|
|
В совместной статье петербургского и финского психолога обобщается опыт работы с семьями, в которых сталкиваются с проблемой употребления психоактивных веществ. В. Шабалина, М. Ханнула В случае употребления ребенком наркотиков психолог-педагог (специально подготовленный для работы с проблемой зависимого поведения) может работать параллельно с ребенком и родителями. В силу принципа конфиденциальности об этой проблем может не знать никто, кроме семьи ребенка и психолога-педагога. Поэтому после прохождения каждого этапа работы с ребенком и семьей психолог-педагог проводит процедуру посредничества, акцентирующую ответственность каждого члена семьи, решение проблем не за счет других людей, проблему взаимопонимания. Эта работа может проводиться на базе психологических центров или кабинетов (которые создаются в школах) профилактики наркозависимостей. Предварительная работа
Правила семейного посредничества
Порядок процедуры посредничестваа) организация пространства Ребенок, его родители и другие члены семьи, психолог садятся, образуя круг. б) принятие правил в) обобщение психолога-педагога по результатам работы с ребенком и его семьей г) порядок задавания вопросов Вопросы задаются сначала ребенку, а затем его близким по кругу (режим раунда). Вопросы, структурирующие процедуру посредничестваНа что мы надеемся, что хотим получить в результате сотрудничества психолога и семьи? Как сейчас проходит жизнь в семье? Что думает каждый член семьи по поводу происходящего в семье? Как разрешались конфликты за рассматриваемый период времени? Что можно сделать еще для лучшего взаимопонимания? Что можно сделать прямо сейчас? Как будем взаимодействовать все вместе дальше? Какие чувства сейчас испытывает каждый член семьи? Что каждый член семьи думает по поводу происходящего “здесь и теперь”? Результат процедуры посредничеств зависит от того, насколько ребенок продвинулся в освоении контроля над своим поведением и в личностном росте, а также от того, как идет восстановление семьи, для которой даже несколько проб наркотика ребенком является серьезной травмой. Работа с семьей опирается на результаты оказания помощи ребенку в индивидуальном, а в последствии и групповом психологическом консультировании. Если установлен факт употребления алкоголя или наркотиков одним из членов семьи ребенка, возможна работа психолога по вызову на дом. Такая работа практикуется, в частности, психологическим центром в Хамине (Финляндия). Сначала психолог изучает семью и ищет ее позитивные ресурсы. Затем готовит членов семьи к проведению семейного собрания. Корректирует выступление каждого члена семьи. Затем проводится собрание с целью изменить отношение виновника бед семьи к употреблению алкоголя или наркотиков и (в случае заболевания) мотивировать его на лечение. Собрание ведет психолог по следующему плану: Вступительное слово психолога: цель собрания, отношение организаций, заботящихся об условиях жизни и воспитания ребенка в семье, к проблеме, имеющейся в ее системе. Основная идея: терпение семьи, школы, общественности лопнуло. Нужно принимать меры. Слово члену семьи, употребляющему наркотики. Как правило, он (или она) отрицает проблему, считает, что семья преувеличивает. Это его (или ее) “правда” Слово каждому члену семьи. Например: а теперь мы послушаем правду Вашей жены, Вашего сына, Вашей дочери и т.д. Обобщение психолога. Акцент делается на проблемы, возникающие у каждого члена семьи в связи с употреблением алкоголя или наркотиков чаще отцом или матерью. Требование обратиться к специалистам, способным оказать помощь. Обещание контролировать ситуацию в семье. Предложение альтернатив, устраивающих всю семью. Последнее слово члену семьи, употребляющему наркотики. Принятие им решения. Обращение к психологу за помощью в разрешения семейных проблем такого рода, является достаточно популярным в Финляндии. Часто именно работники школы направляют семью к специалистам с целью защиты ребенка, страдающего от невыносимых условий семейной жизни. Другие интересные материалы:
|
|