|
Спроси ведьму. Карты, которые знают о тебе все купить тут . Дао дэ Цзин. Книга пути и достоинства. Специальное издание купить на https://www.chitai-gorod.ru/
|
Комментирует Александр Сукало, профессор, доктор педагогических наук, автор ряда публикаций по субкультуре преступного мира. - Насколько уместно говорить о некой общности наркоманов в нашем государстве? Как глубоко это вошло в наше сознание? - Скажу высокопарно, но всю жизнь определяет, безусловно, культура. То, что у нас есть, наращено ею, и если убрать это - что останется от человека? Дикое существо, которое только что вышло из пещеры. Культура создает пространство для массы вещей, в том числе - получения человеком удовольствия. Оговорюсь, удовольствия другого рода, нежели чем наркотическое, - общение с искусством, наслаждение от творчества, от общения с другими людьми. Тем не менее, любое явление, и наркомания в том числе, интегрируется и растворяется в культуре. Наркомания - особый феномен. Зависимость складывается постепенно, как определенного рода привычка, образ жизни и вхождение в систему “уставных” отношений. В итоге получается субкультура. Из этого вытекают последствия: формирование специфической среды, наркотической группы, системы поставок, распространения и сбыта. Мы можем выделять в ней сепаратные субкультуры: некриминальные (богемные) - кокаинисты, гашишисты, героинщики. Но все эти модели находятся в одном пространстве. - Действительно ли психологическая зависимость настолько сильна? Бытует мнение, что, допустим, кокаин не толерантен (то есть, не требует увеличения дозы для получения эффекта), а следовательно не вызывает зависимости как таковой? - Хочется провести аналогию с библейской истиной. Желание попасть в рай приводит как раз таки в ад. И когда утверждается, что зависимости нет, выражаясь языком религиозным - это говорит дьявол в человеке. Наблюдая видеосъемки наркоманов, беседуя со специалистами, я пришел к выводу, что в человеке поселяется некая черная сила, с которой он ничего уже сделать не может. Это еще кроме стандартных - физической и психологической зависимости. - То есть, мы можем говорить о некой эстетике и не рассматривать однобоко лишь как криминальный феномен? - Возьмем ту же ситуацию с образом жизни воров в законе. “Я, Семэн, в законе вор, сам себе я прокурор”, пел Розенбаум. Знаменитая уголовная романтика играет тоже не последнюю роль. Да, эстетизация образа жизни наркоманов существует, потому что иначе невозможно создать романтически-притягательный образ для наркомании. Существует определенная философская система, о том, что психоактивные вещества это прорыв сознания, переход в другие качественные измерения, в другие состояния личности. То, что узнает наркоман, недоступно другим, а следовательно, он -избранный. Как мы прекрасно знаем, в мозгу находятся зоны удовольствия, наслаждения. И наркотик, прежде всего, действует на них. Каждый, как правило, переживает специфические образы и впечатления по-своему. Десятки раз я встречался с наркозависимыми, они рассказывали, что чаще всего испытанное удовольствие - прорыв в Нечто, определенные галлюцинации, образы, изменение пространства. И самое главное -необычайный подъем, человек будто летает. Ужасно то, что субкультура наркоманов сильнее, чем наша социальная система, они работают, как мощные социальные педагоги, именно в силе убеждения. Но наркотики требуют расширения социальной базы, и наркоман, исчерпав свои денежные ресурсы, становится дилером. И по разным оценкам специалистов, такой дилер вовлекает в наркоманию до 18 человек в год. А через Питер проходит наркотрафик, чувствуете, чем пахнет... - А как быть с великими произведениями искусства, навеянными нередко наркотическими образами? Что, развенчаем лавры Ван Гога, Рембо? Или цель все же оправдывает средства? - Нельзя отрицать стимулирующее воздействие наркотических веществ на психику, однако есть и подавляющее творческие начала. Могу сказать в пику - посмотрите сейчас, на те страны, где наркотики - часть культуры и норма жизни. Тот Восток, который дал в свое время Ибн-Сину, Омар Хайяма и массу замечательных открытий, за последнее время ведь... молчит. Вспомните Римскую Империю - зарождение, расцвет, деградация - история не меняет своих законов. Многие исследователи считают, что это связано с употреблением именно наркотиков. В отношении творчества трудно говорить категорично. Бальзак, например, стимулировал себя кофеином; Высоцкий пил много алкоголя и употреблял наркотики, ну а сколько гениев досталось миру просто так, без “наркоты”. Это желание ощущения своеобразного изыска, принадлежности к чему-то особому, опять же человеческое тщеславие и слабости. Как правило, богема чурается криминальной среды, у них есть свои определенные поставщики и каналы, хотя это тоже криминал сам по себе, который попадает под российское уголовное законодательство. Нет, это не элитная наркомания и массовая, а просто существуют те, у кого много денег, они употребляют дорогие наркотики, а у кого нет - соломку, отвар. Кокаин, более высокий уровень наркотика и в большей мере - мода! Это не феномен, должен предостеречь, что в той же творческой среде так же попадают в зависимость и, соответственно, хорошо не кончают. - Постойте, были бы деньги, а вылечиться всегда можно, так почему бы не поиграть в эстетство? ~ Это очень опасная игра, и шансов быть в ней победителем, откровенно говоря, немного. В среде наркоманов бытует мнение, что завязать с употреблением наркотика легко, ан нет, не получается. Это один из самых опасных мифов, как игра в гусарскую рулетку, крутишь-крутишь барабан с одним патроном у виска - раньше или позже все равно попадешь. С наркотиками нельзя остаться на уровне культурного потребления, как с алкоголем. Ну, пьет человек, а потом может в бытового пьяницу превратиться - а может и нет, останется на уровне гурмана. Будет потреблять хорошие коктейли и испытывать от этого большее удовольствие. Разве мы не можем сказать, что культура потребления спиртного - это особый ритуал, связанный с десятками нюансов. С наркотиками так не бывает. Не видел я пока наркомана, который бы остался на этом уровне, может быть лишь стадия временной ремиссии. - Почему у нас сложно бороться с любым проявлением социальных отклонений, в том числе и с наркоманией? ~ Я как преподаватель и культуролог могу сказать со своей колокольни, но не думаю, что сильно ошибусь - у нас отсутствует концепция гражданского воспитания. Кого воспитывают современные школы? Только человека с правосознанием, бизнесмена, человека рыночных отношений, но где тогда стратегия развития личности. Необходимо видеть, если концепция гражданского воспитания отсутствует - педагог оказывается бессилен, ему не с чем идти к воспитуемому. Любая его ценность сразу отвергается. В США есть книга - “Основы христианской морали”, она является катехизисом, на котором выстраивается вся система нравственного воспитания. В Германии учителя не подпустят к ученикам, если его деятельность не санкционирована религиозными организациями, тогда он имеет право идти и работать с детьми, то есть быть еще и душевным проповедником, фактически - это лицензия, мера социальной защиты подрастающего поколения. Я вот, при подготовке работ, часто общался с наркоманами, интересовался ощущениями, переживаниями, и в ответ слышал: а почему вы не попробуете? Пришлось отвечать честно: да я на вас, идиотов, столько насмотрелся, что никакого желания попробовать не возникнет.Другие интересные материалы:
|
|