|
|
Проанализирована распространенность химических форм аддиктивного поведения у курсантов военных университетов. Для выявления личностных особенностей, определяющих склонность к аддиктивному поведению, проводилось сравнение показателей по личностному опроснику Р. Кеттелла. Выделены специфические личностные факторы, определяющие склонность к аддиктивному поведению курсантов и студентов. Специфическими факторами для курсантов являются особенности коммуникативной сферы - низкая общительность, низкая эмоциональная чувствительность и высокая доминантность. Специфические факторы склонности к аддиктивному поведению у студентов - низкая интеллектуальность и высокая экспрессивность. А. Егоров, И. Бахтин, Н. Хоч, П.Кузнецов В отечественной науке термин «аддиктивное поведение» (АП) используется для определения одного из видов отклоняющегося поведения, «характеризующегося стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций» [7]. По мнению А. Е. Личко и В. С. Битенского, аддиктивное поведение представляет собой донозологический этап развития синдрома зависимости и обозначает, в первую очередь, нарушение поведения при отсутствии физической и индивидуальной психологической зависимости [9]. Многие авторы в своих исследованиях развивают концепцию наличия единого механизма, свойственного различным формам аддикции как химического, так и поведенческого содержания [13]. В современной студенческой среде отмечается высокая распространенность химических форм аддикций. По данным различных авторов, от 50 до 85% студенческой молодежи в России склонно к регулярным аддиктивным реализациям - алкоголю, никотину, легким наркотикам [1, 2, 17], при этом около 17% становятся активными наркопотребителями [15]. Согласно последним исследованиям, в среде курсантов военных университетов также наблюдается высокая распространенность аддиктивных реализаций ‒ от 15 до 52,9% курсантов эпизодически употребляют ПАВ [11, 12, 14]. Эта ситуация вызывает особую тревогу в связи с тем, что перед поступлением в военное учебное заведение курсанты проходят профессиональный психологический отбор, который в том числе направлен на определение риска аддиктивных расстройств.
Несмотря на явные различия между условиями гражданской и военной молодежной среды, распространенность химических аддикций среди курсантов и студентов сопоставима и находится на высоком уровне. В связи с этим особую актуальность представляет изучение аддиктивного поведения как донозологического этапа химической зависимости у курсантов, наиболее чувствительного психологической коррекции. Кроме того, в процессе обучения при равных условиях у некоторых военнослужащих не происходит развития химических зависимостей. Это позволяет предполагать, что появление аддиктивного поведения у курсанта обусловлено его личностной структурой, взаимодействующей с условиями военно-профессиональной среды.
Целью данной работы было выявление личностных особенностей, определяющих склонность к аддиктивному поведению у курсантов.
В исследовании принимали участие 340 мужчин, обучающихся в вузах РФ, из них 260 курсантов военных учебных заведений Санкт-Петербурга, Владивостока и Калининграда. Средний возраст в этой группе ‒ 23,5 года. Контрольную группу составляли 80 студентов (средний возраст ‒ 24 года), обучающихся в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна и в Томском государственном университете. На первом этапе исследования на условиях анонимности применялись три скрининг-опросника, по результатам применения которых формировались подгруппы участников исследования, склонных и несклонных к аддиктивному поведению.
Критерием включения в подгруппы курсантов и студентов, склонных к аддиктивному поведению (сАП), служили высокие показатели (50-70 Т-баллов) по шкале «склонность к аддиктивному поведению» опросника «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) [5], а также высокие показатели по двум скрининг-опросникам, полученным в ходе беседы с обследованными. Для определения склонности к химическим формам аддиктивного поведения (сАП) использовались скрининг-тест алкогольной и/или наркотической зависимости CAGE-AID [3] и опросник толерантности Фагестрема для оценки степени никотиновой зависимости [5]. Для изучения личностных особенностей курсантов и студентов, способствующих формированию аддиктивного поведения, использовался 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла. Статистическая обработка полученных данных производилась при помощи пакета статических программ Statistica 6.0 с использованием непараметрического критерия сравнения Манна-Уитни и критерия углового преобразования Фишера.
Определение склонности к аддиктивному поведению с помощью скрининг-методик показало, что более 50% (57%) курсантов имеют склонность к химическим формам аддиктивного поведения. В контрольной группе данный пока-затель составлял менее 40% (39%). Процентное соотношение различных форм аддиктивного поведения среди курсантов было следующим: 30% ‒ склонны к употреблению алкоголя и наркотиков, 15% ‒ к никотину, 11% ‒ в группе риска обеих форм аддиктивного поведения, среди студентов ‒ соответственно 21%, 15%, 2%. Однако оценка достоверности различий между процентными долями при помощи критерия углового преобразования Фишера показала, что частота встречаемости исследуемого признака (аддиктивное поведение) в обеих выборках достоверно не отличается. Сопоставление усредненного профиля личностных черт группы, включающей всех курсантов, и усредненного профиля личностных черт группы студентов (контрольной) выявило достоверность отличий (p≤0,01) по большинству факторов теста Кэттелла (рис. 1), кроме факторов О (тревожность) и I (эмоциональная чувствительность).
Полученные результаты указывали на выраженные различия в личностной организации курсантов и студентов и позволяют предполагать наличие специфического комплекса личностных черт, определяющего склонность к аддиктивному поведению в каждой группе.
Внутригрупповое сравнение между подгруппами студентов (склонных и несклонных к АП) показало достоверные различия (p≤0, 05) выраженности факторов F (экспрессивность) и B (интеллектуальность) (рис. 2). Студенты, склонные к аддиктивному поведению, более экспрессивны и обладают меньшим уровнем интеллектуальности.
Сравнение показателей выраженности личностных черт между подгруппами курсантов (рис. 3) выявило достоверные различия (p ≤ 0, 05) по факторам А (общительность), Е (доминантность) и I (эмоциональная чувствительность).
Рис.1. Усредненные профили личностных черт в группах.
Рис. 2. Усредненные профили личностных черт подгрупп студентов.
Курсанты, склонные к аддиктивному поведению, менее общительны и эмоционально чувствительны. Низкие показатели по данному фактору указывают на такие личностные свойства, как несентиментальность, суровость, жесткость и черствость по отношению к окружающим. Дополнительно курсанты, склонные к аддиктивному поведению, обладают более выраженной доминантностью, что характеризует их самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, склонность к отказу признания внешней власти, а также склонность к авторитарному поведению.
Рис. 3. Усредненные профили личностных черт подгрупп курсантов.
Проведенное далее сравнение показателей выраженности личностных черт подгрупп курсантов и студентов, склонных к аддиктивному поведению, показало достоверность отличий по всем исследуемым показателям (p≤0,05), кроме факторов О (тревожность) и I (эмоциональная чувствительность), что идентично различиям групп курсантов и студентов. Наиболее отчетливо эти различия проявляются в следующих личностных особенностях: курсанты более доминантны (фактор Е), эмоционально устойчивы (фактор С), обладают большей групповой нормативностью поведения ‒ более ведомые (фактор G), менее подозрительные (фактор L) и мечтательные - ориентированы на практичность (фактор М), чем студенты.
Сопоставление полученных нами результатов с имеющимися исследованиями аддиктивного поведения у молодых людей показало сходство в уровне распространения аддиктивных проявлений у студентов и курсантов [1, 2, 15,17]. В отличие от образовательной среды гражданских вузов, военные учебные заведению характеризуются жестким регламентом службы и контролем со стороны руководства, которые, тем не менее, не становятся препятствием к формированию аддикций. Более того, сами военнослужащие утверждают, что «армейская среда способствует употреблению наркотиков» и число курсантов, согласных с этим мнением, увеличивается по мере обучения [14]. Вместе с тем результаты объективных исследований с применением биохимического анализа биологических сред организма показывают, что не все военнослужащие употребляют ПАВ и склонны к аддикции [11]. Можно выделить ряд внешних причин, способствующих такой ситуации. В определенной мере это может быть связано с ужесточением мер наказания за употребление ПАВ в служебное время, что может содействовать распространению более социально приемлемых видов зависимостей среди военнослужащих - различных вариантов поведенческих аддикций. Однако существуют также внутренние причины ‒ определенные совокупности личностных черт, которые в условиях военно-профессиональной среды повышают или снижают риск развития аддиктивного поведения.
Сравнение личностных профилей участников исследования показало, что личностные особенности курсантов и студентов, характеризующие склонность к аддиктивному поведению, различны. Так, в группе студентов склонность к АП характеризуется экспрессивностью и менее развитой интеллектуальностью. Многочисленные исследования личности студентов с аддиктивным поведением, проведенные с использованием различных психодиагностических инструментов, выявили спектр противоречивых качеств. Личность студента, склонного к АП, характеризуется наличием внутреннего противоречия между конформностью и влиятельностью [6], конфликтом между агрессивными импульсами и тревожностью [10], описан также спектр таких особенностей, как зависимость, несамостоятельность, уход от ответственности [4, 16]. Личностные особенности студентов, склонных к АП, обнаруженные в нашем исследовании, в целом не противоречат ранее полученным результатам и расширяют данный спектр качеств. Студент, склонный к АП, импульсивен, беспечен, открыто выражает эмоции, общителен, но его мышление дезорганизуется под влиянием эмоций, что препятствует осознанию негативных последствий аддиктивного поведения.
В группе курсантов склонность к аддиктивному поведению связана с такими личностными чертами, как доминантность (фактор E по Р. Кэттеллу), жесткость (фактор I по Р. Кэттеллу) и необщительность (фактор А по Р. Кэттеллу). Как было показано в исследовании В.В. Юсупова, среди личностных характеристик военнослужащих, склонных к аддикциям, часто встречаются черты возбудимого круга, включающего в себя эксплозивный, эпилептоидный и истероидный варианты акцентуаций [18]. Указанные особенности во многом перекликаются с полученными нами данными - курсанты с АП менее общительны, больше стремятся к доминированию и обладают меньшей эмоциональной чувствительностью, что может проявляться в агрессивности, конфликтности, черствости по отношению к окружающим. Курсант, склонный к аддиктивному поведению, стремится быть лидером, при этом понимание своих эмоций и состояний у него затруднено из-за низкой эмоциональной чувствительности, что в сочетании с низкой общительностью, низкой способностью получать социальную поддержку может создавать выраженное внутреннее напряжение, которое находит разрядку в аддиктивном поведении. Аддиктивная реализация в данном случае способствует увеличению возможностей к коммуникации, обеспечивая более легкое вступление в контакт и снижение напряженности в процессе взаимодействия.
Еще одним важным личностным фактором, определяющим склонность к аддиктивному поведению у курсанта, является фактор эмоциональной чувствительности (фактор I по Р. Кэттеллу). Сопоставление значений данного фактора в группах студентов и курсантов показало отсутствие достоверных различий, тогда как между подгруппами курсантов, имеющих и не имеющих склонность к АП, их наличие. Это обстоятельство позволяет рассматривать данную личностную характеристику в качестве личностного предиктора аддиктивного поведения у курсантов. В отличие от курсантов, несклонных к АП, курсанты группы риска обладают более низкими показателями по данному фактору и характеризуются несентиментальностью, самоуверенностью, жесткостью и практичностью в суждениях, черствостью по отношению к окружающим. Характерные для этих курсантов циничность, безразличие к чувствам окружающих во многом отражают напряженность внутреннего эмоционального функционирования курсанта в военной среде. Эта среда с четкой иерархией и высокой конкуренцией требует от курсанта жесткого контроля своих эмоций в ситуациях физических и психологических перегрузок, что также снижает гибкость эмоциональной регуляции и приводит к накоплению негативных аффектов.
Помимо влияния общих факторов военно-профессиональной среды, большое значение в процессе адаптации курсанта имеет структура иерархических связей в воинском коллективе. Склонный к аддиктивному поведению курсант может испытывать сильное психоэмоциональное напряжение, связанное с несоответствием своих личностных ресурсов и притязаний на положение в группе. Конкуренция за лидерство или признание своего подчиненного положения также могут приводить к повышению напряжения, что способствует актуализации аддиктивного поведения. Согласующиеся с нашими выводами результаты были получены А.В. Пастушенковым в исследовании динамики личностных особенностей у курсантов с донозологическими формами аддиктивных расстройств с описанием снижения показателей поведенческой регуляции, моральной нормативности и повышения коммуникативного потенциала с течением времени [11].
Таким образом, по мере прохождения службы курсантам с АП становится труднее регулировать свое эмоциональное состояние - высокое внутреннее напряжение от ситуации конкуренции требует разрядки, стремление соответствовать нормам группы снижается - возможно, пони-мание курсантом своего положения в коллективе способствует формированию протеста против сложившейся иерархии, а накопленные негативные эмоции разряжаются в общении с сокурсниками, которое сопровождается коллективным аддиктивным поведением.
Сопоставление полученных в нашем исследовании результатов с имеющимися исследованиями аддиктивного поведения у молодых людей подтвердило большое сходство в уровне распространения аддиктивных проявлений среди студентов и курсантов. Вместе с тем наше исследование выявило разные комплексы личностных черт, определяющие склонность к аддиктивному поведению студентов и курсантов. Специфические личностные особенности курсантов, обусловливающие склонность к аддиктивному поведению, включают низкую эмоциональную чувствительность, высокую доминантность и низкую общительность.
Выявленный комплекс личностных черт позволяет усовершенствовать процедуру профессионального психологического отбора для более точного выявления склонности к аддиктивному поведению у абитуриентов и сформулировать мишени для профилактических интервенций в процессе психологического сопровождения курсантов. Актуальной областью исследования остается установление взаимосвязей между реальным статусом курсанта в коллективе и реализацией аддиктивного поведения. Кроме того, более детального исследования требуют психологические особенности, определяющие личностную устойчивость курсантов к развитию аддиктивного поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антилогова Л.Н., Лазаренко Д.В. Психологические особенности аддиктивного поведения студентов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. No2 (57). С. 40-43.
2. Бородина Н.А. Психологическая причинность аддиктивного поведения личности: Дисс. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2006. 165 с.
3. Бочкарева Т.И. Пивной алкоголизм: характеристика, причины, диагностика: Методическое пособие. Самара, 2008. 48 с.
4. Грязнов А.Н. Субъектный подход к изучению особенностей аддиктивного поведения студентов // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. Вып. 2. С.15-18.
5. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психо-лого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. СПб: ЗАО «ПОНИ», 2010. 316 с.
6. Каневская Т.М. Склонность к аддиктивному поведению как особенность психологической адаптации первокурсников к образовательной среде // Образование и саморазвитие. 2011. No5 (27). С. 140-145.
7. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение: общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1991. No 1. С. 8-15.
8. Корчагина Ю.В. Личность и установка детей и подростков на употребление алкоголя: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2006. 167 с.
9. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая нарко-логия. Руководство. Л.: Медицина, 1991. 304с.
10. Минаков С.А. Особенности аддиктивного поведения у студентов с ограниченными физическими возможностями: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2011. 24 с.
11. Пастушенков А.В. Экспресс-диагностика аддик-тивный расстройств у военнослужащих: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. СПб, 2015. 21 с.
12. Порфирьев В.А. Специфика функциональной асимметрии мозга у военнослужащих с риском алкогольной зависимости: Автореф. дис....канд. психол. наук. СПб, 2011. 24 с.
13. Руководство по аддиктологии [Под ред. проф. В.Д. Менделевича]. СПб: Речь, 2007. 768 с.
14. Харабет К.В. Наркоситуация в Вооруженных Силах России (состояние, тенденции изменения, причины и проблемы эффективности борьбы) // Организованная преступность, терроризм и коррупция. Криминологический ежеквартальный альманах. 2003. Вып. 4. С. 70-82
15. Цветкова Л.А. Социальная психология наркотизма в студенческой среде: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. СПб, 2011. 41 с.
16. Чеверикина Е.А. Социально-психологические особенности студентов вузов, склонных к зависимости от психоактивных веществ: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Казань, 2013. 23 с.
17. Щелыгин К.В. Калмыкова В.А. Частота различных форм аддикций в молодежной среде // Психическое здоровье. 2007. No5. С. 50-52.
18. Юсупов В. В. Экспресс-оценка психического здоровья военнослужащих, склонных к аддиктивному поведению: Дисс....канд. мед. наук. СПб, 2005. 230 с.
Алексей Юрьевич Егоров1, Илья Сергеевич Бахтин2, Надежда Семеновна Хоч3, Павел Александрович Кузнецов3
1Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН, 194223, г. Санкт-Петербург, проспект Тореза, д. 44, e-mail: draegorov@mail.ru ,
2Санкт-Петербургский университет, факультет психологии, кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций, г. Санкт-Петербург, набережная Макарова, д. 6, e-mail: bach10@mail.ru,
3Сибирский государственный медицинский университет, факультет поведенческий медицины и менеджмента, 634050, г. Томск, Московский тракт, д. 2
PERSONAL FEATURES OF CADETS, PRONE TO CHEMICAL FORMS OD ADDICTIVE BEHAVIOR
Alexei Yu.Еgorov1, Ilja S.Bakhtin2, Nadezhda S. Hoch3, Pavel А.Кuztesov3
1I.M. Sechenov Institute of environment physiology and biochemistry of the Russian Academy of Sciences, 194223,St. Petersburg, Torez prospect, 44, e-mail: draegorov@mail.ru, 2St. Petersburg University, department pf psychology, department of psychology andcritical and extreme situations, St. Petersburg, Маkarov embankment, 6, e-mail: bach10@mail.ru,
3Siberia state medical university, department of Behavioral Medicine and management, 634050, Тоmsk, Моskovsky tract,. 2
The study describes the prevalence of chemical forms of addictive behavior at cadets of military universities. To study the personality characteristics that lead to addictive behavior the factors of R. Cattell personality questionnaire were compared. Specific personality factors that determine susceptibility to addictive behavior were elucidated. Specific risk factors for the cadets were found in their communicative sphere: low sociability, low emotional sensitivity and high dominance. Low intelligence and high expressiveness were found as specific factors of addictive behavior in students.
Key words: addictive behavior, cadets, students.
Другие интересные материалы:
|
|