Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!





Назад К содержанию Дальше

Весной 1998 г. Совет по внешней и оборонной политике подготовил и представил правительственным и законодательным органам России, общественным организациям страны первый доклад “Наркомания в России: угроза нации”. Этот доклад явился действительно первым материалом, дающим комплексную картину ситуации с распространением наркомании в России за период с начала 90-х годов, а также анализ действий различных органов власти в связи с этим бедствием, приобретшим общенациональный характер.

Наркомания в России: угроза нации
(Аналитический доклад, год 2000)

Совет по внешней и оборонной политике
Рабочая группа под руководством А.В. Федорова

Предисловие
1.1 Наркомания в России: новые цифры и факты
1.2 Наркомания и преступность
1.3 Основные каналы поставки наркотиков
2. Что сделано и что делается в борьбе с наркоманией в России
3. Прогноз развития ситуации на ближайшую перспективу
4. Что делать дальше

Предисловие

Весной 1998 г. Совет по внешней и оборонной политике подготовил и представил правительственным и законодательным органам России, общественным организациям страны первый доклад “Наркомания в России: угроза нации”. Этот доклад явился действительно первым материалом, дающим комплексную картину ситуации с распространением наркомании в России за период с начала 90-х годов, а также анализ действий различных органов власти в связи с этим бедствием, приобретшим общенациональный характер.

Доклад в определенной степени стимулировал повышение внимания к проблемам наркомании со стороны как исполнительной, так и законодательной власти, позволил активно задействовать многие средства массовой информации в борьбе с наркоманией и показать зарубежному сообществу нашу реальную заинтересованность в решении имеющихся проблем.

Разумеется, что доклад не мог, по вполне понятным причинам, кардинально изменить существующую ситуацию, однако его основные положения и предложения сохраняют и сегодня определенную актуальность, позволяют посмотреть динамику развития и прогнозировать, с какими новыми проблемами мы можем столкнуться в начале третьего тысячелетия.

Рабочая группа благодарит заинтересованные ведомства, и прежде всего Министерство внутренних дел, Государственный таможенный комитет, Федеральную службу безопасности, Министерство здравоохранения России, за предоставленную информацию и помощь в работе.

1.1 Наркомания в России: новые цифры и факты

Ежегодные доходы от незаконного оборота наркотиков в мире в последние годы превышают 400 млрд. долларов США. По последним данным ООН, в мире в настоящее время употребляют марихуану почти 142 млн. человек, амфетамины и синтетические наркотики – 30,5 млн., кокаин – 13,4 млн., героин и опиаты – 8 млн. человек. Среди них устойчиво растет число граждан Российской Федерации.

По данным правоохранительных органов и органов здравоохранения, на начало 1999 г. общее число граждан России, употребляющих наркотики, превышает 2 млн. человек.
На заседании правительства Российской Федерации в начале сентября 1999 г. министр внутренних дел В. Рушайло представил информацию о том, что на сегодняшний день в стране на учете состоят 315 тыс. человек, регулярно употребляющих наркотики.

В целом в той или иной степени проблема наркомании затрагивает около 30 млн человек, то есть практически каждого пятого жителя страны. Сегодня в России не осталось ни одного региона, где бы не были зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения. Наркомания окончательно превратилась в общенациональную проблему, несущую прямую угрозу государству. Ведь, по последним экспертным оценкам, каждый наркоман вовлекает в употребление наркотиков 13–15 человек, создавая тем самым своего рода “снежный ком” наркомании.

Потери от наркомании за последние два года превышают несколько миллиардов рублей. Моральный же ущерб российскому обществу вообще не поддается никакому подсчету.
Наркомания в России продолжает “молодеть”. По последним данным, более 60% наркоманов – люди в возрасте 18–30 лет и почти 20% – школьники. Информация Минздрава РФ показывает, что средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15–17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11–13 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков, в частности, в Москве, детьми 6–7 лет.

В Москве, в Самарской и Челябинской областях практически все показатели подростковой наркомании превышают среднероссийские, что объясняется прежде всего их особым географическим положением как своего рода узловых центров наркопотоков.
Именно школы и места массового скопления молодежи, в первую очередь, дискотеки, являются сегодня основными точками распространения наркотиков. Опросы учащихся старших классов Москвы и Санкт-Петербурга осенью 1998 г. показали, что почти 70% из них познакомились с наркотиками именно там.

Предпринятые в последнее время правительством Москвы и органами власти других городов России усилия, в том числе при активном содействии законодательных органов, по ужесточению контроля за дискотеками и другими центрами массового отдыха молодежи, дали определенные результаты – несколько сократилось распространение в них наркотиков, прежде всего синтетического происхождения. Однако до перелома ситуации к лучшему весьма далеко.

Вместе с тем следует объективно признать, что по последним опросам молодежи в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Самаре, Краснодаре, Хабаровске и других городах страны, а также в сельской местности Центральной России основными причинами роста наркомании среди молодежи являются именно социальная обстановка, утрата моральных ценностей и неверие в возможность самореализации. В частности, в Волгограде более 60% опрошенных отметили, что на употребление наркотиков их толкнула ситуация, когда “некуда податься” и неверие, что кто-то заинтересован в решении их проблем.

Особое внимание к проблеме наркомании важно и потому, что наркоманы становятся в последние годы основной причиной роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией. Наблюдалась опасная картина, когда почти 90% выявленных в 1997–1998 гг. случаев заражения ВИЧ-инфекцией было связано с внутривенным употреблением наркотиков и использованием общих шприцев и игл.

Наиболее тревожная ситуация наблюдается в Калининграде, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Москве и Московской области.

В 1999 году наступило некоторое улучшение ситуации: из почти 8000 заболевших россиян 3865 человек (764 женщины и 3101 мужчина) заразились при внутривенном введении наркотиков (то есть показатель составляет порядка 47%). В первую очередь, по мнению специалистов, это объясняется возросшим страхом среди наркоманов заболеть СПИДом.

Серьезной проблемой остается распространение наркотиков в Вооруженных Силах России. Это связано с тем, что с каждым годом растет число призывников, которые приходят в армию уже будучи наркоманами. За 1998 г. в Вооруженных Силах было совершено 112 преступлений, связанных с распространением и употреблением наркотиков.

Прошлый год показал, прежде всего по данным Государственного таможенного комитета, начавшийся процесс изменения структуры рынка наркотиков на территории Российской Федерации. Характер контрабанды в первую очередь свидетельствует о том, что растительные наркотики (маковая соломка, гашиш, марихуана) продолжают вытесняться другими видами, преимущественно продуктами переработки опийной группы и синтетическими средствами.

Четко просматриваются тенденция распространения героина, а также преобладание на рынке наркотиков более дорогих и сильных видов. После августа 1998 г. существовало мнение, что вновь может увеличиться доля более дешевых наркотиков растительного происхождения, однако начало 1999 г. не подтвердило такой вариант развития событий. Расширение рынка героина и других сильных наркотиков представляют особую опасность в связи с быстрой наркозависимостью от них прежде всего подростков.

1.2 Наркомания и преступность

Наркомания по-прежнему крайне негативно влияет на развитие криминогенной обстановки в стране. Число преступлений, совершенных в состоянии наркотического и токсического опьянения, в первом полугодии 1999 г. увеличилось на 13,3% и составило 9,6 тыс. Помимо этого также налицо тенденция роста (примерно на 3%) совершения краж и других хищений имущества граждан и организаций с целью получения средств для приобретения наркотиков.

Динамика зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Среди преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, значительно увеличилось число регистрируемых преступлений, связанных с незаконным изготовлением, приобретением или хранением наркотических средств и психотропных веществ с целью сбыта, либо их сбыт (рост на 43,1% по сравнению с I полугодием 1998 г.). Удельный вес таких преступлений вырос с 15,5% до 20,4%.

Наиболее значительный рост преступлений, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и одурманивающими веществами, отмечен в Республике Адыгея, Владимирской, Камчатской, Костромской, Мурманской, Орловской, Тверской областях, в Санкт-Петербурге (в 1,5–2,8 раза).

1.3 Основные каналы поставки наркотиков

В 1998 г. и в первой половине 1999 г. обстановка в Российской Федерации, связанная с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, оставалась весьма сложной.

Только за 1998 г., по данным Государственного таможенного комитета, было пресечено 1719 попыток контрабанды наркотиков общим объемом в 43 011 млн доз на общую сумму по ценам черного рынка в 615 779 765 руб. (примерно 30,5 млн долларов США).

В том числе было задержано 47,3 кг героина, 50,1 кг кокаина, 128,9 кг опия, почти 6 т марихуаны, гашиша, маковой соломки, других наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, почти 13 млн таблеток, ампул, капсул сильнодействующих, наркосодержащих и психотропных лекарственных препаратов, а также 141,9 т химических продуктов, являющихся сырьем для нелегального производства наркотиков.
Начало 1999 г. характеризовалось также попытками наркодельцов обеспечить доставку на территорию Российской Федерации прежде всего крупных партий наркотиков, особенно наиболее опасных, типа героина.

В частности, у гражданина Таджикистана, следовавшего рейсом Худжант – Москва, Домодедовской таможней было изъято 2,9 кг героина. Сотрудники милиции г. Уфы изъяли у группы из трех граждан Казахстана более 1 кг героина. А аэропорту Екатеринбурга у жителей Таджикистана было изъято 1,2 кг героина, который они пытались провезти в желудках. В Омске изъята партия маковой соломки общим весом свыше 800 кг, доставленная из Казахстана. Немногим меньше было конфисковано у украинских перевозчиков в Смоленске.

В январе 1999 г. Астраханской таможней в морском порту “Оля” было задержано 220 кг героина. В апреле в грузовиках, следовавших из Киргизии, сотрудниками Магнитогорской таможни было обнаружено 1480 кг марихуаны, а сотрудниками Орской таможни – 1498 кг марихуаны.

В Санкт-Петербурге сотрудниками милиции и УФСБ задержана партия таблеток экстази в количестве 2500 штук (самая крупная партия наркотика, когда-либо задержанная в городе), общая стоимость которой превышает 50 тыс. долларов.

Этот перечень можно продолжать достаточно долго.

Если сравнить некоторые показатели 1998 г., то видна следующая картина:
За прошедший период подтвердились главные оценки в отношении основных каналов и маршрутов транспортировки наркотиков на территорию Российской Федерации.
Ключевым каналом поставок наркотиков, прежде всего героина, является Таджикистан, где наркобизнес приобрел общенациональные масштабы, став практически основным источником поступления средств для вооруженной исламской оппозиции. Однако там нередки случаи, когда многие наркогруппировки работают под прямым прикрытием и при содействии местных спецслужб.

Наркотики в основном доставляются на территорию республики из Пакистана и Афганистана, но также налаживается крупномасштабное производство героина собственно в Таджикистане (для сведения: создание подпольной лаборатории со всем необходимым оборудованием и персоналом обходится примерно в 30–35 тыс. долларов, а также лаборатория производит от 10 до 30 кг героина в месяц).

Из Таджикистана наркотики доставляются как в крупные города авиатранспортом (в основном нанимаются на роль наркокурьеров наиболее бедные представители таджикского населения, согласные на транспортировку наркотиков, в том числе в собственном организме, за минимальную плату), так и через Казахстан и Киргизию наземным транспортом. Есть попытки и непосредственного использования собственно граждан Афганистана для транспортировки наркотиков. В частности, только в московском аэропорту “Домодедово” у афганских наркокурьеров за 1997 и 1998 гг. изъято более 20 кг героина.

По мнению Государственного таможенного комитета, которое разделяется и другими силовыми ведомствами, особое беспокойство вызывает обстановка на границе с Казахстаном. В 1998 г. всего на этом направлении было задержано 80% героина, 84% гашиша, 60% опия и 53% марихуаны. Это во многом связано с тем, что наркомафия проявляет особое внимание к Сибири и Дальнему Востоку.

Но, безусловно, принципиально важно и то, что на границе с Казахстаном отсутствует надлежащая охрана государственной границы и действует упрощенная процедура таможенного контроля.

С территории Украины с учетом изменения структуры рынка наркотиков в России сократилась доля наркотрафика маковой соломки, и теперь в спектре доставляемых из Украины наркотиков доминируют гашиш и марихуана. Все чаще украинские контрабандисты стремятся обеспечить доставку наркотиков транзитом через территории Белоруссии.

На границах с прибалтийскими государствами и в Калининградском регионе (также при сокращении объемов маковой соломки и марихуаны) возросла контрабанда опия, гашиша, кокаина, амфетамина и экстази.

Из Германии, Польши и Нидерландов идет основной поток синтетических наркотиков: амфетамин, метамфетамин, экстази и ЛСД.

Участились случаи использования курьерской почты для доставки ряда наркотиков, в частности ЛСД, из США и стран Западной Европы.

Поставки кокаина, как и прежде, в основном идут из Латинской Америки через курьеров, однако возможности рынка кокаина в России все же ограничены его высокой стоимостью, большими транспортными расходами и высоким риском обнаружения. В 1998 – первой половине 1999 гг. вновь были отмечены случаи использования в качестве наркокурьеров российских граждан.

На границе России с Китаем активно продолжались попытки контрабандного ввоза наркосодержащих, психотропных и сильнодействующих лекарственных препаратов. Основным наркотическим средством, ввозимым с территории Китая, остается эфедрин, используемый для технологии получения таких наркотиков, как эфедрон, первитин, меткатинон и метамфетамин, причем даже в домашних условиях.

Зафиксирована тенденция активации поставок наркотиков с территории КНДР, где увеличивается производство наркотиков опийной группы и метамфетаминов. Причем не секрет, что для доставки наркотиков в Россию и другие страны часто используется дипломатическое прикрытие.

Распространение наркотиков на территории Российской Федерации является одной из наиболее доходных статей организованных преступных групп. Примерная оценка оборота наркорынка в 1998 г. – 1,2 млрд долларов США, причем основная часть этих средств вкладывается в теневую экономику и вывозится за рубеж, в том числе и после процесса интенсивного отмывания наркорублей и наркодолларов.

Следует отметить, что наблюдается все более ярко выраженный этнический характер группировок, занимающихся распространением наркотиков. Это прежде всего таджикские и афганские группировки, действующие в Москве и других крупных городах, китайские и корейские группировки на Дальнем Востоке и в отдельных регионах Сибири, азербайджанцы и цыгане.

Активно действует, особенно в Москве, нигерийская группировка торговцев героином, которая в основном нанимает для уличного распространения граждан России, в том числе женщин, и представителей других стран СНГ.

За последний год наметилась активизация контактов преступных группировок, действующих на территории России, с наркомафией за рубежом. Это связано прежде всего с тем, что Россия начинает играть еще большую роль в качестве “наркомоста” между Средней Азией и Афганистаном, Пакистаном и Западной Европой и США. Есть все основания говорить о том, что за последние два года российская наркомафия фактически окончательно интегрировалась в мировую наркосеть.

На территории Российской Федерации в 1998 году было ликвидировано более 50 подпольных лабораторий по производству наркотиков, в том числе сильнодействующих синтетических.

2. Что сделано и что делается в борьбе с наркоманией в России

Позитивным нужно признать то, что в течение последнего года наметился определенный перелом в отношении проблем борьбы с наркоманией со стороны высших эшелонов власти. Во многом это связано с возросшим осознанием того ущерба, который наркомания наносит обществу, и с тем, что отказ от активных действий в отношении наркомафии в России с неизбежностью вызовет самую негативную реакцию в мировом сообществе.

Выступая на встрече “шанхайской пятерки” в Бишкеке в августе 1999 г., Б.Н. Ельцин призвал лидеров этих государств (откуда идет основной поток наркозелья в Россию) активизировать усилия по борьбе с наркобизнесом и незаконным оборотом наркотиков и реализовывать принцип тесной координации и сотрудничества в этой области.

В июне 1999 г. состоялось заседание Совета Безопасности Российской Федерации “О наркоситуации в Российской Федерации и мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими”.

Вопросы борьбы с наркоманией также были рассмотрены на заседании правительства Российской Федерации в конце августа 1999 г.

Ключевым фактом в решении многих проблем, связанных с борьбой с наркоманией, явилось принятие в 1998 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах”. Он позволил обеспечить более адекватную правовую основу для деятельности как правоохранительных органов, так и органов здравоохранения.

Рост числа заболеваний ВИЧ-инфекций среди наркоманов заставляет во многом власти и медицинские службы по-новому взглянуть на эту проблему. Возможно, нужно будет начинать программу в общефедеральном масштабе по бесплатному обмену одноразовых шприцев для наркоманов в анонимных пунктах и организации на их базе широкой разъяснительной работы. Первый такой пункт был открыт в Калининграде (где зарегистрировано самое большое число заболевших – 2461 человек), и его деятельность, по оценке и медиков, и правоохранительных органов, дает определенные обнадеживающие результаты.

Однако общее состояние системы наркологической помощи остается крайне неудовлетворительным, прежде всего в результате недофинансирования. В 1998 г. в целом по стране ее потребности были удовлетворены лишь на 18%, а в некоторых регионах даже меньше, чем на 10%.

В 1998 г. зафиксирован рост числа различного рода центров и клиник частного характера по лечению больных наркоманией. Однако следует отметить, что этот процесс сопровождается появлением откровенно непрофессиональных структур, которые не в состоянии оказать наркоманам реальную помощь и однозначно ориентированы лишь на выкачивание средств из их родственников.

За последние полтора года значительно активизировались средства массовой информации страны. В общефедеральной и региональной прессе было опубликовано более 3000 материалов на эту тему, включая выступления авторитетных медиков и специалистов, музыкантов и спортсменов. В частности, можно особо отметить акцию “Комсомольской правды” под девизом “Слезь с иглы!”.

Очень позитивную роль сыграло появление рекламных роликов против наркотиков на ведущих телеканалах страны, прежде всего на канале НТВ. По оценкам многих специалистов, прямое публичное обращение к данной теме с телеэкрана как через такую рекламу, так и через специальные передачи (прежде всего нужно выделить программы “Сумерки” и “Суд идет” на том же канале), позволило стимулировать работу по противодействию наркомании в учебных заведениях, заставило многих родителей со всей серьезностью взглянуть на эту проблему.

К сожалению, в связи с финансовым кризисом августа 1998 г. количество передач подобной направленности в последние месяцы начало сокращаться.

Важной силой в борьбе с наркоманией становятся родители юношей и девушек, страдающих наркоманией. В Москве, Волгограде, Санкт-Петербурге, Хабаровске и многих других городах действует общественное движение “Матери против наркотиков”. За последний год членами этого движения прочитано более 10 тыс. лекций в школах и вузах, в воинских частях и летних лагерях. В Москве почти в 200 школах реализуется целевая программа по профилактике наркомании.

Нужно отметить, что в обществе начинает формироваться более жесткое отношение к распространителям наркотиков. В частности, губернатор Омской области Л. Полежаев, выступая в марте 1999 г. в Совете Федерации, предложил, основываясь на требованиях жителей области, провести в России референдум по вопросу об ужесточении уголовного законодательства за незаконное производство и распространение наркотиков. В Омской области за введение смертной казни для наркодилеров высказались 443 тыс. из 500 тыс. опрошенных граждан.

Важное значение для борьбы с наркоманией имело усиление в последние полтора года взаимодействия правоохранительных и таможенных органов Российской Федерации. В 1998 г. был создан Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков при МВД России.

В 1998 г. в целях расширения координации взаимодействия с соответствующими службами Белоруссии, Казахстана, Киргизии в представительствах таможенной службы России в этих государствах были назначены офицеры связи по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Одними из основных форм взаимодействия ГТК России с таможенными службами и правоохранительными органами зарубежных государств являются организация и проведение контролируемых поставок наркотических средств и психотропных веществ как наиболее эффективной формы правоохранительной деятельности по выявлению и перекрытию каналов контрабанды наркотиков, а также изобличению основных ее участников. Так, в первой половине 1999 г. проведено 7 контролируемых поставок.

3. Прогноз развития ситуации на ближайшую перспективу

Следует откровенно признать, что прогноз на ближайшую перспективу (на три–пять лет) весьма неблагоприятен при сохранении нынешней динамики роста наркомании в стране и слабой эффективности действий органов власти. Следует ожидать дальнейшего изменения рынка наркотиков в сторону расширения контрабанды и географии распространения героина и опиатов, дальнейшего омоложения контингента, употребляющего наркотические, сильнодействующие и психотропные вещества.

Основные причины этого:

  • ухудшение социально-экономической обстановки во многих регионах страны, в частности, после финансового кризиса августа 1998 г., значительный рост уровня безработицы среди молодежи и детской беспризорности;
  • усиление негативных политических и социально-экономических тенденций в ряде стран СНГ, прежде всего в Таджикистане, стимулирующих резкий рост объемов поставок наркотиков и наркосодержащих препаратов в Российскую Федерацию;
  • ограниченные возможности (как организационные и технические, так и финансовые) таможенных органов России по пресечению незаконного ввоза наркотиков в страну;
  • значительное увеличение интереса международной наркомафии как к российскому рынку наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и одурманивающих веществ, так и к использованию России в качестве одного из основных каналов нелегальной транспортировки наркотиков из Афганистана, Пакистана и Средней Азии в Западную Европу и США;
  • сверхвысокая доходность операций с наркотиками для преступных группировок как в России, так и за ее пределами;
  • крайне неудовлетворительное положение с финансированием министерств и ведомств, осуществляющих борьбу с наркоманией и лечение больных наркоманией.

При таком положении дел общее число наркоманов в России к 2003–2005 гг. может составить почти 3 млн. человек.

Наиболее опасен не только количественный рост числа лиц, употребляющих наркотические, сильнодействующие и психотропные вещества, но и омоложение наркомании, что означает прямую потерю страной серьезной части своего интеллектуального и физического резерва.

4. Что делать дальше

Прежде всего важно, чтобы проблема наркомании постоянно оставалась в поле внимания как государственных органов власти, так и населения. Опыт зарубежных стран наглядно показывает, что средства, вложенные в борьбу с наркоманией и в превентивные меры, окупаются сторицей по сравнению с теми суммами, которые требуются на преодоление последствий роста употребления наркотиков.

  1. Важно предусмотреть в бюджете Российской Федерации на 2000 г. и на период до 2003 г. выделение необходимых средств (не менее 2 млрд рублей ежегодно) для противодействия наркомании и обеспечения деятельности органов здравоохранения. Помимо этого необходимо создание федерального внебюджетного фонда противодействия незаконному обороту наркотиков в соответствии со ст. 42 Федерального закона “О наркотических и психотропных веществах”.
  2. Необходимо активизировать работу Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, усилив координацию министерств и ведомств, а также органов власти субъектов Российской Федерации по данной проблеме. Также необходимо ускорить утверждение правительственной целевой программы “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному потреблению на 1999–2001 гг.”, а также завершить создание нормативно-правовой базы в соответствии с Федеральным законом “О наркотических средствах и психотропных веществах”.
  3. Принципиально важно в общефедеральном масштабе организовать систематическое проведение в учебных заведениях занятий по правовой и антинаркотической пропаганде, обеспечив преподавательский состав необходимыми информационными и справочными материалами.
  4. Необходимо усиливать антинаркотическую пропаганду через средства массовой информации всех уровней, рассматривая ее как одну из наиболее важных частей социальной рекламы. При этом позитивным фактором была бы целевая поддержка со стороны государственных органов тех средств массовой информации, которые играют наиболее активную роль в антинаркотической пропаганде.
  5. Необходимо решить в оперативном порядке вопросы усиления пограничного и таможенного режимов на границе с Республикой Казахстан, а также развертывания сил и средств Федеральной пограничной службы России на границе с Казахстаном.
  6. Требуются выделение дополнительных средств, увеличение штатной численности и улучшение технического оснащения таможенных органов и других силовых структур, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
  7. На межгосударственном уровне необходимо, прежде всего в рамках СНГ, заключение дополнительных договоров и соглашений по координации усилий по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков. Особое внимание следует уделить государствам Средней Азии. 
Назад К содержанию Дальше
 
 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100