименее выгодно для ЛПУ с экономической точки зрения.

Дифференциация оценок здоровья в зависимости от места жительства

Судя по нашим данным, трудно определить, жители какого типа поселений выше оценивают свое здоровье. С одной стороны, среди горожан больше тех, кто считает его хорошим, но среди селян наименьшее число оценивающих его как неудовлетворительное. Если полагать, что неудовлетворительным свое здоровье признают заведомо больные люди, то получается - наиболее здоровые люди живут в сельской местности, на 2-м месте - жители областных центров, на 3-м - райцентров и на 4-м - городов областного подчинения.

Такое ранжирование населения по состоянию здоровья во многом соответствует истине. Более здоровая в экологическом отношении обстановка в селе, труд на свежем воздухе способствуют укреплению здоровья. Но крайне ограниченная возможность обращаться за помощью в медучреждения, своевременно проходить диспансеризацию не дают основания однозначно согласиться с этими выводами. Сельский житель обращается к врачу только в случае крайней необходимости; его оценки основаны только на самочувствии. На оценку горожан большое влияние оказывает мнение врачей. Полученные нами данные многочисленных мониторингов позволяют сделать вывод об ухудшении самочувствия жителей городов областного подчинения, а также районного подчинения и рабочих поселков, в которых количество оценок "неудовлетворительно за 1996-1998 гг. увеличилось, соответственно, на 7 и 5% .

Частота обращения в медицинские учреждения и самооценка состояния здоровья

Частота обращений к врачам в определенной мере коррелирует с данными самооценки состояния здоровья и наличия хронических заболеваний у опрашиваемых. Однако помехой четкости такого рода зависимости является сам факт наличия медицинского учреждения, его удаленности от места жительства респондентов, степени удовлетворенности медицинским обслуживанием.

Обычно, судя по данным исследований, ежемесячно за медицинской помощью в государственные медучреждения обращаются не более 10% граждан; порядка 30% - один раз в полгода. Четвертая часть граждан хотя бы один раз в год посещает ЛПУ, практически сколько же обращаются за медицинской помощью не каждый год. Не обращаются в государственные медицинские учреждения около 7% населения. За последние два-три года частота обращений в медучреждения несколько снизилась (при ухудшении самочувствия): люди не удовлетворены уровнем медицинской помощи, предоставляемой в государственной системе здравоохранения.

Безусловно, существует прямая зависимость между частотой обращения в медучреждения и состоянием здоровья. Однако незначительное (около 5%) число граждан при неудовлетворительной оценке состояния своего здоровья к врачам вообще никогда не обращается; 2-4% при наличии хорошего здоровья посещают врачей ежемесячно.

Несмотря на общую тенденцию, треть жителей, имеющих неудовлетворительное здоровье, обращается к врачам не более одного раза в год. Предположительно, респонденты либо преувеличивают оценку своего состояния здоровья как неудовлетворительного, либо действительно имеют серьезные заболевания, однако медперсоналу не доверяют и занимаются самолечением.

Итак, частота обращения к врачу зависит от целого ряда факторов. Их изучение представляет большую ценность для правильной организации ОМС, поэтому рассмотрим эту информацию более подробно.

Женщины значительно чаще мужчин обращаются в медучреждения (мы отмечали, что доля женщин, оценивающих свое здоровье как неудовлетворительное, значительно больше). В последние годы мужчины еще реже стали бывать в медучреждениях, и разрыв в обращениях между мужчинами и женщинами увеличился. Частота обращения к врачу увеличивается также пропорционально возрасту ("скачок" - после 50 лет).

Лица с высшим образованием предпочитают обращаться к врачу один-два раза в год; лица со средним и средним специальным образованием - несколько реже, почти треть из них меньше одного раза в год; граждане с незаконченным средним и начальным образованием - ежемесячно или раз в полгода. Напомним: среди лиц с высшим образованием - самое незначительное число неудовлетворительных оценок состояния своего здоровья. Такой вывод противоречит установленной ранее зависимости между частотой обращения за медицинской помощью и самооценкой состояния здоровья. Видимо, оптимизм оценок в данной группе основан на профилактике здоровья, что и заставляет регулярно обращаться в медучреждения.

Место жительства влияет на частоту посещений, но это не связано с размерами населенного пункта и насыщенностью его лечебно-профилактическими учреждениями. На 1-м месте по частоте и регулярности обращения за медицинской помощью находится население городов районного подчинения и рабочих поселков, на 2-м - жители областного центра, на 3-м - сельское население и на 4-м - население городов областного подчинения. Именно население последних в большей мере оценивает свое здоровье как неудовлетворительное.

По социальному статусу: 1-е по частоте и регулярности обращений в медучреждения - пенсионеры, 2-е - работники бюджетной сферы, 3-и - инженерно-технические работники и служащие, 4-е - рабочие, 5-е - безработные и 6-е - предприниматели и коммерсанты.

Лица, имеющие страховой полис, обращаются в медучреждения значительно чаще (в первую очередь, полисы получили пациенты в поликлиниках по месту жительства по факту обращения за медицинской помощью).

Среди тех, кто часто обращается в медицинские учреждения по поводу заболевания своих детей, на 1-м месте - родители - жители областного центра; среди тех, кто обращается иногда – жители сельской местности; среди обращающихся редко – жители райцентров и среди тех, кто совсем редко обращался - жители городов областного подчинения. Судя по нашим данным, число родителей, более или менее часто обращающихся к врачу за помощью детям, составляет порядка 80% от общего числа родителей с детьми в возрасте до 18 лет.

Отметим, что в 1997 г. 34% мужчин и 35% женщин, как жителей сельской местности, так и горожан было не удовлетворено уровнем медицинской помощи. По сравнению с опросом 1994 г. удовлетворенность снижается.

Оценка работы медицинских учреждений потребителями медицинских услуг

Медицинская помощь полностью не удовлетворяет треть населения независимо от пола, образования, возраста и рода занятий. Это не означает, что остальных этот уровень полностью удовлетворяет. Судя по опросам, больше всего претензий к вниманию со стороны медперсонала, далее - организация приема пациентов, качество медицинского обслуживания, квалификация врачей и, наконец, работа медицинского учреждения в целом. Три года назад ряд выглядел так: качество обслуживания, организация приема пациентов, внимание со стороны медперсонала и квалификация врачей. Методика проверки степени достоверности полученных результатов проста: сравнение ответов представителей различных социально-демографических групп, объединенных по признаку территории, профессии, возраста и образования.

Сначала проанализируем степень совпадения оценок по каждой позиции внутри социально-демографической группы. В зависимости от места жительства по позиции "квалификация врачей" разброс оценок составляет двенадцать единиц (±). Наибольшие претензии к данной квалификации в областном центре, наименьшие - в сельской местности. По позиции "внимание медперсонала" разброс оценок - тринадцать единиц, наибольшее число отрицательных оценок дают жители городов областного подчинения, а наименьшее – селяне. В отношении организации приема посетителей максимум неудовлетворенности у жителей сельской глубинки, минимум - у жителей областного центра. Позиция "качество медицинского обслуживания" совпадает по характеристикам с позицией "внимание медперсонала". Больше других недовольны таким качеством жители городов областного (краевого) подчинения, меньше - селяне.

В зависимости от рода занятий квалификацию врачей выше всего оценивают пенсионеры и безработные, ниже - инженерно-технические работники и служащие. Внимание со стороны медперсонала в наибольшей степени не устраивает пенсионеров, в наименьшей - предпринимателей, коммерсантов и работников бюджетной сферы. К организации приема пациентов наибольшие претензии имеют предприниматели и коммерсанты, наименьшие - пенсионеры. Очевидно, дело в индивидуальном бюджете времени. Наиболее позитивную оценку качеству медицинского обслуживания в целом дают пенсионеры, наиболее негативную - работники бюджетной сферы и инженерно-технические работники и служащие (фактически, техническая и творческая интеллигенция).

Уровень образования. Наиболее критично практически по всем позициям высказываются лица с высшим образованием, а наиболее терпимые - те, у кого образование начальное или незаконченное среднее. Однозначно: чем выше уровень образования пациентов, тем выше их требования к медицинскому обслуживанию.

Возраст. Пожилые люди наиболее не удовлетворены вниманием со стороны медперсонала, по остальным позициям они высказываются наиболее доброжелательно. В первую очередь критичны по отношению к уровню квалификации врачей, к организации приема пациентов и к качеству медицинского обслуживания лица младшей и первой средней возрастных групп.

Мы отмечали снижение оценок уровня медицинского обслуживания в период с 1994 по 1997 гг. Проанализируем, как население в дальнейшем реагировало на изменение качества медицинского обслуживания. Снижение удовлетворенности им происходило на фоне интенсивного введения системы ОМС. 5% опрошенных считают, что в 1997 г. в Новосибирской области качество медицинского обслуживания улучшилось, 29% - что ухудшилось, а остальные - что ситуация не изменилась.

Чтобы детально разобраться в этом вопросе, следует опираться не только на общественное мнение, но и на мнение экспертов, которыми в данном случае могут быть часто болеющие люди, регулярно бывающие на приеме у врача, и пожилые, имеющие возможность сравнения во времени. На оценки большое влияние оказывает вся совокупность проблем в обществе. Нас конкретно интересует улучшение медицинского обслуживания и здоровье людей, а также факторы, которые на них влияют.

Обобщим сказанное: улучшение в качестве медицинского обслуживания между двумя опросами (1994 и 1997 гг.) в связи с введением ОМС, заметили всего 5%; в основном, это люди зрелого возраста, преимущественно с высшим образованием, проживающие в крупных городах.

Степень компетентности населения в рамках системы ОМС можно проверить с помощью следующих вопросов: "Приходилось ли вам жаловаться на неудовлетворительное медицинское обслуживание?" и "Куда вы обращались с жалобой?" Несмотря на огромное число неудовлетворенных медицинским обслуживанием, всего 12% обращались с жалобами по этому поводу. В основном это люди, имеющие неважное здоровье, относительно молодые возраста, работающие в коммерческих структурах или госбюджетной сфере и проживающие в крупных городах. Отметим, что основная масса неудовлетворенных медицинской помощью не работает. Отсутствие жалоб объясняется несколькими причинами, главные из которых - незнание своих прав и нежелание портить отношения с медперсоналом, за помощью к которому рано или поздно придется обращаться.

Вопрос, касающийся жалоб, является одним из ключевых в ОМС. Жаловаться на врача или ЛПУ больной станет только в том случае, если он имеет полную возможность больше к нему не обращаться. У большинства она наличествует далеко не всегда по объективным или субъективным причинам. Объективные состоят в том, что часто, особенно на периферии, одна больница и одна поликлиника на весь район. Субъективные - в незнании пациентами своих прав и нежелании медперсонала эти права удовлетворять. Без этого ОМС сводится только к дополнительному финансированию из внебюджетных источников и содержанию медицинских учреждений.

В качестве аргумента можно привести следующее. Да, с жалобами обращалось мало опрошенных. Но весь вопрос в том – куда? В порядке убывания числа обращений: в городскую (районную) администрацию, в администрацию лечебного учреждения, в вышестоящие органы управления здравоохранением, в страховую медицинскую организацию, кроме того, одно-два обращения в суд, к другим врачам, к знакомым и родственникам. Обращения в страховые компании стоят лишь на четвертом месте. Пациенты не знают, куда обращаться.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 41): "Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов по ОМС, других поступлений". Следовательно, в отличие, от парикмахера, врач не является собственником, оказывающим пациенту услуги, он как бы и не услугу оказывает, а выполняет свой долг перед конкретным больным и перед обществом в целом. В чем состоит этот долг в настоящее время, однозначно сказать трудно. Это связано, прежде всего, с менталитетом данного общества, принятыми и одобряемыми большинством нормами и ценностями. В СССР медицинское обслуживание являлось бесплатным, причем в сознании бывшего советского человека сформировалась прочная уверенность в том, что если он заболеет, то врачи должны его вылечить. Вернее сказать, сделать все, чтобы вылечить, ограничения могут быть вызваны только особенностями патологии.

Рыночные отношения, складывающиеся сегодня в обществе, ставят в равные условия всех, в т.ч. и работников учреждений здравоохранения. Однако в данном случае неизбежно противоречие: цена услуги, выставленной на рынке здравоохранения, не может складываться по законам, по которым “калькулируется” цена других социальных услуг. Приобретая ту или иную вещь, покупатель исходит из собственных потребностей и финансовых возможностей. Если бы так обстояло дело с услугами здравоохранения, то их потребитель мог бы в лучшем случае заболеть гриппом; лечение более серьезной болезни могло бы оказаться лично для него недоступной роскошью. Итак, медицинские услуги не могут стоять в одном ряду с другими социальными услугами. Расходы на лечение больного должно взять на себя общество, причем либо в целом, либо какая-то его часть, например, трудовой коллектив больного.

Система медицинского страхования имеет возможность вписаться в рыночные отношения лишь при строгом соблюдении интересов всех взаимодействующих сторон и, в первую очередь, предоставителя медицинских услуг - медицинского учреждения. Если врач будет заниматься лечением сложных заболеваний, а получит зарплату как за лечение банального ОРЗ, то система вступит в противоречие сама с собой, и вольно или невольно возникнет теневой рынок медицинских услуг, который будет недоступен большинству населения. Гармонизация интересов всех субъектов обязательного медицинского страхования возможна только при учете всех обстоятельств, в которых функционируют эти субъекты, и, прежде всего, население как потребитель услуг ОМС.

Кто пользуется платными медицинскими услугами?

Поскольку медицинская помощь в государственных медицинских учреждениях многих не удовлетворяет, а улучшить качество с помощью лишь предъявления жалоб пока не удается, люди пытаются решить свои проблемы с помощью платной медицины. В платные медицинские учреждения обращается население весьма состоятельное. В процентном отношении практически равное количество "поклонников" платных медицинских учреждений, по нашим данным, живет в областных центрах, в городах областного подчинения, в райцентрах и сельской местности. К платной медицине обращаются люди с различным уровнем здоровья. Больше те, кто серьезных претензий к здоровью не имеет (прежде всего, молодые люди в возрасте до 35 лет). Меньше других, видимо, по финансовым соображениям, - пожилые люди.

Платные медицинские учреждения привлекают (проранжируем): качеством лечения, вниманием со стороны медперсонала, относительно низкой стоимостью услуг, квалификацией врачей, наличием необходимых специалистов в отличие от государственных медицинских учреждений, организацией обслуживания, отсутствием очередей, лучшим оборудованием. Главные достоинства восполняют основные недостатки государственных медицинских учреждений, касающиеся качества лечения и внимания со стороны медперсонала.

Ключевым в понятии "платная медицина" является "платная" (медицинское обслуживание за плату). Многих это не смущает, существует немногочисленная категория граждан, указывающих на относительно низкую стоимость соответствующих услуг. Не вытеснит ли постепенно платная медицина государственную? Обратимся к материальному положению наших респондентов. В Новосибирской области на начало 1997 г.

согласно результатам опроса, 70% опрошенных имели доход ниже прожиточного минимума (он составлял 425 тыс. руб.).

В полном достатке живут всего 2%, немногим более 20%, по их мнению, - "вполне удовлетворительно". Остальные свое материальное положение оценивают иначе: около 50% - “живем от зарплаты до зарплаты”, 25% - “не можем свести концы с концами”, 4% - “живем в нищете”. Только две группы респондентов могут обращаться в платные учреждения, к ним присоединяется некоторая часть живущих от зарплаты до зарплаты.

Согласно опросам 1994-1997 гг., материально обеспеченные люди в трудоспособном возрасте в Новосибирской области имеют неполное среднее образование, работают в коммерческих структурах и проживают в различных населенных пунктах. Таким образом, ресурсная база платной медицинской помощи ограничена и зависит от дальнейшего развития экономики. Но уже сегодня она функционирует за счет ограничения потребностей населения в одежде, продуктах питания и т.д.: развивающаяся платная медицина будет способствовать улучшению медицинского обслуживания только наиболее обеспеченных слоев населения. Разумеется, такое явление возможно лишь на фоне ограниченности финансовых ресурсов населения и неудовлетворительного качества медицинского обслуживания в государственных медучреждениях.

Результаты наших исследований говорят о том, что большинство населения имеет доходы, лишь помогающие биологически поддерживать жизнь. В этих условиях о платной медицине речи быть не может. В нынешних условиях обязательное медицинское страхование безальтернативно и его необходимо осуществлять в полном объеме.

Резко отличаются доходы семей в зависимости от социального статуса граждан. Крайне низки они у большинства семей безработных. Многие семьи рабочих, пенсионеров, инженерно-технических работников и служащих, работников бюджетной сферы – бедные. Есть они и в среде предприни-мателей, но их всего треть. В два раза меньше, чем у инженерно-технических работников и служащих. В тяжелом положении находятся пенсионеры, значительная часть которых имеет доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума.

Население включает в себя и медицинский персонал, в т.ч. врачей. Еще в 1995 г., изучая доходы населения (и врачей государственных ЛПУ), мы пришли к выводу, что у врачей уровень доходов ниже среднего уровня по сравнению со всем населением (действительное положение известно лишь трети опрошенных).

Отметим: около половины населения, так или иначе, оплачивает медицинские услуги из собственного кармана. Говорить о бесплатной медицинской помощи в этих условиях не совсем корректно. Платят докторам и в крупных городах, и в районных центрах представители всех профессиональных категорий, но не одинаково активно. Больше других - предприниматели, коммерсанты и работники бюджетной сферы, меньше - пенсионеры и безработные.

Выражение благодарности доктору за оказанную медицинскую услугу в виде подарка существовало всегда. Но сегодня ситуация представляется совершенно иной. Рынок нелегальных платных медицинских услуг можно объяснить: низкой заработной платой врача; несоответствием системы оплаты труда медперсонала условиям рыночных отношений. Вторая причина

требует разъяснения. Оплата труда врача осуществляется в соответствии с единой тарифной сеткой и во многом сохраняет традиции времен, когда все являлось государственным, в т.ч. цены на товары и услуги. Сегодня цены зависят от конъюнктуры рынка, спроса на товары и услуги.

Большинство оплачивающих медицинские услуги сами выступают инициаторами благодарности. По мнению опрошенных, сложились определенные расценки на медицинские услуги. Четверть населения считает, что в наличии рынок платных медицинских услуг в государственных медучреждениях, работающих в системе ОМС. Данный результат несовершенства реформы, недостатков функционирования системы ОМС весьма существенен, требует осмысления и принятия мер.

Информированность потребителей медицинских услуг об обязательном медицинском страховании

Система ОМС довольно широко вошла в жизнь. Обращает на себя внимание существенно больший охват медицинским страхованием женщин, чем мужчин, лиц среднего и старшего возраста, чем молодежи (оценка по выданным на руки полисам). Итак, хотя в обязательном медицинском страховании на первое место выступают интересы личности, и она заинтересована в страховании, роль страховщика в регулировании этого процесса преуменьшить нельзя, и образовавшиеся диспропорции связаны, прежде всего, с недостаточной работой страховых медицинских организаций.

Трудно определить причину, но нельзя не зафиксировать факт, что среди лиц, не имеющих страхового полиса, число тех, кто считает свое здоровье хорошим, значительно больше, чем среди имеющих этот полис. Естественно, что первые значительно реже обращаются за помощью в медицинские учреждения. Но, как показывают данные наших исследований, более редкое обращение за помощью в медицинские учреждения лиц, не имеющих страхового полиса, объясняется и тем, что его отсутствие явилось причиной отказа в медицинской помощи. Кроме того, приводились факты отказа больным из-за "преклонного возраста", "хронического отсутствия талонов к врачу", "отсутствия места в стационаре", "черствости персонала", "отсутствия лекарств". Все это указывает на степень знакомства населения с правами, предоставляемыми ему системой ОМС.

К сожалению, информированность застрахованных очень низкая, несмотря на комплекс мероприятий, направленных на доведение информации об ОМС до населения. Лишь незначительная часть населения с уверенностью заявляет о знании прав, гарантируемых системой ОМС, треть отмечает, что не уверена в своих знаниях. Остальные считают, что знают их плохо или не знают. Разумеется, среди тех, кто не имеет страхового полиса, число осведомленных о правах застрахованных значительно меньше. Анализ

распределения ответов на этот вопрос позволяет выявить наименее компетентные социально-демографические категории: женщины; люди старше 65 лет; лица, не имеющие среднего образования; жители райцентров и рабочих поселков. Естественно, среди поддерживающих систему ОМС число знакомых с предоставляемыми ею правами и гарантиями больше всего.

