Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!





Назад К содержанию Дальше

Расширенный текст доклада, прочитанного на VI международном конгрессе по проблеме “Уличные дети и мобильная работа с молодежью”. Впервые опубликован на немецком языке в материалах конгресса: Strassenkinder und Mobile Jugendarbeit. Dokumentation zum Internationalen Simposium. Stuttgart. 1999.

“Уличные” дети и общество:
социальные и психологические аспекты проблемы

А. Реан

1. В начале определимся с понятиями. Термин “уличные дети” не абсолютно синонимичен понятию “беспризорные дети”. По определению, закрепленном в Конституции европейской сети по работе с уличными детьми (ENSCW), уличные дети - это дети подростки в возрасте до 18 лет, которые не имея или даже и имея семью, значительную часть времени проводят на улице, “живут” на улице, и на образ жизни которых улица оказывает основополагающее влияние.

Проблема уличных детей имеет как общие для всего мира истоки, так и специфичные для конкретных регионов и стран моменты. Несомненно, есть нечто общее в этом феномене - общее как для России, так и для стран Европы. Это общее мы можем найти и на психологическом уровне - например, важнейшую особенность подростковой психологии, связанную со стремлением к автономности, независимости и объединению в группы. Это общее мы можем найти и на педагогическом уровне - например, извечную и острую для подросткового и юношеского возраста проблему “отцов и детей”. Это общее мы можем найти и на социальном уровне. Однако именно на этом уровне находим мы и наибольшие отличия феномена уличных детей в Европе и России.

2. Эти отличия прежде всего связаны со следующими факторами:

а) Труднейшие материальные условия. Экономический кризис.

б) Пьянство или алкоголизм родителей, которые, как это ни печально, являются распространенным явлением в России.

в) Региональные военные конфликты. Потоки беженцев и вынужденных переселенцев.

По некоторым оценкам, доходы десяти процентов самых богатых людей в России и десяти процентов самых бедных отличаются в четырнадцать раз (некоторые последние данные указывают уже цифру семнадцать). В то время как допустимым, социально безопасным пределом различий считается коэффициент 5-7. Проповедь богатства и тезис “обогащайтесь!” стал непривычно распространенным в последнее десятилетие. Однако отмеченные диспропорции в диаде “богатые - бедные” достигли чрезвычайно высокого уровня, а возможности перейти в десять процентов “богатых” для большинства становятся все более призрачными. На этом фоне не исключена замена идеологии “обогащайтесь!” новой пропагандисткой идеологией, декларирующей незначимость богатства и даже, может быть, его некоторую постыдность, призывающей к актуализации традиционных, в этом плане, для России ценностей. Однако, когда Сын Божий учил: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут; Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше", - то Он имел на это глубокое моральное право, так как сам не имел на земле ничего. К сожалению, имеются серьезные основания предполагать, что в нашем случае отцами-основателями новой пропагандисткой идеологии возврата к истокам, к традиционным взглядам пренебрежения богатством будут представители как раз тех десяти процентов самых богатых людей России. “Новая старая” идеология в этом случае будет преследовать лишь одну цель — снизить социальное недовольство, предотвратить социальный взрыв, защитив тем самым свои богатства и ничего не меняя по существу.

Вышеназванные объективные факторы политико-экономического характера несомненно являются важными причинами феномена уличных детей и детской беспризорности в современной России.

Однако было бы большой ошибкой не видеть за этими объективными факторами, имеющими политико-экономическую природу и субъективные факторы, носящие по преимуществу психологический и педагогический характер.

По некоторым данным ежегодно в России около 50 тысяч детей и подростков покидают семьи из-за насильственных действий со стороны собственных родителей. Да, конечно, большинство из них впоследствии оказываются возвращенными в семьи. Однако только для того, чтобы вскоре повторить свой побег.

