Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!




Ремонт холодильников хотпоинт аристон gor-master.ru.
Назад К содержанию Дальше

Современная наркоситуация в Российской Федерации, прогноз ее развития и основные направления противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими

А.Н. Сергеев

Как свидетельствует история развития наркомании в нашей стране, она существует давно и протекает волнообразно. Последний и наиболее серьезный всплеск наркомании и незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации относится к началу 90-х годов и продолжается до настоящего времени, постоянно нарастая.

За последние пять лет количество потребителей наркотиков в стране увеличилось почти в 3,6 раза и, по мнению специалистов, при сохраняющейся тенденции число лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, уже в первом десятилетии XXI в. может превысить 4 млн. человек.

Продолжается перестройка российского наркорынка в сторону вытеснения маковой соломы и наркотиков каннабисной группы более сильными по воздействию на организм человека и более дорогими высококонцентрированными препаратами, особенно героином и опием. Все большее распространение получают стимуляторы амфетаминового ряда.

Емкий рынок сбыта наркотиков, удобство географического положения страны для их транзита и ряд других причин способствуют лавинообразному росту контрабанды наркотических средств и психотропных веществ. В последние годы Россия стала объектом экспансии международного наркобизнеса. Более половины всех изымаемых на территории страны наркотических средств имеют зарубежное происхождение.

Наркобизнес стал одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности. Ввоз, транзит и распространение наркотиков на территории России оказались весьма привлекательными для организованных групп и преступных сообществ, занявших доминирующие позиции в этой сфере и наладивших прочные связи с международной организованной наркопреступностью. В распространение наркотиков вовлечены в качестве курьеров и мелких дилеров тысячи простых граждан, которых к этому подталкивает не только жажда легкой и быстрой наживы, но зачастую и тяжелое материальное положение.

Злоупотребление наркотиками. Снижение духовности в российском обществе, распространяющаяся в молодежной среде "мода" на наркотики, расширяющаяся экспансия международного наркобизнеса в Россию - все это способствует дальнейшей наркотизации населения страны. Сегодня практически нет ни одного населенного пункта, где бы не было лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств. Если в 1985 году было всего 4 региона, в которых по экспертным оценкам насчитывалось более 10 тыс. потребителей наркотиков, то в 1999 году их уже более 30 тыс.

С 1985 года отмечается значительный устойчивый рост числа больных, обратившихся в медицинские учреждения за помощью. За последнее десятилетие их количество увеличилось в 7 раз. В 1999 году общее количество лиц, которым оказывалась наркологическая помощь в связи с потреблением различных психоактивных веществ, превысило 350 тыс. С учетом значительной латентности наркомании, это - всего лишь небольшая часть реального числа потребителей наркотических средств. По данным экспертов, в зависимости от региона оно в 5 - 18 раз больше.

Сведения о лицах, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ

 

Наблюдаются в органах здравоохранения

 

 

1995

1996

1997

1998

1999

Всего

155971

243 670

219 173

287 689

359067

Из них

Лица в возрасте

до 18 лет

24754

38843

39230

47 170

52598

от 18 до 30 лет

94051

148 194

130896

160535

220480

старше 30 лет

37166

62805

49047

79984

85989

не работающих и не учащихся

58174

107435

127 277

153872

200021

с диагнозом "наркомания"

83673

90409

113394

156 231

198345

Количество смертельных случаев среди данной категории лиц

1206

1598

1669

2154

2638

в том числе

 

в результате передозировки наркотиками

629

888

993

1093

1429

Рост показателей распространенности наркомании характерен как для городского, так и сельского населения страны, но эта проблема в городах проявляется значительно острее.

Вместе с тем, по мнению специалистов, в связи с перенасыщенностью наркорынков крупных российских городов имеются все условия для экспансии высококонцентрированных наркотиков во все регионы страны, включая и сельские районы.

Если раньше среди лиц, обратившихся за помощью, в основном использовались наркотики, изготавливаемые кустарно или полукустарно из растительного сырья (мак, конопля), то в последнее время растет потребление высококонцетрированных наркотических средств. Анализ статистических данных свидетельствует, что при увеличении в 1999 году общего числа состоящих на наркологическом учете лиц на 19,2 % количество зарегистрированных потребителей героина возросло в 4 раза, амфетаминов, ЛСД и других галлюциногенов - в 1,5 раза.

На общем неблагоприятном фоне растущей наркотизации населения особую тревогу вызывает увеличившееся потребление наркотических средств и других психоактивных веществ детьми и подростками. В 1999 году взято под наблюдение с впервые установленным диагнозом “наркомания” более 11 тыс. подростков. В целом же за последние пять лет число несовершеннолетних потребителей наркотиков выросло более чем в 5 раз.

В 1999 году темпы роста смертности среди несовершеннолетних потребителей наркотиков были в 1,5 - 2 раза выше, чем среди потребителей наркотиков всех возрастов.

Важным фактором, влияющим на рост молодежной наркомании, является то, что в этой среде злоупотребление наркотиками стало престижным, как бы отражающим причастность к особой субкультуре. Наркотики стали непременным атрибутом вечеринок, дискотек, концертов модных музыкальных групп.

Наряду с “омоложением” наркомании она все более поражает женщин: в 1999 году на учете в наркологических заведениях состояло более 22 тыс. женщин, больных наркоманией.

С ростом числа лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом (в некоторых регионах их доля в общем количестве потребителей достигает 70%), связано увеличивающееся поражение населения ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами и другими сопутствующими заболеваниями.

До 1996 года уровень распространения СПИДа в России был несопоставимо ниже, чем в большинстве других стран, но к 1999 году число ВИЧ-инфицированных значительно увеличилось преимущественно за счет больных наркоманией, а непосредственно за год оно практически удвоилось и продолжает расти.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Наряду с ростом злоупотребления наркотическими средствами развивается и преступность, связанная с ними. Если в 1985 году более тысячи наркопреступлений выявлялось лишь в пяти регионах, то в минувшем году таких регионов стало 44. В целом за последнее десятилетие количество преступлений этого вида увеличилось более чем в 15 раз.

