|
Телефоны и адреса отделений банка РБК в Казахстане.
|
В учебнике отражены основные разделы наркологии. Подробно описана наркологическая семиотика и феноменология аддиктивных (наркологических) расстройств. В соответствии с Международной классификацией психических и поведенческих расстройств десятого пересмотра (МКБ-10) приведены описания наркологических расстройств в результате употребления различных психоактивных веществ. Учебник содержит главы, посвященные алкогольной, опиоидной, никотиновой и других зависимостям, в которых приводятся данные об эпидемиологии, этиопатогенезе, клинике и терапии. Учебник предназначен для студентов высших медицинских заведений. В. Менделевич, Ю. Сиволап
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. СЕМИОТИКА НАРКОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГЛАВА 4. АЛКОГОЛИЗМ (АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ) И АЛКОГОЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ ГЛАВА 5. ОПИОИДНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ОПИОИДАМИ ГЛАВА 6. НИКОТИНОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ (В СОАВТОРСТВЕ С А.С. ГАРНИЦКОЙ) ГЛАВА 7. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ДРУГИХ ПАВ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
ВВЕДЕНИЕ Изучение студентом-медиком наук о поведении человека становится насущной необходимостью. Все большее количество пациентов имеет коморбидную патологию, возрастает число наркологических расстройств, психосоматических нарушений, учащаются пограничные психические расстройства, снижающие адаптацию пациента к условиям болезни и терапии. Без целостного взгляда на пациента, его заболевание и комплексность лечебно-реабилитационного процесса невозможно стать эффективным врачом-специалистом. В современной медицине происходит глобальный переход от нозоцентрического к личностноцентрическому взгляду на этиопатогенез заболеваний, их профилактику, терапию и реабилитацию. Вследствие этого знания в области психических и поведенческих расстройств и заболеваний становятся крайне важными для врача не только в узкопрофессиональном смысле, поскольку многие соматические заболевания сопровождаются психопатологическими, наркологическими и поведенческими отклонениями. Кроме того, в психиатрии в последние годы произошло видоизменение структуры расстройств — все чаще врачам приходится сталкиваться с последствиями употребления алкоголя и наркотиков. Несмотря на то, что наркология является частью психиатрии, значимость изучения данного раздела возрастает в связи с высокой частотой коморбидности. Появилась новая специальность — аддиктивная медицина. Изучение дисциплины наркологии в рамках получения образования по психиатрии подразумевает освоение студентом знаний и навыков в области диагностики и дифференциальной диагностики психических и поведенческих расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ; профилактики, лечения и реабилитации больных с наркологическими расстройствами (заболеваниями); правовых и этических основ взаимодействия врача и наркологически больного. В соответствии с требованиями выпускник высшего медицинского учебного заведения по специальностям: 040100 — лечебное дело, 040200 — педиатрия, 040300 — медико-профилактическое дело, 040400 — стоматология, имеющий квалификацию врача, должен: — знать систему организации психиатрической помощи; — знать медицинские, этические и юридические аспекты оказания психиатрической помощи; — знать причины, клинические проявления, принципы лечения психических заболеваний; — уметь оказать помощь при неотложных психических состояниях. Учитывая вышеперечисленные требования, в учебник включены все разделы, соответствующие Государственному образовательному стандарту 2014 года высшего медицинского образования. Особый упор сделан на наркологической пропедевтике, позволяющей врачу стать квалифицированным феноменологическим диагностом, способным точно и своевременно распознавать наркологическую патологию. Учебник представлен несколькими разделами. Один из них посвящен семиотике наркологической патологии; другой — описанию концепции зависимой личности, без которой невозможно формирование наркологических расстройств; третий — частной наркологии, описывающей расстройства, возникающие в результате употребления различных психоактивных веществ. В отдельной главе описаны принципы профилактики и реабилитации. Терапия наркологических расстройств описана в соответствующих разделах, посвященных тем или иным психоактивным веществам (ПАВ). Студенту для освоения материала по частной наркологии необходимо обращаться к основополагающим и профильным главам. В конце каждой главы приводятся контрольные вопросы для самостоятельной работы.
Цель освоения дисциплины (модуля): освоение студентами способов распознавания, основных методов лечения и профилактики наркологических расстройств и реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией.
Задачи: — знать принципы построения современной мировой и отечественной классификации психических расстройств, включающих наркологический раздел; — знаггь организацию наркологической службы в России; — знать основные используемые для терапии наркологических расстройств лекарственные средства, принципы их подбора, противопоказания к их назначению, возможные побочные эффекты; — знать методы исследования, применяемые в наркологии, диагностические возможности, показания к проведению; — знать основные симптомы и синдромы наркологических расстройств, их диагностическое значение, роль этих синдромов в выработке врачебной тактики; — знать данные об этиологии и патогенезе, распространенности, важнейших проявлениях, течении, терапии, прогнозе важнейших наркологических расстройств, о возможности социальной адаптации и реабилитации при этих расстройствах; — знать медицинские манипуляции, психологические и социальные факторы, которые могут являться причиной возникновения у человека наркологических расстройств; — знать принципы профилактики наркологических расстройств; — уметь собирать субъективные и объективные анамнестические сведения о наркологическом статусе больного и проводить их предварительный анализ; — уметь своевременно выявлять наиболее острые наркологические расстройства, представляющие непосредственную опасность для жизни и здоровья больного и лиц, его окружающих; — уметь формулировать предварительное заключение о состоянии наркологически больного и грамотно составлять направление в наркологическое учреждение; — уметь оказывать неотложную наркологическую помощь; — владеть навыками грамотного и психотерапевтичного построения беседы с больными наркологического профиля и их родственниками с учетом их личностных особенностей, осведомленности и ведущих мотивов.
Обучающийся должен обладать следующими компетенциями, в том числе: общекультурными компетенциями: способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8). В результате освоения ОК—8 обучающийся должен: — знать основы медицинской этики в наркологии, юридический порядок освидетельствования и недобровольной госпитализации в психиатрический стационар; — уметь применять их на практике; — владеть навыками грамотного и психотерапевтичного построения беседы с больными различного профиля и их родственниками с учетом их личностных особенностей, осведомленности и ведущих мотивов; профессиональными компетенциями: способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, заполнять медицинскуюкарту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5). В результате освоения ПК-5 обучающийся должен: — знать методы исследования, применяемые в наркологии, их диагностические возможности, показания к проведению; — уметь собирать субъективные и объективные анамнестические сведения о наркологически больном и проводить их предварительный анализ; — владеть навыками сбора анамнеза наркологического расстройства, выявления основных наркологических симптомов и синдромов, интерпретации наиболее распространенных инструментальных, лабораторных и патопсихологических методов обследования; способностью и готовностью выявлять у пациентов основные наркологические симптомы и синдромы, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организму в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17). В результате освоения ПК-17 обучающийся должен: — знать принципы построения современной мировой и отечественной классификации психических расстройств, включая раздел «Психические и поведенческие расстройства при употреблении ПАВ»; — уметь своевременно выявлять наиболее острые наркологические расстройства, представляющие непосредственную опасность для жизни и здоровья больного и лиц, его окружающих; — владеть навыками составления предварительных заключений о состоянии наркологически больных и грамотного оформления направлений в наркологическое учреждение; способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей для успешной лечебнопрофилактической деятельности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы (ПК-18). В результате освоения ПК-18 обучающийся должен: — знать инструментальные и лабораторные методы исследования, применяемые в наркологии, их диагностические возможности, показания к проведению; — уметь правильно назначать их и интерпретировать их результаты; способностью и готовностью назначать больным адекватное лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозой терапии больным (ПК-20). В результате освоения ПК-20 обучающийся должен: — знать основные используемые в наркологии лекарственные средства, принципы их подбора, противопоказания к их назначению, возможные побочные эффекты и возможности социальной адаптации и реабилитации при этих заболеваниях; — уметь определить показания к каждому классу психотропных препаратов и небиологических средств лечения; — владеть навыками оказания неотложной наркологической помощи. Кроме того, предполагается, что в процессе обучения студент должен освоить перечисленные ниже разделы клинической наркологии. — Организация наркологической помощи населению. Принципы работы и устройства наркологического диспансера. — Острая интоксикация алкоголем. Степени алкогольного опьянения. Диагностика алкогольного опьянения. Лечение острой алкогольной интоксикации. Патологическое опьянение, диагностика и судебно-психиатрическая оценка. — Алкоголизм. Определение. Распространенность. — Этиология и патогенез, предрасполагающие факторы. — Стадии алкоголизма. Абстинентный синдром (синдром отмены). — Лечение, его этапы. Организация помощи на каждом из них. — Метаалкогольные психозы: острые (алкогольный делирий, алкогольный параноид, острый алкогольный галлюциноз) и хронические (хронический галлюциноз, алкогольный бред ревности, энцефалопатические психозы). Принципы лечения. — Определение понятия наркомании как заболевания, связанного с немедицинским применением веществ или лекарственных средств, отнесенных законом к наркотикам. — Общая характеристика. Эпидемиология. — Признаки наркомании: психическая и физическая зависимости от наркотика, повышение и изменение толерантности. — Употребление препаратов опийной группы: признаки острой и хронической интоксикации опиатами, клиника абстинентного синдрома. — Употребление препаратов конопли, клиника острой и хронической гашишной интоксикации. — Кокаиномания, психические нарушения при однократном приеме кокаина и при хронической интоксикации. — Барбитураты, отнесенные к наркотикам; психические и соматические нарушения при хронической интоксикации. — ЛСД и другие галлюциногены. — Сравнительно-возрастные особенности наркомании. — Терапия наркомании. Роль общественных и медицинских организаций в профилактике наркомании и реабилитации больных. — Токсикомании[i]. Общая характеристика и распространенность. Основные группы веществ и лекарственных средств, вызывающих зависимость: транквилизаторы, психостимуляторы, летучие растворители, М-холинолитические препараты центрального действия, никотин. — Сравнительно-возрастные особенности токсикомании. Лечение и профилактика токсикомании. — Борьба с курением. Лечение никотиновой абстиненции.
[i] Термин «токсикомания» в мировой наркологии признан устаревшими не используется. В настоящее время употребляется термин «зависимостьот психоактивных веществ».
Другие интересные материалы:
|
|