|
|
"…Некоторые из зависимостей одобряются обществом, другие представляют личностную проблему человека, но не являются социально опасными, третьи имеют статус социально опасных. Любая из зависимостей что-то отнимает у человека..." В. Шабалина Проблема зависимого поведения школьников, формирующегося в результате взаимодействия с объектами, способными вызвать зависимость, в образовательных учреждениях вплоть до настоящего времени не решается комплексно, поскольку не разработано ни в научном, ни методическом аспекте психолого-педагогическое обеспечение решения этой проблемы, а, следовательно, отсутствуют специалисты, способные оказать помощь в ее разрешении школьникам. Список объектов зависимости достаточно широк: различные вещества, игры, источники информации и эстетического наслаждения, люди, работа, культы. Их можно классифицировать по специфическому объекту зависимости: вещества, процессы, отношения. Некоторые из зависимостей одобряются обществом, другие представляют личностную проблему человека, но не являются социально опасными, третьи имеют статус социально опасных. Любая из зависимостей, что-то отнимает у человека. Различные аспекты зависимого поведения представлены в работах зарубежных (Blevins, Brickman, Coates, Cohn, Curry, Dana, Gordon, Kidder, Lewis, Marlatt и др.) и российских исследователей (Битенский В.С., Братусь Б.С, Габиани А.А., Дмитриева Н.В., Кулаков С.А., Д.В.Колесов, Короленко Ц.П., Курек Н.С., Личко А.Е., Менделевич В.Д., Никольская И.М., Пятницкая И.Н., Сидоров П.И, Реан А.А., Худик В.А. Эйдемиллер Э.Г. и др.) Особую тревогу общества вызывает проблема зависимого поведения школьников, связанного с употреблением наркотиков. Эта проблема рассматривается в нашей стране как угроза безопасности нации. В поколении родившихся за последние двадцать лет и употребляющих наркотики к своим 16 годам успевают познакомиться с наркотиками почти две трети – 61,6%. По своему возрасту это школьники. Статистический анализ этих данных показывает, что если нижнюю границу первого знакомства с наркотическими средствами удалось бы в ближайшие годы подтянуть к порогу 16-летнего возраста, то только одно это в течение трех, - четырех лет сократило бы количество актуальных потребителей наркотиков практически вдвое. (Л.Кесельман, 2000). Человечество с древних времен использовало различные вещества, изменяющие настроение и восприятие окружающего мира. Одни средства успокаивают, другие снимают подавленное состояние, создают ощущение прилива энергии или особого состояния блаженства. Но все они способны при определенных условиях сформировать у человека как химическую, так и психологическую зависимость. В случае употребления наркотических средств мы говорим о развитии наркомании. Под психологической зависимостью при наркомании понимается непреодолимое влечение человека к изменению эмоционального состояния при помощи наркотического вещества (или веществ). В ХХ веке в эпоху развития химии, фармакологии многие зарубежные ученые рассматривали создание эффективных лекарственных препаратов, изменяющих состояние сознания человека, как способ осчастливить его, избавить от экзистенциальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией. Поскольку в традициях медиков было исследовать действие лекарственных препаратов на себе, то первыми жертвами привыкания к ним тоже оказались медики, они же первыми испытали на себе достаточно жестокие методики разрушения психологической зависимости. В 1965 году известный психолог Волпе, разработчик поведенческого подхода, вылечил своего клиента медика при помощи портативного электрошокера. Как только у клиента появлялось непреодолимое желание принять наркотическое вещество, он сам приводил аппарат в действие. Использованная методика была обратным отражением методики образования зависимости у крысы, которой вживлялись электроды в мозговые центры, отвечающие за наслаждения. Чтобы испытать его, крыса сама нажимала на педаль, замыкающую электрическую цепь. Человек с развитым самосознанием, осознавая свое недозволенное системой моральных убеждений, влечение, может себя остановить на этапе мысли о возможности совершения действий, противоречащих его нравственному сознанию. Сам З. Фрейд отмечал, что влечение не означает поведения, в котором оно будет проявлено. Оказывается, человек может сам наказать себя за неприемлемое влечение, не дожидаясь мук совести по поводу случившегося. Задолго до того, как Волпе придумал свой метод разрушения зависимости при помощи электрошокера, мы можем найти похожий по механизму способ, описанный Аввакумом. Однако, самоуправление возможно только при приложении волевых усилий. Волевым усилием преодолеть психическую зависимость невозможно, потому что вся волевые усилия человека с зависимым поведением направлены на достижение объекта зависимости. В мировом сообществе, начиная с США, сложился подход к оказанию помощи человеку, имеющему зависимость, основанный на комплексе методов, применяемых для разных видов зависимости. Этот подход применяется, прежде всего, в работе анонимных групп самопомощи, комплектуемых по специфическому объекту зависимого поведения. Организационно-деятельностная структура таких групп опирается на программу “12 шагов”. Эта программа, имеющая статус программы самопомощи, получила широкое распространение по всему миру и более десяти лет действует и в России. В психолого-педагогических координатах зависимое поведение школьника может быть рассмотрено как поведение, над которым школьник потерял контроль, вследствие психологической зависимости от какого либо объекта. Когда человек не может преодолеть свое влечение к чему-то, он говорит: “Это как наркотик”. Раньше говорили, это как рулетка, потом как алкоголь. Мы полагаем, что интегративной характеристикой для всех видов зависимого поведения является психологическая зависимость от специфического объекта (материального или идеального, или совокупности того и другого), лежащая в психике человека. Зависимое поведение школьников проявляется в таких формах как зависимое учение (зависимость от опеки учителя), зависимое приготовление домашних заданий (зависимость от опеки матери), неуправляемые ложь и воровство, неуправляемая страсть к компьютерным и азартным играм, неуправляемое употребление психоактивных веществ, уход от реальной жизни в культовые процессы и др. У всех субъектов зависимого поведения есть нечто общее: субъектом поведения в специфической ситуации управляет объект влечения, поэтому, манипулируя объектом зависимости, можно манипулировать субъектом; взаимодействие с объектом влечения воспринимается субъектом поведения как единственный способ достижения максимально комфортного состояния; влечение к объекту является настолько сильным, что преодолеть его очень трудно или невозможно. Симптомами зависимого поведения являются неуправляемая страсть, отсутствие саморегуляции и самодисциплины в специфической ситуации (Шабалина В.В., 2001) Зависимое поведение школьников можно рассмотреть не с позиции дихотомии (зависимое или независимое), а с позиции континуума, в аспекте развития. В развитии зависимого поведения школьника есть свои источники, предыстория и история, на ход которой влияет ряд факторов. Их исследование позволяет представить индивидуальную каузальную картину изменений, происходящих на разных уровнях жизнедеятельности школьника. Необходимость такого подхода продиктована современными требованиями к оказанию психологической помощи с опорой на причины, а не на симптомы проблемы. Проблемы ребенка в той или иной степени обусловлены жизненным стилем семьи, ее нормами и правилами, ролями, способами разрешения конфликтов и т.д., что требует подключения семьи и изменения ее некоторых позиций по отношению к ребенку для оказания ему действенной помощи. Работая с семьей школьника, психолог - педагог пытается в сотрудничестве с ней найти ответы на вопросы: что происходило с ребенком до того, как обнаружилась проблема; что с точки зрения близких ребенку людей послужило причинной выбора нового поведения как способа взаимодействия с окружающим миром (включая и уход от него в субъективную реальность); когда появились первые симптомы потери контроля; когда близкие ребенка стали воспринимать поведение ребенка как проблемное; как проблемное поведение отразилось на других сферах жизнедеятельности ребенка; что делалось, чтобы изменить ситуацию; к чему это привело, и что можно сделать по-другому. Возможны разные подходы к проработке проблемы:
В традиции зарубежных психологических подходов к решению проблем человека выделяются базовые положения, на основе которых строятся модели деятельности специалистов по оказанию помощи в решении специфических проблем. Ниже дана концепция зависимого поведения, разработанная автором этой статьи. Концепция зависимого поведенияОсновные положения