Осведомленность населения по вопросам обязательного медицинского страхования еще явно недостаточна. Преимущественное большинство составляют респонденты, которые при наличии страхового полиса ни разу не пользовались правом выбора медицинского учреждения или врача. Данные права, являющиеся краеугольным камнем ОМС, используются застрахованными очень редко. И не потому, что большинство не знает о своем праве, а потому, что учреждения здравоохранения пока не готовы к его реализации. Введение подобного права предполагало возникновение конкуренции между врачами и медицинскими учреждениями, борьбу за пациента, что в свою очередь должно было привести к повышению качества медицинского обслуживания. Пока этого не произошло, единичные случаи реализации выбора медучреждений касаются в основном городов. Но даже в областном центре, с его традицией участкового обслуживания, реализовать данное право практически невозможно. Не менее проблематична возможность использовать право выбора врача. На селе такой возможности просто нет, а если и есть, то вряд ли кто-то решится демонстративно предпочесть одного врача другому. В небольших населенных пунктах люди, как правило, знакомы и подобного рода демонстрация приведет к обострению отношений. В условиях дефицита медперсонала такие действия могут поставить в достаточно сложные условия застрахованного или его близких. В городе возможность реализации права выбора врача достаточно большая, но механизм использования данного права пока не выработан. Любая попытка связана с большими организационными трудностями.

На заре реформ широко обсуждалась проблема организации медицинского обслуживания населения, вносились предложения по ее усовершенствованию, в числе которых особой популярностью пользовалась идея семейного врача. Надо сказать, и сейчас многие хотели бы ввести данный институт, очевидно, не понимая всех обстоятельств, связанных с реализацией такой идеи.

Речь идет не просто о враче-профессионале, а о докторе, которому человек может довериться. Сам факт существования "своих" докторов свидетельствует об определенной гармонии между населением и системой здравоохранения. Посмотрим, как это явление соотносится с состоянием здоровья населения. Оказывается, среди тех, у кого есть "свой" доктор, 70% свое здоровье оценивают как неудовлетворительное. Чем хуже здоровье, тем теснее связь с докторами, среди которых появляется самый близкий. Среди здоровых людей "своих" докторов имеют 7%.

Практически возможность выбора врача у больных отсутствует. Даже имея полис ОМС, 70% обращаются к тому врачу, к которому направляет регистратура. Возражающих против правила пока мало. Немногие пациенты сначала расспрашивают знакомых о том, к кому из врачей лучше обратиться, консультируются по данному вопросу у других медработников, кое-кто даже собирает сведения о враче из разнообразных источников, но таких - единицы.

Ранее сложившаяся система медицинского обслуживания исходила из того, что все ЛПУ, врачи и медсестры одинаково хороши. Следовательно, все население находится в одинаковых условиях. Практически, это приводило к своеобразному закреплению населения за определенной поликлиникой или участковым врачом, которые отличались друг от друга по квалификации, опыту работы, личным качествам. Старая система, по сути дела, не реорганизована. Важнейший пункт обязательного медицинского страхования - создание конкуренции на рынке - не реализован.

Широко осужденное участковое “закрепощение” не преодолено, пополнилось территориальным "закрепощением". Сегодня мы иногда сталкиваемся с нежеланием медицинских учреждений принимать пациентов, проживающих в других регионах, несмотря на страховой полис. Предоставляя медицинскую помощь больному, постоянно проживающему в другом районе, ЛПУ получает оплату из местного ТФОМС (территориального фонда ОМС), а тот, в свою очередь, несет незапланированные убытки, т.к. оплата с другой территории может не произойти. С другой стороны, финансирование ЛПУ не ограничивается лишь средствами из фонда ОМС, существенна доля бюджетных средств. Они также могут представлять собой гарантию своевременной и качественной медицинской помощи любому гражданину РФ.

В сложившейся ситуации, как мы отметили, система медицинского обслуживания населения на основе ОМС становится безальтернативной. Согласно ли с этим выводом население - потребитель медицинских услуг и главный субъект системы ОМС? Судя по ответам, в этом можно усомниться. Отметим, что горячими сторонниками медицинского обслуживания в условиях ОМС являются лица, имеющие неудовлетворительное состояние здоровья. Среди них поддерживающих в три раза больше, чем сторонников существовавшей ранее системы, и в пять раз больше, чем сторонников частной медицинской помощи. Среди статусных категорий больше всего поддерживающих ОМС среди предпринимателей и коммерсантов, меньше всего – среди пенсионеров.

Подведем итог: система медицинского обслуживания населения в условиях ОМС прочно вошла в жизнь общества, но пока только одной гранью: как дополнительный источник финансирования, который зачастую оказывается и единственным (особенно в дотационных регионах). Другие стороны системы не получили должного развития, и большинству населения пока не известны. Неприятие системы ОМС частью населения можно объяснить, скорее всего, не ее недостатками, а проблемами социально-экономического реформирования общества. Не понимая сущности ОМС, население связывает с ней провалы в социальной политике в целом, и из спасительницы ситуации, сложившейся в здравоохранении, система ОМС превращается в глазах населения в ее разрушительницу.

Выводы

Наблюдается некоторое ухудшение самочувствия населения за последнее время: четверть опрошенных респондентов оценивает состояние своего здоровья как неудовлетворительное; у мужчин в данном отношении больше оптимизма; чем старше человек, тем ниже самооценка состояния здоровья; чем выше уровень образования, тем выше такая самооценка; наиболее высоко состояние своего здоровья оценивают предприниматели и коммерсанты, наиболее низко - пенсионеры; среди оценивающих свое здоровье по субъективным ощущениям как хорошее большой процент принадлежит безработным; по территориальному признаку наибольшее число оценивающих свое здоровье как хорошее и наименьшее - как неудовлетворительное у жителей сельской местности; хорошим здоровье своих детей находят только 10% родителей.

Несмотря на то, что частота обращений за медицинской помощью в государственные медицинские учреждения снижается, данный показатель остается достаточно высоким и зависит, прежде всего, от состояния здоровья населения. Но важен и уровень доверия к медицинским службам государственных учреждений.

Женщины обращаются за помощью в медучреждения значительно чаще, частота обращения возрастает пропорционально возрасту, особенно резко - после 50 лет; лица с высшим образованием предпочитают обращаться к врачу один-два раза в год, лица со средним и средним специальным образованием посещают медучреждения несколько реже, почти треть из них - меньше одного раза в год; с незаконченным средним и начальным образованием - ежемесячно или раз в полгода; место жительства влияет на частоту посещений, но зависимость не связана с размерами населенного пункта и числом имеющихся в нем ЛПУ; по социальному статусу на 1-м месте по частоте и регулярности обращений в медицинские учреждения - пенсионеры, на 2-м - работники бюджетной сферы, на 3-м - инженерно-технические работники и служащие, на 4-м - рабочие, на 5-м безработные и на 6-м - предприниматели и коммерсанты; лица, имеющие страховой полис, обращаются в медучреждения значительно чаще тех, кто его не имеет; число родителей, обращающихся к врачу за помощью своим детям, составляет 2/3 от общего числа родителей, имеющих несовершеннолетних детей.

Большинство (90%) населения уровнем медицинской помощи в той или иной степени не удовлетворено. В наибольшей степени это связано (по степени убывания значимости) невнимательностью со стороны медперсонала, организацией приема пациентов, качеством медицинского обслуживания, квалификацией врачей. Но с жалобами обращается незначительная часть населения. Жаловаться на врача или лечебно-профилактическое учреждение больной может только в том случае, если нет необходимости к нему обращаться в дальнейшем. У большинства она имеется не всегда, по объективным и субъективным причинам. В настоящее время ОМС в значительной мере занимает положение лишь дополнительного внебюджетного источника финансирования, а права застрахованных реализуются не в полном объеме.

В платные медицинские учреждения обращается, в основном, группа людей, имеющих доход значительно выше прожиточного минимума. Некоторые из пациентов идут на это, ограничивая потребление продуктов питания и других предметов первой необходимости. Таким образом, в настоящее время платная медицина исчерпала возможности расширения своей ниши на рынке и может иметь будущее лишь при дальнейшем подъеме экономики. И поскольку государственное финансирование здравоохранения осуществляется не всегда в адекватном объеме, система ОМС становится безальтернативной.

Низкий уровень заработной платы врача и сохранение единой тарифной сетки в современных условиях привели к возникновению нелегального рынка медицинских услуг с расценками, складывающимися на основе рыночной конъюнктуры.

Важнейшая идея внедрения обязательного медицинского страхования - создание конкуренции на рынке предоставителей медицинских услуг, их поставщиков, а также самих медицинских услуг - в настоящее время не реализована в полном объеме, что требует принятия правовых и организационных мер в этом направлении, а также совершенствования и дальнейшего развития ОМС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Социальные механизмы как регуляторы социальных процессов, М., 1986.

2. Кочетков А.В. Теория и практика развития механизмов социально-экономического развития. М., 1983.

3. Решетников А. В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование, М., 1998.

4. Решетников А. В. Технология медико-социологического исследования в социальной сфере. М., 2000.

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100