|
|
«В настоящее время выделяют первичную, вторичную и третичную формы профилактики. Цель первичной профилактики - препятствование приобщению к психоактивным веществам. Вторичная профилактика направлена на предотвращение пагубного, опасного употребления психоактивных веществ (при уже начавшемся их употреблении). В таких случаях человека призывают и обучают нормальному, умеренному потреблению, рассказывают, как избежать проблем, связанных с передозировкой, уменьшить опасность заражения СПИДом. Третичная профилактика направлена на избегание повторения рецидива заболевания у зависимого. Ее цель уменьшить вероятность неоднократного лечения подростка в больнице». Основные подходы к профилактике и диагностике повышенного риска зависимости от психоактивных веществ в подростковом возрастеН.С. Курек В настоящее время выделяют первичную, вторичную и третичную формы профилактики. Цель первичной профилактики — препятствование приобщению к психоактивным веществам. Вторичная профилактика направлена на предотвращение пагубного, опасного употребления психоактивных веществ (при уже начавшемся их употреблении). В таких случаях человека призывают и обучают нормальному, умеренному потреблению, рассказывают, как избежать проблем, связанных с передозировкой, уменьшить опасность заражения СПИДом. Третичная профилактика направлена на избегание повторения рецидива заболевания у зависимого. Ее цель уменьшить вероятность неоднократного лечения подростка в больнице. Выделяется несколько моделей профилактики. Первая — «запрещающая». В ряде стран введен «сухой закон» для всех видов наркотиков, осуществляется полный государственный контроль над ними. К негативным последствиям такой запрещающей модели можно отнести рост преступности, нанесение вреда здоровью подростков, страдающих зависимостью и уклоняющихся от официальной регистрации. Вторая модель — «информационная». Она направлена на формирование негативного отношения к наркотикам. Для этого используется большое количество приемов. Например, широко распространяется информация о негативных последствиях наркотиков. Для создания негативных установок используются высказывания авторитетных сверстников, популярных киноартистов, рок-певцов, проводятся публичные дискуссии в классе и семье, в которых обсуждаются все доводы «за» и «против» употребления психоактивных веществ. Третья модель профилактики — «обучающая навыкам». Она направлена на формирование социально-психологических навыков, которые могут помочь противостоять потреблению наркотиков. Проводятся «прививки» установок против психоактивных веществ. Так, «семиклассников учили реагировать на рекламу, подразумевающую, что раскрепощенная женщина курит, такой фразой: «Какая же она раскрепощенная, если зависит от табака». Они также участвовали в ролевых играх, в которых игрок, которого обозвали «желторотым» за то, что отказался от сигареты, должен был отвечать фразой типа: «Я был бы желторотым, если бы закурил только ради того, чтобы произвести на тебя впечатление» (Майерс Д. 1997. С. 350). В России в настоящее время применяются программы, которые можно условно разделить на три типа — семейные, школьные, уличные. Семейные — делают акцент на семейном неблагополучии, нарушениях родительско-детских отношений, наличии родственников-наркоманов или алкоголиков и предлагают различные мероприятия по улучшению отношений в семье. Школьные — как правило, ориентируются на формирование альтернативного (наркотизации) здорового образа жизни, умении противостоять негативному влиянию сверстников-одноклассников. В них предлагается проводить уроки формирования социальных навыков сопротивления наркотизации. В рамках учебных программ распространяется информация о негативных последствиях злоупотребления наркотиками. Уличные — делают акцент на вредном влиянии безнадзорности детей, дворовых компаний. В них в сотрудничестве с милицией предлагается организовать свободное от школы время детей так, чтобы они были заняты под контролем взрослых. Кроме того, программы бывают общие (они проводятся со всей популяцией подростков) и специальные (они по показаниям проводятся с частью подростковой популяции). Последние проводятся с группами риска наркомании. Они предполагают предварительную диагностику группы повышенного риска наркомании. У подростков высокого риска зависимости от психоактивных веществ, как правило, отмечаются нарушения психики, предрасполагающие к возникновению психологической и физиологической зависимости. Поэтому употребление ими даже небольших доз психоактивных веществ опасно и пагубно для их психического и физического здоровья и требует интенсивной профилактики, ориентированной на коррекцию этих психических расстройств. Можно выделить ряд подходов к диагностике и коррекции повышенного риска заболевания наркоманией у подростков. Психиатрический подход основное значение придает психическим болезням: неврозам, психопатиям, депрессиям, патологическим акцентуациям личности. Особое внимание обращается на наличие в анамнезе резидуально-органического поражения ЦНС (синдром дефицита внимания, энурез, речевые нарушения, дислексия) (Кулаков С. А. 1998. С.13). Личко А. Е., Битенский В. С. (1991) выделяют следующие психические особенности, повышающие вероятность наркомании у подростков: неустойчивость, гипертимность, эпилептоидность, истероидность. Подобные акцентуации (заострения характера) встречались у 100% подростков-наркоманов. При обследовании других контингентов личностей с такими акцентуациями оказалось гораздо меньше — около 50%. Для диагностики риска наркомании очень часто используется популярный психиатрический тест MMPI (ДурандинаА. И., Сирота Н.А. 1985; Goldstein G. W., Soppington G.Т. 1977 и многие другие). Основным признаком склонности к употреблению психоактивных веществ считается психопатия (пик на 4-й шкале) и мания (пик на 9-й шкале). В настоящее время психиатры, как правило, перечисляют бесконечный список личностных черт, предрасполагающих к формированию зависимости: «избегание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям, эгоцентризм, агрессивное или неуверенное поведение, появление социофобий, ориентация на слишком жесткие нормы и требования, нетерпимость и нетерпеливость, не позволяющие отношениям личности обрести устойчивость» и т. д. (Кулаков С. А. 1998. С. 6). Проблема признаков риска формирования алкоголизма и наркоманиии в подростковом возрасте пересекается с проблемой преморбидных особенностей личности. «Некоторые исследователи, говоря о «донаркотической личности наркомана, выделяют следующие черты личности молодых людей, которые могут, хотя и не обязательно, стать причиной наркомании: эмоциональная незрелость, неполноценная психосексуальная организация, садистские и мазохистские проявления, агрессивность и нетерпимость, слабые адаптивные способности, склоннность к регрессивному поведению, неспособность к межличностному общению с партнером и т. д.» (Энциклопедия преступлений и катастроф: Наркотики и яды. 1996. С. 228). Однако за длинными психиатрическими списками личностных качеств, которые являются признаками риска злоупотребления психоактивными веществами, нет, как правило, какой-либо продуманной концепции психики, эмпирических данных, основанных на сравнительных экспериментальных исследованиях. О произвольности суждений психиатров говорят вопросы, которые предлагаются для выявления предупреждающих сигналов надвигающейся наркомании (Кулаков С. А. 1998. С. 9). Например, суждение: «Я испытываю сильное напряжение во время конфликта» якобы свидетельствует о неадекватности реакции на стресс. Хотя во время конфликтов, наверное, практически все люди испытывают напряжение. А суждение: «У меня возникает импульс принять наркотик (или броситься под проходящий транспорт)», якобы, говорит о стремлении к самолечению. С таким же правом можно утверждать, что подобное утверждение является признаком стремления к самоубийству. Наряду с этим психиатры дают и полезные советы. Например, предлагается при расспросе родителей обратить внимание на следующие моменты: «Не произошло ли снижение успеваемости за последнее время?». «Не изменились ли привычки, увлечения подростка?». «Нет ли признаков, что подросток что-то скрывает от родителей, его контакты с ними резко изменились? («секретное поведение»: уносит телефон в свою комнату, просит не спрашивать о чем-либо)». «Не произошло ли заметных изменений личности за последнее время, например, нет ли заметных беспричинных колебаний настроения?» «Не ухудшилось ли физическое состояние подростка (потеря веса, изменение аппетита)?» (Там же. С. 9). Наркологический подход является разновидностью психиатрического. Но он имеет определенную специфику. Помимо чисто психиатрических критериев, основными признаками индивидуального риска считаются злоупотребление чаем, кофе, табаком, наследственная отягощенность наркологическими и психическими заболеваниями. Но трудно ждать, что если подросток закурил, то он запьет, а потом начнет колоться наркотиками; или после пива перейдет на портвейн, от вина — к водке, от водки — к легким, а потом и к тяжелым наркотикам. Правоохранительный подход в качестве основных признаков индивидуального риска рассматривает определенные формы девиантного поведения: азартные игры, самовольные уходы из семьи, уклонение от учебы и работы, участие в антисоциальных подростковых группах. При педагогическом подходе признаками риска считаются вредные привычки (грызение ногтей), педагогическая запущенность, воспитание в социально неблагополучных семьях. Профилактическая работа с подростками, входящими в группу повышенного риска заболевания наркоманией и алкоголизмом, при указанных выше подходах сводится к постановке на учет в наркологических диспансерах, в милиции, в инспекции по делам несовершеннолетних и беседам врачей, педагогов, наркологов с подростками и их родителями. В конце восьмидесятых годов у нас в стране в группу риска включались подростки, которые только подозревались в употреблении наркотиков. Они ставились на профучет в медпункте СПТУ, а также наркодиспансере и осматривались наркологами 1 раз в 1-3 месяца (Методические рекомендации по раннему выявлению и профилактике наркомании и токсикоманий среди учащихся системы профтехобразования. М., 1987. С. 13). В последнее время основной формой профилактики злоупотребления психоактивными веществами стали разные формы психотерапии и тренинга социально-психологических навыков. За рубежом в настоящее время для идентификации как отдельных подростков, так и субгрупп повышенного риска злоупотребления психоактивными веществами используется понятие «фактора риска». Выделяется несколько их групп. Первую — составляют демографические факторы: возраст, пол, национальность,раса, образование,занятость, доход. Вторую — психосоциальные факторы риска: семейные нарушения и дисфункции; семейное злоупотребление психоактивными веществами и нарушения родительских эмоциональных отношений; уровень поддержки положительных школьных установок; дисфункции школьной среды; низкая мораль и нравственный уровень учителей. Третью группу — макросоциальные факторы риска: терпимость общества к психоактивным веществам; общественные дисфункции (например, преступность, связанная с наркотиками, высокий уровень их потребления); уровень общественной поддержки борьбы с злоупотреблением психоактивными веществами. Четвертую группу составляют биологические и генетические факторы риска: соматические заболевания, задержки психического развития, гиперактивность и дефицит внимания, поиск новых ощущений, чувствительность к боли, алкоголизм у родителей и родственников (Drug Abuse Prevention At Risk Groups. 1997. P. 9-12). P. Блюм (Blum R. 1972) изучал факторы риска употребления наркотиков детьми и подростками, в том числе и семейные. Он предпринял попытку измерить многие характеристики семьи подростка, определяющие низкий, средний или высокий уровень риска злоупотребления наркотиками. При этом были учтены тяжесть наркотика (галлюциногены имели более высокую оценку, чем марихуана) и способ употребления. Изучались также такие социально-экономические факторы, как принадлежность семьи к среднему классу, «синим воротничкам», к белой или черной расе, мексиканским американцам, хиппи. Основным исследовательским средством были вопросники о величине, роли семьи и характера взаимодействия в ней, злоупотреблении наркотиками, о принадлежности к религиозным и общественным движениям. Также было проведено интервью личности и всей семьи. Автор определил психосоциальные стили в семье, определяющие высокий и низкий уровень риска злоупотребления наркотиками. Оказалось, что в семьях высокого риска доминировал либеральный стиль. Родители в них были менее строгими и менее авторитарными, чем в семьях низкого риска. Кэннет, Дж. Шер (Kennet, Sher J. 1994) считает импульсивность основным индивидуально-психологическим фактором, предрасполагающим к злоупотреблению психоактивными веществами. Она способствует тому, что теряется контроль за поведением, которое становится в результате девиантным и антисоциальным. К ведущим индивидуальным факторам риска в настоящее время относят также реактивность. Считается, что большинство послевоенных наркоманов принадлежит к так называемому реактивному типу личности, у которой зависимость возникает из реакций на стрессы, связанных с пубертатом, дефицитом уважения и любви взрослых и сверстников (Энциклопедия преступлений и катастроф: Наркотики и яды. 1996. С. 216).. В этом случае особую роль играют механизмы внушения, заражения, подражания. Реактивное употребление психоактивных веществ носит более пассивный характер, чем спонтанное, произвольное, и в большей степени зависит от других людей. Индуцированное реактивное употребление часто противоречит истинным намерениям «я», интересам и состоянию человека, принимает характер созависимости или опасного и пагубного потребления алкоголя, табака и наркотиков. Для групп подростков высокого риска злоупотребления психоактивными веществами за рубежом предлагаются профилактические программы тренинга родительских, семейных, социально-психологических, детско-подростковых навыков (Drug Abuse Prevention At Risk Groups. 1997). У подростков высокого риска зависимости от психоактивных веществ, как правило, отмечаются нарушения психики, предрасполагающие к возникновению психологической и физиологической зависимости. Поэтому употребление ими даже небольших доз психоактивных веществ опасно и пагубно для их психического и физического здоровья и относится к злоупотреблению. В настоящей работе в качестве признаков индивидуального риска формирования зависимости предлагается использовать описанные выше нарушения эмоциональной и целенаправленной активности: адинамию уровня притязаний, дефицит восприятия эмоций у другого человека, снижение уровня положительных и повышение — отрицательных переживаний, нивелировку половых различий в эмоциональной активности. Эти расстройства отражают слабость «я» подростка, утрату его основных функций, прежде всего адаптивной. Они были обнаружены в экспериментально-психологических исследованиях как у подростков, больных токсикоманией, так и у подростков группы повышенного риска формирования зависимости (она была выделена наркологами на основании следующих критериев: частое употребление алкоголя, табака, эпизодическое — наркотиков; отклоняющееся поведение — прогулы занятий в школе, уходы из семьи; неблагополучие в семье, наличие родителей, больных алкоголизмом). При диагностике повышенного риска зависимости от психоактивных веществ у подростков следует ориентироваться на значения показателей, характерные для них, приведенные в таблицах. В качестве признака среднего риска можно рассматривать наличие одного резко выраженного нарушения, при котором показатели психической активности выходят за пределы (x±2s) психической активности, или нескольких нерезко выраженных, при которых они выходят за пределы только (x±s), где х — среднее, a s — стандартное отклонение. В качестве признаков высокого риска следует рассматривать два и больше резко выраженных расстройств активности, значения показателей которых выходят за пределы x±2s. Для профилактики высокого риска наркомании у подростков предлагаются психологические меры по коррекции психических нарушений эмоциональной и целенаправленной активности. |
|