|
|
"Психологическая готовность подростка к пробе наркотика является результатом разрешения внутреннего конфликта между мотивационно-потребностной и моральной сферой психики. В качестве посредника выступает когнитивная сфера, которая в случае принятия решения в пользу инициации употребления подавляет волю". В. Шабалина Традиционно первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) рассматривается как комплекс мероприятий, направленных на снижение факторов риска инициации употребления ПАВ и (или) усиление превентивных факторов. В качестве внешнего фактора рассматривают определенные жизненные обстоятельства Жизненные обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивидуума стать потребителем наркотиков определяются как факторы риска. Жизненные обстоятельства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребителем наркотиков определяются как факторы защиты. (Н.Сирота и В. Ялтонский, 2000). Совершенно очевидно, что жизненные обстоятельства могут быть как благоприятные, так и неблагоприятные. Однако ни одно из множества перечисляемых разными авторами негативных обстоятельств не детерминирует стопроцентно выбор человека в пользу наркотиков. Воздействуя на человека, они преломляются через субъективную реальность человека, через внутренние психические факторы, которые, в свою очередь, могут, как способствовать началу инициации употребления, так и препятствовать ей, что и проявляется в поведении человека в ситуации выбора. В работе Колеченко А.К. и Каменского А.М. (2002) выделяются индивидуально – психологические факторы: подражание авторитетным сверстникам; попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания; стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников; аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неустойчивость характера); протестные реакции, направленные на старших (родителей и педагогов); самодеструктивное поведение; любопытство; подчинение давлению и угрозам. Исследование мотивов, которыми руководствовались подростки при первой пробе наркотика, показало, что они имеют гендерные различия. Обследование школьников (10-е классы) с аддиктивным поведением (N = 80, 41 юноша и 39 девушек) выявило гендерные мотивы инициации. Для юношей ранжированный ряд мотивов оказался следующим:
Для девушек:
В зарубежных исследованиях любопытство подростков также выделяется в качестве наиболее распространенного мотива инициации употребления наркотиков, но не указывается, на какой популяции получены эти данные. Мотив любопытства рассматривается в качестве доминирующего и в отечественных исследованиях (М.М. Буркин, С.В. Горанская, 2002 и др.). Можно предположить, что исследования проводились на популяции, основу которой составляли представители мужского пола. В нашем исследовании 76 % мальчиков указали на любопытство как главную причину инициации, и только 12,8% девочек сослались на нее как на доминирующую (c 2 = 17. 2, p < 0.001). С другой стороны, 74.4% девочек дали либо первое, либо второе место двум мотивам – скуке (безделье) и желанию сблизиться с противоположным полом, и только 4,8 % юношей сделали это. Конфликты с учителями оказались более значимыми для инициации употребления наркотиков для юношей, чем для девушек (62, 5% против 25%, c 2 = 8,1, р < 0.01), а конфликты с родителями для девушек (53,9% против 12%, c 2 = 15.4, p < 0.001). Уход от проблем оказался более значимым мотивом для употребления наркотиков для юношей, чем для девушек. (47% против 5%, c 2 = 15.6, p < 0.001). Таким образом ситуация безделья, скуки, конфликтов с родителями в совокупности с симпатией к юноше, употребляющему наркотики, оказалась фактором риска для девушек, а ситуация конфликта с учителями, в совокупности с желанием уйти от проблем и любопытством к действию наркотика оказалась большим фактором риска для мальчиков. Независимо от пола фактором риска является ближайшее окружение сверстников, употребляющих наркотики, поскольку они делятся с ними своим опытом. Рассказ непосредственного участника события всегда вызывает больше доверия, чем сообщение очевидца или информация из “третьих рук”. Подростки получают информацию о наркотиках из “первых рук”, прежде всего, от сверстников. Она вызывает желание испытать такое же состояние, причем острота желания, будет зависеть не столько от привлекательности описанных ощущений, сколько от личной позиции подростка, его подготовленности к принятию или отвержению способа их достижения. Психологическая готовность подростка к пробе наркотика является результатом разрешения внутреннего конфликта между мотивационно-потребностной и моральной сферой психики. В качестве посредника выступает когнитивная сфера, которая в случае принятия решения в пользу инициации употребления подавляет волю. Дальнейшее развитие зависимого поведения связано эпизодическим употреблением, экспериментированием и формированием доминанты на наркотик: очаг повышенного возбуждения мозга, концентрирует внимание на объекте возбуждения, активизирует память об объекте возбуждения, тормозит волю, а потому затрудняет саморегуляцию. Предупреждение развития зависимого поведения требует своевременного вмешательства для оказания помощи школьникам, испытывающим неудовлетворенность реальностью. Чтобы выявить основания для оказания такой помощи необходимо исследовать опыт школьника в основных сферах его жизнедеятельности. Таковыми для него являются три общности: семья, круг сверстников и школа. Неблагополучный опыт школьника в этих общностях можно рассматривать как интегративный социально-педагогический фактор, предрасполагающий к стремлению использовать нелегальные психоактивные вещества (или другие объекты) для изменения своего сознания. Именно на этот фактор может повлиять психолог-педагог, работая со всеми субъектами предупреждения развития зависимого поведения школьников. Изучая социально-педагогические факторы, способствующие инициации употребления наркотиков школьниками, внимание, прежде всего, обращалось на опыт сопричастности школьника к проблеме наркотизации и его опыт жизнедеятельности в трех общностях: семьи, школы, круга друзей (в соответствии с направлениями психопрофилактики, выделенными С.А. Кулаковым) и на оценку и переживание этого опыта. Под опытом понимаетcя совокупность знаний, умений, навыков, вынесенных из жизни, практической деятельности и т. п. Психологическое консультирование, исследующее проблемы школьника в трех обозначенных сообществах позволяет выявить источники проблем, изменить отношение школьника к своему жизненному опыту, извлечь из него урок и спланировать лучшее будущее. Развитие моральной сферы, содержанием которой являются внутренне принятые ценности, нормы и правила жизни; оказание психологической помощи в достижении идентификации, постижении смысла жизни; развитие воли к достижению жизненно важных целей и преодолению препятствий к их достижению, позволяет психологически подготовить подростка к принятию формулы предостережения: “наркотики помешают мне в достижении того, чего я хочу добиться”. Тогда вместо психологической готовности к пробе наркотика, мы сформируем психологическую готовность противостоять наркотизации. В этом и состоит, с нашей точки зрения, роль психолога–педагога в позитивном предупреждении развития зависимого поведения. Другие интересные материалы:
|
|