Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру




Аминокислоты от PBHdaily - свойства и польза для организма.

Программа волонтерской подростковой психологической службы и её эффективность в аспекте личностного роста и профилактики наркомании

 
> Родительский уголок > Родители родителям > Программа волонтерской подростковой психологической службы и её эффективность в аспекте личностного роста и профилактики наркомании

Во­лонтеры - посредники, как субъекты позитив­ного поведения и отношений, выступают моде­лью для своих сверстников и оказывают, таким, образом, позитивное влияние на подростковую среду в целом. Одной из стратегий профилакти­ки наркомании может стать стратегия коррек­ции отношений подростков с людьми из его бли­жайшего социума на основе психологического анализа индивидуального жизненного опыта, который наиболее ярко проявляется в конфлик­тных ситуациях.

В. Шабалина

Целью данной статьи является представле­ние экспериментального исследования, направ­ленного на выявление эффективности волон­терской подростковой психологической служ­бы (ВППС) в аспекте личностного роста ее учас­тников и профилактики наркомании.

3адачи: обоснование превентивности стра­тегии включения подростков в просоциальную активность, описание методов исследования эф­фективности программы, выделение критериев эффективности программы ВППС, представле­ние результатов исследования и их обсуждение.

Основной стратегией первичной профилак­тики наркомании является формирование у подростков личностных ресурсов, обеспечиваю­щих развитие жизненного стиля с доминирова­нием ценностей здорового образа жизни, и дейс­твенной установки на отказ от приема психоак­тивных веществ. Эффективная реализация та­кой стратегии возможна на основе подхода к. подросткам не только как объектам профилак­тики, но и как к ее субъектам. Одной из форм передачи подросткам полномочий субъектов профилактики является волонтерское подрост­ковое движение, функцией которого является оказание помощи другим людям, в частности, своим: сверстникам.. Организации подростков в. такие движения помогают естественные реак­ции подросткового возраста: реакция эмансипа­ции, реакция, группирования со сверстниками, хобби-реакция [3]. Влияние просоциальной ак­тивности на развитие личности акцентируется многими исследователями в области педагоги­ки и психологии (Абульханова-Славская К. А., Давыдов В.В., Иванов И.П., Макаренко А.С, Реан А.А., Фельдштейн Д..И. и др.).

Употребление наркотиков детьми и. подрос­тками относится к девиантным формам поведе­ния. Проявление нарушений поведения у под­ростков связаны с социально-психологически­ми особенностями подросткового возраста — подростковым комплексом, объясняющим кон­фликтность существования подростка [3]. Об­щим психолого-педагогическим условием бла­гополучного разрешения подросткового кризи­са считается наличие общности, совместности, в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними [7]. Но не менее важной является субъекта общения, потребность в кото­ром доминирует в подростковом возрасте. В сов­ременных условиях, развития российского об­щества актуален поиск новых, видов и форм со­циально одобряемой активности., как условия для развития личности современных подрост­ков. Согласно концепции Бажович Л.И., устой­чивые качества личности формируются при ус­воении определенных привести форм поведения., и, в свою очередь, в порядке обратного влияния, на­чинают определять общность сверстников, сотрудничество в кото­рой обеспечивает адекватное развитие подрост­ка как поведение и характер его взаимоотношений с другими людьми [1].

Подростковые конфликты вносят свой вклад в инициацию потребления наркотичес­ких веществ, в бегство от действительности в иллюзорный мир. Сам факт их своевременного разрешения способствует благополучной, жиз­недеятельности подростков, и в этом им могут помочь сверстники. Волонтерская подростковая психологическая: служба (ВППС) является модифицированным вариантом американской программы для подростков «PeerCounseling», что в переводе означает «Психологическое консультирование сверстников». В основе психологического консультирования сверстников ле­жит модель разрешения проблем. Эта модель, применяемая к участникам конфликта, позво­ляет организовать процедуру посредничества и их к согласию. Психологическое пос­редничество является помощью людям в конф­ликтных, ситуациях, направленной на восста­новление нарушенных отношений и их продол­жение на новой, более конструктивной основе [2]. С учетом значимости просоциальной актив­ности в развитии личности, потребностей под­ростков в общении и самопознании, роли нераз­решенных конфликтов в уходе в зависимое по­ведение, появилась идея модифицировать программу «PeerCounseling» для российских школьников; и проверить ее эффективность.

В процедуре посредничества, реализуемой в практике США, акцентируются чувства и поведение участников, конфликта [9]. Российским подросткам для разрешения конфликтов требовалась, обратная связь не только о том, что чувс­твует партнер по разрешению конфликта, но и что он думает по поводу своего поступка в конф­ликтной ситуации. Любой поступок включает в себя три. компонента: само действие и связан­ные с ним мысли и чувства. Анализ поступка, в единстве этих компонентов позволяет не только понять поведение человека, но и помочь ему самому найти выход из конфликтной ситуации, сделать свой выбор. Обучение посредников разрешению конфликтных ситуаций и их деятель­ность должны быть творческими, интересны­ми, радостными, приносящими удовольствие и себе и другим, способствующими формирова­нию позитивных самоотношений и отношений к другим: людям. Модель волонтерской подрост­ковой службы и технология подготовки посред­ников описаны в работе автора [8]. С учетом профилактического статуса программы, в ка­честве ее критериев эффективности выделены: отношение к другим, людям, самоотношение и отношение к. образу потребителя наркотиков, Выбор критериев обусловлен условиями ответс­твенного' выбора: самоуважение, учет не только своих интересов, но и интересов других людей, критическое отношение к негативным социаль­ным: явлениям.

Влияние программы на ее участников в со­ответствии с выдвинутыми критериями опреде­лялось в психолого-педагогическом экспери­менте. Представленные результаты объединя­ют данные обследования участников програм­мы (145 подростков г. Санкт-Петербурга в воз­расте 15—16 лет). Проводились два среза — «до» и «после», с интервалом в два месяца.

Методы исследования. Отношение под­ростков к себе определялось по методике иссле­дования самоотношения (МПС), шкалы: самоп­ринятие, самоценность, саморуководство, внут­ренняя конфликтность [а]. Для измерения от­ношения подростков к другим людям использовался опросник самоактуализации: личности (САМОАЛ), шкала «Взгляд на природу челове­ка» [4]; и опросник Л. Райтмана «Философия природы человека», шкалы: зависимость — не­зависимость, доверие — недоверие, сила воли — слабость воли, альтруизм — эгоизм [10]. Индекс привлекательности: образа наркомана опреде­лялся с опорой на методику изучения образа че­ловека, разработанную Ситниковым В.Л. [6]. Индекс привлекательности образа наркомана (К) определялся через отношение разности при­влекательных и. непривлекательных определе­ний наркомана к их сумме. Привлекательность инепривлекательность определений оценива­лась самими участниками. Достоверность, раз­личий оценивалась критерием Стьюдента для зависимых выборок (Тст.). Корреляционный анализ проводился с использованием критерия ранговой корреляции Пирсона (г).

Результаты исследования и их обсуж­дение. Результаты обследования участников программы, до и после обучения представлены в таблицах 1-4.

Таблица 1

Влияние программы на изменение отношения подростков к себе (на основе МИС)

 

Параметры измерения

Средние значения до и после эксперимента

X1

Х2

Критерий значимости различий (Тст.)

МИС

 

 

 

Самопринятие

5,51

5,83

1,64

Самоценность

5,93

6,53

2,23*

Саморуководство

6,02

6,.5 9

2,68*

Внутренняя конфликтность

5,56

5., 15

2,28*

 

Значимость различий: * р < 0.05;

 

Результаты методики МИС позволяют сде­лать выводы (на уровне значимости 0.05) о поло­жительном влиянии программы на отношение к себе по таким параметрам как самоценность, са­моруководство, ожидаемое снижение внутрен­ней конфликтности. Личностный рост в этом направлении, как нам представляется, связан с ро­лью посредника как помогающего другим, с рос­том его авторитета в среде сверстников и взрос­лых. Кроме того, посредники осознают, что они являются моделью поведения для своих сверстников и детей младшего возраста. Ощущение себя ценным субъектом для других людей добав­ляет самоценности. Ощущение себя руководя­щим звеном процесса посредничества требует саморуководства для поддержания своего прести­жа. Снижению внутренней конфликтности способствовала проработка личных конфликтов в процессе обучения, а также межличностных конфликтов внутри группы.

 

Таблица 2

Влияние программы на отношение подростков к другим людям

 

Параметры измерения

Средние значения до и после эксперимента

X1

Х2

Критерий значимости различий (Тст).

Взгляд на природу человека

7,1

8,15

2,05*

Философия природы человека

8,1

9.8

2,13*

Независимость

-2,1

-1,3

2,08*

Доверие

2,2

2,9

2,1*

Сила воли

6,9

7,1

1,92

Альтруизм

1,2

2,1

2,24*

 

Примечание.   Значимость различий: *р < 0,05; **р < 0,01;

 

Таблица 3

Влияние программы на изменение индекса привлекательности образа наркомана

 

Параметры измерения

Средние значения до и после эксперимента

X1

Х2

Критерий значимости различий (Тст.)

Индекс привлекательности образа наркомана.

-0,71

-0,96

2,71 р< 0,01

 

 

Формирование более позитивного взгляда на других людей зафиксировано двумя методи­ками на уровне значимости 0,05. Этот результат можно объяснить продуктивным развитием са­мой обучающейся группы на основе разработан­ной технологии.

Влияние программы на изменение индекса привлекательности образа наркомана отобра­жается в таблице 3.

Негативный индекс привлекательности об­раза наркомана в;процессе обучения значимо усилился. В определениях, которые давали участники программы наркозависимому потре­бителю наркотиков, появилось больше непри­влекательных характеристик. Но если изме­нился образ, то для подростков изменилась и объективная реальность, та ее часть, которая созидается взаимодействием между людьми, отношениями между ними.

Для определения наличия (или отсутствия) корреляционной связи между показателями индекса привлекательности образа наркомана (К) и параметрами измерения отношения школьников к другим людям были сопоставле­ны ранжированные данные по ним для участни­ков четырех групп, измеренные до обучения.

Корреляция между показателями индекса привлекательности образа наркомана и параметрами измерения отношения к себе и другим людям статистически значимо отличается от нуля. Чем позитивнее взгляд на природу чело­века, тем более негативно относятся подростки к явлениям, разрушающим, эту природу.

 

Таблица 4

Корреляции между показателями индекса привлекательности образа наркомана (К) и параметрами измерения отношения школьников к другим людям (до обучения) (N = 40)

 

Параметры измерения

Средние значения

Эмпирическое значение коэффициента ранговой корреляции Пирсона

X

K

г

Шкала «Философия природы человека» (опросник Райтмана)

Индекс привлекательности образа наркомана

6,9

-0,685

-0,381

 

р < 0,05

 

Выводы

Проведенный эксперимент ста­тистически подтвердил профилактический по­тенциал программы в аспекте формирования негативного отношения подростков к образу потребителя наркотиков и позитивного отноше­ния к себе и другим людям. Выявленная корре­ляционная связь между показателями индекса привлекательности образа наркомана и пара­метрами измерения отношения школьников, к другим людям, позволяет сделать вывод, что чем более позитивно подросток видит природу чело­века, тем более негативным, для него является образ носителя потребителя наркотиков. Во­лонтеры - посредники, как субъекты позитив­ного поведения и отношений, выступают моде­лью для своих сверстников и оказывают, таким, образом, позитивное влияние на подростковую среду в целом. Одной из стратегий профилакти­ки наркомании может стать стратегия коррек­ции отношений подростков с людьми из его бли­жайшего социума на основе психологического анализа индивидуального жизненного опыта, который наиболее ярко проявляется в конфлик­тных ситуациях.

 

Список литературы

1. Божович Л.И. Проблемы формирования лич­ности - М., Воронеж: МОДЭК, 1995, - 352 с.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта - СПб.: Питер, 2004.-464 с.

3. Личко А.Е.. Психопатии и. акцентуации харак­тера у подростков - Л.: Медицина, 1.983 - 255 с.

4. Калика Н.Ф. О самоактуализации личности. / Маслоу А. Психология бытия. - М: Рефлбук., 1996 - С. 293-300.

5. Пантелеев С.Р. Методика исследования само­отношения личности. – M.: Смысл, 1993 - 30 с.

6. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых.-СПб.: Химиздат, 2001.- 288 с.

7. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы антропо­логической психологии. Психология развития чело­века: Развитие субъективной реальности в онтогене­зе.- М.:. Школьная пресса, 2000.- 416 с.

8. Шабалина В.В. Психология зависимого пове­дения: На примере поведения, связанного с употреб­лением наркотиков и других психоактивных ве­ществ.- СПб.: Изд - во СПб. ун - та, 2004.- 336 с.

9. Schmidt F., Friedman A. Creative conflict solv­ing for kids.- FL, Miami, 1995.- 40 p.

10. Wrigktman L. Measurement of philosophies of human nature. Psychological Reports. 1964, Т. 14.- P. 743-751.

 

 

 


Другие интересные материалы:
Детям о курении
Американский Национальный Центр...

Содержание Шесть фактов о...
Психофизиология алкоголизма и наркомании
…механизмы действия наркотических...

Психофизиология алкоголизма и...
Право доброго кулака
В Новосибирске близится к завершению...

Хороший повод вновь поднять извечный для...
Посредничество школьников как составная часть психопрофилактики в образовательной среде
“Деятельность посредников в школе...

Образовательная среда является...
Наркополитика Швеции: «особое мнение»?
Дискуссии о приемлемости и...

«Пытаться победить наркоэпидемию путем...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт