Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!





Назад К содержанию Вперед

см. также Замечания к городской программе на 2000 - 2001 гг. по профилактике наркомании среди молодежи и подростков

Паспорт
Целевой программы
"Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге”
на 1999-2001 годы

Наименование Программы Целевая программа “Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге” на 1999 - 2001 годы - (далее Программа)
Основание для разработки Программы Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"; приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.03.97 № 76 "О наркологических реабилитационных центрах".
Государственный заказчик Программы Управление административных органов Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга.
Основные разработчики Программы Комитет по здравоохранению. Комитет по делам семьи, детства и молодежи. Комитет по образованию. Комитет по труду и социальной защите населения, Комитет по физкультуре и спорту. Комитет по печати и связям с общественностью. Комитет по науке и высшей школе, Комитет по культуре; Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Цель и задачи Программы - предупреждение немедицинского употребления наркотических средств;

- создание, поддержка и развитие системы государственной и негосударственной деятельности в области профилактики наркозависимости, лечения и реабилитации больных наркоманией;

- активизация научно-исследовательской работы;

- создание общегородской информационно-аналитической базы данных по проблемам наркозависимости;

- проведение учебно-образовательной деятельности среди специалистов и населения;

- издание методической и научно-популярной литературы по проблеме наркомании;

- социальная защита лиц, прошедших реабилитацию.

Сроки реализации Программы 1999-2001 годы.
Исполнители основных мероприятий Программы Комитет по здравоохранению. Комитет по делам семьи, детства и молодежи. Комитет по образованию, Комитет по труду и социальной защите населения, Комитет по физкультуре и спорту. Комитет по печати и связям с общественностью. Комитет по науке и высшей школе. Комитет по культуре. Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - снижение уровня вовлечения населения Санкт-Петербурга, особенно подростков и молодежи, в среду наркозависимых;

- повышение уровня информированности специалистов о наркозависимости, принципах и методах ведения профилактики среди населения;

- создание единого городского информационно-методического центра профилактики

наркозависимости;

- активизация наркологической помощи населению, создание и развитие социореабилитационных и постреабилитационных программ.

Объемы и источники финансирования Программы Источниками финансирования Программ являются средства бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год, а также внебюджетные средства. Объем финансирования из средств бюджета составляет 83 284 тысячи рублей:

1999 г. - в пределах выделенного финансирования;

2000 г.-56 050 тыс. руб.;

2001 г.-27 234 тыс. руб.

1. Обоснование Программы

В настоящее время в Санкт-Петербурге отсутствует единая система профилактики наркозависимости. Ведомственная разобщенность не позволяет должным образом обеспечить комплексный подход и взаимодействие в решении этой социальной проблемы. Средства массовой информации нередко публикуют материалы, которые усиливают любопытство и увеличивают желание молодежи попробовать наркотики, ставшие легкодоступными. В результате резкого увеличения численности наркоманов образовался острый дефицит таких специалистов, как социальные работники, социальные педагоги, социальные психологи и т.д. Единичность научных и социологических исследований не отражает реального положения в области наркозависимости среди населения Санкт-Петербурга.

По состоянию на 01.01.99 на учете в наркологических учреждения Санкт-Петербурга состоит 4907 больных наркоманией, в том числе 1797 подростков и 1128 женщин. По сравнению с 1988 годом, учтенная заболеваемость наркоманией увеличилась в 4,5 раза, число больных, пролеченных в стационаре, возросло в 4,7 раза.

Уровень преступности, особенно среди подростков и молодежи, остается высоким. По данным 1998 года, совершено 10995 преступлений по линии незаконного оборота наркотиков. За последние 5 лет количество наркопреступлений возросло почти в 10 раз. Среди негативных тенденций на первый план выдвигается стремительный рост контрабанды наркотиков. Сегодня нелегальный ввоз в Санкт-Петербург наркотиков составляет 82% от всего количества наркотиков, изымаемых из незаконного оборота. Кроме растительных, изымается все большее количество синтетических наркотиков, в производстве которых участвуют зачастую квалифицированные специалисты - химики, фармацевты.

Рост наркомании ведет к увеличению числа венерических заболеваний, заболеваний гепатитом, СПИДом. По данным ООН, в 80% случаев причиной заражения ВИЧ-инфекцией в России являлось употребление наркотиков. В 1997 году в Санкт-Петербурге зарегистрировано 300 ВИЧ-инфицированных.

Среднестатистический петербургский наркоман становится все моложе. Исследования также показывают, что каждый наркоман втягивает в наркотический кругооборот от 5 до 7 человек, что придает процессу распространения наркомании характер эпидемии.

Данные широкомасштабного социологического исследования, проведенного Комитетом по делам семьи, детства и молодежи совместно с Научно-исследовательским институтом комплексных социальных исследований при Санкт-Петербургском государственном университете, территориальными управлениями административных районов Санкт-Петербурга и другими заинтересованными организациями и ведомствами на предмет изучения уровня наркотизации среди молодежи Санкт-Петербурга показывают следующие результаты: 40% респондентов имеют опыт употребления наркотиков, из них половина продолжает употребление наркотических средств; 10% подростков постоянно прибегает к наркотикам в случае сложных жизненных обстоятельств, 32% - к алкоголю. Основной возраст первого знакомства с наркотиками приходится на 11 - 14 лет (41%) и 15 - 17 лет (51%).

Большинство респондентов (57%) указывают на устойчивые конфликты с родителями, причем 24% отметили, что в семье есть члены семьи, злоупотребляющие алкоголем и 6% - наркотиками. 90% из тех, кто регулярно употребляет наркотические средства (5 - 7% от общей выборки) живут в неполных семьях.

Различно отношение к наркотикам в среде молодежи. Так, например, 34% опрошенных считают, что наркотики бывают "всерьез" и "не всерьез", 21% респондентов согласны с тем, что "наркотик делает человека свободным" и 42% респондентов уверены, что от увлечения наркотиками всегда можно отказаться. Также наблюдается некоторая романтизация среды потребителей наркотиков, высокая лояльность по отношению к наркоманам на фоне самого низкого доверия к педагогам, врачам и психологам.

Опрос на дискотеках показывает высокую потребность посещающей их молодежи в стимуляторах "для поднятия настроения" (54%), из них наркотические стимуляторы составляют 20% и алкогольные - 70% , причем 21% опрошенных сознательно не хотят отказываться от использования этих веществ.

Данные исследований показывают крайне низкую продолжительность жизни наркомана - 4 года после начала употребления наркотических средств при среднем возрасте 21 год. При этом наблюдается крайне пренебрежительное отношение наркоманов к своему здоровью и быстрая нравственная деградация. Так, например, данные опроса выявили следующий стереотип поведения наркоманов в случае предполагаемого обнаружения у них ВИЧ-ннфекции: 14,4% - скроют от всех свое заболевание, 63,5% - не будут использовать (если и раньше не использовали) презервативы, 29% - не сообщат о наличии у них инфекции своим половым партнерам, 57% - не уменьшат число половых партнеров, 59% - не откажутся от наркотиков внутривенно (и это на фоне того, что 56% опрошенных занимаются сексом с людьми не употребляющими наркотики, а 35% используют общий шприц).

Сложившаяся неблагоприятная ситуация требует неотложного принятия комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение дальнейшего распространения наркозависимости и эффективную лечебную и реабилитационную помощь больным наркоманией.

2. Основные цели и задачи реализации Программы

Программа направлена на предупреждение злоупотребления наркотическими средствами среди населения Санкт-Петербурга и ставит целью создание системы комплексных профилактических мер, которые сократят масштабы распространения наркомании, обеспечат информационно-аналитическое освещение данной проблемы на всех уровнях, привлекут широкое участие населения и специалистов к профилактике наркозависимости. Реализация Программы будет способствовать формированию у различных групп населения отрицательного отношения к наркотикам и наркомании.

Программа включает весь спектр социальных и лечебно-профилактических мер, которые условно можно разделить на три этапа:

первый этап - предупреждение развития наркозависимости;

второй этап - раннее и полное лечение наркомании, предотвращение перехода болезни в хронические формы;

третий этап - реабилитация больных наркоманией.

Программа направлена на решение следующих задач:

1. Развитие научно-исследовательской деятельности в области проблем наркозависимости.

2. Упорядочение потока печатной и видеопродукции по вопросам наркомании в средствах массовой информации.

3. Периодическое издание материалов по вопросам наркозависимости для различных категорий населения и специалистов.

4. Проведение системы образовательных мероприятий для различных категорий детей, подростков и молодежи, а также их родителей.

5. Организация учебно-образовательной деятельности для различных категорий специалистов (педагогов, социальных работников, врачей, работников отделов внутренних дел, журналистов и т.д.), соприкасающихся с проблемами профилактики наркозависимости.

6. Снижение сопутствующих наркомании проблем - преступности, вирусных заболеваний.

7. Широкое привлечение общественности к участию в профилактике нар-козлвисимости.

8. Поддержка и развитие инфраструктуры социально-психологической помощи населению и людям, прошедшим реабилитацию (постреабилитационная помощь).

9. Создание единого городского информационно-методического и консультативного центра профилактики наркозависимости.

10. Проведение ежегодных конкурсов городских программ в сфере профилактики наркозависимости.

11. Организация досуга среди подростков и молодежи.

12. Активизация профилактической деятельности в каждом административном районе Санкт-Петербурга, особенно в школах, училищах, подростковых клубах, вузах.

13. Привлечение зарубежного опыта разрешения подобных проблем.

3. Основные мероприятия Программы

Программа предусматривает осуществление организационно-методических, научно-исследовательских, информационно-аналитических, образовательно-просветительских, лечебных и социореабилитационных и организационно-правовых мероприятий.

4. Механизм реализации Программы

Реализация мероприятий Программы будет проводиться исполнителями, привлеченными государственным заказчиком в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга “О целевых программах Санкт-Петербурга”.

В рамках реализации Программы предусматривается в установленном порядке предоставление льгот по кредитам, налогам, выделение целевых дотаций или субсидий предприятиям и организациям, участвующим в реализации Программы.

5. Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит предотвратить в Санкт-Петербурге существенный рост наркозависимости. среди населения, особенно в среде подростков и молодежи, повысить качество информирования населения и специалистов о наркозависимости, создать единые городские информационно-справочные и учебно-методические службы профилактики наркозависимости, активизировать наркологическую помощь населению, создать и поддержать государственные и негосударственные социореабилитационные и постреабилитационные программы.

6. Материальное и финансовое обеспечение Программы

Источниками финансирования Программы являются средства бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год, а также внебюджетные средства. Объем финансирования из средств бюджета составляет 83 284 тысячи рублей:

1999 г. - в пределах выделенного финансирования;

2000 г. - 56 050 тыс. руб.;

2001 г.- 27 234 тыс. руб.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

№ п/п Перечень мероприятий Ответственные Исполнители Ориентировочные финансовые затраты на реализацию из средств бюджета Санкт-Петербурга в тыс. руб.
на период реализации 1999 2000 2001
1 2 3 4 5 6 7
      83164 В пределах выделен. финанси-
рования
56190 26974
1. Организационно-методические мероприятие   68900   47140 21760
1.1 Создание и развитие городского центра профилактики наркозависимости (далее Центр) Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по здравоохранению
5400   3000 2400
1.2 Создание химико-токсикологической лаборатории наркологической экспертизы и открытие на ее базе регионального учебно-методического центра Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по здравоохранению
34500   22500 12000
1.3 Создание передвижных лабораторий наркологической экспертизы Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по здравоохранению
10800   5400 5400
1.4 Развитие службы профилактики наркозависимости среди молодежи Комитет по делам семьи, детства и молодежи 1400   700 700
1.5 Организация трехзначных круглосуточных телефонов экстренной медико-психологической помощи Комитет по здравоохранению,
Комитет по делам семьи, детства и молодежи
1040   520 520
1.6 Организация телевизионной передачи посвяшенной проблемам профилактики наркозависимости Комитет по делам семьи, детства и молодежи,
Комитет по печати и связям с общественностью
160   160  
1.7 Проведение заседаний круглого стола детских и молодежных общественных организаций об организации профилактики наркозависимости среди населения Комитет по делам семьи, детства и молодежи,
Комитет по здравоохранению
120   60 60
1.8 Проведение координационных и методических совещаний с руководителями молодежных и подростковых клубов об организации профилактики потребления наркотических средств среди молодежи и подростков Комитет по делам семьи, детства и молодежи,
Комитет по здравоохранению
40   20 20
1.9 Проведение спортивных мероприятий под лозунгом “Спорт без наркотиков” Комитет по физкультуре и спорту 300   150 150
1.10 Проведение финала городского конкурса художественно-прикладных работ “Мир без наркотиков” Комитет по образованию, Комитет по печати и связям с общественностью,
Комитет по делам семьи, детства и молодежи
40   20 20
1.11 Организация и проведение конкурса на лучший видео - клип по профилактике наркозависимости. Размещение клипа-победителя на телевизионных каналах 5,6,11, 40, 51 Комитет по печати и связи с общественностью 500   250 250
1.12 Проведение городского смотра-конкурса методических разработок по профилактике наркозависимости Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга 400   200 200
1.13 Издание методического пособия для специалистов школ по профилактике наркозависимости среди школьников Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по образованию. Комитет по здравоохранению
14000   14000  
1.14 Проведение студенческих конференций “СПИД и наркотики” Комитет по делам семьи, детства и молодежи,
Комитет по науке и высшей школе
       
1.15 Разработка и внедрение моделей комплексной профилактической работы на базе средних и высших учебных заведений, подростковых клубов, летних оздоровительных лагерей Комитет по науке и высшей школе,
Комитет по делам семьи, детства и молодежи, образования,
Комитет по здравоохранению
150   110 40
2. Научно-исследовательские мероприятия   1880   1090 790
2.1 Подготовка и проведение социологических исследований по проблемам наркозависимости Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по делам семьи, детства и молодежи
140   70 70
2.2 Разработка адресных методических рекомендаций по профилактике наркозависимости среди различных социальных групп Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по делам семьи, детства и молодежи
40   20 20
2.3 Организация и проведение мониторинга распространенности потребления наркотических и других психоактивных веществ среди населения, выявление групп риска Канцелярия Губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по здравоохранению
500   250 250
2.4 Разработка и внедрение методов объективной диагностики и лечения нарушений центральной нервной системы при формировании наркозависимости Канцелярия Губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по здравоохранению
650   300 350
2.5 Разработка методов и организация медицинского страхования детей от формирования наркозависимости Канцелярия Губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по здравоохранению
150   150  
2.6 Внедрение проекта "Принципы создания лекарственных препаратов для лечения наркозависимости Комитет по науке и высшей школе 400   300 100
3. Информационно-аналитические мероприятия   720   360 360
3.1 Создание и техническая поддержка информационно- аналитической справочной базы данных по вопросам наркозависимости Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по делам семьи, детства и молодежи
300   150 150
3.2 Создание и поддержка Web-странипы по проблемам злоупотребления наркотическими средствами Канцелярия губернатора
Санкт-Петербурга,
Комитет по печати и связям с общественностью,
Комитет по делам семьи, детства и молодежи,
Комитет по здравоохра-
нению
100   50 50
3.3 Издание дайджеста публикаций периодической печати по вопросам наркомании Комитет по делам семьи,
детства и молодежи,
Комитет по печати и связям с обществен-
ностью
120      
4. Образовательно-просветительские мероприятия   1780     880
4.1 Организация и проведение учебно-методических циклов первичной подготовки и усовершенствования для специалистов, участвующих в профилактике наркозависимости Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга,
Комитет по делам семьи, детства и молодежи
440   220 220
4.2 Проведение фестивалей, концертов, выставок, и др. массовых мероприятий под лозунгом "Мир без наркотиков" Комитет по культуре, Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга 800   400 400
4.3 Организация антинаркотической пропаганды в сфере массового досуга молодежи на базе Дворца спорта "Юбилейный" Комитет по делам семьи, детства и молодежи 220   120 100
4.4 Организация тренинговых занятий для социальных работников по методам и навыкам ведения профилактической антинаркотической деятельности среди беспризорных и безнадзорных детей и подростков Комитет по делам семьи, детства и молодежи,
Комитет по образованию, Комитет по здравоохранению.
Комитет по труду и социальной защите населения
320   160 160
5. Лечебно-профилактические и социореабилитационныс мероприятия   10204   6660 3544
5.1 Организация блока неотложной наркологической помощи в городском наркологическом диспансере (далее ГНД) Комитет по здравоохранению 2500   1100 1400
5.2 Открытие рсабилятационного отделения Комитет по здравоохранению 1800   1800  
5.3 Открытие детско-подросткового наркологического отделения Комитет по здравоохранению 1800   1800  
5.4 Организация системы неотложной наркологической помощи на дому Комитет по здравоохранению 1200   1200  
5.5 Открытие районных детско-подростковых наркологических кабинетов Комитет по здравоохранению 560   560  
5.6 Организация системы медико-социальной службы в наркологии Комитет по здравоохранению 144     144
5.7 Создание загородных социально-реабилитационных центров для наркозависимых Комитет по здравоохранению 2200   200 2000
6. Организационно-правовые мероприятия   40   40  
6.1 Подготовка проекта Закона Санкт-Петербурга о квотировании рабочих мест для лиц прошедших лечение от наркозависимости Комитет по занятости

Комитет по труду и социальной защите населения

20   20  
6.2 Формирование нормативно-правовой базы по профилактике наркомании Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга 20   20  

Пояснительная записка
к проекту Закона Санкт-Петербурга о целевой программе “Профилактика наркозавненмостн
в Санкт-Петербурге на 1999 - 2001 годы”.

В последнее десятилетие стремительный рост заболевания наркоманией в России стал очевидной проблемой, а в настоящее время приобретает угрожающий характер. Масштабы и темпы распространения наркомании, вовлечение в круг потребителей наркотиков подростков и детей, свидетельствуют о надвигающейся национальной катастрофе.

Не является исключением и современная наркоситуация в Санкт-Петербурге. Условия се развития ставят перед всеми органами государственной власти актуальную задачу по совершенствованию системы мер, направленных на практическое решение ключевых проблем по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и распространению наркозависимости.

С одной стороны, на наше общество воздействует хорошо организованная система наркопреступности, стремительно вовлекающая в круг потребителей наркотиков подрастающее поколение. По данным социологических исследований около 40% детей, подростков и молодежи уже имеют опыт употребления наркотиков. С другой стороны, в Санкт-Петербурге отсутствует единая система профилактики наркозависимости. Ведомственная разобщенность не позволяет должным образом обеспечить комплексный подход и взаимодействие в решении этой социально опасной проблемы. Следует особо отметить крайне низкую, не превышающую 5%, эффективность лечебных мероприятий. Вместе с тем Санкт-Петербург располагает уникальным научно-методическим потенциалом, способным внести реальный вклад в общую систему антинаркотической работы.

Предлагаемая целевая программа "Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге на 1999 - 2001 годы" предусматривает создание целостного комплексного подхода, включающего реализацию мероприятий по важнейшим стратегическим направлениям: организация механизма контроля за потреблением наркотических средств, совершенствование системы лечебно-реабилитационной помощи наркозависимым, широкомасштабная просветительская работа с подрастающим поколением, создание единой системы сбора и анализа информации, научно-исследовательская деятельность.

Стержневым моментом решения всего круга поставленных задач должен стать Городской центр профилактики и экспертизы наркозависимости. Его финансирование должно быть прописано отдельной строкой бюджета. Только подобное решение обеспечит максимальную интеграцию усилий, направленных на борьбу с распространением наркозависимости, а концентрация финансовых средств из бюджета и внебюджетных источников позволит не только максимально эффективно их использовать, не распылять на другие виды деятельности структурах заинтересованных Комитетов, но и обеспечит жесткий контроль за их расходованием.

Назад К содержанию Вперед
 
 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100