Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Уровень и модели промискуитетного поведения подростков

 
> Сверхценные идеи > Косые взгляды > Уровень и модели промискуитетного поведения подростков

Представленные материалы об уровнях и моделях промискуитетного поведения подростков продолжают цикл исследований наиболее актуальных видов (форм) подростковой девиантности — алкоголизации, наркотизации и промискуитета. Исследования проведены в 1999-2000 гг. специалистами Института Социологии РАН и отражают общесоциальные закономерности, поскольку представленные материалы получены на основе репрезентативной выборки.

И. Гурвич

Промискуитетное поведение подростков изучалось по всем его основным характеристикам в школьной выборке описываемого цикла исследований (табл.1). Уже в младшей подростковой группе, охваченной выборкой, 4/5 подростков имеют опыт сексуальных контактов. При этом опыт физического контакта и поцелуев имеют 2/3, а полового акта — 1/4 школьников. К более старшему возрасту опыт полового акта имеет половина подростков. Сексуальная активность подростков, как показывают результаты исследования, испытывает на себе влияние их сексологической компетентности, но только для начальных форм сексуальной активности. Эта связь не носит линейного характера. Поцелуи и петтинг наиболее часто практикуются при низком уровне компетентности; при среднем уровне компетентности эта частота снижается, но затем, с ростом компетентности, вновь нарастает. Сами школьники оценивают свою сексологическую компетентность скорее как среднюю, что подтверждается объективными данными, полученными в ходе исследования при построении шкалы сексологической компетентности (табл.1).

Сексологическая компетентность школьников формируется семейным окружением, группой сверстников и средствами массовой информации. Из фигур семейного окружения наибольший “вклад” в формирование сексологической компетентности подростка обычно вносит отец, несколько меньший — сибсы. Влияние же других членов родительской семьи здесь минимально. Среди сверстников формируют сексологическую компетентность подростка в основном сверстники того же, что и он, пола. Из средств массовой информации наиболее высокий уровень компетентности устанавливается при использовании подростком специальной литературы по проблемам сексологии. В целом влияние средств массовой информации на сексологическую осведомленность подростков наиболее высоко и сопоставимо лишь с влиянием фигуры отца.

Охарактеризуем другие проявления сексуальной активности подростка (табл.1). В объединенной школьной выборке более 1/4 подростков регулярно мастурбируют. В младшей подростковой группе 1/10 подростков имеет постоянного сексуального партнера, и еще у 7% такой партнер был ранее. Также 1/10 подростков живет половой жизнью с различными партнерами, и почти столько же вступали в интимные отношения с малознакомыми партнерами.

Регулярность своей половой жизни отметили 8% подростков младшей возрастнойгруппы. При включении в выборку более старших возрастов устанавливается наличие у 1/7 подростков гомосексуального опыта. В объединенной школьной выборке выявилось 1,5% подростков, переносивших венерические заболевания, причем 1/7 из них — неоднократно. Жертвами сексуальных приставаний была 1/3 опрошенных.

Кластеризация с аддиктивным поведением

Кластеризация, то есть совместная ~ встречаемость различных видов девиантного поведения, характерна для более “продвинутых” форм подростковой сексуальной активности, по сравнению с поцелуями и к петтингом, хотя уровень сексологической компетентности ассоциирован с алкоголизацией. Здесь устанавливается та же закономерность, что и по отношению к начальным формам подростковой сексуальной активности: при низкой сексологической компетентности отмечается высокий уровень алкоголизации, затем он снижается при средних значениях компетентности и вновь нарастает при ее повышении. Отмеченное соответствие говорит об определенной связи между приобретением подростками сексуального опыта и опыта алкоголизации, причем сексологическая компетентность выступает, возможно, до известной степени определяющим фактором.

Начало половой жизни, как показывают данные по объединенной школьной выборке, почти у половины подростков сопряжено с опьянением как самого подростка, так и партнера. Конечно, это по большей части легкое алкогольное опьянение. Однако почти у 2% при начале половой жизни отмечалось и наркотическое опьянение — либо легкое, смешанное с алкогольным, либо тяжелое наркотическое, причем при отсутствии такого опьянения у партнера. Почти у 8% подростков отмечалось тяжелое алкогольное опьянение, но в 1/3 случаев такого опьянения не было у партнера. Таким образом, аддиктивное поведение способствует раннему началу половой жизни у подростков.

Вероятность того, что начало половой жизни произойдет случайно, существенно повышается при наличии любого вида опьянения как у самого подростка, так и у мало знакомого ему партнера. “Риск” случайного начала половой жизни особенно велик при тяжелом алкогольном опьянении подростка.

Такое случайное начало половой жизни сопряжено с некоторыми негативными факторами, реализующимися в родительской семье подростка. Из структурных факторов к ним относится наличие в семье суррогатного отца (отчима) и бабушки. Возможно, эти воспитывающие фигуры провоцируют подростковую реакцию оппозиции, проявляющуюся в тяжелом алкогольном опьянении при раннем случайном начале половой жизни.

Таблица 1

Промискуитетное поведение учащихся, % Сексуальная осведомленность и опыт

Характеристики %
Ориентация в вопросах сексуальности — взаимооценка
Ориентируются хорошо 28,9
Ориентируются средне 47,1
Ориентируются плохо 8,6
Затруднились дать ответ 15,4
Всего: 100,0
Индивидуальный сексуальный опыт
Встречи 79,4
Физический контакт 67,7
Поцелуи 68,5
Ласки обычно открытых участков тела (неккинг) 44,4
Ласки обычно закрытых участков тела (петтинг) 39,0
Половой акт 23,1
Всего: 322,1
Мастурбация
Мастурбируют 28,0
Не мастурбируют 62,2
Не вполне поняли вопрос 9,8
Всего: 100,0
Наличие постоянного сексуального партнера
Есть 9,7
Нет 9,9
Был в прошлом, но сейчас нет 6,8
Всего: 26,4
Сексуальные отношения с малознакомыми партнерами
Были 9,1
Не было 13,5
Всего: 22,6
Регулярность половой жизни
Скорее, регулярная 8,0
Скорее, не регулярная 16,7
Всего: 24,7
Гомосексуальный опыт
Имеется 14,6
Отсутствует 85,4
Всего: 100,0
Заболевания, передающиеся половым путем
Не переносили 20,5
Перенесли однократно 1,5
Перенесли неоднократно 0,2
Всего: 22,2
Сексуальные приставания
Испытывали 33,0
Не испытывали 67,0
Всего: 100,0

Социальный статус семьи оказывает свое влияние через основной фактор, определяющий воздействие социально-статусной принадлежности на подростка — образование матери. Легкое алкогольное опьянение в первом половом акте отмечается у всех подростков, чьи матери имеют низкий образовательный статус, и ни у одного, имеющего мать со средним общим образованием. Затем, с повышением образовательного статуса матери доля подростков, начавших половую жизнь в состоянии легкого алкогольного опьянения, повышается так, что достигает типичного для изученной выборки значения. Другими словами, высокий социальный статус способствует началу половой жизни в состоянии легкого алкогольного опьянения, хотя и не в такой степени, как низкий. Опыт употребления подростком алкоголя, а также токсических опьяняющих веществ не повышает “риска” стать жертвой сексуальных приставаний, чего нельзя сказать об опыте употребления наркотиков. Наркотизирующиеся подростки чаще являются объектами сексуальных приставаний. Однако и опыт наркотизации, и опыт использования для достижения опьянения летучих органических соединений способствует вступлению подростка в случайные сексуальные связи. Выявленная зависимость может быть объяснена, с одной стороны, сравнительно более слабым влиянием алкоголя на формирование “поведения риска”, а с другой — более выраженными последствиями употребления наркотиков и токсических веществ для личности подростка, с ее эмоциональным огрублением и сопутствующей сексуальной расторможенностью. В этом отношении воздействие наркотиков оказалось более выраженным, чем воздействие летучих органических веществ.


Другие интересные материалы:
Сценарии привлечения к потреблению наркотиков
"Подростка, не обладающего четкой...

Способы вовлечения подростков и молодежи...
Социальные предпосылки проблемной алкоголизации в современной России (автореферат диссертации)
Цель исследования – описание структуры...

Образ психологической зависимости как объект психокоррекции


На настоящий момент в научной литературе...
Интернет-аддикция как форма зависимого поведения
В предлагаемой статье рассматривается...

А. Андреев, А. Анцыборов Введение в...
Доказательные исследования эффективности применения различных лекарственных форм налтрексона для стабилизации ремиссии опийной наркомании
Видеоматериалы Всероссийской...

Предлагаем вашему вниманию...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт