|
|
В статье раскрывается психогигиенический подход к минимизации риска формирования зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков. Показана эффективность использования метода «профилактической психодрамы». Обследовано по 300 школьников 8, 9 и 10-х классов из основной и контрольной групп, с основной группой проведена программа тренингов по методу «Профилактической психодрамы». Статистически значимые отличия получены в основной группе школьников по снижению в динамике показателей мотивировки спроса на употребление психоактивных веществ. Анкетирование показало снижение таких показателей мотивировки спроса как «коммуникация», «гедонизм», «от скуки», «изменение состояния сознания», отмечено, что в контрольной группе школьников эти показатели в динамике не изменились. Ключевые слова: психогигиена, метод «Профилактической психодрамы», профилактика аддиктивного поведения, ценности и убеждения здорового образа жизни у школьников. П. Москвитин, А. Егоров Формирование здорового образа жизни, как концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью рационального режима дня и питания, психофизической подготовки, отказа от вредных привычек и др., приобрела в последнее время особую актуальность в России. Несмотря на некоторую стабилизацию алкогольной и наркотической ситуации в стране, методологическая задача разработки новых мер профилактики аддиктивного поведения школьников сохраняет свою актуальность [4, 6, 10]. Установлено, что отказ от употребления психоактивных веществ происходит в тех случаях, когда меняется аддиктивная мотивация на убеждения и ценности здорового образа жизни [10, 11, 12]. Виктор Франкл подчеркивал, что для достижения такого результата имеет особую важность процесс осознания смысла своего бытия в мире [13]. Во время кризиса подросткового возраста завершается формирование ряда значимых личностных качеств. Проведение личностно-ориентированной программы профилактики в форме тренингов «Профилактической психодрамы» позволяет соответствующей идентифицирующей информации закрепить эффективные антиаддиктивные паттерны социально-личностной компетентности путем психодраматических механизмов когнитивного усвоения, эмоционального научения и ролевого отыгрывания. Материал и методы исследования. Обследовано по 300 школьников 8, 9 и 10-х классов основной и контрольной групп. Группы были идентичны по гендерно-возрастным признакам, отобраны методом случайной выборки из школ Куйбышевского района г. Новокузнецка Кемеровской области, Россия. С основной группой проведена программа тренингов по методу «Профилактической психодрамы», в контрольной группе школьников велась традиционная антинаркотическая работа методами лекций специалистов, бесед, санитарной пропаганды и наглядной агитации. Психогигиенический подход в формировании здорового образа жизни и профилактики зависимости от психоактивных веществ опирается на положения, изложенные в работах Р. Дилтса [2]: о том, что мозг, как в сущности и любая биологическая и социальная система, имеет многоуровневую организацию и несколько уровней обработки информации. При проведении групповых психогигиенических тренингов для изменения аддиктивного поведения детей и подростков, мы исходили из гипотезы, что если человек в процессе жизнедеятельности испытывает какое-либо затруднение в разрешении неизбежных жизненных конфликтов, то следует определить, приходит ли данное затруднение из внешнего контекста (например, непреодолимости обстоятельства) или причина в том, что данный человек не обладает надлежащей когнитивно-поведенческой компетентностью, необходимой для того чтобы справиться с личностным конфликтом. В каждом конкретном случае причиной аддиктивного поведения школьника может являться отсутствие антиаддиктивного убеждения или имеется конфликтное убеждение, оказывающее влияние на его жизнь в целом или на достижение конкретного результата, тем самым формируя запрос на употребление психоактивных веществ. И, продолжая системно-логический анализ убеждений и ценностей с методологических позиций психогигиены, можно заключить, что причина аддиктивного поведения школьников может быть напрямую связана с неадекватностью уровня антиаддиктивной идентичности, влияющим на всю систему мышления и организации бытия. Это реализуется в так называемых системных предикатах идентифицирующих убеждений – «трезвенник», «экспериментатор» или «зависимый от психоактивного вещества» (алкоголя, наркотика и др.), что в экзистенциальной психологии и психотерапии называется термином «субличность» [1]. Подростковый возраст уже сам по себе характеризуется кризисом личностного развития, когда человек особенно нуждается в признании себя, в уважении, популярности и просто внимании, где важны ценности референтной группы («значимых других») [10‒12]. Этим целям в тренинге «Профилактической психодрамы» во многом служит творческая психопрофилактическая игра, предлагаемая как «сценарий не случившейся жизненной драмы». Во время психодраматического отыгрывания у участников тренинга, с одной стороны, проявляется своеобразная проективная матрица «внутреннего негатива», а, с другой, во время тренинга «Профилактической психодрамы» у них формируется позитивная мировоззренческая позиция, что соответствует аналогичным методологическим принципам других методов экзистенциально-гуманистической психотерапии и психологии [7]. Ведущий в «Профилактической психодраме» сопровождает процесс личностной трансформации участников, заданный динамикой творческой игры в группе, что по завершению каждого тренинга позволяет получить образцы социальной компетентности. Сочетание, с одной стороны, неких заданных социально-психологических ситуаций и типичных конфликтов, возникающих во время общения в подростковой среде – и, с другой стороны, их совместное обсуждение в ситуации психопрофилактической дискуссии и принятие наиболее эффективных конструктов в наработке устойчивых когнитивно-поведенческих реакций на неизбежные конфликты подросткового возраста создают преимущество методу «Профилактической психодрамы». Как указывает И. Ялом и другие авторы [2, 13, 14], межличностные отношения в группе имеют ключевой характер для процесса мотивационно-поведенческих изменений. Таким образом, групповая динамика развивает новые способности у школьников, вследствие чего расширяется диапазон адаптивных поведенческих реакций. Творческое отыгрывание обеспечивает процесс достижения социальных целей, формирует позитивные убеждения на базе конструктивного взаимодействия в определенных «рамочных» условиях. Далее намечается процесс «позитивной идентификации», где условные «субличности» образуют новую личностную мозаику. Тем самым завершается подготовка к процессу личностной реконструкции, осуществляемой в дальнейшем в ходе взаимодействия подростка с существующей социальной средой. Наиболее важными ценностными ориентирами являются ключевые факторы «поиска смысла», формируя глобальные поведенческие стратегии «психогигиенического саногенеза», обеспечивающие гармоничное развитие школьников и формирование навыков здорового образа жизни в постпубертате. Подводя краткое резюме, отметим, что уникальное сочетание трех составляющих – творческой деятельности, самоорганизации и спонтанности (конгруэнтности) является наиболее важным отличием разработанного нами метода «Профилактическая психодрама» от других методов и приемов первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ [7]. Таблица
Результаты исследования и их обсуждение. Изучение трансформации мотивировки на употребления психоактивных веществ было проведено путем анонимного анкетирования в начале учебного года, затем реализована годовая программа тренингов по методу «Профилактическая психодрама», после чего проведено повторное анкетирование. Результаты изменения мотивировки на употребления психоактивных веществ у подростков приведены в таблице. Мотивировку «Гедонизм» до занятий выявили 6% обучающихся этой же группы. К концу года их число тоже сократилось до нуля. У таких подростков ранее отсутствовали альтернативные способы получать удовольствие и расслабление, приём психоактивных веществ предполагает быстрое получение ощущения душевного и физического комфорта, благополучия, состояния удовлетворения и др. Мотивировку «Аттракция» до тренингов обнаруживали 29% обучающихся 8-х классов экспериментальной группы. Это означает, что прием психоактивных веществ ими предполагался с целью помочь себе избавиться от комплекса непринятия значимым лицом, что вызывает чувство страха, внутреннего напряжения, чувство вины, стремление заглушить в себе неприятные воспоминания отвержения значимого лица и др. К концу года их число сократилось до 24%. Мотивировку «От скуки» до занятий выявили 13% обучающихся 8-х классов экспериментальной группы. Такие подростки отмечали, что не знают чем заняться в свободное время, им трудно развлекаться без возбуждающих средств. К концу года их число сократилось до 9%. По мотивировке «Псевдокультурная» до занятий было выявлено 47% обучающихся 8-х классов экспериментальной группы. Эти подростки считают, что употребление наркотиков является одним из признаков материального и морального благополучия и внутренней свободы, в аргументации своей позиции они ориентируются на мнение кумиров молодежи, знаменитых людей, что употребление психоактивных веществ способствует творчеству, свободному и раскрепощенному образу жизни. К концу года их число не изменилось. К мотивации «Изменение состояния осознания» до занятий относились19% школьников. Такие школьники предполагают, что будут чувствовать себя более комфортно, будут более бодрыми, активными, получат новые ощущения, а психоактивные вещества могут являться средством коррекции неприятных переживаний, позволяя реагировать не так болезненно на неприятности и неудачи. К концу года число этих подростков сократилось до 10%. Для изучения статистической достоверности выявленных изменений в мотивировки употребления психоактивных веществ школьниками применялся расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена, который выявил статистическую достоверность динамики по наблюдаемым парам признаков при значении 0,986 (р ≤0,02). В контрольной группе 8-х классов по мотивации «Коммуникация» и «Гедонизм» и «Псевдокультурная» к концу года число школьников увеличилось. По мотивации «Аттракция», «От скуки» и «Изменение состояния сознания» число школьников сократилось соответственно до 15%, 12% и 5%. Различие в динамике мотивировки в контрольной группе статистически недостоверно (коэффициент ранговой корреляции Спирмена 0,7; р> 0,05). В основной группе 9-х клаcсов число школьников по мотивации «Коммуникация», «Гедонизм», «Аттракция», «От скуки» и «Изменение состояния сознания» после тренингов достоверно уменьшилось соответственно до 3%, 7%, 5%, 18%, 9% (коэффициент ранговой корреляции Спирмена 0,9; P≤0,05). В контрольной группе 9-х классов число обучающихся с аналогичными мотивировками «Коммуникация», «Псевдокультурная», «Гедонизм», «Аттракция», «От скуки» и «Изменение состояния сознания» изменилось статистически недостоверно (коэффициент ранговой корреляции Спирмена 0,643; p>0,05). В основной группе 10-х классов по мотивировке «Коммуникация», число школьников уменьшилось на 9% и составило 6% на конец года; по мотивировке «Гедонизм» ‒ уменьшилось до 3%; по мотивировке «Аттракция» ‒ сократилось с 23% до 9%; по мотивировке «От скуки» ‒ с 15% до 13%; по мотивировке «Псевдокультурная» ‒ с 88% до 71%; по мотивировке «Изменение состояния сознания» ‒ с 13% до 2% (коэффициент ранговой корреляции Спирмена 0,843; p≤0,05). В контрольной группе 10-х классов в изменениях по аналогичным видам мотивировки достоверных статистических признаков не выявлено (коэффициент ранговой корреляции Спирмена 0,757; р >0,05). Таким образом, метод «Профилактической психодрамы» способствует формированию позитивной идентичности в подростковом возрасте, изменяя личностную мотивировку на «антиаддиктивную». Внутриличностный «психогигиенический саногенез» в программе тренингов «Профилактической психодрамы» представляет собой процесс наработки навыков проактивного мышления и поиска позитивных ценностей и смыслов, направленных на рост, духовное развитие и гармонизацию личности, сохранение её психического здоровья. Психогигиеническая направленность метода позволяет формировать навыки здорового образа жизни путем интериоризации и усвоения экзистенциальных ценностей и смыслов, позволяющих снизить мотивировку употребления и «спроса на психоактивные вещества» среди школьников. Это позволяет участникам программы психопрофилактических тренингов (родителям и детям) повышать коммуникативную и социальную компетентность, уровень знаний социокультурных норм, правил и культурных ограничений в общении, умение конструктивно решать конфликтные ситуации; развивать позитивные отношения в семье.
ЛИТЕРАТУРА 1. Ассаджиоли Р. Психосинтез [пер. с англ.]. М.: Рефл Букс, 1997.
REFERENCES 1. Assadzhioli R. Psikhosintez [per. s angl.]. Moscow: Refl Buks, 1997. (in Russian)
ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СНИЖЕНИИ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Павел Николаевич Москвитин1,2, Алексей Юрьевич Егоров3,4,5
PSYCHOHYGIENIC DIRECTION IN REDUCING THE RISK OF ADDICTIVE BEHAVIOR FORMATION IN SCHOOLCHILDREN
Key words: mental hygiene, the method of “Prophylactic psychodrama”, prevention of addictive behavior, values and beliefs of a healthy lifestyle among schoolchildren.
Источник: Неврологический вестник — 2016 — Т. XLVIII, вып. 2 — С. 30—29 Другие интересные материалы:
|
|