Увеличению числа бездомных несовершеннолетних способствует вынужденная миграция населения, вызванная межнациональными конфликтами, увеличение числа неблагополучных семей. Пополняют ряды бездомных и выпускники детских домов. По данным некоторых исследований через год после выхода из детских домов около 30% выпускников становятся лицами БОМЖиЗ, 20% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством.

Каждый пятый несовершеннолетний, совершивший преступление, нигде не учится и не работает.

3. Некоторые психологические феномены, связанные с проблемой “уличные дети”.

Для подросткового возраста является характерной так называемая реакция эмансипации. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, избавлению от опеки. Эту свободу или иллюзию свободы дает улица. Данные исследований, проведенных в нескольких странах Европы и России показали следующее. По критерию “с кем предпочитаешь проводить свободное время” — всегда на первом месте оказываются сверстники, друзья, подруги. Родители в этом списке занимают самое последнее место, даже после учителей. Однако те же исследования, например проведенные в Германии и в России, показывают, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной последовательности - отец, подруга или друг. Это общая, нормальная тенденция поведения в подростковом и юношеском возрасте. Однако проблема состоит в том, что многие так называемые “уличные дети” не имеют таких нормальных семейных отношений и таких нормальных родителей, к которым они могли бы обратиться в сложных, проблемных жизненных ситуациях.

Феномен под названием дромомания связан с мощной, или даже с болезненной тягой к путешествиям. Этот феномен известен и его часто привлекают для объяснения причин ухода ребенка на улицу. Однако мы хотим обратить внимание на опасность расширительного использования этого психиатрического термина. В действительности часто нет никакой клинической дромомании, а есть невозможность ребенка проживать “здесь и сейчас” с родителями — либо в силу их образа жизни, например, пьянство, либо в силу острого конфликта с родителями, либо по каким-то другим причинам. Неправильно было бы все эти “невыясненные” причины ухода на улицу сваливать в удобную для объяснения корзину под названием “дромомания”.

Характерная для подросткового возраста реакция группирования связана с ярко выраженным стремлением к группированию со сверстниками. Группы могут иметь жесткую структуру или быть аморфными. Первое характерно для групп криминальной направленности и для однополых мужских групп; второе более характерно для некриминальных групп и для групп смешанных по полу. Можно указать, как минимум, на две причины, обусловливающие трудность выхода из группы. Первая причина - при жесткой структуре группы выход должен быть санкционирован, разрешен лидером. Несанкционированный выход наказывается, и нередко весьма жестоко. Вторая причина - более важная и более распространенная имеет более глубокий внутриличностный характер. Исследования показывают, что у абсолютного большинства так называемых “трудных” детей и подростков блокирована одна из фундаментальных потребностей человека - потребность в уважении, принятии и любви. Насколько важна эта потребность легко увидеть, если сказать, что она входит в “пятерку” базовых потребностей, наряду с такими, как потребности физиологические (еда, питье, сон и др.) и потребность в безопасности. Школа или семья, в которой блокируется возможность удовлетворения потребности ребенка в принятии и уважении, “выталкивают” его на улицу. Там он ищет, и в результате иногда долгих (а иногда и не долгих) поисков находит ту группу, в которой эта потребность может быть удовлетворена. Именно психологической комфортностью пребывания ребенка, подростка в такой группе объясняется то, почему терпят провал многочисленные попытки родителей, школы, милиции силой вырвать ребенка из этой группы. Выход есть. Но связан он не силовыми действиями, а с психологическими и педагогическими усилиями по формированию и включению подростка в такую неформальную группу просоциальной направленности, в которой вышеназванная потребность была бы реализована.

4. Трудности взаимодействия со взрослыми: милиция и учителя.

Дополнительно к сказанному выше приведем некоторые факты об особенностях отношения подростков к работникам милиции и к учителям - результаты из наших исследований последнего времени.

Итак, обобщенный портрет: образ милиции в представлении молодежи (наиболее часто употребляемые характеристики): жестокий, агрессивный, подозрительный, властный, недоверчивый, озлобленный, бездушный, несправедливый, равнодушный.

Нетрудно заметить, что социально-перцептивный образ работника милиции является исключительно негативным. Положение не меняется даже если принять, что подозрительность и недоверчивость просто являются отражением особенностей профессиональной деятельности милиционера и входят в разряд качеств, необходимых для ее успешного осуществления. Негативная роль такого социально-перцептивного стереотипа в первую очередь может сказываться на эффективности правового воспитания, а в более общем плане - на успешности правовой социализации личности, формировании правосознания и правопослушности личности. Если в описании представителя и защитника закона нигде не встречаются дескрипторы, связанные с позитивным понятием “справедливость”, но при этом в первую десятку важнейших качеств попадают такие как “несправедливость”, “агрессивность”, “жестокость”, “равнодушие”, то появляется вопрос - а справедлив ли сам закон (по крайней мере в субъективном восприятии закона личностью), или же он “что дышло, как повернешь - так вышло”. Можно полагать, что выявленный и описанный нами негативный социально-перцептивный стереотип работника правоохранительных органов, с одной стороны является следствием, но с другой стороны также и причиной правового нигилизма россиян. Феномен правового нигилизма в последнее время все более часто начинает рассматриваться многими вообще как особенность российского менталитета, имеющего давние исторические корни. Как видим эти корни действительно являются прочными, они, кроме того, предстают не только как исторические, но и как психологические, и имеют свои основания уже в психологии детства.

Совершенно понятно, что на базе такого изначального представления о работнике милиции реальное общение подростка с конкретным работником, например отдела по профилактике преступности несовершеннолетних, будет чрезвычайно затруднено.

С сожалением приходится констатировать, что образ учителя в сознании подростков не отличается большим позитивным потенциалом. Обобщенный портрет: образ учителя в представлении старшеклассника (наиболее часто употребляемые характеристики): ворчливый, ответственный, несправедливый, властный, аккуратный, двуличный, дисциплинированный, слабовольный, мудрый, агрессивный, злопамятный.

Как видим, портрет относительно сбалансирован по позитивным и негативным качествам. Отрадно, что в число ведущих дескрипторов попали такие качества, как ответственность, аккуратность, дисциплинированность, мудрость. Возможно, нет большой беды в том, что в списке наиболее характерных качеств оказалось и такое как “ворчливость”. Однако чрезвычайно негативным и опасным представляется то обстоятельство, что в первую десятку ведущих дескрипторов, описывающих типичного учителя попали такие качества как несправедливость, двуличность и агрессивность. Попытки объяснить это нормальным конфликтом поколений представляются недостаточно убедительными, а главное не оптимистичными и неприемлемыми с функциональной точки зрения. Учитель ведь не просто представитель другого поколения, это прежде всего человек, от которого в существенной мере (по крайней мере по замыслу) зависит эффективность воспитания, развития и социализации личности.

5. Проблема уличных детей — это комплексная социальная проблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице нуждаются в разнообразной помощи. Данные специальных исследований и практика работы социальных служб для уличных детей в Санкт-Петербурге показывают, что около 30% из них нуждаются в помощи психолога, около 50% - нуждаются в услугах врача (различных конкретных специальностей), 70% необходима активная помощь и сотрудничество со стороны родителей, почти 80% нужна широкая, многоаспектная помощь социальных служб.

Однако при всей важности и необходимости удовлетворения названных потребностей, мы все-таки полагаем что магистральным направлением решения проблемы уличных детей является система профилактических и предупреждающих мероприятий. При таком подходе центр тяжести всей системы должен быть перемещен на работу с семьей. Причем эта работа также должна оставаться комплексной и включать в себя меры помощи социального (в том числе и материального), психологического, педагогического и юридического характера. Люди же берущие на себя миссию работы с уличными детьми и детьми “группы риска” должны в полной мере отвечать совокупности качеств зрелой личности. И качества эти — любовь, ответственность и забота. А также еще - профессионализм.

Назад К содержанию Дальше

 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100