|
|
(дискуссионные заметки к вопросу о приоритетном национальном проекте по здравоохранению) Г. Комаров Введение. Общественное развитие неразрывно связано и обусловлено состоянием здоровья населения страны, каждого отдельного гражданина, уровнем культуры людей и их благосостоянием, правовым обеспечением условий для сохранения здоровья и трудоспособности, развитием и эффективным функционированием системы здравоохранения. Опыт экономически успешно и стабильно развивающихся стран показывает, что достижение этого происходило и происходит не только в результате научно-технического прогресса, и совершенствования производства, что, безусловно, являлось и является важнейшими составляющими прогресса, но и решением социальных проблем, и, прежде всего, обеспечением условий для полноценной жизни людей, сохранения ими здоровья и высокого производительного потенциала, обеспечением важнейшего права – права на жизнь и здоровье, на получение своевременной и эффективной медицинской помощи. На протяжении долгого исторического периода, несмотря на правильные и по содержанию справедливые декларации о сохранении и повышении уровня здоровья людей, в нашей стране на самом деле происходило прогрессивное ухудшение условий жизни, труда, питания, шло разрушение здоровья нации, снижение репродуктивного потенциала населения, повышение показателей заболеваемости и смертности. Начиная с 90-х годов прошлого века, кривые динамики рождаемости и смертности впервые за несколько столетий пересеклись, и началась их дивергенция, отражающая неумолимо прогрессирующую депопуляцию. К настоящему времени превышение смертности над рождаемостью составляет 700 – 800 тысяч человек. При сохранении сложившихся за полтора десятилетия демографических тенденций ежегодная убыль населения в России по прогнозам может составить 4 миллиона человек в год и более к 2020 году. В этих условиях возникла необходимость принятия радикальных изменений государственной социальной политики и реформирования системы здравоохранения страны. В основе возникшего на государственном уровне императива обеспечить глубокое реформирование социальной сферы страны в области здравоохранения предполагается воздействие преимущественно на структурную модернизацию для обеспечения повышения качества медицинской помощи, а также отчасти на технологическое качество. Отчасти потому, что предполагается создание в течение двух лет 15 центров высокотехнологичной медицинской помощи населению, а не повсеместное совершенствование медицинских технологий более чем в 13 000 лечебно-профилактических учреждений страны. К сожалению, сведения о разрабатываемом по инициативе Президента и Правительства страны беспрецедентном по объемам инвестируемых государственных средств Приоритетном национальном проекте в области здравоохранения очень скудны, фрагментарны, базируются на докладах высоких должностных лиц на различного рода совещаниях (парламентских, ведомственных, научных), а также скудных публикациях в СМИ. Отсутствие целостного представления о принципах, приоритетах, направлениях и конкретных мероприятиях этого проекта, разработка которого ведется по не вполне понятным причинам в условиях большой информационной закрытости от широкой научной медицинской общественности, от врачей и населения, порождает тревожное сомнение в обществе, которое стремительно теряет доверие к власти, дискредитировавшей себя масштабной коррупцией, порожденными непрофессионализмом грубыми ошибками, нежеланием считаться с интересами и мнениями граждан. Совершенно не претендуя на истину в последней инстанции, не преследуя никаких личных интересов, а в большей степени выполняя свой профессиональный и гражданский долг, публикуются, возможно, не бесспорные настоящие полемические замечания по поводу не технократического и не основанного на экономических приоритетах подхода к реформированию системы охраны здоровья населения, а не только здравоохранения. К истокам проблемы. Первые попытки демократизации и одновременно формализации взаимоотношений в «молекуле здравоохранения» - взаимоотношениях и взаимодействии пациентов и врачей, а также в сфере взаимодействия врачей и общества принадлежат не нам, а, ставшим уже весьма далекими от нас по времени, нашим предшественникам – основателям Пироговского движения врачей, нашим коллегам - делегатам и участникам прошедших до октябрьского переворота, именуемого Великой Октябрьской социалистической революцией, шестнадцати всероссийских врачебных съездов. Можно по-разному относиться к их страстному призыву к врачам отказать в сотрудничестве советской власти. Надо рассматривать это вынужденное решение в контексте происходящих в то время событий, и, прежде всего, начавшегося «красного террора». Совершена ошибка в зеркальном ответе на еще большую политическую ошибку, если не давать более жесткой оценки явлению, происшедшему у нас в стране, во многом способствовавшему разрушению интеллектуального потенциала общества, подрыву гуманистических основ некогда славившейся этим российской медицинской школы. Учитывая аберрацию за счет исторической близости этих событий, не нам судить коллег и тех, кто обезглавил и приостановил деятельность Пироговского движения врачей России в далеком 1918 году, в своей сути беспрецедентного и высоко нравственного, гражданского и профессионального долга преисполненного общественного явления. Наша задача намного проще в теории, но значительно труднее в исполнении, поскольку мы с одной стороны стоим на плечах своих предшественников и имеем возможность взять за основу своих рассуждений и действий их опыт, а с другой - потому, что в последние десятилетия в значительной мере под влиянием политики двойных стандартов и девальвации гуманистических ценностей произошло разрушение нравственных основ профессионального стержня в медицине. Профессия врача в охваченном потребительским бумом и вакханалией вседозволенности обществе стала рассматриваться все более как своеобразный, специфический способ наживы, как товар, имеющий цену и способность продаваться и покупаться наравне с другими товарами. Получило развитие уродливое по существу и высоко безнравственное по сути явление – оказание платных медицинских услуг в государственных лечебно-профилактических учреждениях. Возник, так называемый, «теневой сектор здравоохранения», т.е. прямые денежные отношения врачей с пациентами. Стал обыденным явлением принцип «вначале деньги, а потом медицинская помощь», который по признанию руководителей федерального Министерства здравоохранения и социального развития России и по неполной оценке оборачивающихся в нем денежных средств становится уже сопоставимым с бюджетом государственной системы здравоохранения и медицинского страхования вместе взятым. Проблема состоит не в том, что «живые» деньги в зоне взимодействия врачей и пациентов стали своеобразным диэлектриком (изолятором), снижающим взаимное доверие так необходимое в процессе профилактики заболеваний, диагностики их и лечения, не в том, что этим самым резко понизилось доверие населения к врачам и их рекомендациям, и даже не в том, что произошла деградация ранее очень высокой профессиональной нравственности российских врачей и, как следствие, снижение их общественной репутации (профессионального рейтинга), а в том, что качественная и своевременная медицинская помощь стала недоступной значительной части граждан, главным образом и наиболее нуждающимся в ней - детям, женщинам, инвалидам, пенсионерам, малообеспеченным слоям населения. Ненормальность такой ситуации была понятной Российской медицинской ассоциации, которой в 1997 году на II (XVIII) Всероссийском Пироговском съезде врачей была сформулирована задача разработки впервые за две с половиной тысячи лет после создания клятвы Гиппократа - фактически одностороннего договора врачей с обществом и пациентами, трехстороннего договора между врачами, пациентами и обществом (государством) – «Медико-сроциальной хартии Российской Федерации». Впервые два проекта этого документа (профессора Д.Д. Венедиктова и профессора Г.А. Комарова) были предложены на рассмотрение делегатов III (XIX) Всероссийского Пироговского съезда врачей в 1999 году. На состоявшемся в 2001 году IV (XX) Всероссийском Пироговском съезде врачей документ «Медико-социальная хартия Российской Федерации» был принят по варианту, предложенному проф. Г.А. Комаровым. Этот документ был направлен РМА Президенту страны, в обе палаты Парламента, в Правительство, лидерам всех крупнейших политических партий и общественных организаций, главам крупнейших религиозных конфессий, в Министерство здравоохранения РФ и в имеющие отношение к здоровью населения другие министерства и ведомства (обороны, МВД, образования и т.д.), в ВОЗ, Всемирную Медицинскую Ассоциацию, в национальные медицинские ассоциации крупнейших стран мира, во все медицинские ассоциации России, в ВУЗы и научно-исследовательские учреждения страны, в органы управления здравоохранением и руководителям крупнейших лечебно-профилактических учреждений всех регионов России, в крупнейшие информационные агентства и редакции СМИ. Хартия выдержала три переиздания, и общий тираж ее составил 65 000 экземпляров. Российской медицинской ассоциацией получено одобрение Хартии Европейским Бюро ВОЗ, ВМА и более чем 30 тысячами врачей России (подтверждено личными подписями и протоколами врачебных конференций). Однако этот документ, несмотря на неоднократные напоминания, не рассматривался ни в Государственной Думе, ни в Правительстве Российской Федерации… В 2004 году на V (XXI) Всероссийском Пироговском съезде врачей в развитие идей, заложенных в «Медико-социальной хартии Российской Федерации», была рассмотрена внесенная Российской медицинской ассоциацией (по проекту проф. Г.А. Комарова) «Конвенция о правах и ответственности врачей в Российской Федерации» и проект Федерального закона «О правах пациентов» (по проекту проф. А.Г. Саркисяна и А.Л. Пиддэ). После одобрения делегатами и по рекомендации съезда документы были направлены РМА в 3 000 лечебно-профилактических учреждений России для рассмотрения во врачебных коллективах. Приведенное выше является обоснованием к следующему шагу по реализации важнейших положений ранее принятых документов – «Медико-социальной хартии Российской Федерации» и «Конвенции о правах и ответственности врачей в Российской Федерации». Семь важнейших принципов взаимодействия врачей и общества. Врачи являются частью общества, причем, значительной частью, составляя в настоящее время в России 2, 33% от общей численности населения (607 600 человек). В силу особенностей профессии, ее предназначения и миссии врачи неотделимы от общества и их интересы не могут быть противопоставлены в любой позиции общественным интересам. Более того, система здравоохранения возникла и до настоящего времени существует как институт и структура общественного предназначения. Важнейшей составляющей, квинтэссенцией системы здравоохранения является «молекула» - микросистема «врач-пациент». Можно теоретически убрать из системы здравоохранения любую составляющую ее часть, но система будет продолжать выполнять свою функцию. Безусловно, хуже, в меньшем на ту или иную долю объеме, но будет до тех только пор, пока из нее не будет убрана или в ней разрушена микромолекула «врач-пациент». Это, как море: можно выловить и удалить все, что в толще его вод живет и присутствует, но море будет существовать. Однако, море исчезнет сразу, если будет убран кислород или водород – эти два элемента, которые составляют его квинтэссенцию. Так и в системе здравоохранения, если гипотетически убрать пациента (забыть о его интересах и правах), то потеряется предназначенность системы здравоохранения и смысл ее существования. Если убрать врача (забыть о его интересах и правах), то система здравоохранения станет не способной выполнять своих основных функций, и потому станет не нужной. В связи с этим интересы и права врачей и пациентов неразрывно связаны, взаимообусловлены и разделяются нами искусственно, для удобства их рассмотрения, правового регулирования и экспертизы. На самом деле они есть суть единое и неделимое целое. Такое же неделимое, как атомы кислорода и водорода в молекуле воды. Семь фундаментальных принципов взаимодействия врачей и общества
Необходимость создания свода принципов (кодекса) взаимодействия врачей и общества Все, что происходит в настоящее время в здравоохранении, является результатом отсутствия в общественном сознании, в законодательстве, в государственном управлении, в политике развития и реформирования системы здравоохранения и модернизации экономики страны в целом понимания и признания приоритетности здоровья. На самом деле при глубоком рассмотрении все, что осуществляется и производится обществом, предназначается для достижения единственной цели – создания надлежащих условий для нормального развития, успешного применения физических и интеллектуальных способностей и сил людей, удовлетворения их естественных биологических и социальных потребностей, способности к размножению и продлению рода. Все остальное – это суть обеспечение достижения основной цели: материальные и интеллектуальные ресурсы, продукты, технологии, средства, мероприятия, деньги и т.п. В связи с приведенным выше, здоровье – это фокусный центр, в котором концентрируется и пересекается все, что производится каждым человеком, всем государством и обществом. При таком подходе сформулированное в семи принципах, приведенных в предшествующей таблице, является концентрированным выражением фундаментальных задач, от решения которых врачами и всеми остальными членами общества зависит уровень здоровья населения, и, следовательно, производительный потенциал страны, прогресс, успешное, устойчивое развитие и благополучие государства. На самом деле эти принципы являются развитием основных положений «Медико-социальной хартии Российской Федерации». Они не противоречат здравому смыслу и логике, накопленному историческому опыту, вполне могли бы и не расшифровываться, не уточняться и не детализироваться, но пятилетний период общественного неприятия трехстороннего договора врачей, пациентов и государства свидетельствует о том, что содержащиеся в нем положения оказались либо надуманными, либо несвоевременными, либо неточно или недостаточно четко сформулированными, а потому и непонятными по большому счету ни врачам, ни пациентам, ни власти предержащим. Принцип 1. Медицинские знания и профессионализм Необходимые для профессиональной деятельности знания врачи получают в результате высшего медицинского образования. Тот факт, что доступность и качество высшего образования – это, отнюдь, не только личное дело специалиста, но и одна из важнейших задач государства, подтверждается тем, что в современных условиях в успешно и стабильно развивающихся экономически странах оно обеспечивается государством. Например, в Германии более 92% всех студентов обучается бесплатно. Во Франции более 80%. В России в настоящее время бесплатно обучается только 53% всех студентов. Большой проблемой являются маленькие студенческие и аспирантские стипендии, которых хватает всего на несколько полноценных обедов, что вынуждает искать иных средств к существованию, ночных заработков, снижая тем самым возможности получения необходимых знаний. Доходы профессоров и преподавателей медицинских ВУЗов в странах Европы выше, чем в России, в 15 – 25 раз. Обеспеченность учебного процесса всем необходимым, включая компьютерную технику, также в зарубежных учебных заведениях значительно выше, чем в России. Вместе с тем, следует признать, что уровень высшего медицинского образования в нашей стране остается достаточно высоким. Это достигается энтузиазмом и высоким пониманием своего долга учеными и преподавателями медицинских академий и университетов. Несколько хуже обстоит дело с непрерывным последипломным и дополнительным образованием врачей. По разным оценкам от одной трети до половины всех врачей не проходят необходимого последипломного образования или проходят его крайне редко. Способствующим фактором, определяющим столь низкие показатели последипломной профессиональной подготовки, пополнения и обновления знаний является порочная по сути система лицензирования, в соответствии с которой лицензию получает не врач, а медицинское учреждение, в котором он работает. При таком положении снижается уровень профессиональной ответственности врачей и качество медицинской помощи пациентам. Все перечисленное и многое другое – это и есть созданные государством и обществом условия для обеспечения уровня профессиональных знаний и профессионализма врачей. И, кроме того, это одна из причин возникновения сложных правовых коллизий в суде в случаях сомнений пациентов в объеме и качестве оказываемой им врачами медицинской помощи. Задачей врачей является накопление достаточных знаний для соответствия современным стандартам и для высокопрофессиональной медицинской деятельности. И это возможно только при условии сочетания периодического последипломного образования и непрерывного самостоятельного изучения научно-практической медицинской литературы. Большое значение в современных условиях имеют дистанционные формы обучения и использование ресурсов Интернет. Однако, проведенные опросы врачей показывают, что менее 1% имеют персональный компьютер и удовлетворяющий информационные потребности доступ в Интернет, только 4,2% врачей имеют возможность коллективного периодического пользования компьютером в учреждениях здравоохранения. Таким образом, в реализации первого принципа имеется много нерешенных и трудно решаемых проблем как для общества и государства, так и для самих врачей. Возможно, предполагаемое увеличение государственных инвестиций в систему здравоохранения, начиная с 2006 года, изменит создавшуюся ненормальную ситуацию. Принцип 2. Применение профессиональных медицинских знаний на благо людей Общество и государство, как и отдельные люди, «де факто» признают право врачей осуществлять профилактическую работу, диагностику, лечебные и реабилитационные мероприятия, экспертизу нетрудоспособности и причин смерти с использованием специальных медицинских знаний, технологий, лекарств и технических средств (специального оборудования и инструментов). Правовой основой для осуществления профессиональной медицинской деятельности врачей является Федеральный Закон «Основы законодательства по здравоохранению Российской Федерации». До настоящего времени не приняты законопроекты прямого действия по правовой регламентации профессиональной деятельности врачей: «О правах врача», «О профессиональной медицинской деятельности», «О врачебной ошибке», «О профессиональной ответственности врачей», «О страховании профессионального риска медицинской деятельности», «О правах пациентов» и др. Именно этим обстоятельством была продиктована необходимость в развитие «Медико-социальной хартии Российской Федерации» разработать и обсудить на высшем профессиональном врачебном форуме страны – Всероссийском Пироговском съезде врачей «Конвенцию о правах и ответственности врачей в Российской Федерации». Разработка и принятие законов, обеспечивающих правовую регламентацию профессиональной деятельности и ответственности врачей, - это обязанность государства и общества. К тому же, следует иметь в виду, что эти законы в равной мере, если не в большей, защищают на самом деле права пациентов. Отсутствие законов прямого действия по правовому регулированию профессиональной врачебной деятельности снижает профессиональную ответственность врачей, порождает возникновение конфликтных ситуаций, судебные ошибки в определении вины врачей, снижает качество медицинской помощи, приводит к неудовлетворенности и пациентов и врачей. Но полноценное медицинское законодательство – это важная и наверное основная, но далеко не единственная обязанность государства и общества. Не меньшее значение имеет создание специальных условий для осуществления врачами профессиональной деятельности, для наиболее полного и эффективного применения ими своих специальных знаний и медицинских технологий. Аллегорически можно сказать так: хорошие зерна, посаженные в песок, никогда не дадут урожая. В связи с этим государство и общество должны обеспечивать врачам соответствующие помещения, оснащение, транспорт, спецодежду, средства связи и коммуникаций, свободный и неограниченный доступ к профессиональной информации, банкам и базам данных (как в самой стране, так и к зарубежным), а также предоставлять необходимый и специально подготовленный вспомогательно-технический персонал. При создании необходимых условий государством и обществом врачи могут применять свои знания, навыки, медицинские технологии в том максимальном объеме, который позволяют созданные условия, и должны нести ответственность, предусмотренную законом, за неполное и несвоевременное использование профессиональных медицинских знаний и созданных государством и обществом специальных условий. Применяя знания, врачи обязаны стремиться к уменьшению вероятности профессиональных ошибок. Только при таком подходе может быть максимально эффективно использован интеллектуальный и профессиональный потенциал врачей и обеспечены надлежащее качество и объемы оказываемой населению медицинской помощи. Принцип 3. Полное и своевременное информирование В решениях всех Всероссийских Пироговских съездов врачей – I (XVII) в 1995 г., II (XVIII) в 1997 г., III (XIX) в 1999 г., IV (XX) в 2001 г. и V (XXI) в 2004 г. по результатам специального обсуждения содержатся пункты по информационному обеспечению и врачей и населения. Более того, Российской медицинской ассоциацией был разработан и передан министру здравоохранения Российской Федерации проект «Доктрины информационной безопасности системы здравоохранения в Российской Федерации» в 2001 г., который оказался невостребованным и не рассматривался. Также был разработан и одобрен Министерством здравоохранения РФ проект Медицинского Издательского Дома, осуществлена его государственная регистрация в 2004 г., но деятельность не была начата по причине отсутствия средств. Российской медицинской ассоциацией было внесено предложение о создании специальной федеральной газеты для населения по пропаганде здорового образа жизни и формирования высокой санитарной культуры населения, распространения научных медицинских знаний по предупреждению заболеваний, разумному участию пациентов в лечебном процессе и реабилитации, для контрпропаганды опасных для общества сомнительных методов целительства, знахарства и др. Также было внесено (после специального обсуждения на Пироговском съезде врачей) предложение о создании специального средства массовой информации – газеты «Наркодром» для контингентов людей, имеющих эту проблему, и для групп риска. В идеологию этого издания входила контрпропаганда наркотиков, предупреждение об опасностях применения наркотиков в зоне высокого доверия специалистами-наркологами, публикация рекомендаций по сокращению применения тяжелых наркотиков, по облегчению обстинентного синдрома и др. Это предложение тоже не рассматривалось Министерством здравоохранения РФ. Российской медицинской ассоциацией был разработан проект создания специальной бесплатной газеты для врачей «Врачебной Газеты», выпуск которой осуществлялся с 1999 г. по 2005 г. в бумажной версии и в полной стереотипной электронной версии в сети Интернет при финансовом содействии Министерства здравоохранения РФ. За время существования этого издания усилиями региональных отделений Российской медицинской ассоциации был создан ряд региональных приложений к федеральному выпуску «Врачебной Газеты»: «Врачебная Газета Оренбуржья», «Врачебная Газета Кузбасса», «Новосибирская Врачебная Газета», «Тюменская Врачебная Газета» и другие. Концепцией создания информационной сети Врачебной Газеты по всей стране предусматривалось бесплатное обеспечение одновременно и федеральным и региональным выпусками вначале преимущественно учреждений здравоохранения, затем путем увеличения тиража - их структурных подразделений, а в последующем - каждого врача. После реорганизации Министерства здравоохранения в Министерство здравоохранения и социального развития РФ РМА поставила вопрос о развитии проекта, но руководство министерства отказалось от правопреемственности учредительства и от дальнейшего финансирования проекта. В задачу государства входит создание и обеспечение функционирования не только внутрисистемных информационных каналов для сбора и анализа статистических данных и управления системой здравоохранения, но еще и для информационного обеспечения врачей и пациентов. Как видно из приведенного, в настоящее время такого понимания информационной политики в области охраны здоровья и обеспечения информационной связи врачей и пациентов нет, а без этого не может быть решена проблема формирования потребности в здоровом образе жизни. В задачу и обязанность врача входит подготовка и размещение в специальных изданиях и СМИ информации по формированию у населения потребности в здоровом образе жизни, по разъяснению вреда для здоровья тех или иных факторов и условий, по мерам предупреждения возникновения заболеваний, по раннему распознаванию развивающихся болезней, по поведению больных в семье, в коллективах, в обществе, по всему спектру участия пациента в процессах лечения и реабилитации, по адаптации больных с хроническими заболеваниями в семье, в социуме, к среде, к специально созданным условиям (во время пребывания на стационарном обследовании и лечении). В задачу врача входит также информировать общество о ставших ему известными нарушениях медицинского законодательства, прав граждан на здоровье и его охрану. Принцип 4. Воздействие на факторы, снижающие уровень здоровья и угрожающие развитием заболеваний Врачи в своей практической или научной деятельности осуществляют непрерывное изучение отрицательно воздействующих на здоровье людей и способствующих возникновению заболеваний факторов: природно-климатических, экологических, социальных, организационных, производственных, внутрисемейных и др. Проводят экспериментальную проверку, определяют силу влияния вредно воздействующих на здоровье факторов, разрабатывают способы, пути, технологии уменьшения степени влияния патогенных факторов и (или) устранения их. По результатам наблюдений и специальных исследований врачи всеми доступными способами информируют людей, органы здравоохранения и исполнительной (в особых случаях - законодательной) власти, общество в целом о представляющих угрозу факторах и рекомендуемых мерах по уменьшению опасности и (или) устранению угрозы. Врачи участвуют в мероприятиях по уменьшению влияния на здоровье патогенных факторов, если такое участие необходимо. По собственной инициативе и (или) поручению врачи осуществляют контроль (мониторинг) предпринимаемых мер по уменьшению воздействия отрицательно влияющих на здоровье и (или) способствующих возникновению заболеваний факторов, по устранению их и оценивают эффективность. Государство (общество), органы управления, исполнительной и законодательной власти, люди признают право врачей на изучение (включая при необходимости исследования на животных, а в совершенно особых случаях - на добровольцах с минимизацией риска) влияния отрицательно воздействующих на здоровье факторов. Принимают рекомендации врачей и осуществляют их выполнение наиболее эффективными способами, привлекая в необходимых случаях самих врачей к этой работе. Сами или совместно с врачами оценивают эффективность проводимых мер. Разрабатывают специальные технологии для последующего немедленного и эффективного применения при возобновлении угроз и по предотвращению их в последующем. Принцип 5. Предотвращение и сокращение заболеваемости, создание наилучших условий для выздоровления заболевших и восстановления нарушенного болезнями здоровья Государство и общество создают все необходимые и достижимые условия для гармоничного физического и духовного развития людей (граждан), способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни населения, начиная с детских лет осуществляют пропаганду здорового образа жизни, обучение способам сохранения здоровья, предупреждения его расстройств и заболеваний. Осуществляют комплекс мер по сохранению среды обитания человека, по защите ее и восстановлению после возникших природных, экологических (техногенных) катастроф и загрязнений. Принимают меры к созданию безвредных продуктов, материалов и безопасных технологий. Сокращают использование загрязняющих среду обитания человека источников энергии, химических и радиоактивных средств, малоизученных с точки зрения влияния на здоровье человека продуктов и материалов, до пределов разумной достаточности сокращают запасы оружия массового поражения, а также отходы промышленных производств, животноводства и населенных территорий. Проводят мероприятия по повышению устойчивости людей к инфекционным заболеваниям (при необходимости – например, вакцинопрофилактика – с участием врачей). Создают максимально достижимую безопасность труда для всех категорий населения и осуществляют жесткий государственный контроль соблюдения трудового законодательства (в части охраны здоровья тружеников) в негосударственном производственном секторе. Создают необходимые условия (помещения, оснащение, ресурсное обеспечение, транспорт, связь и др.) для амбулаторно-поликлинической работы врачей, для работы семейных врачей, для стационарного лечения заболевших и оказания им скорой и неотложной помощи в обычных и чрезвычайных ситуациях. Создают необходимые условия для применения природно-климатических и бальнеологических факторов с целью реабилитационного лечения и восстановления нарушенных заболеваниями функций организма и здоровья в целом. Предпринимают меры по организации и обеспечению процесса взаимодействия врачей с пациентами самой современной техникой, а для выполнения рекомендованного врачами медикаментозного лечения – доступными для людей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Осуществляют социальную и трудовую адаптацию людей с выраженными, неустранимыми расстройствами здоровья и инвалидностью. Достойно оценивают и вознаграждают труд врачей и вспомогательно-технического персонала, способствуют формированию надлежащего общественного уважительного отношения к врачебной профессии. Врачи своевременно и профессионально проводят работу по профилактике расстройств здоровья и уменьшают вероятность развития заболеваний. При обнаружении факторов, способных оказать неблагоприятное влияние на состояние здоровья и вызвать развитие заболеваний, врачи предупреждают человека, его родственников, органы здравоохранения, учреждения и органы исполнительной власти (в особых случаях - законодательной) об этом, и рекомендуют принятие мер по защите от угрожающих здоровью факторов, по уменьшению силы их воздействия, по устранению этих факторов, если такое представляется возможным, независимо от того, каких ресурсных и организационных мер это потребует. В случаях развития заболеваний врачи используют все свои профессиональные знания, доступные и необходимые технические средства и медицинские технологии для осуществления ранней диагностики и своевременного адекватного лечения. При необходимости или затруднениях в диагностике и лечении больных врачи организуют своевременное привлечение коллег, обладающих необходимыми знаниями, в большем совершенстве владеющих теми или иными медицинскими технологиями, независимо от того, насколько удаленно находятся эти специалисты, используя современные средства телекоммуникаций. По завершению необходимого лечения врачи обеспечивают разработку и осуществляют контроль эффективности программ восстановления нарушенных болезнями функций до достижения пациентами полного выздоровления, каким бы продолжительным ни был этот период и каких бы ресурсных затрат он не требовал. Принцип 6. Борьба со злом и вредоносными явлениями Наряду с факторами, отрицательно влияющими на здоровье людей и способствующими развитию болезней, возникающими в результате непредсказуемых природно-климатических явлений, аварийных, непреднамеренных или в результате незнания допущенных нарушений окружающей среды или условий существования человека, появления в результате генных мутаций новых возбудителей болезней, существуют и злонамеренные факторы и действия, способные наносить вред здоровью, способствовать и вызывать заболевания у отдельных людей, групп и населения в целом. В задачу врача входит максимально возможно раннее выявление таких факторов и действий, независимо от того, от кого они исходят (одного человека, группы злоумышленников, религиозных фанатиков и сект, предпринимателей или чиновников, недобросовестных руководителей любого ранга и т.д.). В ряде случаев врачи могут быть первыми, кто по нарушенному у одного человека или нескольких пациентов здоровью, обнаруживают злонамеренные действия, представляющие большую общественную опасность (насилие, глумление над психикой, модификация общественного поведения, создание особо опасных штаммов возбудителей заболеваний, фальсификация продуктов питания, напитков, лекарств, косметических средств, производство химических веществ отравляющего действия, применение токсических средств при выращивании растений, использование генно-модифицированных кормов при производстве животноводческой продукции, незаконный оборот и распространение наркотиков, насильственная наркотизация, незаконный оборот оружия, изготовление и сбыт изделий, контакт с которыми небезопасен для здоровья, создание и распространение недобросовестной информации о безопасности на самом деле опасных товаров, продуктов, средств, технологий, услуг и т.д.). Перечень таких не придуманных, а на самом деле чрезвычайно распространенных и весьма многообразных факторов очень велик, но в полном перечислении они не нуждаются. Своевременное информирование людей, органов здравоохранения, правоохранительных органов, исполнительных и законодательных органов власти и управления, общества в целом – это на самом деле тоже разновидность профилактической деятельности врача, его профессиональный долг и защита прав и интересов пациентов. Обнаружив злонамеренно созданные и с высокой вероятностью действующие разрушительно на здоровье факторы, врачи не только информируют об этом как можно раньше людей и общество, но и в меру своей профессиональной компетенции предлагают способы и технологии устранения или уменьшения влияния таких факторов, а также (при необходимости) принимают непосредственное участие в проводимых мероприятиях. После устранения угроз врачи осуществляют оценку эффективности ликвидации последствий. Общество и государство обязаны с доверием относиться к информации врачей, даже в тех случаях, когда в последующем подозрение (предположение) врачей не подтвердится. В таком реагировании на оправданную с нравственных, общественных, экономических и иных позиций врачебную «гипердиагностику» заложен большой потенциал оздоровления людей, обеспечения конституционного права на безопасное для здоровья и жизни существование и развитие. Общество и государство должны достойно поощрять врачей за своевременность распознавания опасных для здоровья факторов и за своевременное информирование. Принцип 7. Борьба со смертью, продление жизни и продолжение рода Одним из важнейших предназначений врача является борьба со смертью, за сохранение жизни людей. Угрозы жизни людей только в малой своей части зависят от заболеваний, а в большей - от чрезвычайно многообразных и нередко множественных воздействий природно-климатического, экологического, социального, организационного, производственного, криминального и иного характера. Перечисление таких факторов совершенно немыслимо, но для настоящего пункта свода принципов важно то, что в обязанности врачей входит триединая задача: а) своевременное прогнозирование, б) оперативное информирование, в) оказание адекватной профессиональной медицинской помощи. Врачи немедленно начинают оказание помощи людям, которым угрожает смерть, независимо от причин, обусловивших такую ситуацию, независимо от места, от наличия или отсутствия специальных средств и (или) условий, независимо от своего физического и психологического состояния, невзирая на степень опасности для себя. Уважая Закон своей страны или той, на территории которой врачами оказывается неотложная и реанимационная медицинская помощь, в случаях с высокой вероятностью смерти, имея в виду последующую полную правовую ответственность, врачи руководствуются только интересами больного или пострадавшего и ничем больше, и вправе использовать все ресурсы, технологии, все материалы и всевозможные средства, которые в этот момент доступны, независимо от того, кому они принадлежат и какую стоимость имеют. Врачи проводят целенаправленную борьбу за жизнь человека до тех пор, пока специальные знания, объективные показатели и опыт не позволят с очень высокой вероятностью констатировать биологическую смерть. В период непредотвратимого умирания врачи обеспечивают больным, пострадавшим и завершающим биологическое существование людям облегчение страданий и обезболивание всеми доступными и разрешенными к применению методами и средствами, не прибегая к эвтаназии. При волеизъявлении умирающего человека и в отсутствии священнослужителей врачи обязаны принять, выслушать исповедь, обещая сохранять ее наравне с врачебной тайной, строго выполняя в последующем данное обещание. При этом не имеет значения разность вероисповедания врача и умирающего. Таков непреложный нравственный императив врачебной профессии. Врачи принимают все необходимые меры для сохранения репродуктивной функции человека, независимо от каких бы то ни было условий и факторов, поскольку продление рода человеческого - это биологический императив, стоящий намного выше социального. Общество и государство признают права врачей, вытекающие из содержания предшествующего в настоящем разделе. Общество и государство, не создающие своим врачам необходимых условий для профессиональной деятельности, не формирующие надлежащего правового и уважительного общественного положения своих врачей, не оплачивающие достойно труд своих врачей обречены дорого платить за чужие лекарства. Как мне представляется, глубокое реформирование системы охраны здоровья населения в стране должно начинаться не с технологической модернизации системы здравоохранения, хотя это тоже необходимо, а с экономического обеспечения иного общественного отношения к здоровью как к высшей ценности и источнику прогресса и развития государства и общества. Возможно, с учетом приведенных или иначе сформулированных и дополненных, но понятных всему населению и врачам принципов. Смертельно опасно больно то общество, где врачи отказываются осматривать, обследовать и лечить «неплатежеспособного» пациента на том основании, что от него дурно пахнет спиртовым перегаром и он облеплен нечистотами… Безнравственно то общество, где милиционер (полицейский) не допускает врача к пострадавшему от взрыва гранаты и умирающему от кровотечения человеку, пока не приедет судебный фотограф для документирования положения еще живого тела… Безнравственно то общество, когда стоящего на середине дороги под проливным дождем с поднятой рукой врача объезжают водители, добавляя газ, чтобы не запачкать салона своего авто кровью лежащего на обочине и умирающего человека… Безнравственно то общество, где считается, что один умерший – это меньше, чем сто… Безнравственно и обречено то общество и государство, в котором считается, что клятва Гиппократа не нуждается в дополнении трехсторонним договором между пациентами, врачами и обществом (государством)… Автор - Георгий Алексеевич Комаров Другие интересные материалы:
|
|