|
|
“…Отсутствие у наркозависимых соответствующей дифференциации эмоциональных отношений не позволяет им отдифференцировать и должным образом усилить те побуждения, которые могут порождаться образами объектов и действий ненаркотического содержания, и, тем самым, противостоять усилению побуждений наркотического характера, т.е. усилению наркотического влечения”. А. Корниенко Очевидно, что для проведения эффективной профилактики психологической зависимости необходимо иметь достаточно четкие представления о сути зависимости, условиях и механизмах формирования зависимого поведения. В общем случае, под психологической зависимостью понимается наличие устойчивой потребности в чем-либо, что может обеспечить человеку получение удовольствия или устранение дискомфорта. Однако не все так просто. Действительно, и чувство удовольствия, и чувство дискомфорта, являясь эмоциональными психическими процессами, могут выполнять функцию побуждения и в этом смысле определять направленность действий человека. Но направленность в действиях, даже устойчивая – это еще не зависимость. По определению, зависимость – это отношение между причиной и следствием, при котором как причина, так и следствие представляют собой некоторые события или явления. Наступление одного события (причины) с неизбежностью вызывает наступление другого (следствия). Возникновение психологической зависимости, обычно связывают с изменениями в потребностно-мотивационной сфере личности, которые ведут к образованию доминирующих мотивов (или устойчивых потребностей), удовлетворение которых достигается посредством обращения к предмету или объекту зависимости. Однако, ни наличие доминирующего мотива, ни наличие устойчивой потребности само по себе еще не определяет наличие психологической зависимости. Зависимость - это, прежде всего, вынужденность поведения. Вынужденной формой поведения, т. е. психозависимой, следует считать поведение, которое не только побуждается доминирующим мотивом (устойчивой потребностью), но и характеризуется невозможностью его сознательного контроля и сознательной регуляции. Очевидно, что в случае психологической зависимости у человека должны возникать особые психические состояния, когда он оказывается не в силах противостоять действию определенного побуждения, и его реализация осуществляется помимо его воли. При анализе механизма развития психологической зависимости следует учитывать, что побуждение к определенным действиям обусловливается у человека не столько необходимостью в удовлетворении определенной потребности, сколько ожиданием положительных переживаний, которые он может испытать в результате предполагаемых действий. Кроме того, следует иметь в виду, что побуждение могут порождать и образы, возникающие в психике в результате процессов восприятия (ситуативные образы) и представления (внеситуативные образы). Образы ожидаемых результатов и переживаний относятся к категории внеситуативных образов, и могут не только порождать побуждения, но и влиять на интенсивность уже имеющихся побуждений. В соответствии с вышесказанным, возникновение, например, побуждения к употреблению наркотика может иметь место не только в условиях реальной наркотической ситуации (при наличии образов непосредственного восприятия), но и виртуальной, возникающей в психике в результате процессов представления. Наиболее ярко сила мысленных образов наркотического содержания проявляется у “героиновых” наркоманов. Мощная инициация наркозависимой формы поведения у наркоманов обусловливается не только усилением побуждений к наркозависимым действиям, но и одновременным снижением возможности их сознательной волевой регуляции. В механизме формирования психологической зависимости от наркотиков, особого рассмотрения требуют два момента. Первый связан с мотивами и причинами первичных побуждений к инициации действий наркопотребления, второй касается причин возникновения и усиления побуждений к последующим воспроизведениям такого рода действий, в результате которых, собственно, и развивается психологическая зависимость. Выявление причин первичного употребления психоактивных веществ чрезвычайно важно в плане разработки эффективных методов первичной психопрофилактики развития наркотической зависимости. Методологической основой большинства исследований в области первичной профилактики наркотической зависимости являются представления о том, что употребление наркотиков обусловливается наличием в структуре личности особых негативных свойств и качеств, относящихся к категории “предрасполагающих”. В качестве таких свойств обычно принимают особенности личности наркоманов, которые были присущи им до приобщения к наркотикам и которые принято называть “преморбидными” (А.Е.Личко, В.В.Битенский, 1991). Принятие концепции существования негативных личностных свойств “преморбидного” типа позволяет выделить в проблеме профилактики наркомании проблему психолого-педагогическую и решать ее путем соответствующего образования и воспитания личности. При этом возможны два варианта: а) разработка и реализация систем образования и воспитания, которые не допускали бы формирования нежелательных свойств и качеств личности, приводящих к образованию “групп риска”; б) разработка и реализация определенных психокоррекционных программ, которые позволяли бы устранять или компенсировать нежелательные личностные новообразования в случае их возникновения. Однако существует точка зрения, согласно которой развитие психологической зависимости, никак не соотносится с “предрасполагающими” свойствами личности. Считается, что зависимой личностью может стать любой человек с любой исходной совокупностью личностных свойств. Например, “наркотической” или “алкогольной” личностью человек становится лишь по мере употребления, соответственно, наркотика или алкоголя, независимо от того, чем было вызвано первичное употребление (И.Н.Пятницкая, 1994). В этом случае проблема профилактики зависимого поведения смещается от изучения и профилактики “предрасполагающих” свойств и качеств личности к изучению и профилактике особенностей ее потребностно-мотивационной сферы, определяющих характер мотивации зависимого поведения. С ориентацией на особую и более значимую роль в развитии психологической зависимости не личностных, а потребностно-мотивационных факторов, проблема профилактики зависимых форм поведения начинает выступать в большей степени как проблема психологическая, нежели педагогическая. Особую значимость приобретают вопросы, касающиеся общей психологии познавательных и эмоциональных процессов, психологии мотивационных процессов и процессов эмоционально-волевой регуляции поведения. Анализ механизмов формирования психологической зависимости показывает, что, в принципе, она может быть сформирована по отношению к любому объекту и любому действию, которые могут обеспечить получение достаточно сильного удовольствия (на уровне эффекта “эйфории”). Достигается это за счет процессов генерализации сильных эмоциональных отношений к объекту зависимости (или зависимому действию) на множество ассоциативно связанных с ним объектов, действий и ситуаций. Благодаря механизму генерализации в психике человека образуется множество взаимосвязанных психических образов соответствующего содержания со стереотипной эмоциональной окраской, которые, в случае их актуализации, обусловливают лавинообразное усиление побуждения к воспроизведению зависимой формы поведения. Эмпирические исследования показывают, что у наркоманов при актуализации наркотического влечения происходит увеличение сходства в эмоциональных оценках различных понятий и стереотипизация общей структуры эмоциональных отношений. Отсутствие у наркозависимых соответствующей дифференциации эмоциональных отношений не позволяет им отдифференцировать и должным образом усилить те побуждения, которые могут порождаться образами объектов и действий ненаркотического содержания, и, тем самым, противостоять усилению побуждений наркотического характера, т.е. усилению наркотического влечения. В связи с этим интересно отметить данные, полученные Н.Г.Идрисовой (2002), о том, что “… первичный интерес к употреблению наркотика может определяться, в целом, эмоциональной незрелостью индивида”. Можно лишь добавить, что и последующий интерес к наркотикам связан у наркоманов с определенными нарушениями в их эмоционально-волевой сфере. Другие интересные материалы:
|
|