Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!




Назад К содержанию Дальше

Социально-психологический анализ некоторых аспектов деятельности саентологов в Санкт-Петербурге

А.Скородумов

О дианетическом одитинге

Ты и сам иногда не поймешь,
От чего так бывает порой,
Что собою ты к людям придешь,
А уйдешь от людей не собой.

Александр Блок

Для последователей Хаббарда понятие "одитинг" является одним из ключевых и на нем базируются как семинары, так и курсы. В своих многочисленных газетах, листовках и буклетах саентологи называют одитинг дианетической терапией, подчеркивая, что "это не психология или лечение, но точный процесс, который находит и устраняет источники отрицательных эмоций, психосоматических заболеваний, раздражительности, комплексов, депрессий и многого другого. С помощью одитинга за очень короткое время Вы добьетесь необыкновенных результатов: улучшения физического самочувствия; эмоционального подъема, ощущения счастья и свободы; легкости в обращении (мы на понимаем, какой смысл вкладывают саентологи в термин "обращение" - прим.авт.) и в понимании других людей; нового осознания жизни; повышения коэффициента интеллекта".

Знакомство неофитов ЦД с процедурой одитинга начинается с просмотра видеофильма "Как применять Дианетику: видео-путеводителе по человеческому разуму". Сами же сессии одитинга неофиты начинают как проводить, так и получать строго по брошюре "Дианетический семинар Хаббарда. Из работ Л.Рона Хаббарда". В связи с этим мы позволим себе подробное цитирование данной работы.

Буквально во введении авторы брошюры призывают адептов Xaббарда: "пожалуйста, на этом семинаре проведите и сами получите столько дианетического одитинга, сколько пожелаете. Тогда цели семинара будут достигнуты к вашему полному удовлетворению. После многих часов проведения и получения одитинга вы поймете, чего можно достичь с помощью Дианетики". Нам кажется, что фрагмент из того же документального фильма "Дорога к счастью, или хождение в Дианетику", где говорится о том, что все сведения, полученные во время одитинга, заносятся в отчет одитора и в рабочие протоколы, проясняет призыв саентологов пройти как можно больше часов одитинга. Ведь если человек пройдет большее количество часов одитинга, то он сумеет озвучить большее количество инграмм. Соответственно большее количество информации о человеке останется в ЦД! Недаром же саентологи призывают своих адептов "открыто и честно отвечать одитору на все вопросы, которые он задает, без утайки (независимо от Ваших внутренних барьеров: сомнений, страхов, стыда и пр.)".

А теперь перейдем к процедуре одитинга.

"Шаг Первый: Заверьте преклира, что он будет знать все, что происходит.
Сессия проводится при расположении вас и вашего преклира сидящими друг против друга. На первом шаге вы заверяете преклира относительно того, что будет происходить во время сессии. Вы можете сказать преклиру следующее: "Мы сейчас начнем сессию. Вы будете осознавать все, что здесь происходит. Вы сможете вспомнить все, что здесь произойдет. Вы сможете прекратить и выйти из всего, во что вы попадете, если вам это не понравится".

Шаг Второй: Скажите преклиру, чтобы он закрыл глаза.
Скажите преклиру: "Закройте глаза".

Шаг Третий: Установите отмену.
Скажите преклиру: "В дальнейшем, когда я скажу слово "отменяю", все, что я сказал, пока вы находились в сессии, будет отменено и не оудет иметь на вас никакого влияния. Любое внушение, которое я могу сделать вам, не будет иметь силы, когда я скажу слово "отменяю". Вы понимаете?" Удостоверьтесь, что преклир это понял.

Шаг Четвертый: Возвратите преклира в период прошлого.
Скажите преклиру, что вы начнете прохождение такого случая из его жизни, который преклир, как он чувствует, может рассмотреть без неудобств. Вы можете сказать что-то вроде: "Мы найдем случай из вашей жизни, который, вы помните во. всех подробностях. Затем вы пройдете несколько раз через тот момент, когда он произошел, и мы сократим его."
Затем скажите преклиру: "Найдите происшествие, которое, как вы чувствуете, вы можете рассмотреть без неудобств".
Когда он найдет такой случай, скажите ему: "Возвратитесь в начало происшествия".

Шаг Пятый: Работайте с файл-клерком для получения данных.
После того как вы вернули преклира в происшествие, попросите его пройти это происшествие от начала до конца, будучи возвращенным в него в состоянии ревери, описывая все соматики и присутствующие восприятия так, как будто случай происходит в данный момент, а не просто является воспоминанием о чем-то, происходящим в прошлом (это очень важно).
Вы можете сказать: "Пройдите происшествие и говорите, что происходит по мере того, как вы его проходите".

Шаг Шестой "А": Сократите происшествие. Возвращайте преклира обратно в начало происшествия, и пусть он вновь пройдет его. Вы можете использовать такие команды, как: "Возвращайтесь в начало происшествия и снова пройдите его. Отмечайте все дополнительные детали, которые вы сможете найти".
Задавайте дополнительные вопросы при необходимости, чтобы помочь преклиру восстановить больше подробностей происшествия. Можно задавать такие вопросы, как: "Что вы видите?" или "Что вы слышите?", чтобы помочь преклиру. При необходимости помогайте преклиру двигаться по происшествию, используя слово "Продолжайте".
Продолжайте этот шаг снова и снова, каждый раз говоря преклиру, чтобы он отправлялся назад к началу происшествия и проходил его до конца. Продолжайте проходить происшествие, пока преклир не станет весело к нему относиться. Когда преклир будет весело воспринимать прохождение этого случая, переходите к шагу шестому "Б".

Шаг Шестой "Б": Найдите следующее происшествие для прохождения.
Выберите другое происшествие, на которое, как чувствует преклир, он теперь может смотреть без неудобств. "Давайте найдем другое происшествие, на которое вы, как вы чувствуете, можете смотреть без неудобств".
Возвратите преклира в это новое происшествие и одитируйте его, продолжая выполнять процедуру шага пятого, а затем шестого "А".
Проведите преклира через происшествие столько раз, сколько нужно, чтобы преклир развеселился. Продолжайте находить и одитировать происшествия, пока не истечет время, отведенное для сессии.

Примечание. Если преклир, похоже, не может найти дополнительные данные в происшествии, несмотря на множество повторений, и не становится веселым относительно того, что он нашел, то узнайте у него: "Есть ли более раннее происшествие, схожее с тем, которое мы одитируем?"
Если такое происшествие существует, возвратите преклира в этот более ранний случай и продолжайте выполнять шаги пятый и шестой "А". Если преклир не может найти более раннее происшествие, выставьте руку за спиной и супервайзер придет вам на помощь. Шаг Седьмой: Возвратите преклира в настоящее время. Дайте преклиру знать, что вы скоро завершите сессию. Скажите ему: "Возвращайтесь в настоящее время".

Шаг Восьмой: Удостоверьтесь, что преклир в настоящем времени.
Спросите преклира: "Вы в настоящем времени?" Убедитесь в том, что он действительно ощущает себя в настоящем времени.

Шаг Девятый: Дайте отмену.
Скажите преклиру: "Отменяю".

Шаг Десятый: Восстановите полное осознание преклиром его окружения.
Скажите преклиру: "Когда я сосчитаю от 5 до 1 и щелкну пальцами, вы почувствуете себя бодро. Пять, четыре, три, два, один". (Щелк!)

Такова полная процедура. Если вы в любое время встретитесь с какими-то затруднениями, выставьте руку за спину и супервайзер вам поможет".

Теперь мы должны сообщить, что существуют некоторые документы, дополняющие процедуру одитинга. В нашем архиве имеется бюллетень дианетического одитора, датированный 1950 годом, где предлагается для прохождения инграмм отправлять преклира в момент его зачатия! "Зачатие проходит через сперму и затем через яйцеклетку со всеми деталями, которые оно содержит. Было обнаружено, что моменты, немного ранние, чем сперма и зачатие, являются инграммами, и, когда зачатие содержит боль и не сокращается после многих и многих прохождений, ищите раньше. Зачатие не всегда содержит боль, и, в таком случае, его нужно пройти несколько раз, чтобы в этом убедиться, и после этого оставьте его в покое".

Прежде чем прокомментировать процедуру одитинга отметим, что реальная процедура значительно отличается от описанной в брошюре. В качестве примера мы приведем 4 фрагмента из рассказа одного человека, проходившего одитинг.

Фрагмент первый: "Более всего запомнилось мне начало занятий. Во-первых, дверь в класс заперли изнутри, и все, кто там был, встали со своих мест, чтобы поприветствовать какого-то молодого человека с бородкой, и наступил момент напряженного внимания, так что стало
тихо. ...
- Вы готовы к началу занятий?! - буквально заорал тот, что с бородкой.
-Да!!! - рявкнули в ответ присутствующие.
Но супервайзеру такой ответ понравился не вполне. Он крикнул громче:
- Еще раз!.. Готовы?!
- Готовы!!! - ответил хор голосов, к которым невольно присоединился и я...
- Посмотрите на своего соседа!..- последовала новая команда. Глупо, конечно, но приходится подчиняться. ...
- Пожмите друг другу руки!..
... Еле вытерпел - честное слово!.. Ощущение такое, словно валяешь дурака в присутствии глазеющего народа. Кое-кто из "студентов" тоже ощущает себя неловко, но стараются сломать в себе остатки сопротивления, стараясь быть похожими на большинство..."

Мы не будем далее цитировать ход реального одитинга, но отметим, что и другие занятия начинались подобным образом.

Для подтверждения сказанного приведем второй фрагмент из рассказа об одитинге во второй день:
"Снова - приветствие супервайзера при закрытой двери в учебную аудиторию. На сей раз это была девушка, и она задала всем жару:
- Пожмите руки сразу трем соседям!.. Потрогайте сразу четыре предмета на столах!.. Громко поздоровайтесь друг с другом!"

Здесь мы видим то, что психологи называют разрывом стереотипа, психической дестабилизацией и роботизацией. Задача супервайзера "изменить состояние адресата, чтобы увеличить подверженность постороннему влиянию - как правило, дестабилизировать или повысить внушаемость: изолировать, обеспечить возможность влияния без помех, ...дождаться случая, когда адресат будет выглядеть неловко...". П.С Таранов отмечает, что "...самое лучшее из средств приведения психики людей в нужную для вас кондицию - потрясти или прервать нормальный ход событий". В другой своей работе он подчеркивает, что "неловкость и стыд, смешанные с невозможностью в этот миг что-либо уже изменить, подавляют активность и волю, наполняют человека ощущением обречённости, толкают его к согласию на любое подчинение".

У отдельных студентов такая неожиданная ситуация, выпадающая из привычной колеи, вообще может вызвать состояние транса. Те, кто первоначально обучал супервайзеров подобным приемам воздействия на сознание, отдавали себе отчет в том, что "трансовые расщепленные состояния сознания могут целенаправленно создаваться как подготовительный шаг для последующего психокоррекционного вмешательства... либо могут являться "сопутствующим продуктом" психотерапевтических приемов. Состояния транса повышают доступ к неосознаваемой информации, прерывают старые и формируют новые условные связи... Возможности, открываемые трансовыми состояниями сознания, могут использоваться для самопознания (медитация), самовнушения или лечебного внушения психотерапевта, перепрограммирования".

Специалистам известно, что в трансовом состоянии повышается внушаемость, происходит перераспределение внимания и спад функций планирования, возникают яркие зрительные образы прошлого и проявляется повышенная способность к фантазированию, усиливается толерантность к устойчивому искажению реальности. Ощущение и восприятие образов прошлого или каких-то фантастических образов поразительно реальны, В таком состоянии даже за счет самогипноза возможна реализация подсознательных желаний. При этом человек может не замечать перехода от нормального состояния к трансовому и обратно к нормальному.

Выйдя из транса, человек может испытать состояние, подобное постгипнотической амнезии, т.е. он не будет помнить тех команд, которые могли внушаться ему. Кроме того, могут наблюдаться вегетативные расстройства, проявляющиеся через головокружение, легкое расстройство координации и т.д.

Еще необходимо заметить, что в состоянии повышенной внушаемости у человека происходит сужение сознания. В ходе одитинга, особенно при фиксации на какой-либо инграмме, т.е. ограничении круга воспроизводимых ситуаций, цикличности воспроизведений, а также регулярном возврате к ним, сужение сознания усиливается, и человек начинает воспринимать все буквально, не делая никаких выводов и не критикуя. Кроме того, при сужении сознания снижается количество и качество осознаваемых явлений, а также уменьшается число анализируемых вариантов.

Прежде чем перейти к рассмотрению процедуры реального одитинга, остановимся кратко на феномене роботизации. Хорошо известно, что если человек изо дня в день подвергается механизмам воздействия, ведущим к роботизации, то это может привести и к изменению характера, так как "регулярное использование одних и тех же механизмов ведет к стереотипизации поведенческого репертуара адресата. Образно говоря, это означает "наездить колею", "нарезать бороздки", то есть внести во внутренний мир человека трудно изгладимые изменения. В результате создается как минимум психологическая установка, а при подходящих обстоятельствах (раннее детство, пролонгированность или тотальность воздействия, глубокое эмоциональное запечатление) формируется черта характера". Кроме того, роботизация приводит "к деиндивидуализации и деперсонификации людей, превращению их в податливых объектов манипулирования." Это, так сказать, худший вариант развития событий для участников подобных процедур. В лучшем же случае создаются непродуктивные стереотипы, которые все равно предполагают не учет и взвешивание реальных обстоятельств, а бездумную форму реагирования, сопровождаемую сужением сознания и аффектом, отключающим мышление и приводящим к снижению комбинаторных возможностей и степени осознания реальности.

А теперь снова вернемся к реальному одитингу. После приветствия все приступают к работе с брошюрой, где расписаны все задания.

Для примера приведем три первых:

"1. Просмотрите видеофильм "Как применять Дианетику, видео-путеводитель по человеческому разуму".

2. Прочитайте определение слова ДИАНЕТИКА в глоссарии в конце книги "Дианетика: современная наука душевного здоровья".

3.Прочитайте из книги "Дианетика: современная наука душевного здоровья, книга первая, глава пятая, раздел под названием "Фундаментальные аксиомы Дианетики".

Приведем третий фрагмент из рассказа нашего героя о первом дне одитинга: "В конце занятия я уже смотрел на буклет со смесью замешательства и суеверного страха. ... Возникает впечатление, чтo вся творческая энергия создателей данной методической работы ушла на то, чтобы исключить всякую самостоятельность в подходе к рассмотрению книги Хаббарда, словно это и не книга вовсе, а нечто вроде священного писания, к которому нельзя ничего прибавить, в котором ничего нельзя упустить из виду". Комментарии, как говорится, здесь излишни.

Четвертый, фрагмент рассказа относится ко второму дню, тогда уже началась сама-процедура одитинга и супервайзер приступил к руководству этой процедурой: " предложил нам сесть на стулья, рядом, а напротив поставил другой стул и положил, вернее, посадил большого плюшевого мишку...
...объяснил нам, что поскольку это будет пробная сессия, то работать мы будем через посредство куклы... Оба мы будем поочередно играть роль то преклира, то одитора, дабы освоить все десять шагов процесса в полной мере. Посредник - всегда преклир, а мы сидим рядом, потому что наше деление на преклира и одитора - лишь условное. Одитор обращается с вопросами к посреднику-мишке, а тот, кто осваивает роль преклира, выдумывает инцидент для этого мишки и отвечает как бы от его лица". В данном случае, на наш взгляд, происходит не просто отработка каких-то навыков, а своеобразное усыпление сознания, поскольку куклы, а куклы-мишки - особенно, вызывают ассоциации, связанные с детством, т.е. тем периодом жизни, когда все люди чувствовали себя счастливыми, безмятежными, беспроблемными. Говоря другими словами, подготовка к реальному одитингу должна нести ярко выраженную позитивную нагрузку, чтобы не усилить тревожность, сопротивление и не вызвать какого-либо другого защитного поведения. Только тогда человек будет спокойно вспоминать и собственные инграммы. Нельзя забывать и то, что "если оживить в человеке значимое для него прошлое, он становится мягче, добрее, податливее. Ностальгия - это пропуск в любую человеческую крепость".

В газете "Известия" от 12 сентября 1996 года приводятся некоторые факты об одитингах, которые, как нам кажется, очень конкретно отражают суть подобных процедур, независимо от того, в каком городе находится ЦД. Во-первых, у журналистов, посещающих одитинг, возникло "смутное ощущение больницы, может быть, от знания, что у большинства из приведших сюда отчего-то болит душа". Во-вторых, отдельные адепты вынуждены "играть" в одитинг. "Я была настроена искренне, но все время чувствовала обман. Меня заставляли вспоминать ключевые фразы в момент несчастий, якобы запрограммировавшие меня на ошибки и неудачи всей последующей жизни. Я их просто не помнила, называла предположительные, случайно слепилась фраза, из которой они сделали вывод, что в детстве меня подавляла мама, хотя это не так, и заставили меня повторить ее 100 раз. По их плану я должна была рассмеяться, и я рассмеялась. Но это был смех над дианетикой". Необходимо отметить, что в данном случае мы наблюдаем прямое внушение, направленное на негативное восприятие матери и формирующее негативное отношение к ней. Следующим шагом будет разрыв отношений с матерью и физическая изоляция от нее. Это очень опасно, так как человек лишается, в первую очередь, эмоциональной поддержки близкого. И если бы девушка не контролировала себя, то так все могло и произойти.

В целом же дианетический одитинг представляет собой причудливую комбинацию элементов релаксационного тренинга и систематической десенсибилизации (десентизации). Это проявляется в соединении релаксации с мысленными представлениями ситуации, вызывающей страх и тревогу (прохождение инграмм в состоянии ревери). При этом соблюдается строгая иерархическая последовательность воспроизведения ситуаций, вызывающих состояние тревожности: первоначально представляются ситуации, находящиеся на нижней ступени иерархии тревожности, а затем, когда тревожная реакция будет заторможена или подавлена релаксацией, поскольку релаксация физиологически антагонистична тревожности и страху, одитор предлагает представить патогенную ситуацию, вызывающую более высокий уровень тревожности или страха. Предполагается, что подобные ситуации должны воспроизводиться до тех пор, пока человек, проходящий одитинг, сможет представлять всю иерархию ситуаций, связанных с болезненными ощущениями, не испытывая при этом состояния тревожности.

1. Существует несколько разных подходов к релаксационному тренингу. Большинство из них основывается на процедуре прогрессивной мышечной релаксации Якобсона (Jacobson, 1938), при которой группы мышц поочередно напрягаются и расслабляются. Например, сжимая кулак, затем разжимая его и тем самым снимая напряжение, участник учится различать состояние напряжения и релаксации и в конечном счете расслаблять мышцы по желанию. (См.: Рудестам К. Групповая психотерапия Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./ Общ.ред. и вступ.статья Л.А.Петровской. 2-е изд. М.: Прогресс, 1993. С. 301).

2. Метод систематической десенсибилизации был предложен Джозефом Вольпе (Wolpe, 1958) и основывался на принципе реципрокного торможения, а также на некоторых закономерностях, которые довольно успешно применялись в экспериментах по изменению поведения животных. Применяя павловский закон, согласно которому более сильный стимул подавляет более слабый, пациента обучают добиваться максимальной релаксации, а затем предлагают ему представлять себе последовательно ситуации, вызывающие наибольший страх и тревогу. Поскольку релаксация физиологически aнтагонистична фобическому страху, Вольпе считает, что она будет подавлять напряжение в ситуации, вызывающей страх (высота или змея), и, таким образом, систематически способствовать торможению фобии как в реапьной жизни, так и в воображении.

Систематическая десенсибилизация, разработанная Вольпе, является одним из основных методов поведенческой терапии. (См.: Наэм Дж. Психология и психиатрия в США. Пер. с англ./Предисл. и общ. ред. Г.Н.Шингарова. М.: Прогресс, 1984, С.150.).

В настоящее время существует и несколько иная интерпретация систематической десенсибилизации Так, считается, что, наряду с другими психотерапевтическими методами, систематическая десенсибилизация предполагает погружение. "Погружение – термин, используемый в поведенческой психотерапии для обозначения реального столкновения пациента с ситуациями или объектами, вызывающими страх. В основе любого технического приема, использующего погружение, лежит механизм угашения страха путем реального тестирования ситуаций, переоценки их значения и своих возможностей, коррекции неадекватных ожиданий". (См.: Психотерапевтическая энциклопедия.
С.268).

3. Это не является новым или применяемым только саентологами, так как релаксационный тренинг "иногда комбинируют с процедурой мысленных представлений, например, при методе систематической десенсибилизации. В этом методе релаксационный тренинг объединен с двумя дополнительными компонентами. Во-первых, иерархическая последовательность Тревоги воспроизводится, начиная с ситуаций, вызывающих незначительную тревогу, и кончая ситуациями, вызывающими наибольший страх и тревогу.
...Во-вторых, в процедуре проведения систематической десенсибилизации членов группы обучают соединять релаксацию с мысленным представлением ситуации, вызывающей страх и тревогу. Участникам предлагают закрыть глаза, расслабиться и представить себе ситуацию или предмет, находящиеся на нижней ступени иерархии, тревоги. Как только у участников возникает чувство тревоги, терапевт предлагает им прекратить мысленное представление и расслабиться. Иерархическая последовательность предметов или патогенных ситуаций, вызывающих тревожные опасения, воспроизводится и отрабатывается до тех пор, пока участник не становится в состоянии зрительно представить себе всю иерархию сцен, не испытывая тревоги. Очень важно, чтобы тревога удерживалась на минимуме, так как в случае ее повышения может оказаться подкрепленной сама тревожная реакция. Главная идея заключается в замещении тревожных реакций в ситуации, вызывающей тревогу и страх, релаксацией". (Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. С.301-302).

Подобные процедуры действительно могут оказывать положительное воздействие на состояние людей, так как релаксация антагонистична тревожности. Уже давно установлено, что релаксационные методики эффективны при устранении стресса и его клинических проявлений. Практически любая из этих методик вызывает на определенное время трофотропное состояние, характеризуемое понижением психофизиологической активности и называемое гипометаболическим состоянием бодрствования. Такое состояние опосредовано парасимпатической нервной системой, что и обуславливает его терапевтический эффект, так как оно антагонистично симпатической стрессовой реакции. Поэтому люди, занимающиеся релаксацией в течение нескольких месяцев, сообщают об уменьшении у них тревожности, а объективно у них отмечается развитие более адекватной самооценки и повышение уровня интернальности в поведении. Однако необходимо своевременно и четко диагносцировать возрастание тревожности у пациента, прекращать воспроизведение ситуаций, вызывающих тревожность, и давать установки на релаксацию. В противном случае даже у человека с устойчивой психикой может произойти негативная реакция, с которой, в силу слабой психотерапевтической подготовки или отсутствия таковой вообще, не смогут справиться многие одиторы или супервайзеры. Как показывает практика, подобные случаи не редкость, В ноябре 1997 года, когда один из руководителей ЦД завершил сообщение о дианетических процедурах на семинаре ассоциации тренинга и психотерапии, присутствующие указывали ему на подобные факты. Бывают подобные сообщения и в прессе. Например, газета "Известия" сообщала о следующем факте: "Во время одитингов люди рычат, как львы, говорят на непонятных языках, плачут. Один мужчина лет сорока на моих глазах рыдал больше часа. Иногда возникает желание самоубийства. "Пострадавший" не только наблюдал все это, но и сам через все эти странности проходил, испытывал во время одитингов сильную боль, резкое обострение обоняния".

Кроме того, отрицательный результат может появиться просто при срабатывании принципа "вброшенного беспокойства", так как, "чтобы человек начал волноваться, испытывать тревогу, бояться, совсем не обязательно создавать атмосферу реального страха или иметь атрибуты видимой угрозы. Достаточно "разбудить" в нем комплекс его же чувств, соприкасающихся со следами былых пугливостей или социально отмеченных и значимо помнимых ситуаций содрогания и безотчетного трепета".

Нельзя забывать и то, что в последнее время все чаще отмечаются побочные негативные эффекты от терапевтического вмешательства с использованием релаксационных методик. Так, в "Психотерапевтической энциклопедии" отмечаются следующие негативные эффекты, возникающие при поведенческой релаксации.

"1. Утрата контакта с реальностью, что влечет за собой развитие острых слуховых и зрительных галлюцинаций, бреда параноидного типа, необычные соматические ощущения и деперсонализацию. Именно поэтому больным с аффективными психозами или психозами с нарушениями мышления не рекомендуется погружение в состояние глубокой релаксации, как не рекомендуется этот делать и людям, склонным к чрезмерному фантазированию.

2. Усиление действия любого лекарственного препарата вследствие индуцирования трофотропного состояния. (Именно поэтому саентологи запрещают своим адептам принимать лекарства накануне различных занятий! - прим. автора}.

3. Возникновение панических состояний, что объясняется ослаблением поведенческого контроля и утратой чувства безопасности.

4. Проникновение в сознание глубоко вытесненных мыслей и эмоций, которые могут быть восприняты как носящие деструктивный характер. Вследствие неожиданности их появления или интенсивности даже не каждый терапевт может быть готовым к тому, чтобы конструктивно работать с ними на данном этапе.

5. Чрезмерное снижение уровня психофизиологического функционирования может привести к гипотензии (гипотонии) и гипогликемии".

Отметим, что в нашей практике были случаи обнаружения симптоматики гипотензии после сессии дианетического одитинга. Напомним, что артериальная гипотензия характеризуется понижением систолического давления ниже 100 мм ртутного столба, дистолического давления ниже 60 мм ртутного столба. К типичной симптоматике относятся: слабость, головокружение, головная боль, повышенная утомляемость, сонливость, вялость, склонность к обморокам, укачиванию, повышению термо- и барочувствительности.

Особенно опасно участие в групповых одитингах пациентов с некоторыми психическими отклонениями, поскольку в данном случае нарушаются основные принципы психотерапии: необходимость диагноза, опытного терапевта, наличие истории болезни, плана лечения, продолжительность лечения не больше необходимого срока и ответственность терапевта за результаты лечения.

В заключение, подчеркнем, что посредством одитингов саентологи получают информацию, которая создает эмоциональную уязвимость их адептов, а также позволяет программировать сознание в соответствии с целями организации, не встречая сопротивления со стороны самих адептов.

Назад К содержанию Дальше

 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100