|
|
“…В результате проведенного исследования получены результаты, позволяющие сформулировать дополнительные принципы профилактической работы с подростками в учебных группах, главный из которых заключается в том, что в этой работе необходимо учитывать все основные особенности поведенческой установки по отношению к наркотикам.” Особенности поведенческого компонента установки на употребление наркотиков у подростковТ.Петракова
Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор того или иного типа поведения, совпадает с термином социальной установки. Со времени введения этого понятия в психологию появились десятки определений и экспериментальных исследований, связанных с основными переменными. Социальная установка рассматривается как готовность, предрасположенность субъекта к определенной поведенческой активности, обусловленной его отношением к личностно значимым объектам и соответствующей объективной ситуацией. В прикладных исследованиях установка, понимаемая как важный фактор в регуляции поведения, реализуется в осознании, оценке и готовности к действию. Соответственно изучается через основные составляющие: когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты (1). Установка подростка по отношению к употреблению наркотиков формируется на основе опыта и определяется сформированностъю Я-образа, усвоением социально одобряемых норм, особенностями личности и наличием факторов в микросоциальном окружении (семья, двор, улица, район, школа). В проводимых ранее исследованиях в качестве основных анализируемых факторов рассматривались мотивы и мотивировки злоупотребления наркотиками, роль различных социальных групп, типы семейного воспитания (2, 3, 4). Подобные работы, отражая индивидуальный и социальный контекст становления и фона злоупотребления, ярко свидетельствовали о социальных мерах и направлениях в развитии профилактической работы и не позволяли перейти к собственно практическому использованию полученных результатов. В данном исследовании основной целью явилось изучение поведенческого компонента установки в различных ситуациях, содержащих предложение наркотика. В связи с этим были поставлены следующие задачи: 1. Разработать исследовательскую методику, позволяющую выявить поведенческий компонент установки и адекватную для использования в профилактической работе. 2. Изучить содержательные особенности установки через анализ пронаркотических и антинаркотических тенденций. 3. Выяснить типичные ситуации, провоцирующие употребление наркотиков. Методика и объект исследованияВ качестве методического приема исследования была специально разработана и апробирована проективная техника в виде 15 затруднительных ситуаций, требующих принятия определенного решения. Методика создавалась в 2 вариантах: для мальчиков и девочек. Ситуации в обоих случаях представляют собой описание различных вариантов стечения жизненных обстоятельств, неожиданных событий, житейских проблем, трудностей, с которыми подросток может реально встретиться. Сюжеты были выбраны на основе интервью с подростками, имевшими опыт экспериментирования с наркотиками. Предполагаемые сюжеты касаются семейной жизни с акцентом на конфликтные взаимоотношения, алкоголизм родителей, неправильные методы семейного воспитания, связанные с гипо- и гиперопекой, жестоким обращением. Кроме того, в них отражались темы группового давления, регуляции настроения, личных достижений. Респонденту в письменном виде предлагалось описание ситуаций, требующих принятия определенного решения. Каждая ситуация содержала предложения попробовать наркотики со стороны какого-либо лица из ближайшего окружения подростка. Ниже приведен пример стимульной ситуации. "Вы не знаете, какую выбрать профессию, и продолжаете учиться только по настоянию родителей. Сидеть за учебниками скучно, интереснее проводить время с ребятами. Развлекались, как хотели: "подшучивали" над преподавателями, сбегали всей толпой с занятий, пугали анонимными звонками о террористических актах и делали многое другое, рискованное и забавное. Администрация поставила вопрос об отчислении ребят и Вас в том числе из учебного заведения. Тогда все вместе решили протестовать и "брать" кабинет директора. А прежде для храбрости кто-то предложил покурить "дурь". Протянули сигарету и Вам..." Испытуемых просили в ответ на предложение употребить наркотик письменно высказать свои мысли, чувства и сообщить о возможных последующих действиях, то есть продолжить рассказ по предложенному плану. Время ответов не ограничивалось. Исследование проводилось в группах по 10-15 человек, анонимно. Испытуемые - 124 подростка (69 мальчиков и 55 девочек) в возрасте 14-17 лет. 95 человек были учащимися технологического лицея № 328 "Колос". 29 человек обследованы на базе экспериментального комплекса социальной помощи детям и подросткам московского департамента образования. По данным предварительного анонимного опроса, из общего числа обследованных 53 человека (42,7%) хотя бы один раз в жизни принимали наркотическое или токсикоманическое вещество. Полученные ответы представляли собой согласие или отказ подростков употребить наркотик, описание их мыслей и чувств и мотивировок принятия решения. Анализ этих ответов позволяет судить о предрасположенности подростков к приему наркотиков, обусловленной их информированностью как о действии наркотиков, так и о неблагоприятных последствиях их употребления, наличием или отсутствием стремления получить соответствующее ощущение, вызываемое наркотиками, личностными убеждениями, ценностями, установками, связанными с представлениями о • социальной нежелательности, об осуждении общества. Эта предрасположенность складывается и реализуется в конкретном поведении при определяющем значении усвоенных представлений о социальной допустимости или нежелательности употребления наркотических веществ. Таким образом, мы можем говорить о том, что использованная методика позволяет выявить поведенческий аспект по отношению к употреблению наркотиков. Анализ результатовИз всех обследованных чуть больше трети (36,3%) положительно отнеслись к предложению попробовать наркотик. В этой группе подростков 67,2% были тверды и решительны в своем желании. Их установка жестко детерминирована побуждением и полностью соответствует принятию предложения. Наиболее частые мотивировки в этой группе основаны на знании того, что наркотики вызывают приятные ощущения, необычные переживания, улучшают настроение, помогают "забыться" и получить "кайф", т.е. можно отметить однозначно положительное отношение подростков этой подгруппы к употреблению наркотиков. Из других мотивировок наиболее часто встречаются объяснения типа "в жизни нужно все попробовать", "от одного раза ничего не будет", "если все так плохо, лучше попробовать". Другие подростки из числа согласившихся на употребление наркотика (12%) была менее импульсивна в решении, хотя и не имела ничего против наркотиков. Они были избирательны относительно вида наркотического вещества, способа его применения и обстоятельств, которые могли бы служить для этого оправданием: "отказался бы от химии, но согласился бы с "планом", "согласился бы только на "колеса", но колоться никогда не буду". Таким образом, у данных подростков сформирована положительная установка к наркотикам, однако она, вероятно, пока недостаточно устойчива и включает опасения нежелательных последствий более сильных наркотиков. Характерно, что принятые в обществе нормы и представления о социальной нежелательности употребления наркотиков этой группой подростков не интериоризованы и не оказывают, вероятно, влияния на процесс принятия решения и реальное поведение. Подросткам, склонным к ответу "скорее да, чем нет" (20,7%), были свойственны осторожность и расчетливость в процессе принятия решения. Они нуждались в дополнительной информации о том, что представляет собой предлагаемый наркотик, какие эффекты он дает и как его принимают, и каковы сроки формирования зависимости, возможны ли неблагоприятные последствия для организма. Для них также имели значение авторитетность и значимость лица, которое предлагает наркотик, возможность поддержки с его стороны ("попробую, но в присутствии подруги"), достоверность получаемых сведений ("она мне хочет помочь, ведь подруга все-таки медик"), условие секретности употребления ("если не узнают родители"), их собственное настроение и желания в момент побуждения. Можно считать, что у подростков данной подгруппы положительная установка к наркотикам полностью не сформирована, однако они уже усвоили иллюзорное представление о том, что наркотик может быть одним из способов преодоления жизненных проблем, поскольку при выполнении определенных условий они готовы согласиться на его употребление. Представления о социальном осуждении у них имеются, но они являются внешними по отношению к их личности, собственными убеждениями они не стали. Перейдем к анализу ответов испытуемых, отрицательно ответивших на предложение попробовать наркотик. Большая часть подростков этой группы (63,7%) приняла решение об отказе на основе четко сформированного негативного отношения и неприятия наркотика как способа решения каких бы то ни было жизненных ситуаций. Здесь четко прослеживаются представления об осуждении общества, о противозаконности употребления одурманивающих веществ. Установка подростков данной подгруппы насыщена негативным эмоционально-оценочным отношением к наркотикам, и решение об отказе употребить их принимается однозначно, без рассмотрения каких-либо альтернатив. Другая часть подростков, отрицательно ответивших на предложение попробовать наркотик (34,3%), продемонстрировала не только отрицательное отношение к наркотикам, но и хорошо сформированные и аргументированные личностные убеждения, ценности, установки. Эти испытуемые мотивируют свой отказ пагубным влиянием наркотиков на их личную жизнь, здоровье (девушки - на здоровье их будущих детей), а также на семейное благополучие. Часть подростков (10,8% этой подгруппы) однозначно заявляют, что не нуждаются в наркотиках, так как уверены в том, что в сложных жизненных ситуациях они вполне могут рассчитывать на собственные силы, решать свои проблемы самостоятельно (или с помощью взрослых) и более безопасным путем. Это говорит о наличии у данной подгруппы подростков стойкого образа "идеального Я", соответствующего социально-позитивным ценностям. Некоторые испытуемые данной подгруппы (10,8%) не только отказываются от одурманивающих веществ, но и выражают готовность помочь тем, кто уже "попал в беду", предлагая им в проблемной ситуации свою поддержку вместо наркотиков ("я бы сделала так, чтобы жизнь мною любимого человека стала интересней и без наркотиков", "я помогу другу, но не деньгами", "я бы постарался сделать так, чтобы мой друг отказался от этой привычки"). Таким образом, отказ употребить наркотик определялся отрицательной установкой по отношению к одурманивающим веществам, сформированностью образа "идеального Я", соответствующего социально одобряемым ценностям. Анализ ответов подростков показывает, что установка на психоактивное вещество во многом обусловлена наличием или отсутствием опыта злоупотребления. Среди согласившихся с предложением употребить наркотик 69% когда-либо злоупотребляли наркотическими или токсическими веществами, причем 72,5% из них. проявляли безусловно положительную установку на принятие наркотика, демонстрируя в ответ на побуждение импульсивное поведение. Подростки, имеющие опыт употребления, но отказавшиеся принимать наркотик в определенной ситуации по какой-либо причине, составляют 26,5% опрошенных. Наблюдения показывают, что это зависит от контекста ситуации, характера проблемы, вида наркотического вещества и отношения к ним испытуемого как главного героя ситуации, с которым он себя идентифицирует. Каждая деталь события при этом несет смысловую нагрузку. Например, испытуемый, эпизодически злоупотреблявший наркотиками, ответил "нет" в ситуациях угрозы бывших приятелей-наркоманов, просьбы близкого друга о помощи достать наркотики, смерти приятеля в результате передозировки, но охотно согласился взять наркотик, когда на карту были поставлены самолюбие и самоценность, чувство мужского достоинства и полноценность в сексуальных отношениях с любимой девушкой. Подростки, экспериментирующие с наркотиками или нерегулярно их употребляющие, также в своих отказах ориентируются на характер ситуации и обстоятельств и в конкретных эпизодах могут противостоять провоцирующему предложению. Для них характерны мотивировки "в жизни нужно все попробовать, "главное - не заходить далеко", "по праздникам можно". В группе подростков, не имеющих опыты употребления наркотиков, но в эксперименте согласившихся с предложением его попробовать, больше половины (56,5%) дали гедонистические мотивировки ("зная, что будет кайф, не откажусь"), ("мне предлагают отдохнуть... и один раз можно"). Здесь, возможно, мы имеет в ряде случаев дело с отрицанием опыта употребления наркотиков. Другие подростки этой подгруппы продемонстрировали представления о том, что с помощью наркотика можно избавиться от эмоциональных переживаний, достигнуть успеха или самоутвердиться, справиться с затруднительным положением и устроить свое будущее ("потребность в психологическом "костыле"). Треть подростков, имевших опыт употребления наркотиков в проективной ситуации описывают не свои мысли и чув ства на данный момент, как требуют условия эксперимента, а те положительные переживания, которые у них были в наркотическом опьянении. При этом они в большинстве случаев соглашаются с предложением употребить наркотик. Здесь, по-видимому, можно говорить о спровоцированном экспериментальной ситуацией психологическом влечении к наркотикам. Амбивалентность эмоционального состояния и в момент выбораСледует отметить, что экспериментальная ситуация позволила выявить амбивалентность эмоционального состояния при согласии принять наркотик у подростков как имеющих, так и не имеющих опыта наркотизации. У подростков, не пробовавших ранее наркотики, амбивалентность чувств была вызвана, с одной стороны, желанием решить доступным образом свои проблемы или получить удовольствие и отдохнуть, а с другой стороны, беспокойством и тревогой перед возможными неблагоприятными последствиями приема наркотика. В этом случае дискомфортное состояние устранялось решением попробовать наркотик один единственный раз. У тех, кто уже ранее пробовал наркотики, в ситуации побуждения к употреблению наркотических веществ отмечался эмоциональный конфликт между чувствами опасности и самоуверенности, страха и удовольствия, испуга и влечения, неприязни и растерянности. Опыт наркотизации приводит не только к появлению эмоциональной амбивалентности подростков по отношению к наркотикам, но и к формированию у них когнитивного диссонанса, отражающего рассогласованность их личного знания, полученного опытным путем, с односторонней пропагандой общественного мнения о вредоносном воздействии психоактивных веществ. По-видимому, поэтому ответы этих подростков содержат различного рода условия и ограничения, которые и являются для них основанием для принятия решения. Эти условия и ограничения касаются места, времени, обстоятельств употребления наркотика, степени токсичности препарата, способа и частоты употребления. Таким образом, ответы этой части обследованных ориентированы на конкретный эпизод, собственный опыт, сиюминутное желание и состояние. Их установка относительно того, как действовать в определенных условиях, подкрепленная личными знаниями о пользе и вреде наркотиков, расходится с адекватной оценкой реальной ситуации, что приводит к отрицанию собственных трудностей и проблем, нарушению социального взаимодействия с людьми и искаженному пониманию нравственно-этических