Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру




Мнения пользователей: ООО Цифра Брокер отзывы клиентов на lenta.profinansy.ru.

Организация мониторинга наркоситуации. Методическое пособие

 
> Закон сур-р-ов! > Даешь систему! > Организация мониторинга наркоситуации. Методическое пособие

Анализ наркоситуации и ее динамики на какой-либо территории – города, региона, федерального округа или страны в целом, необходим для планирования и организации антинаркотической работы. Для осуществления такого анализа необходимо проведение регулярных исследований (мониторинга) по единой процедуре. Как показывает практика, основные трудности проведения мониторинга наркоситуации связаны не с его методическим обеспечением (за последние десятилетия в мире сложились общепринятые принципы), а с организационной стороной проведения подобных исследований. Данные методические рекомендации предназначены для обеспечения практической деятельности профильных органов государственной власти, и других организаций, ответственных за планирование и реализацию мониторинга наркоситуации.

Р. Дубровский, В. Теплицкий

Введение

Первоочередной задачей профилактики наркомании, согласно концепции Общественного здоровья, является определение круга поведенческих нарушений и социально-демографических характеристик, которые являются предрасполагающими к приобщению к наркотикам. Причем, если, например, в школе отдельных учеников с поведенческими нарушениями легко определяет учитель или психолог, то определить социальные группы с максимальным риском наркопотребления на территории региона – не самая простая задача. Единственным исследовательским методом, с помощью которого можно решить эту задачу является социологический опрос. Он проводится среди представителей социальных групп, в которых вероятность употребления наркотиков заведомо выше, чем в остальных. Как правило, изучаются подростки и молодежь в возрасте от 15 до 30 лет.

Исследовательская методика позволяет классифицировать респондентов по различным группам: тех, кто никогда не употреблял наркотики, тех, кто употреблял их хотя бы раз в жизни, тех, кто использует наркотики эпизодически, тех, кто использует наркотики постоянно. Каждая из этих групп имеет свои устойчивые сочетания социально-демографических и поведенческих характеристик. Исследовательская процедура позволяет выявить эти характеристики и использовать их для описания т.н. «групп риска», т.е. групп лиц, проживающих в регионе, в которых вероятность наркопотребления наиболее высока.

Необходимо отметить, что в различных регионах группы «риска» значительно отличаются друг от друга как по объему, так и по своим качественным характеристикам: по количеству и по видам используемых веществ, по причинам приобщения к наркотикам, по полу, возрасту, принадлежности родителей к той или иной социальной или этнической группе, месту обучения, типам населенных пунктов, в которых проживают представители группы «риска» и т.д. Об этом можно судить, например, по данным официальной статистики, согласно которым количество официально зарегистрированных лиц с диагнозом наркомании в различных регионах значительно варьируется: в пересчете на 100 тыс. населения от 23 человек в Архангельской области до 686 человек – в Самарской области. Этот факт свидетельствует об уникальности каждого региона и о необходимости проведения исследовательских мероприятий в каждом из них.

Второй задачей мониторинга наркоситуации является изучение структуры наркопотребления (наркорынка) в регионе, т.е. количества и видов используемых веществ. Единственным существующим исследовательским методом, с помощью которого можно решить эту задачу, является упомянутый социологический опрос.

Результаты проводимых опросов в различных регионах позволяют говорить о некоторых общих тенденциях наркоситуации в стране. Опыт хотя бы разового употребления какого-либо наркотика, в молодежной субпопуляции от 15 до 30 лет, колеблется в среднем от 20 до 50%. В основном используются препараты конопли – около 70% от всех потребляемых наркотиков. На втором месте по популярности т.н. «клубные наркотики» – стимуляторы. Их хотя бы раз использовали 3-10% лиц, указанной возрастной группы.

Опыт использования героина в данной возрастной группе обычно колеблется в пределах 1%. В самых неблагополучных регионах этот показатель может достигать 2-2,5% указанной возрастной группы. Обычно уровень героиновой наркомании наиболее высок в экономически развитых густонаселенных регионах. В некоторых регионах проблема наркотиков вообще неактуальна. Обычно это малонаселенные, удаленные от транспортных узлов депрессивные в экономическом отношении регионы, куда завозить наркотики невыгодно. В таких регионах более актуальной проблемой является широкое использование молодежью некачественного алкоголя и токсических веществ.

Группа молодежи, использующая наркотики каждый или почти каждый день колеблется в среднем от 5 до 10% от всех лиц, указанной возрастной категории. В основном речь также идет о потреблении препаратов конопли. Количество лиц, систематически потребляющих героин, обычно не превышает 0,5% от всех лиц, указанной возрастной категории. Основной объем количества первых проб наркотиков и других опьяняющих веществ приходится на возраст 14-16 лет. Конечно, приведенные распределения являются приблизительными. Показатели наркоситуации в отдельных регионах могут значительно отличаться от них.

На основании ответов респондентов, данных о количестве, проживающих в регионе лиц, изучаемой возрастной категории, данных о розничной стоимости наркотиков и средних разовых нормах потребления различных веществ можно делать заключения об объеме различных групп наркопотребителей, проживающих в регионе и структуре наркорынка – его объеме по видам веществ в денежном и весовом выражении.

Понятие мониторинга наркоситуации

Мониторинг наркоситуации можно определить как регулярное наблюдение за характеристиками распространенности наркотиков в обществе с целью их оценки и прогноза. Изучение наркоситуации необходимо для обоснованного выбора тех или иных профилактических мер, актуальных для определенной территории и разработки плана профилактической работы, который официально утверждается в виде целевой антинаркотической программы федерального, регионального или муниципального уровня.

В ходе изучения наркоситуации можно получить ответы на десятки разнообразных вопросов. Однако любые исследования, тем более изучение отклоняющегося поведения, каким является наркопотребление, представляют собой достаточно дорогостоящую и трудоемкую процедуру. Поэтому для осуществления ежегодной оценки наркоситуации, которая требуется для совершенствования профилактической работы, круг изучаемых вопросов сведен специалистами к необходимому минимуму.

На сегодняшний день, мониторинг наркоситуации представляет собой процедуру, которая использовалась и совершенствовалась на протяжении нескольких десятилетий. В ее основании лежат единые методические рекомендации, которых придерживаются исследователи всех стран, обеспечивая, таким образом, надежность и единообразие получаемых результатов. Данные методические рекомендации кратко излагают общепринятые в мировой практике принципы организации мониторинга наркоситуации, применительно к российским особенностям государственного управления в социальной сфере.

Нормативно-правовое  обеспечение мониторинга наркоситуации

Нормативно-правовое обеспечение необходимо для определения статуса исследовательских процедур, составляющих мониторинг наркоситуации, и обоснования их финансирования. На сегодняшний день мониторинг наркоситуации на территории Российской Федерации проводится в соответствии с пунктом 68 Федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 – 2009 годы». Большинство целевых антинаркотических программ, действующих в регионах страны, также предусматривают проведение исследований и их финансирование.

Нормативно-правовым обеспечением мониторинга наркоситуации может служить также специальное распоряжение или постановление правительства субъекта РФ, губернатора или главы муниципального образования. Такой документ может регламентировать план проведения исследований и включать в себя следующие разделы:

  1. цели и задачи мониторинга наркоситуации;
  2. источники финансирования;
  3. система индикаторов;
  4. организация и методика проведения мониторинга наркоситуации;
  5. стороны, ответственные за проведение мониторинга наркоситуации, включая описание функций и зон ответственности;
  6. типовые договора, регламентирующие отношения с организациями-субподрядчиками;
  7. порядок обработки и использования результатов;
  8. перечень и структура итоговых документов исследования.

Цели и задачи мониторинга наркоситуации

Основной задачей изучения наркоситуации является определение причин (факторов), повышающих риск наркопотребления, и выделение целевых групп профилактической работы, на которые будут направлены соответствующие мероприятия. Имеются в виду подростки и молодежь, демонстрирующие высокий риск приобщения к наркотикам, либо наркопотребители. Необходимо отметить, что на разных территориях эта часть подростковой субпопуляции может значительно отличаться друг от друга, как количественно, так и качественно. В каждом регионе для планирования профилактической работы необходимо описать ее по таким характеристикам как:

  • опыт использования наркотиков и других опьяняющих веществ,
  • интенсивность использования наркотиков и других опьяняющих веществ,
  • возраст первой пробы наркотиков и других опьяняющих веществ,
  • последствия потребления наркотиков и других опьяняющих веществ,
  • пол, возраст, уровень образования, место обучения или работы, принадлежность к социальной группе, состав семьи, этническая самоидентификация и т.д.

