Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _
 Клиника



Профилактика, социальная сеть нарком.ру

Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику Narcom.ru

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику Narcom.ru
Решись стать разумным, начни!





Купить детскую одежду оптом от производителя

от производителя. Детская Одежда Оптом о производителя. Франшиза

detodejdaopt.ru

Империал отзывы

Объективные отзывы автовладельцев о своих автомобилях

wiri.ru

Православное душепопечение наркозависимых с использованием современных медицинских технологий

 


> Сверхценные идеи > Глас народа > Православное душепопечение наркозависимых с использованием современных медицинских технологий

«Церковь смотрит на проблему зависимого поведения человека в первую очередь как на проблему духовную: потеря религиозности, массовый отход человека от Бога и, как следствие – потеря традиционной нравственности, определяющей образ жизни человека, его духовно-социальный быт, культуру, семейно-брачные отношения и образование».

А. Берестов (иеромонах Анатолий)

Лечение и реабилитация алкоголь- и наркозависимых представляет собой необычайно тяжёлую проблему, и в силу своей кажущейся неосуществимости вызывает у многих как специалистов так и неспециалистов терапевтический нигилизм. В определённой степени, этот нигилизм оправдан в силу непонимания основных причин болезни с признанием материалистического взгляда на её развитие в качестве ведущего. Так, профессор В.Д. Менделевич, заведующий кафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета, выступая 20 марта 2007 года на расширенном Учёном совете в Национальном научном центре наркологии – головном учреждении отечественной наркологии, расположенном в Москве, с категоричностью утверждал: «Развитие духовности не может быть методикой совершенствования наркологической помощи». В другом случае, со ссылкой на работу 10-тилетней давности некоего A.I. Leshner (1997), он же с соавторами сообщает: «Дискуссии по поводу того, является ли опийная наркомания болезнью или духовно-нравственным изъяном, закончились в мире много лет назад».

То, что наркомания – это болезнь, почти ни у кого не вызывает сомнения, как и то, что это духовно-нравственный изъян. Достаточно просто взглянуть на текст Библии, где можно найти немало примеров деградации людей, попавших в сети зависимости от того или иного порока, включая чрезмерные алкогольные возлияния. Однако подавляющее большинство из них, обретя Веру, кардинальным образом меняли свой образ жизни, превращаясь со временем в добропорядочных и законопослушных людей, до конца своих дней стремящихся работать на благо общества. Эти факты из истории не могут быть объяснены даже с точки зрения современной, так называемой доказательной медицины, которую сегодня активно подгоняют под стандарты российской наркологии некоторые медицинские и социальные работники. Безусловно, в библейские времена не было проблемы наркомании, однако суть грехопадения неизменна, лишь его скорость и глубина могут несколько отличаться в зависимости от величины искушения и степени сохранности духовного и интеллектуального потенциала в структуре личности человека.

В последние 1,5-2 десятилетия мы живем в условиях системного международного кризиса, прежде всего - религиозно-нравственного. Происходит переоценка нравственных и духовных ценностей, изменение образа жизни, культуры, системы образования, семейно-брачных отношений (см. табл. 1)

Таблица 1.

Церковь смотрит на проблему зависимого поведения человека в первую очередь как на проблему духовную: потеря религиозности, массовый отход человека от Бога и, как следствие – потеря традиционной нравственности, определяющей образ жизни человека, его духовно-социальный быт, культуру, семейно-брачные отношения и образование. Правильнее было бы назвать эту проблему социальной: В Конституции России указано на светский характер государства, что подразумевает отделение государства от Церкви и, следовательно, ее от решения от насущных вопросов жизни общества. В результате духовно-нравственного разложения общества проявились такие тяжёлые пороки как крах семьи, падение рождаемости, сексуальная революция с растлением населения и, в первую очередь, детей, проституция, развитие гомосексуализма и привитие населению толерантного отношения ко всему этому.

Сегодня происходит активное внедрение постхристианской культуры, суррогатной духовности в виде деструктивной сектантской религиозности и оккультизма. Спасаясь от такой реальности, наш народ стал массово уходить в различные зависимости. Стали процветать алкоголизм, в том числе детский и юношеский, наркомания, игровая и другие зависимости. Эти духовные пороки настолько изменили образ жизни современного человека (особенно это коснулось детей и молодёжи), что грозят уже самому его существованию. Наши дети и подростки вынуждены жить в агрессивной для них социальной среде. Воспитываясь в условиях лишения духовности и традиционной культуры, потери семейных ценностей, они духовно программируются на ведение сугубо нездорового (греховного) образа жизни с формированием особого духовно-психологического стереотипа образа жизни и поведения, который и формирует у них аддиктивное поведение (см. табл. 2).

Таблица 2.

Ведущие современные психиатры (Т.Б.Дмитриева, А.Л.Игонин, Журнал «Наркология», №1, 2006 г., с.56-60) подтверждают, что наиболее значимым фактором в развитии наркоманий является именно бездуховное состояние молодёжи с развитием особого образа жизни.

По их мнению, прямая связь между той или иной формой поведения и конкретным биологическим субстратом отсутствует и потому любое биологическое вмешательство в организм человека не способно изменить нужным образом поведение и образ жизни заблудшей личности. Они формируются при повторении одного и того же действия сотни и тысячи paз путём, как принято говорить в психологии, научения. Поведение наркозависимого представляет собой не просто комплекс определённых действий, а образ действий очень специфический, основанный на сформировавшемся мировоззрении человека, пережившего определённый опыт.

Наше мнение на происхождение наркомании полностью совпадает с их позицией (см. табл. 1- 3).

Таблица 3.

Из этого взгляда на происхождение наркомании следуют очень важные выводы в отношении лечения и реабилитации лиц с этой химической зависимостью. Мы констатируем, что адекватного лечения наркоманий, имеем в виду медицинского, как такового на сегодняшний день нет. Снятие абстинентного синдрома (ломки) не является лечением наркомании как таковой.

Применение блокаторов опиоидных рецепторов типа налтрексона также не является самостоятельным методом лечения. Он используется в комплексе с другими методами лечения и реабилитации, а вот самостоятельного устойчивого эффекта, к сожалению, не даёт. Для достижения такового данные препараты целесообразно применять совместно с хорошо налаженной духовной и социально-трудовой реабилитацией.

Многим известна история с так называемым стереотаксисом – нейрохирургическим вмешательством в мозг человека с целью избавить его от потребности в наркотике. Этот метод активно практиковался в некоторых городах нашей страны. Но, как и следовало ожидать, исходя из приведённых выше рассуждений, операция на мозге абсолютно не гарантирует прекращения употребления наркотиков, так как она не изменяет главного – образ жизни и мировоззрение. Можно отметить лишь отдельные позитивные результаты этой травмирующей операции как следствие психологического эффекта, а вот осложнения возникали, к сожалению, достаточно часто и в тяжёлой форме. Поэтому в настоящее время от проведения стереотаксических операций с декларируемой целью избавления от какой-либо зависимости отказались.

Печально известна и практика новосибирских ученых, разработавших метод управляемой гипертермии. Известно, что при повышении температуры до 42,3-42,4 градуса по Цельсию, происходит разрушение (свёртывание) белковых структур и наступает смерть, главным образом от повышенного свёртывания крови. Исходя из этого, по методике новосибирцев пациент на несколько минут вводится в состояние управляемой «клинической смерти». При этом гибнут некоторые злокачественно-перерождённые клетки, а также вирусы и бактерии. Была надежда, что у наркоманов после такой процедуры, в результате изменения биохимии мозга, исчезнет тяга ж наркотикам. Однако учёных ждало разочарование – уже через несколько месяцев тяга к наркотикам возвращалась к ним вновь. Поэтому данный метод «лечения» также не нашёл применения в наркологической практике.

Серьёзно говорить о лечении опийной наркомании заменой опийных наркотиков на метадон (так называемая заместительная метадоновая терапия), как предлагают нам США и Запад через своих агентов влияния – правозащитников и «подкормленных» специалистов по наркологии, – не стоит. Можно ли лечить алкоголизм, предлагая алкоголикам вместо водки вино или пиво? Можно ли серьёзно говорить о решении проблемы, подсадив зависимого с одного наркотика на другой?!

Таким образом, приходится признать – адекватного и полного подавления синдрома зависимости от тех или иных психоактивных веществ сегодня у нас нет.

Но нам известны методы реабилитации, возвращающие к человеческому облику тысячи наркозависимых. При этом они становятся нормальными, хорошими, здоровыми, социально адаптированными людьми, соединяются с семьями или создают их и рожают здоровых полноценных детей. К сожалению, приходится признать, что в России отсутствует эффективная система государственных реабилитационных центров, или же она очень слаба и не соответствует реальным нуждам. Так, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «в 2005 году число наркологических диспансеров составило 182. Стационарная помощь оказывалась всего в 14 наркологических стационарах и 146 диспансерах, имеющих стационарные отделения». И это на официально признанные в России 6 миллионов наркоманов и 15 миллионов алкоголиков!

«Учитывая значимость реабилитации как решающего условия повышения эффективности лечения, в течение последних пяти лет управлениями здравоохранения субъектов Российской Федерации продолжается планомерная работа по созданию сети реабилитационных отделений. В 2005 году существовало 3 (!) самостоятельных центра на 400 коек, а число отделений, проводящих реабилитационные программы, возросло до 26 (!!!)» (Из ответа Заместителя Министра МЗ и СР РФ В.И. Стародубова Душепопечительскому Православному Центру св. прав. Иоанна Кронштадтского № 831-ВС от 07.02.2007 г.). И это на всю огромную Россию?!

Но зато в это же время в нашей стране стремительно развивается целая сеть реабилитационных центров частных, общественных, религиозных (справедливости ради следует сказать, что в некоторых из них эффективность реабилитации имеет неплохие показатели). Вместе с тем, в отсутствие необходимого контроля со стороны государства как грибы после дождя множатся явно шарлатанские, оккультные и «сектантские» центры. Информация о них и их реальной деятельности практически закрыта от всех, и мало кто может с полной уверенностью сказать, чем там занимаются, что там происходит, и как обстоят дела в подобных учреждениях. Это несёт угрозу безопасности стране. Особенно усердствуют неопятидесятники (деструктивная религиозная организация), нашедшие поддержку у некоторых недобросовестных и негативно настроенных по отношению к России политиков и их помощников. Имена их специалистам в этой области известны.

К неопятидесятническим деструктивным религиозным организациям в России относятся: “Церковь новое поколение”, “Слово жизни”, “Церковь Завета”, “Источник жизни”, “Живая вода”, “Новая жизнь”, “Церковь на камне”, “Роса”, “Благодать”, “Дом горшечника”, “Церковь любви Христа”, различные “церкви Полного Евангелия” и многие другие.

К сожалению, знакомство с деятельностью так называемых «12-ти шаговых» терапевтических общин (большее число которых являются по сути своей протестантскими или сектантскими), а также свободное посещение подобных организаций «посторонними» лицами также чрезвычайно затруднено.

Но всё же некоторая информация об их деятельности в открытой печати имеется.

Вот что пишет «LATENT FRAME» (одна из разработанных методик реабилитации наркозависимых) о программе «12 шагов»: «Программа «12 шагов» изначально предназначена исключительно для реабилитации алкогользависимых. По статистике добровольно в эту программу входят только 25% зависимых (каждый 4-й), и только у 30 % из них достигается эффект от реабилитации по этой программе. То есть, она «срабатывает» лишь у 7-8 человек из 100. Следуя русской поговорке «на безрыбье и рак рыба», с конца 70-х годов ХХ века программу «12 шагов» стали широко внедрять в качестве автономной программы реабилитации алкоголь- и наркозависимых лиц.

«Проведённые экспериментальные исследования с целью изучения эффективности действия программы «12 шагов» на реабилитируемых зависимых от алкоголя не показали эффективность в уменьшении алкогольной зависимости или проблем, с ней связанных, по сравнению с другими. Отмечено только некоторое снижение количества употребляемого алкоголя. Причем этот эффект отмечен был у мужчин, но не проявился у женщин» (Alcoholics Anonymous and other 12-step programmes for alcohol dependence [Review] Full Screen iew M Ferri, L Amato, M Davoli Cochrane Database of Systematic Reviews 2007, Issue 2 Copyright © 2007 The Cochrane Collaboration. Published by John Wiley & Sons, Ltd.DOI: 10.1002/14651858.CD005032.pub2 This version first published online: 19 July 2006 in Issue 3, 006 Date of Most Recent Substantive Amendment: 20 March 2006/ This record should be cited as: M Ferri, L Amato, M Davoli. Alcoholics Anonymous and other 12-step programmes for alcohol dependence. Cochrane Database of Systematic Reviews 2006, Issue 3. Art. No.: CD005032. DOI: 10.1002/14651858.CD005032.pub2.).

В среднем по статистике мировых центров, работающих по программе «12 шагов», её реальная эффективность – всего 5%.

При наркоманиях же процент эффективности программы «12 шагов» ещё ниже, чем при алкогольной зависимости. Из компетентных зарубежных источников известно, что добровольно в неё входит не более 5% наркозависимых (а в России и того меньше – всего лишь от 1,5 до 5%), но уже в течение первого года 2/3 из них отсеиваются, и от общего числа реабилитируемых в программе «12 шагов» остаётся всего 1,5%! Выше процент добровольного вхождения в программу (до 10%) отмечается только при сочетании её с пресловутой «заместительной терапией» (т.е. с метадоновой, запрещённой в России! – ред.). Но при этом реабилитируемый «подсаживается» на метадон (жёсткий синтетический наркотик из группы опиатов, по своему действию на организм и последствиям от употребления – опаснее героина), становится зависимым от него практически до конца своей по определению недолгой жизни (А.И. Берестов, Ю.Б. Тузикова, Н.В. Каклюгин «Осторожно – метадон!» – изд. Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, М., 2006 г.).

Опасность данной методики ещё и в том, что в ней изначально присутствует установка, которая способна сделать из неё достаточно эффективный инструмент контроля над сознанием. Эта установка является базовой, системообразующей в программе. Она утверждает, что алкоголизм, равно как и наркомания, игромания и любая другая зависимость – это диагноз длиною в жизнь… Процитирую: «... программа «12 шагов» рассчитана на годы и практически не имеет конца (http://www.latentframe.com). То есть, человек обречён пожизненно зависеть от «12-тишаговой программы»! И подтверждение этому – свидетельства участников, проходящих её на Западе. Специалисты говорят о том, что в «12-ти шагах» имеет место достаточно грамотное кодирование и программирование: пациент в определённые моменты в «шагах» бывает сверхвнушаемым, что и позволяет «привязать» его к программе практически навсегда. По признанию самих реабилитантов, вне Программы, вне своей группы они уже жить не могут: теряются, срываются. Таким образом видна явная подмена одной зависимости на более утончённую, но не менее сильную.

Ещё настораживающий фактво многих странах мира вот уже 20 лет программа «12 шагов» идёт в одном наборе либо с «заместительной терапией» метадоном, либо с «блокирующей» терапией налтрексоном. И то, что именно такая личность как Олег Зыков, активно лоббирующий внедрение метадоновой программы в России, вдруг оказалась в нужное время в нужном месте (имеется в виду, рядом с людьми, работающими по «12-ти шаговой» Программе в Центре духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловском монастыре) специалистов не просто настораживает, а вызывает прямые опасения: как бы это не стало троянским конем для зыковских метадоновых лобби в России! Иначе, зачем Зыкову тереться у Церкви?

«12-ти шаговую программу» называют «патологической программой» и абсолютно деструктивной ещё и потому, что вместо того, чтобы выбираться из зависимости: не употреблять наркотики, не пить, не играть и тому подобное,, пациент начинает «грузить других», оповещать о своих зависимых проблемах («LATЕNT FRAME» 2005 – 2007). Часто в таких «оповещениях», как утверждают специалисты, кроется скрытая реклама тех же наркотиков и греховного образа жизни. В лучшем случае это происходит по глубокому недомыслию, в худшем – продуманно и умышленно.

С 1987 года «12-ти шаговая» программа реабилитации алкоголь- и наркозависимых лиц внедряется и активно распространяется по всей России. Проводятся всевозможные съезды, симпозиумы, конференции, выпускается специальная литература, альманахи, брошюры, книги с символикой «АА». Протестантский пастор Д.В. Кинли помог организовать деятельность филиалов в Киеве, Кишинёве, Одессе, Алма-Ате, Новосибирске и Москве.

С начала 90-х годов прошлого века, пользуясь тем, что, к сожалению, ни в стране в целом, ни в Русской Православной Церкви, в частности, не было ещё опыта работы с наркозависимыми и не использовались какие-либо реабилитационные программы, некоторые деятели ухватились за то, что как всегда «вовремя» подсунул Запад, и стали активно внедрять предложенную им «12-ти шаговую» программу в России. Недаром многие россияне считают общества «Анонимных наркоманов («АН» или «NA»)» оздоровительной сектоподобной протестантски ориентированной международной организацией, которая окормляется «пастырями» из-за рубежа или по их подсказке.

Да и, напомню, стажировались некоторые наши «продвинутые» активисты и даже священники в США по приглашению Института проблем химической зависимости в Нью-Йорке (причем, будучи далёкими по своему образованию и специальности не только от наркологических проблем, но и от медицины в целом). Можете себе представить, что бывшие педагоги, музыканты или повара вдруг в одночасье становятся специалистами в области наркологии (?!!). Нет? Оказывается, это возможно, как говорится, было бы желание, а Америка поможет.

Цель такой стажировки – перенять и внедрить в России опыт избавления от алкоголя и наркомании по протестантской программе «12 шагов», а обучение этому проходит в реабилитационных центрах «Эшли» (штат Мэриленд) и «Грэймар» (штат Нью-Йорк) и некоторых других. Окончив там курсы, заимствовав готовую методику, заручившись зарубежной поддержкой и сославшись на то, что «эта программа хорошо зарекомендовала себя уже во многих странах», руками некоторых наших сограждан программа начинает широко и очень активно внедряться в России. Тем более что деньги на это даются, в том числе, например, Луисом Бентлом, президентом одной из крупнейших табачных компаний США - “UST”, очень почему-то заинтересованному в реабилитации от наркотиков наших соотечественников. При этом подготовкой наших психологов руководят профессионалы из известнейших центров США: Хезелден (штат Флорида), Эшли (штат Мэриленд), Хай Вотч (штат Коннектикут), Сера Тусон (штат Аризона), «Грэймар» (штат Нью-Йорк).

Хочется напомнить историю с внедрением у нас Программ демографического сдерживания – «Полового воспитания» и «Планирования семьи» – тоже «хорошо себя зарекомендовавших» (с точки зрения тех, кому мешало население России) и завезённых к нам из США. Потом мы кусали локти и теперь, объявив демографическую проблему первоочередной для России, пытаемся спасти ситуацию! Да что там, по той же схеме внедрялась у нас в стране сайентология, а первыми адептами-внедряльщиками её в России стали слетавшие в Лондон на стажировку бывшие космонавт и сотрудник МВД. А пресловутая программа «Альфа-Омега» всё с тем же протестантским душком, которую тоже пытались протащить через Русскую Православную Церковь скомпрометировавший себя в Ивановской Епархии и изгнанный из неё и из игуменства Николо-Решемского монастыря священник Евмений (Перистый)?

Пока проблемами химической зависимости будут заниматься некомпетентные люди, ждать положительных результатов не приходится. Мы даже знаем случаи, когда серьёзными вопросами акушерства и гинекологии вдруг занялись прапорщики, провизоры, компьютерщики и парикмахеры. Теперь та же история повторяется и с вопросами наркомании. Крайне чётко о подобных действиях говорится в известной басне И.А. Крылова:

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник,

И дело не пойдёт на лад.

Да и примечено стократ,

Что кто за ремесло чужое браться любит,

Тот завсегда других упрямей и вздорней:

Он лучше дело всё погубит...

В процессе реабилитации (душепопечения) наркозависимых в Душепопечительском православном реабилитационном центре святого праведного Иоанна Кронштадтского мы всегда исходим из того, что наркомания – это болезнь в первую очередь не биологическая, а духовная – следствие греха и греховного образа жизни, болезнь души, запрограммированной с раннего детства на греховный образ жизни. В результате такой программированности личность подростка и молодого человека формируется в условии дефицита (депривации) положительной духовности. Вследствие этого, у молодого человека формируется множество греховных наклонностей, которые и определяют его дальнейшее поведение, образ мышления. Создаётся некий порочный круг: бездуховный (безбожный образ жизни) – искривлённое (девиантное) нравственное поведение – следование своим дурным наклонностям (порокам и страстям) – нравственная деградация – уход в наркологическую нишу – интеллектуально-мнестическая деградация личности.

Задача православных реабилитологов-душепопечителей – разорвать этот порочный круг. Его можно разорвать, как показывает наш опыт, в любом звене, «ибо это невозможно человеку, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк.10,27).

Каждый наркозависимый в душе желает покончить с наркотиками, но у него нет для этого ни сил, ни возможности, и нет веры осуществить это, а в последнее время духовно-личностная деградация и резко сниженный образовательный уровень не дают возможности развиться мотивационным процессам для лечения. Ведь для продолжительной реабилитации требуется приложить определённый духовный и и интеллектуальный труд, но это уже становится невозможным для души, резко повреждённой грехом.

Медицинский компонент в реабилитации наркозависимых минимален. Он заключается в снятии абстинентного синдрома и в лечении сопутствующих психических и соматических нарушений. Медицинского лечения самой наркомании на сегодняшний день нет, кто бы что ни говорил. Главное – изменить образ мышления, поведения и вырвать наркозависимого из социального наркоманического круга общения. Изменить образ мышления и поведения – значит дать человеку евангельское мировоззрение и евангельский образ жизни.

Практическая реабилитация наркозависимых в Душепопечительском центре.

Первый этап реабилитации

1-й этап дезинтоксикационной и общеукрепляющей терапии заключается в устранении физической зависимости от наркотика и начале пастырского и психотерапевтического душепопечения. Устранение физической зависимости может проходить в домашних условиях или специализированном стационаре с обязательным последующим наблюдением больного наркологом ДГЩ, психиатром и другими специалистами.

В духовном плане на 1-м этапе реабилитации после выведения наркозависимого из состояния наркотизации и снятия физической ломки основной задачей является пробуждение у наркозависимого осознания его греховности и греховного образа жизни, выработка понятия о грехе, вечной жизни, и осознания того, что наркомания - это результат греха и греховного образа жизни.

Грех не лечится, а побеждается благодатью Божией и верою больного. Пробуждение у наркозависимого покаянного чувства и привитие ему стремления к покаянию должно проводиться всеми специалистами ДПЦ - наркологом, психологом, психотерапевтом, катехизатором.

Служение священника, врача, психолога, катехизатора должно быть взаимно дополняемым. Необходимо помнить, что 1-й этап реабилитации после снятия абстинентного синдрома – это в обязательном порядке начальная катехизация и введение наркозависимого в мир христианской духовной жизни.

Целью 1-го этапа реабилитации является достижение прекращения употребления наркотиков, перенесение абстинентного синдрома, выявление психических, психологических и соматических нарушений и лечение их, активное воцерковление и приобщение к духовной жизни.

Нарколог в обязательном порядке при первичном приёме больного направляет его на первичную общую беседу, которая проводится с участием священника, нарколога, психолога и психотерапевта.

Целью первичной общей беседы, на которую больные приходят вместе с родителями, является ознакомление их с процессом реабилитации и требованиями ДПЦ.

Задачи нарколога.

Нарколог на 1-м этапе реабилитации осматривает больного, ставит наркологический, психиатрический, соматический диагноз, решает вопрос о возможности и методе вывода больного из наркотизации и снятии абстинентного синдрома («ломки»), намечает возможности лечения сопутствующих психических и соматических нарушений. В своей работе он должен пробудить у наркозависимого мотивацию к лечению и реабилитации, а также показать духовный, а не медицинский характер заболевания наркомании и выявить у него желание покаяния и духовного исправления.

Итак, на первом этапе работы с наркозависимым главными задачами нарколога являются:

1) выведение больного из состояния наркотизации в условиях наркологического стационара или на дому;

2) при необходимости рекомендуется симптоматическое и синдромологическое лечение в зависимости от наблюдающегося эффекта медицинских назначений;

3) составляется индивидуальный план реабилитации с учётом психического и психологического состояния больного;

4) первичное воцерковление больного;

5) в зависимости от состояния больного нарколог направляет его на приём к психологу, психотерапевту, а после выхода из состояния наркотизации направляет его в группу катехизации;

6) на каждого больного заводится специальная карта, при направлении к психологу, священнику, в группу катехизации она даётся больному на руки;

7) врач-нарколог берёт на себя обязанность отслеживания всего процесса реабилитации данного больного; при условии несоблюдения больным и его родителями рекомендаций, врач-нарколог вправе исключить этого больного из дальнейшего процесса реабилитации.

Обязанности наркозависимого.

В обязательном порядке при первичном приёме нарколог требует от больного следующее:

1) соблюдение всех рекомендаций врача и других специалистов;

2) проведение трезвого образа жизни, на все время реабилитации запрещено употребление любых спиртных напитков;

3) посещение молебнов и богослужений, исповеди у священника еженедельно;

4) посещение катехизаторской группы еженедельно, в случае пропуска занятий родители пишут объяснительную записку;

5) в дни посещений врача, психолога, катехизаторской группы, священника больной обязан находиться в трезвом состоянии; в случае употребления наркотика или алкоголя больной не допускается к врачу, психологу и т.д.

Необходимо помнить, что переход с наркотиков на пиво и другие спиртные напитки не считается положительным результатом реабилитации.

В случае постоянного употребления пива и других алкогольных напитков больной исключается из группы реабилитации. В случае наркотического срыва пациента, вышедшего из состояния ремиссии, он в обязательном порядке должен обратиться к врачу-наркологу и священнику. При первичном приёме наркозависимого врачом-наркологом производится опрос больного по определённым схемам.

Во-первых, выявляются преморбидные особенности личности больного с целью лучшего понимания особенностей заболевания и возможного развития осложнений, связанных с особенностями преморбидного состояния больного. Выявляются также такие важные для знания особенностей болезни и психики особенности как:

- клинические особенности заболевания

  • возраст начала наркотизации, её длительность, тип потребляемого наркотика.
  • злоупотребление алкоголем;

- наличие тех или иных психических и соматических заболеваний (особенно ВИЧ/СПИД, гепатиты, туберкулёз);

- были ли суицидальные попытки или мысли, развивались ли состояния острого психоза во время приёма наркотиков или в абстинентном или раннем абстинентном периодах;

- социальный и семейный статус больного;

- личностные особенности больного (характерологические особенности, наличие интеллектуально-мнестической, социальной и нравственной деградации личности);

- установка на прекращение применения наркотика;

- духовно-религиозный статус больного.

Последний пункт позволяет выявить отношение больного к вере, религии, Богу и помогает врачу, психологу, священнику во многом понять, как пойдёт процесс реабилитации, поможет священнику и катехизатору правильно построить отношение к воцерковлению и сделать прогноз об исцелении больного.

Выявление указанных выше особенностей психологического статуса больных помогает лучше представить себе состояние больного, его физические, психологические, психиатрические и духовные характеристики с целью лучшей выработки реабилитации с учётом его индивидуальных особенностей.

Выяснение духовно-религиозного статуса больного позволяет выявить его отношение к религии, Богу и помогает врачу, психологу и священнику во многом понять, как пойдет процесс реабилитации. При положительном духовно-религиозном статусе работа душепопечителей значительно облегчается и во многом прогнозируется. Человек с негативным или безразличным отношением к религии или не сможет приспособиться к условиям и требованиям реабилитации в ДПЦ и быстро отойдёт от неё, либо процесс выздоровления, а следовательно, и реабилитации осложнится и затянется. Лучше, если духовно-религиозный статус отразит не врач, а священник при первичной беседе с больным.

Врач-нарколог в процессе работы с наркозависимым должен делать упор на духовное развитие подопечного и проводить мониторинг изменения его состояния и должен отражать изменения духовно-религиозного статуса в карте больного.

Второй этап реабилитации

Второй этап реабилитации – этап целенаправленного воздействия на личность наркозависимого, а также удаления его из наркотической социальной ниши или, по крайней мере, резкое её сужение. Он предусматривает также продолжение поддерживающей терапии и духовной переориентации личности.

Удаление наркозависимого из наркоманической среды обитания возможно достигнуть следующими способами:

1. Направление больного в дневной стационар ДПЦ;

2. Направление больного в реабилитационную трудовую общину ДПЦ;

3. Перемена места жительства в зависимости от возможностей семьи больного. При невозможности удаления наркозависимого из обычной среды обитания, родителям рекомендуется резко сузить круг общения больного с прежним наркоманическим окружением и посещением наркоманических мест. При активной работе с родителям и больными и при активной установке последнего на излечение это у нас неплохо удаётся, особенно с приезжими больными.

Рекомендуется не подзывать больного к телефону, следить за тем, чтобы он не звонил своим знакомым из прежнего, наркоманического, круга общения. Это требует большого напряжения родителей и других близких наркозависимого, но, тем не менее, это реально выполнимая задача. Реабилитация наркозависимого в общинах проходит по своей особой программе.

При реабилитации наркозависимых, остающихся дома (амбулаторный уровень реабилитации), с ними проводится активное пастырское, психологическое, психотерапевтическое душепопечение в условиях ДПЦ по программе психотерапевта, психолога и, при необходимости, нарколога.

Психолог принимает пациента по направлению врача-нарколога и строит свою работу по своему плану, исходя из психологического и психического статуса больного. Данный специалист должен работать во взаимодействии с катехизатором и священником, по существу, они и проводят второй этап реабилитации.

Если больной систематически употребляет пиво и другие алкогольные напитки, не посещает богослужения, молебны, не исповедуется, он предупреждается об исключении из реабилитационной группы.

Психолог старается привить пациенту и его родителям важность осознания выхода из наркоманического круга и изменения образа жизни больного.

В конце 1-го, начале 2-го этапа реабилитации в задачи психолога и психотерапевта входят:

1) Преодоление анозогнозии (отрицания болезни);

2) Создание мотивации к трезвой жизни;

3) Осознание необходимости упорной работы самого пациента;

4) Создание мотивации к длительному сотрудничеству с ДПЦ;

5) Способствование активному воцерковлению;

6) Пробуждение у наркозависимого покаянного чувства;

7) Продолжение работы по преодолению физической зависимости ("тяги" к употреблению наркотиков).

Целями этого периода реабилитации являются:

1) Формирование у пациента осознания собственного бессилия в борьбе с недугом;

2) Формирование представления о недуге, как о системе реакции на окружающий мир;

3) Формирование представлений о греховности образа жизни, ведомой пациентом;

4) Формирование осознания того, что только Господь Бог может даровать исцеление;

5) Формирование готовности принять помощь от Церкви и Бога и развитие молитвенного состояния и общения с Богом;

6) Формирование осознания необходимости изменить жизнь.

Обязательным требованием является еженедельная исповедь, посещение всех богослужений определённых программой ДПЦ, участие в таинстве Евхаристии по благословлению священника (режим устанавливается священником индивидуально для каждого участника программы), а также участие в группах «самопомощи», консультациях у психолога, нарколога и работа в психотерапевтической группе (при её наличии), посещение «катехизаторского часа». Желательным является участие в образовательной программе, проводимой в рамках программы катехизации (участие в экскурсиях в музеи, монастыри, в паломнических поездках). На втором этапе реабилитации в задачи психотерапии входят: групповая психотерапия; индивидуальная психотерапия; катехизация; активное участие в церковных службах в режиме, определяемом священником; участие в «группах поддержки»; консультирование членов семьи и ближайших родственников; выполнение трудового послушания с благословления священника; диагностика и консультации у медицинских специалистов.

Второй этап работы в программе ДПЦ направлен на: создание позитивной модели образа жизни; глубокий анализ личных проблем; выработку новых, приемлемых для пациента способов взаимодействия с окружающим миром; «обкатку» в искусственных, безопасных условиях замкнутого микросоциума ДПЦ новых способов взаимодействия с окружением; выработку «взрослой» жизненной позиции; выработку мотивации к принятию личной ответственности; закрепление установок на трезвый образ жизни; закрепление достигнутых результатов по преодолению физической зависимости, курс поддерживающей, общеоздоровительной терапии.

Целями данного этапа являются:

1. Формирование у пациента шкалы жизненных ценностей на основе христианских заповедей;

2. Глубокое осознание пациентом греховности своей жизни;

3. Создание условий для перехода на совершенно иной (системный) уровень осознания своих грехов и углубления покаянного чувства;

4. Формирование готовности максимально возможного исправления, искупления допущенных ранее ошибок, возмещение нанесённого ущерба;

5. Формирование стремления и готовности к коренным изменениям своего образа жизни на основе христианского миропонимания и активное воплощение в жизнь евангельских принципов;

6. Формирование осознанного отношения к Богу, молитвенного и евхаристического отношения с Ним;

7. Формирование позитивного отношения к положительным нормам социальной жизни; выработка начальных навыков существования в режиме взаимных обязательств;

8. Формирование навыков сопротивления отрицательным воздействиям окружающей среды, развитие понятия духовного трезвения;

9. Восстановление физического здоровья, диагностика и лечение сопутствующих заболеваний, восстановление, если это возможно, иммунной системы.

Одним из наиболее важных моментов при работе на данном этапе является «синхронизация» тематики психотерапевтической группы, а также «катехизаторской группы» с тематикой проповедей, проводимых священником. На данном этапе обязательным является, помимо требований описанных в начале второго этапа, несение трудового послушания, активное участие в группах взаимопомощи в качестве соведущих, частное предоставление своего опыта для свидетельствования эффективности пути предлагаемого ДПЦ.

Необходимым также является прохождение медико-психологических тестов в режиме, определяемом психологами ДПЦ. Обязательным является выполнение рекомендаций врачей центра по консультациям у медицинских специалистов. Важным является то, что доступ ко второму и последующим этапам реабилитации происходит по согласованию священника с психологом, на основании результатов, полученных на первом этапе.

На втором этапе реабилитации наркозависимым помогает группа поддержки из бывших наркозависимых. Они дают им конкретный совет по усилению желания жить без наркотиков, укреплению своей воли. В данном случае наглядный пример и совет бывших наркозависимых считаем особенно целесообразным.

Катехизаторская работа

Катехизаторская работа, то есть изучение Священного Писания и Закона Божия, активное воцерковление наркозависимых, их духовное становление в ДПЦ проходит в катехизаторских группах, которые проводят наши бывшие наркозависимые, ныне студенты Богословских и светских университетов. Эта группа лиц – бывших наркозависимых, прошедших реабилитацию в нашем Центре, составила «группу поддержки», которая активно помогает реабилитации наркозависимых. Их работа проходит под патронажем психолога и священника. Группа катехизации для проходящих реабилитацию в Душепопечительском Православном Центре святого праведного Иоанна Кронштадтского активно стала действовать с 2000 года. Эти группы посещают молодые люди, которые обратились в Центр с проблемой зависимости от наркотиков и алкоголя. Они посещают врачей центра, психологов, психотерапевтов, а также обязательно участвуют в богослужениях, регулярно исповедываются и причащаются. С группой проводится 12 занятий, каждое имеет свою тему. В первом семестре изучаются: введение в Церковь; православное богослужение, богослужебное время; молитва; пост; исповедь; устройство Храма; всенощное бдение; божественная литургия (литургия оглашенных, литургия верных); православные праздники.

Группа катехизации является также и группой общения. Все беседы сопровождаются чаепитием, что во многом помогает общению и сближению участников группы, а также способствует постепенному уходу от привычной для наркозависимых и страдающих алкоголизмом формы общения, основанной на общих для них наркоманических и алкогольных интересах. Большинство участников группы – совершенно невоцерковленные люди, поэтому руководители группы старались сделать занятия максимально интересными: проводились викторины, разгадывались заранее подготовленные кроссворды на православные темы, что способствовало также и закреплению пройденного материала.

Также силами группы обычно подготавливается небольшой концерт, например, к празднику Рождества Христова для прихожан храма.

Во втором семестре создаётся новая группа, а участники первой группы продолжают занятия и приступают к изучению Святого Евангелия. Также участники первой группы принимают участие в проведении занятия с «новенькими». Это даёт свои положительные результаты, так как те, кто начал посещать занятия раньше, помогали вновь пришедшим укрепиться в вере собственным примером и опытом. В программу группы также включены паломнические поездки и экскурсии

Главная цель второго этапа реабилитации – укрепить достигнутую ремиссию, перевести её в устойчивую, вывести молодых людей из наркотической среды обитания и наркотического окружения, развить в них потерянную способность к труду, восстановить нормальные семейные отношения, дать им почувствовать себя полноценными людьми, способствовать дальнейшему воцерковлению и развитию духовности. Молитва и активный труд – вот основа реабилитации на данном этапе.

Третий этап

Третий этап реабилитации – этап семейно-бытовой, социальной адаптации наркозависимого. Он возможен при условии возникновения у больного устойчивой ремиссии в течение года и более. Третий этап состоит в активной помощи наркозависимому в трудоустройстве, восстановлении семьи, адаптации в семье. Возможно проведение терапии по показаниям психиатра, невропатолога и других специалистов (например – лечение гепатита). Третий этап включает в себя: участие в профессиологическом обследовании; участие в «тренингах умений», организовываемых психологами ДПЦ; индивидуальные консультации психологов; помощь ДПЦ в приобретении образования, профессии; помощь в трудоустройстве. Работы на этом этапе направлены на:

1. Определение психологической предрасположенности к различным видам деятельности;

2. Выработку индивидуального стратегического плана адаптации в социум;

3. Определение оптимальной схемы адаптации в социальную жизнь, исходя из имеющихся в наличии ресурсов (личностных, финансовых, бытовых и т.д.);

4. Разработку конкретных мероприятий по включению пациента в социум;

5. Анализ начальных результатов трудовой деятельности;

6. Помощь в разрешении конкретных психологических трудностей, возникающих в процессе деятельности в открытом социуме;

7. Выработка навыков использования основных принципов, усвоенных в процессе предыдущей работы в программе ДПЦ, в повседневной жизни и работе.

Целью данного этапа является:

1. Формирование активной жизненной позиции на православных, христианских принципах, усвоенных в ДПЦ;

2. Формирование устойчивой установки на достижение целей;

3. Закрепление навыков сопротивления внешней среде;

4. Формирование навыка отстаивания своих принципов в открытом социуме;

5. Формирование навыков общения;

6. Обретение нового круга общения.

По-прежнему обязательным является исповедь и активное посещение богослужений, проходящих в рамках программы ДПЦ; работа в тренинговых группах в центре и активное участие в «группах поддержки». А также желательным является включение в церковную жизнь по месту жительства. Важной частью работы на этом этапе является создание условий для осознания необходимости помощи другим в решении подобных проблем, и определения степени своего участия и функциональной роли в работе центра. По достижении устойчивой ремиссии подопечный переходит в режим поддерживающего этапа, продолжительность которого не ограничена.

В настоящее время работа по реабилитации нарко- и алкогользависимых молодых людей строится у нас следующим образом (см. схему № 5 ).

Как следует из вышеприведённой схемы, больной поступает в ДПЦ и через регистратора направляется к врачу-наркологу или приходит в храм и после беседы со священником направляется в ДПЦ. Врач-нарколог, побеседовав и посмотрев больного, решает, что с ним делать: направить в стационар для снятия абстинентного синдрома или рекомендовать снять абстинентный синдром (ломку) в домашних условиях и, как мы уже отмечали, ставит ему соответствующий диагноз, рекомендует проведение того или иного лечения. Врач-нарколог вырабатывает план дальнейшей реабилитации, направляет наркозависимого к психологу, психотерапевту, в кабинет биологической обратной связи (БОС), в катехизаторскую группу и отслеживает весь этап реабилитации.

По существу, все специалисты-душепопечители (врач-нарколог, психолог, психотерапевт, специалисты БОС, катехизаторы) работают «на священника», помогая больному активно воцерковляться, изменяя его мировоззрение, способствуя духовному становлению личности. В схеме №5 этот процесс хорошо отмечен. В ДПЦ проводятся следующие уровни реабилитации:

  1. Стационарный – там проводится 1-й этап – медицинской реабилитации, снятия абстинентного синдрома, лечение сопутствующих заболеваний и первичное воцерковление больного. В стационаре больной проводит 3-5 недель и возвращается для продолжения реабилитации в ДПЦ;
  2. Амбулаторный уровень – основной в работе ДПЦ, и основной, потому что, мы не можем несколько сотен больных направить в реабилитационную общину или в монастыри;
  3. Реабилитационная загородная община – в неё направляются, как правило, иногородние, которым негде жить в Москве, или москвичи, которых невозможно изолировать от наркоманической группы общения;
  4. Стационар дневного типа;
  5. Монастырский (по договорённости с монастырями).

Главная цель направления наркозависимого в общину – отрыв его от наркоманической социальной ниши, укрепление полученной в Душепопечительском Православном Центре нестойкой ремиссии и веры, создание молитвенного настроения и активное вовлечение в трудовой процесс. Желательно устроение общины делать рядом с храмом, чтобы не прерывать начавшийся процесс духовного возрождения молодых людей. Распорядок дня в Обители насыщен молитвой и трудом. Утро начинается с молитвы: молитвенное правило начинается с братского молебна или чтения полунощницы, затем следуют утренние молитвы, чтение одной главы из Апостола и одной главы из Евангелия. После молитвенного правила общинники завтракают, после чего уходят на трудовые послушания. Во время принятия пищи совершается чтение душеспасительных книг – творений святых отцов и других. Вечером вычитываются малое повечерие с тремя канонами и акафистом Спасителю или Божией Матери, вечерние молитвы, совершается чин прощения и крестный ход.

Все молодые люди научаются свободно читать по-церковнославянски, ежедневно совершают молитвенное правило, их духовное состояние значительно улучшается.

Активная работа ДПЦ по реабилитации наркозависимых, а также молодёжи с другими видами зависимостей приводит к определённым социально-экономическим последствиям. Представляем Вашему вниманию схему №6.

Из таблицы видно, что выведение молодёжи из наркозависимости и активная профилактическая работа в детских и юношеских коллективах приведёт к уменьшению смертности в стране, особенно молодёжной, к увеличению участия молодых людей в активной социально-трудовой жизни, к укреплению российской семьи и увеличению активности созависимых лиц. Снизятся расходы на борьбу с преступностью и на содержание осуждённых в местах лишения свободы. И это всё не пустые слова. Практика деятельности нашего Православного Центра уже показала, что это так и есть. По 2003 годы число лиц, вошедших в состояние устойчивой ремиссии, составило у нас 85%, число прошедших реабилитацию за этот период составило более 3000 человек. По установленным нами данным (они не точны, так как со многими приезжими из других городов мы не смогли связаться) в состоянии е ремиссии из 1906 (из числа только обследованных катамнестически) в состояние устойчивой ремиссии вошло 1620 человек. После 2003 года, как я уже отмечал, из-за объективных причин в число вошедших в состояние ремиссии стали входить 60-70%.