ценностей. Ситуации, максимально провоцирующие употребление наркотикаВ эксперименте было выявлено, что наиболее часто согласие принять наркотик подростки высказывали в следующих ситуациях. В ситуации, где наркотик предлагался как "лекарство" от сильных эмоциональных переживаний: страха, ненависти, обиды, досады, бессилия, беспомощности, одиночества, связанных с неблагополучной семейной обстановкой и травмирующими семейными отношениями (присутствие в семье сожителей, алкоголизм родителей, безнадзорность, жестокое обращение с подростком). В ситуации, где (в женском и мужском варианте) главным являлся вопрос, оправдывает ли цель принятие наркотического средства, и где определялись ценности и личностные смыслы подростка в значимой для него ситуации выбора. Кроме того, выявлялась способность испытуемого противостоять давлению группы или авторитету, рассчитывать на собственные силы, самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свое поведение. В ситуации, где намерение принять наркотик рассматривалось с точки зрения таких факторов, как конформизм, демонстративный протест перед старшими, склонность к риску, любопытство, стремление к самоутверждению среди сверстников, снятие эмоционального напряжения. Большинство испытуемых (75%), положительно ответивших в данных ситуациях, - это подростки, уже имевшие опыт употребления наркотиков. В связи с этим можно утверждать, что поведенческие реакции, связанные с конкретными ситуациями, несущими негативные аффективные переживания, играют важнейшую роль в формировании и активизации особого "состояния готовности" к употреблению наркотических веществ. ЗаключениеВ результате исследования поведенческого компонента установки подростков в экспериментальных ситуациях, побуждающих к употреблению наркотических веществ, были выявлены следующие закономерности. Установка подростков, согласившихся в экспериментальной ситуации попробовать наркотик, характеризуется либо импульсивной, неосознанной реакцией на побуждение (62,7%), либо целенаправленным расчетливым процессом принятия решения, отражающим избирательное отношение подростка к виду наркотического вещества, его наркогенности, токсичности, к текущей ситуации (12,1%), либо конкретно-ситуационным поведением (20,7%). Представления о социальном осуждении у многих из этих подростков имеются, но эти представления внешние по отношению к их личности, собственными убеждениями они не стали. Другие подростки этой подгруппы демонстрируют представления о том, что с помощью наркотика можно избавиться от эмоциональных переживаний, достигнуть успеха или самоутвердиться, справиться с затруднительным положением и устроить свое будущее (потребность в психологическом "костыле"). Спонтанное решение употребить наркотик объясняется, вероятно, влиянием прошлого опыта наркотизации подростков на гедонистическую установку, беспрепятственно располагающую к злоупотреблению наркотиками. Отказ от наркотика в проективной ситуации свидетельствует об отрицательной установке, которая обусловлена негативным отношением к наркотикам у одних испытуемых (63,7%) и сформированностью личностных ценностей, убеждений и усвоением социально одобряемых правил и норм, предполагающих запрет на употребление психоактивных веществ (34,3%). Таким образом, отказ употребить наркотик определялся отрицательной установкой по отношению к одурманивающим веществам, сформированностью образа "идеального Я", соответствующего социально одобряемым ценностям. Отрицательная установка у подростков, имевших опыт употребления наркотиков, является результатом их отношения к конкретной ситуации в зависимости от предлагаемого наркотического средства, специфики проблемной ситуации, в которой предлагается наркотик, обстоятельств предполагаемого употребления наркотика и индивидуальных особенностей личности подростка. В группе подростков, не имеющих опыта употребления наркотиков, но в ходе эксперимента согласившихся с предложением его попробовать, значительная часть указала на то, что с помощью наркотиков можно избавиться от эмоциональных переживаний, достигнуть успеха или самоутвердиться, справиться с затруднительным положением и устроить свое будущее. Установка небольшой части подростков (10,8%) сопровождалась эмоциональным конфликтом и когнитивным диссонансом в отношении употребления наркотиков. Амбивалентность чувств этих подростков была представлена, с одной стороны, любопытством, стремлением к новым впечатлениям и удовольствиям, желанием пойти на риск и, с другой стороны, страхом, сомнениями, тревогой. Когнитивный диссонанс проявился в противоречивом характере представлений подростков . о наркотиках: осознание угрожающих последствий наркотического средства для здоровья, установка на благополучную личную и общественную жизнь сочетаются у них с представлениями о возможности безопасного, разумного и умеренного употребления наркотиков. Таким образом, в результате проведенного исследования были получены результаты, позволяющие сформулировать дополнительные принципы профилактической работы с подростками в учебных группах, главный из которых заключается в том, что в этой работе необходимо учитывать все основные особенности поведенческой установки по отношению к наркотикам. Литература
|
|