|
Аминокислоты от PBHdaily - свойства и польза для организма. . В каком порядке читать цикл "Тёмная Башня" www.chitai-gorod.ru
|
Волонтеры - посредники, как субъекты позитивного поведения и отношений, выступают моделью для своих сверстников и оказывают, таким, образом, позитивное влияние на подростковую среду в целом. Одной из стратегий профилактики наркомании может стать стратегия коррекции отношений подростков с людьми из его ближайшего социума на основе психологического анализа индивидуального жизненного опыта, который наиболее ярко проявляется в конфликтных ситуациях. В. Шабалина Целью данной статьи является представление экспериментального исследования, направленного на выявление эффективности волонтерской подростковой психологической службы (ВППС) в аспекте личностного роста ее участников и профилактики наркомании. 3адачи: обоснование превентивности стратегии включения подростков в просоциальную активность, описание методов исследования эффективности программы, выделение критериев эффективности программы ВППС, представление результатов исследования и их обсуждение. Основной стратегией первичной профилактики наркомании является формирование у подростков личностных ресурсов, обеспечивающих развитие жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, и действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ. Эффективная реализация такой стратегии возможна на основе подхода к. подросткам не только как объектам профилактики, но и как к ее субъектам. Одной из форм передачи подросткам полномочий субъектов профилактики является волонтерское подростковое движение, функцией которого является оказание помощи другим людям, в частности, своим: сверстникам.. Организации подростков в. такие движения помогают естественные реакции подросткового возраста: реакция эмансипации, реакция, группирования со сверстниками, хобби-реакция [3]. Влияние просоциальной активности на развитие личности акцентируется многими исследователями в области педагогики и психологии (Абульханова-Славская К. А., Давыдов В.В., Иванов И.П., Макаренко А.С, Реан А.А., Фельдштейн Д..И. и др.). Употребление наркотиков детьми и. подростками относится к девиантным формам поведения. Проявление нарушений поведения у подростков связаны с социально-психологическими особенностями подросткового возраста — подростковым комплексом, объясняющим конфликтность существования подростка [3]. Общим психолого-педагогическим условием благополучного разрешения подросткового кризиса считается наличие общности, совместности, в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними [7]. Но не менее важной является субъекта общения, потребность в котором доминирует в подростковом возрасте. В современных условиях, развития российского общества актуален поиск новых, видов и форм социально одобряемой активности., как условия для развития личности современных подростков. Согласно концепции Бажович Л.И., устойчивые качества личности формируются при усвоении определенных привести форм поведения., и, в свою очередь, в порядке обратного влияния, начинают определять общность сверстников, сотрудничество в которой обеспечивает адекватное развитие подростка как поведение и характер его взаимоотношений с другими людьми [1]. Подростковые конфликты вносят свой вклад в инициацию потребления наркотических веществ, в бегство от действительности в иллюзорный мир. Сам факт их своевременного разрешения способствует благополучной, жизнедеятельности подростков, и в этом им могут помочь сверстники. Волонтерская подростковая психологическая: служба (ВППС) является модифицированным вариантом американской программы для подростков «PeerCounseling», что в переводе означает «Психологическое консультирование сверстников». В основе психологического консультирования сверстников лежит модель разрешения проблем. Эта модель, применяемая к участникам конфликта, позволяет организовать процедуру посредничества и их к согласию. Психологическое посредничество является помощью людям в конфликтных, ситуациях, направленной на восстановление нарушенных отношений и их продолжение на новой, более конструктивной основе [2]. С учетом значимости просоциальной активности в развитии личности, потребностей подростков в общении и самопознании, роли неразрешенных конфликтов в уходе в зависимое поведение, появилась идея модифицировать программу «PeerCounseling» для российских школьников; и проверить ее эффективность. В процедуре посредничества, реализуемой в практике США, акцентируются чувства и поведение участников, конфликта [9]. Российским подросткам для разрешения конфликтов требовалась, обратная связь не только о том, что чувствует партнер по разрешению конфликта, но и что он думает по поводу своего поступка в конфликтной ситуации. Любой поступок включает в себя три. компонента: само действие и связанные с ним мысли и чувства. Анализ поступка, в единстве этих компонентов позволяет не только понять поведение человека, но и помочь ему самому найти выход из конфликтной ситуации, сделать свой выбор. Обучение посредников разрешению конфликтных ситуаций и их деятельность должны быть творческими, интересными, радостными, приносящими удовольствие и себе и другим, способствующими формированию позитивных самоотношений и отношений к другим: людям. Модель волонтерской подростковой службы и технология подготовки посредников описаны в работе автора [8]. С учетом профилактического статуса программы, в качестве ее критериев эффективности выделены: отношение к другим, людям, самоотношение и отношение к. образу потребителя наркотиков, Выбор критериев обусловлен условиями ответственного' выбора: самоуважение, учет не только своих интересов, но и интересов других людей, критическое отношение к негативным социальным: явлениям. Влияние программы на ее участников в соответствии с выдвинутыми критериями определялось в психолого-педагогическом эксперименте. Представленные результаты объединяют данные обследования участников программы (145 подростков г. Санкт-Петербурга в возрасте 15—16 лет). Проводились два среза — «до» и «после», с интервалом в два месяца. Методы исследования. Отношение подростков к себе определялось по методике исследования самоотношения (МПС), шкалы: самопринятие, самоценность, саморуководство, внутренняя конфликтность [а]. Для измерения отношения подростков к другим людям использовался опросник самоактуализации: личности (САМОАЛ), шкала «Взгляд на природу человека» [4]; и опросник Л. Райтмана «Философия природы человека», шкалы: зависимость — независимость, доверие — недоверие, сила воли — слабость воли, альтруизм — эгоизм [10]. Индекс привлекательности: образа наркомана определялся с опорой на методику изучения образа человека, разработанную Ситниковым В.Л. [6]. Индекс привлекательности образа наркомана (К) определялся через отношение разности привлекательных и. непривлекательных определений наркомана к их сумме. Привлекательность инепривлекательность определений оценивалась самими участниками. Достоверность, различий оценивалась критерием Стьюдента для зависимых выборок (Тст.). Корреляционный анализ проводился с использованием критерия ранговой корреляции Пирсона (г). Результаты исследования и их обсуждение. Результаты обследования участников программы, до и после обучения представлены в таблицах 1-4. Таблица 1 Влияние программы на изменение отношения подростков к себе (на основе МИС)
Значимость различий: * р < 0.05;
Результаты методики МИС позволяют сделать выводы (на уровне значимости 0.05) о положительном влиянии программы на отношение к себе по таким параметрам как самоценность, саморуководство, ожидаемое снижение внутренней конфликтности. Личностный рост в этом направлении, как нам представляется, связан с ролью посредника как помогающего другим, с ростом его авторитета в среде сверстников и взрослых. Кроме того, посредники осознают, что они являются моделью поведения для своих сверстников и детей младшего возраста. Ощущение себя ценным субъектом для других людей добавляет самоценности. Ощущение себя руководящим звеном процесса посредничества требует саморуководства для поддержания своего престижа. Снижению внутренней конфликтности способствовала проработка личных конфликтов в процессе обучения, а также межличностных конфликтов внутри группы.
Таблица 2 Влияние программы на отношение подростков к другим людям
Примечание. Значимость различий: *р < 0,05; **р < 0,01;
Таблица 3 Влияние программы на изменение индекса привлекательности образа наркомана
Формирование более позитивного взгляда на других людей зафиксировано двумя методиками на уровне значимости 0,05. Этот результат можно объяснить продуктивным развитием самой обучающейся группы на основе разработанной технологии. Влияние программы на изменение индекса привлекательности образа наркомана отображается в таблице 3. Негативный индекс привлекательности образа наркомана в;процессе обучения значимо усилился. В определениях, которые давали участники программы наркозависимому потребителю наркотиков, появилось больше непривлекательных характеристик. Но если изменился образ, то для подростков изменилась и объективная реальность, та ее часть, которая созидается взаимодействием между людьми, отношениями между ними. Для определения наличия (или отсутствия) корреляционной связи между показателями индекса привлекательности образа наркомана (К) и параметрами измерения отношения школьников к другим людям были сопоставлены ранжированные данные по ним для участников четырех групп, измеренные до обучения. Корреляция между показателями индекса привлекательности образа наркомана и параметрами измерения отношения к себе и другим людям статистически значимо отличается от нуля. Чем позитивнее взгляд на природу человека, тем более негативно относятся подростки к явлениям, разрушающим, эту природу.
Таблица 4 Корреляции между показателями индекса привлекательности образа наркомана (К) и параметрами измерения отношения школьников к другим людям (до обучения) (N = 40)
Выводы Проведенный эксперимент статистически подтвердил профилактический потенциал программы в аспекте формирования негативного отношения подростков к образу потребителя наркотиков и позитивного отношения к себе и другим людям. Выявленная корреляционная связь между показателями индекса привлекательности образа наркомана и параметрами измерения отношения школьников, к другим людям, позволяет сделать вывод, что чем более позитивно подросток видит природу человека, тем более негативным, для него является образ носителя потребителя наркотиков. Волонтеры - посредники, как субъекты позитивного поведения и отношений, выступают моделью для своих сверстников и оказывают, таким, образом, позитивное влияние на подростковую среду в целом. Одной из стратегий профилактики наркомании может стать стратегия коррекции отношений подростков с людьми из его ближайшего социума на основе психологического анализа индивидуального жизненного опыта, который наиболее ярко проявляется в конфликтных ситуациях.
Список литературы 1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности - М., Воронеж: МОДЭК, 1995, - 352 с. 2. Гришина Н.В. Психология конфликта - СПб.: Питер, 2004.-464 с. 3. Личко А.Е.. Психопатии и. акцентуации характера у подростков - Л.: Медицина, 1.983 - 255 с. 4. Калика Н.Ф. О самоактуализации личности. / Маслоу А. Психология бытия. - М: Рефлбук., 1996 - С. 293-300. 5. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения личности. – M.: Смысл, 1993 - 30 с. 6. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых.-СПб.: Химиздат, 2001.- 288 с. 7. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы антропологической психологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе.- М.:. Школьная пресса, 2000.- 416 с. 8. Шабалина В.В. Психология зависимого поведения: На примере поведения, связанного с употреблением наркотиков и других психоактивных веществ.- СПб.: Изд - во СПб. ун - та, 2004.- 336 с. 9. Schmidt F., Friedman A. Creative conflict solving for kids.- FL, Miami, 1995.- 40 p. 10. Wrigktman L. Measurement of philosophies of human nature. Psychological Reports. 1964, Т. 14.- P. 743-751.
Другие интересные материалы:
|
|