Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 
 Кабинет нарколога
 Химия и жизнь
 Родительский уголок
 Закон сур-р-ов!
 Сверхценные идеи
 Самопомощь
 Халява, please!





Назад К содержанию Вперед

VI. Вопросы криминалистического прогнозирования распространения на нелегальном рынке наркотиков аналогов наркотических средств и психотропных веществ

Одной из частных задач криминалистического нарковедения является прогнозирование появления в нелегальном обороте веществ с наркогенным потенциалом действия, не включенных в списки наркотических средств и психотропных веществ, немедицинское потребление которых может приводить к развитию наркозависимости, а их распространение на нелегальном рынке наркотиков – к социально значимым негативным последствиям для общества. Данная категория веществ определена в Федеральном законе “О наркотических средствах и психотропных веществах” как аналоги наркотических средств и психотропных веществ. Понятие “аналоги наркотических средств и психотропных веществ” используется и в обсуждавшемся нами выше проекте Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации”, направленном Президентом России Федеральному Собранию Российской Федерации.

Известно, что веществ с наркогенным потенциалом действия, соответствующих определению аналогов наркотических средств и психотропных веществ, достаточно много. Далеко не все они встречаются в нелегальном обороте. В некоторых случаях имеют место единичные случаи использования таких веществ лицами, имеющими к ним доступ, с целью изменения своего психоэмоционального состояния, при проведении т.н. психеделических экспериментов, а также и просто для получения наркотического эффекта. Круг лиц, использующих такие вещества, при этом остается ограниченным. Лица, получившие доступ к этим веществам, не занимаются их распространением в целях сбыта, что таким образом, не приводит к социально-опасным последствиям. В иных ситуациях, в силу определенного стечения обстоятельств, к подобным веществам получают доступ лица, занимающиеся нелегальным распространением наркотиков. В этих случаях, в нелегальном обороте получает распространение так называемый “новый наркотик” - новый не для науки, которой данное вещество и его психофармакологические свойства могут быть известны уже многие десятилетия, а новый для мирового или регионального нелегального рынка наркотических средств и психотропных веществ.

В этой связи в Федеральный закон “О наркотических средствах и психотропных веществах” было введено понятие “аналог наркотического средства или психотропного вещества”, значение которого состоит, прежде всего, в том, чтобы создать правовые основы для противодействия незаконному обороту веществ с наркогенным потенциалом действия, ранее не встречавшихся на нелегальном рынке наркотиков, уже на том этапе, когда еще не решен вопрос о внесении данных веществ в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.

Одним из известных способов совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков является изготовление и сбыт веществ с наркогенным потенциалом действия, не включенных в списки наркотических средств и психотропных веществ. Данный способ, хотя и не является широко распространенным, однако, рассматривается в целом ряде криминалистических работ [82] и может быть отнесен к типичным: преступники предварительно изучают списки наркотических средств и психотропных веществ и специальную литературу по фармакологии (либо иную, где приведены данные о взаимосвязи химической структуры и наркотической активности веществ, находя не включенные в списки наркотических средств и психотропных веществ аналоги тех наркотиков, которые могут найти спрос на нелегальном рынке в данном регионе; затем на основе изучения специальной литературы по органической или фармацевтической химии выбирают оптимальный способ изготовления (синтеза) аналога, после чего осуществляют типичные действия по изготовлению синтетических наркотических средств (подыскание помещения для размещения подпольной лаборатории, подбор необходимого оборудования и реактивов, отработка синтеза вещества, изготовление вещества, изготовление потребительских форм наркотика).

Согласно теории криминалистического прогнозирования, исходная информация для прогнозирования может быть подразделена на научные данные, статистические данные и данные практики [83]. В соответствии с этим, источники прогнозирования появления на нелегальном рынке в регионе новых веществ с наркогенным потенциалом действия (аналогов наркотических средств и психотропных веществ) подразделяются следующим образом.

1.   Научные данные. Наряду с положениями общей теории криминалистики, к ним относятся положения ряда частных криминалистических теорий. В их числе положения криминалистического учения о способе совершения преступления, в соответствии с которыми возможно прогнозирование изготовления новых видов наркотических средств и психотропных веществ на основе выявления следующего комплекса детерминирующих факторов: наличие в регионе спроса на определенный вид наркотических средств или психотропных веществ, аналоги которых описаны в научной литературе и (или) ранее уже получили распространение в других регионах или за рубежом; борьба организованных преступных групп, занимающихся незаконным сбытом наркотиков за нелегальный рынок наркотических средств и психотропных веществ и (или) осложнения по линии поступления традиционных для региона наркотиков на нелегальный рынок; наличие в преступной группе лиц, имеющих необходимые познания и опыт в области изготовления синтетических наркотических средств и психотропных веществ (либо в области органического синтеза); наличие в регионе источников прекурсоров, материалов, веществ и оборудования, необходимых для изготовления наркотиков или их аналогов и т.д. [84] Другая, не менее важная группа данных - это сведения о наличии и доступности в регионе информации об аналогах наркотических средств и психотропных веществ, включающей характеристику наркотического действия аналога, характеристику его физических и химических свойств, описание способов изготовления (методов синтеза), перечень необходимых для изготовления прекурсоров, веществ, материалов и оборудования. Такая информация, с той или иной степенью полноты и адаптации для широкого круга лиц, может быть представлена в компьютерных сетях, в нелегальных и легальных изданиях и, конечно, в специальной литературе по химии, фармакологии, медицине (нередко на иностранных языках). К научным данным следует отнести и данные естественных наук (прежде всего - химии, фармакологии, медицины) о веществах с наркогенным потенциалом действия.

2.   Данные статистики. В рассматриваемом нами случае к ним относятся, прежде всего, данные о распространенности в нелегальном обороте тех или иных видов наркотических средств и психотропных веществ, данные о количестве совершаемых в регионе преступлений, связанных с изготовлением, в первую очередь, синтетических наркотиков; данные о движении в регионе прекурсоров, веществ, материалов и оборудования, использующихся для изготовления наркотиков; данные о хищениях на химических предприятиях, в химических лабораториях указанных объектов и т.д.

3.   Данные практики. К ним относятся: данные о распространении аналога того или иного наркотического средства или психотропного вещества в других регионах; информация о нелегальном использовании аналогов в других странах; информация токсикологических центров и наркологических учреждений об интоксикациях ранее не встречавшимся в регионе веществом с наркогенным потенциалом действия; информация судебно-экспертных учреждений об обнаружении среди объектов, изъятых и представленных на исследование оперативно-розыскным подразделением, нового вещества с наркогенным потенциалом действия; информация оперативно-розыскного подразделения о появлении на нелегальном рынке наркотиков в регионе неизвестного ранее вещества, обладающего наркогенным потенциалом действия; данные о доступности в регионе для криминальных элементов прекурсоров, веществ, материалов и оборудования, использующихся для синтеза аналогов наркотических средств и психотропных веществ; данные о наличии в регионе доступных для воспроизводства описаний синтеза аналогов (например, в компьютерных сетях) и т.д.

Очевидно, что некоторые из указанных данных (прежде всего, данные практики) могут служить исходными основаниями для осуществления прогнозирования распространения в регионе нового вещества с наркогенным потенциалом действия (аналога наркотического средства или психотропного вещества).

Субъектом осуществления прогнозирования появления в нелегальном обороте аналогов наркотических средств или психотропных веществ в регионе могут являться органы, перечисленные в статье 41 Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах” - “Организация противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров”. На сегодня представляется, что прогнозирование появления в нелегальном обороте аналогов наркотиков должны осуществлять специализированные подразделения Госнаркоконтроля.

Рассмотрим типичные ситуации и основания для прогнозирования появления в регионе нового вещества с наркогенным потенциалом действия (аналога наркотических средств или психотропных веществ), алгоритм такого прогнозирования и действия в этих ситуациях.

1.   Поступление информации о распространении в другом регионе (регионах) аналога того или иного наркотического средства или психотропного вещества.

На основании указанной информации подразделению по контролю за оборотом наркотиков необходимо: на основе консультаций в специализированном НИИ системы Минздрава получить примерное описание воздействия данного вещества на организм человека; на основе анализа информации об аналогах наркотических средств и психотропных веществ определить, с каким из распространенных в регионе наркотиков схож по действию аналог, каковы способы и формы его употребления, способы изготовления, какие прекурсоры, вещества, материалы и оборудование необходимы для его изготовления; дать ориентировку в региональное экспертно-криминалистическое подразделение на поиск среди поступающих на исследование объектов данного аналога с указанием наименования вещества, его возможных потребительских форм, источников поступления; на основе информации о распространении на нелегальном рынке в регионе различных видов наркотиков оценить вероятность появления в регионе данного аналога, а на основе анализа оперативной информации об организованных преступных группах, занимающихся изготовлением и сбытом наркотиков, выдвинуть предположение о круге лиц, подлежащих оперативной разработке, отработать их связи с теми регионами, где аналог получил распространение; с учетом информации о необходимых для изготовления аналога прекурсорах, веществах, материалах и оборудовании провести анализ данных о движении в регионе указанных объектов; провести оперативную работу среди потребителей наркотиков на предмет выявления новых наркотических препаратов и источников их поступления и сбыта.

Региональное экспертно-криминалистическое подразделение помимо использования в работе указанной выше ориентировки об аналоге должно провести разработку соответствующей методики экспертного исследования данного вещества, описание его в заключении по схожести с определенными наркотиками, подготовить рекомендации по оперативному обнаружению вещества.

Таков, на наш взгляд, примерный перечень действий по прогнозированию появления в регионе аналога наркотического средства или психотропного вещества на основании информации о его распространении в другом регионе.

2.   Информация экспертно-криминалистического подразделения (или иного судебно-экспертного учреждения) об обнаружении среди поступивших на исследование объектов нового вещества с наркогенным потенциалом действия [85]. В результате исследования экспертно-криминалистическое подразделение устанавливает химическую структуру вещества, его наименование. На основе анализа информации об аналогах наркотических средств и психотропных веществ (желательно с привлечением специалистов наркологических учреждений) - определяет характеристику наркотического действия вещества, типичные способы и формы его употребления, способы изготовления, перечень необходимых для изготовления прекурсоров, веществ, материалов и оборудования, направляя соответствующую ориентировку в региональное подразделение по контролю за оборотом наркотиков. Фактически в данном случае речь идет о том, что аналог, вероятно, уже получил распространение в регионе. Однако данный образец вещества мог быть изъят у заезжих в регион лиц, либо у лиц, не изготовивших данное вещество, а получивших его из иных источников (НИИ, специализированные лаборатории и т.д.) и т.д.

При наличии лица, задержанного с указанным веществом, у последнего выясняются обстоятельства приобретения вещества и другие необходимые данные. Если у данного лица помимо аналога наркотического средства или психотропного вещества других наркотических средств или психотропных веществ не обнаружено, уголовное дело в отношении его возбуждено быть не может [86], соответственно, не могут быть проведены и такие следственные действия как допрос, обыск и т.д. При наличии оснований для кратковременного задержания лицо может быть задержано, от него могут быть получены те или иные объяснения. Обстоятельства приобретения аналога могут быть установлены и оперативно-розыскным путем.

В тех же случаях, когда лицо отсутствует, необходимо проведение примерно того же комплекса действий, которые перечислены для первой ситуации.

Во всех случаях обнаружения в регионе нового вещества с наркогенным потенциалом действия соответствующая информация должна направляться в органы Госнаркоконтроля и в межведомственную комиссию по злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

3. Поступление в токсикологический центр или наркологическое учреждение лиц с симптомами наркотической интоксикации, которые ранее не наблюдались у пациентов в данном регионе. В этой ситуации токсикологический центр (наркологическое учреждение) может располагать образцом вещества, вызвавшего интоксикацию, результатами анализа биологических жидкостей пациента, данными, полученными со слов пациента либо только объективным описанием симптомов наркотического опьянения. В первом случае вещество должно быть направлено в орган Госнаркоконтроля, который передает его на исследование в экспертно-криминалистическое подразделение, либо вещество может быть исследовано в химической лаборатории токсикологического центра либо судебно-медицинского экспертного учреждения. В результате исследования устанавливается природа вещества, а соответствующая информация направляется в орган Госнаркоконтроля. Дальнейшие действия в этом случае описаны выше (п.2).

В ситуации, когда имеются только результаты анализа биологических жидкостей пациента, в которых обнаружено новое вещество с наркогенным потенциалом действия либо его метаболиты, соответствующая информации также должна быть направлена в орган Госнаркоконтроля, а дальнейшие действия будут аналогичны описанным выше в п.2. Такая ситуация в общем не типична, поскольку в биологических жидкостях химико-аналитические лаборатории токсикологических центров и судебно-медицинских экспертных учреждений далеко не всегда выявляют даже наиболее распространенные наркотики [87], а выявление новых веществ с наркогенным потенциалом действия, а тем более их метаболитов, на практике на сегодняшний день вряд ли возможно.

В тех же случаях, когда имеется только описание симптомов наркотического опьянения, а пациент не сообщает каких-либо конкретных данных об обстоятельствах интоксикации, практическому токсикологу, наркологу весьма затруднительно поставить диагноз отравления с указанием наименования токсического агента (особенно, если речь идет о малораспространенных наркотиках - аналогах наркотических средств и психотропных веществ). Если такие отравления приобретают массовый характер, должен быть составлен примерный список веществ с наркогенным потенциалом действия, которые могли бы их вызвать. Данный список должен быть направлен в орган исполнительной власти в области внутренних дел (откуда информация должна быть передана, прежде всего, в органы госнаркоконтроля и в экспертно-криминалистическое подразделение органов внутренних дел, если последние продолжат заниматься такой аналитикой) и использоваться в качестве ориентирующей информации как в оперативной работе, так и при исследовании всех изымаемых на нелегальном рынке веществ и препаратов. При обнаружении среди них аналога наркотических средств или психотропных веществ соответствующая информация направляется в токсикологический центр (наркологическое учреждение) для оценки способности данного вещества вызывать соответствующие симптомы наркотического опьянения, при положительной оценке - дальнейшие действия аналогичны описанным в п.2.

4.   Поступление в региональный орган Госнаркоконтроля информации о появлении на нелегальном рынке наркотиков в регионе нового вещества с наркогенным потенциалом действия. В данном случае действия оперативного подразделения, должны быть направлены, наряду с выявлением каналов поступления и сбыта вещества, и на получение оперативным путем соответствующего образца вещества и выявление лиц, допускающих его употребление. Необходимость проведения работы по двум указанным направлениям обусловлена необходимостью дополнительной проверки версии о том, что вещество, полученное оперативным путем является тем самым новым веществом с наркогенным потенциалом действия, которое получило распространение на нелегальном рынке в регионе, а не иным препаратом: симптомы употребления вещества, выявленные у лиц, допускающих его употребление, результаты анализа их биологических жидкостей должны соответствовать установленному в экспертно-криминалистическом подразделении наименованию вещества, полученному оперативным путем. Дальнейшие действия будут аналогичны описанным в п.2.

Итак, мы рассмотрели перечень действий, рекомендуемых для прогнозирования появления на нелегальном рынке в регионе аналога наркотических средств или психотропных веществ. Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку не включает ряда оперативно-розыскных мероприятий, описанных в специальной литературе, однако, позволяет нам в заключении настоящего раздела перечислить существующие в настоящее время основные проблемы осуществления криминалистического прогнозирования появления на нелегальном рынке аналогов наркотических средств или психотропных веществ.

1.   В настоящее время в судебно-экспертных учреждениях отсутствует единая информационная база данных об аналогах наркотических средств и психотропных веществ. Информация о данной категории веществ разрознена и в той или иной степени представлена в ряде неспециализированных по данной линии баз данных и в подборках соответствующих научных публикаций в судебно-экспертных учреждениях. Этой информацией в той или иной степени обладают некоторые специалисты - химики, токсикологи, наркологи и др. Данная ситуация существенно осложняет процесс прогнозирования появления аналогов наркотических средств или психотропных веществ, снижает его оперативность, требует привлечения для консультаций целого ряда специалистов, мнения которых далеко не всегда будут совпадать.

2.   Низкая эффективность и, прежде всего, низкая оперативность связи между токсикологическими центрами, наркологическими учреждениями и экспертно-криминалистическими подразделениями.

3.   Недостаточная информированность оперативно-розыскных аппаратов о движении в регионе прекурсоров, веществ, материалов и оборудования, используемых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ. Здесь же необходимо отметить и недостаточную практическую реализацию в деятельности правоохранительных органов положений статьи 30 Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах”, пункт 6 которой обязывает юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в Список IV, информировать органы внутренних дел [88] и органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, о каждом случае, когда количество купленного или заказанного прекурсора превышает производственные нужды и о неоднократных случаях таких покупок или заказов.

В настоящем разделе нами рассмотрены лишь основные вопросы криминалистического прогнозирования появления на нелегальном рынке наркотиков в регионе аналогов наркотических средств и психотропных веществ. Криминалистическое прогнозирование в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков не ограничивается данной проблемой. Объектами криминалистического прогнозирования в этой сфере должны стать и новые способы изготовления наркотических средств и психотропных веществ, и распространение в регионе новых (не традиционных для него) видов наркотических средств и психотропных веществ (не аналогов), и другие криминальные явления в сфере оборота наркотиков. Краткий анализ современного состояния прогнозирования данных криминальных явлений показывает, что, как и в случае прогнозирования появления на нелегальном рынке аналогов наркотических средств и психотропных веществ, для эффективного осуществления криминалистического прогнозирования требуется создание специализированных информационных систем, позволяющих оперативно получать достаточную для осуществления прогнозирования информацию.

В соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ функции по формированию таких баз данных должны быть возложены на научно-исследовательские учреждения госкомитета.

Поэтому мы рекомендуем данный раздел для использования практическим сотрудникам новой российской спецслужбы для использования при составлении ведомственных нормативных правовых документов, а также для составления переписки с зарубежными и международными правоохранительными структурами.

[82] См., например: Бурданова В.С., Кузьминых К.С. Расследование преступлений о незаконных действиях с наркотическими средствами. Часть 5. Особенности расследования изготовления синтетических наркотических средств на подпольных производствах и их сбыта. Методические рекомендации. СПб.: Институт повышения квалификации прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры РФ, 1996; Наркотики в России: преступления и расследование. Научное издание / Под ред. В.П.Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999.

[83] См.: Белкин Р.С. Курс криминалистики в 3 т.т. Т.2: Частные криминалистические теории. С.434.

[84] Более подробно данные факторы рассмотрены в работе: Кузьминых К.С. Проблемы назначения и проведения экспертиз наркотических средств. Дис. ... канд. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1997.

[85] Типичным примером такой ситуации явились обнаружения в незаконном обороте эфедрона (1983 г.), 3-метил-фентанила (1991 г.), псилоцибинсодержащих грибов (1995 г.), кустарно приготовленных препаратов из фенилпропаноламина (2000 г.). См., например: Эфедрон. Сборник научных работ / Под ред. Э.Э.Звартау. СПб.: Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им.акад. И.П.Павлова, 1997. С.9-10, 157-158; Бурданова В.С., Казанков С.П., Кузьминых К.С., Коваленко А.Е. Криминалистическое исследование псилоцибинсодержащих грибов. Методическое пособие. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997; Бабаханян Р.В., Бушуев Е.С., Казанков С.П., Костырко Т.А., Коваленко А.Е., Кузьминых К.С., Сафрай А.Е., Ягмуров О.Д. Псилоцибинсодержащие грибы (криминалистическое и судебно-медицинское исследование). СПб., 1998; Бурданова В.С., Громов Д.В., Кузьминых К.С. Кустарно приготовленные препараты из фенилпропаноламина – новый объект криминалистической экспертизы наркотических средств // Теория и практика криминалистического обеспечения предупреждения, раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 18 января 2000 г. СПб., 2000. С.187-194.

[86] Если иное не будет предусмотрено реформируемым российским уголовным законодательством.

[87] Это обусловлено низкими концентрациями веществ в биологических жидкостях, протекающими в организме метаболическими процессами, а также не совершенством приборной базы химико-аналитических лабораторий.

[88] В соответствии с опубликованной в Российской газете от 1 июня 2003 г. изменения и дополнения в федеральное законодательство о наркотиках с органов внутренних задачи по анализу такой информации уже сняты.

Назад К содержанию Вперед
 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта
Rambler's Top100