Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _
 Клиника



Профилактика, социальная сеть нарком.ру

Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику Narcom.ru

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику Narcom.ru
Решись стать разумным, начни!





Колхицин купить в москве

Бронирование онлайн! Отзывы. Цены. Отель Москва. Hotel Moscow

colchicina.ru

Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропныx веществ в Российской Федерации

 


> Закон сур-р-ов! > Законы и нормативные документы > Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропныx веществ в Российской Федерации I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации (далее - Концепция), является системой взглядов на цель, задачи, основные принципы и направления профилактики наркомании и предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотики).

Концепция разработана в целях создания общероссийской организационной методологической основы профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и призвана обеспечить целенаправленный, комплексный и дифференцированный подход к её организации, проведению и решению соответствующих проблем.

Масштаб незаконного оборота и потребления наркотиков на территории Российской Федерации представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности, безопасности государства. В последние годы в Российской Федерации предприняты меры по коренному изменению стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков. С 1 января 1997 г. в Российской Федерации исключена уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах без цели сбыта. С 11 декабря 2003 г. утратило силу положение Уголовного кодекса Российской Федерации, позволявшее применять принудительные меры медицинского характера к лицам, признанным нуждающимися в лечении от наркомании. Таким образом, прежний правоприменительный вектор смещен от борьбы с потребителями наркотиков (наркозависимыми) на противодействие сбыту наркотиков и организованному наркобизнесу, пресечение наркотрафика и подрыв финансовых основ наркопреступности. В этой связи основным средством предупреждения вовлечения в незаконное потребление наркотиков и воздействия на потребителей наркотиков является профилактика наркомании и предупреждение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Нормативное правовое обеспечение политики в сфере профилактики наркомании осуществляется посредством Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Профилактика наркомании законодательно определена как совокупность мероприятий    политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурно-просветительского, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании, а антинаркотическая пропаганда - как пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.

Эффективность осуществления антинаркотической профилактической деятельности, принятие управленческих решений в этой сфере зависят от степени изученности наркоситуации в отдельных субъектах Российской Федерации и в целом в России.


II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

Целью профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, является сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них.

Достижение цели осуществляется решением следующих основных задач:

● своевременное выявление причин и условий, способствующих распространению наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, организация комплексных мероприятий по их эффективному устранению;

● реализация мероприятий, направленных на антинаркотическую пропаганду и рекламу;

● организация и проведение профилактических мероприятий с группой повышенного риска немедицинского потребления наркотиков;

● развитие международного сотрудничества, включая обмен соответствующими опытом и информацией, совершенствование правовой базы взаимодействия с зарубежными государствами и международными организациями;

● формирование системы реабилитации наркозависимых и увеличение количества больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет;

● снижение распространенности незаконного потребления наркотиков, а также наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

● укрепление здоровья населения, снижение заболеваемости, создание условий для формирования мотивации к ведению здорового образа жизни;

● мониторинг наркотической ситуации в субъектах Российской Федерации и России в целом;

● развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, в частности, посредством ежегодной диспансеризации;

● организация сети кабинетов медико-генетического консультирования, а также мотивационного консультирования, которые способствуют раннему выявлению предрасположенности к потреблению наркотиков.

 

В основу государственной политики профилактики наркомании и связанных с ней правонарушений положены следующие принципы:

● законности - недопущения при проведении профилактических мероприятий ограничения конституционных прав и свобод граждан, кроме случаев, установленных федеральными законами;

● системности - разработки и проведения программных профилактических мероприятий на основе системного анализа развития наркоситуации в стране;

● комплексности - организации межведомственного взаимодействия с участием общественных и религиозных объединений, специалистов в сфере профилактики, отдельных граждан, родителей и педагогов образовательных учреждений;

● координации - достижения согласованности действий субъектов профилактической деятельности;

● приоритета мероприятий первичной профилактики - предупреждения первого употребления наркотиков, а также организации и заблаговременного проведения мероприятий в сочетании с адекватным увеличением их объема и интенсивности, прежде всего в интересах профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

● непрерывности - обеспечения преемственности мероприятий, направленных на реализацию различных видов и направлений профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

● универсальности - организации и проведения комплексных мероприятий с учетом возможности реализации различных видов и направлений профилактической деятельности;

● целостности - единой стратегии профилактической деятельности, обуславливающей основные направления и конкретные мероприятия.


К видам профилактики наркомании относятся:

● первичная - организация и реализация мероприятий антинаркотической пропаганды и рекламы, информирование населения о губительных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в их незаконном обороте, формирование у граждан, прежде всего, подростков и молодежи негативного отношения к наркомании и наркопреступности и навыков отказа от потребления наркотиков;

● вторичная - комплекс профилактических мероприятий с группами повышенного риска заболевания наркоманией, изменение псевдоадаптивных и дезадаптивных моделей поведения риска на адаптивную модель здорового образа жизни;

● третичная - организация и проведение мероприятий медико-социальной и духовно-психологической реабилитации наркозависимых, предупреждение и предотвращение рецидивов наркомании.

 

Основными направлениями профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, являются:

● выработка предложений и внесение изменений в систему профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на основе мониторинга;

● осуществление мер по устранению или минимизации причин и условий, способствующих распространению наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

● формирование на базе СМИ, произведений культуры, искусства и кинематографии негативного отношения в обществе к наркомании и связанным с ней правонарушениям, в том числе путем проведения активной антинаркотической пропаганды и противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков (в частности, исключение сцен употребления наркотиков из кинофильмов, спектаклей, представлений, произведений литературы и изобразительного искусства, создаваемых и демонстрируемых при государственном финансовом участии, если такие сцены не отражают направленность на борьбу с распространением и употреблением наркотиков), а также повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в их незаконном обороте;

● организация и проведение мероприятий, направленных на формирование мотивации к лечению у лиц, больных наркоманией, повышение эффективности и доступности медико-социальной и духовно-психологической реабилитации, развитие сети реабилитационных учреждений, снижение тяжести медицинских и социальных последствий наркомании;

● организация действенной государственной поддержки массовых и дворовых видов спорта, создание условий для вовлечения детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом по месту жительства;

● формирование и стимулирование развития волонтёрского молодёжного антинаркотического движения.

 

Условия, способствующие эффективной реализации основных направлений профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков:

● совершенствование законодательства в сфере профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, реабилитации наркозависимых, в том числе в части создания условий, способствующих прохождению лечения от наркомании в качестве альтернативы лишения свободы в отношении наркозависимых лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести;

● введение ограничений на показ кино- и телефильмов, содержащих сцены употребления наркотиков, исключив из зрительской аудитории таких фильмов лиц, не достигших совершеннолетнего возраста;

● установление ответственности за распространение материалов, содержащих пропаганду употребления наркотиков в сети Интернет;

● изучение и внедрение в практику наиболее эффективных видов и направлений профилактической работы, основанных на отечественном и зарубежном опыте организации профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых и предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

● проведение научных исследований в сфере профилактики наркомании, предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и реабилитации наркозависимых;

● подготовка, переподготовка и повышение квалификации соответствующих должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, специалистов образовательных и культурно-просветительских учреждений, по работе с молодёжью (в том числе медицинских работников и психологов), обучение родителей (иных законных представителей) современным формам, методам и средствам профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

● психолого-педагогическая и медицинская диагностика, направленная на своевременное выявление незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их потреблению;

● разработка и внедрение новых эффективных средств и повышение качества лечения лиц, больных наркоманией;

● поддержка развития негосударственных организаций, занимающихся реабилитацией наркозависимых лиц, с исключением в их деятельности подмены понятия «лечение больных наркоманией» понятиями «реабилитация больных наркоманией» и «избавление от наркотической зависимости»;

● укрепление материально-технической базы и кадрового состава наркологических служб, организаций и учреждений, работающих в сфере лечения и реабилитации наркозависимых лиц, профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

● развитие возможностей для общественно полезного времяпрепровождения граждан, прежде всего детей, подростков и молодежи;

● проведение фестивалей и других массовых мероприятий антинаркотической направленности, сочетающих лекционную пропаганду с демонстрацией кино- и видеофильмов, проведением концертов, выступлением руководителей регионов и авторитетных мастеров культуры, искусства и спорта;

● планирование профилактической деятельности на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и в муниципальных образованиях;

● учет задач профилактики наркомании в бюджетном процессе при формировании федерального, регионального и муниципальных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов;

● методическое обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленное на управление мероприятиями по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

 

III. СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

В формировании системы профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, участвуют все органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, различные организации, включая государственные и муниципальные учреждения, общественные и религиозные объединения, а также родители (иные законные представители), специалисты образовательных и культурно-просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией выявляют основные причины и условия, способствующие немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту, и принимают комплексные меры, направленные на их устранение или минимизацию.

Координацию этой деятельности проводит специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Государственный антинаркотический комитет и антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации (далее - комиссии), созданные указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», разрабатывают меры, направленные на профилактику незаконного оборота наркотиков. Комиссии также рассматривают в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложения о дополнительных мерах по социальной реабилитации лиц, больных наркоманией.

Взаимодействие между субъектами профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, осуществляется посредством обмена данными мониторинга наркоситуации, создания межведомственных антинаркотических комиссий и координационных советов, работа которых организуется по территориальному принципу на основе программно-целевого метода.

Важнейшим условием формирования эффективной деятельности по профилактике наркомании и наркопреступности является ее законодательное обеспечение.

В целях профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, необходимо вовлечение в реализацию профилактических мероприятий государственных и негосударственных организаций и учреждений, включая общественные и религиозные объединения и средства массовой информации, в соответствии с их учредительными документами либо на основании договоров, заключаемых с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также граждан на добровольной основе.

Значительное влияние на профилактику наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, оказывает деятельность судебных органов, которые на практике реализуют принцип неотвратимости справедливого наказания за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков.

 

IV. ОБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

Мероприятия первичной профилактики должны быть направлены на детей, подростков и молодёжь, находящихся в неблагоприятных семейных, социальных условиях, в трудной жизненной ситуации, а также на лиц группы повышенного риска немедицинского потребления наркотиков.

Мероприятия вторичной профилактики должны быть направлены на граждан, незаконно употребляющих наркотики либо их ранее употреблявших (находящихся в состоянии ремиссии), включая как потребителей наркотиков, обращавшихся в лечебно-профилактические учреждения, так и потребителей наркотиков, не обращавшихся в лечебно-профилактические учреждения.

Мероприятия третичной профилактики должны быть направлены на группу лиц, имеющих зависимость от наркотиков и желающих прекратить их употребление, а также на прошедших курс лечения и реабилитации наркозависимости.

При проведении профилактических мероприятий следует отдавать предпочтение сочетанию индивидуальных и групповых методов работы, а также методам прямого и косвенного (опосредованного) воздействия на лиц из группы повышенного риска немедицинского потребления наркотиков, обучать детей и подростков умению отказаться от первой пробы наркотиков, профилактическими мероприятиями необходимо охватить не менее 25 процентов несовершеннолетних и молодежи.

Основные усилия профилактической деятельности необходимо направлять на профилактику наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях, лагерях отдыха детей и подростков, местах досуга и массового проживания молодёжи.


Другие интересные материалы:
Некоторые вопросы реализации уголовной политики в современных условиях
Уголовная политика – важная составная часть системы профилактики наркотизма....

1. Кризис правопорядка 1.1. Как показывают результаты...
Организация мониторинга наркоситуации
Образец пакета документов, необходимых для организации мониторинга...

 Важной составляющей государственной политики в сфере профилактики...
Стратегия снижения вреда в глобальной политике в отношении употребления нелегальных наркотиков
«Очевидным видится, что заимствование каких-либо моделей в отношении политики...

В современном мире употребление индивидом нелегальных наркотических...
Тестирование государства на наркотики
Отсутствие необходимой правовой базы профилактики наркомании, тотальная...

Недавнее интервью на Эхе директора ФСКН Виктора Иванова (...
Шаг седьмой


"Мы смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков" Хотя каждый...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2013 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт
Rambler's Top100