|
|
Реакция общества на существующую антинаркотическую политику определяется отмеченной ее неэффективностью – большинству населения и представителям основных групп "риска" она либо неизвестна, либо кажется неадекватной. Все это определяет необходимость формулирования надежных научно-методологических оснований для социальной политики в отношении наркотиков. Р. Хлопушин Несмотря на продолжительную историю попыток контроля распространения наркотиков в России, государственное управление в этой сфере характеризуется отсутствием единого и целостного методологического подхода к формированию антинаркотической политики. Ее цели и задачи, декларируемые законодательством, федеральными и региональными программами не имеют под собой системной основы, часто не подразумевают операционализируемых решений, не воспринимаются и не понимаются ключевыми специалистами и рядовыми сотрудниками социальных институтов, ответственных за контроль наркотизма в рамках своей профессиональной деятельности. Реакция общества на существующую антинаркотическую политику определяется отмеченной ее неэффективностью – большинству населения и представителям основных групп "риска" она либо неизвестна, либо кажется неадекватной. Все это определяет необходимость формулирования надежных научно-методологических оснований для социальной политики в отношении наркотиков. Само представление о наркотизме традиционно исходит из биомедицинской модели поведенческого расстройства, где он рассматривается вне широкого социального контекста скорее как предмет криминологии, педагогики или психиатрии. Однако за последние десятилетия в развитых странах практическая работа по укреплению здоровья общества и снижению в нем девиантных проявлений коренным образом переориентировалась с собственно медицинской помощи и криминологического контроля на превенцию болезней. При этом наиболее эффективным в изучении и превенции наркотизма признается социо-медицинское направление, поскольку именно оно позволяет учесть как множественную детерминацию наркопотребления, так и множественность его социальных проявлений. Центральным вопросом социо-медицинского подхода является оценка эффективности и перспективное планирование социального регулирования, направленного на сохранение и укрепление общественного здоровья, а также снижение таких девиантных проявлений как наркотизм. К сегодняшнему дню накоплен значительный опыт оценки эффективности социальных программ, связанных с наркотизмом, который можно представить в виде обобщенной модели, включающую в себя систему параметров антинаркотической политики, а также ее организационно-функциональную структуру (см. приложение). Предлагаемая модель может выступать теоретическим основанием для планирования и оценки проводимой социальной политики в отношении наркотиков и позволяет реализовывать весь цикл, связанных с этим задач: 1. Описание существующей системы контроля наркотизма в общности, где реализуется целевая социальная политика. В качестве объекта описания могут выступать также отдельные антинаркотические программы, где конкретизируется их спецификация и место в комплексе остальных социальных программ. 2. Оценка эффективности социальной политики в отношении наркотиков подразумевает ее описание с точки зрения успешности влияния на состояние наркотизма в общности. Предлагаемая модель позволяет осуществлять оценку эффективности единичных антинаркотических программ, во-первых, в контексте общей социальной политики в отношении наркотиков или в отношении здоровья в целом, и во-вторых, по отдельности с применением существующих методов социальной оценки. 3. Планирование социальной политики включает в себя разработку критериев эффективности и оценку перспективности планируемых социальных программ, а так же обеспечения их реализации. Данная модель представляет собой обобщенное резюме теоретических и практических исследовательских разработок в сфере социального контроля наркотизма и предлагается в качестве научно-методологического основания для социальной политики в этой сфере. Приложение Модель социального контроля наркотизма
Другие интересные материалы:
|
|