|
|
Данные авторов позволяют определить некоторые характеристики групп подростков, нуждающихся в профилактической работе. Они также свидетельствуют о том, что методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению адекватно оценивает риск девиаций поведения, в том числе употребления наркотиков и токсических веществ и может использоваться для выделения целевых групп профилактики. А. Басов, В. Урываев, Е. Дозорцева, А. Новоселова, Н. Исакова Предупреждение употребления наркотиков наиболее эффективно в качестве первичной профилактики, а также интервенций на начальных стадиях употребления психоактивных веществ. В связи с этим продуктивным является выделение групп риска в подростковой среде, позволяющее проводить целенаправленную комплексную работу с учетом половозрастных, социальных и психологических особенностей молодых людей. Как правило, подобная работа направлена на профилактику не только собственно аддикций, но и более широкого круга девиантного поведения. Выявление группы риска требует использования эффективного инструментария. В этом плане представляется продуктивным применение Методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) (А.Н.Орел, 1999), включающей в себя восемь шкал, пять из которых направлены на выявление склонности к девиантному, в том числе аддиктивному поведению. Стремление испытуемого искажать результаты за счет предъявления социально желательных ответов контролируется специальной шкалой. Для определения характеристик употребления школьниками психоактивных веществ, их связей с обстоятельствами жизни подростков, а также с результатами СОП в Ярославле был проведен опрос учеников средних школ. В нем приняли участие 362 школьника обоего пола (средний возраст 14,97± 1,10 года). Помимо опросника СОП школьников просили ответить на специально сконструированную анкету, вопросы которой касались сведений об употреблении наркотических и токсических веществ, алкоголя, курения, а также широкого круга иных обстоятельств. Опрос проводился анонимно, однако анкеты и бланки опросников были попарно пронумерованы. Результаты обработки данных показывают, что с психоактивными веществами знакомо значительное число школьников. Так, алкоголь пробовали 84,2% подростков, курят 37,0%, 17,9% ответивших употребляли наркотические (12,85%) и токсические вещества. Высокие баллы (более 50) по шкале склонности к аддиктивному поведению СОП получили 41,6% школьников. Если остановиться на употреблении подростками наркотических и токсических веществ, то это обстоятельство имеет значимые корреляционные связи (здесь и далее p<0,05) с пятью основными шкалами СОП, выявляющими помимо склонности к аддиктивному поведению склонность к преодолению норм и правил, самоповреждающему и делинквентному поведению, агрессии и насилию. Таким школьникам свойственна плохая успеваемость, делинквентность, времяпрепровождение в компаниях сверстников и курение. Более конкретные сведения, характеризующие эту группу, могут быть получены с учетом гендерных особенностей подростков. Среди мальчиков, ответивших на вопрос, наркотические и токсические вещества употребляли 24,2%. Употребление названных веществ коррелирует у мальчиков со всеми шкалами СОП, направленными на выявление различных типов девиантного поведения (шкалы 2 – 7). Для подростков этой группы характерно семейное неблагополучие, которое в качестве проблемы отмечают сами опрошенные. Оно связано с пьянством родителей, употребляющих алкоголь несколько раз в неделю. Низкая успеваемость мальчиков (средний балл не выше 3,5) свидетельствует о школьной дезадаптации. Социальная дезадаптация подростков проявляется в их делинквентном поведении. Употребление наркотиков и токсических веществ имеет значимые корреляционные связи с последствиями делинквентного поведения: приводами в милицию, постановкой на учет в ОППН, возбуждением уголовного дела, осуждением к условному сроку наказания. Компенсацией существующих социально-психологических проблем для подростков служит ежедневное общение в компании. Помимо употребления наркотиков и токсических веществ таким мальчикам свойственно курение, причем в больших количествах (пачка сигарет в день). Курить они начали почти на год раньше, чем их курящие, но не употребляющие наркотики сверстники (соответственно в возрасте 11,6 и 12,5 лет). Участие в азартных играх на деньги также может свидетельствовать о проблемах влечений и зависимости. Низкая оценка состояния собственного здоровья говорит об озабоченности подростками этой сферой, что может быть использовано при организации профилактической работы. Девочки-школьницы реже, чем мальчики, вовлечены в потребление наркотических и токсических веществ (12,1% ответивших на вопрос). Как и в группе мальчиков, для них характерны высокие баллы по всем шкалам отклоняющегося поведения опросника СОП. Специфическая особенность заключается в неприятии женской роли, маскулинности поведения (8 шкала). Возможно, в ряде случаев этому способствовали семейные обстоятельства: отсутствие матери в семье и воспитание бабушками и дедушками. Мотивационная направленность у школьниц данной категории отличается от свойственной большинству опрошенных подростков: девочек не заботит проблема выбора профессии и, следовательно, жизненного самоопределения. Время они проводят в ежедневном общении с компанией, посещении клубов и дискотек. Как и у мальчиков, наркотизация здесь часто связана с делинквентным поведением (приводы в милицию, учет в ОППН). Употребление наркотиков и токсических веществ, аналогично с группой мальчиков, сочетается у таких девочек с интенсивным курением (пачка сигарет в день), причем характерно его раннее начало (в возрасте 12,5 лет по сравнению с 13,6 у курящих девочек, не пробовавших наркотики). Помимо этого, однако, отмечается не выраженная у мальчиков, потребляющих наркотики, тенденция к употреблению алкоголя по гедонистическим мотивам. Некоторые обстоятельства позволяют предположить формирование у ряда школьниц описываемой группы и компьютерной зависимости. Притом, что девочки в целом значительно реже мальчиков проводят время за компьютером, тем из них, кто посвящает этому занятию около 3 часов в день, свойственно и употребление наркотических и токсических веществ. Школьницы, употребляющие наркотики, отмечают значимость для них проблемы вредных привычек, что также следует учесть при разработке профилактических и психокоррекционных программ. Полученные данные позволяют определить некоторые характеристики групп подростков, нуждающихся в профилактической работе. Они также свидетельствуют о том, что методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению адекватно оценивает риск девиаций поведения, в том числе употребления наркотиков и токсических веществ и может использоваться для выделения целевых групп профилактики. Другие интересные материалы:
|
|