|
|
В субъектах Российской Федерации предлагается нормативно оформить базовые принципы и условия их деятельности в реабилитационном пространстве, при которых такие организации могут претендовать на поддержку государства и осуществлять свою деятельность профессионально и высокоэффективно. ФСКН России
Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям», с учетом положений законодательства, регулирующего взаимодействие органов государственной власти с некоммерческими организациями. Рекомендации подготовлены в целях оказания содействия территориальным органам наркоконтроля в организации отбора негосударственных организаций для их включения в региональную систему комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ и предназначены для использования в пределах полномочий, определенных федеральным законодательством. Наиболее общие, принципиальные вопросы построения системы отбора негосударственных организаций для их включения в региональную систему комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ должны быть отражены в нормативном акте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Одной из приоритетных задач, сформулированных в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, является сокращение спроса на наркотики в обществе, что достигается, в том числе через создание комплексной системы социальной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ. Современная мировая практика доказывает приоритет мер по сокращению спроса на наркотики, реализуемых, в дополнение к первичной профилактике, путем предоставления наркопотребителям возможности прекратить разрушение здоровья, отказаться от криминального образа жизни и вернуться в общество полноценными гражданами. Это, в свою очередь, строится на грамотной организации национальной системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, то есть применение превентивных мер через выявление и мотивирование наркопотребителей на реабилитацию. Основой для создания национальной системы должны стать региональные системы комплексной реабилитации, выстроенные с учетом местных особенностей и имеющегося наработанного опыта в данной сфере. Формирование полноценных механизмов частно-государственного партнерства в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей тесно связано с обеспечением обратной связи с негосударственными реабилитационными центрами. В субъектах Российской Федерации предлагается нормативно оформить- базовые принципы и условия их деятельности в реабилитационном пространстве, при которых такие организации могут претендовать на поддержку государства и осуществлять свою деятельность профессионально и высокоэффективно. В числе таких принципиальных условий должны стать соблюдение рекомендованных стандартов реабилитационной деятельности, открытость и контроль со стороны органов власти и общественных институтов. Для организации государственного контроля за деятельностью негосударственных реабилитационных организаций в субъектах Российской Федерации целесообразно организовать работу по квалификационному отбору негосударственных организаций для их включения в создаваемую региональную систему социальной реабилитации и ресоциализации, разработать порядок проведения их квалификационного отбора для оказания реабилитационных услуг наркопотребителям. В нормативном акте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с целью отбора негосударственных организаций для их включения в региональную систему комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ рекомендуется отразить нижеперечисленные разделы, а также определить лицо осуществляющее контроль его исполнения. В качестве рекомендуемых разделов нормативного правового акта субъекта Российской Федерации предлагаются: 1. Общие положения, где определяется орган государственной власти субъекта, ответственный за проведение отбора (далее - ответственный орган), а также периодичность отбора. С учетом организации бюджетного процесса рекомендуется проводить квалификационный отбор 1 раз в год. К отбору могут привлекаться эксперты по религиоведению, представители правоохранительных и иных заинтересованных органов. 2. Оформление заявки на участие в квалификационном отборе, в котором отражаются: 2.1 Порядок извещения ответственным органом заинтересованных организаций о проведении отбора и сроки приема документов; 2.2. Перечень документов, которые необходимо подать в ответственный орган для участия в отборе, требования к их виду и порядку оформления, включая: · копию устава (для юридических лиц); · копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), полученную не ранее чем за 1 месяц до дня подачи заявки; · копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица; · копию свидетельства о государственной регистрации физического · лица в качестве индивидуального предпринимателя; · документ, подтверждающий отсутствие задолженности по страховым , взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации; · документ, подтверждающий отсутствие задолженности по страховым взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации; документ, подтверждающий соответствие помещения реабилитационного центра требованиям пожарной безопасности, установленным статьей 8 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЭ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; · программу реабилитации потребителей психоактивных веществ. По решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации перечень может быть расширен. 2.3. Условия, исключающие участие в квалификационном отборе. В качестве условий, исключающих участие в квалификационном отборе, может служить наличие задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, нецелевое использование бюджетных средств, нарушение условий, установленных при предоставлении субсидий.
3. Рассмотрение документов на участие в отборе, где предусматривается: · порядок регистрации и отзыва документов, поступивших для участия в отборе; · возложение ответственности за достоверность представленных документов на организации, участвующие в отборе; · порядок рассмотрения представленных документов комиссией по рассмотрению заявок на участие в отборе (далее - комиссия) для принятия решения о рключении организации в региональную систему комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ или об отказе во включении; · регламент работы комиссии, определяющий, в том числе состав и порядок оформления решений комиссии; · критерии квалификационного отбора организаций. 4. Заключительные положения, предусматривающие случаи принятия решения об изменении содержания извещения о проведении отбора, например, о продлении срока представления документов, и принятия решения об отказе от проведения отбора.
При рассмотрении документов на участие в квалификационном отборе целесообразно руководствоваться следующими критериями оценки негосударственных организаций: I. Оценка базовых условий для социальной реабилитации и ресоциализации: 1. Наличие правоустанавливающих документов на используемое здание, сооружения, земельный участок. 2. Соответствие противопожарным, санитарно-гигиеническим нормам и правилам условий размещения, питания, водоснабжения, банно-прачечного, обслуживания, оказания медицинской помощи либо наличие договоров с соответствующими службами. 3. Наличие устава (Положения о центре), в котором прописаны цель и задача реабилитации и ресоциализации наркозависимых лиц, оказание социальных услуг по реабилитации наркозависимых с обеспечением проживания или без обеспечения проживания. 4. Предоставление кандидату на реабилитацию полной информации о работе центра, о правах и обязанностях проходящего социальную реабилитацию и ресоциализацию лица. 5. Наличие письменного договора между проходящим реабилитацию лицом и центром об оказании помощи по социальной реабилитации и ресоциализации. 6. Наличие в договоре условий, закрепляющих взаимную ответственность, в том числе добровольное согласие проходящего реабилитацию лица на четко оговоренные меры ограничения и общественного воздействия, а также расторжение договора при нарушении им условий договора. Предоставление проходящему реабилитацию лицу права на досрочный выход из реабилитационной программы и прекращение сотрудничества с центром. 7. Кадровый потенциал реабилитационного центра, в том числе наличие опыта участия в реабилитационной деятельности (не менее 1 года), наличие знаний по доврачебной помощи, организации проживания и питания и проч. 8. Исключение коммерческих целей в деятельности реабилитационного центра. 9. Соответствие условий и оплаты труда проходящих реабилитацию лиц законодательству Российской Федерации. 10. Соблюдение реабилитационным центром принципа конфиденциальности, законодательства Российской Федерации о защите информации и персональных данных.
II. Оценка процесса социальной реабилитации и ресоциализации: 11. Наличие в реабилитационном центре документированной «Программы социальной реабилитации и ресоциализации». 12. Соответствие заявленной «Программы социальной реабилитации и ресоциализации» реальной деятельности и обеспечение условий для выполнения следующих задач: 12.1. Восстановление профессиональных навыков, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, получение образования. 12.2. Использование практики наставничества, социально-психологической и духовной поддержки проходящих реабилитацию лиц. 12.3. Обеспечение формирования навыков здорового образа жизни с установками на трезвость, полный сознательный отказ от употребления психоактивных веществ. 12.4. Создание условий для личностного роста, повышения социальной активности (выполнение обязанностей, принятие послушаний и служения, участие в волонтерской деятельности), способности самостоятельной разработки и реализации жизненных стратегий и программ. 12.5. Социальная поддержка (помощь в восстановлении документов, содействие в трудоустройстве, решении жилищных, социальных, семейных и бытовых проблем). 12.6. Создание условий для вовлечения в реабилитационный процесс значимых для реабилитируемого лиц. 13. Индивидуальный подход в зависимости от категории проходящих реабилитацию лиц, которым оказывается помощь (по возрасту, полу, образованию, типу зависимости, тяжести, уровню социального функционирования). Наличие личных и групповых планов реабилитации и ресоциапизации. 14. Наличие условий для развивающего труда и досуга реабилитируемых лиц в соответствии с их психофизиологическим состоянием и квалификацией. 15. Открытость информации о конфессиональной принадлежности реабилитационного центра или сотрудничестве с религиозными и иными негосударственными, общественными организациями, включая иностранные. 16. Открытость реабилитационного сообщества, транспарентность (прозрачность) всех аспектов его деятельности, всех фаз реабилитационного процесса, готовность к информированию общественности, СМИ, органов власти, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, ФСКН России, ГАК и правоохранительных органов о работе реабилитационного центра в соответствии с действующим законодательством. 17. Ведение статистического учета лиц, проходящих реабилитацию, сбор сведений об отказе от наркотиков и качестве жизни у выпускников реабилитационного центра в последующие 5 лет. 18. Отсутствие признаков экстремизма, деятельности, угрожающей общественной стабильности, здоровью и жизни граждан методами информационно-психологического воздействия, оккультизма, религиозного фундаментализма, тоталитарных религиозных сект. 19. Принципиальный отказ реабилитационного сообщества от любых форм пропаганды и реализации стратегий «снижения вреда» (пропаганда наркопотребления под видом выдачи и обмена шприцев, пропаганда метадоновых программ, аутрич-работа по обучению наркоманов «безопасным» способам употребления наркотиков, «адвокация» с целью нарколиберальной обработки общественного мнения и принимающих ответственное решение руководящих работников).
III. Оценка результатов социальной реабилитации и ресоциализации: 20. Количество выпускников реабилитационного центра, отказывающихся от наркотиков в течение 1, 2, 3, 4 и 5 лет (и доля от общего числа окончивших программу). 21. Трудоустройство с учетом уровня образования и квалификации реабилитанта, поступление в образовательные учреждения. 22. Поддержание связи между прошедшими реабилитацию лицами и командой специалистов реабилитационного центра в целях профилактики рецидивов, своевременного диагностирования и вмешательства в кризисные ситуации. Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные критерии отбора негосударственных организаций для включения в региональную систему комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ, учитывающие исторические, национальные, местные и иные обычаи и традиции. Другие интересные материалы:
|
|