В 1999 году выявлено свыше 216 тыс. таких преступлений (на 13,8 % больше, чем в 1998 году). Из указанного количества 79 тыс. квалифицируются в соответствии с Уголовным кодексом России как тяжкие и особо тяжкие. Раскрыто более 10 тыс. наркопреступлений, совершенных преступными группами, в том числе свыше 1700 - организованными криминальными структурами.

Зарегистрировано преступлений, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и одурманивающими веществами

 

1995

1996

1997

1998

1999

Всего

79819

96645

184832

190127

216364

 

 

В том числе

в группе

5205

6489

7549

6499

10199

из них организованной

 

 

562

1439

913

1 763

сбыт наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (ст. 228 ч.2,3,4. ст. 234 ч. 1,2.3)

11448

19982

28279

33562

42883

нарушение правил производства, хранения и реализации Н/С, психотропных веществ и прекурсоров

1 886

2335

815

799

1268

хищение либо вымогательство Н/С и психотропных веществ

754

686

399

460

468

За нарушение антинаркотического законодательства в минувшем году более 129 тыс. человек привлечены к уголовной ответственности, что на 11,1 % превышает уровень 1998 года, около 115 тыс. граждан - к административной ответственности (на 4,5 % больше, чем в предыдущем году).

Анализ статистики показывает, что в 1999 году среди преступников, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, большую часть составили лица в возрасте от 18 до 30 лет (65,9%), две трети лиц, совершивших наркопреступления, нигде не работали и не учились, высоким становится участие женщин (свыше 14 %), увеличивается доля наркопреступников из числа иностранных граждан (3,4%).

Несмотря на продолжающуюся реструктуризацию российского нелегального наркорынка в сторону увеличения доли наркотиков синтетического происхождения, особенно стимуляторов амфетаминового ряда, все же по-прежнему в незаконном обороте преобладают наркотики растительного происхождения.

Это, прежде всего, опий и соломка мака, из которой изготовляются различные опийные растворы, употребляемые путем инъекций, а также группа наркотических средств, изготовляемых из конопли (гашиш, гашишное масло, марихуана). Очевидно, что наркотики растительного происхождения составляют (в общем числе фактов задержания лиц с наркотическими средствами) абсолютное большинство. Аналогичная ситуация прослеживается и по весу изъятых из незаконного оборота наркотических средств. Среди наркотиков растительного происхождения наибольшую опасность представляют опий и гашишное масло, доля которых в последние годы постоянно растет.

Наиболее доступным и крупным источником для изготовления и поступления в незаконный оборот наркотиков растительного происхождения является дикорастущая конопля, зарослями которой по оценкам специалистов засорено более 1 млн. га земель. Значительные площади ее произрастания характерны для юга Сибири, Дальнего Востока, Северо-Кавказского региона, где дикая конопля отличается высокой степенью наркотической активности. Неслучайно, наибольшее ее количество изымается в Амурской области, Приморском и Краснодарском краях. Содержание ТГК в различных зонах ее произрастания неодинаково, однако в основном вся конопля пригодна для производства марихуаны, гашиша и гашишного масла.

Принимаемые меры по ликвидации очагов ее произрастания в масштабах страны положительного эффекта не достигают. Это обусловлено высокой урожайностью и устойчивостью наркорастений к климатическим условиям. Как утверждают специалисты, в зависимости от климатических зон конопля на площади в 1 га может дать до 10 млн. семян, которые сохраняют способность к воспроизводству до пяти лет, а в южных регионах России - до восьми.

Сведения об изъятии наркотиков

 

Фактов изъятия

 

 

1995

1996

1997

1998

1999

Всего наркотиков

89499

111 580

178419

182943

203 536

 

 

В том числе

соломки мака

22268

22540

21835

16549

14727

опия-сырца

24375

34799

65679

61855

57651

морфина

168

148

122

157

122

героина

245

1035

3376

18979

54508

других опиатов

2076

2935

9250

10705

5843

кокаина

953

131

353

184

117

марихуаны

29688

35039

55755

52717

46711

гашиша

4465

6 161

11767

12359

9217

гашишного масла

1268

1906

4215

4339

7705

амфетаминов и галлюциногенов

474

1 194

1 204

872

1 094

иных наркотических средств и психотропных веществ

2140

2410

2525

1720

2865

сильнодействующих веществ

1379

3282

2338

2507

2976

прекурсоров

 

 

 

 

961

1 750

2411

 

 

Вес изъятых наркотиков (в кг)

 

 

Всего наркотиков

49 425,0

43 528,6

49625,4

44491,1

59 343,6

 

В том числе

соломки мака

22864,6

19469.8

21 352,6

15814,9

18366,1

опия-сырца

1 156,9

1400,5

1 938,0

1 803,7

1507,0

морфина

3,5

45,1

1,3

15,0

2,4

героина

6,5

18.1

40,3

192,8

695,1

других опиатов

99.1

106,4

174,3

167,7

54,6

кокаина

372,3

73,8

57,6

10,3

12,7

марихуаны

20 141,9

18967,8

22 976,0

22 898,5

33801,9

гашиша

458,1

650,5

887,8

1095,5

710,9

гашишного масла

45,2

21,0

67,6

102,9

141,3

амфетаминов и галлюциногенов

22,5

113,6

28,1

34,0

40,5

иных наркотических средств и психотропных веществ

949,5

1258.3

972,6

673,4

905,5

сильнодействующих веществ

3405,0

1 382,5

1 129,3

1 682,3

3097,9

Прекурсоров (тонн)

 

 

 

 

263,0

107,2

157,4

Простота изготовления и доступность сырья продолжают привлекать внимание заготовителей и потребителей наркотических средств. Из районов заготовки марихуана переправляется практически во все крупные города и промышленные центры России, а также в другие страны.

В 1999 году конопля была уничтожена на площади 78,3 тыс. га, что позволило предотвратить поступление в незаконный оборот около 600 т. марихуаны на сумму, по ценам “черного рынка”, свыше 15 млн. долл. США.

Другой источник производства наркосырья - незаконные посевы мака и конопли. Несмотря на существующие в стране законодательные запреты, предусматривающие строгую уголовную ответственность за незаконное культивирование запрещенных к возделыванию наркокультур, число лиц, привлекаемых к ответственности за данное правонарушение, не сокращается.

Сведения о борьбе с незаконными посевами наркотикосодержаших растений

 

Выявлено фактов посева

 

 

1995

1996

1997

1998

1999

Всего

26350

27386

28648

26738

27295

 

В том числе

опийного мака

793

792

1503

1 110

1737

конопли

4897

3913

4976

4731

5282

иных видов наркотикосодержаших растений

20660

22681

22169

20 897 .

20276

 

 

 

 

Общая площадь

(кв. м.)

 

 

Всего

1 402 364

2 285 410

1 818582

952297

587 437

 

В том числе

опийного мака

269 988

171 156

49430

32997

63279

конопли

799860

136864

1 329 396

553001

328443

иных видов наркотикосодержащих растений

332516

1 977 390

439 756

366299

195715

Наиболее остро проблема незаконных посевов проявляется в регионах Северного Кавказа и юга Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо отметить, что незаконные посевы мака в России - это традиционное выращивание семян для использования при выпечке хлебобулочных изделий, и осуществляются они в небольших размерах на личных приусадебных участках граждан. Общая площадь их по всей России не превышает 100 га.

Продолжается утечка наркотикосодержащих лекарственных препаратов из легального оборота в нелегальный.

По-прежнему органами внутренних дел выявляется значительное количество подпольных лабораторий, среди которых наиболее часто встречаются специализирующиеся на синтезе наркотиков опийной и амфетаминовых групп.

В 1999 году органами внутренних дел выявлено 959 подпольных нарколабораторий, в большей части которых наркотики изготавливались кустарно, лаборатории располагались в квартирах, частных домовладениях, гаражах, сараях, летних кухнях и т.п. В 400 подпольных лабораториях производились различные опийные растворы, более чем в 100 - наркотические средства из конопли, такие, как гашиш и гашишное масло. Вызывает тревогу наличие нарколабораторий, производящих синтетические наркотики (эфедрон, первитин, фентанил и т.п.).

Например, в феврале 1999 года пресечена деятельность подпольной лаборатории по производству высокоактивного синтетического наркотика этонитазена, ранее не встречавшегося в незаконном обороте и превосходящего по наркотической активности героин в 250 - 300 раз.

Основным источником поступления наркотиков на российский подпольный рынок является контрабанда. В настоящее время наркотики зарубежного происхождения на российском наркорынке составляют около 50%, а в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах и промышленных центрах России их доля достигает 80-90 %.

Все более активно проявляют себя в контрабанде организованные, хорошо законспирированные преступные группы с международными связями, ведущую роль в которых играют выходцы из Афганистана, Таджикистана, Азербайджана, Нигерии, и ряда других стран.

В Российской Федерации за преступления, связанные с наркотиками, задерживались граждане 84 государств. Наиболее часто пресекалась преступная деятельность наркодельцов из Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана, Украины и других стран СНГ, Нигерии, Литвы, Китая, Афганистана, Латвии, Камеруна.

Особую тревогу вызывает контрабандный ввоз и распространение героина, который поступает в Россию из Афганистана, Пакистана и Таджикистана транзитом через Узбекистан, Казахстан, Киргизию, Туркменистан и Азербайджан.

Так, если в 1996 году органами внутренних дел героин изымался в 14 регионах России, в 1997 году - в 43, в 1998 в - 67, то в 1999 году факты его изъятия зафиксированы уже более чем в 70 субъектах Российской Федерации. Всего в 1999 году правоохранительными органами России изъято 695 кг героина.

Более трети (по объему) изъятых на территории Российской Федерации наркотиков предназначалась для дальнейшей перевозки (транзитом) в Европу, Северную Америку и некоторые государства Азиатско-тихоокеанского региона.

Для доставки наркотических средств наркодельцами используются практически все виды транспорта, однако, как показывает практика, в последние годы свыше 93% наркотиков контрабандно доставляются на территорию России автомобильным и железнодорожным транспортом.

Произошло изменение в структуре использования транспортных средств. Доля железнодорожного транспорта сократилась на 4,4%, а автотранспорта увеличилась на 5,4%. Это связано с переориентацией наркодельцов на доставку крупных партий наркотиков автомобилями.

При контрабанде наркотиков используются многочисленные маршруты с использованием различных видов транспорта. Курьеры, перевозящие наркотики, зачастую избегают следовать прямыми рейсами, используя более дорогие, но менее безопасные, по их мнению, транзитные маршруты.

При контрабандном перемещении наркотиков на территорию России и через нее методы их сокрытия остаются традиционными. Основными из них по-прежнему являются: сокрытие среди товаров, предметов и продуктов питания, которые не привлекают особого внимания при досмотре и пересечении границы, в личных вещах, бытовых приборах, различных изделиях художественного промысла, а также в пустотах автомобильного и железнодорожного транспорта и специально оборудованных для этих целей тайниках.

В последние годы пресечены крупные транзитные почтовые отправления в Нидерланды, Германию, Канаду, США и др.

Методы сокрытия

В автомобилях:

  • в различных местах салона (под ковриками);
  • в рулевых тягах, поддонах, бензобаках;
  • в запасных колесах, багажниках и специально изготовленных тайниках.

На теле курьера:

  • в белье;
  • в одежде (в том числе в одежде ребенка), карманах;
  • в поясных сумках, ремнях, поясах;
  • на голове в волосах;
  • в протезах.

