|
|
Л. Халабуда, С. Семенов, А. Домрачева Л. Халабуда, С. Семенов, А. Домрачева Задачи формирования, коррекции и поддержания мотивации наркологических больных актуальны на всех этапах лечебно-реабилитационного процесса (ЛРП). На ранних этапах реабилитации мотивационная работа имеет приоритетное значение. В структуре мотивации наркозависимого выделяют: А–мотивы – аддиктивные мотивы, “тяга к наркотику”; Б–мотивы – благоприятные мотивы, желание отказаться от употребления, обусловленное наличием позитивных потребностей и целей; Д–мотивы – дефицитарные мотивы, система мотивационных барьеров и причин по которым пациент отказывается от прекращения употребления ПАВ и реабилитации. Сочетание А, Б и Д мотивов и степень их выраженности определяют готовность наркозависимого к изменению своего поведения. На начальном этапе производится оценка мотивации пациента с помощью мотивационного интервью. Для более глубокого анализа используются психосемантические методы диагностики мотивации. При работе с А-мотивами на ранних этапах реабилитации врачом-наркологом осуществляется медикаментозная коррекция компульсивного влечения, используются психотерапевтические методики (телесная терапия, элементы гештальт-терапии) и меры, направленные на устранение факторов, провоцирующих возникновение тяги к наркотику(обучение границам безопасности). Формирование Б-мотивов производится на протяжении всего реабилитационного процесса с применением психотерапевтических, образовательных и воспитательных методов. На ранних этапах используется краткосрочная позитивная терапия, НЛП. Коррекция Д-мотивов является наиболее сложной задачей раннего этапа реабилитации. Именно Д-мотивы формируют основной источник сопротивления пациента изменениям. Мотивационная психотерапия ранних этапов реабилитации должна быть гибкой и дифференцированной. Важны как форма , так и содержание мотивационных стратегий, выбор которых обусловлен особенностями мотивации и степенью готовности пациента к изменениям. Необходимо с самого начала установить доверительные отношения с пациентом. Важно показать, что вы признаете любые чувства, взгляды и намерения пациента в отношении рассматриваемой проблемы и предоставляете ему право самому сделать выбор. Чем слабее мотивация пациента, тем меньше должно быть время мотивационного воздействия и слабее эмоциональное давление на пациента, как отрицательное, так и положительное (воодушевление, энтузиазм). Иначе излишняя внешняя мотивация может подавить зачатки внутренней, и терапия будет иметь обратный эффект. В беседах с наркозависимым следует избегать конфронтации, споров и настойчивых убеждений в своей правоте. В этом случае пациент отвечает с помощью контраргументов, которые еще больше укрепляют его в своем мнении. Запугивание, чрезмерная фиксация на отрицательных последствиях усиливают психологические защиты (по типу “отрицания” и “приуменьшения проблем”). Нотации, наставления, а также “чтение лекций” при низкой заинтересованности пациента, вызывает либо скуку, либо протестные реакции. Появление сопротивления пациента является знаком для специалиста, что ему нужно изменить стиль ведения разговора, замедлить темп изменении и постараться лучше понять проблемы пациента. Важными навыками в мотивационной психотерапии являются умение задавать открытые целенаправленные вопросы, активное слушание, работа с возражениями. Выбор психотерапевтических методик для осуществления мотивационных стратегий зависит от предпочтения специалиста и особенностей сопротивления пациента. Содержание определяется актуальными потребностями пациента. “Маломотивированные” пациенты обычно стараются избегать обсуждения тем прекращения употребления ПАВ и участия в реабилитации, либо подходят к ним формально. Поэтому начать беседу следует со значимой проблемы, затем связать ее с мотивационными задачами, обсудить какое влияние прекращение или продолжение прежнего поведения может оказать на развитие проблемы в будущем. Эффективны информационные стратегии, основанные на фактах или конкретном опыте других наркозависимых. Пациенты со средней (противоречивой) мотивацией открыты для обсуждения и нуждаются в помощи для принятия решения. Для них эффективны следующие стратегии: оценка положительных и отрицательных аспектов сохранения прежнего поведения в настоящем и будущем; исследование преимуществ и возможных трудностей при изменении поведения; ознакомление с опытом решения подобных проблем выздоравливающими наркозависимыми. Пациенты высокой мотивацией нуждаются в информации о способах решения проблем. Мотивационные стратегии должны быть направлены на усвоение и принятие данной информации и инициацию конкретных действий. Мотивационные стратегии могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой работе. Эффективность воздействия мотивационных стратегий усиливается при применении их в групповом контексте. Здесь важно умение работать одновременно с пациентами, имеющими разные уровни мотивации. Если правильно направить групповую дискуссию, используя как конструктивные, так и деструктивные мнения пациентов для достижения психотерапевтических целей, то можно добиться позитивного мотивирующего воздействия пациентов друг на друга. При проведении мотивационной терапии необходимо помнить, что формирование мотивации – это вопрос времени и подготовки. Нельзя ожидать от “немотивированного” пациента тех же результатов, что и от пациента с высокой мотивацией. Показателем успешности осуществления стратегии являются позитивные сдвиги в мотивации. Так как время воздействия на “маломотивированных” пациентов ограничено, мы считаем целесообразным обучение мотивационным стратегиям родственников наркозависимого. Другие интересные материалы:
|
|