|
Профессиональная помощь: обработка подъездов от коронавируса в Москве и области недорого и быстро.
|
В статье рассматриваются виды краткосрочного психотерапевтического вмешательства в российской наркологии, обещающие быстрое излечение от алкогольной или наркотической зависимости за один сеанс или небольшое число сеансов. Показано, что в основе такого лечения лежит эксплуатация врачами-наркологами своеобразных мифов о «химической защите», «кодировании» и проч., якобы делающих употребление алкоголя или наркотиков смертельно опасным. Эти мифы устойчиво персистируют среди наркологических больных, а эксплуатация их врачами-наркологами включает преднамеренный обман пациента (как правило, с рентными целями). В отличие от традиционного шаманства, данные методы выдаются за последние достижения современной медицинской науки, и поэтому могут быть отнесены к (т.е. наукообразно) декорированному шаманству. В статье приведена классификация методов сциентистски декорированного шаманства в современной российской наркологии, проанализированы причины их широкого распространения (в особенности – в коммерческой наркологии), а также приведены пути решения данной проблемы, основным из которых является внедрение методов доказательной медицины как в отечественную наркологическую науку, так и в наркологическую практику. Е. Крупицкий Статья М.Л. Зобина «Плацебо технологии в терапии химических аддикций»посвящена обсуждению широкого круга используемых в современной российской наркологии краткосрочных методов лечения химической зависимости, нередко наукообразно назывемых «плацебо технологии» или «плацебо опосредованная суггестия». Автору данной статьи, однако, представляется, что в данном случае имеет место не вполне корректное использование термина «плацебо», поскольку, согласно международным медицинским нормам, плацебо может использоваться в основном в научных медицинских исследованиях и, главное, только при наличии информированного согласия больного. Обман больного, сокрытие от него природы и механизма лечебного воздействия, а тем более их намеренное искажение недопустимы! Технологии же, о которых идет речь в статье М.Л. Зобина, напротив, подразумевают преднамеренный обман больного, и, по сути, их следовало бы называть не «терапией», а сциентистски декорированным (т.е. наукообразно оформленным) шаманством (СДШ). В самом деле, шаманизм – это магические ритуальные действия, эффект которых основан на мистических представлениях и верованиях тех, на кого направлены действия шамана. Российский врач-нарколог, осуществляя лечение такими методами, как «Капсула», «Торпедо», «Кодирование» и т.п., по сути дела эксплуатирует мифы (т.е. мистические представления), устойчиво персистирующие в популяции больных с зависимостью от алкоголя или наркотиков. Наркологические больные в большей или меньшей степени верят в то, что употребление алкоголя или наркотиков после «лечения» вышеупомянутыми методами ведет к трагическим последствиям вплоть до летального исхода, а врачи-наркологи искусно поддерживают и культивируют эти мифы, причем, как правило, с целью извлечения коммерческой выгоды. Таким образом, врач-нарколог в России отличается от обычного шамана только наукообразным медицинским декором: он утверждает, что его методы являются последним достижением медицинской науки, а атрибутами его действий являются не бубен и одежда из шкур животных, как у традиционного шамана, а белый медицинский халат и предметы медицинской техники (шприц, лазер и т.п.). В настоящей статье мы рассмотрим несколько аспектов СДШ в современной российской наркологии:
Начнем с общего описания обсуждаемого круга явлений (т.е., с феноменологии). С определенной степенью условности можно выделить следующие виды СДШ в наркологии:
В профессиональной среде хорошо известно, что все вышеупомянутые «методы» представляют собой плацебо-препараты или плацебо-воздействия, а их эффект обусловлен исключительно включенностью наркологического больного в субкультуру, принимающую мифологемы об эффективности вышеперечисленных процедур. Газеты буквально пестрят рекламой различных вариантов процедур СДШ, причем в ряде случаев врач-нарколог (если, конечно, его в данном контексте можно называть врачом) предлагает лечить больного заочно (по фотографии или посредством видеокассет). Давайте теперь рассмотрим, что есть хорошего и плохого в феномене СДШ в наркологии (т.е. «За и Против»). Начнем с позитивных аспектов СДШ:
Эти позитивные аспекты действительно имеют место. Однако негативных аспектов значительно больше. Их можно условно разделить на три категории: этические, медицинские и социально-правовые. Начнем с этических:
Помимо этических, существует целый ряд негативных медицинских аспектов:
К негативным социально-правовым аспектам СДШ относятся:
Следует отметить, что мнение об эффективности СДШ в лечении зависимостей сильно преувеличено. Мы провели пилотное исследование феномена СДШ в наркологии. С помощью специального структурированного клинического интервью были обследованы 117 больных алкоголизмом, проходивших лечение в наркологическом стационаре (возраст от 20 до 64, в среднем 43+0,95 лет, длительность заболевания 13+0,68 лет). Среди них 34% больных не проводились для лечения «шаманские» процедуры, а 66% хотя бы раз прибегали к тем или иным вариантам «шаманского» воздействия: к процедуре «химзащиты» – 44%, к процедуре «химзащиты» и к кодированию - 18%, и 4% - только к кодированию. Таким образом, оказалось, что 2/3 больных алкоголизмом лечатся с применением методов СДШ. Среднее количество «шаманских» процедур на одного пациента, участвовавшего в опросе, равнялось трем. Среднее количество обращений за наркологической помощью, не сопровождавшихся процедурами СДШ, составило также три. Т.е. различными вариантами СДШ сопровождалась половина обращений за наркологической помощью! Хотя по социодемографическим показателям и давности алкоголизма группы больных, лечившихся с применением процедур СДШ и без применения таковых, достоверно не различались, у больных, лечившихся с применением «шаманских» общей суммарной длительности ремиссий группы больных, которые лечились процедур, достоверно чаще встречались палимпсесты и амнестические формы опьянения. По показателю с применением «шаманизма» и без использования такового, статистически достоверно не отличались. Таким образом, оказалось, что, вопреки общепринятым представлениям, процедуры СДШ не увеличивают длительность ремиссий. Более того, количество клинических признаков, по которым за время использования для лечения «шаманских» процедур отмечается отрицательная динамика, достоверно коррелирует с количеством проведенных процедур. Т.е. в процессе лечения с применением «шаманских» процедур заболевание неуклонно прогрессирует. По данным корреляционного анализа, с увеличением порядкового номера «шаманской» процедуры (в длиннике анамнеза отдельного пациента) достоверно сокращается длительность ремиссии (в процентном выражении от длительности срока, на который ориентирована та или иная процедура СДШ), а также достоверно сокращается удовлетворенность пациентов результатом лечения. После 3-4-ой процедуры 72% больных не были удовлетворены процедурами СДШ, использовавшимися для их лечения. Существует ряд объективных причин, обусловливающих широкую распространенность СДШ в российской наркологии:
Каковы же пути решения обсуждаемой проблемы широкого и повсеместного распространения СДШ в российской наркологии? Говоря о путях решения данной проблемы хочется отметить необходимость «эволюционного» подхода, в первую очередь ориентированного на просвещение и профессиональное образование врачей-наркологов, и лишь затем – просвещение наркологических больных, причем без публичного дезавуирования «шаманских» наркологических практик(поскольку некоторым больным, находящимся в ремиссии после процедур СДШ, это может принести вред). Результатом таких просветительских усилий должно стать перемещение СДШ в область так называемой «альтернативной» медицины, народной медицины и т.п. Запрещение СДШ привело бы только к увеличению его популярности и цен на соответствующие услуги, тогда как перевод из научной медицины в альтернативную, хочется верить, приведет к постепенному вытеснению СДШ в наркологии научно обоснованными доказательными методами терапии. В основе просвещения и профессионального образования врачей-наркологов должно лежать обучение их принципам и методам доказательной (т.е. попросту говоря – научной) медицины. Принятие парадигмы доказательной медицины официальной российской наркологией автоматически сделает СДШ неприемлемым и вытеснит этот феномен из официальной в область альтернативной медицины. Необходимо истинное (подчеркиваю – истинное, а не декларативное) внедрение принципов и методов доказательной медицины в первую очередь в российскую наркологическую науку, а затем - и в наркологическую практику. Когда-то Ч. Дарвин, путешествуя на корабле «Бигль» в качестве натуралиста, обратил внимание на то, что вьюрки, живущие на Галапагосских островах, давно отделившихся от Американского материка, эволюционировали своим особым, отличным от материковой популяции вьюрков образом, и все они имели огромные уродливые клювы. Современная российская наркология также долгое время развивалась отдельно от мировой наркологии, и она имеет «огромный уродливый клюв» сциентистски декорированного шаманизма. Очень хотелось бы, чтобы российская наркология перестала быть таким «галапагосским вариантом»! Существует целый ряд актуальных задач, решение которых возможно только посредством принятия российской наркологией парадигмы доказательной медицины. К их числу относятся:
Решение этих задач, на наш взгляд, позволит позитивно реформировать современную российскую наркологию, преодолеть разрыв между российский и мировой наркологической наукой и практикой, а также произвести реальную модернизацию российской системы оказания наркологической помощи.
Scientifically decorated shamanism in the Russian addiction psychiatry: Some thoughts about M.L. Zobin’s paper “Placebo technologies in the treatment of addictions”
E.M. Krupitsky St. Petersburg V.M. Bekhterev Research Psychoneurological Institute ABSTARCT Brief intensive behavioral interventions which promise a one session miracle cure from drug or alcohol dependence are very common in the Russian addiction psychiatry, particularly in its commercial domain. It is based on the specific believes (mythology) about so-called “chemical defense”, “encoding”, etc., which believed to make drinking or using drugs fatally dangerous. Such believes are very common among Russian alcoholics and drug addicts. Unlike traditional shamanism these behavioral interventions are presented to the patients as the most recent advances in the main stream addiction medicine and therefore they can be called “Scientifically Decorated Shamanism”. Brief behavioral interventions exploiting such believes always include providing untruthful information to patients (as a rule - with the commercial purposes). The paper includes classification of the methods of scientifically decorated shamanism, reasons for this phenomenon to be so common in the Russian addiction psychiatry (narcology), and also possible approaches to modernization of the Russian narcology system with evidence based approach to research and clinical practice to be the major one.
Другие интересные материалы:
|
|