Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Перспективы и методологические основания социальной политики в отношении наркотиков

 
> Сверхценные идеи > Косые взгляды > Перспективы и методологические основания социальной политики в отношении наркотиков

Реакция общества на существующую антинаркотическую политику определяется отмеченной ее неэффективностью – большинству населения и представителям основных групп "риска" она либо неизвестна, либо кажется неадекватной. Все это определяет необходимость формулирования надежных научно-методологических оснований для социальной политики в отношении наркотиков.

Р. Хлопушин

Несмотря на продолжительную историю попыток контроля распространения наркотиков в России, государственное управление в этой сфере характеризуется отсутствием единого и целостного методологического подхода к формированию антинаркотической политики. Ее цели и задачи, декларируемые законодательством, федеральными и региональными программами не имеют под собой системной основы, часто не подразумевают операционализируемых решений, не воспринимаются и не понимаются ключевыми специалистами и рядовыми сотрудниками социальных институтов, ответственных за контроль наркотизма в рамках своей профессиональной деятельности. Реакция общества на существующую антинаркотическую политику определяется отмеченной ее неэффективностью – большинству населения и представителям основных групп "риска" она либо неизвестна, либо кажется неадекватной. Все это определяет необходимость формулирования надежных научно-методологических оснований для социальной политики в отношении наркотиков.

Само представление о наркотизме традиционно исходит из биомедицинской модели поведенческого расстройства, где он рассматривается вне широкого социального контекста скорее как предмет криминологии, педагогики или психиатрии. Однако за последние десятилетия в развитых странах практическая работа по укреплению здоровья общества и снижению в нем девиантных проявлений коренным образом переориентировалась с собственно медицинской помощи и криминологического контроля на превенцию болезней. При этом наиболее эффективным в изучении и превенции наркотизма признается социо-медицинское направление, поскольку именно оно позволяет учесть как множественную детерминацию наркопотребления, так и множественность его социальных проявлений.

Центральным вопросом социо-медицинского подхода является оценка эффективности и перспективное планирование социального регулирования, направленного на сохранение и укрепление общественного здоровья, а также снижение таких девиантных проявлений как наркотизм. К сегодняшнему дню накоплен значительный опыт оценки эффективности социальных программ, связанных с наркотизмом, который можно представить в виде обобщенной модели, включающую в себя систему параметров антинаркотической политики, а также ее организационно-функциональную структуру (см. приложение).

Предлагаемая модель может выступать теоретическим основанием для планирования и оценки проводимой социальной политики в отношении наркотиков и позволяет реализовывать весь цикл, связанных с этим задач:

1. Описание существующей системы контроля наркотизма в общности, где реализуется целевая социальная политика. В качестве объекта описания могут выступать также отдельные антинаркотические программы, где конкретизируется их спецификация и место в комплексе остальных социальных программ.

2. Оценка эффективности социальной политики в отношении наркотиков подразумевает ее описание с точки зрения успешности влияния на состояние наркотизма в общности. Предлагаемая модель позволяет осуществлять оценку эффективности единичных антинаркотических программ, во-первых, в контексте общей социальной политики в отношении наркотиков или в отношении здоровья в целом, и во-вторых, по отдельности с применением существующих методов социальной оценки.

3. Планирование социальной политики включает в себя разработку критериев эффективности и оценку перспективности планируемых социальных программ, а так же обеспечения их реализации.

Данная модель представляет собой обобщенное резюме теоретических и практических исследовательских разработок в сфере социального контроля наркотизма и предлагается в качестве научно-методологического основания для социальной политики в этой сфере.

Приложение

Модель социального контроля наркотизма

Уровень описания Характеристики Параметры описания контроля наркотизма Методы оценки существующей политики контроля Выработка и реализация политики
Государственное управление Процессные - История контроля наркотизма

- Социальные программы, реализуемые в общности

- Цели и задачи контроля наркотизма в общности

- Законодательство, связанное с наркотизмом

 

- Качественное описание и оценка

 

- Постановка целей, задач и стратегии целевой программы

- Выбор ответственных и участников программы

- Выработка и ввод в систему документов, регламентирующих деятельность контролирующих организаций

- Мониторинг и формирование банка данных проводимой политики

- Контроль участников программы

- Прогнозирование состояния наркотизма в общности

- Прогнозирование исходов политики

Структурные - Субъекты, осуществляющие управление организациями контроля или влияющие на него

- Способы управления и контроля организаций, ответственных за контроль наркотизма

- Организации, связанные с распространением наркотиков в общности и характеристика рынка наркотиков

- Качественная оценка специальных источников: опрос экспертов и ключевых лиц, анализ ведомственных документов, отчетности, статистики и пр.

 

Ресурсные - Экономическое состояние общности и возможности обеспечения социальных программ

 

- Анализ затрат и результатов социальной политики

- Квалификационный и мотивационный анализ участников социальной политики

Организационный уровень Процессные - Цели и задачи организаций, ответственных за контроль наркотизма

- Формальные предписания, полномочия, правила и нормы деятельности, связанной с контролем наркотизма

 

- Качественная оценка специальных источников: опрос экспертов и ключевых лиц, анализ ведомственных документов, отчетности и статистики - Выработка и ввод в систему документов, регламентирующих деятельность организаций, связанных с контролем наркотизма

- Разработка и регламентирование структуры взаимодействия организаций – участников программы

- Обучение и мотивирование персонала организаций

- Контроль деятельности организаций и ключевых участников программы

Структурные - Структурно-функциональное описание организаций, связанных с контролем наркотизма

- Структура и характер взаимодействия этих организаций между собой

- Управление, внутренний контроль и отчетность этих организаций

 

Ресурсные - Экономическое и материальное состояние и обеспечение организаций – участников программы

- Характеристика персонала организаций

- Анализ затрат и результатов

- Качественная оценка квалификации и мотивации персонала

Социетальная реакция Процессные - Традиционные формы контроля наркотизма, характерные для данной общности

- Общественное мнение относительно наркотизма: восприятие, нормы, аттитюды, опасения, ожидания от властей

 

- Оценка "вклада" формальных и неформальных механизмов контроля

- Оценка результативности существующей политики в целом.

- Оценка результативности отдельных программ

- Программы по формированию общественного мнения.

- Разработка и реализация профилактических программ

- Мониторинг и прогнозирование наркотизма и других рисков угрожающих здоровью населения

Структурные - Общественные объединения или иные силы, влияющие или способные повлиять на контроль наркотизма, их характеристики

- Структурно-демографические показатели населения

- Характеристика наркотизма в общности (уровень и паттерны потребления), а также специфическая заболеваемость потребителей наркотиков, их социо-демографические и психологические характеристики

- Характеристика "групп риска"

Ресурсные - Экономические показатели благополучия населения общности

- Характеристика состояния здоровья населения общности


Другие интересные материалы:
Антидотная и метаболическая терапия как профилактика постинтоксикационных энцефалопатий
Данные подходы нашли практическое...

А. Софронов, Г. Софронов Клинические...
Постпсихиатрия: новые пути оценки и диагноза психических нарушений
Доклад на конференции «Современная...

Снотворно-седативные препараты ("Седативные" - значит успокаивающие)


Не все снотворные препараты являются...
Язык вражды и люди, живущие с ВИЧ
Рассматривая враждебность во...

Слово "язык" предполагает, что мы говорим...
Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт