Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!




Назад К содержанию Вперед

Любопытный документ. Надеемся, наши посетители прокомментируют его. Мы же от комментариев воздержимся. Пока.

Совет Безопасности Российской Федерации
Межведомственная Комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения

РЕШЕНИЕ от 6 октября 1999 г. №4
г. Москва

О мерах по предотвращению распространения наркомании и токсикомании среди детей и подростков.

Рассмотрев вопрос “О мерах по предотвращению распространения наркомании и токсикомании среди детей и подростков”, Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения отмечают, что наркоситуация в среде подрастающего поколения представляет серьезную угрозу национальной безопасности.
Беспрецедентный для страны рост заболеваемости наркоманией и токсикоманией среди подростков отмечается с 1993 г. Уровень заболеваемости их наркоманией в 1998 г. был в 2 раза, а токсикомании - в 8 раз выше, чем среди населения в целом. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза и психоактивными веществами в 11,4 раза чаще, чем лица всех возрастов. Смертность несовершеннолетних причине возросло в 2 раза больше, чем среди старших групп населения потребителей наркотиков от передозировки также постоянно растет. В текущем году количество смертей по этой. Это обусловлено, в основном, употреблением кокаина, героина, галлюциногенов и др. веществ, обладающих наиболее выраженным токсическим эффектом для человека. Таким образом, количественный рост наркотизма у подростков дополняется качественными изменениями.
За последние годы наблюдается активное вовлечение детей до 14 лет в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ. С 1993 года до настоящего времени рост уже больных наркоманией оценивался в 19 раз, токсикомании – в 15 раз. При этом число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков в десятки раз выше, чем зарегистрированных в медицинских учреждениях.
Опасность ранней наркотизации усиливается ее связью с ВИЧ-инфицированием. Введение наркотиков общими шприцами и иглами привело в последние три года к заболеванию СПИДом более 2 тысяч подростков и детей.
Вовлечение несовершеннолетних в сферу наркопотребления и наркораспространения началось с отмены в 1990 году наказания за немедицинское потребление наркотических средств, лоббирование через средства массовой информации легализации наркотиков, насаждения ложных представлений о наркотиках как средствах расслабления, удовольствия, престижа, достижения общественного и личного успеха. Принятый впоследствии федеральный закон “О наркотических средствах и психотропных веществах”, запрещающий потребление этих веществ без назначения врача, на наркотизацию населения, в том числе несовершеннолетних, практически не повлиял.
Тяжесть и отрицательная динамика этой социальной патологии среди детей и подростков обусловлена, в первую очередь, социально-экономическими и геополитическими факторами. Интеграция России в мировую рыночную систему автоматически включила ее в сферу мирового наркобизнеса как страны сбыта, транзита и производства наркотиков. Разрушение морально-этических норм и поведенческих ценностей обусловило неприятие у молодежи догм старших поколений, деформацию семейных отношений, изменение социального поведения.
Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента к стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, протесту к обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам.
Вместе с тем, общество оказалось неготовым к противодействию массовому потреблению наркотиками, особенно в детско-подростковой среде. Принимаемые меры в области административных, силовых и репрессивных методов оказались безрезультатными. Система образования и здравоохранения, научные учреждения в связи с крайне скудным финансированием, отсутствием специальных кадров, неразвитыми сетью и материально-технической базой учреждений не смогли быстро разработать и внедрить современные средства профилактики, диагностики, лечения и реабилитации лиц, страдающих наркоманией и токсикоманией.
Формирование особой молодежной субкультуры, в которой допустимо потребление наркотиков, явная и скрытая их пропаганда вышли из-под контроля государства. Наряду с этим, органы исполнительной и представительной власти в результате отсутствия должной информации, методологического обеспечения и необходимых ресурсов не решают проблем, связанных с экспансией наркобизнеса, особенно детско-подростковой средой. Ряд основополагающих моментов, в частности, Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, принятой в 1993 году, не отвечает современным требованиям, нуждается в коррекции либо в переработке.
В связи с обострением обстановки с незаконным распространением наркотиков Президент Российской Федерации 6 июля 1999 года утвердил решение совещания членов Совета Безопасности Российской Федерации “О наркоситуации в Российской Федерации и мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими”. В соответствии с указанным решением Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и из незаконному обороту на 1999-2001 годы”. Эти документы содержат широкий спектр мероприятий, направленный на пресечение незаконного оборота наркотиков среди всего населения.
В развитие указанного решения членов Совета Безопасности Российской Федерации и федеральной целевой программы, а также в целях возможного сужения ареала распространения наркотиков среди детей и подростков и уменьшения у них негативных медико-социальных последствий, Комиссия решила:

1. Одобрить предложение по разработке новой Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации с учетом:
· необходимости расширения фундаментальных и прикладных научных исследований в области наркологии, а также незамедлительного внедрения современных методов профилактики, лечения и реабилитации несовершенно летних;
· положительного отечественного и зарубежного опыта борьбы с наркораспространителями, особенно в молодежной среде;
· приоритета работы заинтересованных органов власти, учреждений и организации с семьей, решения проблем занятости ребенка и подрастающего поколения, ориентированного на социально приемлемые формы поведения;
· разработки и применения в практике принципов ювенальной юстиции;
· повсеместного создания условий ресоциализации, реабилитации и интеграции в общественную жизнь детей и молодежи, злоупотребляющих наркотиками и психоактивными веществами;
· проблем, связанных с эпидемией СПИДа и распространением других вирусных заболеваний у лиц, использующих внутривенное введение наркотиков;
· международного права, Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года и других основополагающих документов ООН.
Рекомендовать Минздраву России, Минобразованию России, МВД России и Госкоммолодежи России совместно с другими заинтересованными министерствами, ведомствами и общественными организациями разработать проект указанной Концепции и в установленном порядке представить в Правительство Российской Федерации.

2. Поддержать инициативу Минобразования России по разработке Концепции первичной профилактики злоупотребления наркотиками и психоактивными веществами в образовательной среде.

3. Просить Правительство Российской Федерации поручить:
3.1. Минэкономики России в установленном порядке рассмотреть подготовленный Госкоммолодежи России проект федеральной целевой программы “Профилактика наркомании и других видов зависимости от психоактивных веществ среди молодежи”.
3.2. Минфину России и Минэкономики России принять меры по полному финансовому обеспечению первого этапа федеральной целевой программы “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 - 2001 годы”.
3.3. Минздраву России, Минобразованию России расширить тематику научно-исследовательских работ подведомственных научно-исследовательских учреждений по различным аспектам проблемы аддиктивного поведения у несовершеннолетних.
3.4. Минздраву России оказать помощь субъектам Российской Федерации во внедрении современных и эффективных организационных форм наркологической помощи детям и подросткам.
3.5. Минобразованию России активизировать работу по созданию специализированных учреждений для несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния и страдающих зависимостью от наркотических и психоактивных веществ.
3.6. Минздраву России, Минобразованию России, Госкоммолодежи России регулярно проводить круглые столы с участием представителей средств массовой информации с целью недопущения явной и скрытой пропаганды злоупотребления наркотиками и привлечения их к проведению активной антинаркотической агитации среди молодежи.
3.7. Минюсту России, Минздраву России, Минобразованию России и МВД России проработать вопрос о соответствующих действующему законодательству формах обмена информацией об учащихся образовательных учреждений, злоупотребляющих наркотическими средствами и другими психоактивными веществами и использования тестов для обнаружения наркотиков в образовательных учреждениях.
3.8. Миннауки России обеспечить организацию и финансирование проекта по подростковой наркологии (биологический, клинический и профилактический аспекты) в рамках Государственной программы “Национальные приоритеты в медицине и здравоохранении”.
3.9. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
· возложить координацию работы по борьбе с наркотизацией детей и подростков на комиссии по делам несовершеннолетних при городских (районных) администрациях;
· организовать на базе образовательных учреждений консультационные пункты с приглашением наркологов, психологов, сотрудников органов внутренних дел для проведения индивидуальных консультаций с подростками и их родителями с целью ознакомления их с природой наркомании как заболевания, механизмами формирования зависимости, влияния семейных отношений и стиля воспитания на развитие предрасположенности к наркотической зависимости, анализа семейной ситуации, сложившейся в конкретной отдельно взятой семье; проводить тренинги, практические занятия групповой и индивидуальной семейной терапии, клубные встречи для взаимной психологической поддержки, выбора новых конструктивных форм медицинских работников учебных заведений по обучению их методикам выявления “поведения и взаимоотношений;
· создать постоянно действующие семинары для педагогов и групп риска” и проведения с ними соответствующей работы;
· проводить специальные семинары для родителей с целью их ознакомления с различными аспектами наркологии и особенностями поведения несовершеннолетних потребителей наркотиков;
· уделять особое внимание организации досуга несовершеннолетних на основе общественно ценных интересов и склонностей. Предусмотреть при его организации проведение молодежных дискотек, конкурсов плакатов и рисунков, викторин, беспроигрышных лотерей и других мероприятий антинаркотической направленности. Повсеместно расширять сети спортивных секций и творческих кружков по интересам;
· принять меры по повышению ответственности за публичное распространение сведений местными средствами массовой информации, содержащих описание (демонстрацию) процессов потребления наркотических лекарственных препаратов и их природных аналогов, а также информацию о способах изготовления, приобретения и немедицинского потребления наркотических средств и психоактивных веществ;
· обращать особое внимание на развитие и укрепление детско-подросткового звена наркологической службы в системе образовательных учреждений, в том числе организацию центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам и реабилитационных центров для больных наркоманией.

Председатель Межведомственной комиссии
Совета Безопасности Российской Федерации
по охране здоровья населения Т. Дмитриева

Секретарь Межведомственной комиссии
Совета Безопасности Российской Федерации
по охране здоровья населения Е. Паначин

Назад К содержанию Вперед
 
 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100