Схема №6. «Социально-экономические последствия выхода из наркозависимости и проведения профилактической работы среди детей, подростков и молодёжи».

 

Подавляющее большинство этих молодых людей хорошо вошло в социум и они успешно адаптировались в семье. Многие женились или вышли замуж, рожают детей. Среди 80 молодых людей, прошедших за эти годы активную духовную и социальную реабилитацию в общинах, вошли в состояние устойчивой ремиссии 69 человек, или 78,5%. У 8 человек отмечено значительное улучшение и только трое молодых людей остались наркозависимыми. Можно считать, что никакого результата реабилитации не наблюдалось всего у 4% наркозависимых, проходивших активную реабилитацию в монастырях, общинах ДПЦ. Однако необходимо помнить, что этот процент непостоянен: он может меняться (и меняется) в зависимости от времени, прошедшего с момента начала реабилитации и пребывания молодых людей в той или иной среде пребывания. Истинное число молодых людей, отказавшихся от наркотиков и изменивших образ жизни, покажет время. В отличие от светских реабилитационных центров у нас отмечается «эффект ножниц»: чем больше времени проходит от начала реабилитации, тем большее число реабилитантов входит в состояниие устойчивой ремиссии. Мы наблюдали немало случаев, когда заканчивали приём наркотиков такие лица, которые считались нами совершенно бесперспективными. В светских реабилитационных центрах наблюдается, как правило, другая картина: чем больше времени проходит после окончания реабилитации, тем большее число начинают вновь приём наркотиков. К сожалению, это так.

С 2004 года у нас ухудшилась реабилитация и в общине: очень сильно портит дело легальный наркорынок, ведь так легко приобрести в аптеке, к примеру, наркосодержащие препараты «Терпинкод» или «Коделак». Но в течение 2006-2007 годов мы усилили дисциплину, «ужесточили» режим дня и срывы стали редкими явлениями в процессе реабилитации. Вследствие этого значительно возросла эффективность общинной реабилитации.

Однако, как бы я ни хвалил нашу собственную программу, это вовсе не означает, что она даёт 100% положительный результат. До 2003 года результаты реабилитации были гораздо лучшими. Но и в настоящее время 65-70% - это потрясающий результат. Пусть он не составляет 80-85%. Но это результат, который можно считать уникальным. Да, конечно же, были досадные срывы, уходы (даже был, к сожалению, 1 случай перехода в сектантство после активного воцерковления. Анализ показал, что здесь имело место неправильное поведение неверующих родителей, поддавшихся активному сектантскому влиянию), переход на алкоголь – в тех случаях, когда в преморбидном состоянии было активное увлечение алкоголем. Но всё же случаи эти были редкими, они были исключением из правил. Было бы, конечно неправильным считать, что всё у нас проходит гладко и, если ты вошёл в православие, значит, ты уже спасён. Конечно же, это не так. Я должен честно признаться, что общинный тип реабилитации для нас самый тяжёлый, потому что в общине необходимо строго соблюдать предписанный Устав, дисциплину, режим дня, а для наркозависимых это составляет тяжелейший духовный труд. Они часто давали срывы в соблюдении Устава и дисциплины, и поэтому приходилось исключать их из общины или они покидали её сами. И всё же подавляющее большинство общинников вышли вместе с нами победителями и стали совершенно нормальными и здоровыми людьми – действительно бывшими наркозависимыми.

Как бы там ни было, но плоды нашей работы говорят сами за себя: «По плодам их узнаете их» (Мф., 7,16,20). Но вот теперь мне хотелось бы привести феноменальные данные, говорящие абсолютно за использование православных методик, за активную встречу души наркозависимого с Богом и как мы можем увидеть это на дисплее компьютера. По существу, речь пойдет о важном научном открытии, сделанном нами. Как я уже говорил, имеется в нашем Центре кабинет «обратной биологической связи». Что это такое?

Не вдаваясь в подробности методики, отметим лишь, что принцип метода биологической обратной связи (БОС) состоит в том, что снимаемые с помощью электродных датчиков физиологические сигналы с мозга (электроэнцефалограмма – ЭЭГ), сердца (электрокардиограмма – ЭКГ), частота пульса и дыхания, преобразованные компьютером для человека в аудиовизуальную информацию, становятся понятны ему, и на основании этого он получает возможность сознательного и волевого управления своим физиологическим состоянием. Как успешно идёт процесс совладания со своим физиологическим состоянием, показывает наличие или отсутствие аудио-визуальной информации в режиме обратной связи.

ЭЭГ у зависимых лиц.

Работа мозга сопровождается выработкой электрических потенциалов, которые можно снять специальной аппаратурой в виде электрических волн. При этом разному режиму работы мозга соответствует разный характер биоэлектрических потенциалов. Мозг здорового человека (активное внимание, решение задач, т.е. активное бодрствование) функционирует с преобладанием альфа- и бета-электрических волн. В состоянии покоя преобладают альфа-волны. В состоянии сна доминируют более медленные тэта- и дельта-волны. В состоянии бодрствования и покоя их доминирование свидетельствует о неправильной работе мозга или наличии патологии (дельта-волны).

Предпосылками для использования ЭЭГ-БОС в лечении больных с алкогольной и другими видами зависимостей стали данные исследования ЭЭГ Ю.Пенистона и П.Кулкоски, которые показали угнетение альфа-волн при алкоголизме и, в частности, в состоянии опьянения. Они предположили, что если существует дефицит альфа-волн (которые называются «спокойные», «мирные») у алкоголиков, то при тренировке по методу альфа-тэта-БОС будет наблюдаться увеличение амплитуды альфа-волн и альфа-активности в целом. Кроме того, вместе с этими изменениями ЭЭГ могут произойти изменения в нейрохимии мозга, что приведёт к оптимальному функционированию мозга и предотвратит рецидив. Первоначальное исследование показало: значительное увеличение альфа- и тэта-волн в ЭЭГ после тренинга; тэта-активность и значительное уменьшение депрессии и тревожности, более низкий процент рецидивов, низкий уровень бета-эндорфина в сыворотке крови во время лечения. Отечественные исследования (Душепопечительский Центр святого праведного Иоанна Кронштадтского, 1-е подростковое отделение 3-й городской психиатрической больницы им. Скворцова-Степанова г. Санкт-Петербурга) показали, что позитивный результат достигается без целенаправленного увеличения тэта-волн (медленно-волновой активности мозга), который проявляется в ЭЭГ людей, находящихся в состоянии глубокой медитации, что можно рассматривать как депрессию уровня бодрствования в состоянии оккультного трансового состояния (иеромонах Анатолий (Берестов). Поскольку возникновение тэта-ритма указывает на аффективную (эмоциональную) вовлечённость и уровень психоэмоционального возбуждения, либо состояние изменённого сознания (как в случаях, обнаруженных нами при оккультном поражении), то это, очевидно, связано со всеми видами зависимости (в том числе с лудоманией, алкоголизмом, наркоманией и оккультным поражением), которым свойственна не только повышенная тэта-активность, но при этом и выраженная асимметрия работы головного мозга (что было подтверждено нами и в случаях оккультного поражения мозгa).

Слайд 1. Случай оккультного поражения: мы видим выраженную асимметрию по бета- и тэта-волнам. В сеансах попарно представлены (по альфа-, бета- и тэта-активности) левое полушарие (слева) и правое (справа). Видим огромные пики бета и тэта-активности в первом сеансе с доминированием бета- в левом полушарии и тэта- в правом полушарии... В последующих сеансах БОС-терапии при предъявлении православных стимулов идёт постепенное снижение бета- и тэта-активности и нарастание альфа-активности .(Такое расположение мозговых электроволн представлено на всех слайдах).

Аналогичные данные мы нашли в статье «Технологии, основанные на эффектах Трансцендентальной Медитации (ТМ) и программы ТМ-Сидхи. Обзор литературы и предварительные данные» (Авторы: Е.Н.Истратов, Н.Н.Любимов, Т.В.Орлова. НИИ головного мозга РАМН): «Наряду с усилением альфа-активности на фоне ТМ отмечалось также и появление низкоамплитудной тэта-активности». Это вполне согласуется с нашими ранее найденными результатами ЭЭГ-исследований оккультно-поражённых лиц

Слайд 2. Сеанс на фоне злоупотребления терпинкодом (кодеин): изображён один сеанс, состоящий из нескольких минисеансов. Наблюдается выраженная тэта-активность на фоне межполушарной асимметрии: почти во всех минисеансах тэта-активность в левом полушарии гораздо выше, чем в правом. К концу сеанса асимметрия и уровень тэта-.волн снижаются.

НАШИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Нами было проведено исследование по выявлению изменений психосоматического и эмоционального состояния больных наркоманией и алкоголизмом, только начинающих воцерковление с использованием в качестве сигналов обратной связи аудио- и видеоматериалов со специфическими содержательно-образными характеристиками. Подборка аудио- и видеостимульных материалов формировалась по критерию духовно-смыслового содержания. Это значит, что после первичного психологического и БОС-исследования на последующих сеансах реабилитанту предъявлялись аудио- и видеостимулы православного содержания. Причём это православное смысловое содержание предъявляемых стимулов оценивалось нами с индифферентными в религиозно-православном смысле стимулами – пейзажами и картинами художников- классиков, классической музыкой. Работа проводилась с тремя выборками больных: наркозависимые, алкогользависимые и лица, страдающие тем или иным видом невротических или психотических расстройств оккультного поражения.

Мы обращаем особое внимание на качество используемого стимульного материала – его смысловое и духовное содержание, так как процесс восприятия рассматривается нами как процесс возникновения сопряженного взаимодействия между воспринимающим и воспринимаемым, где ВОСПРИНИМАЕМОЕ – ОКНО В ТУ ИЛИ ИНУЮ ДУХОВНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ.

Православный характер аудио-визуальной обратной связи (иконопись, православное зодчество и православное песнопение) предоставляет страждущему возможность переключиться с переживаний негативного характера (обычно преобладающих на начальном этапе (на 1-ом сеансе) и формирующих негативизм. У нарко- и алкогользависимых вначале наблюдалось состояние недоверия с протестно-защитными реакциями, неуступчивостью, потребностью уйти от контактов в мир фантазий, где чувства тщательно скрываются (в первую очередь от самих себя) и в общении подменяются рассуждательством.

Слайд 3. Случай алкогольной зависимости. Первый сеанс: состояние негативизма. По спектру мощности наблюдается межполушарная асимметрия во всём диапазоне, но особенно выражена в диапазоне тэта-волн 4-8 Гр. В таком случае прогноз в отношении излечения обычно бывает неблагоприятным (но это только первый сеанс. Поэтому в отношении прогноза он, к счастью, по одному сеансу не показателен).

По мере уделения внимания транслируемому содержанию, православная обратная связь в сравнении с типовым (обычным) материалом «нейтрального» в религиозно-духовном отношении содержания, значительно больше способствует сохранению вновь найденного «умиротворительного» и «успокоительного» состояния. Интересно, что показатели бета-ритма, как эквивалент напряжённой мыслительной деятельности, а по нашим психологическим исследованиям, и мыслительной деятельности навязчивого характера (например, навязчивого желания употребить наркотик или алкоголь) снижаются, как снижается и показатель тэта-ритма.

Это – чрезвычайно важные научные изыскания, я бы сказал – научное открытие, подтверждающее положительное влияние на духовность человека православного стимульного ряда. Оно значительно отличается, как мы уже говорили, от нейтральных в духовно-религиозном отношении стимульных предъявлений. Безусловно, всё это активно противоречит «12-ти шаговой» говорильне.

Слайд 4-а и 4-6. Случай героиновой наркомании девушки 20 лет. Данный график иллюстрирует позитивные изменения как по спектру мощности – это выраженная мощность в диапазонах 8-10 Герц, что соответствует альфа-волнам ЭЭГ (слайд 4а), так и по времени существования, где мы видим преобладающую устойчивую альфа-активность. Бета- и тэта-ритмы уменьшаются на протяжении всех сеансов (слайд 46). На нём мы видим повышение альфа-активности от сеанса к сеансу на фоне предъявляемых православных аудио- и видеостимульных предъявлений. При этом мы отмечали улучшение духовного и психического состояния, появление и усиление мотивации к лечению и развития воли.

Слайд 4-а.

Слайд 4-6

На основании трудов отечественных психологов и собственных наработок попытаемся выявить механизмы этих изменений.

На базе Санкт-Петербургского Института экспериментальной медицины проводились исследования с применением сеансов биоакустической коррекции (БАК), которые заключались в прослушивании в качестве обратной связи текущей «звуковой картины» головного мозга с помощью компьютерного преобразования путём транспонирования спектра ЭЭГ в область звуковых частот. Все обследуемые получали единственное задание: «Слушать работу собственного мозга». «При данных условиях транспонирования форма волн ЭЭГ в группе больных в начале курса процедур выражалась преимущественно в инструментальных и многоголосных тембрах акустического образа (АО) ЭЭГ. Тембры АО ЭЭГ практически здоровых испытуемых(преобладает альфа активность) и больных в конце курса процедур были ближе к одноголосным и вокальным звукам, чем тембры АО ЭЭГ больных в начале курса процедур. Изменение тембра АО ЭЭГ, отражающее изменение формы колебаний биоэлектрической активности головного мозга, свидетельствует об изменении функционального состояния центральной нервной системы. Реальным механизмом этого процесса может быть положительное эмоциональное подкрепление процесса ауторегуляции ЦНС, где ключевым моментом является степень благозвучия воспринимаемого акустического образа ЭЭГ. Г. Гельмгольц в своей работе «О физиологических причинах музыкальной гармонии» отмечал, что закон благозвучия «действует независимо от нашего сознания, поскольку он касается обертонов, о которых мы не имеем сознательного представления, хотя они и ощущаются нашим нервом – о приятности или неприятности нам говорит наше чувство, хотя мы не знаем их причин» (17,с.20).

Человек, находящийся в условиях биоакустической коррекции стремится к большей гармоничности звучания или, по крайней мере, к меньшей какофоничности, что приводят к формированию навыка отбора тех паттернов ЭЭГ, транспонированный образ которых обладал положительными подкрепляющими свойствами».

То, что физиологически здоровый мозг «звучит» подобно одноголосному вокальному пению, не случайно. В нашей русской традиции ему соответствует знаменное (не нотное) пение, о котором святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Знаменный напев написан так, чтоб петь одну ноту (в унисон) а не по началам (партезес), сколько бы певцов ни пели её, начиная с одного певца. Знаменный напев подобен старинной иконе. От внимания ему овладевает сердцем то же чувство, какое возникает от пристального зрения на старинную икону...»

Мы использовали в качестве звукоряда обратной связи знаменное пение и сербское традиционное церковное пение.

Однако, музыкальные предпочтения современной молодёжи, живущей идеологией гедонизма, происходят из соответствующего жизненного мира (инфантильного). Приведём основные его черты. Прежде всего, он характеризуется ориентацией на немедленное удовлетворение сиюминутных потребностей, будь то требование материнского молока, или денег у матери же на приобретение источника удовольствия как цели бытия. Очень редко, но всё же встречается локализация целей в будущем и связь их с вневременными ценностями, чаще же – локализация в настоящем. Ему присущи также неприятие ответственности, обвинение других, а не себя в промахах и ошибках, совершаемых от порывистой необдуманности и высокой эмоциональности. Осознанность смысловых ориентиров, как и критичность, рефлексия, регулирующая роль мировоззрения у них совершенно снижены. Всё это – психология девиантов, проявляющаяся и в том, что присущие им ценности с содержательной стороны часто «ДУБЛИРУЮТ ПОТРЕБНОСТИ». Но это же является и признаком педагогической запущенности и депривации (подавления) духовности, понимаемое именно в религиозном смысле.

Музыкальными потребностями молодёжи описанного жизненного мира (на современном этапе общественного развития), как правило, являются техно-, электронная музыка, тяжёлый рок и др. из этого ряда. В общем же, любая музыка, доставляющая им удовольствие. Известно, что достижение цели по типу «всё и сразу» есть реализация инфантильной установки личности. Она же – главная установка гедонизма и наркоманического склада человека. Психологически такая установка означает отказ от целеполагания, переживание состояния иллюзорной вседостигнутости и всереализованности, когда всё, к чему можно стремиться, уже дано непосредственно. На этом принципе, например, построена вся рекламная деятельность.

Увлечение перечисленными видами музыки способствует поддержанию изменённого состояния сознания по инфантильному или наркоманическому типу (жизнь как сплошная эйфория, которую наблюдаем также при воздействии наркотика, что проявляется в данном случае на ЭЭГ завышенной тэта- и дельта-активностью головного мозга и редуцированием альфа-и бета-активности). Такая ЭЭГ картина мозга является в принципе патологической и может говорить об определённой патологии мозга и может сопровождаться эпилептическими припадками, что мы нередко и встречаем на рок-концертах. С другой стороны, поражение мозга наркотиками с развитием подобной картины ЭЭГ нередко вызывает и у наркозависимых эпилептические припадки. Это хорошо известно врачам. Но увлечённость такими видами музыки легко облегчает доступ к наркотику, который и возглавит существование в стиле «всё и сразу».

Таким образом, человек даёт право на существование в своей жизни ужасающему парадоксу, в котором то, что по своей природе хорошо для человека (в том числе и для его физиологии), не принимается данным типом личности, вызывает раздражение и протест. И наоборот: то, что деструктивно – очаровывает. А.Ю.Вуйма пишет, что соответствие или несоответствие индивидуальному шаблону синхронизации биоритмов мозга вызывает те или иные виды эмоции. У зависимого человека имеется свой так называемый шаблон синхронизации, по сути «приёмник», ориентированный на определённую частоту. Но если человек искренне хочет избавиться от зависимости, его восприятию становятся доступны и церковное песнопение, и иконопись – окна для преображающегося человека, хотя при этом у него не было никакого опыта духовно-религиозной жизни и помышлений о вере практически не возникало. Но это доказывается всем опытом реабилитации наркозависимых в православных реабилитационных центрах и нашими БОС-исследованиями. И те музыкальные (и не только музыкальные) формы, которые ещё недавно были приятными и за которыми стоит дух деструкции, со временем вызывают неприятие.

Слайд 5. Здесь видно как на протяжении одного сеанса БОС-терапии, состоящего из нескольких мини-сеансов, у наркозависимого происходит уменьшение тэта- и рост альфа-активности при предъявлении православных аудио- и видео-стимулов.

Следует сказать несколько слов о визуальном (зрительном) восприятии и внимании. Наиболее примитивное внимание – амбиентное (пространственное), связанное с локализацией объектов в пространстве, работает в динамических условиях. Чем больше движущихся предметов, тем больше вероятность того, что будет доминировать именно такая форма внимания. Именно за счёт этого явления мы видим формирование мозговой доминанты, лежащей, по нашему мнению, в основе игровой зависимости, у игровых зависимых. Бегающие зрачки зависимого человека, развивающего в поисках кайфа сверхактивность; состояние внимания игромана у игрового аппарата (полутёмное помещение, бегающий разноцветный свет, его вспышки, характерная монотонная музыка, звон монет и т.п.) - здесь работает данный вид внимания. Второй вид внимания – фокальное (предметное), связанное с идентификацией отдельных предметов, более высокая форма внимания, чувствительная к вниманию другого человека. Этот вид внимания не развивается при разного рода зависимостях (один наркозависимый вынес все иконы из комнаты, объясняя это тем, что они смотрят на него, и он не может больше этого выносить). Как уже сказано выше, во время БОС-сеанса используется в качестве аудиовизуального ряда иконопись и православное песнопение. Это порождает такой характер восприятия, при котором задействован этот тип внимания, который недоразвит у зависимых людей. В результате, значительно уменьшаются рассеянность и мыслительная активность навязчивого характера. Функционально именно этот вид внимания задействован в борьбе с навязчивыми помыслами (в отведении от них и удержании внимания на молитве).

Слайд 6. В данном случае у наркозависимой ярко выражена бета-активностъ, отражающая мыслительную активность навязчивого характера. Уже к 6-му сеансу и далее на фоне предъявления православного аудио- и видеоряда происходит спад этого патологического процесса и на этом фоне нарастает альфа-ритм (и, в допустимой мере, тэта-активность).

Исследователь нейрофизиологических механизмов произвольного внимания Р. Наатанен в монографии «Внимание и функции мозга» признаёт важность предстимульного периода произвольного внимания. Он отмечает, что непроизвольное внимание может оперировать только в настоящем времени, произвольное же внимание может быть обращено к будущим стимулам или событиям. В эксперименте Т. Малхоланда и Е. Пенера было обнаружено, что альфа-ритм может усиливаться яри высоком уровне зрительного внимания, Это же отмечено и нами и показано значение этого факта в развитии осознанного отношения к лечению, развитию воли зависимого и усиления мотивации к лечению. Представление об альфа-ритме как показателе инактивированного состояния нервной сети опровергается данными о вызванной ритмической электроактивности альфа-диапазона регистрируемой в процессе реализации различных видов деятельности («Ж.урнал высшей нервной деятельности», 2003 г., том 53, стр.1ЗЗ-151): «Нейрофизиологические механизмы произвольного внимания – аналитический обзор», РИ. Мачинская, Институт возрастной физиологии РАО). Коротко говоря, происходит тренировка произвольного внимания и освоение технологии борьбы с помыслами. Приведённые описания экспериментов отражают и наши исследования.

Это взгляд через увеличительное стекло на то, что происходит с нами на уровне психофизиологии в разных состояниях сознания. Человек, осуществляя произвольную внутреннюю активность по «собиранию» себя синергийно (с Божьей помощью), испытывает личностную состоятельность и тогда на смену одержимости страстью приходит переживание мира и желание и уверенность в исцелении. Это свидетельствует о том, что больные с различными видами зависимостей, в том числе с наркозависимостью, успешно овладевают навыком волевой регуляции своего психофизиологического состояния, обеспечивая процесс интеграции души и тела, разобщённых недугом. Усиливается и развивается мотивация к лечению и осознание своего недуга.

ВЫВОДЫ

Реабилитация наркозависимых в реабилитационном (душепопечительском) центре с применением БОС-терапии при использовании материалов обратной связи с православным смысловым содержанием благотворно влияет на структуру биоэлектрической активности головного мозга, способствует желательному приросту интенсивности и времени существования средне-волновой активности альфа-диапазона и выраженной синхронизации активности полушарий головного мозга и позволяет исключить инертные и патологические состояния сознания (тэта- и дельта-диапазоны). Как мы уже указывали выше, такого положительного эффекта не наблюдается при предъявлении индифферентных в духовно-религиозном смысловом отношении стимулов. Конечно, если всё же предъявлять таковые, возможна какая-то положительная работа с аддиктивными больными, но она не будет являться столь очевидно-показательной и эффективной. Безусловно, наша находка является важным научным открытием и, главное, - легко воспроизводимой. Это не есть спекулирование на отдельных больных: это правило, или – закон. Вот что даёт нам православный подход к реабилитации наркозависимых и больных с другими аддикциями. Здесь мы видим, как идёт перемещение внимания от греховного помысла на молитву и способствующее этому явлению православное содержание обратной связи не даёт соответствующей доминирующей страсти реагировать привычным образом на духовно-душевном уровне. При этом нарушается стереотипная для зависимого больного иерархия реагирования и стереотипная ассоциативная связь. При регулярности участия в БОС-процедурах изменяется механизм реагирования, особенно на фоне участия в богослужении, личной и коллективной молитвы и христианских Таинствах. Происходит овладение собой, то есть своим внутренним, духовным миром, развиваются осознание своей болезни и уверенность в победе над ней именно с помощью Благодати Божией, религиозное восприятие мира, вера в Бога, и воля.

Конечно, мы должны сразу же оговориться: применение БОС-православной терапии не является ни в коем случае методом, излечивающим наркоманию или другие аддикции. Этот метод является прекрасным вспомогательным методом терапии в комплексе православных методов реабилитации. Сама по себе такая технология не способна излечить наркоманию, но в комплексе со всеми применяемыми в Душепопечительском православном центре святого праведного Иоанна Кронштадтского методами, значительно увеличивает успех реабилитации и ресоциализации пациента, помогает священнику и другим реабилитологам привести болящего к вере, а значит – воздержанию от злоупотребления психоактивных веществ, воцерковить его, изменив раз и навсегда его образ жизни, тем самым снизив до минимума вероятность возникновения и прогрессирования возможных наркотических или алкогольных срывов.

Как говорится, что и требовалось доказать.

Об авторе:

Иеромонах Анатолий (Берестов) - д.м.н., профессоор, руководитель Душепопечительского православного центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, председатель Отделения наркотической и демографической безопасности Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, член Общественного совета при Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.


Другие интересные материалы:
Социальные факторы и зависимость от психоактивных веществ
Рассматривается роль факторов социальной среды в возникновении, клиническом...

П. Сидоров Исторические источники, материалы археологии и...
Агитпросвет


Материалы в помощь борцам антинаркотического фронта...
Мигранты и мигрантофобия
Ситуация с мигрантами в России определяется, на мой взгляд, тем, что Россия...

Ситуация с мигрантами в России определяется, на мой взгляд, тем, что...
Идеология психиатрической реабилитации
Медикаментозная терапия может рассматри­ваться как часто необходимый, но...

 «Суть метафоры — это понимание и восприятие одних вещей...
Лечение алкогольной зависимости путём восстановления доболезненной активности основной спиртутилизирующей системы организма
Экспериментальными исследованиями показано стойкое повышение активности...

В. Николаенко Многолетняя нарастающая регулярность употребления...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2013 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт
Rambler's Top100