Для определения стратегии разрушения зависимости, либо ее первичной профилактики необходимо выявить совокупность функций каждого этапа формирования зависимого поведения и оценить их с позиций доминирования. На зависимое поведение влияет ряд факторов (биологические, социальные, духовные (культурные) и психологические). Совокупность факторов в каждой конкретной ситуации определяет степень риска формирования предрасположенности к зависимому поведению. Зависимое поведение может быть рассмотрено как девиантное. Как отмечает И.С.Кон, несмотря на то, что девиантное поведение проявляется в разных формах, все они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие (Кон И.С., 1989). Многие исследователи рассматривают подростковый возраст как фактор риска для развития девиантного поведения. Причина такого подхода лежит в психологических особенностях подросткового возраста. К психологическим особенностям подросткового возраста относят перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, желание подростка быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью и бравадой, борьбу с авторитетами и обожествление кумиров. Эгоистичность подростка проявляется наряду с преданностью и самопожертвованием. Проявление грубости и бесцеремонности к другим людям сочетается с неимоверной собственной ранимостью, колебаниями ожиданий от сияющего оптимизма к самому мрачному пессимизму. Подростковый возраст – самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений и в то же время самый благоприятный для овладения нормами дружбы. (Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., 2000). Подростки с зависимым поведением отдают предпочтение надежной зависимости перед ненадежной неопределенностью. Зависимое поведение изменяет все уровни жизнедеятельности человека:
Все уровни взаимосвязаны. Например, в процессе развития зависимого поведения в случае употребления наркотиков, человек все более фокусируются на наркотике, все остальное оказывается на периферии. Механизм возникновения наркозависимости соответствует универсальному механизму формирования любой зависимости от вещества и представляет собой цепочку поступков, ведущих к зависимому поведению: контакт – нерегулярное употребление – регулярное употребление – злоупотребление – зависимое поведение. Каждый этап формирования зависимого поведения характеризуется пространственно – временными, качественными и количественными параметрами. При наркотизации это время употребления наркотика, определенная периодичность, вид употребляемого наркотика, доза. Но у поведения человека всегда есть оценочный параметр – что человек думает, по поводу того, как он поступает. Поэтому в процессе формирования зависимого поведение важна смена его оценок человеком, влияющих на личностную позицию, определяющую следующий шаг. В процессе формирования зависимого поведения постепенно развиваются три типа зависимостей: социальная (от наркотизированной группы), психологическая (доминанта на наркотик, положительное эмоциональное состояние при его приеме и отрицательное эмоциональное состояние в его отсутствии), химическая зависимость (наркотик становится необходимым компонентом различных структур биологического функционирования человека). Последовательность формирования этих типов зависимостей зависит от конкретных условий и психогенности наркотика. Первый шаг связан с доверием к наркотику и недоверием к удовлетворению значимых потребностей другими способами. При работе с наркозависимыми важно понять их мотивы употребления наркотиков и мотивы для воздержания от них. В зарубежной литературе традиционно рассматривается три типа мотивации употребления наркотиков, два из них отражают принципы, которыми руководствуется ид (в соответствии с психоаналитическим подходом):
В.Ю. Завьялов выделяет триаду мотивов:
К группе мотивов, отражающих социально-психологические факторы, он относит традиционные, социально обусловленные мотивы; мотивы, отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы; мотивы псевдокультурного типа – стремление к наркоманическим ценностям подростковой группы. В группу мотивов, отражающих потребность в изменении состояния, включены гедонические мотивы (стремление к эйфории); мотивы, связанные с желанием нейтрализовать негативные переживания; мотивы гиперактивации поведения (стремление выйти из апатического состояния, увеличить интеллектуальную и физическую работоспособность). В группу мотивов, отражающих патологическую мотивацию, связанную с наличием абстинентного синдрома и патологическим влечением к наркотику, входят: мотив купирования абстинентного синдрома (стремление снять боль): мотив зависимости (аддиктивный мотив, связанный с фиксацией в сознании патологического влечения к наркотику); мотив самоповреждения – стремление употребить наркотик во зло себе и другим. (Завьялов В.Ю. 1986). Мотивы воздержания связаны с финансовыми ограничениями, наличием запрещающих авторитетов, отсутствием постоянных источников наркотика, наличием желаний, достижению которых мешает употребление наркотиков. Последнее, как правило, отсутствует, когда аддиктивное поведение трансформировалось в зависимое поведение, в болезнь – наркоманию. При работе со школьниками, употребляющими наркотики, важно выявить весь комплекс мотивов, для того, чтобы выявить возможные средства компенсации, что значимо для любого вида зависимого поведения. В одном исследовании было установлено, что “не только одна и та же потребность может воплощаться в разных объектах, но и в одном и том же объекте могут воплощаться разные взаимодействующие, переплетающиеся, а иногда и противоречащие друг другу потребности” (Л.И.Божович, 1972). В относительной независимости потребности и мотива лежат потенциальные возможности психотерапии не бороться с потребностями человека, а создавать условия для нового их удовлетворения, их переопредмечивания. При этом, как отмечает В.В.Столин, для того чтобы актуализировать работу самосознания, иногда необходимо полностью отказаться от всяких разъяснений и рекомендаций, либо сфокусировать внимание на процессах межличностного взаимодействия, либо привлечь внимание к процессам, тесно связанным с телесными, органическими функциями. Таким образом, самосознание оказывается включенным в круговой причинный процесс: специально организованное психотерапевтическое общение актуализирует самосознание, что приводит к переопредмечиванию потребностей и переиерархизации мотивов. Вновь возникшие мотивы и их соподчинение реализуются уже в реальном, естественном общении и реальной жизнедеятельности субъекта. То, что предлагается В.В.Столиным, можно интерпретировать как применение эклектического подхода в психотерапии для переопредмечивания мотивов, фокусируясь на самосознании клиента. Что представляет ценность для работы со школьниками, имеющими опыт зависимого поведения, в аспекте переключения социально неприемлемого объекта пристрастия на социально приемлемый. Школьник, имеющий опыт зависимого поведения, часто недоверчиво относится к взрослым, пытающимся ему помочь. Он подозревает, или почти уверен, что они будут бороться против его пристрастия, будут уговаривать, требовать отказаться от него. Он по-своему переживает свое вовлечение в наркотизацию, пытаясь оправдать свое поведение. Лишь когда ребенок испытывает полное бессилие, он начинает хвататься за “соломинку” - помощь профессионалов или церкви. Добровольность не означает отсутствия переживаний по поводу расставания с объектом влечения, так как если у ребенка психологическая зависимость от какого – либо объекта сформировалась, отказ от него всегда вызывает кризисные переживания. А за всяким переживанием, с точки зрения Л.С.Выготского, стоит реальное динамическое отношение среды по отношению к ребенку. Выделяют два типа кризисных ситуаций: серьезные потрясения, которые предполагают возможность выхода на прежний уровень жизни, и кризис, перечеркивающий жизненные замыслы. В случае кризиса единственным выходом является модификация личности и переосмысление жизни, что и реализуется в процессе психотерапии, психологического консультирования с применением техник, адекватных проблеме. Процесс преодоления кризисных ситуаций сопровождается переживанием, внутренней интеллектуально-волевой работой по восстановлению душевного равновесия и обретения смысла жизни, борьбой “против невозможности жить”. (Василюк Ф.Е, 1984) Внутренняя деятельность по преодолению критических ситуаций опирается на отношение человека к окружающему миру и уровень интеллектуального развития личности. В процессе развития зависимого поведения постепенно формируется зависимость, а вместе с ней и ощущение своего бессилия перед ней. Это вносит определенный вклад в мотивацию принятия решения искать пути выхода из создавшейся ситуации. Однако до тех пор, пока ребенок не осознает, какой вклад он вносит сам в формирование своей зависимости, не оценит влияния зависимого поведения на свою жизнедеятельность, не поверит, что проблема может быть решена, вероятность того, что будет принято решение об изменении поведения, невелика. Оценка своего поведения - критический момент в принятии решения об изменении поведения. Проблема зависимого поведения школьников, употребляющих наркотики, сопряжена с другими социально-педагогическими проблемами: ложью, воровством, продажей тела, инфекционными заболеваниями, преступлениями и т.п. Поэтому психолог-педагог, выбравший для себя специализацию по проблеме зависимого поведения школьников, должен быть готов встретиться с комплексом их проблем и оказать помощь в их решении. В настоящий момент в детских образовательных учреждениях обеспечение профилактической работы по проблеме зависимостей сводится в основном лишь к чтению лекций, т.е. к сообщению информации о вреде, наносимом зависимым поведением. Несмотря на то, что такая информация, скорее всего, является полезной при ее грамотной подаче, только лекторско-просветительная работа не решит проблемы. В целях предупреждения развития зависимого поведения, у детей необходимо целенаправленно формировать личностное сопротивление к приему вредных для здоровья веществ, чувство меры при взаимодействии с компьютером, экзистенциальное чувство опасности при возможных контактах с сомнительными культовыми организациями; формировать и развивать экзистенциальный комплекс базовых социальных умений, формировать автономное ответственное поведение, подразумевающее ответственный выбор школьником способов удовлетворения своих потребностей и способов решения своих проблем. Требуется специальная организация школьников в приобретении такого опыта, а, следовательно, и соответствующего обеспечения. Во многих работах отечественных педагогов и психологов (Иванов И.П., Караковский В.А., Ковалев А.Г, Коломинский Я.Л., Кон И.С., Макаренко А.С., Муздыбаев К., Парыгин Б.Д., Петровский В.А., Реан А.А., Сухомлинский В.А., Трусов В.П., Фельдштейн Д.И. и др.) акцентируется просоциальная активность, как необходимость для полноценного развития школьников, а, следовательно, и предупреждения девиантного поведения. Включение подростка в просоциальную группу рассматривается (Реан А.А.) как один из способов “вытягивания” подростков из групп делинквентного характера. В аспекте предупреждения зависимого поведения школьников, связанного с употреблением психоактивных веществ, привлекательные просоциальные группы могут сыграть решающую роль. Наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия, рассматривается (Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 2000) как общее психолого-педагогическое требование благополучного разрешения подросткового кризиса. Поскольку создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества. В современных условиях развития российского общества возрастает значимость поиска новых видов и форм социально значимой деятельности, способных создать условия для самоутверждения и самовыражения современных подростков. Участие в социально признаваемой и одобряемой деятельности дает возможность подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность, развить общественно направленную мотивацию, адекватно воспринять внешнюю оценку других (Фельдштейн Д.И., 1999). Одним из возможных способов обеспечения такой необходимости является волонтерская подростковая психологическая служба, дающая возможность просоциальной активности специально подготовленным школьникам – волонтерам, и развития ответственности их сверстников в сфере решения межличностных проблем. Выступая в позиции субъектов предупреждения развития зависимого поведения, волонтеры, изначально являющиеся предпочитаемыми, значимыми для других детей, являются еще и позитивными моделями поведения для сверстников и детей младшего возраста. Не случайно, волонтерское движение среди выздоравливающих наркоманов является чрезвычайно популярным. С одной стороны, волонтеры являются позитивными моделями для начинающих выздоравливающих. С другой стороны, они демонстрируют позицию субъекта выздоровления в длительном реабилитационном процессе, принимая ответственность за свое выздоровление. Другие интересные материалы:
|
|