| |
Почему мы себя
убиваем,
или
Почему мы себя не убиваем
Этические
резервы
К самоубийствам, порочащим советский
строй, в Центральном Комитете издавна
относились с предубеждением, — канули в
Лету романтические двадцатые, когда нарком
Семашко с гордостью писал о росте
самоубийств среди женщин как о
свидетельстве их возросшей социальной
активности. Генеральный прокурор Руденко в
одном из интервью так и заявил, что убийств
у нас почти не осталось, а от самоубийств
все нормальные люди и вовсе отказались:
таким образом, уголовная статья о доведении
до самоубийства превращалась в статью о
сведении с ума. Ситуацию поколебал министр
Щелоков, обеспокоенный суици-дами во
внутренних войсках (в этой связи его
собственный конец почти символичен). Тогда-то
и произошли революционные сдвиги: было
осуществлено первое за многие годы
анкетирование “попыточников” и
родственников суицидентов, было признано,
что душевнобольных среди самоубийц менее
трети, в Москве был учрежден первый телефон
доверия, открыты первые кабинеты социально-психологической
помощи, имеющие право выдавать больничный...
Оба патриарха советской суицидологии,
медицинской и социальной — А. Г. Амбрумова и
С. В. Бородин, — и поныне живут в Москве;
легендарный “Амбрумовский центр” (Федеральный
научно-методический суицидологический
центр) тоже действует и сегодня, хотя
переживает не лучшие дни. Тем не менее в
Москве с суицидологической помощью обстоит
значительно благополучнее, чем в среднем по
России, — отчасти, вероятно, еще и поэтому
уровень самоубийств в Москве вдвое ниже
общероссийского. Могут возразить, что в
Москве лучше живут. Но Всемирная
организация здравоохранения еще в 50-е годы
обратила внимание, что темпы
экономического развития, как правило,
соответствуют и росту самоубийств (сегодня
на чемпионские места в этом мрачном
состязании претендуют Литва, Россия,
Эстония и Латвия). В Москве выше уровень
спасительной дюркгеймовской сплоченности?
Возможно. В таких культурных центрах, как
Москва и Петербург (уровень самоубийств
тоже значительно ниже общероссийского), и в
самом деле гораздо больше людей, единых в
своем понимании сегодняшних
преобразований (при всех их безобразиях)
как назревшей и перезревшей исторической
задачи, а не как аферы кучки прохвостов или
агентов врага. Но, кроме того, в Москве —
помимо пошатнувшегося советского наследия,
включающего прекрасный кризисный
стационар санаторного типа, — возникло
огромное количество психологических служб,
как государственных (в системе образования,
собеса, здравоохранения), так и
негосударственных, частично оказывающих и
бесплатные услуги. Хотя, конечно, спрос
рождает и шарлатанство — не помешала бы
какая-то единая система квалификации,
просвещения, координации, и, в принципе,
этим мог бы заняться тот же
суицидологический центр...
Нынешний заведующий центром В. Ф. Войцех—квалифицированный
специалист и добросовестный человек, он
делает, что может, да только
недофинансирование не тетка. Чем-то здесь
могли бы помочь волонтеры, но отобрать
стоящих людей из потока странных личностей
само по себе большая работа. Для борьбы с
недофинансированием, видно, неминуемо
придется вводить платные услуги, хоть это
этически и непривычно. Но, не беря платы с
богатых, невозможно помочь бедным. А среди
суицидентов есть и вполне зажиточные.
Еще одна сложность с платными услугами —
за ними бдительно следят контролирующие
органы: “Ах, зарабатываете?!. Ну, так
зарабатывайте!” — и давай срезать ставки,
драть за свет, за газ, за солнце, воздух и
воду. Руководитель суицидологической
службы
сегодня должен сочетать в себе энтузиаста
и ловкача, он должен находить высоких
покровителей и “заинтересовывать” низких,
мелькать в газетах и на TV, успешно
соперничая с экстрасенсами и ворожеями, а
также умело пользовать (и использовать)
сильных мира сего, которые тоже плачут: у
губернатора может быть сын-наркоман, у его
зама — жена-психопатка, а строительный босс
может иметь слабость к приватности во время
выходов из запоя...
Объезжая по соросовскому гранту, как
теперь выражаются, регионы более или менее
“красного пояса”, я встретил лишь одного
такого виртуоза, который благодаря своим
макиавеллистическим дарованиям (вместе с
губернатором он даже переписался из КПРФ в
“Отечество”) отгрохал прекрасный
кризисный стационар, открыл кабинеты
социально-психологической помощи при
каждой поликлинике и студенческом
общежитии, да еще выбил полставки
постоянного психотерапевта в
токсикологическом отделении.
Но это уже гроссмейстерский уровень. А вот
просто мастера.
Курский психоневрологический диспансер.
Главный врач В. Г. Севостьянов. С
журналистами о проблеме самоубийства он
беседует неохотно, чтобы не спровоцировать
новых; а кроме того, с падением тирании
определенный тип журналиста оказался в
состоянии неудержимой веселости — “Ой,
смех мени брал, як мий батька вмирал”, как
выражалась моя украинская бабушка.
Психиатрам лучше выступать напрямую —
тогда в газету не попадут “психушка” и “дурдом”.
Вопреки заявлениям коммунистических
активистов, связи суицидальных намерений с
безработицей, а тем более — с политическими
разочарованиями, Владимир Григорьевич не
замечал, он и сам больше настроен на дела,
чем на жалобы. Хорошо бы, конечно, получать
хоть треть положенного, но — надо крутиться,
иначе совсем ничего не будет. Приходится
жить со взаимозачетов: кто-то должен
платить в местный бюджет, а ему вместо этого
разрешают что-то сделать для медицины (по
выгодным, подозреваю, расценкам) —
поставить продовольствие, сделать ремонт...
Ремонтом в своем диспансере Владимир
Григорьевич очень гордится. Он уже заплатил
за проведение телефона доверия, и ставочку
дали. В поликлиниках все больше медицинских
психологов, а оттого все меньше конфликтов,
а главное — появилась возможность
распознавать депрессию под маской
соматического заболевания — боли в сердце,
желудке, голове, — а следовательно,
перехватывать надвигающийся кризис на
дальних подступах. Специалистов выпускает
местный медицинский университет,
дополнительное обучение — бесплатное,
нужно оплатить только дорогу— в Москву, в
Петербург. Если нужно поехать на
конференцию, врачи сами собирают по фирмам
— там пятьсот, здесь пятьсот... Удалось
открыть дневной стационар —
психологическая помощь в наименее
ограничивающих условиях, на принципах
партнерства: количество шизофренических
расстройств стабильно, а вот пограничных —
возросло во много раз. Областной
психотерапевтический центр вынесен в
приятное место, подальше от пугающей народ
психиатрии. “Это сказка!”— лицо Владимира
Григорьевича озаряется счастьем.
Психотерапию он ощущает глубоко личным
делом. В сущности, каждый хороший человек до
какой-то степени психотерапевт. Но
профессионал должен не только понравиться,
посочувствовать, но и сочетать действия
лекарств с волей. Психотерапевт должен
понимать жизнь. Когда человек тоскует, не
спит, раздражается по пустякам, можно
начать глушить его таблетками, а можно
сказать ему, что в этой ситуации он и должен
страдать: от страданий нужно не избавляться,
а перерабатывать их во что-то позитивное,
когда вы их преодолеете, вы начнете себя
уважать, Мережковский писал: “благодарю за
мгновения страданий, благодаря которым я
постиг...”
Здесь мы слились н экстазе, ибо и меня
давно преследует мысль, что, считая
страдания безусловным злом. от которого
необходимо как можно скорее избавиться
любыми средствами, мы тем самым
отказываемся становиться более мудрыми и
мужественными. Объявляя злом страдания, то
есть три четверти всей реальности, мы
лишаемся возможности принять ее, найти ей
хоть сколько-нибудь приемлемое оправдание.
Даже умение побеждать далеко не так
необходимо человеку, как умение переносить
поражение... С нашим культом успеха мы все
становимся похожи на ту девочку, у которой
перед школой открывалась неудержимая рвота
из-за ужаса схватить пару, — пока
Севостьянов не приказал ей однажды
принести дневник с двойками. Вот перед чем
Владимир Григорьевич чувствует бессилие —
это перед телевидением, на полном серьезе
рассуждающим о магах, астрологах,
экстрасенсах, — эге, наш пациент, частенько
отмечает он эту публику взглядом
профессионала.
Ну так и что? Ведь нам, детям, лишь бы было
интересно.
В троллейбусе до окраины цивилизованного
Курска, где располагается педагогический и
психотерапевтический центр “Гармония”, я
прочел в местной газете неспешное интервью
Азизы Бисмиллоевой — “психотерапевта
международного уровня”. Узнал, что
импотенция — результат инфантилизма,
заставляющего смотреть на женщину как на
мать, забыв при этом про эдипов комплекс. Но
у заведующего “Гармонией” Владимира
Пилипенко глаза ничуть не менее огненные,
чем у международной целительницы. “Надо бы
научиться одолевать шарлатанов”, — трудно
не назвать Владимира Евгеньевича Володей.
“Когда ты достаточно молод, трудно
завоевать определенный авторитет”. Хотя,
действуя через женщин, он наверняка
отвоевал бы и перехваченное милицией
здание детского сада в центре города, и
административный телефонный номер, ныне
совмещенный с телефоном доверия.
Этот телефон ориентирован на подростков,
но ведь масса проблем — общие для детей и
отцов. Особенно безмозглых: четырехлетний
мальчик поцеловал приятеля в попку,
вследствие чего папаша прервал с ним
отношения как с закоренелым педиком. Иногда
звонят, чтобы обругать, а потом извиниться.
Но почти половина звонков — о странностях и
трудностях любви. Их лучше распутывать
заранее, пока они не перешли в три процента
звонков с суицидальными намерениями.
Пилипенко усиленно пропагандирует свой
телефон, раздает листовки учителям,
директорам школ и уже добился того, что
работать ему приходится намного больше, чем
вначале, даже дозвониться к нему теперь
нелегко.
Телефон доверия — только часть его работы,
он проводит еще и семинары о готовности
детей к школе, о работе школьных психологов,
о предупреждении “психологического
сгорания” педагогов, о профилактике
наркомании, ежегодно организовывает
спортивно-реабилитационный лагерь “Спасатель”
для трудных детей и подростков (150 человек):
формирование навыков ориентации и “выживания”
в условиях кризисной рыночной экономики, —
это, заметьте, бесплатно и для них, и для
него. На учете в его центре около пятисот
подростков, посещено за год около пятисот
семей, из них половина— дважды...
Все эти цифры звучат, конечно, по-советски,
но когда они правдивы — это впечатляет. При
всех нехватках — множительной техники,
телефона, зарплаты (за тысячу, хоть тресни,
не перевалить, а любая поездка на учебу, на
конференцию — за свой счет) — больше всего
он сетует на информационный голод: даже “Самоубийство”
Дюркгейма, этой библии суицидолога, в
Курске не достать. А кто туда завезет
интереснейшую монографию Я. Гилинского и П.
Юнацкевича “Социологические и психолого-педагогические
основы суицидологии”?
При всем при том, если не считать
петербургской “Гармонии”, Владимир
оказался почти единственным на моем пути,
кто всерьез готовит волонтеров для
телефона доверия. Волонтеры — в основном
третьекурсники-психологи, человек десять,
почти половина мальчики — чудесные лица
умных, стремящихся быть хорошими молодых
людей. О мотивах говорят предельно
добросовестно:
“Сказать: “Мы альтруисты” — неловко;
лучше скажем, что набираемся
профессионального опыта. А для личных
консультаций мы еще слабоваты”. Но, пытаясь
помогать несчастным, нужно как-то решить
для себя вопрос о роли страдания в нашем
мире: если бы, скажем, к вам обратилась
истерзанная женщина, потерявшая ребенка, а
у вас была таблетка — выпил и успокоился,
как будто никакого ребенка и не было, — что
бы вы ей предложили? “Таблетку — только в
самом крайнем случае. Страдание — это тоже
энергия. Нужно ее направить хотя бы на
служение другим детям, пойти в дом матери и
ребенка!.. И вообще — если бы все всегда было
бы хорошо, эволюции мозга не было бы.
А как быть с пьяными излияниями — они тоже
могут быть серьезным сигналом, —
обсуждение завязывается очень дельное.
Двоих ребят Пилипенко уже выпускал в
самостоятельный полет, один довольно долго
беседовал с девушкой, которую ее любимый
мужчина постоянно награждает разного рода
венерическими заболеваниями. “И что же вы
посоветовали?” — “Советовать ничего
нельзя, никто лучше самого человека не
может знать, что для него правильно”. — “Зачем
же он тогда вам звонит?” — “Он очень узко
смотрит на вещи, а мы своими вопросами
расширяем это окошко, помогаем ему
осмотреть предмет со всех сторон. И в конце
он уже сам понимает, в чем он был неправ”.
“А вы очень хотите этим заниматься?” —
сдержанно-страстные кивания: да, очень. “А
если вы увидите, что помогли человеку, вы
почувствуете радость за него или
профессиональное удовлетворение?” — “Конечно,
сейчас мы скажем “радость”, но на самом
деле будет видно”. — “В вашей работе —
надо ли сопереживать?” — “Надо. Но чтобы
самому не сузить свое сознание”. — “А на
что вы рассчитываете после окончания
университета?” — “Мы надеемся, что
общество поймет важность психологических
консультаций на производстве, в коммерции,
в семье, в политике — надеемся, это дойдет и
до Курска”.
Использовать этический потенциал нашего
общества мешает еще и предрассудок, будто
оказывать психологическую помощь способны
лишь профессиональные медики, изучившие
тайны человеческого сердца в анатомическом
театре. Волонтеры, даже и не чудаковатые,
склонны решать “очень уж по-бытовому” —
без диагнозов и таблеток. Но, отвергая
непрофессионалов, та же самая
руководительница приглашает священника,
хотя и он не ищет в пастве органических
поражений. “Священник — другое дело: он
несет пациенту какую-то мудрость веков”. Но
мудрость веков имеется и за учением Эпикура,
и за стоицизмом, — увы, медики и слова-то эти
зачастую слышали только краем уха.
Мировоззренческие пробелы хорошие
психотерапевты восполняют самостоятельным
чтением — Андрей Тумашев в Смоленском
центре пограничных состояний цитировал и
Бердяева, и Франкла. сокрушаясь, что
психиатров не учат “одухотворенности”.
Зато ей охотно обучают самодельные пророки,
время от времени привлекаемые к суду за
злоупотребления имуществом и плотью своих
прихожанок, — психиатры не без оснований
опасаются чего-то подобного со стороны
бесконтрольных волонтеров. Ну так
фильтруйте! В петербургской “Гармонии”
это вполне удается. Однако прямое
сотрудничество государственных служб с
волонтерами сегодня незаконно. Хотя и у нас,
и во многих странах они прекрасно работают.
Конечно, кто-то уходит — но кто-то и
приходит! Самое трудное, по моему личному
опыту, — создать первоначальное ядро.
Пускаясь в турне, я намеревался попутно
вставить штырь коммунистам, периодически
спекулирующим на теме самоубийств, однако
скоро ощутил, что никаких коммунистов в
природе не существует: ни Ленина, ни Сталина,
ни Маркса, ни Энгельса, нигде не бродит и
призрака, — просто есть люди, которые хотят
получать зарплату и пенсию вовремя, и
господа, которые этим пользуются. Когда
выключишь телевизор и переберешься из мира,
где что-то делят, в мир, где что-то делают, —
все меняется до неузнаваемости: в реальном
мире гадость всегда смешана со святостью.
Даже медицинские “чиновники” хотят, чтоб
было как лучше. Но от них требуют “экстренки”,
а не профилактики. Тем более профилактики
какой-то дури. Плодов суицидологического
просвещения в администрации почти не
встретишь, — мало кто знает даже такую
элементарщину, что в бедных странах обычно
много меньше самоубийств, чем в богатых. Но
там, где отыскивается человек, для которого
психологическая помощь является его личным
делом, — там обычно и начальство (любого
цвета) идет навстречу. Вредители мне не
попадались.
Я несколько раз слышал сожаления о
разъединении психологических и социальных
служб, но стихийно они начинают проникать
друг в друга. Так, в Орле, в Смоленске, в
Казани при службе занятости отлично
работают клубы ищущих работу (“Новый старт”).
Члены этих клубов обычно переживают не
острый кризис, а монотонное уныние, апатию
— какой уж тут новый старт! И методы их
взбадривания — у каждого свой эффект (налицо)
— зависят от личности руководителей. В Орле,
например, 3. А. Агапова и В. Н. Низамова
производят впечатление добрых мам, а
психотерапевт Ирина Коноплицкая —
настолько живая и обаятельная, что это даже
отвлекает. Она заходит в службу занятости
после работы в психбольнице строгого
режима. И обнаруживает в тюрьме и на бирже
труда родственные слабости: у преступников
они чудовищно гипертрофированы, но
качественно те же — неумение взять
ответственность на себя, в их беде виноват
весь мир — лишь они безгрешны... В Казани
клуб ищущих работу возглавляет Светлана
Троицкая — тоже молодая, тоже обаятельная.
Она воодушевляет высоким горением и тоже
просится в полновесную статью. Но
приходится ограничиться именами — чтоб
окружающие, кто еще не заметил, знали, как им
повезло.
В упомянутой монографии Я. Гилинского и П.
Юнацкевича констатируется неполнота и
труднодоступность современной
суицидологической информации. Тем не менее
очевидно, что Казань — один из очень
немногих городов, где уровень самоубийств с
94 года постоянно снижается. Главный
психиатр В. А. Евапов гордится четко
отлаженной службой: все соматические
центры к каждому суициденту обязаны
вызвать специалиста. Если нет грубых
расстройств — после выписки его приглашают
для психотерапевтической работы.
Кризисного стационара нет, но есть много
телефонов доверия с участием волонтеров.
Имеются специальные кабинеты в обычной
поликлинике — как положено, отделенные от
психиатрии специалисты без халатов.
Молодцы, что говорить. Правда, подчиненные,
как водится, настроены менее радужно, — им
кажется, что разъезжать по больницам
следовало бы специальному человеку, чтобы
их не отрывать от дела, — что верно, то верно.
Много чего следовало бы. (Попутно мне и
здесь сообщают, что люди образованные
адаптируются лучше…) Приписать уменьшение
суицидов именно себе тоже не все решаются:
самоубийство — феномен многофакторный. Да,
в последние годы жизнь в республике
сделалась спокойнее — но ведь за годы
брежневского спокойствия самоубийства
выросли вдвое! Тем более мотивы и в Казани
те же, что везде и всегда, — семья, любовь,
одиночество, служебные неприятности... В
своем романе “Горбатые атланты” я
позволил себе предположить, что глубинная
причина самоубийств — свобода. Свобода
мысли и свобода выбора. Человек спокоен и
силен, когда не знает сомнений, когда
собственный образ жизни представляется ему
единственно правильным, а еще лучше —
единственно возможным. Самоубийства —
плата за обновления, причем как в худшую,
так и в “лучшую” сторону. Вхождение Россия
в социализм сопровождалось огромным ростом
числа самоубийств — и за выход из него
приходится платить подобную (хотя и меньшую)
цену. Возможно, уменьшить ее позволило бы
разнообразие общественных укладов в
различных регионах, далеко не одинаково
подготовленных к либерализации. Но что во
всяком случае должна неустанно внушать
государственная пропаганда (и чего она не
делает, возможно сама не догадываясь, для
чего она существует) — разъяснять ту чистую
правду, что нынешние реформы — очень
трудная, но великая историческая миссия, а
не афера, диверсия или стихийный “бардак”.
Молодой смоленский суицидолог Сергей
Ваулин недавно защитил диссертацию, в
которой еще раз подтвердил, что среди
мотивов суицидальных попыток безработица,
бедность слабо звучат (тем более не звучат
“идеи, оторванные от жизни” —
политические, национальные. — хотя, как
показал Дюркгейм, невидимое влияние “коллективных
чувств” огромно). Осознанно звучит —
микросоциум. И, вопреки данным
дюркгеймовской поры, чем выше образование,
тем ниже риск суицида. Чаще пытаются
покончить с собой не слишком
квалифицированные рабочие, медицинские
сестры, воспитательницы детских садов — то
есть люди не очень умелые и вместе с тем не
очень решительные. Кого нет — работников
административного аппарата и крупных
предпринимателей. Зато мелких, типа “челноков”,
— хоть отбавляй. В завершенном суициде
надежная статистика слаба, но можно сказать,
что “организованные”, включенные в какую-то
прочную систему люди почти не попадаются.
Встречаются, конечно, экзотические
экземпляры — какой-нибудь майор, подсевший
на азартные игры, — но это исключения.
Молодежь, отмечает Ваулин, в целом более
адаптабельна. Но вместе с тем довольно
многие успели хлебнуть отравы легких денег
и уже не могут уйти из мелкого случайного
бизнеса, хлебая почти одни неудачи. Так что
рано или поздно этика успеха (“все чего-то
стоящие люди должны быть богатыми”) рано
или поздно сделается для них смертельно
опасной, а альтернативного мироощущения
что-то не видать. Вернее, в жизни сколько
угодно небогатых людей, вполне довольных
жизнью, но в литературе, в кино... Писатели с
режиссерами, похоже, даже больше других
склонны нагнетать истерию... Однако,
благодарение богу, о том, что счастье не в
деньгах, не в чинах и не в обжорстве — об
этом говорит вся история человечества,
решительно вся “мудрость веков”: вполне
довольно, чтобы профессиональные
властители дум от учителя до телеведущего
не затаптывали ее, а пропускали к
школьникам, студентам и более взрослым “трудящимся”.
Государственной пропаганде для
духоподъемности вовсе не нужно лгать —
достаточно рассматривать все события не в
злободневно-склочном, а в историческом их
значении.
Азы же суицидологии должны просто войти
во все учебные программы будущих
администраторов, особенно медицинских.
Чтобы они для начала более спокойно
допускали к психотерапевтической работе
психологов без медицинского образования. И
уж не привлекали, а хотя бы тоже только
допускали волонтеров: этический потенциал
множества людей, которым недостаточно
служить лишь собственной шкуре, дал бы
существенный эффект.
Впрочем, какой эффект можно назвать
несущественным, когда речь идет о
человеческих жизнях? Притом мы не можем
предугадать, сколькие, спасая других,
спасутся сами.
Казне же это не будет стоить ни копейки
|