Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _
 Клиника



Профилактика, социальная сеть нарком.ру

Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику Narcom.ru

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику Narcom.ru
Решись стать разумным, начни!





Уборка складов и производственных помещений

Уборка офисов и помещений

remont-uborka.ru

Доставка букетов

Наши курьеры доставят букет адресату точно в указанное время

donbuton.net

Изучение социального контроля над наркотизмом в общности

 


> Сверхценные идеи > Косые взгляды > Изучение социального контроля над наркотизмом в общности

на примере одного из районов Санкт-Петербурга

Р. Хлопушин

Социальный контроль над наркотизмом в общности изучался методами фокус-групп и интервью с лидерами четырех профессиональных сфер, связанных с контролем над распространением алкоголя и наркотиков: здравоохранение, образование, полиция и общественные организации (в исследовании участвовали руководители подростковых клубов, т.к. общественных организаций, связанных с данной проблемой в общности нет).

Всего в исследовании участвовали 90 респондентов – руководящий, средний и исполнительский уровни специалистов названных профессиональных сфер.

Сбор информации проводился по программным вопросам исследования.

Для обработки результатов фокус-групп и интервью использовался контент-анализ.

Краткое описание результатов

Формальные функции контроля над наркотизмом

Из 90 специалистов четырех профессиональных сфер, связанных с распространением алкоголя и наркотиков, опрошенных в ходе интервьюирования и фокус-групп, только 20 имели в своих должностных инструкциях формальные функции контроля над наркотизмом. К таким функциям относятся:

  • контроль над распространением наркотиков как легальных, так и нелегальных (отдел полиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков – 4 человека на район),
  • работа с проблемными подростками (отдел полиции подростковых правонарушений около – 15 человек),
  • лечение и реабилитация наркозависимых (районный наркологический кабинет – штатная структура отделения составляет 20 специалистов).

Таким образом, на момент исследования в районе с населением 360 тыс. человек функции контроля над наркотизмом формально имели только 40 специалистов государственных структур. Такое положение свидетельствует о том, что контроль над распространением наркотиков не относится к числу приоритетных целей социального управления как на уровне общности, так и на уровне города в целом.

Неформальные функции контроля

Для большинства работников профессиональная сторона деятельности, связанная с проблемой контроля над наркотизмом, является скорее неформальной:

  • социальная работа с группами риска,
  • проведение превентивных мероприятий,
  • чтение лекций и разъяснение вреда.

Другими словами, контроль над распространением алкоголя и наркотиков непосредственно не входит в функциональные аспекты профессиональной роли, но является необходимой составляющей профессиональной деятельности.

Фактически, некоторым специалистам приходиться выполнять функции контроля над наркотизмом полуофициально, нарушая должностные инструкции и юридические нормы.

Организация контроля над наркотизмом

Многие высказывания респондентов отражают влияние различных внутриорганизационных проблем, которые затрудняют выполнение даже профильных функций. Все специалисты названных профессиональных сфер работают в условиях острого дефицита финансирования, что порождает ряд существенных проблем, таких как нехватка квалифицированных кадров и неудовлетворительное материально-техническое оснащение.

Кроме названных ограничений общих для всех профессиональных сфер, у специалистов формально связанных с контролем над наркотизмом (т.е. у отдела полиции по борьбе с наркотиками и у врачей-наркологов) есть специфические ограничения.

Респонденты этих профессиональных сфер говорят о неадекватности поставленных перед ними целей и системы ведомственной отчетности.

Так, например, респонденты отметили, что государственная наркологическая сеть последний раз реформировалась десятки лет назад. Тогда как паттерны потребления населением психоактивных веществ резко изменились даже за последние годы. Это обстоятельство породило значительный рост деятельности негосударственных учреждений, оказывающих наркологическую помощь населению. Их деятельность, качество оказываемых услуг во многом остается вне контроля государства (может быть, именно поэтому качество услуг, оказываемых негосударственной наркологией, на порядок лучше качества аналогичных услуг наркологии государственной).

Система полицейского и судебного контроля над наркотизмом нацелена на привлечение к ответственности в основном потребителей наркотиков и дилеров нижнего уровня. Более того, сотрудники отдела полиции по борьбе с наркотиками отметили, что нередки случаи уклонения от ответственности именно продавцов наркотиков, и что это является для них сильным деморализующим фактором.

На межведомственном уровне респонденты не отметили какой-либо организации работы или общей для всех ведомств политики, связанной с контролем над наркотизмом.

Всего было выделено три типа межведомственных связей:

  • Лекции медиков или работников полиции в школах или подростковых организациях о вреде алкоголя и наркотиков для подростков и родителей.
  • Обмен информацией о потребителях наркотиков (состоящих на учете) между полицией и медиками.
  • Направление на лечение в наркологическую клинику.

Специалисты разных профессиональных сфер плохо осведомлены о деятельности друг друга. Более того, низкий уровень информированности может быть и внутри одной профессиональной группы. Так многие врачи-ненаркологи отметили, что не знают, что следует делать, когда к ним на прием попадает пациент с признаками наркомании и куда его можно отправить на лечение.

Заключение

Исследование институтов социального контроля является неотъемлемой частью разработки превентивных программ, поэтому дальнейшая работа предполагается по следующим направлениям:

  1. Кросскультуральные исследования институтов социального контроля. Такие исследования позволят контролировать значительный круг параметров и откроют новые возможности моделирования социально контроля.
  2. Создание унифицированной системы оценки состояния социального контроля для обеспечения реализации превентивных программ на любой территории.

Другие интересные материалы:
Инструментарий коммуникативной компетентности
Чтобы разговор проходил успешно, участники должны уметь согласовывать свои...

  Чтобы разговор проходил успешно, участники должны уметь...
Защита прав пациентов психиатрических учреждений в европейских странах
Информация о системах защиты прав пациентов с психическими расстройствами в...

Статья 38 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при...
Для психостимуляторов


Во время опьянения психостимуляторами состояние наркоманов лучше всего...
СМИ и наркомания
"…все каналы СМИ поставляют для детской и юношеской аудитории один и тот же...

Нами изучался вопрос влияния средств массовой информации на распространение...
Стратегия снижения вреда в глобальной политике в отношении употребления нелегальных наркотиков
«Очевидным видится, что заимствование каких-либо моделей в отношении политики...

В современном мире употребление индивидом нелегальных наркотических...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2013 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт
Rambler's Top100