Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру




Телефоны и адреса отделений банка РБК в Казахстане.

Наркология (учебник для студентов высших медицинских учебных заведений)

 
> Кабинет нарколога > Наркология on-line > Наркология (учебник для студентов высших медицинских учебных заведений)

В учебнике отражены основные разделы наркологии. Подробно описана наркологическая семиотика и феноменология аддиктивных (наркологических) расстройств. В соответствии с Международной классификацией психических и поведенческих расстройств десятого пересмотра (МКБ-10) приведены описания наркологических расстройств в результате употребления различных психоактивных веществ. Учебник содержит главы, посвященные алкогольной, опиоидной, никотиновой и других зависимостям, в которых приводятся данные об эпидемиологии, этиопатогенезе, клинике и терапии. Учебник предназначен для студентов высших медицинских заведений.

В. Менделевич, Ю. Сиволап

http://s014.radikal.ru/i326/1609/e6/99fba8d0de95.jpg

Приобрести  учебник  можно,  например,  здесь:

http://www.labirint.ru/books/544791/

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СЕМИОТИКА НАРКОЛОГИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ЗАВИСИМОЙ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ГЛАВА 4. АЛКОГОЛИЗМ (АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ) И АЛКОГОЛЬНАЯ БОЛЕЗНЬ

ГЛАВА 5. ОПИОИДНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ОПИОИДАМИ

ГЛАВА 6. НИКОТИНОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ (В СОАВТОРСТВЕ С А.С. ГАРНИЦКОЙ)

ГЛАВА 7. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ДРУГИХ ПАВ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение студентом-медиком наук о поведении человека становится насущной необходимостью. Все большее количе­ство пациентов имеет коморбидную патологию, возрастает число наркологических расстройств, психосоматических нарушений, учащаются пограничные психические расстрой­ства, снижающие адаптацию пациента к условиям болезни и терапии. Без целостного взгляда на пациента, его заболевание и комплексность лечебно-реабилитационного процесса невоз­можно стать эффективным врачом-специалистом.

В современной медицине происходит глобальный переход от нозоцентрического к личностноцентрическому взгляду на этиопатогенез заболеваний, их профилактику, терапию и реабилитацию. Вследствие этого знания в области психиче­ских и поведенческих расстройств и заболеваний становятся крайне важными для врача не только в узкопрофессиональ­ном смысле, поскольку многие соматические заболевания сопровождаются психопатологическими, наркологическими и поведенческими отклонениями.

Кроме того, в психиатрии в последние годы произошло видоизменение структуры расстройств — все чаще врачам приходится сталкиваться с последствиями употребления ал­коголя и наркотиков. Несмотря на то, что наркология является частью психиатрии, значимость изучения данного раздела возрастает в связи с высокой частотой коморбидности. По­явилась новая специальность — аддиктивная медицина.

Изучение дисциплины наркологии в рамках получения об­разования по психиатрии подразумевает освоение студентом знаний и навыков в области диагностики и дифференциальной диагностики психических и поведенческих расстройств, свя­занных с употреблением психоактивных веществ; профилак­тики, лечения и реабилитации больных с наркологическими расстройствами (заболеваниями); правовых и этических основ взаимодействия врача и наркологически больного.

В соответствии с требованиями выпускник высшего меди­цинского учебного заведения по специальностям: 040100 — лечебное дело, 040200 — педиатрия, 040300 — медико-про­филактическое дело, 040400 — стоматология, имеющий квалификацию врача, должен:

—          знать систему организации психиатрической помощи;

—          знать медицинские, этические и юридические аспекты оказания психиатрической помощи;

—          знать причины, клинические проявления, принципы лечения психических заболеваний;

—          уметь оказать помощь при неотложных психических состояниях.

Учитывая вышеперечисленные требования, в учебник включены все разделы, соответствующие Государственному образовательному стандарту 2014 года высшего медицинского образования. Особый упор сделан на наркологической про­педевтике, позволяющей врачу стать квалифицированным феноменологическим диагностом, способным точно и свое­временно распознавать наркологическую патологию.

Учебник представлен несколькими разделами. Один из них посвящен семиотике наркологической патологии; дру­гой — описанию концепции зависимой личности, без которой невозможно формирование наркологических расстройств; третий — частной наркологии, описывающей расстройства, возникающие в результате употребления различных психо­активных веществ. В отдельной главе описаны принципы профилактики и реабилитации. Терапия наркологических рас­стройств описана в соответствующих разделах, посвященных тем или иным психоактивным веществам (ПАВ). Студенту для освоения материала по частной наркологии необходимо обращаться к основополагающим и профильным главам.

В конце каждой главы приводятся контрольные вопросы для самостоятельной работы.

 

Цель освоения дисциплины (модуля): освоение студентами способов распознавания, основных методов лечения и про­филактики наркологических расстройств и реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией.

 

Задачи:

—          знать принципы построения современной мировой и отечественной классификации психических расстройств, включающих наркологический раздел;

—          знаггь организацию наркологической службы в России;

—          знать основные используемые для терапии нарколо­гических расстройств лекарственные средства, принципы их подбора, противопоказания к их назначению, возможные побочные эффекты;

—         знать методы исследования, применяемые в наркологии, диагностические возможности, показания к проведению;

—          знать основные симптомы и синдромы наркологиче­ских расстройств, их диагностическое значение, роль этих синдромов в выработке врачебной тактики;

—         знать данные об этиологии и патогенезе, распространен­ности, важнейших проявлениях, течении, терапии, прогнозе важнейших наркологических расстройств, о возможности со­циальной адаптации и реабилитации при этих расстройствах;

—          знать медицинские манипуляции, психологические и социальные факторы, которые могут являться причиной воз­никновения у человека наркологических расстройств;

—          знать принципы профилактики наркологических рас­стройств;

—          уметь собирать субъективные и объективные анамне­стические сведения о наркологическом статусе больного и проводить их предварительный анализ;

—          уметь своевременно выявлять наиболее острые нарко­логические расстройства, представляющие непосредственную опасность для жизни и здоровья больного и лиц, его окружающих;

—          уметь формулировать предварительное заключение о состоянии наркологически больного и грамотно составлять направление в наркологическое учреждение;

—         уметь оказывать неотложную наркологическую помощь;

—          владеть навыками грамотного и психотерапевтичного построения беседы с больными наркологического профиля и их родственниками с учетом их личностных особенностей, осведомленности и ведущих мотивов.

 

Обучающийся должен обладать следующими компетен­циями, в том числе:

общекультурными компетенциями:

способностью и готовностью осуществлять свою де­ятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8). В резуль­тате освоения ОК—8 обучающийся должен:

—          знать основы медицинской этики в наркологии, юри­дический порядок освидетельствования и недобровольной госпитализации в психиатрический стационар;

—          уметь применять их на практике;

—          владеть навыками грамотного и психотерапевтичного построения беседы с больными различного профиля и их родственниками с учетом их личностных особенностей, ос­ведомленности и ведущих мотивов;

 профессиональными компетенциями:

способностью и готовностью проводить и интерпретиро­вать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных ис­следований, морфологического анализа биопсийного, опера­ционного и секционного материала, заполнять медицинскуюкарту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5).

В результате освоения ПК-5 обучающийся должен:

—          знать методы исследования, применяемые в нарко­логии, их диагностические возможности, показания к про­ведению;

—          уметь собирать субъективные и объективные анамне­стические сведения о наркологически больном и проводить их предварительный анализ;

—          владеть навыками сбора анамнеза наркологического расстройства, выявления основных наркологических симпто­мов и синдромов, интерпретации наиболее распространенных инструментальных, лабораторных и патопсихологических методов обследования;

способностью и готовностью выявлять у пациентов основные наркологические симптомы и синдромы, исполь­зуя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организму в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различ­ных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующе­го, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17).

В результате освоения ПК-17 обучающийся должен:

—          знать принципы построения современной мировой и отечественной классификации психических расстройств, включая раздел «Психические и поведенческие расстройства при употреблении ПАВ»;

—          уметь своевременно выявлять наиболее острые нарко­логические расстройства, представляющие непосредствен­ную опасность для жизни и здоровья больного и лиц, его окружающих;

—         владеть навыками составления предварительных за­ключений о состоянии наркологически больных и грамотного оформления направлений в наркологическое учреждение;

способностью и готовностью анализировать и интер­претировать результаты современных диагностических тех­нологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей для успешной лечебно­профилактической деятельности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы (ПК-18). В результате освоения ПК-18 обучающийся должен:

—          знать инструментальные и лабораторные методы ис­следования, применяемые в наркологии, их диагностические возможности, показания к проведению;

—          уметь правильно назначать их и интерпретировать их результаты;

способностью и готовностью назначать больным адек­ватное лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозой терапии больным (ПК-20). В результате освоения ПК-20 обучающийся должен:

—          знать основные используемые в наркологии лекарствен­ные средства, принципы их подбора, противопоказания к их назначению, возможные побочные эффекты и возможности социальной адаптации и реабилитации при этих заболеваниях;

—          уметь определить показания к каждому классу пси­хотропных препаратов и небиологических средств лечения;

—          владеть навыками оказания неотложной наркологической помощи.

Кроме того, предполагается, что в процессе обучения студент должен освоить перечисленные ниже разделы кли­нической наркологии.

—         Организация наркологической помощи населению. Принципы работы и устройства наркологического диспансера.

—         Острая интоксикация алкоголем. Степени алкогольного опьянения. Диагностика алкогольного опьянения. Лечение острой алкогольной интоксикации. Патологическое опьяне­ние, диагностика и судебно-психиатрическая оценка.

—          Алкоголизм. Определение. Распространенность.

—          Этиология и патогенез, предрасполагающие факторы.

—          Стадии алкоголизма. Абстинентный синдром (синдром отмены).

—          Лечение, его этапы. Организация помощи на каждом из них.

—          Метаалкогольные психозы: острые (алкогольный дели­рий, алкогольный параноид, острый алкогольный галлюциноз) и хронические (хронический галлюциноз, алкогольный бред ревности, энцефалопатические психозы). Принципы лечения.

—          Определение понятия наркомании как заболевания, связанного с немедицинским применением веществ или лекарственных средств, отнесенных законом к наркотикам.

—          Общая характеристика. Эпидемиология.

—          Признаки наркомании: психическая и физическая зависи­мости от наркотика, повышение и изменение толерантности.

—          Употребление препаратов опийной группы: признаки острой и хронической интоксикации опиатами, клиника аб­стинентного синдрома.

—          Употребление препаратов конопли, клиника острой и хронической гашишной интоксикации.

—          Кокаиномания, психические нарушения при однократном приеме кокаина и при хронической интоксикации.

—          Барбитураты, отнесенные к наркотикам; психические и соматические нарушения при хронической интоксикации.

—          ЛСД и другие галлюциногены.

—          Сравнительно-возрастные особенности наркомании.

—          Терапия наркомании. Роль общественных и медицинских организаций в профилактике наркомании и реабилитации больных.

—         Токсикомании[i]. Общая характеристика и распространен­ность. Основные группы веществ и лекарственных средств, вызывающих зависимость: транквилизаторы, психостимуля­торы, летучие растворители, М-холинолитические препараты центрального действия, никотин.

—          Сравнительно-возрастные особенности токсикомании. Лечение и профилактика токсикомании.

—          Борьба с курением. Лечение никотиновой абстиненции. 


 

[i] Термин «токсикомания» в мировой наркологии признан устаревшими не используется. В настоящее время употребляется термин «зависимостьот психоактивных веществ».

 

 

 


Другие интересные материалы:
Механизмы и проблемы профилактики психологической зависимости
“…Отсутствие у наркозависимых...

Очевидно, что для проведения эффективной...
Реформа системы профилактики наркомании в России
Государственная система профилактики...

  Введение Президент Российской...
Являются ли поведенческие расстройства фейк-диагнозом?
Приводятся аргументы в пользу...

Субкультуры и культурные стратегии на молодежной сцене конца ХХ века: кто кого?
"Субкультуры - это яркое открытие...

...в нашей школе все разделяются на...
Коморбидность в психиатрии: взгляд на проблему
“Проблеме коморбидности в последнее...

В. Калинин Проблеме коморбидности в...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт