| |
Детальный план нашего совершенствования
(План нашего движения вперед)
Самоанализ четвертого шага в Ал-Аноне
Для групп Ал-Анон и Алатин
Семейные Группы Ал-Анон – это товарищество, состоящее из
родственников и друзей алкоголиков, обменивающихся друг с другом своим опытом,
силой духа и надеждами на благополучное решение их общих проблем. Мы считаем,
что алкоголизм – это семейная болезнь и что изменение жизненных установок может
способствовать выздоровлению.
Ал-Анон не имеет ничего общего ни с какими сектами, не
придерживается никакого вероисповедания, не имеет отношения к политике, не
вовлекает ни в какую полемику, не подтверждает и не опровергает никаких
причинных связей. Здесь нет членских взносов. Ал-Анон существует на добровольные
пожертвования своих членов.
Единственная цель Ал-Анон – помогать семьям алкоголиков.
Мы делаем это, выполняя Двенадцатый Шаг, радушно принимая и успокаивая семьи
алкоголиков и находя общий язык и подбадривая алкоголиков.
Предлагаемая преамбула
к Двенадцатому Шагу
Этот буклет
предназначен для индивидуального использования и представляет собой практическое
руководство для самоанализа Четвертого Шага. Здесь есть пустые строки, куда мы
можем записать свои ответы на вопросы или собственные находки и выводы.
Помните, «Тише едешь, дальше будешь». Не воспринимайте это руководство, как
какой-то тест, и уж вовсе необязательно показывать кому-нибудь ваши ответы.
Всему свое время … всякому намерению и всякой работе.
Экклезиаст
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ
Мы проделали тщательный и бесстрашный
моральный самоанализ
Четвертый Шаг – это существенный этап
нашего личностного роста. Мы можем начать наше совершенствование с того, что
мужественно воспримем себя такими, какие мы есть на самом деле. Многих из нас
алкоголики настолько замучили своим поведением, что у нас уже не осталось
никаких чувств. Наверное, мы потеряли из виду свои личные жизненные цели, не
реализовали свой собственный потенциал и слишком замкнулись на своем стремлении
изменить кого-то другого. Часто наши самые хорошие качества характера уступали
место страхам и разочарованиям.
Программа Ал-Анон предлагает механизм перемен.
Давайте
вспомним первые три Шага. В Первом Шаге мы признаём свое бессилие
перед алкоголем, алкоголиком и другими людьми; нам предлагается научиться
«отпускать от себя» и прекратить попытки управлять делами других. И мы признаём,
что и наша собственная жизнь стала неуправляемой, что нам тоже нужна помощь.
Второй Шаг знакомит нас с идеей о силе, которая
выше нас: Высшей Силе мы можем доверить
восстановление баланса наших эмоций, с тем чтобы мы могли осознать весь свой
потенциал.
Третий Шаг помогает нам попросить эту Высшую
Силу принять нашу волю (наши мысли и чувства) и нашу жизнь
(наши действия) под свое покровительство: мы получаем уверенность в том, что
нас любят и о нас заботятся, и мы решаемся начать новую жизнь, такую,
какую хочет для нас наша Высшая Сила.
И вот мы на Четвертом Шаге. Мы пытаемся понять,
какая она будет наша жизнь, переданная в руки нашей Высшей Силы – ведь мы так
решили в Третьем Шаге.
Кто-то из нас ждет не дождется, когда можно приступить к
самоанализу, чувствуя, что уже давно созрел для этого. Но кого-то из нас эта
идея пугает. Мы можем не нравиться сами себе и можем иметь смутные или вполне
реальные опасения, что вскроем в себе какие-нибудь ужасные недостатки, которых
мы не хотели бы в себе видеть. И самое главное, обнаружив их, мы вынуждены будем
что-то менять, а мы к этому не готовы. Но мы никаких проблем не сможем
разрешить, убегая от правды: не стоит оправдывать свои поступки, обижаться на
кого-то, ревновать и жалеть себя.
Опыт очень многих членов Ал-Анон, проработавших этот Шаг,
говорит о том, что бесстаршная и честная моральная самооценка должна
распространяться и на наши хорошие качества. Она толкует наши ошибки скорее как
недостатки, как нехватку идеалов доброты, а не как фатальную испорченность.
Самоанализ – вещь практичная: всегда под рукой перечень
имеющихся в наличии характеристик. Он требует серьезности, времени и усилий. Для
большинства из нас еще нужны бумага и карандаш. Чтобы получить полную и точную
картину, нам необходим письменный самоанализ – тогда мы сразу видим, где наши
дела идут хорошо и над чем нам нужно еще поработать. Мы можем привлечь к этой
работе своего спонсора или кого-нибудь, с кем нам легко общаться, кто может
выделить наши положительные черты, помочь нам сохранить наши планы на будущее и
напомнить о том, что наша готовность к положительным переменам – это одно из
наших самых ценных качеств.
Мы можем работать и в одиночку, можем записывать свои
ответы в буклет или на отдельный лист бумаги. Неплохо датировать наши ответы,
ибо, когда мы захотим проанализировать свои успехи, у нас уже будет точка
отсчета.
Каждая глава завершается размышлениями членов Ал-Анона. Мы
можем, не стесняясь, добавлять свои собственные комментарии, а потом помещать
некоторые из наших откровений в перечень заключительных тезисов.
Персональные размышления
***
С точки зрения собственной просвещенности стоит записывать
свой самоанализ. Мне, например, это помогло научиться формулировать свои чувства
в той или иной ситуации, а не описывать сами события. Мои чувства ни хороши, ни
плохи – они просто делают меня тем, кто я есть на самом деле. И я принимаю себя
такой, какая я есть – я не могу всегда воспринимать себя такой, какой меня видят
окружающие.
***
Настоящая самооценка – это выполненный самостоятельно
анализ того, кто ты есть на самом деле и как ты до этого докатился. Нельзя
заниматься им, ожидая автобуса или находясь в расстроенных чувствах. И не стоит
спешить с самоанализом сразу же, как только ты пришел в Ал-Анон.
***
Четвертый Шаг предназначен не только для того, чтобы помочь
мне осознать собственные недостатки, но и для того, чтобы осознать чувство
собственного достоинства. По крайней мере, хоть одна добродетель у меня все
равно есть. Не согласиться с этим – значит совсем наплевать на себя. Само
стремление исправить свои недостатки можно рассматривать как хорошее качество.
Готовность к переменам – это проявление зрелости.
***
Я думаю, самая большая потребность человека – это быть в
согласии с собой, иметь что-то ценное за душой и помогать другим, не рассчитывая
получить что-либо взамен. Вот тогда он будет личностью – что перед собой, что
перед людьми, что перед Богом, и все его страхи пройдут. Он может творить свое
счастье каждый день и быть полезным обществу. Пусть Бог даст мне мужество
изменить то, что я могу – изменить себя самого.
***
Господи, даруй мне безмятежность
принятия того, что я не могу изменить,
мужество, чтобы изменить то, что могу,
и мудрость, чтобы отличить одно от другого.
ЖИЗНЕННЫЕ
УСТАНОВКИ
Познай себя
сердцем своим.
Пословица
Жизненные установки – это эмоциональные реакции на
ситуации, людей и идеи. Мы не родились с этими чувствами, мы научились
им в результате наших взаимоотношений с родителями, друзьями, а также благодаря
нашему прошлому опыту. Мы продолжаем учиться по мере нашего взросления, но мы не
всегда отдаем себе отчет, что мы чувствуем, мыслим и совершаем поступки в
соответствии с ситуацией.
Если наши юные годы, наши проблемы или наш опыт знакомства
с болезнью под названием «алкоголизм» окутали наши мысли обидой, страхом или
жалостью к себе, то нам необходимо изменить наши жизненные установки.
Мы должны быть готовыми учиться чувствовать по-новому, так, чтобы
спокойно было и нам, и другим. Мы можем начать с того, что попытаемся узнать
кое-что о своем собственном характере.
- Могу ли я оставить свое прошлое в покое и начать действовать по-новому,
конструктивно?
- Если мои попытки в чем-либо были безуспешны, то могли ли они научить меня
чему-нибудь?
- Реалистично ли я воспринимаю свои способности и ограничения?
- Ощущаю ли я готовность признать, что в моих отношениях с семьей и с
друзьями можно кое-что изменить к лучшему?
- Могу ли я согласиться с тем, что контролировать алкоголика или любого
другого взрослого человека не в моей власти?
- Могу ли я удержаться от того, чтобы не критиковать поведение и
мотивировку алкоголика?
- Могу ли я нормально относиться к людям, социальное происхождение которых
отличается от моего?
- Прилагаю ли я усилия, чтобы побольше узнать о важных социальных
проблемах?
- Могу ли я занять какую-то определенную позицию и высказать свое мнение
дипломатично?
- На самом ли деле я воспринимаю алкоголизм как болезнь?
- Умею ли я отвлечь свое внимание от алкоголика и сконцентрировать его на
себе?
- Могу ли я открыто высказывать свое мнение, не боясь реакции алкоголика?
- Реально ли то, что я ожидаю от трезвого алкоголика?
- Воспринимаю ли я трезвость с благодарностью, несмотря на то, что и она
может принести новые проблемы?
- Понимаю ли я, что многие мои проблемы знакомы каждому из тех, кто жил с
алкоголиком?
- Не научила ли меня жизнь всегда выбирать собственную манеру поведения,
невзирая на события, которые могут произойти, или на то, что могут сделать люди?
- Уважаю ли я своего возлюбленного как личность, рассматривая наши различия
как нечто второстепенное в наших отношениях?
- Достаточно ли во мне благоразумия, чтобы не ожидать от своего партнера
удовлетворения всех моих эмоциональных потребностей?
- Достаточно ли любезно я принимаю друзей своего возлюбленного?
- Честно ли я оцениваю свои сексуальные чувства и отношения?
- Воспринимаю ли я идею о том, что у детей есть свои собственные проблемы и
что их нужно просто направлять, но не подавлять?
- Приветствую ли я индивидуальность в детях, избегая сравнений?
- Помню ли я о том, что это дети, и в их поведении проявляется их
незрелость, что вполне объяснимов в их возрасте?
- Реально ли я оцениваю влияние алкоголизма на детей?
- Позволяю ли я взрослым детям принимать самостоятельные решения?
- Дождались ли мои родители от меня прощения за те ошибки, которые они
допустили в моем воспитании?
- Насколько спокойно в эмоциональном плане я занимаюсь поисками здоровых
форм независимости от своих родителей?
- Могу ли я проявлять честность и открытость по отношению к ним?
- Прощены ли мною мои старые друзья, какие-то организации, врачи или
лечебные учреждения, которые не сделали всего необходимого, чтобы разрешить
добром нашу ситуацию?
- Пытаюсь ли я завести здоровую дружбу, в которой я могу быть тем, кто я
есть на самом деле?
- Стараюсь ли я найти смысл и цель в своей работе?
- Интересуют ли меня дела моего сообщества?
Персональные размышления
Манеры поведения заразительны. Достойны ли внимания мои
собственные манеры?
***
Мои собственные мысли могут превратить мою жизнь в ад или в
рай!
***
Я во всем обвиняла алкоголика. С тех пор, как я пришла в
Ал-Анон, я все время пытаюсь изменить свою жизнь к лучшему и справляться со
своими проблемами изо дня в день. Теперь я честно могу сказать, что я сама себе
создавала проблемы.
***
В Ал-Аноне мне стало понятно: не важно, в какой я ситуации
оказываюсь, важно – какое у меня отношение к этой ситуации. Мое отношение к
жизни – в моих руках. Я пытаюсь защитить ее от вредных мыслей, неприятных
ощущений и дурных намерений, наполняя свою душу любовью и стараясь приносить
пользу.
***
Я работаю над своими жизненными установками. Я принимаю
себя таким, какой я есть в данный момент, и я не чувствую за это никакой вины. Я
напоминаю себе, что скука – это проявление эгоизма, что люди, которых я увидел
на своем первом собрании, тоже сначала сидели там без удовольствия. Я хожу на
собрания не иначе, как по собственному желанию. Я ищу себе спонсора, беседую с
новичками. Я заново перечитываю литературу. И, кроме того, я перепоручаю следить
за ситуацией своей Высшей Силе.
***
Каждый имеет право следовать велению своей совести. Я хочу
занять позицию смирения не на словах, а на деле, потому что я верю: всё, что у
меня есть и на что я надеюсь – в руках моей Высшей Силы.
Выводы
Мы считаемся с тем, что мы чувствуем по отношению к нашим
любимым, к детям, родителям, друзьям, к работе, к нашему сообществу,
алкоголизму, трезвости и вообще к жизни.
Положительные отношения:
Отрицательные отношения:
Другие идеи:
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Члены Ал-Анон рассматривают «ответственность» как
«способность» «отвечать» за свои потребности и потребности окружающих. Годы
жизни, проведенные в среде активного алкоголизма, искалечили большинство из нас
настолько, что мы уже не способны отвечать – мы просто реагируем. Многие из нас
путают нашу ответственность перед другими с обязанностью быть ответственными за
всех и за всё, что происходит вокруг нас. Как результат – исковерканные
отношения с семьей и с друзьями.
Честный взгляд на свою ответственность может помочь нам
больше уважать себя и укрепить те отношения, которые так много значат в нашей
жизни.
-
Признаю ли я свою ответственность за то, что я предпринимаю по поводу
своих проблем, если они возникают?
-
Реальные ли задачи я ставлю перед собой?
-
Принимая решения, учитываю ли я собственное благополучие?
-
Насколько искренне я поддерживаю идею «не идти на компромисс с собой
только ради того, чтобы сохранить мир»?
-
Могу ли я расслабиться у себя дома?
-
Сохранилась ли во мне открытость и готовность учиться, независимо от
того, как долго я нахожусь в программе?
-
Могут ли другие положиться на меня?
-
Были ли у меня попытки посетить несколько открытых собраний АА, чтобы
послушать истории других алкоголиков?
-
Позволяю ли я алкоголику лицом к лицу столкнуться с последствиями его
собственных деяний?
-
Пытаюсь ли я предложить своему любимому человеку нормальную, здоровую
поддержку и помощь?
-
Разделяю ли благодарность трезвого алкоголика к товариществу АА?
-
Уважаю ли я анонимность всех членов АА, Ал-Анон и Алатин?
-
Заставляю ли я себя ходить на собрания, даже если мне не хочется туда
идти?
-
В чем я вижу пользу от активного участия в собраниях?
-
Оказываю ли я своей домашней группе финансовую поддержку, уделяю ли ей
свое время, делюсь ли с ней своими идеями?
-
Участвую ли я по возможности в работе местной информационной или
справочной службы или в работе Всемирной Службы?
-
Приходилось ли мне выполнять волонтерскую работу (служение) вне своей
домашней группы?
-
Помогает ли мне совершенствоваться (расти) мое служение на
индивидуальном, групповом уровне или на уровне Ассамблеи?
-
Пытаюсь ли я побольше узнать о Двенадцати Традициях Ал-Анона?
-
Могу ли я позволить себе быть спонсором у новичка?
-
Не приходило ли мне в голову стать спонсором в Алатине?
-
Когда я несу весть о привлекательности идеи Ал-Анон, помню ли я о том,
что могу оказаться единственным представителем Ал-Анона, которого человек
когда-либо увидит?
-
Могу ли я обсуждать с моим возлюбленным такие насущные дела, как секс и
деньги, откровенно и здраво?
-
Могу ли я принять любовь другого человека и ответить на нее?
-
В состоянии ли я рискнуть: зная заведомо о возможном разрыве отношений,
могу ли я продолжать их развивать и углублять?
-
Помню ли я о благополучии своих детей, когда принимаю решения и исполняю
их?
-
Могу ли я открыто говорить со своими детьми о своих соображениях,
моральных критериях и чувствах?
-
Помогаю ли я своим детям формировать ощущение ответственности, давая им
какие-то задания по дому?
-
Умею ли я признавать свои ошибки?
-
Уважаю ли право детей на уединение?
-
Предоставляю ли я детям свободу самостоятельно завязывать отношения с
людьми?
-
Не привлекаю ли я детей на свою сторону, чтобы они поддержали меня в
наведении критики?
-
Являюсь ли я хорошим примером для детей?
-
Продолжаю ли я связываться (видеться) со своими родителями через разумные
промежутки времени?
-
Есть ли у меня в Ал-Аноне хороший друг, с кем я могу поговорить
откровенно?
-
Отношусь ли я к своим коллегам по работе с достоинством и уважением?
-
Нет ли у меня тенденции принимать участие в каких-либо мероприятиях
только ради того, чтобы убежать от домашних проблем?
-
Всё ли мне известно об алкоголизме, как болезни?
-
Нахожу ли я время на ежедневные молитвы, медитации и чтение литературы,
чтобы установить более осознанный контакт со своей Высшей Силой?
-
Есть ли во мне благодарность за то счастье, которое я имею?
-
Пытаюсь ли я выражать свою благодраность тем, что везде и всюду несу
весть Ал-Анона о любви к людям?
Как только мы уясним для себя, что же такое ответственность
перед собой и перед другими людьми, мы будем готовы более серьезно воспринимать
ее. Именно эта готовность и есть наш первый шаг к ответственности за свои и
чужие потребности.
Персональные размышления
У меня очень много времени ушло, чтобы осознать свою
ответственность за свое состояние. Мне хотелось обвинять всех в своих несчастьях
– родителей, мужа, свою жизнь.
В Ал-Анон меня уверили, что только я сама в ответе за свое
собственное счастье – мир не обязан осчастливливать меня, и мой муж не задолжал
мне мое счастье, и мои родители тоже. Я должна перестать чувствовать вину перед
собой и должна начать делать что-то, что будет мне самой в радость.
Я перестала ощущать ответственность за чужие чувства. Мои
собственные чувства – вот предмет моей ответственности.
***
Иногда мне кажется, что некоторые члены
Ал-Анона забывают о том, что у них есть определенная ответственность перед
товариществом. Ведь так просто – сидеть и ждать, пока кто-нибудь все сделает. Я
знаю, что чем больше я стараюсь сделать для Ал-Анона, тем больше я получаю от
этого.
***
Я думала, что «принять» – это «спокойно
прекратить обсуждать» свои проблемы и занять позицию наблюдателя. Что помогло
мне продвинуться в моем понимании этого вопроса, так это осознание собственной
ответственности, а также того, что я лично принимаю участие в своей собственной
жизни.
***
Я знаю, что кроме определенной ответственности
перед новичками у меня есть ответственность перед семьей и обществом.
Вооружившись тем, что я получил от Ал-Анона, я в состоянии делать свое дело:
принимать участие в общественной жизни и школьных мероприятиях, помнить о том,
что нельзя браться за все сразу, что нужно оставлять достаточно времени для
собраний и помощи другим людям.
***
Я несу ответственность за свое собственное
счастье, за покой в моей душе, за свое настроение, за то, как я воспринимаю мир,
как разговариваю. И только я в состоянии изменить это, если захочу. Что за
облегчение узнать, что тебе больше не нужно беспокоиться за алкоголика! Стало
гораздо проще разбираться со своими собственными проблемами.
Я знаю, что, как и у любого другого человека, у меня есть
огромная ответственность перед Ал-Аноном за все то, чего мне удалось достичь.
Мне хотелось бы, чтобы Ал-Анон был всегда в поле досягаемости для тех, кому
нужна помощь – вот в этом и заключается моя ответственность.
Выводы
Ответственность, которую я признаю за собой:
За что я не могу взять на себя ответственность:
Другие идеи:
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА
Жизнь с алкоголиком серьезно сказывается на
нашем чувстве собственного достоинства. Мы обвиняем себя в том, что стали
причиной проблемы; мы сомневаемся в своих способностях делать что-нибудь
правильно; мы боимся перемен – всё это перерастает в ненависть, обращенную к нам
самим. Многие из нас пытаются спрятать свои чувства, но они неизбежно
сказываются на нашем характере и на нашей жизни. И если ощущения собственной
никчемности продолжают переполнять нас, то мы сами начинаем замечать за собой,
что в нас все меньше остается теплоты и интереса к другим людям.
Ал-Анон предлагает начать с самого начала.
Понимая, что мы имеем дело с болезнью, мы можем начать отказываться от этих
негативных чувств. А потом мы можем переключить внимание на себя и осознать, что
мы всего лишь люди. Мы можем научиться принимать себя такими, какие мы есть, и
проявить готовность к перемене наших жизненных установок.
Благодаря программе Ал-Анон мы можем получить
помощь других членов группы. Чем крепче наша вера в Высшую Силу, тем больше мы
уверены в себе.
-
Хорошо ли я занимаюсь собой в физическом, психологическом и духовном
плане?
-
Могу ли я согласитьсся со своей внешностью?
-
Горжусь ли я своей внешностью?
-
Правильно ли я питаюсь?
-
Достаточно ли я отдыхаю?
-
Когда в последний раз я была на приеме у своего врача?
-
Когда в последний раз я была на приеме у дантиста?
-
Достаточно ли у меня мужества, чтобы не позволить посторонним дурно
обращаться с собой?
-
Знаю ли я, как защитить себя и своих близких от физического насилия?
-
Нравлюсь ли я себе?
-
Знаю ли я о своей привлекательности?
-
Верю ли я, что меня можно любить?
-
Если меня кто-то отверг, продолжаю ли я верить в свою привлекательность?
-
Могу ли я представить себя страстным, любящим человеческим существом?
-
Знаю ли я о своих способностях на серьезные любовные отношения?
-
Завожу ли я связи с эмоционально здоровыми людьми?
-
Понимаю ли я, что иррациональное поведение не всегда приемлемо, поскольку
оно типично для алкоголиков?
-
Задумываюсь ли я о помощи профессионалов?
-
Нравится ли мне бывать наедине с собой?
-
Не приходило ли мне в голову преподнести себе подарок?
-
В состоянии ли я относиться к себе так же хорошо, как и к кому-то
другому, о ком я забочусть?
-
Развилось ли во мне определенное уважение к себе после того, как я
установила разумные стандарты для себя, вместо того, чтобы пытаться подогнать
под них кого-то другого?
-
Реально ли я оцениваю свои способности?
-
Могу ли я согласиться со своими ограниченными возможностями?
-
Могу ли я рассматривать свои недостатки, как несоответствие идеалу?
-
Могу ли я получать удовлетворение от работы над собственным
соершенствованием?
-
Есть ли у меня время на удовлетворение своих собственных духовных
потребностей?
-
Могу ли я в разгар ссоры успокоиться и напомнить себе, что обвинения,
выдвинутые в мой адрес, не имеют под собой фактов?
-
Знаю ли я, что я имею право на ошибки?
Персональные размышления
Это личностная программа. Мне нужно сначала провести
самоанализ, установить свою личность и понять себя в целом. Если я вижу свои
заблуждения, то уж другие и подавно их видят.
***
Если бы только мне дано было в детстве воспринимать жизнь
такой, какая она была на самом деле, то сейчас мой характер был бы гораздо
лучше, было бы больше уверенности в себе и меньше опасений, что я всё делаю не
так, как надо. Если бы только я не вышла замуж за алкоголика, у меня было бы
меньше забот, и я бы могла больше наслаждаться жизнью. Ах жизнь! Почему она
должна была стать для меня таким разочарованием, одной сплошной ссорой? Почему
счастье обошло меня стороной?
Так я размышляла раньше. Я хотела научиться мыслить иначе.
Конечно, собрания помогли мне в этом. Каждый раз на собрании оказывался кто-то,
чьи проблемы мне казались гораздо сложнее, чем мои собственные. Когда я начала
заниматься в группе, выполнять какие-то поручения, стала спонсором, я наконец-то
«вышла из своей скорлупы». Чем больше я слушала других, тем мельче казались мне
мои собственные проблемы. Когда я делала что-то, что помогало другим, я больше
начинала ценить себя и была счастлива уже тем, что живу на этом свете.
***
Чувство собственного достоинства – это ощущение истинной
целостности. Мое душевное состояние определяет степень моей целостности. С
глубоким ощущением тождественности самому себе и хорошими чувствами к себе я
могу рассматривать свою проблему как вызов, а причиняющие боль моменты – как
возможность для взросления. Это сосредоточивает мое внимание на жизни в целом и
учит меня проще воспринимать себя самого.
***
Я проявляю доброту по отношению к себе. Я
делюсь своими чувствами, хорошими и плохими, с другими людьми. Я обращаюсь к
Богу, «отпускаю от себя» и смотрю на результаты. Ему нет нужды творить для меня
чудеса. Я мило беседую сама с собой, шлепаю себя по заднице, чтобы заставить
себя сделать что-нибудь правильное, но трудное. Я делаю что-то для других,
иногда анонимно. Я звоню по телефону тем, с кем давно не встречалась. Все это я
делаю для того, чтобы еще больше понравиться себе.
***
Поскольку я был не очень высокого мнения о
себе, меня всегда беспокоило, что же другие думают обо мне, и любое осуждение
или неодобрение были мне неприятны. Когда я нравился кому-то, я нравился сам
себе; когда я кому-то не нравился или меня критиковали, то я заставлял себя
меняться, чтобы угодить им. Мое мнение о себе самом зависело исключительно от
других людей.
Сегодня я понимаю: вместо того, чтобы
прислушиваться к другим мнениям, мне нужно поработать над развитием чувства
собственного достоинства. Когда я начну ощущать себя действительно стоящим
человеком, меня будет мало заботить, что думают обо мне другие.
Выводы
Качества, которые я высоко ценю в себе:
Другие идеи:
Ал-Анон дает нам возможность любить и уважать
себя более глубоко, чем раньше. Мы более свободно проявляем истинную любовь и
сердечность к другим людям, именно так, как нам всегда этого хотелось.
ЛЮБОВЬ
«Если бы ты на самом деле любил меня…» - эту
фразу можно часто слышать в доме, где живет алкоголик. Это очень трудно понять,
почему алкоголики, так сильно страдая от своей болезни, не в состоянии дать нам
ту любовь, какую мы хотели бы от них получить. Но те из нас, кто живет с
алкоголиками, должны согласиться, что и наша способность отдавать и
воспринимать любовь тоже поражена болезнью.
Защищаемся ли мы, нападаем ли или занимаем
нейтиральную позицию относительно алкоголика и окружающих, мы все равно возводим
вокруг себя стену недоверия, которая не дает нам насладиться любовью. Наш
личностный рост сдерживается.
Ал-Анон может помочь нам исправиться.
Окруженная сердечностью и теплотой наших товарищей, любовь оживает. Она может
продолжать расти благодаря нашему пониманию алкоголизма, как болезни, и
благодаря нашей готовности обращаться с членами нашей семьи соответствующим
образом. И помере того как мы все глубже будем постигать принципы нашей
программы, мы будем духовно расти, отдавая и воспринимая любовь в ее истинном
смысле.
-
Осознаю ли я, что определенная степень любви к себе необходима для моих
отношений с другими людьми?
-
Воспринимаю ли я алкоголизм как болезнь, а алкоголика – как больного
человека?
-
Дала ли я своему возлюбленному свободу жить так, как ему вздумается?
-
Понимаю ли я, что когда я говорю «Я любила бы тебя, если бы…», то речь
идет не о любви?
-
Знаю ли я, что моя любовь должна быть щедрой, и что все, что я теряю,
разжимая свои объятия, никогда и не было моим?
-
Показываю ли я членам своей семьи, что я их люблю?
-
Последовательна ли я в своей любви к семье?
-
Секс – это естественное выражение любви между мной и моим возлюбленным?
-
Знаю ли я всю правду о сексуальных отношениях со своим возлюбленным?
-
Достаточно ли я открыта и честна в моих отношениях?
-
Хватит ли мне смелости обратиться за профессиональной помощью из-за
сексуальных проблем, которые я не могу уладить сама?
-
Могу ли я дистанцироваться от проблем и особенностей характеров других
людей и продолжать их любить, как любят родных?
-
Понимаю ли я разницу между «отделением» и «безразличием»?
-
Могу ли я любить, не надеясь на взаимность?
-
Могу ли я проявить искренний интерес к своему товарищу по группе?
-
Стараюсь ли я что-то запоминать и проявлять интерес к особым датам,
событиям и делам в жизни тех людей, кто мне дорог?
-
Как часто я говорю другим, что люблю их?
-
Естественна ли я в своих отношениях с другими, нет ли у меня тенденции
все время быть настороже, чтобы не сказать или не сделать что-нибудь
неправильно?
-
Могу ли я разделять вкусы и мнения тех, кого люблю, не обращая внимания,
как к этому относятся другие?
-
Позволяю ли я своей Высшей Силе «распутывать» мои отношения?
-
Рассматриваю ли я благодарность, как выражение любви?
-
Стараюсь ли я раскрыть новичкам Ал-Анона истинный смысл теплоты,
сердечности и заботы?
-
Понимаю ли я, что нести весть Ал-Анона – это значит действительно
разделять чью-то любовь?
Персональные размышления
Любовь не может жить в сердце, переполненном страхами и
обидами.
***
Ал-Анон
научил меня любить всех, даже тех, кто мне не нравится. Для меня это чудо, что
мне теперь все нравятся и что это гораздо проще, чем я думала. Раньше я
шарахалась от людей, беседам с кем-нибудь я предпочитала одиночество… Любовь
похожа на корзину с земными благами – их никогда не будет вдоволь, пока вы не
начнете их раздавать.
***
Сегодня
Ал-Анон учит меня искусству любви в ее истинном понимании. Мои друзья по группе
обнадежили меня. Кроме того, они объяснили мне, что такое любовь «без ценника».
Они любили меня таким, какой я есть, и этим они преследовали единственную цель –
дать мне шанс дорасти до любви и принять себя. И когда у меня это получилось, я
сумел полюбить других.
***
Я
отступилась от того, что больше не могла контролировать, и начала работать над
собой, тогда моя способностьт любить тоже возросла. Я обнаружила, что могу
любить своего мужа здраво и разумно, делая то, что для него полезно, а вовсе не
то, чего он от меня ожидал. Я научилась видеть, как важно для него столкнуться
лицом к лицу с последствиями его пьянства.
Слово
«любовь» всегда представляло для меня проблему, потому что я думала, что саму
любовь надо демонстрировать конкретными действиями и словами; в нашей семье все
было по-другому, поэтому мне нужно было много времени, чтобы догадаться, что
кто-то любит меня, и полюбить самой. И только несколько месяцев назад я начала
понимать, что любовь в разных человеческих отношениях бывает разная. И нет
никаких границ или ограничений, которые указывали бы нам, кого любить и как
любить.
***
Любить
– это значит быть самим собой и находить это приятным, это значит быть
счастливым и понимать, как много еще предстоит сделать, чтобы добиться
совершенства. Это значит слушать и слышать – важная деталь! Это значит уважать
других и воспринимать чужие мнения. Любовь – это жизнь.
Выводы
Что мне
удалось открыть в себе нового относительно моих способностей любить:
Другие
идеи:
В
ал-Анон мы обнаруживаем, что есть, оказывается, много способов
продемонстрировать свою любовь:
- словами, письменно или устно;
- улыбкой и пониманием, когда слушаешь;
- благодарностью к своей Высшей Силе и товарищам по группе. Научившись
отдавать свою любовь свободно и щедро, мы понимаем, насколько важно принимать ее
свободно, с доверием, от других людей и от нашей Высшей Силы.
ЗРЕЛОСТЬ
Зрелость – это
умение жить в мире с тем,
что мы не можем
изменить.
Зрелость – это удел взрослых. Это качество помогает людям сбалансировать свой
интеллект и свои эмоции и предопределяет соответствующее поведение. Чтобы
сделать что-либо правильно и в нужный момент, необходимо уметь здраво о ценивать
ситуацию, а также представлять себе предел человеческих возможностей.
Зрелые
люди не впадают в крайности, реально воспринимают себя и ставят перед собой
реальные задачи, они умеют брать на себя ответственность за свои собственные
поступки. Они умеют рассчитывать только на себя и давать всему свою собственную
оценку.
-
Могу ли я согласиться с тем, что жизнь – это не только черное и белое или
хорошее и плохое, но скорее нечто среднее?
-
Отказалась ли я от попыток повлиять на людей и ситуации, в которых я
ничего не могу изменить?
-
Могу ли я честно оценить себя?
-
Позволяю ли я другим людям увидеть меня настоящую?
-
Согласна ли я занять терпимую, снисходительную позицию по отношению к
себе самой?
-
Как другие терпят меня?
-
Отношусь ли я с уважением к другим людям?
-
Избегаю ли использовать других людей, чтобы получить желаемое?
-
Ожидаю ли я, что окружающие будут снисходительны к моему поведению?
-
Внимательно ли я прислушиваюсь к чужим мнения?
-
Получается ли у меня не воспринимать себя слишком серьезно?
-
Есть ли у меня чувство юмора?
-
Благоразумны ли мои планы на будущее?
-
Могу ли я, совершая ошибки, не сердиться на себя, помня о том, что я
всего лишь человек?
-
В состоянии ли я сказать «Нет»?
-
Считаю ли я жизненные невзгоды естественными явлениями?
-
Избегаю ли я ситуаций, способных вывести меня из равновесия?
-
Стараюсь ли я понять, почему другие люди поступают именно так, как
поступают, а не иначе?
-
Получаю ли я удовлетворение, проявляя максимум энергии?
-
Избегаю ли я нелестных высказываний в свой адрес?
-
Могу ли я радоваться чужой удаче?
-
Пытаюсь ли я отбросить в сторону сомнения после того, как решение уже
принято?
-
Принимаю ли я на себя ответственность за свое поведение и поступки?
-
Умею ли я выражать свои чувства разумно и конструктивно?
-
Руководствуюсь ли я чувством благоразумия, реагирую ли соответствующим
образом на разные ситуации?
-
Могу ли я принять несогласие и критику по-доброму и естественно,
непредубежденно, рассматривая это как потенциал для дальнейшего роста?
-
Достаточно ли у меня терпения и уступчивости, чтобы согласиться с
разумными отсрочками и изменениями планов, считаясь иногда с чьими-то
удобствами?
-
Могу ли я позволить другим поступать так, как они считают нужным, не
оказываясь постоянно под их влиянием?
-
На встречах нашего товарищества взаимодействую ли я с другими спокойно,
без напряжения?
-
Избегаю ли я быть постоянно в центре внимания?
-
Если я не все время обращаюсь к кому-либо за одобрениями и указаниями, то
не означает ли это, что я в каком-то смысле независима?
-
Готова ли я согласиться с тем, что у меня не будет ответов на все
вопросы?
-
Осознаю ли я ту роль, которую сама сыграла во всех своих жизненных
неприятностях?
-
Могу ли я принимать помощь и комплименты от других людей, не пытаясь
искать в этом скрытый смысл и не чувствуя необходимости «выровнять счет»?
-
Готова ли я изучить концепцию Высшей Силы, интеллекта более сильного, чем
мой собственный, который поможет мне обнаружить более глубокое чувство зрелости?
Персональные размышления
Говорят, отличительным признаком зрелого человека является
его умение быть благодарным. Иногда мы просто обязаны проявлять благодарность,
раз мы осознанно хотим перемен. Это дает дорогу нашей готовности перерасти наше
сегодняшнее состояние, а нам – возможность начать воспринимать себя более
глубоко и зрело.
***
Я пытаюсь развить в себе эмоциональную
зрелость. Эмоционально зрелый человек сдержан, добр, скромен, неэгоистичен,
способен воспринимать жизненные невзгоды и удары судьбы естественно и спокойно.
***
Когда более опытные товарищи говорили мне, что
я чаще перемываю кости своему алкоглику, а не себе, мне становилось не по себе.
Я уходила домой и клялась никогда более к ним не возвращаться. Я и забыла, как
сама много раз говорила другим «Чтобы справиться с болью, постарайся
проанализировать, может ты сама что-нибудь неправильно сделала. Если нет, то
просто перестань обижаться, а если да – повинись, и боль пройдет».
Я хотела наказать этих людей, лишив их
возможности любоваться жемчужинами моей мудрости, но потом вспомнила, что в
человеческих отношениях заложен принцип бумеранга. Ведь мне группа нужна больше,
чем я ей.
Так я сделала еще один шаг в сторону зрелости,
когда продолжила свое выздоровление от болезни под названием «слушаю, но не
слышу». Я так тороплюсь страдать, что с трудом замечаю, как сама доставляю
другим страдания.
***
Зрелость – это всё возрастающее осознание того,
что ты и не всесилен и не бесполезен. Можно сказать, это понимание того, что
есть, что могло бы быть, и чего быть не могло. Это не самоцель, это способ
достижения цели. Наступает момент, когда ты, оправившись после очередной беды
или глубокого потрясения, говоришь себе: «Я буду жить, что бы там ни было».
Наступает момент, когда ты обнаруживаешь, что то, во что ты очень долго верил,
оказалось чем-то другим; и, расставаясь со старыми убеждениями, ты вдруг видишь
что ты – это все еще ты; момент, когда ты обнаруживаешь, что кто-то другой может
выполнять твою работу не хуже тебя, но ты все равно продолжаешь ее выполнять;
когда ты начинаешь делать то, чего раньше всегда боялся; когда ты осознаешь, что
ты теперь навеки один, как впрочем и кто-то еще; и еще сотни моментов, когда ты
видишь себя таким, какой ты есть. Это значит: пусть жизнь развивается по своим
вечным законам и пусть всё будет так, как будет. Это значит «отпустить от себя и
перепоручить всё Богу».
Выводы
Реалистичные задачи, которые я могу перед собой
поставить:
Элементы поведения, которые я могу исправить:
Другие идеи:
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
Говорят, что у нас у всех три характера: тот,
который мы сами себе придумали; тот, который мы демонстрируем д ругим людям; и,
наконец, тот, который у нас есть на самом деле. В сущности они все три в нас
переплелись. Наша мораль и этика – это те черты, которые формируются в нас,
начиная с доброго, легко поддающегося влиянию детства, и заканчивая настоящей
жизнью. Независимо от того, прочно или нет они были в нас заложены, теперь же
они определяются тем, что мы думаем о жизни, тем, что другие думают о нас, и
тем, что в действительности присуще нашей натуре.
Сущность нашего характера складывается из
многих черт, которые влияют на наше мышление и поведение. Когда мы начинаем
анализировать по отдельности те черты, которые составляют единое целое, то мы в
основном выделяем лишь наши сильные и слабые стороны: так лучше видно, как
проявляются те или иные качества. Именно так мы можем проникнуть в суть «точной
природы наших ошибок» и помочь себе отыскать способы преодоления своих
недостатков.
Проставляя д ату рядом со своими ответами на
следующие вопросы, мы можем сравнивать свои собственные позиции через какой-то
период времени. Те из нас, кто имеет серьезные намерения относительно
собственного совершенствования, будут рады обнаружить реальных прогресс,
пересматривая время от времени свои черты характера.
И хотя мы имеем тенденцию соглашаться с той или
иной чертой, мы наверное обнаружим, что чаще всего мы будем находиться где-то
посередине между описанными здесь крайностями.
Считаюсь с другими |
Проявляю эгоцентризм |
-
Стараюсь ли я отвлечься от своих собственных забот, проявляя интерес к
тому, что делается вокруг меня?
-
Замечаю ли я, что, помогая другим, я т ем самым нахожу выход из своего
затруднительного положения?
-
Как согласуется моя ответственность перед собой с моим желанием повлиять
на дургих?
Помогаю другим |
Потакаю своим желаниям |
-
Нравится ли мне стараться оказывать помощь другим или я постоянно жду,
что кто-то поможет мне?
-
Есть ли у меня намерения помочь своей группе Ал-Анон, взяв на себя
какую-нибудь обязанность?
Проявляю щедрость, великодушие |
Проявляю эгоизм |
-
Прилагаю ли я усилия, чтобы относиться к чужим потребностям так же, как к
своим?
-
Щедро ли я трачу свое время на то, чтобы помогать другим, в первую
очередь вспоминая о членах своей семьи?
-
Пытаюсь ли я поделиться с другими чем-то личным – чувствами, идеями?
Проявляю чуткость, внимательность |
Жалею себя |
-
Приходило ли мне в голову, что и у других в жизни бывали такие же трудные
времена, как у меня?
-
Избегаю ли я ситуаций, когда другие могли бы проявить ко мне сочувствие?
-
Рассматриваю ли я свои жизненные проблемы как один из самых главных
стимулов для своего развития, как настоящий дар от моей Высшей Силы?
Проявляю непредубежденность,
доброту |
Проявляю упрямство, ограниченность |
-
Могу ли я проявлять непредубежденность и восприимчивость к чужим новым
идеям?
-
Могу ли я на практике пойти на компрмисс?
-
Могу ли я делать что-нибудь именно так, как мне советует другой человек?
Конструктивно критикую |
Осуждаю, занимаюсь пересудами |
-
Избегаю ли я давать оценки другим людям?
-
Исключаю ли я из своей речи слова «должен» и «обязан», когда говорю о
других людях?
-
Соглашаюсь ли я с утверждением, что большинство людей действуют именно
так, как нужно в данный момент, но это вовсе не значит, что им так хочется?
Проявляю почтительность, вежливость |
Проявляю непочтительность,
невежливость |
-
Уважаю ли я чувства и жизненный опыт других людей?
-
Считаю ли я себя вправе иметь чувство собственного достоинства и
рассчитывать на уважение к себе?
-
Могу ли я сопоставить свои потребности в самосовершенствовании с тем, что
я знаю о других людях в плане их стремления к совершенствованию?
Проявляю терпение |
Проявляю нетерпение |
-
Хватает ли у меня терпения, чтобы поддерживать в себе разумную
самодисциплину?
-
Могу ли я терпеливо обучать других тому, чему научилась сама, поощряя их
готовность учиться?
-
Понимаю ли я, что, проявляя терпение, я позволяю и даю время своей Высшей
Силе руководить мною там, где это необходимо?
Проявляю терпимость |
Проявляю нетерпимость |
-
Умею ли я приспосабливаться, не теряя чувства самоуважения?
-
Избегаю ли я ситуаций, где мне нужно унижаться перед другими л юдьми?
-
Осознаю ли я, что мои ощущения крушения надежд и разочарований
уменьшаются по мере того как возрастает моя терпимость?
Проявляю реализм |
Витаю в облаках |
-
Понимаю ли я, что р еальность – это то, что происходит на самом деле, а
не то, что я ощущаю или мысленно представляю себе?
-
Могу ли я понять, что просто признать правду это не значит справиться с
множеством вымышленных проблем?
-
Верю ли я, что по-настоящему все случается лишь однажды?
Проявляю благоразумие,
рассудительность |
Проявляю неблагоразумие,
безрассудство |
-
Пытаюсь ли я рассуждать и думать, прежде чем воздействовать или
прореагировать?
-
Пытаюсь ли я выслушать все до конца, а уж потом делать какие-то выводы?
-
Могу ли я оправдать других за недостаточностью улик?
Проявляю чрезмерную настойчивость,
самоуверенность |
Проявляю покорность, смирение |
-
Действую ли я в своих собственных интересах и ставлю ли я перед собой
свои собственные задачи?
-
Принимаю ли я самостоятельные решения?
-
Могу ли я воспротивиться и не пойти на уступки ради сохранения мира, если
затронуто мое благополучие и моральные принципы?
Умею действовать согласованно,
в духе сотрудничества |
Проявляю высокомерие,
не допускаю возражений |
-
Пытаюсь ли я понять чужую позицию, даже если не могу с ней согласиться?
-
Могу ли я успешно работать с другими членами группы?
-
Могу ли я признать лидерами других людей?
-
На деле я такой же хороший руководитель, как и на словах?
Проявляю дружелюбие и отзывчивость |
Проявляю замкнутость, нелюдимость,
ухожу в себя |
-
Нравится ли мне общаться и взаимодействовать с другими людьми?
-
Не кажется ли мне, что мой опыт может быть полезен другим?
-
Интересуют ли меня события в мире, в обществе, в моей семье?
Проявляю снисходительность,
склонность к прощению |
Проявляю обидчивость |
-
Рассматриваю ли я составление перечня обид как первый шаг к их
искоренению?
-
Когда конфликт исчерпан и гнев прошел, могу ли я отключиться?
-
Могу ли я с пониманием отнестись к тому, что в АА приходится много
времени уделять новичкам?
Проявляю доверчивость |
Проявляю подозрительность |
-
Могу ли я оправдать кого-либо за недостаточностью улик?
-
Могу ли я дать себе шанс вступить в новые отношения, не боясь еще одного
разочарования?
-
Избегаю ли я выискивать скрытые мотивы в том, что делают другие?
Заслуживаю доверия,
на меня можно положиться |
Проявляю склонность к сплетням,
передаче слухов |
-
Избегаю ли я обсуждения чужих проблем под видом «это для их же пользы»?
-
Избегаю ли я сплетен о других людях?
-
Рассматриваю ли я соблюдение конфиденциальности как важную часть
программы Ал-Анон и как отличительный признак зрелого человека?
Довольствуюсь тем, что имею |
Проявляю завистливость |
-
Не пытаюсь ли я осознанно подсчитывать свои благодеяния?
-
Могу ли я радоваться удачам других людей?
-
Могу ли я перестать считать кого-то виноватым в своих бедах и попытаться
улучшить свое собственное материальное положение?
Проявляю доброжелательность,
готовность сделать что-то |
Постоянно ворчу,
проявляю сварливость |
-
Ожидаю ли я самого хорошего от ситуации и от людей, с которыми мне
приходится сталкиваться?
-
Избегаю ли я ссоры воимя сооры?
-
Избегаю ли я саркастических выражений, если другие не разделяют моих
взглядов?
Демонстрирую бодрость, веселость |
Демонстрирую подавленность |
-
Избегаю ли я обвинять других людей в своих собственных несчастьях?
-
Могу ли я понять, почему Авраам Линкольн говорил «Многие люди счастливы
настолько, насколько они сами себе могут это вообразить»?
-
Быстро ли я прихожу в себя после р азочарований?
Демонстрирую вежливость, учтивость,
обходительность |
Демонстрирую невоспитанность,
неучтивость |
-
Слушаю ли я внимательно, когда говорят другие, или только и жду своей
очереди высказаться?
-
Достаточно ли деликатно я выбираю выражения и тон своего голоса в
присутствии других людей?
-
Понимаю ли я разницу между просьбой о помощи и навязчивостью?
Проявляю доброту, любезность |
Не скрываю свою злобность |
-
Обращаюсь ли я с другими по-доброму, щадя их чувства?
-
Пытаюсь ли я воздержаться от какого-либо высказывания, если вижу, что мне
трудно будет выстроить свою речь в любезных выражениях?
-
Вижу ли я смысл в том, чтобы просто быть слушателем для кого-нибудь, кому
нужно выговориться?
Проявляю любовь и заботу |
Не скрываю своего равнодушия |
-
Избегаю ли я «наплевательской» позиции по отношению к другим, понимая,
что равнодушие зачастую более губительно, чем прямой отказ?
-
Избегаю ли я превосходства и чрезмерного покровительства над другими?
-
Могу ли я любовь другого человека принять такой, какую он мне может
дать?
Проявляю сдержанность , такт,
благоразумие, осторожность и осмотрительность |
Проявляю безрассудность,
неосторожность, неосмотрительность |
-
Проявляю ли я честность и тактичность во взаимоотношениях с другими
людьми, всегда считаясь с их чувствами?
-
Избегаю ли я навязывать кому-либо свою точку зрения?
-
Если я прислушиваюсь к себе, то не означает ли это, что я развиваю в себе
чувство благоразумияи осторожности?
Проявляю стойкость, неколебимость,
решительность |
Проявляю склонность к панике,
к насилию |
-
Работаю ли я над тем, чтобы избегать больших контрастов в своем
настроении?
-
Выражаю ли я свои чувства соответствующим образом?
-
Правильно ли я реагирую на проявление чужих чувств?
-
Прибегаю ли я к молчанию, чтобы восстановить свое самообладание и
решительность?
Проявляю последовательность |
Проявляю непоследовательность |
-
Пытаюсь ли я говорить то, что думаю, и думать, прежде чем сказать
что-либо?
-
Выполняю ли я свои обещания?
-
Можно ли обо мне сказать, что одинаково реагирую, попадая в сходные
ситуации по разным поводам?
Демонстрирую искренность,
честность, прямоту |
Демонстрирую неискренность,
лицемерие |
-
Пытаюсь ли я быть самим собой, не стремлясь ли я произвести ложное
впечатление на людей?
-
Раздаю ли я встречные комплименты, если в душе с ними не согласна?
-
Не пытаюсь ли я манипулировать людьми, говоря им то, что они хотят от
меня услышать, а не то, что я о них думаю?
Проявляю честность |
Проявляю лживость |
-
Достаточно ли у меня честности, чтобы признать перед собой свои мотивы?
-
Избегаю ли я объяснений или осуждений в свой адрес за совершенные ошибки?
-
Могу ли я удержаться, чтобы хоть чуть-чуть не приврать?
-
Могу ли я честно и откровенно предстать перед людьми такой, какая я есть
на самом деле?
-
Стараюсь ли я никогда не быть враждебной или злобной, изображая
честность?
Проявляю готовность признать свои
ошибки |
Проявляю самодовольлство,
уверенность в своей правоте |
-
Могу ли я признать свои заблуждения перед собой и перед другими людьми?
-
Избегаю ли я черезчур упорно выпрашивать прощение за свое поведение?
-
Прошли ли у меня те времена, когда я оправдывала свое поведение тем, что
оно обусловлено ситуацией, в которой я нахожусь?
Демонстрирую скромность,
покорность, смиренность |
Демонстрирую высокомерие,
надменность, самонадеянность |
-
Милосердный ли я победитель?
-
Признаю ли я,что быть скромным – это честно оценивать себя?
-
Знаю ли я, что проникнуться смирением и пережить унижение – это не одно и
то же?
-
Понимаю ли я, что смирение – это ощущение соразмерности в отношении себя
и своей Высшей Силы?
Проявляю выдержку, спокойствие |
Проявляю назойливость,
причиняю беспокойство |
-
Могу ли я сопереживать другим людям, не надоедая, не приставая к ним?
-
Понимаю ли я, что зачастую действие – это противоядие от беспокойства?
-
Прибегаю ли я к Молитве об Умиротворении, чтобы найти душевный покой?
Умею расслабляться |
Не могу преодолеть возбуждение,
напряженность |
-
Избегаю ли я принимать химические вещества, кроме прописанных врачом,
чтобы достичь состояния расслабленности?
-
Есть ли что-нибудь такое, что помогает мне расслабиться и что мне очень
нравится?
-
Соглашусь ли я с тем, что разумное напряжение в большинстве ситуаций
дает мне необходимую энергию для нормального функционирования?
-
Могу ли я использовать пословицу «Тише едешь, дальше будешь», чтобы
выразить свою позицию?
Демонстрирую уверенность в себе,
заслуживаю доверия |
Демонстрирую забитость,
переполненность предчувствиями |
-
Приходилось ли мне когда-нибудь анализировать свои страхи?
-
Вижу ли я смысл в том, чтобы с кем-нибудь поговорить о своих страхах?
-
Могу ли я согласиться с некоторой нетсабильностью в моей жизни, не
опасаясь, что все развалится на части?
Проявляю способность надеяться |
Проявляю унылость, подавленность |
-
Могу ли я каждый новый день начинать с надежды на то, что он будет лучше,
чем предыдущий?
-
Есть ли во мне готовность сделать то, что в моих силах, чтобы сбылись мои
надежды?
-
Верю ли я в Высшую Силу, которая может помочь мне найти лучший, более
счавстливый способ существования?
Проявляю оптимизм |
Проявляю пессимизм |
-
Пытаюсь ли я ожидать самого лучшего от тех ситуаций, с которыми мне
приходится сталкиваться?
-
Считаю ли я, что у меня есть шансы на светлое будущее?
-
Пытаюсь ли я делиться самым хорошим, что есть в моей жизни, с другими
людьми?
Демонстрирую способность
жить настоящим |
Живу прошлым,
опасаюсь за будущее |
-
Все ли возможное сделано мною, чтобы избавиться от чувства вины за
прошлое?
-
Настраиваю ли я с вои чувства на положительный лад?
-
Есть ли во мне готовность исповедовать в своей жизни концепцию «Жить
сегодняшним днем»?
Демонстрирую трудолюбие |
Люблю бездельничать, тунеядствовать |
-
Понимаю ли я, что сама по себе готовность сделать что-то – это первый шаг
самого дела?
-
Могу ли я увлечься каким-то делом в процессе его выполнения?
-
Энергично ли я приступаю к выполнению своих обязанностей?
Демонстрирую расторопность |
Демонстрирую медлительность |
-
Пытаюсь ли я избежать бессмысленных откладываний в делах и решениях ,
обусловленных моей ленью или легкомыслием?
-
Понимаю ли я, что за откладыванием со дня на день часто следуют
оправдания упущенным возможностям?
-
Осознаю ли я, что опоздание – это неуважение к тем, кто меня ожидает?
Демонстрирую целеустремленность |
Не имею никаких определенных целей |
-
Достаточно ли я прилагаю стараний, чтобы изменить свою жизнь?
-
Есть ли у меня цель в жизни?
-
Могу ли я спокойно взять себя в руки, чтобы довести до конца начатое
дело?
Демонстрирую готовность продолжать
поиски эмоционального и духовного равновесия |
Демонстрирую самодовольство и
ограниченность |
-
Помню ли я о том, что завершение Четвертого Шага не означает, что моя
«работа» закончена?
Персональные размышления
Мой первый самоанализ состоял в основном из инцидентов и
ситуаций, которые достаувили мне неприятности, в нем не было мыслей и чувств.
Это был очень однобокий самоанализ, потому что я в те времена не мог обнаружить
в себе ни одной хорошей черты. Это было совсем не то, что должно быть в
Четвертом Шаге, но что-то я описал из своей жизни и нашел в себе достаточно
мужества, чтобы рассказать это другому человеку. Я знаю, что я сделал это
настолько хорошо и настолько честно, насколько я тогда был способен. Я вычистил
кое-какой мусор, стал более терпимым и начал кое-что понимать. Я начал духовно
расти.
***
Два года спустя я почувствовал необходимость «переделать» свой самоанализ. С
помощью одного из старожилов Ал-Анона мне удалось по-новому взглянуть на себя.
Благодаря тому, что мне дал Ал-Анон в плане духовного развития, я смог
разглядеть свои недостатки. Я сумел справедливо и безбоязненно взглянуть на них.
И я уже был в состоянии отметить свои положительные черты и согласиться с тем,
что они у меня есть. Отыскивая в себе и признавая эти хорошие черты, я вынужден
был кое-над чем поработать.
Я прихожу к выводу, что по мере моего роста в этой
программе и по мере моей работы над своими положительными чертами некоторые из
моих недостатков как бы улетучиваются, а другие я начинаю контролировать.
Потребовалось большое мужество, чтобы взять и написать про
себя на бумаге, но это того стоило. Я начал развиваться и начал замечать свое
развитие. Благодаря этому Шагу я смог принять себя. А когда я сам себя принял,
меня приняли и другие.
Вопросник для проверки характера
Используя вопросы из раздела «Черты характера»
и с помощью этого вопросника мы сможем определить свое местоположение среди этих
черт характера и, вероятно, обнаружить, что в большинстве случаев мы находимся
гдето между теми крайностями, которые здесь перечислены.
Дата _______________
Считаюсь с
другими Проявляю
эгоцентризм
Помогаю
другим Потакаю своим желаниям
Проявляю щедрость,
великодушие Проявляю эгоизм
Проявляю чуткость,
внимательность Жалею себя
Проявляю непредубежденность,
доброту Проявляю упрямство, ограниченность
Конструктивно
критикую Осуждаю, занимаюсь пересудами
Проявляю почтительность, вежливость
Проявляю непочтительность, невежливость
Проявляю
терпение Проявляю
нетерпение
Проявляю
терпимость Проявляю нетерпимость
Проявляю
реализм Витаю в облаках
Проявляю благоразумие,
рассудительность Проявляю неблагоразумие, безрассудство
Проявляю чрезмерную
настойчивость, Проявляю покорность, смирение
самоуверенность
Умею действовать согласованно,
Проявляю высокомерие, не допускаю
в духе сотрудничества возражений
Проявляю дружелюбие и отзывчивость
Проявляю замкнутость, нелюдимость, ухожу в себя
Проявляю снисходительность, склонность
Проявляю обидчивость
к прощению
Проявляю
доверчивость Проявляю
подозрительность
Заслуживаю доверия,
Проявляю склонность к сплетням,
на меня можно положиться передаче слухов
Довольствуюсь тем, что
имею Проявляю завистливость
Проявляю
доброжелательность, Постоянно ворчу, проявляю
сварливость
готовность сделать что-то
Демонстрирую бодрость, веселость
Демонстрирую подавленность
Демонстрирую вежливость, учтивость
Демонстрирую невоспитанность,
обходительность
неучтивость
Проявляю доброту,
любезность Не скрываю свою злобность
Проявляю любовь и
заботу Не скрываю своего равнодушия
Проявляю сдержанность , такт,
Проявляю безрассудность,
благоразумие, осторожность и
неосторожность, неосмотрительность
осмотрительность
Проявляю стойкость,
неколебимость, Проявляю склонность к панике, к насилию
решительность
Проявляю
последовательность Проявляю непоследовательность
Демонстрирую
искренность, Демонстрирую неискренность, лицемерие
честность, прямоту
Проявляю
честность Проявляю лживость
Проявляю готовность признать свои
ошибки Проявляю самодовольлство, уверенность в своей правоте
Демонстрирую скромность, покорность,
Демонстрирую высокомерие, надменность,
смиренность
самонадеянность
Проявляю выдержку, спокойствие
Проявляю назойливость, причиняю беспокойство
Умею расслабляться Не могу
преодолеть возбуждение, напряженность
Демонстрирую уверенность в себе,
Демонстрирую забитость,
заслуживаю доверия
переполненность предчувствиями
Проявляю способность
надеяться Проявляю унылость, подавленность
Проявляю
оптимизм Проявляю пессимизм
Демонстрирую способность Живу
прошлым, опасаюсь за будущее
жить настоящим
Демонстрирую трудолюбие Люблю
бездельничать, тунеядствовать
Демонстрирую
расторопность Демонстрирую медлительность
Демонстрирую
целеустремленность Не имею никаких определенных целей
Демонстрирую готовность продолжать
Демонстрируюсамодовольство и
поиски эмоционального и духовного
ограниченность
равновесия
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
Положительные установки:
Отрицательные установки:
Ответственность, которую я за собой признаю:
Ответственность, которую мне нужно взять на себя:
Качества, которые я в себе ценю:
Что мне удалось открыть в себе нового относительно моих
способностей любить:
Реалистичные цели, которые я могу перед собой поставить:
Поведенческие привычки, которые я могу откорректировать:
Что хорошего в моем характере:
Дурные черты моего характера:
Дойдя до последней страницы этой рабочей
тетради, мы, наконец, можем задать себе самый последний вопрос. Что же мне
удалось завершить?
Если мы
не перескакивали через некоторые страницы, то мы прочли множество вопросов и
ответили на них. В каких-то мы видели себя, какие-то вопросы мы пропустили. С
какими-то пунктами мы согласились, с какими-то нет. Может быть, нам полегчало, а
может и нет. Да нам никто и не обещал ни гарантий, ни вознаграждений, ни лучшей
жизни, ни мгновенного выздоровления или эмоциональной стабильности. Все что мы
сделали – это воспользовались предложенным нам инструментом, этой вот рабочей
тетрадью, и попыталсиь провести тщательный и бесстрашный моральный самоанализ.
Мы шагали все время вперед, чтобы сделать нашу жизнь управляемой, и, наконец, мы
достигли этой точки в Двенадцати Шагах, где нам предлагается «признать перед
Богом, перед собой и перед каким-то другим человеком истинную природу наших
заблуждений». Это и есть Шаг Пятый.
Пытаясь сделать нашу жизнь управляемой, мы
искали равновесия. Равновесие человека зависит от его центра тяжести, и никто
иной не сможет предостеречь нас, когда мы начнем катиться по наклонной плоскости
к саморазрушению и боли. Восстановить этот баланс можно только занимаясь своими
ежедневными делами. При каждом кризисе центр смещается. И не будет никакого
тормоза, если мы не будем знать, в чем суть нашего жизненного равновесия. И мы
перебираем Шаги снова и снова.
Мы проходим Шаги, один за жругим, и, закончив
их, принимаемся за них снова, иногда вовсе не по порядку. Шаги – это
инструменты, а мы ими только пользуемся.
Сохрани эту рабочую тетрадь, заглядывай в нее
почаще, используй ее наряду с другими инструментами, которые предоставляет нам
программа Ал-Анон. Выполнение этих Шагов, работа по Шагам, сами Шаги, ставшие
нашим образом жизни, гарантируют нам только одно – мы живем!
Самоанализ, предлагаемый Четвертым Шагом, это
повседневное обязательство. Оно будет актуально до тех пор, пока я слеп по
отношению к своим порокам, приночящим мне одни страдания.
День за днем я буду пытаться воспринимать себя таким,
какой я есть, и исправлять в себе то, что мешает мне стать таким человеком,
каким я хочу быть.
Если я уже анализирую каждый свой прожитый день и думаю
о последствиях того, что я сказал или сделал, то я могу переходить к Пятому
Шагу…»
День за днем в Ал-Анон
ДВЕНАДЦАТЬ ШАГОВ
1.
Мы признали свое бессилие перед
алкоголем, признали, что наша жизнь стала неуправляемой.
2.
Мы пришли к убеждению, что только Сила,
более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.
3.
Мы приняли решение препоручить нашу волю
и жизнь Богу, как мы Его понимаем.
4.
Мы глубоко и бесстрашно исследовали себя
с нравственной точки зрения.
5.
Мы признали перед Богом, собой и
каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
6.
Мы полностью подготовили себя к тому,
чтобы Бог избавил нас от всех этих дефектов характера.
7.
Мы смиренно просили Его избавить нас от
наших недостатков.
8.
Мы составили список всех тех людей,
которым мы причинили зло, и преисполнились желанием возместить им всем ущерб.
9.
Мы лично возмещали причиненный этим людям
ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или
кому-либо другому.
10.
Мы продолжали самоанализ и когда
допускали ошибки, сразу признавали это.
11.
Путем молитв и размышлений мы старались
улучшить свой осознанный контакт с Богом, как мы Его понимали, молясь лишь о
знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
12.
Достигнув духовного пробуждения в
результате выполнения этих Шагов, мы старались нести весть об этом другим людям
и применять эти принципы во всех наших делах.
ДВЕНАДЦАТЬ ТРАДИЦИЙ
1.
Наше общее благополучие должно стоять на
первом месте; личные успехи во многом зависят от единства.
2.
В делах нашей группы есть лишь один
авторитет – любящий Бог, в том виде, в котором Он может выразить Себя в нашем
групповом сознании. Наши лидери – всего лишь облеченные доверием служащие; они
не руководят нами.
3.
Родственники алкоголиков, собираясь
вместе, чтобы помогать друг другу, могут называть себя Семейной Группой Ал-Анон,
при условии, что ничто иное не является причиной их объединения. Единственным
условием для членства в группе является наличие проблемы алкоголизма у
родственника или друга.
4.
Каждая группа должна быть автономной, за
исключением дел, затрагивающих другую группу или Ал-Анон или АА в целом.
5.
Любая Семейная Группа Ал-Анон имеет лишь
одну цель – помогать семьям алкоголиков. Мы помогаем тем, что сами
практикуем Двенадцать Шагов АА, подбадриваем и понимаем родственников наших
алкоголиков, радушно приветствуем их у себя и оказываем поддержку членам семей
алкоголиков.
6.
Нашей Семейной Группе Ал-Анон никогда не
следует поддерживать, финансировать или предоставлять свое имя для использования
какой-нибудь посторонней компании, чтобы проблемы, связанные с деньгами,
собственностью или престижем не отвлекали нас от нашей главной духовной цели.
Несмотря на то, что мы являемся самостоятельной организацией, нам всегда следует
работать вместе с АА.
7.
Каждая группа долждна опираться на
собственные силы, отказываясь от помощи извне.
8.
Работа Ал-Анон по Двенадцати Шагам всегда
должна оставаться непрофессиональной, но наши службы могут нанимать
специалистов.
9.
Наши группы никогда не должны иметь
настоящих руководящих структур, но мы можем создавать службы или комитеты,
непосредственно ответственные перед теми, кого они обслуживают.
10.
Семейные Группы Ал-Анон не придерживаются
какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к их деятельности; поэтому наше
имя никогда не следуеут вовлекать в общественные дискуссии.
11.
Политика наших отношений с
общественностью основывается на привлекательности наших идей, а не на их
пропаганде; нам всегда нужно сохзранять личную анонимность во всех наших
контактах с прессой, радио, телевидением и кино. Нам следует с особой
тщательностью охранять анонимность всех членов АА.
12.
Анонимность – это духовная основа всех
наших Традиций, постоянно напоминающая нам о необходимости ставить принципы выше
собственной индивидуальности.
ДВЕНАДЦАТЬ КОНЦЕПЦИЙ
Двенадцать Шагов - это руководящие принципы
для персонального и группового духовного роста. Двенадцать Концепций – это
руководящие принципы служения. Они показывают, как можно работать по Двенадцати
Шагам в широких масштабах, и как члены Офиса Всемирной Службы могут
взаимодействовать друг с другом и с группами посредством Конференции Всемирной
Службы, чтобы по всему миру разносить весть Ал-Анона.
1.
Исключительной ответственностью и
полномочиями Всемирную Службу Ал-Анон наделяют группы Ал-Анон.
2.
Семейные группы Ал-Анон делегировали
полные административные и оперативные полномочия своей Конференции и армии ее
служащих.
3.
Право принимать Решение делает возможным
эффективное лидерство.
4.
Соучастие – это ключ к гармонии.
5.
Право апелляции и ходатайства защищает
меньшинство и гарантирует ему возможность быть услышанным.
6.
Конференция подтверждает первичную
административную ответственность Попечителей.
7.
Попечители имеют юридические права, тогда
как права Конференции передаются от поколения к поколению.
8.
Совет Попечителей делегирует полные
полномочия оперативного управления центральными органами Ал-Анона их
Исполнительным Комитетам.
9.
Хорошее единоличное руководство
необходимо для работы на всех уровнях. На уровне Всемирной Службы первичное
руководство принимает на себя Совет Попечителей.
10.
Служебная ответственность сбалансирована
тщательно выверенными служебными обязанностями, таким образом двойное
руководство исключено.
11.
Офис Всемирной Службы состоит из
постоянных комитетов, администраторов и штата служащих.
12.
Духовную основу Всемирной Службы Ал-Анон
составляют Общие Гарантии Конференции, статья 12 Устава.
ОБЩИЕ ГАРАНТИИ
Всей своей работой Конференция Всемирной Службы
должна поддерживать дух Традиций:
1.
В отношении финансов должен действовать
принцип разумного формирования необходимых рабочих фондов, включающих
достаточный резерв.
2.
Никто из участников Конференции не может
руководить другими участниками, не имея соответствующей квалификации.
3.
Все решения должны приниматься на основе
дискуссий, путем голосования, и, если это возможно, единогласно.
4.
Никакие действия Конференции не должны
иметь сворей целью наказание отдельного человека или стимулирование общественных
споров.
5.
Несмотря на то, что Конференция служит
Ал-Анону, она никогда не должна брать на себя функции правительства, а это
значит, что она всегда должна в своих действиях и помыслах следовать принципам
демократиии, как это принято в Семейных Группах Ал-Анон, которым она служит.
|