|
|
На вопрос в заголовке статьи автор предлагает найти ответ в своей монографии, аннотация и ссылка на текст которой – ниже. Р. Скоков Грядущая реформа контрольно-надзорных функций исполнительной власти Российской Федерации может привести к объединению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Предложение по созданию единого ведомства – Федеральной службы по надзору за оборотом наркотиков и регулированию алкогольного рынка содержится в рабочих материалах к итоговому докладу для Президента России, который должен быть представлен 1 декабря 2015 г. (подробнее на сайте РБК: http://www.rbc.ru/economics/15/10/2015/561fdf359a794761d7a9ec5d).
Без наркотиков и алкогольной продукции изначально человек существовать может, но они легко становятся предметами паталогически привычной потребности, удовлетворение которой делается столь же важным, как и удовлетворение потребностей в предметах первой необходимости.
Спектр благ, вызывающих патологическое привыкание, не ограничивается алкоголем и наркотиками, он непрерывно расширяется, увеличивается их потребление, а вместе с ними усиливаются экономические и социальные проблемы. Ученые Волгоградского государственного университета и Волгоградского государственного аграрного университета более десяти лет изучают данный специфический класс экономических товаров и услуг, рынки которых представляют собой исключение из общего случая конкурентного равновесия, обращение, производство и потребление которых связано с повышенной активностью государства. Эта группа товаров и услуг названа аддиктивными благами.
«Лидерами» современных аддиктивных благ являются алкогольная и спиртосодержащая продукция, табачные изделия, энергетические напитки, наркотики, азартные игры. Аддиктивные блага – особая категория мериторных товаров и услуг, спрос на которые со стороны частных лиц отличается от нормативных установок общества, удовлетворяющих естественно не обусловленные потребности и вызывающих у потребителей патологическую зависимость от содержащихся в них психоактивных веществ и/или поведенческих паттернов.
По результатам исследования Скоковым Р.Ю. в 2014 г. опубликована монография «Институциональное развитие рынков аддиктивных благ в современной России» (подробнее на сайте ВолГАУ: http://www.volgau.com/Portals/0/common/15/151023/skokov_ryu_monografiya_16032015.pdf?ver=2015-10-23-135625-650).
В монографии показано, что установление полного запрета или легализации данных рынков такая же абстракция, как достижение совершенной конкуренции или утверждение чистой монополии. В реальной жизни в основе институционального регулирования рынков аддиктивных товаров закладываются различные комбинации прогибиционизма, либерализма и протекционизма, баланс форм монополии и конкуренции, которые должны служить достижению эффективного равновесия интересов государства и общества, потребителя и производителя. Перспективное развитие сферы аддиктивных благ представлено инерционным, модернизационным, монопольным и прогибиционистским сценариями.
Полученные в ходе исследования теоретические выводы и разработанные практические рекомендации могут найти применение в работе органов законодательной и исполнительной власти в ходе модернизации законодательства в области регулирования рынков аддиктивной продукции, а также при формировании Концепции государственной политики сокращения масштабов потребления аддиктивной продукции и профилактике аддикций среди населения России.
Таким образом, исходя из теоретических предпосылок, вслед за наркотиками и алкоголем, кандидатами в опекаемые государством блага, которые способны расширить на практике полномочия нового объединенного ведомства могут стать табачные изделия, энергетические напитки, азартные игры.
Об авторе: Скоков Роман Юрьевич, к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» Волгоградского государственного аграрного университета, rskokov@mail.ru
Другие интересные материалы:
|
|