|
|
Психологическая зависимость при наркомании означает непреодолимое влечение человека к изменению эмоционального состояния при помощи наркотического вещества (или веществ). Психологическая зависимость обусловлена доминантой на наркотик, поддерживается представлением об интоксикации как единственно возможном комфортном состоянии, обеспечивающем максимально возможную психологическую работоспособность; проявляется как навязчивое влечение к этому комфортному состоянию; сопровождается ощущением управляемости со стороны. В результате человек теряет контроль над своим поведением. Зависимость может быть представлена в виде образа. В ходе психологического консультирования, проработки зависимости в разных модальностях образ зависимости меняется, что свидетельствует об ослаблении психологической зависимости, постепенно создается основа для восстановления контроля над поведением. В. Шабалина На настоящий момент в научной литературе нет единого признанного определения психологической зависимости. Психологическую зависимость Курек Н.С. определяет как необходимость “Я” в приеме психоактивных веществ для достижения определенных эмоциональных переживаний, акцентируя, таким образом, предопределенность, неизбежность приема психоактивного вещества и его цель. Другие исследователи определяют психологическую зависимость как эмоциональное состояние. “Психологическая зависимость — эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной потребности в наркотике либо для получения эффекта, связанного с его употреблением, либо для снятия негативных ощущений, связанных со злоупотреблением им” [1, c. 191]. Здесь психологическая зависимость определяется через эмоциональное состояние, существенным признаком которого является настоятельная потребность в наркотике. В зарубежной литературе дается близкое последнему определение психологической зависимости. “Психологическая зависимость обозначает стойкую эмоциональную потребность в повторяющемся употреблении какого – либо наркотика или группы наркотиков. В основе формирования психологической зависимости лежит способность наркотиков снимать напряжение, либо вызывать эйфорию” [2, c.221]. Эксперты американского Национального института по проблеме злоупотребления наркотиками (NIDA) определяют психологическую зависимость как не поддающуюся контролю тягу к поиску и потреблению наркотиков. В медицинской литературе используется термин “синдром психологической зависимости”. Синдром – это определенное сочетание признаков, симптомов какого-либо явления, объединенных едиными механизмами возникновения. Исследуя психологическую зависимость при наркомании, И.Н.Пятницкая выявила следующие особенности:
И.Н.Пятницкая объясняет возникновение психологической зависимости от наркотиков, прежде всего эффектом наслаждения. “Наслаждение, даваемое наркотиками, создает стойкую доминирующую систему взглядов, подкрепляемую самым сильным фактором – аффектом. По интенсивности и объему охвата представлений эта система превышает так называемую сверхценную идею, приближаясь по силе и стойкости к идее бредовой” [3, c.507]. На психофизиологическом уровне аффект оставляет свой след в виде доминанты. Запредельные положительные эмоции побуждают человека повторять поведенческие акты, и, таким образом закреплять их. В отсутствии наркотиков, напротив возникают сильные негативные эмоции. Курек Н. С. отмечает такое последствие влияния сильных негативных эмоций на личность, как дезадаптация “я”, выражающаяся в нарушении внутреннего диалога, направленного на планирование действий. А это приводит к потере контроля над поведением, оно становится хаотичным и нецелесообразным.[4, с. 33] Дополнительно к выявленным признакам психологической зависимости можно добавить ощущение себя наркозависимыми как управляемыми со стороны. При проведении психологического консультирования практически у всех подростков, имеющих опыт употребления наркотиков (в отсутствии физической зависимости), нами были получены следующие эмпирические данные: наблюдались речевые паттерны, имеющие смысл ощущения себя подростками как управляемыми со стороны. Примеры:
Похожие речевые паттерны наблюдаются у подростков и с другими видами зависимого поведения. Например, у подростков, зависимых от компьютерных игр, у активных курильщиков, злоупотребляющих алкоголем. Подростки даже отмечали, что вели с “другим” внутренний диалог. Например:
Психологическая зависимость может быть представлена в виде образа. Как правило, этот образ в случае хорошей мотивации на отказ от употребления носит агрессивный, угрожающий характер. Часто это образ козла с красными глазами, копытами, густой шерстью, от него исходит неприятный запах, он может рычать. В нем просматриваются черты беса. Иногда это цепи: тяжелые, ржавые, прочные. Они держат в неволе, а ключ от замка находится у кого-то другого. Иногда зависимость выступала в образе змеи: длинной, толстой, кровожадной. Даже в случае отрицания проблемы зависимость все-таки представляется в виде образа, который определяет достаточно лояльное отношение человека к своей зависимости. Часто это пушистый зверек, зайчик, белка, кошка (особенно в начале употребления). Описывается этот зверек как игривый, добрый, хитрый. В случае категорического отказа подростков от лечения, зависимость отображается в образе орла, ворона, пантеры, которые описываются как сильные, ловкие, хитрые, независимые от других, отличающиеся превосходством. В случае понимания своего бессилия перед проблемой образ зависимости был, с одной стороны, демоническим, а, с другой стороны, жалким, потрепанным. Например, черт со свалявшейся шерстью, облезлым хвостом, но крепкими клыками. Как двойник человека, образ зависимости несет информацию о чувствах и мыслях, отношении к проблеме, субъективном восприятии своей зависимости. При осознании степени своей зависимости человек реконструирует образ. Например, пушистый зайчик становится длинным, с красными глазами, шерсть темнее и дыбится, что свидетельствует не о росте психологической зависимости, а ее адекватной оценке. Образ компьютерной зависимости у подростков всегда был ярким, манящим. Например, монитором с разноцветным полем, по которому бегал человек, попавший в виртуальную реальность. У подростков, злоупотребляющих алкоголем, образы зависимости часто являются образами пресмыкающих. При анализе образа зависимости, дополнительную информацию можно получить с применением интерпретаций проективного теста “несуществующее животное”. Для этого необходимо задавать вопросы для прояснения виртуального образа. Вся информация может быть интерпретирована в контексте личности школьника и его проблемы. В ходе психологического консультирования, проработки зависимости в разных модальностях образ зависимости меняется, что свидетельствует об ослаблении психологической зависимости, постепенно создается основа для восстановления контроля над поведением. Интересно, что в народном сознании представление о двойнике, который может распоряжаться человеком в результате его неумеренного употребления алкоголя бытует уже давно. Этот двойник выступает в древних литературных текстах в разных обличьях, то Горя-злочастия, то Хмеля и др., но за ними просматриваются бесовские черты. Так Хмель в “Послании о Хмеле” заявляет, что владеет всеми, кто упивается: “мудрую ими якоже хочу”. Процесс овладения раскрывается Хмелем так: “Одна малая чашка - во здравие, другая - на веселие, третья во отраду, а четвертую выпьет, то будет ему пьянство. Тогда и начну место себе строить в нем. Если же пятую и шестую – тогда обрету власть и стану строить свое жилище в нем, завладею всем существом, сотворю в голове и утробе многую теплоту. Его утроба и сердце начнет желать много пития” [5, c.245]. Как результат своего овладения человеком, Хмель видит его в безмерном пьянстве, смелым и буйным, тщеславным, многоречивым и самохвальным, прекословящим и бранящимся, дерущимся до крови и до смерти. Он ничему не хочет учиться, многое не видит и не слышит. Он слушается только своего двойника, живущего в нем – Хмеля. А поскольку Хмель это образ беса, дьявола, то только одно от него спасение – помощь Бога, часто монастырь, но при условии, что человек не будет касаться Хмеля. Причем, этот секрет раскрывается самим Хмелем. Орлов Ю.М. выделяет поведение, ситуацию и образ, вызывающий поведение. “Образ – это не просто конфигурация стимулов. Образ потому и образ, что содержит определенный смысл (для данного человека) и значение (общепринятое для многих людей в условиях данной культуры) [6, c. 28]. Управление поведением Орлов сводит к управлению образами нашего сознания. Источниками образов выступают ситуации, обстоятельства, слово (воспроизведение обстоятельств в воображении путем их словесного описания), потребности. Возбуждение, вызываемое потребностью, способствует конструированию образов обстоятельств, в которых в прошлом происходило удовлетворение потребностей. Осознание проблемы позволяет увидеть внутренний, виртуальный образ своей зависимости, что повышает чувствительность проблеме. Как известно, чувствительность к проблеме является чертой характера саморазвивающейся личности, т.е. появляются новые ресурсы личности [7, c 14]. Исследование феноменологического мира подростка позволяет не только понять его и определить свое место в нем, но и наметить пути выхода из ситуации. На формирование философии наркомании существенное влияние оказали взгляды Тимоти Лири на природу человека и понимание жизненных задач человека. Объявленный современниками психоделическим пророком, Тимоти Лири главной задачей человеческой жизни считал достижение чувственного необусловленного наслаждения, соматического восторга, генетической трансцендентации и нейроэлектрического экстаза. Достичь этих состояний, по мнению Лири, можно путем употребления LSD, мескалина, марихуаны, психотерапии Перлза, психогенетических хирургических операций и электрического раздражения мозга [8, c. 220]. Как известно, Тимоти Лири был лишен права заниматься психотерапевтической практикой из-за профнепригодности, полученной в результате экспериментирования со своим сознанием с применением LSD. Но философия психоделического подхода к человеку продолжает влиять на умы, особенно юные, акцентируя наслаждение как жизненную задачу человека. С учетом анализа литературы по вопросу психологической зависимости и установленных эмпирических фактов под психологической зависимостью при наркомании мы будем понимать непреодолимое влечение человека к изменению эмоционального состояния при помощи наркотического вещества (или веществ). Психологическая зависимость обусловлена доминантой на наркотик; поддерживается формированием представления об интоксикации как единственно возможном комфортном состоянии, обеспечивающем максимально возможную психологическую работоспособность; проявляется как навязчивое влечение к этому комфортному состоянию; сопровождается ощущением управляемости со стороны. В результате человек теряет контроль над своим поведением. Использованная литература1. Соломзес Дж. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998 2. Steven M.M., Roger D.W. Substance abuse. // The practitioner’s guide to psychoactive drugs. New York, Plenum medical book company, 1984. 3. Пятницкая И.Н. Наркомания. М. Медицина, 1994. 4. Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. – СПб.: Алетейя, 2001. 5. Послание о Хмеле. // Памятники литературы древней Руси. XVII век. Книга вторая. – М.: “Художественная литература”, 1989. 6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991. 7. Колеченко А.К. Развивающаяся личность и педагогические технологии. - Л., 1990. 8. Данилин А.Г. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. Другие интересные материалы:
|
|