Качественная характеристика наркопотребителей позволяет определить причины и предпосылки приобщения к наркотикам, а главное – выделить подростковые группы, в которых еще нет опыта наркопотребления, однако имеется высокий риск его начала.

Второй задачей мониторинга наркоситуации является характеристика наркорынка (объема и структуры), т.е. определение в денежном и весовом выражении, сколько и каких наркотических средств потребляется на исследуемойтерритории.

Необходимо отметить, что вопросы здоровья подрастающих поколений, связаны не только с проблемой наркотиков. Поэтому в ходе мониторинга наркоситуации часто изучаются и другие виды поведения «риска»: алкоголизация, курение, небезопасное сексуальное поведение и т.д. Любое усложнение процедуры исследования неизбежно приводит к его удорожанию. Однако комплексное изучение различных сторон подросткового поведения целесообразно, при условии, что результаты исследований будут использованы сразу для нескольких действующих программ в сфере охраны здоровья подрастающих поколений, например, направленных на профилактику курения, алкоголизации, ВИЧ-инфицирования, заболеваний передающихся преимущественно половым путем (ЗППП), безнадзорности, совершения правонарушений несовершеннолетними и т.п. Окончательный круг задач мониторинга наркоситуации и вопросов, на которые необходимо получить ответы, формируется экспертной группой антинаркотической комиссии.

Методы мониторинга наркоситуации

Для изучения наркоситуации используются три основных источника информации. Это данные статистического учета, суждения экспертов и данные, получаемые при опросе представителей целевых групп профилактической работы (групп «риска»).

1) Данные статистического учета представляют собой информацию, которую систематически собирают различные государственные учреждения и обобщают (агрегируют) органы статистики. Совместный анализ показателей наркологической патологии с показателями, характеризующими демографические процессы, различные причины заболеваемости и смертности, социально-экономическое благополучие населения, состояние наркологической помощи, криминальное поведение и т.д. позволяет сформулировать множество разнообразных выводов, круг которых ограничивается только практической целесообразностью.

2) Интервьюирование экспертов о наркоситуации используется для интерпретации данных, получаемых в ходе мониторинга наркоситуации. Сбор и обобщение мнений экспертов осуществляется в ходе индивидуальных интервью или фокус-групп. Для этого отбирается несколько (10 – 15) специалистов, чья деятельность непосредственно связана с организацией или реализацией антинаркотической работы на территории региона или муниципального образования.

Отбор респондентов производится по должностному и сетевому принципам: формальные руководители ведомств сами выступают в роли респондентов и/или рекомендуют для интервью наиболее осведомленных из своих подчиненных. Обычно в число экспертов входят: ответственный секретарь антинаркотической комиссии; специалисты региональной и муниципальной администрации, ответственные за реализацию антинаркотической политики и профилактической работы; начальник территориального управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков; главный нарколог; руководитель территориального органа здравоохранения; руководитель территориального органа образования; руководитель территориального органа по делам молодежи и молодежной политике; руководители общественных организаций, чья деятельность связанна с антинаркотической работой.

3) Опрос представителей целевых групп профилактической работыявляется единственным методом, позволяющим делать надежные суждения о наркоситуации на территории. Анализ статистических данных и интервьюирование экспертов используются в качестве вспомогательных методов для интерпретации результатов опроса. Организация опроса требует до 90% всех ресурсов, необходимых для проведения мониторинга наркоситуации: финансовых, кадровых и административных. Поэтому задача организации мониторинга наркоситуации, фактически означает организацию опроса представителей целевых групп профилактической работы.

Опрос обычно проводится среди учащихся различных типов учебных заведений. Отбор респондентов для опроса проводиться по специальной процедуре, которая позволяет избежать искажения результатов. Опрос проводится анонимно с соблюдением требований конфиденциальности и защиты информации по специальной анкете.

Участники проведения мониторинга наркоситуации и их задачи

Мониторинг наркоситуации является сложным социальным проектом и требует скоординированной деятельности различного рода организаций, основными из которых являются:

  1. территориальная администрация (или правительство),
  2. ведущая научная организация,
  3. исследовательская группа.

Ниже перечислены задачи, которые осуществляют эти организации в ходе подготовки и проведения мониторинга наркоситуации.

1) Территориальная администрация (или правительство)является заказчиком и основным организатором мониторинга наркоситуации, и выполняет следующие задачи:

  • Формирует рабочую группу, ответственную за организацию мониторинга наркоситуации. Как правило, она формируется из числа специалистов межведомственной антинаркотической комиссии и привлеченных специалистов.
  • При необходимости (и возможности) обеспечивает обучение и инструктаж членов рабочей группы по координации исследований в рамках мониторинга наркоситуации.
  • Готовит правовое обеспечение (распоряжение, указ, постановление главы администрации) проведения исследовательских мероприятий в рамках мониторинга наркоситуации на своей территории.
  • Заключает договор с ведущей научной организацией об осуществлении методического руководства исследованиями, анализ результатов и подготовку итоговых документов.
  • Заключает договор на проведение работ с исследовательской группой из числа профессиональных социологов.
  • Осуществляет организационное обеспечение проведения исследований на своей территории (предоставление необходимой информации, доступ в учебные заведения и другие государственные учреждения).
  • Финансирует проведение мониторинга наркоситуации согласно сметам, прилагаемым к договорам с ведущей научной организацией и исследовательской группой.

2) Ведущая научная организация.Мониторинг наркоситуации является одним из видов социологического исследования, требующего квалифицированного научно-методического сопровождения, которое состоит в осуществлении следующих задач:

Участие в формулировании целей и задач мониторинга наркоситуации.

  • Подготовка технического задания исследования, включающего в себя описание плана исследования, его методов, первичных документов (опросных листов, путеводителей интервью, аналитических таблиц и пр.), сроков и сметы.
  • Подготовка (обучение и инструктаж) специалистов, участвующих в проведении исследований (организаторов и исследователей).
  • Контроль качества выполнения процедуры исследования и собираемых данных (контроль реализации плана выборки, контроль соблюдения требований к организации опроса, контроль качества получаемых данных и т.д.).
  • Анализ полученных данных и подготовка итоговых документов: аналитического и технического отчетов.

Проведение итоговых мероприятий (семинаров и пр.) для специалистов, участвующих в проведении исследований, с целью анализа проблем и совершенствования проведения мониторинга наркоситуации в дальнейшем.

Подготовка итоговых публикаций.

Выполнение перечисленных задач требует определенного уровня компетентности, которым может обладать только профильная научная организация, имеющая значительный опыт проведения подобных исследований. Последнее замечание кажется очевидным, тем не менее, оно адресовано тем многочисленным чиновникам, которые полагают, что для осуществления такого сложного в методологическом отношении проекта, как мониторинг наркоситуации и использования его результатов для планирования антинаркотической работы достаточно сил рядовых специалистов государственных структур.

Также очевидно, что далеко не в каждом регионе можно найти организацию, обладающую достаточной квалификацией и опытом. В связи с этим, используется способ организации исследований, при котором одна ведущая научная организация осуществляет руководство исследованиями в нескольких регионах, например, на территории федерального округа. В этом случае, в регионе осуществляется только сбор данных, силами исследовательской группы из числа профессиональных социологов, которые, как правило, есть в каждом субъекте РФ.

 В случае если территориальная администрация заключает договор с ведущей научной организацией своего региона, то обычно эта организация берет на себя и функции исследовательской группы. Например, факультет социологии ВУЗа осуществляет научное руководство и сбор данных силами своих студентов, прошедших специальную подготовку.

3) Исследовательская группаотбирается территориальной администрацией на основании конкурса, как правило, среди организаций, профессионально занимающихся социологическими или маркетинговыми исследованиями. Обычно используется форма работы, когда руководители исследовательских групп из числа профессиональных социологов (супервизоры), для непосредственного сбора данных привлекают студентов или волонтеров. Исследовательская группа:

  • Проходит обучение (для супервизоров) и инструктаж (для интервьюеров) по проведению исследований в рамках мониторинга наркоситуации по специальной программе. Обучение осуществляет ведущая научная организация, инструктаж – супервизоры.
  • Заключает договор об исполнении научно-исследовательских работ с территориальной администрацией.
  • В качестве приложения к договору готовит календарный план и смету в соответствии с техническим заданием.
  • Осуществляет сбор данных в рамках статистического наблюдения, экспертного опроса и опроса представителей групп «риска».
  • Осуществляет предварительную обработку подготовку полученных данных для их дальнейшей передачи и обработки в адрес ведущей научной организации: ввод статистических данных и данных опроса в таблицы заданной формы.

Ожидаемые результаты

Полученная в ходе мониторинга информация обрабатывается и анализируется ведущей научной организацией. Результаты мониторинга отражаются в ежегодных итоговых отчетах в виде аналитического (табличного) и текстового материала и доводятсядо заинтересованных органов исполнительной власти и служб территории в виде, пригодном для планирования антинаркотической работы.

Итоговый отчет включает в себя следующие разделы:

1) Технический отчет о ходе проведения исследования (исследовательский план, реализация выборки, проблемы, возникшие в ходе проведения исследований, особенности проведения исследования которые могли повлиять на его результаты и т.д.).

2) Характеристика наркопотребления на территории и в группах «риска»: уровень, структура и динамика.

3) Социально-демографическая характеристика групп профилактики.

4) Причины (факторы) наркопотребления на изучаемой территории и в группах «риска».

6) Приоритетные для данной территории направления профилактической работы и рекомендации по разработке адекватных способов социального воздействия на выявленные целевые группы профилактической работы.

7) Характеристика наркорынка на территории: расчетное количество наркопотребителей, расчетные объем и структура потребляемых веществ, в весовом и денежном выражении.

8) Рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркомании на территории.

Система индикаторов мониторинга наркоситуации в субъекте Российской Федерации за отчетный год

Система индикаторов мониторинга наркоситуации является одним из основополагающих документов, регламентирующим круг исходных информационно-аналитических материалов, необходимых для оценки наркоситуации. Система индикаторов оформляется в виде отдельного документа и утверждается вместе с другими документами, составляющими нормативно-правовое обеспечение мониторинга наркоситуации в регионе на заседании антинаркотической комиссии. В разработке системы индикаторов, как правило, принимают участие специализированная научная организация и специалисты территориальных органов власти. Основным требованием к разработке системы индикаторов является принцип оптимальности – необходимо отобрать минимальный перечень наиболее информативных показателей наркоситуации. Ниже приведен рекомендуемый перечень таких показателей. В скобках указан источник получения информации или комментарии по ее получению.

1. Социальная статистика

(по данным территориальных органов Госкомстата)

1.1. Численность населения, тыс. чел., всего,

- по возрастным группам.

1.2. Заболеваемость населения по основным классам болезней, чел.

1.3. Заболеваемость населения психическими расстройствами и расстройствами поведения, чел.

1.4. Заболеваемость населения болезнями, передаваемыми преимущественно половым путем, чел.

1.5. Смертность населения по основным классам причин смерти, чел.

1.6. Возрастные коэффициенты смертности от самоубийств (число умерших соответствующего пола и возрастной группы).

1.7. Показатели экономического благополучия населения:

а) Среднемесячный доход на душу населения, руб.

б) Потребление продуктов питания на душу населения в год, кг: мясо и мясопродукты…

(по форме 1-А МВД РФ)

1.8. Количество зарегистрированных преступлений всех видов (раздел 1, строка 1, столбец 2).

1.9. Количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ … (раздел 6, строка 1, столбец 1).

- из них совершенных с целью сбыта (раздел 6, строка 7, столбец 1).

1.10. Раскрыто преступлений совершенных в состоянии опьянения:

- алкогольного (раздел 11, строка 1, столбец 6).

- наркотического (раздел 11, строка 1, столбец 6).

- токсического (раздел 11, строка 1, столбец 8).

1.11. Выявлено несовершеннолетних, совершивших преступления (раздел 13, строка 1, столбец 2).

В том числе в состоянии опьянения:

- алкогольного (раздел 13, строка 9, столбец 2).

- наркотического (раздел 13, строка 10, столбец 2).

2. Наркологическая патология (данные предоставляются в виде ксерокопий указанных учетных форм, заверенных ответственным лицом)

2.1. Взято под диспансерное наблюдение больных с впервые установленным диагнозом: наркомания/токсикомания/алкогольные психозы, чел. (Сведения о больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями за … г." уч. ф. №37, раздел I, строки 01, 05, 06 столбец 6);

2.2. Состоит на учете больных с диагнозом: наркомания/токсикомания/алкогольные психозы, чел. (там же, раздел I, строки 01, 05, 06 столбец 10);

2.3. Снято с учета в связи со смертью с диагнозом: наркомания/токсикомания, алкогольные психозы, чел. (там же, раздел I, строки 01, 05, 06 столбец 9);

2.4. Количество отравлений наркотиками и психодислептиками ("Отчет центра (отделения) острых отравлений)" уч. ф. № 64. Ведется только в городах с населением свыше 1 млн. чел.):

- всего (раздел IX, строка 05);

- из них умерших (раздел IX, строка 05);

2.5. Количество преднамеренных отравлений с целью наркотического опьянения (там же, раздел VIII, строка 04.3).

2.6. Количество преднамеренных отравлений с целью наркотического опьянения среди несовершеннолетних (там же, раздел VIII, строка 04.3).

2.7. Количество преднамеренных отравлений с целью алкогольного опьянения (там же, раздел VIII, строка 04.5).

2.8. Количество преднамеренных отравлений с целью алкогольного опьянения среди несовершеннолетних (там же, раздел VIII, строка 04.5).

3. Фактические уровень и структура наркопотребления (по опросным данным)

3.1. Опыт употребления наркотиков и алкоголя или других, похожих на них опьяняющих веществ (по видам), в немедицинских целях (жизненный, годовой, месячный, суточный преваленс).

3.2. Возраст первой пробы наркотиков и алкоголя или других, похожих на них, опьяняющих веществ не по назначения врача.

3.3. Последствия употребления наркотиков и алкоголя или других, похожих на них, опьяняющих веществ не по назначения врача.

3.4. Социально-демографическая информация (пол, возраст, образование, семейное положение, социальная группа).

3.5. Распространенность инфекционных заболеваний (ВИЧ, гепатитов В и С) среди лиц, потребляющих наркотики инъекционным методом (по данным обследования специальных групп).

4. Экспертный анализ наркоситуации

(в произвольной форме готовится сотрудниками территориального органа ФСКН России и территориальной администрации, ответственными за координацию антинаркотической работы в субъекте РФ)

4.1. Факторы, влияющие на наркопотребление:

а) на территории в целом,

б) в основных группах риска.

4.2. Потенциальные и фактические возможности противодействия указанным факторам.

4.3. Проблемы и трудности в реализации антинаркотической политики в регионе.

4.4. Возможные пути решения перечисленных проблем.

4.5. Желательные изменения в организации антинаркотической политики на уровне субъекта РФ, уровне округа и федеральном уровне.

4.6. Предложения по совершенствованию системы учета и оценки профилактической антинаркотической работы.

 

Ключевые слова: мониторинг, наркоситуация.

 

Об авторах:

Дубровский Р.Г., консультант Комитета по печати и связям с общественностью Администрации Ленинградской области, Санкт-Петербург, rg_dubrovskij@lenreg.ru

Теплицкий В.Г., президент Благотворительного некоммерческого фонда поддержки здоровья населения, антинаркотических и антиалкогольных инициатив «Здоровое будущее», Санкт-Петербург, director@narcom.ru

 

Design of drug situation monitoring

Practical guidelines

SUMMARY

The analysis of the situation with drug addiction and it’s dynamics in any area – city, region, federal district or entire country is essential for planning and realizing of the counter-drugs policies. For executing of such analysis regular studies according to standard procedures should be carried out. The practical experience shows that most of the problems of the monitoring of the situation is related not to the methods (during past decades universal approach was developed) but to the organization of such studies. Practical guidelines are designed for the assurance of the practical activities of the Governmental bodies and other organizations responsible for planning and implementation the monitoring of drug addiction environment.

Журнал «Наркология», №10, 2009  С. 43-49


Другие интересные материалы:
Синдром «эмоционального выгорания»: происхождение, теории, профилактика, перспективы изучения
Проведен обзор исследований, посвященных...

Возникновение и развитие представлений...
ЗАМЕЧАНИЯ к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части, касающейся ст. 82 прим УК РФ и ст. 178 прим УИК РФ)
Проблема альтернативного...

  Общие замечания 1. Непонятно,...
Экономический анализ борьбы с наркотиками
К 1990-м годам «экономика наркотиков»...

Внутри «экономики преступности» одной из...
Зарубежная антинаркотическая политика
Детальный обзор правовых основ...

Мировая политика в отношении...
Этот унылый дискурс
«…выяснилось, что российская наркология...

Не без интереса прочитал заметку...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт