| |
Представленные выводы сделаны на основании проведенного в 1999-2000 гг. специалистами Института Социологии РАН исследования девиантного поведения (алкоголизации, наркотизации, промискуитета) подростков Санкт-Петербурга. Полностью отчет об исследовании будет опубликован весной 2001 года под названием: "Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность".
Предварительные заявки на книгу принимаются по адресу
director@narcom.ru
Выводы и рекомендации для
программ первичной профилактики
И.Н. Гурвич
Результаты анализа, выполненного по всем
основным типам исследовательских выборок,
используемых для изучения девиантного
поведения, позволяют сделать следующие
основные выводы.
- Девиантное поведение во всех
изучавшихся его формах, т.е аддиктивное
поведение и промискуитет, настолько
широко представлено в подростковой
субпопуляции, что девиантностью следует
считать скорее его отсутствие.
- Ввиду систематической совместной
встречаемости различных форм
девиантного поведения подростков в плане
этнологии и превенции его целесообразно
рассматривать как единый феномен,
сопутствующий подростковой социализации.
- Тяжелые формы подростковой
девиантности, являющиеся угрозой для
общества, а также для жизни и здоровья
самих подростков, представляют собой
достаточно редкое явление, присущее 2-4%%
подростковой субпопуляции.
- Основные предпосылки формирования
тяжелых форм подростковой девиантности
заложены в широте распространения
девиантных паттернов поведения в
общности, и только в незначительной мере
связаны с конституционально-генетическими
и органическими факторами.
- Ранние или инициальные формы
девиантного поведения подростков
детерминированы широким кругом
противоречиво действующих социальных
влияний. Механизмы их воздействия во
многом определяются личностной реакцией
подростка на осознание своего места в
социальном мире.
- Родительская семья оказывает
достаточно сложное и противоречивое
влияние на формирование подростковой
девиантности.
- Сам факт воспитания в семье с обоими
родителями в определенной мере
предотвращает формирование тяжелых
форм девиантного поведения и способен
нейтрализовать негативные последствия
легких форм девиантного поведения для
подростка. Однако около четверти
подростков воспитываются в семье с
одним родителем.
- При уже сформировавшихся тяжелых
формах подростковой девиантности
родительская семья “утяжеляет” их
проявления и усугубляет их негативные
последствия для подростка.
- В семье с обоими родителями
подростками чаще всего усваиваются
относительно социально приемлемые
формы девиантного поведения.
- Воспитание в семье с одним суррогатным
родителем (отчимом или мачехой)
ослабляет ориентацию подростка на семью
и усиливает подверженность влияниям
школы и средств массовой информации.
- Сестры и братья в родительской семье
способствуют усвоению легких и
относительно социально приемлемых форм
подростковой девиантности и
препятствуют тяжелым ее проявлениям.
Кроме того воспитание с ними
способствует развитию навыков
межличностной коммуникации и принятию
подростка группой сверстников.
- Расширенная традиционная семья
способствует формированию негативного
отношения к любому контролю и как
реакции – достаточно тяжелого
девиантного поведения подростка. Однако
такая семья повышает чувствительность
подростка к школьному влиянию.
- Для части подростков характерны ранние
устойчивые сексуальные связи с переходом
в семью партнера. Такая молодежная семья
может быть как институционализированной,
так и неинституционализированной.
- Семья брачного партнера утяжеляет
проявление подростковой девиантности.
Особенно отчетливо это в воздействие
прослеживается отношении наркотизма у
юношей.
- В подобных молодежных семьях
существует тенденция к деторождению,
особенно при раннем формировании
наркотизма, что еще больше утяжеляет
проявления девиантности.
- Сестры и братья брачного партнера, так
же как и собственные, способствуют
вхождению подростка в группу
сверстников.
- Группа сверстников оказывает
стабилизирующее воздействие на
проявления подростковой девиантности,
способствуя ее удержанию в социально
приемлемых “рамках”. Особенно
выраженное стабилизирующее влияние
оказывают смешанные по полу подростковые
группы.
- Школьное влияние практически не
проявляется в формировании или
предупреждении подростковой
девиантности. Это обусловлено, прежде
всего, негативным отношением большинства
подростков к школе как институту
социального контроля. Лишь небольшая
часть “проблемных” подростков
ориентирована на школу. Это дети либо из
расширенных патриархальных
низкостатусных семей, либо дети из
неполных семей и семей с суррогатным
отцом или матерью.
- Юноши легче усваивают модели
девиантного поведения, чем девушки.
Тяжелые формы поведенческих девиаций у
девушек чаще, чем у юношей,
свидетельствуют о личностно-характерологических
нарушениях. У юношей же даже относительно
тяжелые проявления девиантности часто
могут выступать как заученные реакции на
свою социальную ситуацию.
- Наиболее распространены подростковые
девиации в крайних социальных классах –
низшем и, в меньшей мере, высшем. Такое
распределение соответствует классовому
распределению ориентации подростков на
школу как институт контроля.
- Из этнических групп в петербургской
общности наиболее склонны к принятию
образцов аддиктивного поведения
подростки-представители групп
этнических меньшинств, - финно-угорской и
тюркской. В финно-угорской этнической
группе преобладают "позволяющие”
нормы аддиктивного поведения, что
утяжеляет исходы аддикции. В тюркской
этнической группе такие нормы действуют
лишь в отношении алкоголизации, тогда как
в отношении наркотизма существует ”запретительные”
нормы, что предотвращает тяжелые исходы
подросткового наркотизма.
- В кавказской этнической группе
действуют “запретительные” нормы в
отношении всех форм аддикции, что
обуславливает минимизацию девиантных
проявлений среди подростков кавказских
этнических корней, и, соответственно,
минимизацию негативных социальных
исходов аддикции.
- У представителей западноевропейских
этнических групп существует наиболее
высокая толерантность к наркотизму и
алкоголизации, что также способствует
минимизации тяжелых девиантных
проявлений аддикции среди подростков
этих этнических групп.
- Эффективность и сам механизм
воздействия на подростков
культуральных норм в направлении
усугубления или минимизации проявлений
девиантного поведения подростков
определяется их личностной реакцией
подростков на социокультуральное
давление.
- У подростков-представителей
славянских народов, особенно русских,
несмотря на раннее усвоение образцов
аддиктивного поведения, в т.ч. и как
реакции на стресс окружения, тяжелые
формы аддикции развиваются
сравнительно редко. В отношении
наркотизма это обусловлено
существованием жестких “запретительных”
норм, а в отношении алкоголизации,
наоборот, “позволительных” норм в
славянской этнической группе.
- Влияние средств массовой информации на
подростковую девиантность чрезвычайно
велико, и сопоставимо лишь с влиянием
отцовской воспитывающей фигуры.
- Такое влияние средств массовой
информации обусловлено не ориентацией
подростков на их сообщения, а дефицитом
родительского влияния и
профессиональной психологической
помощи.
- Влияние средств массовой информации на
подростков носит скорее позитивный "нормализующий"
характер, чем негативный,
способствующий формированию тяжелых
поведенческих девиаций.
- Средства массовой информации
используются подростками скорее как
источник обучающего материала, нежели
как источник моделей поведения. Однако в
функции обучающего источника средства
массовой информации мало эффективны, а
предлагаемые ими модели поведения в
основном отвергаются подростками из-за
чрезмерного либерализма по отношению к
девиантному поведению.
- Утилизации позитивных влияний группы
сверстников и средств массовой
информации препятствует отягощенность
подростков нервно-психических
патологией.
- Единственным и не заменяемым никакими
другими источником релевантной
информации в изучавшихся сферах
девиантного поведения являются для
подростков профессионалы – медицинские
работники. Однако их сообщения
отвергаются подростками как из-за общего
негативного отношения подростков к
институтам контроля, особенно
государственным, так и из-за
несоответствия их “угрожающих”
сообщений индивидуальному опыту,
имеющемуся у большинства подростков.
- Ригоризм отдельных социальных групп в
петербургской общности по отношению к
подросткам-девиантам обусловлен
величиной их социальной дистанции от
этого явления.
- Ригоризм ассоциирован с восприятием
девиантного поведения как “угрозы”,
акцентом на карательные меры “борьбы”
и предпочтением мер третичной
профилактики как приоритетных, по
сравнению с мерами первичной и
вторичной профилактики.
- В соответствии с общей закономерностью
формирования ригоризма, женщины более
ригористичны, чем мужчины;
представители высоких (но не высших)
классовых позиций более ригористичны,
чем представители низших классовых
позиций.
- Высокий уровень ригоризма,
опосредованный негативной личностной
реакцией подростка на сопутствующие
социальные нормы, несомненно, утяжеляет
проявления подростковой девиантности в
соответствующих социальных группах.
- Возмущающе влияет на эту общую
закономерность экономическая
заинтересованность отдельных
социальных групп. Так, представители
кавказской этнической группы
демонстрируют либеральное отношение к
подпольному производству алкоголя.
На основе представленных выводов можно
предложить следующие направления
первичной профилактики подростковых
девиаций в петербургской общности.
- Реальной эффективности в сфере первичной
профилактики подростковых девиаций можно
ожидать только от комплексных программ,
направленных и на аддиктивное, и на
сексуальное поведение подростков.
- Такие программы в современных условиях
нецелесообразно реализовывать на базе
средних школ. Наиболее приемлемыми
агентами проведения мер первичной
профилактики подростковой девиантности
сегодня являются специалисты-психологи.
- Необходимо развивать сеть
негосударственных лечебно-профилактических
учреждений по профилям основных видов
подростковой девиантности.
- В полном реформировании нуждается
система т.н. гигиенического образования и
воспитания подростков. Здесь следует
отказаться от “вызывающей страх
профилактики”, которая ведет подростка к
отказу от ориентации на сообщения
профессиональных медицинских работников.
- В переориентации на психокоррекционные и
психотерапевтические задачи нуждается и
система соматической детской медицины, т.к.
подростки, наблюдавшиеся или лечившиеся в
детстве, формируют резистентность к
профессиональному медицинскому влиянию.
- Система психологической помощи
подросткам должна включать в себя
семейное консультирование и использовать
методы психотерапии с привлечением
сверстников и братьев с сестрами.
- В условиях жесткой ограниченности
ресурсов работу с подростками
целесообразно проводить по “группам
риска”. Основными такими группами в
петербургской общности являются:
- подростки с нервно-психической
отягощенностью;
- подростки из всех семей, по своей
структуре отклоняющихся от нуклеарной с
обоими родителями;
- подростки, создавшие свою собственную (молодежную)
семью;
- подростки, по социальному статусу семьи
относящиеся к низшему и высшему
социальным классам;
- подростки, по этническим корням
относящиеся к группам меньшинств, - финно-угорской
и тюркской.
- Необходимо создание и широкое
распространение среди подростков
профессионально подготовленной и
информативной литературы по проблемам
аддикции и сексуальности. Такая
литература должна быть не только
доступна для подростков по уровню
изложения материала, но и учитывать
имеющийся у них социальный опыт.
- Для обеспечения “принятия” населением
программ первичной профилактики
подростковой девиантности целесообразно
проведение кампании в средствах массовой
информации. Такая кампания должна
отвечать следующим требованиям:
- формировать у населения представление о
наличии у властных структур
целенаправленной, обоснованной и
потенциально в эффективной политики
отношении подростковой девиантности;
- учитывать особенности восприятия
ситуации с подростковой девиантностью в
гендерных, возрастных, социально-классовых
и этнических группах петербургского
населения;
- предоставлять объективную и научно
обоснованную информацию о причинах,
проявлениях и исходах подростковой
девиантности.
В заключение необходимо отметить, что
изучение подростковой девиантности как
социального феномена находится в нашей
стране в самом начале. Использование же
здесь обширного западного опыта мало
продуктивно в силу высокой культуральной
специфичности как проявлений подростковой
девиантности, так и чувствительности
подростков к коррекционным воздействиям.
Конечно, приведенные в работе результаты
нуждаются в верификации на различных
популяциях и с использованием различных
методических приемов. Тем не менее, данные
рассмотренного в работе цикла исследований
убедительно демонстрируют несоответствие
сегодняшней реальности многих устоявшихся
взглядов, на которых базируются проводимые
сегодня превентивные меры, а, следовательно,
и истоки их неэффективности.
|