Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Социальные и психопатологические предпосылки формирования нарко- и токсикоманий у несовершеннолетних в современных условиях

 
> Кабинет нарколога > Наркология on-line > Социальные и психопатологические предпосылки формирования нарко- и токсикоманий у несовершеннолетних в современных условиях

Основные психопатологические и социальные факторы, способствующие развитию нарко- и токсикоманий у несовершеннолетних. Основное внимание уделено, прежде всего, современным предикторам наркотизма в России.

Пособие для врачей психиатров- наркологов.

Составители: руководитель клинического отделения детской и подростковой наркологии НИИ наркологии Минздрава России, к.м.н. Надеждин А.В., ведущий научный сотрудник, к.м.н. Иванов А.И., научный сотрудник Авдеев С.Н., аспирант Тетенова Е.Ю., лаборанты- исследователи Слоневская С.Ю., Стрельцова Ж.Н.

В пособии кратко изложены основные психопатологические и социальные факторы, способствующие развитию нарко- и токсикоманий у несовершеннолетних. Основное внимание уделено, прежде всего, современным предикторам наркотизма в России. Пособие предназначено для врачей психиатров- наркологов, а также может быть использовано медицинскими психологами и педагогами.

Введение

Решение проблемы немедицинского потребления наркотических веществ на территории Российской Федерации в настоящее время вышло в разряд первоочередных задач, стоящих перед государством, и тесно связано с современным состоянием российского общества, которое чаще всего определяется специалистами как нестабильное и даже кризисное. Состояние химической зависимости, развивающееся у того или иного индивида, является результатом воздействия совокупности факторов как биологического, так и психологического и социального порядков. Следует отметить, что конкретное (индивидуальное) сочетание причин, приводящих к формированию нарко- и токсикоманий, различно у каждого пациента наркологической клиники. С одной стороны, очевидные успехи биологической наркологии позволяют более четко выявлять нейробиологические и генетические основы патологических процессов, лежащих в основе потребления различных психоактивных веществ. С другой, происшедшее в пореформенной России снижение жизненного уровня населения и сопровождающие этот процесс явления негативно влияют на эффективность медицинских мероприятий.

Вопрос о причинах, порождающих, особенно среди несовершеннолетних и лиц молодого возраста, различные формы зависимости как массовое, эпидемическое явление представляет собой на сегодняшний день один из актуальных аспектов эффективной борьбы с нарко- и токсикоманиями. Без изучения причин и факторов, приводящих к развитию химической зависимостью от различных психоактивных агентов, невозможно адекватно планировать тактику и стратегию профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий у потребителей психоактивных веществ (ПАВ).

Описание метода

Данное пособие представляет собой анализ комплекса факторов оказывающих негативное влияние на распространение одурманивающих веществ среди несовершеннолетних в современной России. Рассматриваются как социальные и микросоциальные, так и индивидуально- психопатологические и психологические предикторы наркотизма, ставшие актуальными в течение последнего десятилетия. Преморбидные психопатопатологические расстройства у несовершеннолетних наркоманов представлены в оригинальной авторской трактовке.

Социальные факторы

  1. Нестабильная экономическая ситуация, характеризующаяся снижением жизненного уровня большей части населения России, уменьшением деловой активности, существенным уровнем безработицы в ряде регионов, отсутствием понимаемых и осознаваемых людьми условий для быстрого улучшения ситуации, приводит к состоянию так называемой "социальной депрессии", отсутствию чувства личной перспективы и значимости. Рекламируемые некоторыми средствами массовой информации (СМИ) высокие стандарты индивидуального благосостояния, которые сформированы под влиянием зарубежной кино- и телепродукции, приводят к формированию у части психически незрелой молодежи имитационных моделей поведения. Роль наркотических и психоактивных веществ, в имитации “благоденствия” весьма существенна.
  2. Отсутствие целостной информационной стратегии, ориентирующей молодое поколение страны на "сохранение" собственного здоровья и работоспособности, как основного и обязательного фактора собственного жизненного благополучия.
  3. Неосторожное и зачастую легкомысленное обращение с материалами о наркотиках в отдельных средствах массовой информации, приводящее к формированию “нездорового” интереса к потреблению и потребителям, "позитивного" к ним отношения.
  4. Навязанная, определенными кругами, обществу дискуссия о "целесообразности" легализации наркотических веществ в России, в том числе однобокое и тенденциозное освещение опыта "легализации" марихуаны в Нидерландах и Испании, с умолчанием об отрицательных последствиях этого шага.
  5. Тенденция к "гуманизации" в отношении к наркомании как общественному явлению, зачастую носящая абстрактный характер, без учета реальных условий, к которым относятся:
  • высокий уровень экономической и уголовной преступности в стране;
  • низкая степень правового воспитания граждан;
  • недостаточная степень эффективности деятельности исполнительной власти;
  1. Недостаточно разработанная молодежная политика, отсутствие у молодежи реальных форм индивидуального самовыражения, сокращение "позитивных форм" досуга, излишняя коммерциализация досуговых и образовательных учреждений.
  2. Недостаточная степень гражданского сознания.
  3. Пробелы в федеральном законодательстве, особенно в вопросах обеспечения населения антинаркотической пропагандой и противодействия пропаганде наркотиков.