Среди разнообразных способов сокрытия перевозимых наркотических средств обращает на себя внимание активное использование перевозчиками наркотиков внутриполостных способов их сокрытия. При этом, если ранее данный способ использовался только при перевозке наркотиков воздушным транспортом, то теперь такие факты зафиксированы на автомобильном и железнодорожном транспорте.

Анализ сведений показывает, что, начиная с середины 1996 года, когда в средствах массой информации прошли сообщения о задержаниях так называемых “глотателей” нигерийцев, этот способ стал апробироваться при переброске наркотиков из Таджикистана в Россию.

За 2 года органами внутренних дел совместно с подразделениями региональных таможен выявлено более 150 фактов внутриполостного сокрытия наркотических средств, в подавляющем большинстве применяемого гражданами Таджикистана.

Отмечены случаи сокрытия героина в пропитанных им картонных прокладках, стенках сумок и чемоданов.

Ситуация с контрабандой наркотиков на границах России

На контрабандном заполнении рынка наркотиков как в самой России, так и в Европе негативно сказываются проблемы укрепленности границы Российской Федерации, имеющей значительную протяженность, ее соседство с целым рядом государств - традиционных производителей наркотиков, геополитическое положение России, как "моста" между Азией и Европой, увеличивающиеся пассажиро- и грузопотоки.

Транспортировка опия в Россию осуществляется, как правило, из стран "Золотого полумесяца", где он в основном и производится. Преобладающая часть героина, ввозимого на территорию России, также доставляется из упомянутого региона, в первую очередь из Пакистана и Афганистана. При этом особое беспокойство вызывает ситуация на южных границах, прежде всего на границе с Казахстаном. Государственная граница между Российской Федерацией и Казахстаном на практике является российской границей с государствами Центральной Азии.

В 1998-1999 годах на этом направлении задержано 80 % героина, 84 % гашиша, 60 % опия и 53 % марихуаны. Результаты задержаний контрабанды наркотиков свидетельствуют о том, что государства Центральной Азии стали играть ведущую роль в экспансии наркотиков на территорию России и далее в Европу. В 1999 году объемы контрабанды опия на этом направлении возросли почти в два раза.

Следующий напряженный участок южных границ России и в целом СНГ - это участок на таджикско-афганской границе, охраняемой в соответствии с российско-таджикским соглашением от 1993 года российскими пограничниками. Они по заключению миссии Программы ООН по международному контролю над наркотическими средствами (ЮНДКП) являются единственной реальной силой, противостоящей потоку наркотиков из Афганистана.

Большая часть подпольных лабораторий в Пакистане и Афганистане по производству героина переместилась к пакистано-афганской границе и в приграничные с Таджикистаном и Туркменией провинции Афганистана. Перевалочные базы и места складирования наркотиков оборудованы в городах Кундуз, Имамсахиб, Талукан, Файзабад, кишлаках Бахорак, Хаш, Джарм, Ишкашим, Калай-Пяндж, Саршах, Калай-Барпяндж, Сарчашма, Судудж, Пождвар, Човид провинции Бадахшан.

Для доставки наркотиков из Афганистана криминальные группировки активно используют Памирский тракт (Хорог - Ош), автомобильные трассы Хорог - Калайи-Хумб - Душанбе, Пяндж - Душанбе, Московский - Душанбе. Далее их путь пролегает через Узбекистан, Киргизию и Казахстан. Наркотики следуют в другие страны СНГ и Европу. Через Ош, Душанбе, Бишкек, Мургаб и Ленинабадскую область по различным оценкам проходит до 1500 т наркотиков ежегодно.

В том, что большая часть наркотиков афганского происхождения предназначена для распространения в странах СНГ и Европы, сомневаться не приходится. Такие объемы наркотиков, а на границе их задерживается в лучшем случае до 30%, не под силу "освоить" ни России, ни всем странам СНГ вместе взятым.

На этом фоне все отчетливее проявляются тенденции смещения Балканского маршрута в северном направлении. Это связано с активизацией турецких грузовых перевозок через территорию Российской Федерации (в 1999 году зафиксировано несколько случаев задержания турецкого автотранспорта). Другие опиаты, прежде всего маковая соломка и ацетилированный опий, в подавляющем большинстве поступают из Украины, Литвы и Белоруссии.

Через Западные и Северо-Западные регионы России из Нидерландов, Польши и Германии в нашу страну ввозятся синтетические наркотики: амфетамин, метамфетамин, экстази и ЛСД.

На границах с Прибалтийскими государствами обстановка также характеризовалась устойчивой тенденцией роста контрабанды наркотиков. Если в предыдущие годы на этом направлении основными видами контрабандных наркотиков были маковая солома и марихуана, то в 1999 году отмечалась контрабанда опия, гашиша, кокаина, амфетаминов, в том числе экстази.

Кокаин на территорию России поступает как напрямую из Латинской Америки (Перу, Аргентины, Венесуэлы), так и транзитом через другие государства.

Он перевозится курьерами на самолетах, в контейнерах морским транспортом и пересылается в почтовых отправлениях. По данным экспертов, в последнее время страны Балтии начинают играть заметную роль в международной системе контрабанды кокаина. После его поступления в порты стран Балтии далее он следует в Европу либо в Россию.

Имеется информация об активизации контрабанды героина в Россию железнодорожным и автомобильным транспортом по маршруту из стран "Золотого треугольника" через территорию Китая и Дальнего Востока.

Примерно этими же маршрутами поступают в Россию наркотики, которые затем транзитом вывозятся в Европу, Северную Америку и некоторые государства Азиатско-тихоокеанского региона.

Существует две разновидности транзита через Россию, В первом случае территория нашей страны используется иностранными преступными группами как короткий и, по их мнению, наиболее безопасный путь доставки наркотиков в страны - потребители. Во втором варианте непосредственное участие в налаживании контрабандной цепи принимают российские наркодельцы.

Организуя работу по перекрытию каналов транзита наркотических средств через Россию, правоохранительные органы пресекли десятки таких преступлений. Предотвращены поставки в Великобританию, Грецию, Польшу, Финляндию, Югославию, на Украину, в Белоруссию, Нидерланды, США, Италию и целый ряд других государств. Например, пресечена контрабанда гашиша (около двух тонн) из Афганистана в Нидерланды, перевозимого в 20-тонных контейнерах в брикетах с эмблемой шампуня. Маршрут следования - через Латвию.

Вывоз наркотиков непосредственно из Российской Федерации, по нашим сведениям, еще не принял значительных размеров. Однако он из года в год возрастает. Зарегистрированы факты их вывоза в Германию, Финляндию, Швецию, Израиль, Австралию, США и ряд других государств.

Выводы и прогноз развития наркоситуации в России

Как свидетельствует анализ правоприменительной практики и результаты научных исследований наркоситуация в стране сегодня представляет реальную угрозу национальной безопасности и здоровью населения. Однако надлежащего понимания складывающейся ситуации в обществе пока нет. Несмотря на повышение активности средств массовой информации, антинаркотическая пропаганда ведется бессистемно. В периодической печати, художественной литературе, кино мало качественных материалов, книг, фильмов, произведений антинаркотической направленности.

Более того, в некоторых средствах массовой информации проводится скрытая и явная реклама наркотической субкультуры, описание наркоприключений кумиров, дискуссии о необходимости или возможности легализации потребления наркотиков, декриминализации правонарушений в этой сфере, методик "эффективного и быстрого излечения от наркозависимости".

Наряду с этим увеличивается утечка из законного оборота значительного количества химических веществ (прекурсоров), используемых для производства наркотиков. Расширяется растительная сырьевая база для незаконного производства наркотиков, растет число подпольных нарколабораторий. Сильнодействующие наркотики, поступающие контрабандным путем, заполняют российский наркорынок.

С учетом сложившихся тенденций следует ожидать значительного увеличения количества ВИЧ-инфицированных потребителей наркотиков.

Главным препятствием для совершенствования антинаркотической деятельности органов исполнительной власти всех уровней, в том числе и органов внутренних дел страны, является ее недостаточное ресурсное обеспечение.

Слабое финансирование мешает совершенствованию организационно-кадровой работы, что в свою очередь тормозит развитие системы подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, которые из-за своей малочисленности не могут в должной мере справиться с возрастающим объемом работы. В каждом третьем городском и районном отделе внутренних дел (ГРОВД) страны такие подразделения отсутствуют. С 1993 года штатная численность службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков увеличилась всего на 30%. В то же время количество ежегодно выявляемых наркопреступлений возросло с 30 тыс. в 1992 году до 216 тыс. в 1999 году, то есть в 7 раз.

Отрицательную роль играет слабая материально-техническая обеспеченность подразделений и служб правоохранительных органов, осуществляющих непосредственную борьбу с наркоугрозой. Сложная экономическая ситуация в стране и, как следствие этого, невозможность финансирования необходимых потребностей правоохранительных органов приводит к кадровой неукомплектованности, недостаточному оснащению средствами связи, оргтехникой, автотранспортом, специальными средствами по обнаружению, изъятию и исследованию наркотических средств, что значительно снижает эффективность их деятельности.

Слабость ресурсного обеспечения сказывается практически во всех сферах противодействия наркоугрозе. Например, недостаток финансовых и материально-технических ресурсов препятствует активной работе по уничтожению дикорастущих наркотикосодержащих растений и их незаконных посевов.

Так, для выполнения комплекса работ по уничтожению дикорастущей конопли на площади в 100 тыс. га необходимо не менее 2 тыс. тракторов, 10 тыс. тонн горючего, 10 тыс. полотен для косилок общей стоимостью 5 млрд. руб. (в ценах по состоянию на 1 января 1999 года). А в стране засорено коноплей около 1 млн. га, следовательно, для осуществления работ по полному уничтожению наркотикосодержащих растений данного вида неизбежны расходы в размере 50 млрд. руб. По оценкам специалистов, только для полного картирования мест произрастания наркорастений необходимо обследовать свыше 300 млн. га незанятых земель, при этом потребуется финансовых затрат на сумму 2 млрд. руб.

Значительные резервы совершенствования антинаркотической деятельности лежат в сфере ведомственного и межведомственного взаимодействия.

Например, проведенный анализ оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков показал, что без тесного взаимодействия территориальных и транспортных подразделений органов внутренних дел, таможни, пограничной службы практически невозможно проведение межрегиональных контролируемых поставок наркотических средств и психотропных веществ с целью документирования и последующего пресечения преступной деятельности всех звеньев, которые входят в наркогруппировки, особенно специализирующихся на контрабанде наркотиков.

Недостаточно налажено сотрудничество органов исполнительной власти и в профилактической работе антинаркотической направленности. Особенно это касается взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения и образования в противодействии злоупотреблению наркотическими средствами и другими одурманивающими веществами в подростковой среде.

В некоторой степени преодолению недостатков в антинаркотической деятельности органов внутренних дел может способствовать и решение имеющихся существенных проблем в правоприменительной практике. Это касается как повышения качества документирования и расследования преступной деятельности наркодельцов, так и внесения изменений в действующее законодательство по вопросам участия понятых в оперативно-следственных действиях, производства исследований и экспертиз наркотических средств и психотропных веществ (соответствующие предложения находятся на рассмотрении в Государственной Думе), а также выработки единого подхода к вопросам учета и регистрации наркопреступлений.

Не все благополучно и в сфере судопроизводства. Нередко судами назначаются чрезмерно мягкие наказания опасным нарко-преступникам, не используются предоставленные законом возможности принудительного лечения от наркомании и направления на лечение наркоманов как обязательного условия назначения условного наказания. Из 49 тыс. осужденных в первом полугодии 1999 года за преступления, связанные с наркотиками, только 16,7 тыс. приговорены к наказанию, предусматривающему лишение свободы, свыше 23 тыс. осуждены условно, почти в 3 тыс. случаев наказание назначалось ниже низшего предела, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации. Участие государственных обвинителей в рассмотрении дел, связанных с наркотиками, не всегда способствует вынесению судом законных и обоснованных приговоров.

Опыт стран, добившихся существенных результатов в борьбе с наркотизмом, свидетельствует, что указанная работа требует больших материальных затрат. В России несколько лет назад была разработана и утверждена Правительством Федеральная целевая программа “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995 - 1997 годы”.

Однако, несмотря на запланированное программой финансирование из федерального бюджета, средства на это так и не были выделены (паспортом программы было предусмотрено выделение 85,1 млрд. руб., Законом о бюджете - 57,5 млрд. руб., а фактически денежных средств не выделялось), из-за чего крайне необходимая стране программа по большинству позиций осталась невыполненной.

Аналогичная федеральная программа на 1999 - 2001 годы принята, но будет ли реально осуществляться финансирование предусмотренных ей мероприятий, пока не ясно. Катастрофическая проблема с финансированием на федеральном уровне усугубляется нехваткой средств в регионах.

Эти и другие проблемы предопределяют необходимость безотлагательного принятия чрезвычайных и комплексных мер, направленных на предупреждение дальнейшего распространения незаконного употребления наркотиков и их незаконного оборота.

По оценкам экспертов к 2001 году сформируется наркоситуация, характеризующаяся:

- значительным ростом спроса на наркотики, увеличением числа лиц, больных наркоманией и сопутствующими заболеваниями;

- увеличением числа несовершеннолетних и молодежи в числе потребителей наркотиков;

- изменением структуры немедицинского потребления наркотических средств в сторону увеличения доли “жестких” наркотиков, прежде всего героиновой и амфетаминовой групп;

- возрастающим влиянием наркомании на общеуголовную преступность, общественный порядок, проникновением наркогруппировок в сферу экономической деятельности государственных и частных коммерческих структур, сопровождающимся коррумпированном государственных служащих, перемещением незаконных доходов от торговли наркотиками в сферу легального бизнеса;

- распространением преступности, связанной с незаконными посевами наркотикосодержащих растений и производством наркотиков в подпольных лабораториях.

Высока вероятность усиления активности противоправной деятельности организованных преступных наркогруппировок с межрегиональными и международными связями, усилением в этой связи контрабандной деятельности в масштабах, угрожающих безопасности общества в целом.

В связи с ростом объемов незаконного производства наркотиков опийной группы в странах Центральной Азии и “Золотого полумесяца” увеличится транзит героина, опия через Россию в страны Европы.

Значительные площади дикой конопли на территории России, Казахстана, Киргизии и других стран Центральной Азии и “Золотого полумесяца” будут стимулировать незаконное производство в этих государствах и вывоз в другие страны, прежде всего европейские, гашиша и марихуаны.

Этому процессу способствуют высокая степень коррумпированности властных структур некоторых государств Центральной и Юго-Восточной Азии, проведение органами власти скрытой и явной поддержки наркобизнеса (Афганистан, Пакистан, Камбоджа и др.), тесная связь наркобизнеса и незаконной торговли оружием, обеспечивающих финансовую подпитку деятельности террористических и экстремистских группировок.

Наличие развитой химической индустрии и несовершенство контроля в этой сфере деятельности будут стимулировать незаконную реализацию химических веществ, используемых для изготовления наркотических средств, в страны традиционного нелегального производства наркотиков, а также утечку прекурсоров в сферу незаконного производства и изготовления наркотиков внутри страны.

По оценкам специалистов, главным фактором, определяющим оперативную обстановку в сфере контрабанды наркотиков, в ближайшее время, будет борьба международных преступных групп за рынки сбыта на территории России. Пространство бывшего СССР будет и далее использоваться для транзита наркотиков в страны Западной Европы, однако это направление контрабандной деятельности пока не будет играть решающей роли. Международные криминальные структуры из Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии в поисках новых источников прибыли будут главным образом нацелены на освоение и развитие нарко-рынков на территории бывшего СССР, в первую очередь на территории России, где имеются более выгодные перспективы по сравнению с традиционно сложившимися наркорынками в государствах Западной Европы и Северной Америки.

Таким образом, в ближайшее время негативное развитие наркоситуации будет в первую очередь направлено против России. Определенную роль в этом будут играть существующий уровень криминализации общества, неготовность правоохранительных органов к широкомасштабному противодействию, а также благоприятные экономические условия для отмывания доходов наркобизнеса.

Прогнозируемая обстановка на предстоящий период, в дополнение к изложенным выше факторам будет осложняться следующими обстоятельствами:

1. Весовые характеристики изъятия контрабандно перемещаемых наркотических средств и психотропных веществ могут снижаться из-за изменений в структуре контрабанды наркотиков, связанных с увеличением доли более сильных наркотиков, таких как героин, кокаин и синтетические стимуляторы;

2. Возможности повышения эффективности таможенного контроля на наиболее наркоопасном центрально-азиатском направлении сдерживаются идущими объективно необходимыми процессами интеграции стран СНГ и формирования таможенного союза и поэтому требуются новые решения;

3. Учитывая несовершенство контрольных механизмов в легальном обороте, будет продолжаться рост контрабанды различных видов наркотических и психотропных веществ в форме лекарственных препаратов, в первую очередь стимуляторов, транквилизаторов и анальгетиков. Кроме того, наркотические средства в виде таблеток и капсул более приспособлены к преодолению психологического барьера при их потреблении, поскольку не связаны с употреблением шприцов, с возможностью передачи инфекции СПИДа и гепатита;

4. В крупномасштабных операциях, связанных с контрабандой наркотиков и прекурсоров, все более активно будут использоваться международные грузовые перевозки в адрес как реально существующих, так и фиктивных юридических лиц;

5. Поскольку организованные преступные группы, действующие на региональном и местном уровнях, заинтересованы в контактах с международными и зарубежными структурами наркобизнеса как в источнике валютных поступлений, борьба с контрабандой наркотиков будет все более приобретать характер борьбы с организованной преступностью;

6. В ближайшее время возрастет опасность контрабанды наркотиков в Россию из Украины, где имеются значительные площади посевов опийного мака. Можно предположить возможность увеличения контрабанды продуктов переработки мака - ацетиллированного опия, морфина и появление контрабанды героина. Наиболее вероятным каналом для транспортировки украинских наркотиков в Россию будет территория Белоруссии;

7. Следует ожидать роста контрабанды синтетических стимуляторов, наркотикосодержащих и психотропных лекарственных препаратов в Россию из государств Прибалтики, Польши, Германии и Голландии;

8. Одновременно с увеличением контрабандного ввоза препаратов эфедрина из КНР будут предприниматься попытки ввоза таких препаратов из стран Восточной Европы. Основным направлением нелегального перемещения эфедрина будут крупные города в центральных областях России;

9. Учитывая особенности развития обстановки в регионе Дальнего Востока, нельзя недооценивать опасность контрабанды наркотиков в Россию с территории КНДР. По информации Всемирной таможенной организации, наряду с культивированием опийного мака на территории КНДР началось производство синтетических стимуляторов амфетаминового ряда;

10. Международными экспертами отмечается рост незаконного производства амфетаминов в странах “Золотого треугольника” и их контрабанда в страны Европы. Этот процесс обязательно коснется и Российской Федерации.

Сложившаяся наркоситуация в Российской Федерации и ее неблагоприятный прогноз развития обязывают общество искать пути противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими, определять наиболее эффективные меры по сокращению спроса и предложения на наркотики, а также вырабатывать стратегические направления этой деятельности.

Изложенная ниже стратегия, методология и основные направления деятельности государственных органов не претендуют на роль истины в последней инстанции, но в то же время они разработаны на основе накопленного международного и отечественного опыта противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими.

Стратегия, методология и основные направления деятельности государственных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими могут быть представлены в следующих дефинициях.

Цель: поэтапное сокращение злоупотребления наркотиками и связанных с ними правонарушений до уровня минимальной опасности для общества.

Принципы:

  • приоритет профилактических мер в борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом;
  • научно обоснованное сочетание мер принуждения и убеждения;
  • государственная монополия на основные виды деятельности в области оборота наркотиков;
  • межведомственная и внутриведомственная координация в этой сфере деятельности всех заинтересованных субъектов;
  • расширение социальной базы, в том числе путем привлечения общественных, религиозных организаций и граждан в борьбе с распространением злоупотребления наркотиками и связанных с ними правонарушений;
  • укрепление международного сотрудничества на многосторонней и двусторонней основе;
  • высокая приоритетность комплексного подхода на основе федеральных и региональных программ.

Стратегия противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту состоит в следующем

Задачи:

  • сдерживание роста незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими;
  • создание в обществе негативного отношения к данному явлению;
  • повышение эффективности существующего механизма борьбы с наркотической угрозой;
  • своевременная разработка и принятие дополнительных мер по профилактике злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота;
  • обеспечение сбалансированного подхода в борьбе с незаконным спросом и предложением наркотиков.

Основные элементы решения задач:

1. Четкая постановка достижимых целей. При этом необходимо учитывать:

  • имеющиеся ресурсы;
  • необходимость экономического подхода;
  • внешнюю помощь.

2. Определение субъектов этой деятельности и формирование целевых групп.

3. Разработка и реализация федеральных целевых программ, основанных на исследованиях масштабов злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота.

4. Разработка и реализация региональных программ.

5. Периодическая оценка и своевременная корректировка программ на всех уровнях.

6. Координация в решении задач и выполнении функций субъектами этой деятельности на всех уровнях (местном, субъектов Российской Федерации, федеральном).

7. Признание роли общественных, религиозных и добровольных формирований и использование их реальной помощи.

8. Проведение исследований в области борьбы с правонарушениями, связанными с наркотиками, и внедрение положительно-то опыта, в том числе, опыта других государств.

В целях детального (обобщенного) изложения проблем, связанных с организацией борьбы с наркоманией и противодействия распространению наркотиков, далее приводится схематичное изложение основных выводов и рекомендаций.

Система органов противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту

Правительственная комиссия

 

Комиссии субъектов Российской Федерации

 

Постоянный комитет по контролю наркотиков при Минздраве Российской Федерации

 

Городские и районные комиссии

 

Заинтересованные министерства и ведомства

 

Общественные, религиозные организации и граждане

Основные субъекты противодействия злоупотреблению наркотиками

Минздрав России

 

Постоянный комитет по контролю наркотиков при Минздраве России

 

Минобразования России

 

Минтруд России

 

ГКФТ России

 

Минкультуры России

 

МВД России

 

Минобороны России

 

МПТР России

 

МИД России

 

Общественные формирования

 

Религиозные организации

Основные субъекты противодействия незаконному обороту наркотиков

МВД России

 

Минюст России

ГТК России

Минздрав России

 

 

ФСБ России

МИД России

ФПС России

Минсельхоз России

 

 

СВР России

Минсвязи России

Минобороны России

ФСЗК России

 

 

Генпрокуратура России

Минфин России

 

 

ФСНП России

Основные направления деятельности субъектов противодействия незаконному обороту наркотиков

1. Разработка и реализация программ и практических мер профилактики по сокращению спроса и предложения наркотиков:

- общая профилактика;
- индивидуальная профилактика;
- правоприменительная деятельность;
- антинаркотическая пропаганда;
- лечение и реабилитация.

2. Борьба с незаконным оборотом наркотиков:

- ликвидация незаконного производства;
- выявление, уничтожение незаконных посевов и дикорастущих зарослей наркотикосодержащих растений;
- перекрытие каналов поступления наркотиков из-за рубежа;
- обеспечение контроля за легальным оборотом;
- пресечение возможностей отмывания денег;
- выявление, пресечение и расследование преступлений, связанных с наркотиками.

3. Обеспечение реализации национальной антинаркотической политики и стратегии на всех уровнях:

- федеральном;
- субъектов Российской Федерации;
- местном.

4. Постоянный контроль за современной наркотической ситуацией: ее динамикой, тенденциями (анализ, исследование, прогноз). Оценка эффективности программ и мер борьбы в целях выработки необходимых дополнительных мер и своевременной коррекции деятельности.

5. Обучение и переподготовка специализированных кадров.

6. Укрепление и координация межрегионального и международного сотрудничества и практических действий в области профилактики и борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом.

Сокращение спроса наркотиков (задачи и пути решения)

Профилактика:

а) профилактическое воспитание граждан:

б) широкое информирование населения:

в) общественные меры воздействия;

г) правоприменительные меры

 

Лечение и реабилитация:

а) выявление и надзор за начинающими потребителями;

б) склонение потребителей к отказу

от наркотиков;

б) лечение наркоманов;

г) профилактика рецидива через

повышенное внимание к бывшим

пациентам

 

Задачи профилактики:

- духовное воспитание личности в обществе, выработка у молодежи устойчивости к наркотическому соблазну;

- изменение восприятия и отношения общества путем привлечения внимания к проблемам наркомании, формирование негативного отношения общественности к злоупотреблению наркотиками;

- создание привлекательных альтернатив для молодежи;

- привлечение общественности к профилактической деятельности

 

Задачи лечения и реабилитации:

- сокращение спроса на наркотические средства и психотропные вещества;

- полное выздоровление и возвращение в общество его полноценных членов;

- предупреждение рецидива злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами

Направления профилактики наркомании

1. Программы в школах

2. Программы в учебных заведениях

3. Программы на рабочих местах

Учебный план

Дополнительный специальный план

Подготовка учителей

1. Включение вопросов профилактики злоупотребления наркотиками в действующие школьные и вузовские учебные планы

1. Создание актива из числа учащихся

1. Специальная подготовка по методике профилактического воспитания

2. Разработка специального курса профилактики злоупотребления наркотиками

 

2. Активизация работы клубов профориентации

2. Подготовка по вопросам ведения индивидуально-воспитательной работы

 

3. Обязательное участие учащихся в планируемых мероприятиях

3. Подготовка аудиовизуальных наглядных пособий, учебников и методик для использования в процессе профилактич. воспитания

 

 

4. Система индивидуальных консультаций и наставничества

 

 

 

 

5. Участие администрации, учителей и педагогов в профилактических мероприятиях - школьные антинаркотич. комитеты

 

 

 

 

6. Организация различных соревнований, конкурсов, имеющих профилактич. направленность

 

 

 

 

7. Внеклассная работа по организации досуга

 

 

 

4. Программы общественного информирования населения и общественных действий

5. Специальные программы общественной ориентации

  1. Информирование населения через:

- электронные средства массовой информации (радио, телевидение и т.д);

- печатные средства массовой информации (газеты, журналы, плакаты, брошюры и т.д.);

- различные рекламные издания;

- выставки; - традиционные народные средства иформирования;

- религиозные проповеди

1. Работа ассоциаций, объединяющих родителей и учителей (на уровне школы, класса, вуза, курса, группы)

2. Служба телефонной связи типа "горячая линия" - дежурные части по борьбе с наркоманией (на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации)

2. Работа ассоциаций школьников, студентов

3. Семинары, диалоги, дискуссии

3. Школьные, студенческие трудовые лагеря "самопомощи"

4. Театральные представления, киноискусство

4. Курсы подготовки руководителей для студенческого актива

5. Консультации по месту жительства

5. Молодежные клубы (работа со школьниками, намеревающимися покинуть школу

6. Создание комитетов реабилитации лиц, злоупотребляющих наркотиками, в районах с высоким уровнем распространения наркомании

7. Использование целевых групп влияния

Целевые группы влияния

Политики; известные общественные деятели; религиозные лидеры; молодежные лидеры, звезды эстрады, искусства и спорта; главы семей, старейшины родов; руководители сельских общин; журналисты.

 

Родители

Молодожены

 

Активисты из числа школьников и студентов

 

"Прогрессивная" молодежь, отрицательно относящаяся к потреблению наркотиков

 

Бывшие наркоманы

 

Авторитеты, лидеры преступной среды, “завязавшие” со своим прошлым

 

Работники социальной сферы

Стратегия лечения и реабилитации

Борьба с незаконным оборотом наркотиков

Задачи:

- пресечение незаконного поступления в страну наркотических средств;
- сокращение доступности наркотиков, сделав их дорогими, а торговлю, владение и употребление опасными и рискованными;
- борьба с незаконным производством, переработкой и торговлей наркотиков внутри страны;
- обеспечение контроля за легальным оборотом наркотиков;
- борьба с отмыванием денег, полученных от преступной деятельности, связанной с наркотическими средствами;
- выявление и раскрытие преступлений, связанных с наркотиками

Основные направления:

- активизация правоприменительных мер;
- повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности;
- укрепление правоохранительных органов, повышение эффективности их деятельности;
- обеспечение надлежащего контроля за легальным оборотом наркотиков;
- создание заслона между наркотиками и наркоманами;
- ликвидация подпольного производства, борьба с незаконными посевами и уничтожение дикорастущих зарослей наркотикосодержащих растений

Назад К содержанию Дальше
 
 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100