|
Купить Набор Послания Луны. Метафорические карты https://www.chitai-gorod.ru/
|
"…В целом программа характеризуются тем, что развернутые наборы целей и ожидаемых результатов в ней лишь в меньшей части содержат конкретные параметры состояния проблем или их изменения. Большая их часть носит общепожелательный характер или нацелена на создание организационных условий действий в соответствующих сферах…." А. Вейхер Программа “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту” (в дальнейшем - “Антинаркотизм”) на 2002-2005 годы включает следующие группы мероприятий: 1. Организационные и правовые меры по противодействию злоупотреблению наркотиками, предусматривающие совершенствование законодательства Санкт-Петербурга в этой области. 2. Профилактика злоупотребления наркотиками, в состав которого входят мероприятия по образованию и подготовке специалистов, занимающихся профилактикой наркомании, массовая антинаркотическая профилактическая работа с целевыми группами и населением в целом, научно-исследовательские работы в области профилактики наркомании, организация и развитие сети профилактических антинаркотических подразделений и учреждений в молодежной, образовательной среде, системе здравоохранения, в военкоматах. 3. Лечение и реабилитация больных наркоманией, предусматривающая образовательную деятельность в области лечения наркомании и реабилитации больных наркоманией, работу с целевыми группами, научно-исследовательскую работу в данной области и укрепление материально-технической базы. 3. Борьба с незаконным оборотом наркотиков. 4. Международное и межведомственное сотрудничество в области противодействия злоупотреблению наркотиками. Объем финансирования за счет средств бюджета Санкт-Петербурга составляет 347958,6 тыс. руб., в том числе по годам: 2002 год – 91694,4 тыс. руб.; 2003 год – 86563,9 тыс. руб.; 2004 год – 93831,9 тыс. руб.; 2005 год – 75868,4 тыс. руб. Обоснование выбора конкретных целей программы В программе “Антинаркотизм” имеется 10 основных целей программы и 10 ожидаемых результатов, которые не все совпадают с соответствующими целями. Более того, если среди основных целей вторая состоит в “сокращении масштабов распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений”, то соответствующий ожидаемый результат предполагает лишь “приостановление роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота…” из которого должно проистекать “…поэтапное сокращение числа больных наркоманией и связанной с ней преступности до уровня минимальной опасности для общества”. В тексте программы имеется развернутый раздел “Обоснование программы”, в котором большая часть данных о распространенности наркопотребления является результатом социологических обследований, а данные диспансерного учета о численности страдающих наркоманией признаются заниженными в 8-10 раз. В целом программа характеризуются тем, что развернутые наборы целей и ожидаемых результатов в ней лишь в меньшей части содержат конкретные параметры состояния проблем или их изменения. Большая их часть носит общепожелательный характер или нацелена на создание организационных условий действий в соответствующих сферах. Возможности оценки степени достижения целей программы Рассмотрение разделов паспорта программы “Ожидаемые конечные результаты реализации Программы” позволяет выделить 4 типа формулировок, отличающихся тем, как можно оценить степень достижение этих результатов:
Таблица 1
Как трудно проверяемые в терминах “каков полученный результата и почему на него нужно было затратить столько средств” нами оценены мероприятия типа “Развитие взаимодействия и сотрудничества государственных и общественных структур в области противодействия наркомании, поддержка общественных организаций, занимающихся профилактикой наркомании и реабилитацией больных наркоманией”, “Поддержка локальных территориальных проектов, реализующих инновационные программы в области профилактики наркомании” (программа “Антинаркотизм”). Всего таких мероприятий оказалось 12 из 46. Оценка специфичности расходов по целевой программе Программа “Антинаркотизм” предусматривает только бюджетное финансирование. С другой стороны значительное число основных мероприятий Программ не предусматривает выделение дополнительных средств и выполнение мероприятий должно осуществляться в пределах текущего финансирования отраслевых органов Администрации города. Доля таких мероприятий по программе “Антинаркотизм” превышает четверть (12 из 46). В результате реальные затраты бюджетных средств на реализацию программы превышают объемы, указанные в соответствующем разделе паспорта программы. Тем самым, общественный контроль за расходами бюджета по соответствующим направлениям затрудняется, сопоставить затраты даже с конкретными мероприятиями становится невозможным. Наконец, по критерию специфичности (узко целевой направленности на решение задач, для которых необходима программная, а не отраслевая форма финансирования) при анализе разделов “Перечень основных мероприятий Программы, и объемов их финансирования” большая часть мероприятий по содержанию логично разделяется на два типа:
Таблица 2
Доля затрат на мероприятия, которые практически не отличаются от обычной деятельности соответствующих отраслевых подразделений Администрации города, в программе “Антинаркотизм”. Это один из самых высоких показателей среди всех целевых программ. Конечно, распределение мероприятий по степени их “новационности-рутинности” достаточно условно. Возможно, что специалисты в соответствующих сферах поменяли бы оценки отдельных мероприятий. Однако трудно не отнести к дополнительному финансированию работы отраслевых комитетов такие мероприятия как “Обеспечение работы Экспертного совета при Межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту”, “Дальнейшее развитие сети государственных наркологических учреждений здравоохранения и совершенствование качества стационарной и амбулаторной наркологической помощи” и т.п. Оценка объема и целевого содержания средств по программе, которые могут быть использованы с участием НКО Таблица 3
Для практического использования результатов ПБА целевых социальных программ важно знать, конечно, не только общие оценки объема средств по мероприятиям, в реализации которых возможно участие НКО, но и их распределение по конкретным видам деятельности. В таблице 4 представлены данные по мероприятиям, сгруппированным по основным видам деятельности. Большой трудностью оказывается то, что многие мероприятия включают одновременно несколько видов деятельности. Таблица 4 Распределение средств целевой программы “Антинаркотизм” по типам мероприятий:
5. ВыводыВ сегменте бюджетного процесса, связанного с формированием и осуществлением целевых социальных программ, НКО могут и должны участвовать по следующим направлениям:
Участие НКО в ПБА предлагаемого типа возможно при минимальных условиях:
Комментарии www.narcom.ru:1. НКО вполне может заниматься ЛЕЧЕНИЕМ наркологических больных: 2. НКО вполне может заниматься психологической РЕАБИЛИТАЦИЕЙ наркологических больных. Пример в Питере - Благотворительный некоммерческий фонд "Здоровое будущее" (руководитель реабилитационной программы - к.пс.н., доцент В.В. Шабалина). Кстати, во всем мире реабилитацией наркозависимых занимаются именно негосударственные организации (по ряду причин, см. http://www.narcom.ru/law/system/36.html). 3. НКО вполне может заниматься и ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКОЙ девиантного поведения. Пример в Питере - Благотворительный некоммерческий фонд "Здоровое будущее", в структуре которого создано специальное подразделение - Подростковая кризисная психологическая служба (соруководители - член-корр. РАО д.пс.н., проф. А.А. Реан, д.пс.н., проф. И.Н. Гурвич, д.м.н., проф. Д.Н. Исаев) уже 4 года осуществляющая деятельность в Приморском районе города. 4. НКО вполне может проводить достаточно серьезные СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Тот же Фонд "Здоровое будущее" проводил совместно с Институтом социологии РАН ряд исследований подростковой девиантности (соруководители исследований - д.ю.н., проф. Я.И. Гилинский, д.пс.н., проф. Гурвич, Л.Е. Кесельман), по результатам которых Фондом были изданы книги "Социальное пространство наркотизма" (Л. Кесельман, М. Мацкевич) и "Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность" (Я. Гилинский и др.. 5. НКО вполне может заниматься УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ деятельностью. Следовательно, в сфере деятельности НКО могут быть практически все направления, обозначенные в городской антинаркотической программе (кроме правоохранительной деятельности, естественно). Таким образом, цифры в таблицах г-на Вейхера должны быть совсем другими. В целом, думаю, было бы интересно провести сравнительный анализ деятельности данного НКО и специализированных государственных организаций по критерию отношения затрат к результатам. Или же – проведя системный анализ функций выделить релевантные факторы, сформулировать критерии оценки, непротиворечивую систему предпочтений, провести анализ и дать интегральную оценку деятельности. Думаю, результат получился бы весьма забавным. Другие интересные материалы:
|
|