Микросоциальные факторы

Значительная роль среди этиологических факторов, приводящих к формированию аддиктивного поведения у несовершеннолетних, традиционно отводится семье. Влияние микросреды (ближайшего окружения индивида), куда, безусловно, включаются близкие родственники с индивидуально присущими социально- психологическими характеристиками, в рядя случаев является основным патогенным фактором в генезе наркологических заболеваний.

Одним из основных негативных последствий снижения жизненного уровня населения, является уменьшение роли семьи как ключевого социального института, обеспечивающего общественную стабильность. Здесь, помимо традиционных семейных дисгармоний, следует выделить несколько совершенно новых факторов:

  1. Изменение “системы ценностей” в сочетании с ревизией прошлого приводит к снижению авторитета старшего поколения в глазах молодежи.
  2. Алкоголизм одного или обоих родителей в современных условиях является более значимым фактором риска заболеваемости нарко- и токсикоманиями у детей и подростков, ввиду более быстрой десоциализации больных хроническим алкоголизмом, потерей ими источников средств существования, и в ряде случаев жилья, что в свою очередь обусловлено низким уровнем социальной помощи этому контингенту.
  3. Низкая степень религиозности общества как основы для этических и моральных стандартов семьи, на фоне разрушения этических концепций и постулатов времен социализма.
  4. Не достаточная информированность родителей в вопросах формирования антинаркотических установок в сознании детей.

Психопатологические факторы

Нарушения поведения у детей и подростков, сопровождающиеся немедицинским потреблением психоактивных веществ, и в частности относящихся к наркотическим, могут быть обусловлены различными психологическими (или психиатрическими) причинами. В последние десятилетия расстройства и особенности поведения у детей и подростков по разному понимаются и классифицируются различными исследователями (G. Heuyer, J.Dublineau, работы разных лет, Michaux L, 1953, Stutte H, 1960, Ушаков Г.К.,1971; 1987, Ковалев В.В. работы разных лет). Нечетко ограничены симптоматические рамки психических заболеваний, например шизофрении (Личко А.Е., 1985). Таким образом, то или иное расстройство (или психическая особенность) вряд ли может быть классифицировано с точки зрения семиотики в достаточной степени корректно. Исходя из сказанного, авторы настоящего пособия попытались выделить психологические (психиатрические) признаки по принципу феноменологического существования. Из традиционно рассматриваемых в клинике подростковой и детской психиатрии специфических возрастных психопатологических синдромов (странных увлечений, метафизической интоксикации и гебоидного) нам встречался, в основном, лишь последний. Как известно, гебоидный синдром, описываемый в свое время как “моральное помешательство”, имеет следующие основные симптомы (в понимании Г.В. Морозова):

  1. Огрубление личности с нивелировкой понятий добра и зла, а- и антисоциальными тенденциями, утратой интереса к учебе и общественно полезному труду.
  2. Расторможение ”низших” влечений.
  3. Психический инфантилизм.

Имеются симптомы, наиболее характерные для раннего гебоида (наблюдающегося у детей 11-13 лет), и в частности , так называемый “бред семейной ненависти”. Данный симптом проявляется в некорригируемом негативном отношении ребенка фактически к любым действиям родственников в отношении себя.

Как показал опыт работы клиники детской и подростковой наркологии научно-исследовательского института наркологии Минздрава Российской Федерации, в поле зрения врача психиатра-нарколога чаще всего попадают больные с гебоидным синдромом, наблюдающимся вне рамок шизофренического процесса, но обнаруживающие неврологическую микроорганическую симптоматику. В то же время, обычно нерезко выраженные в преморбидном периоде признаки гебоидного синдрома усиливаются при присоединении наркотизации. По мнению авторов, при наркоманиях гебоидный синдром служит как этиологическим фактором в отношении потребления ПАВ (в частности, такие проявления упомянутого симптомокомплекса, как анти- и асоциальность, расторможенность влечений, реже психический инфантилизм), так и следствием нарастающей токсической энцефалопатии и психогенного анормального развития личности наркомана (в понимании К. Биндера). Необходимо отметить, что анти- и асоциальность, расторможенность влечений, отдельные проявления психического инфантилизма как предикторы наркомании могут встречаться нередко вне рамок гебоидного синдрома, как монорасстройства или особенности личности. В частности, анти- и асоциальные тенденции могут наблюдаться в рамках анормального развития личности (в понимании К. Биндера) при формировании “краевой” психопатии (как правило, возбудимого или истеро-возбудимого типа). Эти же личностные особенности могут наблюдаться в рамках “ядерной” психопатии или соответствующей акцентуации личности (в понимании К. Леонгарда), а также при психоорганическом синдроме. Во всех случаях также следует исключить вероятность шизофренического процесса. Клиника упомянутого феномена достаточно хорошо описана многими исследователями, и поэтому в силу необходимости сжатого изложения материала в данном пособии не излагается. Целесообразно подчеркнуть, что в период упадка духовных ценностей, характерного для пореформенной России, частота анти- и асоциальных тенденций и соответственно их роль как этиологических факторов наркомании у несовершеннолетних закономерно возрастает. Граничат с анти- и асоциальными тенденциями детско-подростковые реакции протеста против значимых для личности и переживаемых как негативные явлений повседневной жизни. Такой протест может быть направлен как против неблагоприятной семейной обстановки (например, в случае пьянства отца или матери, низкого материального достатка в семье), так и против объективно существующей в настоящее время общей девальвации духовных ценностей (последнее нередко не осознается и субъективно переживается в виде отрицательных эмоциональных реакций на повседневные явления жизни).

Вопрос о собственно расторможенности влечений в узком смысле этого термина вне рамок гебоидного синдрома сложен. При изучении преморбидных особенностей личности несовершеннолетних, больных наркоманиями, мы выделили две основные группы пациентов с упомянутым феноменом:

  1. Расторможение влечений у “гедонических” личностей, то есть у пациентов, основным стимулом поведения у которых в преморбидном периоде было получение” гедонических” переживаний: пищевых, сексуальных и т.п. К прочим наслаждениям такие подростки нередко прибавляют себе эффект от потребления наркотиков.
  2. Расторможение влечений у пациентов с преморбидно имеющим место психоорганическим синдромом (как правило, резидуального генеза).

Среди проявлений психического инфантилизма, умеренно выраженные признаки которого по существу являются нормой у несовершеннолетних (по мнению некоторых исследователей, даже до 30% и более лиц из числа взрослого населения имеют в качестве неболезненных личностных особенностей признаки психического инфантилизма, (цит. по Ковалеву В.В., 1979), наиболее часто в качестве предиктора наркоманий выступали следующие:

  1. Потребность в ярких эмоциональных переживаниях.
  2. Робость и нерешительность (признается как симптом психического инфантилизма не всеми исследователями).

У робких и нерешительных детей и подростков часто наблюдается психологическая зависимость от более старших и волевых знакомых. В условиях, когда сбыт наркотиков приносит сверхприбыль, несовершеннолетние с выраженными чертами робости и нерешительности нередко под давлением знакомых, имеющих выраженные волевые особенности характера и вовлеченных в сферу наркобизнеса, начинают потребление наркотиков.

В случае, если гипертрофированные черты психического инфантилизма, упомянутые выше, сочетаются с явлениями задержки психического развития или “амбулаторными” формами олигофрении, риск приобщения к систематической наркотизации значительно возрастает.

Тревожно – мнительные черты характера, являющиеся основой так называемой психастении, также в случае своей значительной выраженности могут быть предикторами систематической наркотизации. В данном случае наркотики приобретают коммуникативную и транквилизирующую (вернее заменяющую ее эйфоризирующую) функции. Чем более выражены тревожно-мнительные черты, тем менее уверенно чувствует себя ребенок (подросток) среди сверстников, тем более он нуждается в психологической поддержке. Не получая ее в должной степени, он нередко прибегает к “химической” поддержке, которую ему охотно предоставляют торговцы наркотиками.

Нередко наркомании наблюдаются у подростков с высокими интеллектуальными возможностями, превосходящими зачастую интеллект большинства сверстников. При этом личность может развиваться в преморбидном периоде вполне гармонично, отношения в семье и со сверстниками могут быть достаточно благоприятными. Здесь речь идет о случаях, когда наркомания развивается как будто на фоне полного психологического и психиатрического благополучия. По мнению авторов, причиной начала наркотизации в этих случаях нередко служит “информационная недостаточность“ (близкая или тождественная психологическому понятию “сенсорная депривация”). Психологические механизмы начала наркотизации заключаются в том, что окружающие микросоциальные условия не предоставляют хорошо развитому интеллектуально индивиду достаточных оснований для эмоционального и интеллектуального насыщения. Процесс жизни в этих случаях воспринимается субъективно индивидом как “скучный”. Поиски насыщения эмоциональной сферы и повышения интеллектуальной нагрузки здесь нередко провоцируют потребление “интеллектуальных” наркотиков (кокаин) или синтетических опиоидов. Врач психиатр-нарколог в подобной ситуации нередко встречается с “идейными” наркоманами, интеллектуально воспринимающими наркотики как высшее благо.

Существенную роль в приобщении к потреблению ПАВ нередко играют детско-подростковые реакции подражания. По нашему мнению, в основе этих реакций могут иметь место различные особенности личности, большинство из которых перечислено в настоящем пособии.

Разумеется, в данном разделе мы перечислили не все психологические и психиатрические предикторы наркомании у несовершеннолетних. Данный вопрос до настоящего времени не является достаточно изученным и нуждается в дальнейшем исследовании. Однако, по нашему мнению, в настоящем пособии освещены основные аспекты вопроса о психологических и психиатрических причинах приобщения несовершеннолетних к потреблению наркотиков, которые могут заинтересовать практического врача.

В заключении данной части работы следует отметить, что в поле зрения врача психиатра-нарколога, работающего с несовершеннолетними больными наркоманиями, относительно редко попадают пациенты, обнаруживающие в преморбидном периоде:

  1. Идиопатическую (“генуинную”) эпилептическую болезнь с судорожными стигматами , ранним началом и соответствующими изменениями личности.
  2. Бредовые психозы.
  3. Галлюцинаторные расстройства.
  4. Склонность к систематическому злоупотреблению алкоголем.
  5. Формирующиеся паранойяльные черты характера с гиперсоциальным радикалом.
  6. Выраженные проявления “рафинированной” ипохондрии.
  7. Синдромы странных увлечений или метафизической интоксикации (в понимании В.В. Ковалева).

Заключение

На основании вышеизложенного становится ясно, что без решения ряда актуальных проблем социального характера, изменения содержания профилактических антинаркотических программ с учетом реальных местных условий, проведения адекватной молодежной политики, межведомственного взаимодействия, добиться снижения распространенности наркологических заболеваний среди несовершеннолетних будет чрезвычайно затруднительно.

Список литературы

  1. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей, М., “Медицина”. 1979
  2. Ковалев В.В. Социальльно-психологический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков. В кн.: Нарушения поведения у детей и подростков.М.,”Медицина”, 1981, С. 11-24.
  3. Леонгард К. (Leonhard K.).. Акцентуированные личности: Пер. с немецкого. Киев. “Высшая школа”, 1981.
  4. Личко А. Е. Подростковая психиатрия (руководство для врачей). Л., “Медицина”, 1985 – 416 с.
  5. Морозов Г.В. Особенности клиники шизофренического процесса в подростковом возрасте. Дисс. канд.,М., 1950.
  6. Ушаков Г.К. Детская психиатрия. М., “Медицина”, 1973.
  7. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., “Медицина”, 1978.
  8. Michaux L. Psychiatrie infantile. Paris, 1953.
  9. Stutte H. Kinder- und Jugendpsychiaatrie. In: Psychiatrie der Gegenwart. Bd II: Klinische Psychiatrie. Berlin, Gottingen, 1960, s. 678-779.

Другие интересные материалы:
Видео выступлений на конференции «STATUS PRAESENS ПСИХИАТРИИ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНСИЛИУМ»
28-29 ноября 2019 года в Санкт-Петербурге,...

1...
Рациональные подходы к лечению алкоголизма
Московская медицинская академия им. И.М....

О работе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи с безнадзорными детьми
Решение коллегии Министерства общего и...

Решение коллегии Министерства общего и...
Исследования наркотизма и проблемы профилактики
В последние годы не раз предпринимались...

Проблемы, связанные с наркотиками, как...
Когнитивно-поведенческие методы в профилактике срывов и рецидивов
Когнитивно-поведенческая терапия – это...

Когнитивно-поведенческая терапия –...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт