|
|
Школьные обследования - важный метод сбора данных о потреблении алкоголя и наркотиков среди молодежи. Они являются относительно недорогостоящими, их легко организовать, и, при должной методологической подготовке, они позволяют получить данные высокого качества. Б. Андерссон В большинстве стран лица, определяющие политику, придают большое значение показателям распространенности потребления алкоголя, табака и наркотиков, поскольку эти важные факторы оказывают существенное воздействие на состояние здоровья и благосостояние населения. Информация о распространенности потребления алкоголя и наркотиков, как правило, собирается в ходе эпидемиологических обследований. Такие обследования всего населения проводятся во многих странах и часто предусматривают вопросы, касающиеся алкоголя и других наркотиков. Существует несколько методов, которые можно использовать для обследования населения, например личные или телефонные опросы и анкетирование. Благодаря внедрению новых технологий помимо традиционных методов стали использоваться опросы с применением компьютерной техники, которая позволяет заменить бумажный формуляр и карандаш электронными формами, доступ к которым можно получить с помощью персонального компьютера или компьютерного терминала. Тем не менее такие технологии еще являются дорогостоящими и не получили широкого распространения. В последние годы исследователи пробуют проводить обследования с помощью Интернета, однако такая методология имеет ряд серьезных недостатков, которые еще не удалось преодолеть, включая разный уровень обеспеченности персональными компьютерами, доступа к Интернету и частоты использования Интернета. Кроме того, оказалось довольно трудно определить надежную выборочную совокупность для обследований через Интернет, в результате чего возникают сомнения в репрезентативности результатов. При проведении обследований домашних хозяйств обеспечивается охват значительной части населения, обычно лиц в возрасте от 16 до 75 лет. При этом затрагиваются вопросы, не только связанные с потреблением алкоголя и наркотиков, но также касающиеся отношения к здоровью в целом. Поскольку наиболее молодые респонденты составляют лишь незначительную часть целевой совокупности, в полученных выборках содержится слишком мало молодых людей для проведения обоснованного анализа. Наиболее эффективным и наиболее часто используемым методом сбора данных о потреблении алкоголя, табака и наркотиков среди молодежи является проведение школьных обследований; преимущество школьных обследований заключается в том, что они оказываются рентабельными и их относительно легко организовать. Обычно можно довольно легко выбрать соответствующие школы и классы, и учащиеся находятся в классе в течение всего учебного дня. Вместо опроса случайно отобранных лиц можно опросить большое число учащихся в ходе одной встречи. Кроме того, во многих странах молодые люди гораздо охотнее признают незаконное или предосудительное поведение, например потребление наркотиков, находясь в школе, а не дома. По данным целого ряда исследований, при опросе дома молодые люди признаются в потреблении наркотиков гораздо реже, чем при опросе в школах, независимо от того, проводится ли опрос в домашних условиях лично или по телефону. Сбор данных в условиях школы учащиеся, по-видимому, считают более конфиденциальным, чем заполнение вопросников или проведение опроса в домашних условиях, когда родители могут присутствовать при этом или находиться в соседней комнате. При проведении школьных обследований довольно легко обеспечить стандартизацию методов сбора данных и соответствующий контроль. Если учащиеся доверяют работникам школы, а во многих странах такое доверие существует, то учителя или другие сотрудники, например школьные медицинские сестры, могут сами провести анкетирование среди учащихся и возвратить вопросники в исследовательский институт. Еще одним доводом в пользу проведения обследований в школах для изучения проблемы потребления алкоголя и наркотиков является то, что учащиеся относятся к тем возрастным группам, в которых существует наибольшая вероятность приобщения к потреблению различных психоактивных веществ. Представляется целесообразным вести наблюдение за динамикой показателей распространенности потребления таких веществ. В школьных обследованиях доля ответивших, как правило, является весьма высокой. В большинстве исследований этот показатель фактически соответствует числу учащихся, присутствовавших на занятиях в день сбора данных. Для большинства обследований случаи отказа отвечать на вопросы являются нетипичными. Поэтому доля ответивших выше 90 процентов является типичной для школьных обследований, в то время как в эпидемиологических обследованиях иного рода доля ответивших, как правило, не превышает 70 процентов. Обследования в школах, конечно, не лишены недостатков. Один из наиболее очевидных недостатков связан с целевой совокупностью. Школьное обследование, по определению, представляет собой изучение группы молодых людей, зачисленных в учебные заведения соответствующей страны. Интервал возраста, в течение которого посещение школы является обязательным, может различаться по странам, но его верхняя граница, как правило, составляет 15-16 лет. Поэтому доля лиц, принадлежащих к определенной возрастной группе и находящихся за пределами системы обязательного школьного образования, может существенно различаться между странами. Существуют также основания предполагать, что выбывшие из школы в большей степени склонны к потреблению алкоголя и наркотиков, чем их сверстники в системе школьного образования. Между странами отмечаются также существенные различия в том, насколько много молодых людей продолжает образование после завершения обязательного школьного курса. Вполне можно ожидать, что лица, находящиеся за рамками системы средней школы, отличаются от учащихся не только с точки зрения потребления алкоголя и наркотиков, но также по социальному и экономическому статусу. Таким образом, обследованием не охватываются молодые люди, не посещающие школу, и учащиеся, отсутствовавшие в день сбора данных. Вполне вероятно, что доля лиц, потребляющих наркотики или большое количество алкоголя, будет более высокой в этих группах. Вместе с тем эти же лица, вполне вероятно, могут быть не охвачены обследованиями домашних хозяйств. Если планируется провести серию обследований (например, на ежегодной основе), то определению доли ответивших по каждому обследованию придается особое значение. Тем не менее в странах, где школьные обследования проводятся на регулярной основе, доля ответивших, как правило, из года в год находится на неизменном уровне. Это означает, что тенденции, определяемые в ходе серии таких обследований, относительно независимы от показателей выбытия из учебных заведений. Результаты школьных обследований иногда используются для целей оценки. При планировании профилактических стратегий и кампаний требуется провести оценку их последствий. Тем не менее, используя школьные обследования для таких целей, важно проявлять определенную осторожность. Прежде всего необходимо определить возможные зависимые переменные. Обычно считается, что меры по профилактике алкоголизма и наркомании должны влиять на показатели потребления. Тем не менее, когда необходимо провести оценку, следует продумать, какие именно результаты ожидается получить. Например, если профилактические усилия предпринимаются на когнитивном уровне, можно не обнаружить никаких результатов на поведенческом уровне, но при этом могут измениться установочные действия. Важно также учитывать, соответствует ли целевая группа данной кампании обследуемым школьным классам. В идеальном случае оценка должна охватывать определенную контрольную группу, например классы в аналогичном городе или районе, в которых не проводилось профилактических мероприятий. Кроме того, такие обследования должны быть лишь одним из элементов процесса оценки. Другим существенным фактором, который может повлиять на снижение качества данных, является частота проведения обследований в школах. Если учащимся предлагается слишком много вопросников, их готовность сотрудничать может снизиться, что может привести к повышению удельного веса отсутствующих или недостоверных данных. Отвечая на вопросы об употреблении алкоголя или наркотиков, взрослые, как правило, занижают объем потребления. Это обусловлено целым рядом причин, одна из которых связана с социальной желательностью или стремлением респондентов давать ответы, которые, по их мнению, соответствуют ожиданиям исследователей или же позволят им лучше выглядеть в глазах исследователей. В отличие от взрослых молодые люди могут завышать употребляемое обычно количество алкоголя, например, если они считают, что потребление спиртных напитков ассоциируется с поведением, присущим взрослому человеку, или соответствует ожиданиям их друзей. Риск получения неточных ответов, по-видимому, выше в том случае, если сбор данных носит менее формальный характер, т. е. если учащийся думает, что одноклассники смогут увидеть его ответы. В то же время результаты многих исследований убедительно свидетельствуют о том, что данные, собранные в рамках обследований в школах, отличаются высокой степенью надежности и точности. В заключение следует отметить, что школьные обследования являются наиболее важным методом сбора данных о потреблении алкоголя и наркотиков среди молодежи. Они являются относительно недорогостоящими, их легко организовать, и, по данным многих исследований, они позволяют получить данные высокого качества. Это, несомненно, зависит от применения продуманной методологии. Другие интересные материалы:
|
|