Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Посредничество психолога-педагога в разрешении семейного конфликта, связанного с употреблением наркотиков и алкоголя ребенком или членами его семьи

 
> Родительский уголок > Родители родителям > Посредничество психолога-педагога в разрешении семейного конфликта, связанного с употреблением наркотиков и алкоголя ребенком или членами его семьи

В совместной статье петербургского и финского психолога обобщается опыт работы с семьями, в которых сталкиваются с проблемой употребления психоактивных веществ.

В. Шабалина, М. Ханнула

В случае употребления ребенком наркотиков психолог-педагог (специально подготовленный для работы с проблемой зависимого поведения) может работать параллельно с ребенком и родителями. В силу принципа конфиденциальности об этой проблем может не знать никто, кроме семьи ребенка и психолога-педагога. Поэтому после прохождения каждого этапа работы с ребенком и семьей психолог-педагог проводит процедуру посредничества, акцентирующую ответственность каждого члена семьи, решение проблем не за счет других людей, проблему взаимопонимания. Эта работа может проводиться на базе психологических центров или кабинетов (которые создаются в школах) профилактики наркозависимостей.

Предварительная работа

  • Встреча психолога-педагога с семьей, рекомендации по проведению семейного собрания.
  • Предварительное мотивационное интервью ребенка
  • Семейное собрание
  • Работа психолога-педагога с ребенком (в зависимости от степени вовлечения ребенка в наркотизацию после семейного собрания либо после лечения в клинике, либо после лечения и реабилитации)
  • Работа психолога педагога с семьей

Правила семейного посредничества

  • Мы уважаем друг друга.
  • Мы хотим мира и сотрудничества.
  • Мы говорим только о поведении, касающегося обсуждаемого периода времени. Прошлое не вспоминается.
  • Мы говорим о своих чувствах по поводу поведения других членов семьи, но не даем оценку поведению.
  • Мы говорим о наших мыслях в настоящем, не говоря о том, что мы думаем о прошлом.
  • Мы не предсказываем будущее, мы создаем его основу в настоящем.
  • Мы слушаем друг друга, не перебивая. Даже если с чем-то не согласны. Об этом можно сказать позднее.

Порядок процедуры посредничества

а) организация пространства

Ребенок, его родители и другие члены семьи, психолог садятся, образуя круг.

б) принятие правил

в) обобщение психолога-педагога по результатам работы с ребенком и его семьей

г) порядок задавания вопросов

Вопросы задаются сначала ребенку, а затем его близким по кругу (режим раунда).

Вопросы, структурирующие процедуру посредничества

На что мы надеемся, что хотим получить в результате сотрудничества психолога и семьи?

Как сейчас проходит жизнь в семье?
Какие чувства испытывает каждый член семьи?

Что думает каждый член семьи по поводу происходящего в семье?

Как разрешались конфликты за рассматриваемый период времени?
Насколько вы удовлетворены их разрешением? (Насколько эффективно они разрешались?)
Что не удалось сделать? Что помешало сделать?
Что можно предпринять еще для более эффективного разрешения?

Что можно сделать еще для лучшего взаимопонимания?

Что можно сделать прямо сейчас?

Как будем взаимодействовать все вместе дальше?

Какие чувства сейчас испытывает каждый член семьи?

Что каждый член семьи думает по поводу происходящего “здесь и теперь”?

Результат процедуры посредничеств зависит от того, насколько ребенок продвинулся в освоении контроля над своим поведением и в личностном росте, а также от того, как идет восстановление семьи, для которой даже несколько проб наркотика ребенком является серьезной травмой. Работа с семьей опирается на результаты оказания помощи ребенку в индивидуальном, а в последствии и групповом психологическом консультировании.

Если установлен факт употребления алкоголя или наркотиков одним из членов семьи ребенка, возможна работа психолога по вызову на дом. Такая работа практикуется, в частности, психологическим центром в Хамине (Финляндия). Сначала психолог изучает семью и ищет ее позитивные ресурсы. Затем готовит членов семьи к проведению семейного собрания. Корректирует выступление каждого члена семьи. Затем проводится собрание с целью изменить отношение виновника бед семьи к употреблению алкоголя или наркотиков и (в случае заболевания) мотивировать его на лечение. Собрание ведет психолог по следующему плану:

Вступительное слово психолога: цель собрания, отношение организаций, заботящихся об условиях жизни и воспитания ребенка в семье, к проблеме, имеющейся в ее системе. Основная идея: терпение семьи, школы, общественности лопнуло. Нужно принимать меры.

Слово члену семьи, употребляющему наркотики. Как правило, он (или она) отрицает проблему, считает, что семья преувеличивает. Это его (или ее) “правда”

Слово каждому члену семьи. Например: а теперь мы послушаем правду Вашей жены, Вашего сына, Вашей дочери и т.д.

Обобщение психолога. Акцент делается на проблемы, возникающие у каждого члена семьи в связи с употреблением алкоголя или наркотиков чаще отцом или матерью. Требование обратиться к специалистам, способным оказать помощь. Обещание контролировать ситуацию в семье. Предложение альтернатив, устраивающих всю семью.

Последнее слово члену семьи, употребляющему наркотики. Принятие им решения.

Обращение к психологу за помощью в разрешения семейных проблем такого рода, является достаточно популярным в Финляндии. Часто именно работники школы направляют семью к специалистам с целью защиты ребенка, страдающего от невыносимых условий семейной жизни.


Другие интересные материалы:
Употребление психоактивных веществ в России: методические и организационные проблемы установления уровня и оценки динамики
Представлено обобщение многолетней...

Установление преваленса и инцидента...
О роли семьи в профилактике подростковой наркомании
Авторы предлагают в вопросах семейной...

Семья, как институт социализации,...
Заместительная терапия зависимости от опиоидов (обзор литературы)
Заместительная терапия – это назначение...

О. Айзберг История вопроса...
Организация государственного контроля за деятельностью государственных и негосударственных учреждений, работающих в сфере оказания лечебной и реабилитационной помощи больным наркоманией
Понятийно-терминологическую и...

Базовым документом, регламентирующим...
Некоторые вопросы реализации уголовной политики в современных условиях
Уголовная политика – важная составная...

1. Кризис правопорядка 1.1. Как...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт